Новости достоевский когда умер

Смерть и похороны Достоевского: умер в 59 лет.

Смерть писателя

Утром 28 января 1881 года жена Достоевского Анна Григорьевна поинтересовалась самочувствием мужа и услышала: «Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру. Когда родился и умер Федор Достоевский, памятные места и даты. Когда умер Достоевский, его супруге, родившей писателю троих детей, было всего 35 лет, но она больше никогда не выходила замуж, храня верность мужу. Жизнь и творчество Фёдора Михайловича Достоевского, русского писателя-реалиста XIX века, отличается своей самобытностью и уникальностью. Утром 28 января 1881 года жена Достоевского Анна Григорьевна поинтересовалась самочувствием мужа и услышала: «Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России.

Достоевский Фёдор

Достоевский в буквальном смысле заглядывает в лицо смерти, когда та приподнимает свой капюшон. Достоевский умирает и перерождается. От чего умер Достоевский? Достоевский мог умереть не единожды. Смерть при «горловом кровотечении» могла быть связана с асфиксией, проще говоря человек захлебывается собственной кровью. База знаний издательства Ливрезон – фрагмент из биографии российского писателя, автора «Преступления и наказания» Федора Достоевского: ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821–1881) русский писатель. К этому времени в жизни Достоевского произошло еще несколько трагических событий — в апреле скончалась его жена Мария Дмитриевна, болевшая чахоткой. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. Федор Михайлович Достоевский был не только гениальным писателем, но и разносторонней личностью, которая заслуживает внимания – Самые лучшие и интересные новости по теме: Достоевский, интересно, факты на развлекательном портале

Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского

Анна Григорьевна зачитала ему строки из Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду». Это предчувствие совсем скоро оправдалось. Днём его состояние ухудшилось, и в тот же день Достоевсикй смиренно, постепенно слабея от потери крови, скончался, так и не увидев свой «Дневник», которым так дорожил, напечатанным. Дочь Достоевского: «Он видел приближение смерти, не боясь её» Достоевский успел не только исповедаться и причаститься, но и проститься со своими родными и близкими. Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда … Он потерял сознание лишь в последний момент. Он видел приближение смерти, не боясь её». Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет.

Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет Достоевского, и, по словам жены усопшего, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Об этом лице умершего писателя говорили очень многие: казалось, будто он спит на своей подушке и легонько улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнилось лицо Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть… Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit». То есть, с латинского «Не плачьте, — он не умер, он только спит».

Порфирьев, 1881 Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Листок с факсимиле Ф. Достоевского, раздававшийся участникам траурной процессии Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день. Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение. Уже рано утром такое огромное количество людей заполнило Александро-Невскую лавру, что постоянно прибывающий поток пришлось контролировать полиции. Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь: — Больше не пропускают! Довольно лжи! Я никого больше не пропущу! На могиле Достоевского, 1881 К счастью, мать и дочь провели в церковь ожидающие их друзья.

До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин. Однако причиной смерти писателя стала не эпилепсия, а туберкулёз, осложнённый хроническим бронхитом и эмфиземой лёгких. Ухудшение своего состояния Достоевский почувствовал накануне наступления 1881 года. В январе, как вспоминали его родные, после ссоры с сестрой из-за имущественных дел у писателя пошла горлом кровь, он слёг.

В ночь с 25 на 26 января Достоевский, желая достать упавшую вставочку с пером, передвинул тяжелую этажерку, после чего у него пошла горлом кровь. Кровотечение возобновилось. Достоевский исповедовался и причастился. Утром Достоевский сказал, что он, вероятно, умрет в течение дня.

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

ДОСТОЕВСКИЙ Протоиерей Андрей Ткачев о смерти Федора Достоевского. В цикле «Смерть замечательных людей» поговорим о смерти Федора Михайловича Достоевского. Федор Достоевский скончался 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 г. в Санкт-Петербурге на 60-м году жизни от обострения хронической болезни сосудов легких. В некрополе Александро-Невской лавры сегодня вспоминали великого русского писателя Фёдора Достоевского. Исполнилось ровно 142 года со дня смерти классика мировой литературы. Цветы и венки возложили к могиле писателя.

Ссылка Достоевского

К тому времени в сентябре 1869 у Достоевских родился еще один ребенок — дочь Люба. А в середине 1871 писатель чудесным образом навсегда исцелился от своей тяги к рулетке. Однажды Анна Григорьевна, подметив, что после очередного припадка ее супруга томит хандра, сама предложила ему отправиться в Висбаден попытать счастья. Достоевский, проигравшись по обыкновению, по приезде сообщил об исчезновении «гнусной фантазии» и дал обещание никогда больше не играть. Получив очередной перевод от «Русского вестника», Федор Михайлович повез семью домой, и в начале июля 1871 Достоевские прибыли в Санкт-Петербург. А спустя неделю Анна Григорьевна родила сына Федора. Узнав о возвращении писателя, оживились кредиторы. Достоевскому грозила долговая тюрьма, однако его супруга взяла все дела на себя и, сумев найти в отношениях с кредиторами верный тон нужно добавить, весьма агрессивный , добилась отсрочки платежей. Одновременно с этим Анна Григорьевна оградила мужа от ненасытных в финансовом плане родственников. Ничто более не мешало писателю заниматься любимым делом, однако после окончания «Бесов» он взял передышку. Желая сменить на время род деятельности, Федор Михайлович в 1873 взялся за редактирование ультраконсервативного еженедельника «Гражданин».

В нем и появились «Дневники писателя», постоянно возобновлявшиеся между писанием романов. В дальнейшем, когда Достоевский оставил «Гражданина», «Дневники писателя» выходили отдельными выпусками. По сути, литератор основал новый жанр, подразумевавший общение с читателями «напрямую». В «Дневниках» появлялись отдельные повести и рассказы, воспоминания, отклики на последние события, размышления, отчеты о поездках… Бесперебойно работала и обратная связь — Федор Михайлович получал горы писем, многие из которых делались темами следующих выпусков. К слову, в 1877 количество подписчиков «Дневников писателя» превысило семь тысяч человек, что очень немало для России того времени. Любопытно, что высочайшим проявлением человеческого гения Достоевский всю жизнь считал «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Осенью 1879 графиня Толстая — вдова поэта Алексея Толстого — через дрезденских знакомых нашла фотографию этого рафаэлева шедевра в натуральную величину и презентовала ее писателю. Радости Федора Михайловича не было границ, и с той поры «Сикстинская Мадонна» всегда висела в его кабинете. Анна Григорьевна вспоминала: «Сколько раз я заставала его стоящим пред этой великой картиной в глубоком умилении…». Задумав очередной роман под названием «Подросток», Достоевский не сошелся с редакцией «Русского вестника» в размере гонорара.

К счастью, на горизонте объявился старый знакомый писателя Николай Некрасов, предложивший опубликовать роман в «Отечественных записках», где согласились на все требования автора. А в 1872 Достоевские в первый раз выехали на летний отдых в Старую Руссу. Начиная с этого года, они постоянно снимали там двухэтажный дачный домик полковника Гриббе, а после его кончины в 1876 — приобрели в собственность. Так впервые в жизни Федор Михайлович стал домовладельцем. Старая Русса явилась одной из его «опорных» точек — «география» писателя в семидесятые годы исчерпывалась съемной квартирой в Санкт-Петербурге и дачей. Еще был Эмс, куда Достоевский четыре раза ездил лечиться местными минеральными водами. Однако в Эмсе ему плохо работалось, писатель на чем свет стоит честил немцев, тосковал по родным и с нетерпением ждал конца курса. В Старой Руссе же он чувствовал себя совсем иначе, этот провинциальный город в Новгородской губернии дал Федору Михайловичу огромный литературный «материал». Например, топография «Братьев Карамазовых» целиком списана с этих мест. А в 1874 Достоевские остались на даче на зиму, почти безвыездно проведя там больше года.

К слову, в 1875 семья их составляла уже пять человек — в августе Анна Григорьевна подарила мужу еще одного мальчика, Алешу. В мае 1878 в семье Достоевских случилась новая трагедия. Умер Алеша, которому не исполнилось и трех лет. Писатель сходил с ума от горя, со слов Анны Григорьевны: «Он любил его как-то особенно, любовью почти болезненною, точно чувствуя, что скоро его лишится. Особенно Федора Михайловича угнетало то, что его сын погиб от эпилепсии — недуга, унаследованного от него». Дабы отвлечь мужа, Анна Григорьевна инициировала переезд семьи в новую квартиру в Кузнечном переулке, а затем уговорила Достоевского отправиться в путешествие в Оптину пустынь — монастырь под Козельском, где сильны были традиции старчества. На случай внезапного припадка она подобрала мужу и спутника — юного философа Владимира Соловьева, являвшегося сыном знаменитого историка. В монастыре писатель имел ряд продолжительных бесед со старцем Амвросием, причисленным Церковью впоследствии к лику святых. Беседы эти произвели на Федора Михайловича глубочайшее впечатление, и отдельные черты отца Амвросия писатель использовал в образе старца Зосимы из «Братьев Карамазовых». Между тем, слава писателя в России все росла.

В феврале 1878 его выбрали членом-корреспондентом АН. В 1879-1880 в «Русском вестнике» издавались «Братья Карамазовы», вызвавшие в образованной среде огромный резонанс. Достоевского постоянно приглашали выступать на различных мероприятиях, и он практически никогда не отказывался. Молодежь смотрела на него как на «пророка», обращаясь по самым животрепещущим вопросам. В апреле 1878 Достоевский в письме «К московским студентам» говорил: «Чтобы прийти к народу, и остаться с ним, во-первых, необходимо разучиться его презирать, а во-вторых, нужно уверовать в Бога». В июне 1880 в Москве состоялось открытие памятника Пушкину. Шумное празднование по этому поводу не могло обойтись без известного писателя, и он, получив официальное приглашение, прибыл на мероприятие. Прочитанная «Речь о Пушкине», в которой Федор Михайлович высказал свои самые задушевные мысли, сопровождалась практически «сумасшествием» публики. Достоевский и сам не ожидал подобного бешеного успеха — одна-единственная произнесенная срывающимся глухим голосом не очень долгая речь на краткое время примирила все общественные течения, заставив обниматься вчерашних противников. Согласно самому Достоевскому: «Зала была в истерике — незнакомые между публикой люди рыдали, плакали, обнимались и клялись друг другу стать лучше...

Порядок заседания расстроился — все бросились на эстраду: студенты, гранд-дамы, государственные секретари — все обнимали и целовали меня... Иван Аксаков объявил, что моя речь — целое историческое событие! С этой поры наступит братство, и никаких недоумений не будет». Само собой, никакого братства не вышло. Уже на другой день, опамятовавшись, люди стали жить по-прежнему. И все-таки подобный миг общественного единения стоил дорогого, в этот момент Федор Михайлович достиг вершины своей прижизненной славы. Необходимо рассказать об истории взаимоотношений Тургенева и Достоевского. Познакомившись в 1845, спустя год они уже были заклятыми врагами. Впоследствии, когда Федор Михайлович вернулся из Сибири, неприязнь их пошла на спад, Иван Сергеевич даже публиковался в журнале братьев Достоевских. Однако общение писателей продолжало оставаться двусмысленным — каждая встреча завершалась новым столкновением и размолвкой.

Они были совершенно разными — в художественных предпочтениях, в политических убеждениях, даже психологической организации. Необходимо отдать должное Тургеневу — по окончании речи Достоевского на Пушкинском празднике он в числе первых вышел на сцену и заключил его в свои объятия. Однако следующая встреча писателей, вернула выдающихся мастеров слова на «исходные позиции». Отдыхавший на Тверском бульваре Федор Михайлович, заметив приближающегося Тургенева, бросил ему: «Велика Москва, но от вас никуда не скроешься! Больше они не виделись. Новый 1881 год Достоевский встретил в очень бодром состоянии духа.

Например: «Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать». Мистическая история с бюстом писателя. Скульптор договорился с Достоевским, что тот будет ему позировать, но Фёдор Михайлович через несколько дней скончался.

Так был создан прижизненно-посмертный скульптурный портрет. Жутковатые образы персонажей Достоевского и самого автора — уже 100 лет назад были трендом. Специалисты говорят, что сам материал психологически сложен и располагает к темной цветовой гамме.

Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея.

До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос.

Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского.

Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году.

Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович.

Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин. Однако причиной смерти писателя стала не эпилепсия, а туберкулёз, осложнённый хроническим бронхитом и эмфиземой лёгких.

Тогда он написал свое самое известное произведение — «Преступление и наказание», затем последовали «Идиот» и «Бесы». Анна Сниткина стала ему настоящим другом и соратником. Она помогала ему вовремя сдавать произведения, занималась его финансовыми делами, приведя их в порядок, помогла избавиться от пристрастия к азартным играм. В это же время он приобрел самую большую популярность за всю свою жизнь.

Смерть и похороны Смерть Достоевского наступила 28 января 1881 года. Анна Достоевская с детьми Любовью и Федором Линия жизни 30 октября 1821 г. Поступление в Инженерное училище. Окончание училища, зачисление на службу в офицерском звании. Выход романа «Бедные люди». Арест Достоевского по делу Петрашевского. Уход в отставку. Издание журнала «Время».

Хронология жизни и творчества

Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».

Наследие Достоевского оказало сильное влияние на мировую художественную литературу, а за границей он стал знаменитым ещё при жизни: до того, как были переведены его романы. В 1879 году его пригласили в Лондон на Международный конгресс, на котором его избрали членом почётного комитета международной литературной ассоциации. Сам Достоевский писал об этом так: " Литературный конгресс оказал мне высокую честь, избрав меня членом почетного Комитета. Я благодарю его от всего сердца. Как не гордиться тем, что твое имя оказалось среди стольких прославленных имен, в ряду самых выдающихся знаменитостей нашей современной литературы?

Во время Отечественной войны 1812 года служил военным врачом. После рождения сына Михаила, в 1821 году увольняется с военной службы и поселяется с семьёй в Москве. Несмотря на очень низкий оклад, начинает работать в Мариинской больнице для бедных. После наполеоновского нашествия потерял все своё состояние. Биографы писателя предполагают что, имя Фёдор выбрано было по имени деда по матери [7] [8]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь родителей …», — вспоминал Достоевский [7]. В семье царил патриархальный уклад [7]. Вся жизнь семьи подчинялась службе отца. Одним из воспоминаний стала ежевечерняя молитва вместе с братом перед образами в гостиной [9]. В конце 1822 года родилась сестра Варвара, тогда в семье появилась няня Алёна Фроловна, о которой у писателя остались самые приятные воспоминания. Она упоминается в романе « Бесы » [10] [8]. После рождения в 1825 году брата Андрея , семья перебирается в левый флигель больницы. Это была небольшая квартира, состоящая из двух небольших комнат, передней и кухни. Для старших детей отгородили часть передней [11] [12]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про «Жар- птицу», «Алёшу Поповича», «Синюю бороду» и другие [13] [14]. Летними вечерами всей семьёй гуляли в Марьиной роще, ездили в Троице-Сергиеву лавру [15] [16]. Начало учёбы Усадьба «Даровое», Зарайский район Уклад, царивший в доме Достоевских, благоприятствовал развитию воображения и любознательности [17]. Достоевский в своих воспоминаниях называл родителей «лучшими, передовыми людьми» [18]. Особенно запомнилось маленькому Фёдору чтение отцом « Истории Государства Российского ». В десять лет он уже знал главные эпизоды русской истории [19] [20]. Детей начинали обучать с четырёхлетнего возраста, начинали с легких лубочных сказок [17]. Весной 1827 года Михаил Андреевич получил чин коллежского асессора [18]. Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии. Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами [21] [22]. Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [23] [24]. После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы. Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [25] [26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который содержал пансион [27] [26]. Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки [28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич. Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы [27] [29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий. Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи. Курс состоял из трёх классов по одиннадцать месяцев каждый. Тут изучали почти все предметы: математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Атмосфера в пансионе была домашней, Леонтий Чермак относился к своим ученикам как к собственным сыновьям, следил за здоровьем, входил в их нужды [30] [31]. Как вспоминают учившиеся в то время, Фёдор Достоевский был серьёзным, вдумчивым молодым человеком, который играм в рекреации предпочитал книги.

В феврале 1854 Достоевского выпустили из Омской каторжной тюрьмы и определили рядовым в базировавшийся в Семипалатинске батальон. Выйдя «из гроба», писатель получил разрешение читать и засыпал брата просьбами о присылке литературы. Кроме того, служа в Семипалатинске, Федор Михайлович подружился с двумя людьми, немного скрасившими его жизнь. Первым товарищем стал юный прокурор Александр Врангель, прибывший в город в 1854. Барон предоставил Достоевскому собственную квартиру, где писатель мог забыть о своей тяжкой доле — тут он с чубуком в зубах читал книги и обсуждал с Александром Егоровичем свои литературные замыслы. Кроме него, Достоевский подружился и с совсем молодым Чоканом Валихановым, служившим адъютантом у генерал-губернатора Западной Сибири, и которому, несмотря на краткость жизни, было суждено стать виднейшим казахским просветителем. Попав в «высшее общество» Семипалатинска, Федор Михайлович познакомился с местным чиновником, запойным пьяницей Исаевым и его супругой Марией Дмитриевной, в которую он страстно влюбился. Весной 1855 Исаев был переведен в Кузнецк сегодня город Новокузнецк , по иронии судьбы, управляющим по корчемным делам. Умер он спустя три месяца. Мария Дмитриевна осталась одна в чужом городе и среди чужих людей, без гроша в кармане и с сыном-подростком на руках. Узнав об этом, писатель задумался о браке. Однако тому было серьезное препятствие — социальное положение Достоевского. Федор Михайлович предпринял титанические усилия, дабы преодолеть это, в частности, сочинил три патриотические оды и через знакомых передал их в высшие госинстанции. Наконец, осенью 1855 писатель был произведен в унтер-офицеры, а через год — в офицеры, чем открыл себе путь к женитьбе. В феврале 1857 Достоевский обвенчался в Кузнецке с Исаевой и уже человеком семейным вернулся в Семипалатинск. Однако на обратном пути его супруга стала свидетельницей припадка, случившегося с новоиспеченным мужем в результате свадебных треволнений. После этого в отношениях их произошел трагический надлом. В марте 1859 Федор Михайлович получил желанную отставку. Поначалу ему не разрешили проживать в столицах, однако вскоре и этот запрет был отменен, и в декабре 1859 — после десятилетнего отсутствия — писатель появился в Санкт-Петербурге. Необходимо отметить, что в литературу он вернулся, еще служа в Сибири. В апреле 1857 после возвращения ему потомственного дворянства писатель получил возможность печататься, и уже летом «Отечественные записки» опубликовали «Маленького героя», сочиненного в Петропавловской крепости. А в 1859 были выпущены «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон». В Северную столицу Достоевский приехал с большими планами, и в первую очередь ему был необходим орган для выражения постулатов сочиненного им «почвенничества» — течения, характеризующегося призывами к возвращению к национальным, народным началам. Его брат Михаил, основавший к тому времени собственную табачную фабрику, также давно желал заняться издательской деятельностью. В результате появился журнал «Время», первый номер которого увидел свет в январе 1861. Официальным редактором значился Михаил Достоевский, а Федор Михайлович возглавлял художественный и критический отделы. Вскоре журнал приобрел пару талантливых критиков — Аполлона Григорьева и Николая Страхова, активно продвигавших в публику почвеннические идеи. Тираж журнала все возрастал, и вскоре он уже мог конкурировать с известным некрасовским «Современником». Но закончилось все печально — в мае 1863 «Время» оказалось под запретом. Поводом к высочайшему повелению стала статья Страхова, «неправильно» толковавшая «польский вопрос». Летом 1862 Достоевский впервые отправился за границу. Он уже давно желал познакомиться со «страной святых чудес», как писатель называл старую Европу. Три месяца литератор колесил по европейским странам — турне его включало Францию, Италию, Германию, Англию. Полученные впечатления только укрепили Федора Михайловича в мыслях об особенном пути России. О Европе он с тех пор говорил лишь как о «кладбище — пусть и дорогом русскому сердцу». Несмотря на это, лето и осень 1863 Достоевский, расстроенный закрытием журнала «Время», опять провел за границей. Однако поездка не принесла ничего хорошего — в этом путешествии Федор Михайлович «заболел» игрой на рулетке. Страсть эта сжигала писателя последующие восемь лет, принося жесточайшие страдания и заставляя регулярно в пух и прах проигрываться. За границей его ждал и крах нового любовного романа. Двумя годами раньше он опубликовал в своем журнале рассказы двадцатилетней Аполлинарии Сусловой, а спустя некоторое время она стала его любовницей. Весной 1863 Суслова отправилась за границу и поджидала писателя в Париже. Однако по дороге Достоевский получил от нее послание со словами: «Ты немного опоздал». Вскоре стало известно, что она успела увлечься испанцем-медиком. Федор Михайлович предложил ей «чистую дружбу», и два месяца они вместе путешествовали, после чего навсегда расстались. Их история любви стала основой романа «Игрок», в очередной раз подтвердив то, что Достоевский, по преимуществу, являлся писателем «автобиографическим». По возвращении на родину Федор Михайлович совместно с братом усиленно хлопотал о разрешении выпускать новый журнал под названием «Эпоха». Разрешение это было получено в начале 1864. Денег у братьев не хватало и это отразилось на внешнем виде «Эпохи». Несмотря на публикуемые Достоевским «Записки из подполья», а также сотрудничество с редакцией такого крупного писателя как Тургенев, популярностью в народе журнал не пользовался и спустя год прекратил существование. К этому времени в жизни Достоевского произошло еще несколько трагических событий — в апреле скончалась его жена Мария Дмитриевна, болевшая чахоткой. Супруги уже давно жили раздельно, однако писатель принимал большое участие в воспитании пасынка Паши. А в июле месяце скончался Михаил Достоевский. Писатель, приняв все долги брата, обязался содержать его родных. Летом 1865, после ликвидации журнала «Эпоха», Федор Михайлович в буквальном смысле сбежал за границу от кредиторов, где вскоре вновь полностью проигрался. Сидя в убогом номере висбаденской гостиницы без еды и без свечей, он начал сочинять «Преступление и наказание». Выручил его старый товарищ, барон Врангель, который прислал денег и пригласил писателя пожить вместе с ним в Копенгагене, где он в то время служил. В следующем — 1866 году — писателю перестали давать авансы, и ему пришлось заключить с издателем Стелловским кабальный договор, согласно которому Федор Михайлович всего за три тысячи рублей давал литературному дельцу разрешение издать трехтомник своих сочинений, а также обязался представить к ноябрю 1866 новый роман. В отдельном пункте значилось, что в случае невыполнения последнего обязательства каждое из написанных в будущем произведений Достоевского будут переданы в исключительную собственность издателя. По этому поводу в 1865 в письме барону Врангелю Федор Михайлович обронил страшные слова: «Охотно опять пошел бы на каторгу, чтобы только оплатить долги и ощутить себя снова свободным». И в этом же письме: «Мне все кажется, что я лишь собираюсь жить. Не правда ли, смешно? В некотором смысле писатель действительно «начинал» — на протяжении всего года «Русский вестник» публиковал «Преступление и наказание». Этот роман открыл «пятисерийный» цикл произведений Достоевского, сделавший его крупнейшим мировым писателем. А осень этого же года принесла ему поистине судьбоносную встречу, подарившую Федору Михайловичу на всю оставшуюся жизнь верную спутницу. Знакомство писателя и Анны Григорьевны Сниткиной случилось в отнюдь не романтической ситуации. До страшного срока, лишавшего Достоевского прав на свои труды, оставалось всего четыре недели. Дабы спасти положение, он принял решение нанять стенографистку.

Новости и события Российского исторического общества

Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом уже не было — видимо, чтобы не обострять ситуацию, друзьями сразу же были внесены коррективы в тексты выступлений. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру. Публика накрыла принесёнными венками гроб почти до верхней части могилы. Остальные венки разрывались на части, и присутствовавшие уносили листочки и цветки на память.

Говорилось много стихотворений, посвящённых памяти Фёдора Михайловича. Некоторые из них, а также высказывания ораторов, процитированы на сохранившемся в архиве фотомонтаже. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта». Похороны в силу своей исключительности для России, жившей в разочаровании от половинчатых реформ Александра II, получили огромный общественный резонанс и энергично обсуждались в среде либеральной интеллигенции и студенчества.

Скорбная, почти торжественная сторона проводов Достоевского, участие в них сановных лиц, внимательных людей не обманула, они справедливо увидели в событии провозвестника грядущих больших перемен в России. Похороны обратили на себя внимание и иностранных посольств в Петербурге. Посол Франции генерал Антуан Эжен Альфред Шанзи сообщал: «Русское общество находится под глубоким впечатлением от события, на первый взгляд, лишённого политического значения, но которое тем не менее беспокоит руководителей этой страны как свидетельство новых веяний в России… Значительное большинство участников этой молчаливой манифестации собрались, чтобы почтить память скорее бывшего политического каторжанина, нежели писателя». Поведение министра внутренних дел графа Лорис-Меликова в этих обстоятельствах было, по мнению Шанзи, предельно разумным. Он не поддался давлению тех, кто настаивал на запрещении манифестации, так как понимал необходимость дать выход искренним чувствам части молодёжи, и не вывел на улицы полицию и солдат.

Больше того, Лорис-Меликов постарался придать манифестации полуофициальный характер. Один непреложный вывод со всей очевидностью проистекает из последнего события, — подчеркнул Шанзи. Генерал-посол проиллюстрировал эту мысль сравнением проводов Достоевского с прошедшими похоронами видного царского сановника и дипломата, тайного советника барона Андрея Фёдоровича Будберга: «В тот же день и в тот же час высшие сановники империи отдавали последние почести барону Будбергу, бывшему послу в Париже. Уже в день погребения на углу против Александро-Невской лавры кто-то продавал по полтиннику маленькие пятикопеечные портреты писателя на визитном паспарту, ранее сделанные и распространявшиеся в Петербурге модной тогда фотографической фирмой «Везенберг и Ко». В Петербурге к началу 1880-х годов насчитывалось примерно три десятка фотографических заведений.

Похоже, откликаясь на потребности общества, по примеру везенбергского фотоателье некоего Б. Ясевича на Васильевском острове, вскоре после прощания с писателем сделало фотомонтаж в формате «кабинет-портрет» — 135 х 220 мм, а заодно и увидело в том определённый коммерческий интерес в его распространении на память о событии. Такая наклеенная на картон фотография, как правило в рамке, ставилась на стол или каминную полку. Внизу на паспарту стоял штамп с выходными данными ателье. Дело в том, что закон о печати от 6 апреля 1865 года требовал «объявить с подписками всем содержателям фотографических заведений, чтобы они, под опасением ответственности по закону, не выпускали бы из своих заведений произведений светописи без обозначения фирмы фотографии, и, во-вторых, чтобы снимки с картин и эстампов печатали не иначе как с цензурного дозволения».

Наиболее ходовыми были два небольших формата паспарту — визитный и кабинетный. На их полях или на обороте указывалось происхождение снимка. Для надзора в каждом фотоателье ввели альбомы или прошнурованные книги, в которые вставлялись по одному экземпляру всех исполняемых работ. Мера эта, полагали авторы закона, «может оказаться полезною для полиции при разыскании некоторых подозрительных лиц». Можно предположить, что в архивной коллекции фотопортретов лиц, проходящих по делам полицейских учреждений, снимок появился отнюдь не случайно.

Прощание с Достоевским, несмотря на известную благопристойность события, похожего на национальный траур, как бы обострило настроения в российском обществе. Как верно подметил в своей депеше французский посол, в траурной манифестации симпатий было больше к бывшему политкаторжанину, и свидетельствовало о новых веяниях в жизни страны, о «нравственном беспокойстве» молодого поколения.

Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть. Муж послушался меня, перестал говорить, но по умиротворенному лицу было ясно видно, что мысль о смерти не покидает его и что переход в иной мир ему не страшен. В восемь часов двадцать восемь минут вечера Федор Михайлович отошел в вечность». Хотя Достоевский перед смертью был очень слаб физически, но он был полон душевных сил и мыслей. Как уже упоминалось, он собирался 1881 год всецело посвятить «Дневнику писателя» и мечтал засесть за написание второй части «Братьев Карамазовых», где появились бы почти все прежние герои…. Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад и есть почти даже не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя.

Обойтись мне без этого первого романа невозможно, потому что многое во втором романе стало бы непонятным». Но этим замыслам не суждено было сбыться, Достоевский умер менее чем через 4 месяца после завершения публикования «Братьев Карамазовых». В 1916 году в своих воспоминаниях А. Достоевская напишет о муже: «Смерть унесла его действительно полного замыслов». Известие о смерти Ф. Достоевского буквально потрясло Россию. Многие мемуаристы сообщают о невиданных дотоле проявлениях народной скорби на похоронах писателя, когда гроб с его телом несли от дома в церковь, а затем на кладбище. Немалую часть шедших за гробом и приславших венки составляли студенты и учащиеся школ.

Милюков писал: «На вынос тела Достоевского стеклись десятки тысяч народа: его провожали с венками представители разных корпораций, ученых и учебных заведений, депутаты от городских обществ обеих столиц… Его хоронили не родные, не друзья — его хоронило русское общество. Все эти овации не были придуманы каким-нибудь кружком, а сложились под влиянием одного общего чувства утраты, с одной общей мыслью почтить память любимого писателя и гражданина». Первый некролог опубликовала газета «Новое время»: «Умер не только писатель, умер учитель, умер благородный человек». Тридцать первого января 1881 года, когда останки писателя были погребены на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, Россия поняла, кого она потеряла.

Памятные места 1. Усадьба Даровое, принадлежащая Достоевским, где писатель проводил время в 1832-1836 гг. Дом Достоевского в Санкт-Петербурге в 1841-1842 гг. Дом Достоевского в Санкт-Петебурге в 1878-1881 гг. Памятник Достоевскому в Москве.

Памятник Достоевскому в Санкт-Петербурге. Памятник Достоевскому в Дрездене. Со временем Сниткина взяла в свои руки финансовые дела писателя и привела их в порядок. Диагноз «эмфизема легких» Достоевскому поставили еще в 1879 году. Вечером он скончался. Памятник Достоевскому в Дрездене, могила Достоевского на Тихвинском кладбище Завет «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». Опора какая-то отскочила от меня.

Государственный музей городской скульптуры Пл. Достоевского в Музее Достоевского Кузнечный пер. Лекция доктора филологических наук Б. Тихомирова 17:30 «Душа.

Происхождение и ранние годы

  • Достоевский Фёдор | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
  • ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"
  • 9 февраля - День Памяти Фёдора Михайловича Достоевского
  • Начало писательской деятельности
  • Федор Достоевский: биография, жизнь и творчество, фото и смерть писателя
  • Прощание с легендой. Похороны Достоевского

Первый роман

  • Достоевский в Сибири
  • Смерть Ф. М. Достоевского
  • Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
  • Смерть Ф. М. Достоевского
  • Федор Достоевский: биография, некролог, причины смерти

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий