Новости доклад на тему крещение

19 января весь православный мир отмечает великий праздник — Крещение Господне. Что же это за день, чем он интересен и почему, если верить, именно на этот праздник вся вода обретает чудесные свойства?История праздника Ночь на 19 января еще называется Богоявлением.

Реферат на тему праздник крещение

как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан. Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Где можно скачать реферат на тему: "Князь Владимир и крещение руси". как возник праздник. Крещение — один из древнейших праздников в христианстве и связан он важнейшим событием в жизни Иисуса Христа — его крещением Иоанном Предтечей в реке Иордан. Крещение господне 19 января. В результате появления в мирской жизни Отца, сына и Святого духа Крещение по-другому называют Богоявление.

Доклад по истории на тему крещение руси

Крещение Господне: история возникновения и смысл этого церковного праздника, какие существуют традиции, правила, обряды и приметы в России? Реферат на тему праздник крещение. 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господня, или Богоявление. Богоявление или Крещение Господне 2024 – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события | База знаний "Правмир". один из главных праздников для христиан всего мира. Он отмечается всеми христианскими конфессиями в том числе и в Православии каждый год 19 января (или 6 января по старому стилю). Доклад на тему «Таинства православия» обновлено: 13 августа, 2020 автором: Научные

Что можно и чего нельзя делать на Крещение

Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти. А вдовушка и рада: вместо чёрта с копытами видит она в Змее умершего мужа. Спасение от Змея одно — в молитве. В городах в Крещенский сочельник приглашали в дома священников для освящения жилья и молебна. Приметы праздника В ночь на Крещение крестьяне обязательно смотрели в небо: россыпь ярких звёзд предвещала пополнение стада овец. Звёздочки здесь выступали в роли овечек Христовых.

Но, если было ясно всю ночь, ждали неурожая. Если на Крещение была метель, то снегу до весны ещё навалит — будь здоров! А если снег идёт мягкими хлопьями, то урожай будет хороший! Смотрели и на иордань: если вода из неё норовила вылиться на лёд — к разливу рек, если над рекой стоял туман, то хлеба уродится столько, что съесть его не будет никакой возможности — невпроед! Охотники верили, если на Крещение собаки лают — дичи в лесу будет много.

Какой сегодня церковный праздник? Православный календарь на январь 2024 года. Что нельзя делать Конечно, "главным героем" народных поверий стала освящённая на Крещение вода. Ей приписывают самые необыкновенные свойства — от лечения рака до укрепляющих свойств. Поэтому многие люди набирают её огромными бутылками, толкаются в очереди, а иногда устраивают потасовки.

Происходит это от незнания истинной ценности агиасмы. Если говорить проще, такое поведение пользы не принесёт ни душе, ни телу.

Но вскоре согласился.

Когда Иисус Христос вошел в священную реку, Иоанн Предтеча возвел руки на голову Иисуса и тот погрузился в воду. Когда он вышел на берег Иордана, вмиг открылось небо и спустился к нему Бог в виде голубя и произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение». Так и произошло великое событие в жизни христиан, возник праздник Крещение Господня, который традиционно начинается с Сочельника в ночь с 18 на 19 января и сопровождается строгим постом накануне.

В результате появления в мирской жизни Отца, сына и Святого духа Крещение по-другому называют Богоявление. Он олицетворяет очищение души и тела от грехов. Учит людей быть более искренними, дружелюбными и праведными.

После окончания ритуала крещения, Спаситель отправился странствовать по пустыне, где провел 40 дней и держал строгий пост. Традиции на Крещение Господня Празднование великого дня Крещения Господне начинается ночью 18 января. Это время принято называть Сочельником или Голодной Кутьей.

В канун религиозного праздника православные христиане держат пост. В этот день хозяйки готовят постные блюда. Главным угощение считается сочиво или кутья, которая представляет собой размоченные или сваренные в воде зерна ячменя или пшеницы, в настоящее время чаще используют пшенную, рисовую или ячневую крупу.

Кашу обильно сдабривают различными сладостями, например, медом, орешками, маком, сахаром, конфетами, вареньем, молоком или сухофруктами. Другими обязательными блюдами в канун Богоявления являются блины и кисель. Также на стол подают выпечку, пироги, пирожки, овощи, ягоды и фрукты, компот, угощения с грибами, рыбой и капустой.

Важным событием великого дня Крещения Господне считается освящение водоемов молитвами. Во льду на реке или озере прорубают выемку в виде креста и с наступлением ночи служители церкви освещают воду, а люди погружаются в нее. Купание в день Богоявления является символом телесного очищение и души, отпущения грехов своих и духовным перерождением.

Считается, что вода на Крещение наполняется целебными свойствами и может творить чудеса, с ее помощью укрепляют здоровье и борются с различными недугами в течение года. В канун и во время праздника необходимо воздержаться от роскошных подарков.

Христианство объединило разно племенное население в единый народ. Была укреплена власть правления, так как религия гласила, что она дана Богом. Массово развивалась культура.

Повысился уровень торговли. В строительстве развивалась каменная кладка, так как стоили церкви и монастыри. Киевская Русь вошла в список могущественных стран в Европе. Также княжеская власть получила крепкую опору церкви. Единая вера в Бога давала населению, заселявшему, в то время, Киевскую Русь, ощущение единения и общности.

Постепенно складывалось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности. В общем, христианство, проповедуя монотеизм, который является источником порядка, внесло довольно серьезный вклад в феодальные отношения Киевской Руси. Крещение Руси усилило внешние политические отношения с другими государствами. По этой причине из Византии были доставлены множество книг на славянском языке. Многие овладели славянской письменностью.

Повысился культурный уровень населения. Люди стали более грамотными. Большой вклад в развитие Руси религия дала в направлении иконописи, живописи, системе образования. Подводя итоги можно сказать, что православие стало одним из факторов, предупредившее особенности истории в социальной, религиозной, политической, культурной сфере в нашей стране до сегодняшнего дня. Историческое значение Крещения Руси повлияло на все сферы деятельности и социального строя.

Христианство — государственная религия Киевской Руси. Данная эпоха возникновения религии христианства послужила этапом развития культуры. Древнерусская культура обрела новые черты и особенности. Совместно с возникновением и обучением письменности, религия усилила прямое значение и создание единства народа и славянской особенности. Появились устойчивые модели этнического самосознания древнерусского народа.

Появлению литературы на Руси сопутствовало появлению письменности и грамотности. Хотя темпы развития были малы, но уже к XI веку возникает древнерусская литература. Основным и важным последствием принятия религии христианства, явилось признание Руси, Византией, которая в это время считалась самым развитым и богатым государством. Доходы Византии были намного больше доходов всех европейских государств вместе взятых.

Самый древний праздник христиан.

Почему принято окунаться в прорубь на Крещение На Крещение верующие окунаются в прорубь, чтобы погрузиться в святую воду РИА «Новости» Читать 360 в Верующие 19 января отмечают Крещение Господне — один из древнейших праздников в христианской культуре. В этот день Иисуса Христа крестили в реке Иордан. Таинство погружения в святую воду проводил Иоанн Предтеча. После странствий он пришел к реке Иордан, где стал призывать людей к покаянию. Проповедник начал крестить их в водах реки, смывая грехи и очищая от скверны.

Когда Иисусу было 30 лет он пришел к Иордану и попросил пророка совершить таинство и с ним. Реклама Во время крещения небеса «отверзлись» и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Праздник Крещения называют еще Богоявлением. Само слово «крещение» переводится с греческого, как «погружение в воду».

19 января – Крещение Господне: как россияне отмечают один из древнейших христианских праздников

Как подготовить сообщение по теме "Крещение Господне, история праздника, традиции и обычаи" для 5-6 класса? Сообщение на тему: «Крещение Господне». Подготовила: Одинокова Божена. Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Реферат на тему праздник крещение. 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господня, или Богоявление. Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна и освящающего.

Доклад: Крещение Господне

Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Доклад на тему город великий новгород. Слово «крещение» означает «погружение». В статье обосновывается идея, согласно которой крещение Руси, состоявшееся в 988 году, и последующая за ним христианизация восточного славянства, имели решающее значение для формирования цивилизационных особенностей российского государства. Уборка на Крещение. Праздник Крещения на Руси имел особую традицию предпраздничной уборки, которую совершали люди 18 января, возвратившись с утренней службы.

История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями

Значение и богословский смысл Богоявления На христианском Востоке сейчас принято понимать Крещение Господа от руки св. Иоанн Креститель видел подобным голубю, сошел на Христа с небес; слышен был глас Бога Отца, которым Он говорил об Иисусе. Это явление — не просто свидетельство о Боге, но также — о Его любви к людям, ведь Господь, сойдя в воды, освятил их. Несколько иным образом понимает Богоявление западная традиция: она делает акцент на том, как Иисус постепенно открывается людям, как Спаситель: 6 января — праздник воспоминания прихода волхвов ради поклонения Богомладенцу; именно тогда а не когда Ему поклонились мало кому известные пастухи сразу по Рождении о Родившемся узнают иудеи, царь Ирод — а через «волхвов с Востока» также язычники; следующее празднование ближайший воскресный день уже посвящено Крещению Господа, когда людям было явлено Его Божество; но речь здесь не только о Крещении — читаемое праздничное Евангелие посвящено первому явному чуду Иисуса, претворению воды в вино в Кане, городе в Галилее. Такое понимание Богоявления в IV в. Например, именно так понимал это свт. Епифаний Кипрский, который в конце IV в. Сейчас же древнюю христианскую традицию сохраняет только Армянская Апостольская Церковь, не разделяя празднования Рождества и Крещения — так как она отпала от Вселенского Православия, не признав решения Халкидонского Собора 451 г. Ко времени Христа его принято было проводить над язычниками, принимающими иудейскую веру.

Однако, «баптисма» св. Иоанна Предтечи имела ряд очень существенных отличий от традиционного омовения: оно совершалось не над язычниками, а над иудеями, которым по Закону Моисея такое омовение было не положено, как представителям народа, знающего Бога, избранного; как правило, ритуальное омовение иудей совершал сам — но омовение св. Иоанна происходило через посредника, его совершал сам пророк. Согласно сохранившимся свидетельствам, св. Иоанн сходил вместе с омываемым во Иордан, обливал водой его голову и плечи, затем требовал от пришедшего покаяния в грехах, возложив руку на его голову. После этого св. Иоанн полностью погружал его в воды со словами, которые доносит до нас древнее предание, но о которых не говорят Евангелисты: «Крещаю тебя во Имя Грядущего». Затем человек выходил на берег, где облачался в белые одежды.

Но почему делаемое св. Иоанном вызывало недоумение священников и вообще многих иудеев, так что, согласно Евангелистам, они присылали к Иоанну служителей, желая узнать, что происходит Ин. Прежде всего, потому, что омовение и исповедь грехов касались иудеев, хотя сам ритуал был предназначен для язычников. Очевидно было, что речь идет о какой-то иной праведности, нежели ветхозаветная, о новой жизни, символом которой были белые одежды — но что это за жизнь? Ответ дал посланным сам святой: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» Ин. Иными словами, пророк — кстати, отрицавший, что он именно пророк, называвший себя лишь «гласом вопиющего в пустыне» — прямо говорит, что «крещение покаяния» необходимо для того, чтобы встретить Мессию, Который уже скоро будет явлен.

Именно таков был смысл «крещения Иоаннова». Особенности богослужения Накануне праздника, как и перед Рождеством — день строгого поста, называемый Крещенским Сочельником. Затем служится литургия Василия Великого — но особым чином, она соединяется с Вечерней. По окончании службы совершается первое освящение воды. Вечером проходит всенощное бдение, а ночью с 18 на 19 января в большинстве храмов — литургия, после которой еще раз освящается вода детали. Утром 19 января служат позднюю литургию, после которой Великое освящение воды совершают еще раз, ради множества приходящих людей.

Союз с византийским христианством выглядел более предпочтительным.

Крещение князя Владимира и дружины Среди историков нет единого мнения относительно точной даты и обстоятельств крещения князя Владимира с дружиной. Согласно летописному рассказу "Корсунской легенде" , Владимир крестился в 988 г. Захватив этот византийский город, князь внезапно ослеп и пообещал принять крещение после исцеления. Произошло "чудо", и прозревший Владимир исполнил свой обещание. После этого киевский князь посватался за сестру византийского императора Василия II Анну. Брак был заключен, так как Владимир грозился продолжить военные действия против Византии. Император был вынужден согласиться еще и потому, что сестра выходила замуж за христианина, а не язычника.

Сам факт осады и взятия города киевским князем не вызывает сомнений, как и последующая свадьба с византийской царевной. Крещение Владимира произошло по разным версиям в период между 986-989 гг. Некоторые историки выдвигают версию, что было два крещения: предварительное в Киеве и официальное в Херсонесе. Вместе с Владимиром приняли крещение и многие члены его дружины. После возвращения с Анной в Киев князь принял решение приступить к введению христианства на всей территории государства, что явно свидетельствует об усилении его авторитета и власти. Начало было положено в столице Древней Руси. Владимир приказал разрушить языческий пантеон, вслед за чем последовало массовое крещение киевлян в Днепре.

Учреждение церковной организации в Киеве Владимир привез из Херсонеса в Киев иконы, священные сосуда, мощи святых. Также на Русь с ним прибыли митрополит Феодор Ефесский вскоре вернувшийся в Византию и несколько епископов. Первоначально просвещением Киевской земли занимался херсонский архиепископ. Крещение других русских земель В Киеве крещение прошло довольно-таки спокойно. Вероятно, в столице уже было достаточно много христиан, да и Владимир располагал мощным аппаратом принуждения. Не вызвала особых затруднений христианизация других городов Среднего Поднепровья. Но на остальных территориях Киевской Руси князю и миссионерам пришлось столкнуться с мощным сопротивлением язычества.

Следующим объектом христианизации стала Новгородская земля. Свидетельство об этом событии имеется в Новгородской первой летописи, которая относит его к 989 г. Не обошлось без столкновений с язычниками: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем". Владимир и его сыновья прилагали значительные усилия по христианизации всей Киевской Руси. Проследить этот процесс помогают археологические раскопки. В дружинных погребениях, относящихся к концу X — началу XI вв. В этот период они уже встречаются в самом Киеве, на Верхнем Днепре и Верхней Волге, в земле радимичей, будущей Ростово-Суздальской земле.

Эти находки доказывают, что представители знати быстро осознавали необходимость принятия новой общегосударственной религии. В самых отдаленных от Киева районах процесс христианизации носил ярко выраженный насильственный характер. Так обстояло дело в Ростовской и Муромской землях. Владимир Мономах совершил ряд походов на вятичей, одной из главных целей которых было их крещение. В летописях содержатся свидетельства об активном сопротивлении язычников во главе с волхвами, гибели христианских миссионеров. Следует отметить, что жители крупных городов охотнее и быстрее принимали новую религию. В глухих сельских районах процесс христианизации растягивался на столетия.

Миссионерская деятельность в таких землях была очень опасна. Владимир Святославич начинает рассылать по городам епископов и диаконов. Огромное значение в процессе христианизации имело церковное строительство. Величественные соборы и храмы поражали сознание древних славян, что оказывалось намного действеннее проповедей миссионеров и насильственного крещения. Язычество не собиралось сдавать свои позиции и активно сопротивлялось насаждению новой религии. В XI веке произошло несколько крупных т. Многие люди, приняв крещение, продолжали верить в своих прежних богов, тайно совершать языческие обряды, обращаться за помощью к волхвам.

Такое "двоеверие" постепенно приводило к определенному компромиссу: в официальную христианскую обрядность плавно входили языческие элементы, сохранившиеся до нашего времени. Самым значительным успехом миссионеров в рассматриваемый период стала повсеместная замена трупосожжения на трупоположение т. Таким образом, подавляющая часть населения продолжала придерживаться язычества. Все же следует признать, что постепенно православие все глубже проникало в народное самосознание, становилось неотъемлемой частью древнерусской культуры. XI-XII вв. Все древнерусские князья подчеркивали свою приверженность православию, а священники и монахи становились для людей образцами праведности и настоящими духовными учителями. Результаты крещения Руси Результаты крещения Руси были огромны и проявились во всех областях политической, социальной и культурной жизни государства.

Прежде всего, существенно повысился авторитет Киевской Руси на международной арене. Вместо непрочного союза варварских племен, поклоняющихся своим многочисленным богам, возникло монолитное государство с единой религией. Русь автоматически становилась союзником и преемником могущественной Византийской империи. С этим были вынуждены считаться ее ближайшие соседи. Принятие православия дало мощный толчок культурному развитию страны. Это проявилось в области литературы летописи , архитектуры строительство церквей , живописи иконопись и т. Древнерусские мастера могли опираться на богатый культурный опыт Византии.

С крещения Руси по сути берет начало русская письменность и русская литература. Все без исключения летописцы были священниками или монахами, которые являлись самой образованной категорией в древнерусском обществе. Уже во второй половине XI века грамотность широко распространяется среди городского населения. А первые образцы деловой письменности относятся к концу X века. Распространение православия усиливало великокняжескую власть, что в целом вело к укреплению государства, сплочению населения, размыванию межплеменных границ и формированию единой нации. Крещение Руси на века предопределило культурное развитие и исторический путь России. Вплоть до 1917 г.

Даже в современную эпоху термины "русский" и "православный" многими воспринимаются чуть ли не в качестве синонимов. До середины Х века основным религиозным течение на Руси было язычество. У славян существовал свой собственный пантеон богов, праздники и религиозные украшения. Тем не менее христианство на Руси существовало за долго до крещения, первые упоминания относятся к 860—870 гг. А в Х веке в Киеве была построена церковь Святого Ильи. На Русь оказывала большое влияние христианская Византия, она же распространяла христианскую литературу. Согласно летописи, в дружине князя Игоря были христиане, а сама княгиня Ольга приняла крещение.

Наиболее весомый вклад в становление христианства внёс Владимир Святославович. В 980 г он отстоян своё право на престол, а позже расширил границы. После этого Владимир задумался о создании единой религии.

В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми. Другой запрет касается работы — в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому. Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде. Приметы Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений. Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой. Много снега в Крещение — хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью. Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток. У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро. Фото из свободных источников Гадания С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех. Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет.

Русь на пороге "Крещения" Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 866 году. Эти события иногда именуют первым Фотиевым, или Аскольдовым крещением Руси. Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г. Правда, достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось. Ее смысл заключается в том, что в 60-е годы IX в. Государство же в целом продолжало оставаться языческим, что и определило его идеологический статус. Силы природы воплощались у них в личные божества. Трудно сказать, почему ему давались различные имена; Дажьбога почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ, Белеса как покровителя стад или «скотьяго бога», «великим Хорсом», по-видимому, называли самое солнечное светило, свершающее путь по небу. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза со страшным громом и смертоносною молниею. Ветер имел свое божество - Стрибога. Небо, в котором пребывал Дажьбог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца, почему Дажьбогу было усвоено отчество Сварожича. Божество земли носило имя Мать- Земля Сырая; почитая землю как свою мать, славяне чтили Дажьбога и Велеса как дедов человеческих. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы». Им приносились жертвы, иногда даже человеческие; этим и ограничивалось идолослужение. Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом славян. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живущим покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром отсюда наше слово пращур и приносили ему жертвы. Прародительницы рода назывались рожаницами и почитались так же, как и род. Вера в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили по земле и населяли поля, леса и воды Русалки. Веря в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев и вне жилищ - в лесу лешие , в воде водяные. Вся природа казалась им одухотворенною и живою. Они вступали с ней в общение, хотел участвовать в тех переменах, которые совершались в природе, и сопровождал эти перемены различными обрядами. Так создался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков. Примерно в 912 году в княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена князя св. Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Он с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Выдающиеся достижения Владимира Святославовича в области внешней политики способствовали укреплению его власти на Руси, росту его политического престижа в глазах жителей страны. В походах и сражениях закалялась и крепла княжеская дружина. Победоносные войны увеличивали великокняжеские богатства, что позволяло Владимиру Святославовичу приглашать к себе на службу новые контингенты опытных воинов-профессионалов, обеспечивая их всем необходимым за счет собственной казны. Росло военное могущество князя. К концу 80-х гг. Власть Владимира Святославича на Руси настолько окрепла, что он уже не нуждался в поддержке со стороны языческого населения. Напротив, и он сам, и его бояре, и дружинники остро нуждались в это время в христианской религии, которая бы помогла феодальному строю окончательно стабилизироваться на Руси. Выбор веры Можно ли было ожидать, чтобы князь Владимир, причинивший столько зла близким, стал потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренно раскаиваются и сожалеют о худых делах своих! Чтобы успокоить совесть свою, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир приносил часто жертвы своим богам и даже сделал нового идола с серебряной головой. Но могли ли утешить его боги бесчувственные, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и бабка, его Ольга, что такие боги не могут быть богами истинными, но не знал, какая вера лучше всех. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии - христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, кто лучше всех понимает бога истинного. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «Греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга. Судьбы веры предков предрешены, с этой стороны выбор уже сделан, в государстве будет введена новая религия. И о каком «выборе» может идти речь, если уже более ста лет на Руси существует именно восточное христианство? Если основной внешнеполитический партнер - христианская Византия, если родственные болгары - тоже уже более ста лет христиане, если, наконец, - это решает все - христианство духом и буквой соответствует развивающимся на Руси общественным отношениям? Соответственно, альтернативы «выбора» - в реальной жизни не было. Русь следовало крестить. Крещение князя Владимира Владимир мог бы креститься в собственной столице своей, где уже давно находились церкви и священники христианские, но князь хотел блеска и величия при этом важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения, он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя. В 988 г. Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь еще более возгордился своим величием и через послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, по смерти героя Цимиския, была жертвою мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям и спорили с ними о державе. Эти обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь с помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем, что, приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и царство небесное. Владимир, уже готовый к этому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и ненавистнее смерти. Но политика требовала этой жертвы, и ревность к обращению идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом. Горестная царевна отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и гражданскими чиновниками. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так счастлив, как народ его: в то время у него болели глаза, и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла. Анна, как ангел-хранитель, посланный Богом Владимиру, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета благочестивой невесты своей и за то щедро награжден был Богом. Как только епископ херсонский и священники константинопольские приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, больные глаза его открылись, и он увидел храм Божий, где раздавалось святое пение, увидел прелестную невесту свою и вместе с нею упал на колени, благодаря Бога милосердного и всемогущего см. Бояре и дружина его, удивляясь такому чуду, также крестились в веру христианскую и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной. Владимир принял христианство и получил в супружество царевну в 989 году. Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она как усердная христианка радовалась, что избавила знаменитого супруга своего и народ его от ужасного несчастья быть идолопоклонниками. Пришлось крестить многих "мечом и огнем". Но пришлось пройти Владимиру и через это, ибо для него крещение не сводилось к чисто религиозному акту: для него это была глубокая реформа, которая позволила бы в исторически краткий срок догнать передовые страны. Крещение киевлян князем Владимиром Большой интерес представляет сам процесс обращения в христианство киевских горожан. Как видно из «Повести временных лет», ему предшествовала особая психологическая подготовка населения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий