Для решения проблемы бедности в России необходим комплексный подход. Для того чтобы победить бедность в России, необходимо отменить пенсионную реформу и создать новые рабочие места в сельской местности.
Борьба с бедностью: эффективные меры необходимы
Чернева Р. Уфа, 2015. Ашаганов А. Беглов Е.
Литвинцева Г.
За 2023 год опубликована первая оценка с учётом предварительных данных выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах за 2023 год с охватом в 60 тыс. В числе мер — снижение инфляции, защита от закредитованности граждан, борьба с мошенничеством, меры поддержки граждан в сложных ситуациях, развитие финансовых продуктов для людей с невысокими доходами и программы повышения финансовой грамотности.
Это люди, чьи доходы не достигают прожиточного минимума. Сейчас он составляет 10 038 рублей. Но это все статистика без конкретных портретов. Мы не знаем, кто эти люди, где они живут, — заявил первый заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко, выступая на конференции в Высшей школе экономики «Государство и благотворители: вместе к общей цели».
Малоимущие семьи с детьми с инвалидностью, многодетные семьи, одинокие пожилые люди — самые уязвимые слои населения, нуждающиеся не только в дотациях от государства, но и в помощи НКО. Самая важная поддержка населения — благотворительные продуктовые наборы. Наш ресурс ограничен, но постоянно спрос растет, — говорит Анна Алиева-Хрусталёва, вице-президент по внешним и внутренним коммуникациям фонда продовольствия «Русь».
Набиуллина назвала пять способов борьбы с бедностью 10 апреля 2024, 17:19 Фото: Госдума РФ Пик инфляции пройден, однако высокая ключевая ставка по-прежнему необходима, так как она защищает деньги граждан. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в среду выступила в Государственной думе с отчетом о работе за 2023 год. Она рассказала о планах по снижению ключевой ставки, курсе рубля, важных законодательных изменениях, которые затронут большинство граждан страны, а также о тех мерах, которые ЦБ РФ предпринимает для повышения доходов граждан. Прежде всего, Набиуллина вновь дала сигнал, что смягчение ДКП не за горами. Пик инфляции, по ее словам, уже остался позади: «Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля до ноября этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным. В связи с этим глава ЦБ подтвердила, что цикл снижения ключевой ставки начнется сразу же после того, как замедление инфляции наберет нужную скорость, а инфляционные ожидания придут в норму. Напомним, что следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос о ключевой ставке, запланировано на 26 апреля, но на данный момент большинство экспертов прогнозируют, что на нем будет принято решение оставить ставку на прежнем уровне.
О борьбе с бедностью говорят много, но побороть ее не вышло. Почему так происходит?
После исследований эксперты предложили несколько способов борьбы с «ловушкой бедности» в России, сообщает «РБК». Доля россиян с доходами ниже границы бедности снизилась до 8,5%, сообщили в Росстате. Две беды нашей экономики — бедность и «проблема безбилетника» — имеют один источник — запредельную налоговую нагрузку на заработную плату. Экономика - 24 апреля 2024 - Новости Екатеринбурга - Эксперты ВЭБа предложили ряд мер для решения проблемы бедности в России, в том числе изменение способа расчета прожиточного минимума и подхода к индексации |. Эксперты предложили несколько способов решения проблемы: например, это повышение уровня жизни населения и ценности труда.
Проблема бедности в России и пути ее решения
Проблема может возникнуть с теми, кто воспитывает детей в одиночку. В этом случае родители не могут устроится на полный рабочий день, так как дети требуют внимания. Наличие детских садов с льготными условиями оплаты могли бы в этом помочь. Также еще нужно учесть, что среди бедных есть пенсионеры и инвалиды, среди которых есть те, которые не способны даже на неквалифицированную работу. Четыре шага из бедности Проведение пилотных проектов разделили на четыре этапа. Первый пройдет с 1 декабря до 20 марта следующего года. За это время власти регионов должны оценить реальный уровень и структуру бедности с учетом следующих факторов: уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица, участие в программах социальной поддержки, иждивенческая нагрузка, выявление периодов пребывания семьи в состоянии бедности постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств и разности бедности в городе и селе. Также власти должны разделить малоимущих граждан на получающих социальную поддержку и тех, кто ее лишен. Кроме того, регионы должны провести оценку влияния социальной помощи из бюджета региона на снижение бедности и определить какими способами субъекты помогают семьям выйти из бедности. Второй этап начнется с 21 марта и продлится до 20 июня.
Региональным властям за отведенный срок необходимо проанализировать можно ли устроить граждан в сфере здравоохранения и образования. Также подготовить систему мониторинга самозанятых граждан и жителей с доходами ниже прожиточного минимума.
В частности, последнее можно осуществить с помощью выплаты государством "срочного гарантированного дохода" для тех экономически уязвимых граждан безработных и работающих , которые заинтересованы в повышении уровня образования и, как следствие, собственной производительности труда. Такой инструмент, по мнению авторов, мог бы стать адресной версией безусловного базового дохода. Проблема низкой производительности труда обусловливает сокращение темпов экономического роста и снижение уровня жизни российского населения, пишут эксперты. В России вдобавок большой разрыв в оплате представителей разных отраслей, а также между когортами самых низкооплачиваемых и высокооплачиваемых работников.
Росстат по каждому году публикует четыре оценки уровня бедности: предварительную, первую, вторую и окончательную. В этом случае ведомство приводит данные первой оценки. По данным ВНИИ труда, в этот раз впервые была применена информация о численности населения, полученная в ходе Всероссийской переписи.
Режиму выгодна бедность, потому что с ее помощью он поддерживает у россиян патернализм и запрос на «сильную руку». Из-за неэффективности действий президента и правительства, перевода отечественной экономики на военные рельсы обнищание россиян в ближайшей перспективе будет нарастать. Преодолению бедности мешают также манипуляции с официальной статистикой в политических целях и использование устаревших моделей оценки количества бедных, которые не позволяют оценить масштаб этого бедствия в нашей стране. По данным Росстата, за чертой бедности, то есть в нищете, сегодня живут около 20 млн россиян. Специалисты неоднократно обращали внимание, что методика измерения бедности, основанная на показателях прожиточного минимума, неадекватна, так как сам прожиточный минимум, установленный в России, не только не отражает базовые потребности человека в XXI веке, но и не позволяет поддерживать стандарты жизни, общепринятые как нормальные большинством жителей страны. В то же время, оценки, основанные на показателе медианного дохода, свидетельствуют о наличии примерно 30 млн бедных граждан России каждый пятый. Более половины россиян не имеют сбережений.
В 2023 году четверть российских граждан почти все свои деньги тратит на еду. Несмотря на многочисленные пожелания властей победить бедность, государственные программы остаются неэффективными. По официальным данным, в 2022 года восемь регионов не выполнили задачи по снижению бедности. Уровень бедности в 60 регионах превышает общероссийские показатели. Эксперимент с введением кураторов из числа федеральных министров для бедных регионов также не приносит результатов. Подавляющее большинство отстающих регионов наращивают долги, в них падают доходы населения и снижается покупательная способность. Три региона в течение нескольких лет находились на федеральном казначейском сопровождении, при этом Хакасия будет находиться под внешним управлением до 2029 года. Не успев оправиться от повышения пенсионного возраста и пандемического кризиса, нанесших серьезный удар по доходам и благополучию граждан, страна столкнулась с новыми бедствиями, вызванными началом специальной военной операции и многочисленными санкциями, наложенными в ответ ведущими экономиками мира на Россию.
Проблема бедности в современной России и возможные пути её решения
Согласно новой оценке, уровень бедности россиян в 2023 году опустился до 8,5%. Считали людей, чей доход в месяц меньше 14,4 тысяч рублей. Подходит ли России китайский путь борьбы с бедностью. росстат, бедность, уровень бедности, ощество, власть, черта бедности Официальные и субъективные оценки бедности часто не совпадают. Бедность тесно связана с одиночеством и изоляцией. Если человек закрывается в своей квартире, то это верный путь к бедности. Экономика - 24 апреля 2024 - Новости Омска - В данной статье вы рассмотрите сущность проблемы бедности в России и возможные пути ее решения.
Доходы бедных сжирает рост цен. Победить российскую нищету одними пособиями не получится
Сегодняшнее положение дел с бедностью – прямой результат политики Путина и его администрации. Бедность населения ведёт к ухудшению качественных характеристик общества, к росту социально-экономического и гендерного неравенства, к снижению политической активности населения, является причиной социальных беспорядков. Такая ловушка бедности делает каждое поколение всё беднее и беднее, а из нищеты, по сути, нет выхода.
Как они считают наши деньги? Почему Росстат сообщил о снижении бедности
Безработица и бедность взаимосвязаны, поскольку из-за отсутствия дохода людям трудно сводить концы с концами. Аннотация В статье проведен анализ проблемы бедности российского общества, а также рассмотрены пути решения. В апрельском долгосрочном прогнозе до 2050 г. для изменения ситуации с бедностью и роста реальных доходов граждан экономисты предлагают несколько системных мер. Охарактеризуем далее способы разрешения проблемы бедности в России.
Эксперты изучили проблему «ловушки бедности» в России и предложили решение
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ было указано, что главным источником преодоления бедности является свободный труд и инициатива граждан. С учётом этого правительство России считает, что центральным звеном концепции преодоления бедности должна стать не материальная помощь бедным, не изменение социально-экономической программы на монополию закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда вместо монополии капитала, а создание государством такой жизни для своих бедных граждан, при которых они сами будут находить условия для зарабатывания денег для своей благополучной жизни. Поэтому в России право на труд не гарантирует каждому право на жизнь достойно количества и квалификации труда, как это должно быть в социальном государстве, а даже право на зарплату пропорционально труду тоже не гарантирует… Высокий уровень бедности, связанный с резким снижением реальных доходов населения, безработицей, экономическим неравенством, является характерной чертой современной действительности во многих странах мира. Чрезмерная поляризация общества оказывает негативное влияние и на экономическое развитие России, препятствует развитию её внутреннего рынка и формированию зажиточного слоя общества как платежеспособного большинства населения для общества с монополией капитала, власти денег и с анархией рынка. А ведь в социальном государстве должна быть монополия закона о социальных гарантиях трудящегося населения по количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при стремлении к всеобщей трудовой занятости здорового населения трудоспособного возраста для увеличения своего благосостояния! Вроде бы всё понятно, и вместе с тем, при безусловной значимости многих трудов разных учёных мира и России по преодоления и снижения уровня бедности, вопрос эффективной реализации проектов и программ борьбы с бедностью в России остаётся открытым. Прогнозирование развития ситуации в борьбе с бедностью в условиях глобализации экономики, демографического и финансового кризиса, недостаточных темпов развития экономики страны пока ничего не даёт.
До сих пор в России нет устоявшегося комплексного представления о таком социально-экономическом явлении, как бедность. Измерение и определение бедности с использованием различных баз данных приводят к разным показателям и параметрам бедности, что должно бы подтолкнуть правительство к более серьёзному изучению научной и практической актуальности проблемы, но этого не происходит… Предметом критики при росте бедности в любом обществе всегда выступают управленческие отношения, возникающие в процессе государственного воздействия на экономические процессы. Как уже было сказано, высокий уровень бедности определяется резким снижением реальных доходов населения, ростом безработицы и экономическим неравенством, что является характерной чертой современной буржуазно-рыночной действительности во многих странах мира. Чрезмерная поляризация общества оказывает негативное влияние на экономическое развитие общества и препятствует формированию условий для зажиточности и платёжеспособного большинства населения. Но эта часть населения почему-то остаётся политически недееспособной и даже не пытается объединяться в свою политическую организацию, чтобы сообща бороться со своей нищетой и безысходностью… Понятно, что для решения этих вопросов требуется теоретико-методологическая основа и информационно-эмпирическая база исследования, необходимо применять общенаучные методы познания, включающие методы анализа и синтеза, методики системного и комплексного подходов, структурного, факторного, функционального и сравнительного анализов для обобщения и прогнозирования развития или спада условий создающих бедность в обществе, необходимы и определённые статистические данные разных стран мира, но если ничего не делается в этом направлении, то может быть правительству России это и не нужно? Лауреат Нобелевской премии по экономике Д.
Если разрыв достигает десяти и более раз, то создается предреволюционная ситуация. А если более пятнадцати раз, то общество становится безразличным и инертным, в котором никакие социально-экономические реформы невозможны. Россия давно перешагнула этот рубеж, и сегодня по этому показателю занимает первое место в мире. Такого вопиющего расслоения нет ни в одной стране мира… Получается, что власть и богатство имущим выгоднее и спокойнее жить, когда разрыв между богатыми и бедными превышен более чем в пятнадцать раз, когда большая часть общества становится безразличной и инертной к бедственному положению народа в стране, в которой никакой существенной борьбы разрозненные низы вести не могут, а верхам социально-экономические реформы невыгодны… Революция в социальном плане обязательно подразумевает прогрессивное, коренное, революционное изменение в социально-экономической жизни общества и не обязательно с вооружённым выступлением народа, правительства, партии, или какой-либо силы извне. В некоторых странах революции проводят либо реформаторы сверху, либо парламентским путём, пусть и с мордобитием, но они происходят по воле недовольного режимом народа страны, когда это недовольство уже трудно удержать без помощи насилия. Можно не обращать внимание на революционные изменения 1861 года, которые были проведены сверху прогрессивным царём России, но отмена крепостного права не отменила угнетённое состояние трудового народа России, а только сменила угнетателя крепостника на капиталиста и крепостное рабство на наёмное.
Причём независимо от того, отдельный это будет капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества. Чем революция и отличается от восстаний, правительственных переворотов или регрессивных изменений в жизни народа от репрессивных мер правительства после народных волнений или предательства офицерского корпуса страны. В то же время трудами разных учёных уже раскрыты закономерности взаимодействия социально-экономического явления бедности с системой общественного воспроизводства и рынка труда в целом. Доказано, что переход масштабов и уровня бедности в системе общественного воспроизводства за определенный порог порождает цепную реакцию самогенерирования, то есть воспроизводства бедности, сопровождаемую ухудшением качества производительных сил в лице трудящегося народа, сокращением общественного богатства; уменьшает ёмкость внутреннего рынка, сопровождаемого экономическим спадом и сокращением общественного богатства, что усугубляет проблему бедности.
Рассматривая бедность как препятствие на пути экономического и социального прогресса, руководство Союза в качестве приоритетного направления в рамках стратегии «Европа — 2020» планирует снизить долю людей с низким уровнем жизни на 20 млн чел. Реализации этой сложной задачи в немалой степени способствуют действующие национальные программы социальной защиты граждан. Назначение этих программ — выравнивать уровень доходов различных категорий населения; они дополняют трудовые доходы, личные сбережения. Программы социальной защиты финансируются преимущественно из бюджетных средств, а также за счет работодателей и наемных работников. Одна из наиболее успешных — программа социальной защиты скандинавских стран, представляющая собой стандартные денежные, натуральные пособия и услуги всем слоям населения независимо от дохода и трудового участия. При этом сами граждане осуществляют контроль за тем, чтобы социальные стандарты и выплаты не были сокращены. Важно отметить усилия стран ЕС по внедрению программ поддержки социальных инноваций для социально незащищенных слоев населения. В этой связи вызывает определенный интерес опыт социального предпринимательства Бельгии — страны с наименьшим уровнем бедности среди участников Евросоюза. Основными типами для социальных организаций, в соответствии с законодательством этой страны, являются кооперативы, общества с социальной конечной целью, предприятия интеграции. Цель социальных предприятий, функционирующих на принципах служения обществу, выше финансовых целей, принятия демократических решений, устойчивости развития, — гарантировать достойное существование малообеспеченным гражданам. Региональные власти оказывают широкую финансовую поддержку социальному предпринимательству. Так, в Валлонии помощь оказывается социальным предприятиям интеграции, нанимающих инвалидов, безработных, лиц с низкой профессиональной квалификацией. Социальные предприятия осуществляют деятельность как в производственной сфере — сельское хозяйство, пищевая промышленность, так и в сфере услуг — страхование, туризм, торговля, образование. Охарактеризуем далее способы разрешения проблемы бедности в России. Критерием оценки уровня абсолютной бедности в стране является прожиточный минимум или определенный набор наиболее значимых благ и услуг на минимально приемлемом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния различных возрастных групп населения. Расчет прожиточного минимума осуществляется в законодательном порядке; его величина на первое полугодие 2015 г. Вследствие трудностей геополитического, финансового характера на данном этапе возрастает численность россиян, находящихся за порогом минимально приемлемой жизни. Социальный состав наших малоимущих граждан примерно тот же, что и в других индустриальных странах мира — безработные, пенсионеры, инвалиды, неполные семьи. Это дает основания говорить о существовании «трудовой бедности» в современной России. В целях снижения уровня бедности среди работающего населения в нашей стране предусматриваются как традиционные институциональные меры — повышение МРОТ 5965 руб. Остальные из указанных малообеспеченных групп населения вправе рассчитывать на комплексную систему социальной защиты, а именно индексацию пенсий, выдачу пособий на детей и по безработице, предоставление бесплатных или льготных услуг в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании. Объективными условиями реального осуществления названных мероприятий как факторов создания общества без бедности в РФ являются экономический рост, развитие государственно-частного партнерства ГЧП по привлечению инвестиций в объекты инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, антиинфляционная политика. В текущем рейтинге российских регионов с наименьшим числом бедных семей на лидирующих позициях находятся Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, Москва, Магаданская и Сахалинская области, Санкт-Петербург. Сравнительно недалеко от них по этому показателю расположилась Калужская область. Основными факторами, обусловившими решение задачи повышение качества жизни населения этого региона, явилось привлечение иностранных и отечественных инвестиций в объеме 107,8 млрд руб. Политика импортозамещения стимулировала количественный рост малых предприятий в торговле, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Согласно прогнозным оценкам, оборот малых предприятий в 2017 г. Укрепление налогооблагаемой базы позволяет местному руководству направлять большую часть доходов на финансирование социальной сферы. В области функционирует разветвленная система социальной защиты, позволяющая малоимущим гражданам лучше адаптироваться к сложным рыночным условиям. В ряду инновационных мер борьбы с бедностью следует выделить заключение социальных контрактов, использование механизма ГЧП в организации и поддержке социальных предприятий, развитие благотворительности [1]. Таким образом, в ходе анализа постранового опыта борьбы с бедностью были выявлены различия в мерах ее предупреждения и уменьшения.
Лучшими являются те организации, которые поддерживают экономическое развитие и самодостаточность развивающихся стран, в отличие от тех, которые просто вкладывают деньги и сбывают продукты по завышенным ценам, которые вряд ли принесут какую-либо пользу в этих странах. Давайте деньги тем, кто в них нуждается. Такие сервисы как [1] X Источник информации или [2] X Источник информации помогут вам сделать это напрямую жителям из таких стран, как Кения и Уганда. Без этих проектов, эти люди никогда бы не смогли позволить себя купить мотоцикл, чтобы использовать и работать на нем, как на такси, или купить мельницу, чтобы начать переработку кукурузы. Идея заключается в том, чтобы давать деньги тем, кому они действительно нужны напрямую, а не переводить их через благотворительные фонды, которые, возможно, не смогут оказать правильной помощи и открыть необходимые возможности. Улучшение прав женщин - очень важный элемент в борьбе с бедностью. Этот процесс должен происходить через образование и развитие репродуктивных прав женщин. У образованных женщин, как правило, меньше детей, а также меньше нежелательных и несвоевременных беременностей.
Не дай бог потерять работу после 55 лет для женщин и после 60 для мужчин. На пенсию не имеешь права претендовать, и на работу никуда не возьмут. Они в тяжелейшем положении. Первое решение должно быть именно это», — сказал Андрей Алехин. Второй шаг — создание рабочих мест на селе. Люди либо выезжают на вахту на Север или переезжают в город. А те, кто остаются, выживают за счет подсобного хозяйства.
В Госдуме сообщили, как избавиться от бедности в России
Разумеется, свои идеи, на что еще можно потратить деньги из казны, есть у каждой фракции. Все это будет реализовываться в 2022 уже году, это 450 миллионов рублей», — рассказал зампред ГД, фракция «Новые люди», Владислав Даванков. Вопрос: Как можно улучшить проект бюджета? Конечно, на первом месте здравоохранение сегодня. Мы бросили впервые за всю историю России огромные деньги, триллионы рублей. Чтобы на местах это превратилось в прививки, в лекарство и в правильное исполнение своих функциональных обязанностей», — пояснил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
А главные параметры бюджета сейчас изменить уже нельзя. В будущем году государство собирается заработать более 25, а потратить — более 23 триллионов. Разница между этими цифрами или профицит — это своего рода подушка безопасности, которая поможет обеспечить экономическую стабильность. Левую оппозицию, как всегда, планы правительства не устраивают. Зарплаты, пенсии, стипендии продолжают восьмой год усыхать.
Таким своеобразным образом формируется баланс интересов разных групп населения. В России прожиточный минимум публикуется Минтруда России и с 2021 года составляет 11 653 рубля в месяц. Уровень бедности в России сокращается, пусть и за исключением 2014-2016 гг. И хотя росстатовский уровень бедности — это статический показатель, с которым многие не согласятся, так как базируется он на оценке установленной законодательно величины прожиточного минимума, он вполне коррелирует с повышением уровня потребления жилья, автомашин, товаров длительного пользования, пусть и с использованием кредитных средств. Это дело каждого? Борьба с бедностью должна быть понятной целью не только общества и государства, но и самого гражданина.
Есть и частные возможности, доступные многим. Конечно, во многом это скучные, но важные способы, связанные с личным финансовым планированием, отказом от «вредных» привычек, неэффективных трат и — понемногу — созданием стартового капитала. От государства здесь требуется создание комфортной предпринимательской среды, о чем в России говорилось уже совсем не мало. Помимо финансовой грамотности, стоит обратить внимание на изучение возможностей по получению государственной поддержки: существуют бесплатные программы повышения квалификации, выделения земли, субсидии и льготное кредитование на создание и развитие малого бизнеса. Во многом из-за недостатка информации и значительной бюрократичности процессов получения помощи за ней не обращаются. Но при наличии свободного времени и желания добиться успеха разобраться в этом — целесообразно, а в дальнейшем можно оказывать информационные услуги и получить доход на основе приобретённых знаний.
Во многом преодоление бедности связано с общим экономическим подъёмом и проведением эффективной экономической политики. Эффективная экономика создаёт новые рабочие места и поддерживает имеющиеся, создаёт спрос на квалифицированную рабочую силу, что в свою очередь повышает уровень доходов граждан и создаёт позитивную мотивацию к повышению квалификации, повышению качества человеческого капитала, в итоге — популяризует успех, формирует мечту и даёт понимание возможности ее достижения.
А доход среднего класса позволяет собрать ребенка в школу, провести отпуск вне дома, он позволяет иметь небольшие сбережения, для того, чтобы войти в ипотеку. Средний класс невозможен без нормальных жилищных условий, потому что у вас может быть приличный доход, но вы при этом живете в общежитии с семьей. А остальные? Коллеги из Высшей школы экономики провели очень важное исследование.
Они исследовали семьи, которые борются за выживание, и семьи, которые имеют возможности для развития. По их расчетам, у нас только треть семей имеют возможности для развития. А две трети борются за выживание. У нас он ниже. Ваша зарплата вам позволяет не быть бедным. В России самая распространенная категория бедных — семьи с детьми.
Это значит, что это семьи с работающими людьми. У пенсионеров малолетних детей, как правило, нет. И дети, как правило, живут в семье. Получается, что у взрослых людей, которые работают, рождается ребенок, и они могут попасть в зону бедности. Причем, чем больше детей, тем выше риск. Другая категория — это пенсионеры, которые формально не могут быть бедными.
Это, конечно, издевательство над здравым смыслом. По закону, если у вас пенсия ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе, в котором вы живете, то вам доплачивают. Для сравнения: кто такие бедные в Германии, например? Мы же любим себя с Германией сравнивать. Там есть бедность. Они измеряют ее через средний доход.
И если доходы граждан увеличиваются, то и черта бедности тоже. Эта система справедлива, потому что направляет постоянно запрос государству о том, что нужно что-то менять. Кто попадает в категорию бедности в Германии? Но разница очень велика, потому что у них в зоне бедности оказались мигранты, которые получили разрешение там жить, матери-одиночки, которые не работают и получают социальную помощь. Есть еще больные люди, которые не живут в семье, бездомные. Основную массу там все-таки составляет underclass — маргиналы.
У нас кроме откровенных маргиналов то есть людей, ведущих асоциальный образ жизни есть жители маленьких городов, деревень, да и в крупных такие люди тоже есть, которые живут в условиях очень низкого стандарта жизни. И они с этим свыклись. У них уже нет желания его улучшать. Кто-то оказался в сложной ситуации и пытается из нее выйти, а кто-то попал в эту ловушку бедности и там застрял навсегда. А это связано опять же с экономикой. У нас же во многих городах нет работы, которая позволяла бы зарабатывать больше, чем просто на хлеб.
Перспектив особых нет, социальные лифты остановились, потому что экономика стоит и не продуцирует новые рабочие места. В 2012 году Владимир Путин поставил задачу создать 25 миллионов высокотехнологических рабочих мест. Мысль понятна: если мы создаем их, люди будут получать хорошую зарплату и будут выходить из зоны бедности. Но этот указ не был выполнен. Можно ли это осуществить? Самое большое заблуждение, что бедность можно побороть без реформ.
Сократить уровень бедности в два раза, что это значит? Самый простой способ, который будет использован, — это пересчет.
Нестабильность современного хозяйственного развития, вызываемая рецессией, высокой задолженностью отдельных стран ЕС, политикой экономических санкций, порождает бедность, усиливает неравенство европейцев. Из более чем 500 млн жителей 85 млн чел. Рассматривая бедность как препятствие на пути экономического и социального прогресса, руководство Союза в качестве приоритетного направления в рамках стратегии «Европа — 2020» планирует снизить долю людей с низким уровнем жизни на 20 млн чел.
Реализации этой сложной задачи в немалой степени способствуют действующие национальные программы социальной защиты граждан. Назначение этих программ — выравнивать уровень доходов различных категорий населения; они дополняют трудовые доходы, личные сбережения. Программы социальной защиты финансируются преимущественно из бюджетных средств, а также за счет работодателей и наемных работников. Одна из наиболее успешных — программа социальной защиты скандинавских стран, представляющая собой стандартные денежные, натуральные пособия и услуги всем слоям населения независимо от дохода и трудового участия. При этом сами граждане осуществляют контроль за тем, чтобы социальные стандарты и выплаты не были сокращены.
Важно отметить усилия стран ЕС по внедрению программ поддержки социальных инноваций для социально незащищенных слоев населения. В этой связи вызывает определенный интерес опыт социального предпринимательства Бельгии — страны с наименьшим уровнем бедности среди участников Евросоюза. Основными типами для социальных организаций, в соответствии с законодательством этой страны, являются кооперативы, общества с социальной конечной целью, предприятия интеграции. Цель социальных предприятий, функционирующих на принципах служения обществу, выше финансовых целей, принятия демократических решений, устойчивости развития, — гарантировать достойное существование малообеспеченным гражданам. Региональные власти оказывают широкую финансовую поддержку социальному предпринимательству.
Так, в Валлонии помощь оказывается социальным предприятиям интеграции, нанимающих инвалидов, безработных, лиц с низкой профессиональной квалификацией. Социальные предприятия осуществляют деятельность как в производственной сфере — сельское хозяйство, пищевая промышленность, так и в сфере услуг — страхование, туризм, торговля, образование. Охарактеризуем далее способы разрешения проблемы бедности в России. Критерием оценки уровня абсолютной бедности в стране является прожиточный минимум или определенный набор наиболее значимых благ и услуг на минимально приемлемом уровне, необходимом для поддержания активного физического состояния различных возрастных групп населения. Расчет прожиточного минимума осуществляется в законодательном порядке; его величина на первое полугодие 2015 г.
Вследствие трудностей геополитического, финансового характера на данном этапе возрастает численность россиян, находящихся за порогом минимально приемлемой жизни. Социальный состав наших малоимущих граждан примерно тот же, что и в других индустриальных странах мира — безработные, пенсионеры, инвалиды, неполные семьи. Это дает основания говорить о существовании «трудовой бедности» в современной России. В целях снижения уровня бедности среди работающего населения в нашей стране предусматриваются как традиционные институциональные меры — повышение МРОТ 5965 руб. Остальные из указанных малообеспеченных групп населения вправе рассчитывать на комплексную систему социальной защиты, а именно индексацию пенсий, выдачу пособий на детей и по безработице, предоставление бесплатных или льготных услуг в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании.
Объективными условиями реального осуществления названных мероприятий как факторов создания общества без бедности в РФ являются экономический рост, развитие государственно-частного партнерства ГЧП по привлечению инвестиций в объекты инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, антиинфляционная политика. В текущем рейтинге российских регионов с наименьшим числом бедных семей на лидирующих позициях находятся Ямало-Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, Москва, Магаданская и Сахалинская области, Санкт-Петербург. Сравнительно недалеко от них по этому показателю расположилась Калужская область. Основными факторами, обусловившими решение задачи повышение качества жизни населения этого региона, явилось привлечение иностранных и отечественных инвестиций в объеме 107,8 млрд руб. Политика импортозамещения стимулировала количественный рост малых предприятий в торговле, пищевой промышленности, сельском хозяйстве.
Согласно прогнозным оценкам, оборот малых предприятий в 2017 г. Укрепление налогооблагаемой базы позволяет местному руководству направлять большую часть доходов на финансирование социальной сферы. В области функционирует разветвленная система социальной защиты, позволяющая малоимущим гражданам лучше адаптироваться к сложным рыночным условиям.