Новости декабрь святки

«Святки отмечают веками»: фольклорист о колядках и традициях празднования. Святки отмечаются в период между Рождеством Христовым и Крещением, длятся они 12 дней и в 2022 году пройдут в период между 6 и 19 января. Рассказываем, как проводят Святки, что такое святочные гуляния, что можно и нельзя делать с 7 января до Крещения.

Что такое Святки

  • Что такое Святки
  • Народный календарь: праздники года. Святки - Центр традиционной народной культуры Среднего Урала
  • Народный календарь: праздники года. Святки - Центр традиционной народной культуры Среднего Урала
  • 24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки
  • Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
  • Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала

Святки на приходах Королёвского благочиния

Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья — блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей. После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей масло. По окончанию службы проводится помазание прихожан. Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами. С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

Святки 2019: Как праздновать Первые несколько дней Святок люди ходили в гости к друзьям и знакомым и преподносили разные подарки, символизирующие дары, принесенные волхвами в честь рождения Спасителя. Также приветствовалось посещение разных учреждений, таких как приюты, тюрьмы, больницы и так далее. Легенды рассказывают, что даже цари во время Святок одевались в простые одежды и ходили в больницы и темницы, одаривая людей подарками. Также существовала традиционная святочная трапеза. Семьи собирались за столом, уставленным разными вкусностями и вспоминали всех близких и знакомых, умерших в прошлом году, а также радовались Воскресению Иисуса Христа. На столах обязательно должно было присутствовать нечетное количество блюд, а также дополнительные столовые приборы для всех умерших родственников. Также существовали специальные блюда, приготавливаемые на Святки. Это овсяный кисель, печенье с орехами, кутья, комочки из выпечки, сбитень и многое другое. Завершающие дни Святок считались временем подготовки к Крещению.

Собирали лучших мастеров деревни и шли с ними на водоемы для создания проруби в виде креста. Полученную прорубь украшали разноцветными лентами, изделиями из дерева, а также узорными кусками льда. Святки 2019: что можно и что нельзя делать на Святки Христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление. Потому задача всех православных — праздновать. По возможности отложить все дела земные и стать причастным к этой великой тайне — появления Бога на земле для нашего спасения. В этот период поста в среду и пятницу нет — можно употреблять пищу животного происхождения. Часто батюшкам задают вопрос: «Как причащаться в святки, например на Крещение Господне, если нет поста? Но в основном священники сходятся на том, что для православного христианина, который действительно живет жизнью Церкви, соблюдает посты, пищевые ограничения в святки перед Причастием не обязательны. Ведь по большому счету сам богослужебный устав отменяет пост в это время!

Но, конечно же, это не повод нашей душе предаваться пьянству, чревоугодию и разгулу. Во всем важна мера. Желательно по возможности воздержаться от работы. Кроме, конечно же, необходимой: приготовление еды, уход за животными и прочее из того повседневного нашего быта, без чего нельзя обойтись например, нарубить дров, чтобы истопить печь. От крупных же и необязательных работ нужно все-таки воздержаться. Это не распространяется на тех, кто работает по долгу службы. В таком случае нужно при очередной исповеди покаяться в данном вынужденном грехе. Главное же в святки, как и во все дни жизни христианина, — любовь к Богу и к ближнему своему.

Счастья, радости в ваш дом! Чтобы добрые улыбки, Смех, веселье были в нем! Святки — особый праздник для всех православных верующих.

Рассказываем, чем известен этот праздничный период, какие обычаи и приметы сохранились в наши дни: что можно и что нельзя делать до 18 января. Обычаи в Рождественские святки Святочные дни празднуют с древних времен, традиция зародилась еще в далеком IV веке нашей эры, а в 562 году церковь официально объявила 12 дней после Рождества Христова праздничными. Принято считать, что святки получили свое название до принятия на Руси христианства, в честь верховного бога неба Святотита. Рождественские святки соединяют в себе христианские традиции и языческие ритуалы. В этот период необходимо прославлять Иисуса Христа, молиться и совершать богослужения. Считается, что каждый верующий обязательно должен хотя бы раз посетить церковь. В святки принято веселиться и много гулять, устраивать пышные застолья. Христиане даже выделяли отдельный Щедрый вечер, 13 января, к нему готовили праздничные блюда, приглашали гостей. Также до 18 января следует помогать нуждающимся, делать добрые дела, проводить больше времени с семьей, навещать друзей. Существует поверье, что в святочные дни обязательно нужно дарить подарки близким, чтобы в текущем году жить в достатке. С издавна в Рождественские святки также было принято колядовать — люди наряжались и ходили по домам, пели песни, иначе говоря «славили», и получали за это угощение. Считалось, что колядки обеспечивали богатый урожай и благополучие в домах.

Как в Российской империи отмечали Рождество Христово и Новый год

  • А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки
  • Святки. Записки этнографа
  • Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса

Святки в русской деревне XIII–XVIII веков

Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи. Святки всегда были особым временем, наполненным магией и вание было одним из немногих действ, которое не осуждалось церковью. Святки (зимние святки, коляды) – праздничный период, который начнется в Рождественский сочельник (в ночь на 7 января) и продлится до Крещения (19 января). Наиболее известными.

Святки. Записки этнографа

Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»!
Рождественские Святки-2024: в каких числах, история, традиции и гадания: Общество: Россия: С первой звезды в канун Рождества Христова и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки.
Святки на приходах Королёвского благочиния 21.01.2023 Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают.

Восемь любовных гаданий на Святки от йошкар-олинского экстрасенса

Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды». 6 светлых — светлое полуколо года. Рождественские Святки всегда продолжаются с 7 по 18 января, то есть 12 дней. Святки на Руси делили на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Коляды до Щедрого вечера — с 25 декабря по 31 декабря, и Страшные вечера. Святки, история появления праздника и какое отношение к Святкам имеют скоморохи. На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения.

Как на Руси отмечали святки — 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения

Начинали петь песню, во время исполнения которой поворачивали «по солнцу» решето. В решето могли положить кольцо, лоскуток ткани, хлеб или зерно, крестик, денежку и пр. Каждому участнику гадания пели по очереди. Каким предметом к гадающему остановится решето в конце песни, такая и судьба будет. Если хозяину выпадал ломоть хлеба, то год будет урожайным, а если его незамужней дочке — кольцо, то это к свадьбе. Школа традиционной народной культуры г. Вологды предлагает вспомнить старинное гадание. Святки — самый благодатный период для загадывания желаний, получения предсказаний на будущее, гаданий и ворожбы.

Центр традиционной народной культуры «Пересвет» села Кичменгский Городок предлагает вологжанам погадать вместе. На ваш выбор — гадание с использованием предметов, гадание со свечой, гадание на будущее с помощью золотой цепочки, гадание со стаканом воды и свечой, гадания на поленьях, камушках и крупе.

Перед ним клали землю, глину, рожь, мешочек и колечко. Куда петух клюнет, то девушку и ждет. Если в рожь, то жить она будет в богатой семье. Если в землю - значит, выйдет замуж за работящего мужчину. Если в глину, то муж будет печник, без печи ни одна изба не обходилась.

А если петух клюнет в кольцо, то девушка выйдет замуж. Мешок предвещал бедного мужа. Гадание с петухом. Еще одно гадание с "колодцем": девушки составляли его из небольших брусков и клали около кровати, при этом произносили слова: "Суженый-ряженый, приди ко мне ночью воды напиться". Жених должен был присниться. Гадали тульские девицы и с кольцами: опускали их в блюдце с водой, пели подблюдную песню, а после куплета-предсказания вынимали колечко. Чье попадалось, тому и предсказание.

Считалось, что именно таким образом можно было узнать, когда девушка выйдет замуж и сколько у нее будет детей. Гадание на кольцах с блюдцем. Самым страшным считалось гадание с двумя свечами и зеркалом. В световом "коридоре" в зеркале должен был показаться суженый.

Конечно, некоторые из них были гостям знакомы, но некоторые предметы посетители увидели впервые - и были удивлены, как ранее использовались такие странные на вид приспособления. Участники также опробовали традиционные святочные гадания, например, им предстояло проползти в дугу - такая забава была, чтобы определить, насколько скоро у победителя получится найти себе мужа или жену. На примере таких игр гости узнают древние русские традиции - и будут помнить их ещё долго, ведь даже сквозь года и поколения эти обряды радуют и доставляют радость.

А в конце всего мероприятия гости могли загадать желание с валенком в руках. Прошептать в него своё желание - и оно непременно сбудется.

Было принято желать слушающим достатка, урожая и благополучия.

Коляду с пожеланиями ждали в каждом доме, ведь считалось, что такие своеобразные заклинания определят весь будущий год. Хорошим тоном было отблагодарить ряженых сладостями, печеньями и даже пирогами. Гадания на Святки Время зимнего солнцестояния у древних славян считалось подходящим моментом для гаданий.

По поверьям, в это время размывается граница между миром живых и духов. Кроме того, при всей веселости праздника считалось, что в дни Святок наружу выходит нечистая сила — ведьмы, домовые, черти и мертвецы, принимающие образы животных. Гадали в святочные дни как раз для того, чтобы выведать у духов образ будущего и защититься наговорами от нечистой силы.

В основном на Святки гадали на будущее и благополучие своей семьи, урожай и любовь. Места обрядов выбирали такие, где, по поверьям, обитали духи и нечистая сила. Это мог быть перекресток, лес, река, баня или место рядом с печью.

Самыми популярными были гадания на любовь и на будущее. Гадали в основном на подручных материалах — блюдах, свечах, зеркалах и поленьях. Гадание на полене на суженого.

В темноте или спиной к дровенику гадающие, обычно девушки, брали полено наугад.

Православные отмечают Святки

Святки 2023 года уже начались, что это за праздник и как его отмечают Алена раскрыла основные способы гаданий на Святки, которые йошкаролинцы могут вести в домашних условиях.
Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово Святки празднуют с 6 по 18 января 2023 года.
Народный календарь. Как правильно колядовать на Святки, 25 декабря Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января.
Святки на приходах Королёвского благочиния Венчаться на Святки, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия, также нельзя.

Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами

В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным. После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.

Основные традиции и обряды — запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь. В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи. Этот день сохранил важную традицию — приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой. Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда. Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным.

Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать. Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие. Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год. Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания. Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.

Ребята пели колядки, читали стихи, показали сценку. Настоятель монастыря архимандрит Амфилохий Желябовский поздравил всех собравшихся с праздником, пожелал крепкой веры и добра в эти светлые святочные дни. Все воспитанники школы получили сладкие подарки. В минувшие выходные в храм святых благоверных князя Михаила Тверского и княгини и инокини Анны Кашинской г. Конаково по сложившейся традиции пригласили детей-инвалидов и их родителей общества «Надежда». Помощник благочинного по социальной работе иеромонах Августин Пирогов вручил подарки детям, рассказал семьям о празднике Рождества у Вертепа. Дети сами перемещали вертепные фигурки: Девы Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных. Рассказ и действие сопровождалось пением тропаря, кондака и колядками, которые исполнил хор храма. На Святках наместник Старицкой Успенской обители игумен Дамаскин Леонов принял участие в богослужении в храме святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси на патриаршем подворье Старицкого Свято-Успенского монастыря в Москве. В этот день воспитанники центра «Образ» поздравили детей, воспитанников воскресной школы и прихожан храма святителя Иова с праздником Рождества Христова и показали им Рождественский спектакль. После спектакля все дети получили сладкие подарки от Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря.

Господь в Пятикнижии повелевает: «Семь дней празднуй Господу Богу твоему, на месте, которое изберет Господь, Бог твой; ибо благословит тебя Господь, Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и ты будешь только веселиться» Втор. И хотя буквально это сказано о празднике Кущей, можно вполне распространить эти слова на праздничные периоды Церкви, в первую очередь на Светлую седмицу и на Святки. Рождественские сценки, мероприятия в воскресных школах Понятно, что различные постановки и рождественские сценки основаны на неканонических и подчас фантастических реалиях, все же определённый просветительский и благотворный эффект они имеют. Колядование Есть обычай ходить по домам и рассказывать различные рождественские колядки. При этом ходят как правило дети под руководством и присмотром взрослых , поздравляют с Рождеством Христовым, поют песни и рассказывают стихотворения, а хозяева жилищ одаривают символическими угощениями. Здесь оценка должна быть взвешенной: есть колядки по содержанию вполне христианские, но немало и совершенно светских, в которых нет никакого религиозного смысла. В последнем случае колядование превращается в обычное попрошайничество и вряд ли может быть одобрено христианским сознанием.

После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье часто по-прежнему в форме животных сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Рождественские гуляния До революции выходными — не рабочими — днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики». Отчего вы упали? Вы пили что-нибудь? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек… — И все пешком? От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога — обидишь…» К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве — под Новинским монастырем район нынешнего Новинского бульвара , потом переместились на Девичье поле сейчас это Хамовники.

Святки в русской деревне XIII–XVIII веков

Святки. Записки этнографа — Русская вера Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году.
А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда старому стилю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1.
Православные отмечают Святки 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»!
«Ох, уж эти святки!»: в Стамбуле колядовали и гадали о будущем У православных христиан 7 января начались Рождественские святки.

Как на Руси отмечали святки — 12-дневный сочельник от Рождества до Крещения

(Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. «Святки» Петра Ильича Чайковского создают атмосферу и настроение этого радостного времени года – ожидания чего-то приятного и волнительного. 6 светлых — светлое полуколо года. Святки продолжаются! 12.01.2023. К нашим подопечным из Психоневрологического интерната приходили настоящие волхвы с рождественским дарами!

«Рождественские святки»

Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование.

При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных. Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят.

Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками. В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках. В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем.

Иван Федотов. Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.

Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины.

Девица сидит, обернувшись спиной к дверям, и видеть вошедшего не может. Если у гадальщицы хватит мужества просидеть молча и не оглядываясь, то пришедший подходит, смотрит через ея плечо в зеркало и затем скрывается. Впоследствии оказывается, что смотревший был точь-в-точь как ея жених и муж». Известно, что перекресток дорог — любимое место нечистой силы.

Выйдя за деревню, на открытое место, где все садятся в круг, обернувшись лицом друг к другу. А так как к человеку без креста доступ нечистой силы легок, то охраной от этой силы и служат круги. Ни пошевелиться, ни оглянуться, ни заговорить во все то время, как слушают, нельзя. Если лай хриплый — жених старый, если звонкий — молодой. А если услышишь плач, крик совы, погребальное пение, жди печали, долгого девичества». Ряженье В святки, писала газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1843 год, рядятся все «от богатого помещика до сидельца в мучной лавке». Шумной, веселой ватагой врывались маскированные в дома, плясали, пели, разыгрывали сценки, в которых действовали царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф, Стенька Разин с разбойниками, придурковатый барин с хитрым кучером… Ряженые были одеты: мужчины — в женщин и наоборот, а среди них — медведи, волки, быки и петухи, цыганки, мельники и кузнецы.

Лица ряженых закрыты маской, а чаще полотенцем или платком, и они ходят компаниями от одной бесёды к другой, от одного дома к другому, затевают игры и пляски, и смешат. И страшат всех. В Олонецкой губернии и Петрозаводске ряженых называли хухляками, от слова «хухля» или «хохля» в смысле брани или шутки.

Эти песни широко популярны на Украине, в Беларуси и России. За их пение людям обычно дают немного денег, фруктов, сладостей и пирогов.

В принципе, Рождество было большим и важным праздником для каждой русской семьи и остается таковым до сих пор. Год заканчивается Карачуном самой длинной ночью в году , а новый год начинается Колядой, или Рождеством Солнца. Некоторые родноверы рассматривают эти даты как две части одного и того же праздника, а другие — как два отдельных праздника. Перед праздником волшебник издает «вещий вой», чтобы отогнать злых духов.

А в конце всего мероприятия гости могли загадать желание с валенком в руках.

Прошептать в него своё желание - и оно непременно сбудется. Татьяна Зубрий, гость музея: «Очень душевная атмосфера, я много лет живу в городе, но сама родом из деревни. Здесь очень теплая атмосфера, напоминающая ту атмосферу, что окружала меня в детстве». Такие необычные интерактивные экскурсии проходят в Семёнове в «Доме Семёна-ложкаря» каждый день, а в Святки и накануне Рождества они обретают особенное настроение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий