Новости баллада о солдате фильм 1959 отзывы

"Баллада о солдате" (1959). Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. Фильм «Баллада о солдате», созданный кинорежиссером Григорием Чухраем и вышедший на широкие экраны 1 декабря 1959 года, вновь напомнил советским зрителям об ужасах войны. Описание фильма БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (1959), рецензии, интересные факты, награды, информация об актерах и режиссере, обсуждение.

Четыре ранения и 12 наград режиссера

  • «Они любить умеют только мертвых». Горькая правда режиссёра Чухрая | Аргументы и Факты
  • «Баллада о солдате». Мое кино
  • Напишите отзыв о фильме про войну! Дам все баллы скину в личку Напишите сами отзыв -
  • Баллада о солдате 1959 - Коротко о советском фильме
  • Присоединяйтесь к обсуждению
  • 19 отзывов

«БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»

Главные узы человеческих отношений в картине написаны путём преломления рассказов о любви и верности. Верность и любовь - это исток солдатской верности Родине, ценность того, что ты защищаешь. Там есть два существенных эпизода, которые являются полной противоположностью по ситуации друг другу. Это эпизод с инвалидом и его женой Е Урбанский и Э. Их любовь тревожная, драматичная, страстная.

Это любовь красивых людей. И как же обыденна и обыкновенна женщина, которая изменила. На фоне первой любовной истории она очень буднична эта неверная жизнь с обильным, неприбранным столом, военным кителем на стуле и хозяйским мужским голосом из другой комнаты. Алёша, который принёс два драгоценных куска мыла с фронта от мужа этой женщины, заторможен неожиданной ситуацией.

Попрощавшись, дойдя до первого этажа, он вихрем взмывает по лестнице обратно, стучит, как оглашенный, и, не обращая на женщину внимания, бросает оба куска мыла в рюкзак. И видно, что она не злодейка. Но и авторы "Баллады" слишком молоды. Они не хотят разбираться в её правде.

Она - не их героиня. Она им не интересна. Сквозной мотив фильма - встреча Алёши и Шурки. Это вершина фильма, кульминация любви, взлёт его щемящего чувства несбывшейся жизни.

Чувству этому не отпущено время. И потому, не имея протяжённости, оно сразу взмывает в высоту. На фоне "взрослых" любовных драм, о которых уже рассказано выше, Шурку и Алёшу можно назвать забытыми словами - юноша и девушка, жених и невеста.

До следующей станции он добирается на попутной машине, но все равно не успевает на поезд. На станции он снова встречает Шуру, которая решила дожидаться его. Они отправляются к жене Павлова.

Оказывается, что она теперь живет с другим мужчиной. Алёша навещает в госпитале отца Павлова и передает ему мыло, рассказав о смелости и доблести его сына. Отпуск подходит к концу, и Алёше приходится расстаться с Шурой. На прощание она говорит, что выдумала про жениха и теперь любит его. Толком не попрощавшись, Алёша догоняет тронувшийся поезд. В пути он сожалеет о том, что не признался Шуре в любви.

Внезапно поезд подвергается бомбардировке, и Алёша становится свидетелем гибели нескольких пассажиров.

Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым, добрым лицом, детским взглядом, с припухлыми по-юношески губами, отказывается от награды и просит взамен отпустить его в отпуск — повидаться с мамой и помочь ей отремонтировать крышу. Теперь это будет несколько дней без войны, несколько дней на пути к дому, к родному селу. Это и составляет сюжет фильма. По пути к своей маме он встречается с разными людьми, расстается с ними, впервые влюбляется.

Эта роль принесла ему всемирную славу. Чухрай не ошибся, приняв на главную роль этого юношу. Часами способен был Ивашов репетировать каждый эпизод, отрабатывать детали, подробности, ритм, пластику движений — так рождалась будущая роль. Алеша опоздал на свой поезд, но не оставил офицера, все ждал, встретят его или нет, поддерживал его. Офицер нервно курил, переживал.

Вокзал опустел… Казалось бы, всё — он остался один, идти ему некуда. Это мастерски удалось донести до зрителя Евгению Урбанскому, известному в то время артисту. Оказывается, солдата все-таки ждала жена. Она кинулась в его объятья, прижалась к нему. И сердце его, мы это видим, оттаяло.

И мы, зрители, верим, что любовь, верность, преданность и, конечно же, женская доброта помогут бойцу вновь обрести себя и стать полезным своей семье, своей стране. Это всего лишь небольшая сцена в фильме, но она наполнена глубоким внутренним содержанием. Эту глубину показал талантливый актерский дуэт Евгения Урбанского и Эльзы Леждей. Слов в эпизоде немного, зато чувства - в мимике, жестах, взглядах. Далее эшелоны, станции, новые встречи, первая любовь, расставания и потери — круговерть жизни подхватила солдата по пути в родную деревню.

Или вот еще эпизод.

Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов совершил подвиг — подбил два танка противника. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Путь домой долог и непрост.

Съемочный процесс

  • Баллада о солдате - постеры к фильму
  • Фильм заслуживает высшей награды – вашего внимания!
  • Отзывы о фильме «Баллада о солдате» — Мувилиб
  • «Они любить умеют только мертвых». Горькая правда режиссёра Чухрая | Аргументы и Факты

Баллада о солдате: фильм снимали для потомков

Описание фильма БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (1959), рецензии, интересные факты, награды, информация об актерах и режиссере, обсуждение. Известная голливудская актриса Лайза Минелли вспоминала, что увидела «Балладу о солдате» в 15 лет и посмотрела этот фильм пять раз подряд! Фильмы: Баллада о солдате (1959) Подробнее. Рецензии к фильму «Баллада о солдате» (1). Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. фильм, известный во всём мире, он получил такое громадное количество наград на международных фестивалях и конкурсах, что перечислять их и смысла нет.

Отзывы и рeцензии. Баллада о солдате

Фильм "Баллада о солдате" — долгий путь домой Смотри видео Баллада о солдате (1959) онлайн бесплатно на RUTUBE.
Рецензии на фильм Баллада о солдате, отзывы Старомодный, но совершенно великолепный фильм о солдате, открывающем в себе нечто большее, чему даже война могла научить его на поле боя.

Про шаткую мужественность и стойкую женственность

"Баллада о солдате" (1959 год) Ещё один прекрасный фильм о войне! Баллада о солдате. Этот скромный черно-белый фильм не случайно завоевал множество отечественных и международных наград: он пронизан глубокой человечностью. "Баллада о солдате" (1959). Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. Описание фильма БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ (1959), рецензии, интересные факты, награды, информация об актерах и режиссере, обсуждение. Известная голливудская актриса Лайза Минелли вспоминала, что увидела «Балладу о солдате» в 15 лет и посмотрела этот фильм пять раз подряд! Жанна Прохоренко, Владимир Ивашов - фильм (фото, кадр).

Авторизация

Пусть без ноги, но живого. Есть уставшие глаза членов большой семьи, которые лишились дома, родной земли и, попав под бомбежку, потеряли старшую дочь. Война — это не всегда только батальные сцены, война в первую очередь — это судьба людей. Актер Евгений Урбанский Григорий Чухрай дает нам возможность понять войну через ценность каждой отдельной жизни. Не все фильмы пытаются показать в полной мере обратную сторону войны — страдание и тяжелый быт в тылу. Актриса Валентина Маркова в роли Зои Практически все, кто любит смотреть фильмы о войне, знают, что, если показывают советских солдат в погонах, то это события 43-45 годов, т. В фильме «Баллада о солдате» за кадром мы слышим гнетущие сводки об оставлении городов за июль 1942 года, и в то же время наши солдаты и офицеры уже носят погоны. Кончено же, режиссер знал об этом. Фронтовик Григорий Чухрай это сделал для того, чтобы жителям Западной Европы было легче запоминать советских солдат и их звания.

Ведь именно в форме с погонами освобождали страны от нацистов наши воины. Артист Николай Крючков в роли генерала Фильм «Баллада о солдате» был также показан зарубежному зрителю. Это был настоящий шедевр о войне. Картина была близка многим пережившим ужасы нацизма на своей земле. А наши британские союзники, которым тоже пришлось пережить массовые бомбежки городов, выше всех оценили сюжет. Британская киноакадемия даже признала творение Григория Чухрая лучшим фильмом года. Украинская семья потеряла свой дом и едет в Россию Режиссер специально выбрал на главные роли совсем молодых актеров. Студент ВГИКа Владимир Ивашов сыграл свою первую роль в кино и буквально спустя два года после выхода фильма стал знаменитостью, мировой знаменитостью.

В прессе США писали, что нужно современных американских актеров посадить на самолет и отправить в СССР, чтобы они поучились в том же кинематографическом институте, где подготовили такого замечательного молодого актера Ивашова Владимира. Эта роль дала огромный толчок в карьере молодого актера.

А пока ехал - на пути разные встречи с людьми.

Какие они все разные - и честные, и подонки, и калеки, и трусы. Люди - то разные - да Алеша нигде не подкачал - везде показал - даже не показал, а проявил свой настоящий русский дух. А как же иначе?

А если иначе - то и врага не сломить, и Победе не быть. На том и стояла наша армия. Верность долгу - честь - патриотизм.

И все происходило как - то просто - естественно, видимо хорошего парня воспитала мама. Вот только так не получилось посидеть и поговорить обо всем маме с сыном.

Мы задумали сделать фильм о войне без войны, и именно это не получилось. Получилось просто «без войны». Решили начать сценарий военным эпизодом.

Я вспомнил своего однополчанина, который отличился в бою. Когда я спросил его, как это произошло, он признался: «Я очень испугался». Мы стали обрабатывать эту ситуацию и придумали эпизод с танками. И, к нашему удивлению, теперь, когда мы показали войну, у нас получилось то, к чему мы стремились: война без войны. Но все равно в сценарии чего-то еще не хватало.

Но чего именно? Однажды ночью мне в голову пришла мысль: сын погиб, а мать, как тысячи матерей, все еще выходит на дорогу и ждет: авось произойдет чудо и ее сын возвратится. Я позвонил Ежову. Мой звонок разбудил его. Совсем одурел!

Он выслушал и сказал. А утром он уже сам звонил мне. Теперь все стало на место! Ромм, прочитав новый вариант сценария, обрадовался нашим находкам, как своим собственным, одобрил сценарий и предложил назвать его «Баллада о солдате». Меня пригласил на беседу начальник главка по производству фильмов Александр Сергеевич Федоров.

Сам он и его редакторы уже прочитали наш сценарий. Им не понравилось, и Федоров пытался объяснить, что ставить его мне не стоит. Ему казалось, что после успеха «Сорок первого» я не должен снимать такой посредственный, с его точки зрения, фильм. Я с ним не соглашался. Пойдемте в буфет и поговорим как люди.

Мы спустились в буфет, и беседа продолжалась там. Зрители ждут от вас чего-то масштабного, значительного. Я ознакомился с вашей биографией. Славная биография. Десантные войска.

Война в тылу врага. Все это очень интересно! А в этом сценарии все мелко: мальчик, девочка, мама, которой надо починить крышу... Понимаете, мелко! Я возражал ему.

Я старался убедить его, что это не мелко, что это о людях и о том, сколько теряет мир от гибели одного хорошего человека. Я обещаю, что не выступлю против вашего сценария, не поддержу ваших противников и всегда буду желать вам успеха. Прошло почти полвека, а я до сих пор помню этот душевный разговор и голос Александра Сергеевича. К сожалению, такие люди и в те времена не задерживались в чиновничьих креслах. На роль главного героя я выбрал своего любимого актера Олега Стриженова, на роль героини — Лилю Олешникову.

Мы сделали им хороший грим: Олегу Стриженову подтянули нос, сделали его курносым. Лицо его неузнаваемо преобразилось, стало простым, с юморком. В это время в Москве часто бывал Джузеппе Де Сантис. Я показал ему фотографию Олега в гриме. Де Сантис пришел в восторг.

Лиля ему тоже понравилась. Худсовет согласился с этой парой, их пробы были занимательными. Мы приступили к съемкам. Для тех, кто не знаком с кинопроизводством, поясню, что съемки в кино проходят не в том порядке, в каком зритель потом увидит фильм. Они следуют в порядке, диктуемом производственной необходимостью.

Мы начали с эпизода, когда Алеша едет на машине в отпуск, а навстречу ему, к фронту, движутся колонны автомашин с солдатами. Оператор Эра Савельева расположилась на капоте с камерой, я сел на капот слева, свесив ноги. Во время съемки встречный грузовик столкнулся с игровой машиной и бортом сбил меня на землю под колеса. Я успел сгруппироваться. Но с переломом ключицы и голеностопного сустава попал в военный госпиталь.

Перелом костей всегда связан с болью. Особенно мучил меня раздавленный и переломанный голеностопный сустав. Но еще больше меня мучило другое ощущение — чувство, что я в чем-то ошибся. Но в чем? Я мысленно просматривал фильм с начала и до конца, но не мог обнаружить ошибки, а тревожное ощущение не покидало меня.

И однажды ночью меня осенила мысль: не те актеры! Надо менять актеров! Я стал торопить врачей с выпиской. И наконец, с костылем и в гипсе, появился на Мосфильме. Когда я сказал, что у меня неправильно выбраны актеры и я хочу их заменить, разразился скандал.

Меня упрекали в легкомыслии, говорили, что мое требование беспрецедентно, что даже великий Эйзенштейн не менял актеров, что актеры не согласятся на замену и будут правы. На все это я отвечал, что актеры не те и их надо менять — и рылся в альбомах актерского отдела, подыскивая фотографии своих будущих героев. Я даже, к неудовольствию части своей группы, сделал кинопробу Володи Ивашова, студента второго курса актерской мастерской Ромма во ВГИКе. Начальству надоело мое упрямство, и мне сказали: — Пожалуйста, заменяйте, если актеры согласятся уступить свои роли другим. Расчет был на то, что актеры не согласятся.

Делать нечего — пригласил на беседу Стриженова. Показал ему его пробы, спросил: — Как по-твоему? Но на сколько лет ты выглядишь? Года на двадцать три тяну. Но если кобел в двадцать три года говорит эти слова — это, согласись, не так симпатично.

Мы с тобой друзья. Ты прекрасно сыграл в «Сорок первом». Я не хочу тебя и себя подводить, — говорил я. Я хочу, чтоб мы с тобой остались друзьями. И Стриженов согласился.

Труднее было с Олешниковой. Я показал ей ее пробы, показал Володю Ивашова. Володя ей понравился. Оказавшись с тобой наедине, не ты, а он через пять минут закричит «мама». С большим трудом, но я уговорил и Олешникову.

Фотографию Жанны Прохоренко я нашел в одном из альбомов актерского отдела.

Далее в жизни девушки появилась роль, принесшая ей всенародную славу — старшеклассница Ксения в фильме «А если это любовь? Стоит отметить, что Прохоренко посвятила киноиндустрии всю жизнь. Актриса принимала участие в съемках вплоть до самой смерти.

Мировое признание Успех кинокартины «Баллада о солдате» принял мировой характер. Ошеломляющая популярность фильма доходила до самых голливудских холмов. Так, только в СССР ленту посмотрели больше 30 миллионов человек. Кроме того, лента обрела статус абсолютного чемпиона по наградам среди советских фильмов — более 100 международных премий, в том числе и два специальных приза жюри Каннского фестиваля.

После этого еще очень продолжительное время фотографии актеров, постеры и афиши фильма печатались в западной прессе. Известно также, что одними из главных поклонников советского фильма были Паоло Пазолини и актриса Лайза Минелли. В итоге, международная слава фильма привела ленту на «Оскар» — он был номинирован «за лучший оригинальный сценарий». Это был единственный раз, когда отечественный фильм был представлен в данной номинации.

Отзывы о фильме Баллада о солдате

Художественный фильм "Баллада о солдате" "Баллада о солдате", возможно, лучший, самый светлый и чистый фильм о войне из всех, что были сняты, но на свет он появлялся в муках.
«Баллада о солдате» — искренне и пронзительно, просто и глубоко | ИА Красная Весна «Баллада о солдате» — из тех фильмов о войне, которым удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб.

Праздничный кино-хит. «Баллада о Солдате». Великий, но почти забытый фильм

Более того, именно это естественное сияние на таком нерадостном фоне наводит на мысль о том, что некоторые могли бы назвать триумфом человеческого духа. После многих виденный мною искусно придуманных голливудских пар, я был очарован теплотой и химией, которые казались такими непринужденными и непривычными, что я поражаюсь тому, как это было сделано. Не менее важно и то, что, хоть фильм и антивоенный, но это почти неуловимо. Мы действительно видим некоторые разрушения и бои, но настоящее обвинение войне в другом. Оно опирается на все потенциальные возможности, оборванные неумолимыми требованиями военной машины. Мальчик должен вернуться в свою часть, иначе рискует быть расстрелянным как дезертир. Таким образом, он должен бросить раненого солдата, с которым он мог бы дружить; он должен рискнуть потерять любовь всей своей жизни; он должен оставить свою мать, даже не успев починить протекающую крышу. Но больше всего война требует, чтобы он, как и многие прекрасные молодые люди, ушел из жизни со всем своим потенциалом, который трагически останется нереализованным.

Война - это действительно мир, перевернутый с ног на голову. Нет, фильм явно не от министерства пропаганды.

В этом фильме Чухрай рассказывал о том, как могла повернуться его жизнь, сложись обстоятельства иначе. Сейчас странно слышать о том, какое неприятие вызывала "Баллада о солдате". Директор картины четыре раза останавливал съемки - ему казалось, что фильм порочит Советскую Армию, часть съемочной группы ушла. На партийном собрании "Мосфильма" Чухрая рвали на части за клевету на советских людей. Его собирались исключить из партии, но потом дали строгий выговор с предупреждением. Для нас "Баллада о солдате" - классика. А для человека сталинской эпохи, привыкшего к фильмам наподобие "Падения Берлина", простой и честный рассказ о чувствах и страданиях обычных людей был опасной ересью. Но Чухрай ничего не боялся: в 1956 году он выпустил свой первый игровой фильм, "Сорок первый", получивший спецприз Каннского фестиваля.

Во время съемок на него написал донос соавтор, назвавший фильм "белогвардейской стряпней". После на Чухрая долго орал директор "Мосфильма" Иван Пырьев - тот имел дерзость отойти от утвержденного сценария. Но фильм понравился Хрущеву, а потом собрал 25 миллионов зрителей в прокате и имел оглушительный международный успех. Чухраю повезло - он был не только талантлив, но и удачлив. Прямая речь "Я не верила, что Володя может в меня влюбиться" Сыгравший в фильме главную роль Владимир Ивашов в девяностые снимался мало и работал прорабом на стройке, грузчиком, разнорабочим. Он скончался в 1995-м после операции, которую ему сделал пьяный врач. Они оба жили с честью и достоинством, как два родных человека. И когда Володи не стало, Григорий Наумович сказал на похоронах в Доме кино: "Не я должен быть на похоронах своего юного героя, а он должен быть на моих похоронах...

Рядовой Скворцов абсолютно располагающий к себе киногерой. Владимир Ивашов замечательно исполнил сию роль, роль неопытного солдатика, уже успевшего проявить геройство и получившего возможность съездить во временный отпуск - повидаться и попрощаться с матерью.

Вот и едет он домой, по пути знакомясь и влюбляясь в чудесную молодую девушку; контактируя с различными по нравственному содержанию людьми; спасая из горящего поезда женщин и детей. В финале душещипательная встреча в поле. Слова прощания. Патриотичный эпилог в начале фильма бывший прологом. Сильное кино.

Большая наша Родина…то поездом, то на машине…вот так и добирался до родного дома Алеша. Алешенька - сынок. А пока ехал - на пути разные встречи с людьми. Какие они все разные - и честные, и подонки, и калеки, и трусы. Люди - то разные - да Алеша нигде не подкачал - везде показал - даже не показал, а проявил свой настоящий русский дух. А как же иначе? А если иначе - то и врага не сломить, и Победе не быть. На том и стояла наша армия. Верность долгу - честь - патриотизм.

Другие кинофильмы / драма

  • «Баллада о солдате». Мое кино
  • Отзывы и рeцензии. Баллада о солдате
  • Советский фильм "Баллада о солдате" и отзывы на него зарубежных зрителей
  • Лучшие отзывы о фильме «Баллада о солдате»
  • Как фильм «Баллада о солдате» покорил миллионы зрителей по всему миру
  • Баллада о солдате фильм 1959 отзывы

"Баллада о солдате" (1959) Цветная версия

Мой земляк-игарчанин и тезка Валентин Бочкарёв фильма «Баллада о солдате» не видел, он умер вскоре после войны, а кино было снято в 1959-ом. У меня такое ощущение,что Баллада о солдате первый фильм серия, а второй Журавушка. Война, драма, мелодрама. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. Солдат отправляется в отпуск к маме с фронта Великой Отечественной. Один из ключевых и самых пронзительных военных фильмов оттепели. 1 декабря 1959 года на экраны вышел фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате». Драма Григория Чухрая "Баллада о солдате"Великая Отечественная война. Молодому солдату Алеше Скворцову дают несколько дней отпуска, чтобы он смог поехать к м. Мой земляк-игарчанин и тезка Валентин Бочкарёв фильма «Баллада о солдате» не видел, он умер вскоре после войны, а кино было снято в 1959-ом.

«Баллада о солдате» — искренне и пронзительно, просто и глубоко

На переправе среди солдат, подтолкнувших застрявшую на мелководье машину, оказался земляк Алеши Сергей Павлов Геннадий Юхтин. Ну как; было отказать ему в просьбе: передать любимой жене Лизе привет и два куска мыла, которые его товарищи выпросили у старшины. Взял мыло, запомнил адрес.. В городке, где пересадка, купил на толкучке платок для матери. На перроне разговорился с инвалидом Евгений Урбанский , оказалось, что они попутчики до Борисова. Ну как было не помочь ему, когда тот попросил покараулить чемодан, пока он даст телеграмму.. Так, естественно, "как в жизни", развивается четко выстроенное действие фильма-жития. И пусть жития экранного было отпущено Алексею всего шесть суток, мы успели узнать и навсегда полюбить этого положительно прекрасного человека, для которого бескорыстная помощь другим людям естественна, как дыхание.

В год выхода картины на экран Алеша показался некоторым критикам чересчур "обобщенным", иконописным, едва ли не слащавым. В нем действительно сконцентрированы лучшие национальные черты, однако на самом деле он отнюдь не выглядит существом неземным, тем более - постным святошей. Фильм построен как серия новелл, объединенных единым героем, или, если угодно, как житие с логически сцепленными эпизодами-"клеймами", изображающими тот или иной поступок "канонизированного" персонажа. Сколь бы ни отличались новеллы в фильме конкретным составом действующих лиц и событий, все они составляют истории о прерванной войною совместной жизни и душевной связи старших и младших - родителей и детей. О разрушенных семьях, где женщина не выдерживает разлуки и предает мужа-воина или, напротив, преодолевает все тяготы и ждет его, счастлива встречей с ним, пусть изувеченным, но живым. О едва зародившейся и уже обреченной любви молодых, быстро оторванных друг от друга все той же войной, то есть о несостоявшейся семье и неродившихся детях.. То есть повсюду идет речь о важнейших отношениях между людьми, поверяемых базовыми нравственными принципами.

Столь изысканное в своей содержательности и гармоничной согласованности всех компонентов течение фильма не могло не быть результатом тщательнейшей отшлифовки замысла-вымысла. С другой стороны, авторы документально свидетельствовали о том, что Алеша "списан" ими с действительно существовавших, лично знакомых им людей... В результате Алеша на экране, воплощенный Владимиром Ивашовым идеальным героем, привлекает вместе с тем своей абсолютной реальностью и узнаваемостью. Любовь Алеши и Шуры в фильме тоже возникает как бы по естественному стечению жизненных обстоятельств: в непрезентабельной обстановке военного эшелона, в вагоне, загруженном сеном для кавалерии. В него, задобрив тушенкой охранника. Гаврилкина, забирается Алеша. Туда же, чудом миновав того же охранника, входит во время очередной остановки эшелона Шура Испугавшись внезапно вынырнувшего из сена незнакомца и желая заранее оградить себя от его возможных приставаний, Шура врет Алеше, сочиняет себе жениха-летчика, который якобы лежит в госпитале и к которому она будто бы едет.

Алеша простодушно верит ее рассказу и делается еще сдержанней, еще деликатнее в отношениях с ней. Но пробудившееся у обоих чувство скрыть трудно, оно лучится из глаз, сквозит в интонациях разговоров, хотя они так и не успевают сказать друг другу о своей любви. Только вырвалось у Алеши там, на станции Узловой, где его, отставшего от поезда, дожидалась спутница: "Шурка ты моя! В вагоне все уснули. Улыбается во сне Алеша, по-детски трется щекой о плечо соседа. А инвалид Евгений Урбанский не спит. Полусвет в вагоне.

Лицо инвалида надвое разделила перекладина костыля, и одна половина лица черна, как отчаянье, а другая светла, как надежда. И жизнь впереди видится как бы сквозь костыль, прижатый к лицу. Написав жене страшные строки и стараясь убедить себя в правильности принятого решения уйти от нее, чтобы не обременять ее собой, инвалид говорит: "Понимаешь, лучше все сразу! Одним ударом!

Режиссер Чухрай и сценарист Ежов не щадят своего зрителя, в первых же кадрах фильма сообщая, что Алеша погибнет на войне. И потому эти несколько дней из жизни солдата, едущего в отпуск, оставляют в сознании такой щемящий и дорогой след.

Крючков появляется то в образе командира дивизии, то председателя колхоза. Под стать и стиль. Гулко отдаются сапоги Ивашова в павильонном штабе в начале «Баллады о солдате» — декорация до того условна, что того и гляди рухнет, это черно-белая утлость алма-атинских военных фильмов, где снимали в эвакуации.

Новое содержание Чухрай всегда вводит в старую форму. Если содержание действительно новое — форма поддастся и начнет видоизменятся. Что и происходит в «Сорок первом», где под воздействием неверной, беглянческой любви кино 30-х про Гражданку уступает сверхмодерновому на тот момент стилю шведских утопических секс-эскапад «Она танцевала одно лето» 1951 и «Лето с Моникой» 1952. На смену шатающимся перегородкам эвакуационного кино в «Балладе о солдате» прольются на перроны, покинутость которых подчеркнута одинокими девичьими каблучками, натурные июльские дожди грядущего десятилетия шестидесятников. А вот в «Чистом небе» 1961 этого не произойдет. Чистые, вылизанные техниколоровские самолетики под чистым вылизанным техниколоровским голубым небом так и останутся фантастически цветастой, надраенной картинкой в духе Дугласа Сёрка или Пырьева, когда он про «Испытание верности»: разоблачение сталинского культа личности венчается для героя Урбанского возвращенным из рук нового генсека орденом. Здесь меняется шило на мыло, и как ни искренне приветствовал Чухрай новый курс, а его же собственная эстетика, эстетика честного художника, уперлась как ишак, осталась недвижной — ведь толком ничего не происходило. Просто очередной самодур завоевывал популярность, хая предыдущего и пугая им. Фильм начинается в царстве нового киноштампа поздних 70-х — трансфокации, буколические широкоэкранные картинки зимнего села, размашистая игра Мордюковой в роли знатной селянки, сама по себе превратившаяся в ведущий тогдашний киноштамп после «Русского поля» и «Возврата нет».

Но по мере того, как мать укрывает на чердаке сына-дезертира, фокус суживается до сверхкрупных планов перекошенных лиц, сыплющих звериными оскорблениями, каких советский зритель слышать не привык, скукоживается до патологической психодрамы типа «Ночного портье» или английского «Тройного эха». Конечно, снять в изолгавшейся стране такую трагедию лжи на таком кровавом материале — мать укрывает сына-дезертира в годы Великой Отечественной — было уместно как жест, но есть такая художественная правда, которая лишается всякой художественности, расписывая нечеловеческий оскал патологии. Советские критики в ту пору упрекали в этом многие картины Шаброля, Феррери, даже Рене. Чухрай стал испытывать крестьянскую мелодраму с Мордюковой таким вариантом развития ее героини, где ее материнские инстинкты оказываются в контрах с общественными установками — и закончил там же, где европейское фрейдистское кино. Чухрай снова стал провозвестником новой стилистической эры — более беспечного, драйвового, непоседливого, чем было принято в 70-х, политического кино. Поэтому очень хорошо, что свой путь в игровом кино Чухрай завершил не этим фильмом, а картиной с названием — как упасть навзничь в полевые цветы — «Жизнь прекрасна». Иные и по сей день сетуют, что он повелся на загранкомандировки, приняв согласие поработать в совместной с итальянцами постановке. Но, во-первых, он действительно «испытал» сильный заграничный коллектив — оператор Луиджи Кувейлер, в 70-х показавший, как бы сегодня выглядел неореализм в цвете «Преступление во имя любви», «Народный роман» , шикарный композитор Тровайоли, самые горячие актеры — это всегда очень интересно. А во-вторых, ленту сильно недооценивают.

В той скороговорке, с которой она пробрасывается изумительно сочиненной детективной интригой мы имеем в виду линию Будрайтиса , Чухрай снова стал провозвестником новой стилистической эры — более беспечного, драйвового, непоседливого, чем было принято в 70-х, политического кино.

О той войне, Великой Отечественной. Именно они, эти фильмы, стали для нас документами. Именно по ним мы, родившиеся много позже, и меряем себя. Это было, это есть… А будет ли? Нет, тогда тоже было разное кино. Было пафосное, победное, фанерная киноагитка с дураками-немцами.

И с великаном Сталиным тоже было. То, которое сейчас невозможно смотреть. Но которое тоже есть наша история того самого культа личности. Сталин великий, Сталин победитель, красавец Сталин, спускающийся с трапа самолета в ослепительно белом кителе… Забытые приметы кинематографического реализма. Мы это пережили как-то, понимали что так надо. Но что же произошло в 70-е? Хотя сначала, до этого, была хуциевская «Застава Ильича».

На самом деле это фильм о мучительно прорастающей оттепели, о переосмыслении прошлого и пройденного, о трагическом послевкусии в душе после того героического и одновременно страшного мерзопакостного времени. Но там есть эпизод… Всего один эпизод, когда встречаются мысленно отец и сын. Отец младше сына, потому что погиб на войне. На той войне. Отец, который не дает сыну жить спокойно, терзает его своей юной гибелью… Простой диалог, сидят два человека, разговаривают. О жизни. Но ты, зритель, не можешь, не имеешь права даже моргнуть при этом, пропустить хоть одно слово, одну секунду.

Так это бьет по мозгам и по сердцу тоже бьет. И надо еще вспомнить Калатозова, «Летят журавли». О таком в том сталинском малокартинье невозможно было даже подумать. Да, это оттепель, во всех смыслах. То, что там делал с камерой Урусевский, как играл на приближение-удаление, на нон-стоп-ритм, на темные и светлые полутона, тени… Но даже эти революционные новации не заменяли человека, отдельного человека с его судьбой, с его грешной и все-таки чистой душой. А в 60-е — 70-е бывшие режиссеры-фронтовики стали уже мастерами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий