Петр I создал Академию наук и художеств, чтобы создать новый город — Санкт-Петербург. Для достижения этой цели академики создали теорию классицистического города, которая применялась по всей стране.
Состоялось закрытие «Малой академии наук и искусств», приуроченной к Году педагога и наставника
В свою очередь Владимир Шамахов выступил перед собравшимися с программной речью, в которой обозначил основные направления деятельности по активизации потенциала Петровской академии наук и искусств. Российское отделение Международной Академии наук и искусств является частью большой организации с центром в Кембридже. Член Президиума, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент Академии наук и искусств Союза, советник Российской академии естественных наук. К юбилею заслуженного артиста России, заслуженного деятеля искусств России, Маэстро Александра Титова. Старший преподаватель кафедры живописи и композиции Роман Оленич и руководитель персональной учебной мастерской книжной и станковой графики Александр Заставский поссорились прямо в кабинете декана академии художеств им. Ильи Репина.
Вышел в свет журнал НЕБО, посвящённый факультету церковных искусств Академии
К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй — Академия, или Социетет художеств и наук. §. Об истоках Петербургской академии наук и художеств, «бабушки» современной Академии, переживающей сейчас не лучшие времена, о планах и путешествиях Петра, о том, какой Академия могла бы быть, если бы был воплощен другой проект, что показывали русскому. Анонсы Новости Контакты. Расписание богослужений. новости. Вышел в свет журнал НЕБО, посвящённый факультету церковных искусств Академии. Организатором выставки выступила академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Экс-чиновница Минобороны Васильева стала членом Российской академии художеств.
«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»
Пока залы были пусты, мы подошли к ближайшей работе. Чтобы вставали на колени? Вам кажется, что от термина «академический» веет архаикой если это, конечно, не Академия ФСБ , а здесь все — живое, дружеское и с самоиронией. Через полчаса, к вечеру 2 августа, в старинных залах Академии распахнулась галерея дипломных работ. Гостей — битком. Когда-то выпускник этих стен, знаменитый живописец Ге уверял: «Картина — не слово». Наши современники высказались: ни фига, мы в теме, в ресурсе, здесь и сейчас, готовы к литературности только не надо бубнить, как заклинание, что нет ничего субъективнее выставки искусства.
Основой принцип работы школы — наставничество — прослеживается в каждой программе. Преподаватели в течение двух недель вместе с учениками обсуждали их идеи и помогали советами в ходе творческого процесса, делились своим опытом и проводили мастер-классы. Учебная программа школы в Академии художеств была разнообразна и насыщена. Так, живописцы в начале обучения знакомились с академической художественной традицией, начав с быстрых набросков обнаженной модели. Подобные упражнения лежат в основе подготовки студентов Академии художеств.
Академики-руководители обратились к общей истории, чтобы сверить часы и планы в настоящем. Их руководители, как и члены президиумов четырех ныне существующих государственных академий, собрались в Президентском зале на Ленинском проспекте, 32, чтобы в преддверии 300-летнего юбилея большой академии обратиться к страницам общей истории, сверить часы, наметить новые цели и стратегию их достижения. Президент РАН академик Геннадий Красников, начиная общий диалог, заметил, что традиция преемственности пронизывает всю 300-летнюю историю академического сообщества в нашей стране. Академики царской России в свое время выбирали академиков России советской. А члены Академии наук СССР - точно так же, путем тайного голосования - сформировали состав Российской академии наук на современном этапе. В Российской академии наук всегда выступали и выступают за формирование единого научного ландшафта Глава Российской академии образования Ольга Васильева напомнила о том, когда и при каких обстоятельствах была создана Академия педагогических наук РСФСР, ставшая родоначальницей РАО. На копии постановления из Госархива дата - 6 октября 1943 года, и подпись Сталина - в то время председателя Совета народных комиссаров СССР. Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский и вице-президент Российской академии художеств Татьяна Кочемасова, выступавшая от имени Зураба Церетели, президента РАХ, говорили о тех больших задачах - творческих и народно-хозяйственных, что их коллеги решали на разных этапах нашей истории и решают сейчас.
Тогда подчеркивалась роль этой организации не только в подготовке новых кадров, но и в популяризации научных результатов среди них, так как без нее наука недостаточно эффективна. Те же задачи стоят перед РАО и сейчас, хотя и в новых научно-технических, геополитических и мировоззренческих условиях. Ольга Васильева описала текущую деятельность РАО по координации научных исследований в сфере образования и по углубленной подготовке научных кадров. Чтобы достигнуть этой цели, важнее всего восстановить аспирантуру и докторантуру при академии , увеличить число высококвалифицированных преподавателей — кандидатов и докторов наук. В связи с этим с 2021 года РАО активно сотрудничает с президиумом и экспертными советами ВАК по педагогике и психологии для повышения качестве диссертационных исследований. Так, в РАО были предложены методические рекомендации для проведения исследований по науке об образовании, а также отобраны актуальные тематики исследований. При этом Ольга Васильева подчеркнула, что эти документы носят исключительно рекомендательный характер: «Они не подавляют творчество начинающих исследователей, не влияют на содержание работ, а лишь указывают на актуальные на современном уровне темы по развитию педагогики, психологии». Дмитрий Швидковский , президент Российской академии архитектуры и строительных наук , представил доклад о достижениях архитектуры, реставрационной науки и инженерного дела нашей страны. Петр I создал Академию наук и художеств, чтобы создать новый город — Санкт-Петербург. Для достижения этой цели академики создали теорию классицистического города, которая применялась по всей стране. В XIX веке академики в основном искали истоки возникновения национального стиля, а в XX веке на фоне социально-политических изменений сформировался российский авангард. Это течение и до сих пор изучается во всем мире. Оно также повлияло на развитие архитектуры в других странах, например, в Китае. Дмитрий Швидковский привел имена академиков, под чьим началом в 1960-2000-х годах были сформулированы теория архитектуры, общая теория формы, пространства и стиля. Им принадлежат главные тексты в области архитектуры, на которых будет основано пространство будущего. Особое внимание Дмитрий Швидковский уделил достижениям реставрационной науки. В настоящее время ведутся работы по восстановлению памятников авангарда, а также создаются научные и практические принципы восстановления памятников ар-деко, историзма, регионализма, советского классицизма. Большое значение в развитии архитектуры и реставрации играет научно-технический прогресс: создаются новые материалы с заданными свойствами, предлагаются экологические технологии, позволяющие экономить ресурсы.
Академию наук приговорили к «демократическим» процедурам
Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. 2. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Академия художеств: история создания, чему учили, известные выпускники. 1724 — Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге [1724 — Проект Положения об учреждении Академии, 1726 — Указ о создании Академии]. В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков.
Вы точно человек?
Необходимость каждый раз заново «изобретать велосипед», не зная, что он уже существует, мешала общему развитию науки и образования, адекватной передаче научного знания, без которой нельзя было ни совершенствовать технологии, ни создавать военную промышленность, ни строить флот. А в Европе тогда уже закладывался фундамент современной физики и математики, существовали десятки университетов особенно много их создавалось в раздробленных Германии и Италии. Поэтому идея о создании своего объединения, которое могло бы стать сосредоточием научной мысли, местом ее обмена, а также мощным образовательным центром, возникла у Петра задолго до 1724 года. Начиная с 1697 года он периодически обсуждал ее с Г. Лейбницем, немецким ученым и философом, организатором Научного общества в Берлине.
Конечно, Лейбниц мало был знаком с российскими реалиями, но в предлагаемых им проектах создания своей академии на российской почве были и здравые советы: изучить и нанести на карты неисследованные части страны, выяснить, соединены ли Америка и Азия, закупить книги и типографские станки для издания и распространения научной литературы, завести научную библиотеку, обсерваторию и химическую лабораторию, создать описания страны, чтобы лучше понять ее нужды. Лейбниц грезил идеей о создании всеобъемлющей Ученой коллегии, где бы были собраны все видные мыслители страны и каждый следил бы за развитием своей научной области. Также коллегия должна была ведать ремеслами, искусствами, медициной, стимулировать развитие торговли и сельского хозяйства, промыслами и строительством мануфактур.
Гостей — битком. Когда-то выпускник этих стен, знаменитый живописец Ге уверял: «Картина — не слово». Наши современники высказались: ни фига, мы в теме, в ресурсе, здесь и сейчас, готовы к литературности только не надо бубнить, как заклинание, что нет ничего субъективнее выставки искусства. Все выставленное, по сути, учебные работы. Но они полноценны. По большому счету, от дипломов нельзя требовать, чтобы они нависли гулом, чтобы «твою мать! Это потом — иди самостоятельно и твори.
Сурикова, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Многие ее студенты и аспиранты стали ведущими искусствоведами в области древнерусского искусства, продолжив традицию научных исследований в этой области их Учителя. Последним прижизненным вкладом А. Рындиной в педагогическую науку стало научное пособие «Скульптурные образы в пространстве русского храма», изданное несколько месяцев назад. Во время недавней пандемии в 2021 году Анна Вадимовна выступила организатором проекта «Музеи в гостях у Российской академии художеств», который предусматривал проведение цикла дистанционных онлайн-лекций сотрудниками отечественных и зарубежных музеев. Проект был организован с целью укрепления сотрудничества Академии с отечественными и зарубежными музеями и знакомства с музейными собраниями, особенно региональными. Проект оказался настолько популярен, что продолжается до сих пор. Рындина обладала многогранными талантами, среди них — и талант художника. Дочь главного художника Большого театра Вадима Федоровича Рындина сама была ярким художником. В 1960-е годы выступала художником по театральным костюмам, позднее и до самых последних дней жизни работала в области станковой живописи.
Издание «Фотографические портреты явившихся на вступительный по рисованию экзамен» , датированное 1888 годом, — одно из уникальных собраний фотографий, хранящихся в электронном фонде Президентской библиотеки. Издание содержит пометки «принят» или «отказано в поступлении», сюда также включены портреты преподавателей Академии, работавших в то время. В XX веке Императорской Академии художеств пришлось пройти сложные пути преобразований. С 1918 года на её базе существовало Высшее художественное училище. Затем были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. С 1932 по 1947 год в стране действовала Всероссийская академия художеств, в 1947 году она преобразовалась в Академию художеств СССР и переехала в Москву. Академия художеств СССР просуществовала до 1991 года, а в 1992 году она была преобразована в Российскую академию художеств. Как бы ни сложна была история, Санкт-Петербургская академия художеств всегда являлась арбитром в области художественного вкуса, домом «искусств и ремесел», в котором, говоря словами поэта Василия Майкова, «цветут художества» и «счастья совершенство». В Президентской библиотеке хранится большая коллекция материалов, посвящённых жизни и творчеству Ильи Репина , чьё имя носит Санкт-Петербургская академия художеств. На протяжении всей истории Академии художеств знаменитые ученики украшали парадные интерьеры залов.
Преподаватели и студенты Академии художеств в Петербурге бойкотируют выставку Васильевой
Так, художник Фёдор Рокотов был принят в Академию «по словесному приказанию», а скульптор Федот Шубин «истребован из придворных истопников». Первые ученики Императорской Академии художеств настоянием Шувалова посылались за границу «для усовершенствования». Шувалов понимал, что образование, даваемое юной Академией, было недостаточным и лишь там, где были «старые академии, собрание картин и древностей, в ателье известных мастеров, молодой русский живописец или архитектор мог отшлифовать свой талант». Студентов отправляли в Париж, Рим, Венецию, Лондон сроком на три года. Всё это время Академия внимательно отслеживала нахождение своих воспитанников за границей, требовала уведомления об их времяпровождении и созданных ими работах. Подающие надежду сделаться в будущем знаменитыми художниками пансионеры нередко проводили своё время «в праздности, нежели в учении». Так, например, художник Фёдор Алексеев «учился в Венеции, вёл бурную жизнь и своим поведением часто гневил Академию. Это, однако, не мешало ему много работать, и из него выработался первоклассный мастер пейзажа».
В обучении молодых русских художников принимал участие «друг России Дидро». На снимках изображены абитуриенты различных сословий: крестьяне, аристократы, представители духовенства. Издание « Фотографические портреты явившихся на вступительный по рисованию экзамен », датированное 1888 годом, — одно из уникальных собраний фотографий, хранящихся в электронном фонде Президентской библиотеки.
Они обсудят роль национальных школ в формировании отечественного изобразительного искусства; актуальные исследования истории и современного состояния изобразительного искусства, архитектуры, дизайна; вопросы развития художественного образования - исторический и современный опыт; особенности развития техник и технологий в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне, новых художественных течениях.
Художественное образование остается одной из главных тем в РАХ, хотя далеко не единственной. Официальным днем рождения Академии художеств считается 17 6-е по старому стилю ноября 1757 года, когда дочь Петра I императрица Елизавета учредила ныне крупнейший центр изучения, сохранения и развития искусства и искусствознания в России. Но идея открыть такой образовательный и исследовательский центр родилась намного раньше: мысль о создании Академии наук и художеств была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов. Дочь воплотила желание отца — при активном участии ученого Михаила Ломоносова и просветителя графа Ивана Шувалова, которые причастны к основанию и Московского государственного университета. Именно фаворит императрицы Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и подарил академии свою художественную коллекцию, положив тем самым начало библиотеке и музею. В 1758 году началось строительство здания академии на берегу Невы, оно было закончено в 1788 году. Вместе с тем было открыто Воспитательное училище, которое потом выросло в мощную художественную школу и дало образование классикам отечественного искусства. При Александре III для накопленного к тому моменту собрания академии создали отдельный музей — Русский. Он, как и многие другие детища РАХ, в наши дни является «визитной карточкой» отечественной культуры.
Сегодня собрание РАХ насчитывает более 3000 произведений выдающихся мастеров. Центральным событием 265-летия стала тематическая выставка в Галерее искусств на Пречистенке «Из музейного фонда РАХ», где представили произведения известных отечественных художников.
Это потом — иди самостоятельно и твори.
Работ много. У статьи нет задачи их перечислить. Удобнее выхватить — широкими мазками, самое броское: при всем уважении к тонкой графике, к магии реставрации о которой не вспоминают, пока что-то не сломалось , размер в репортаже, как говорится, «имеет значение».
Китай умнее подделок, автореплик. Эта работа-стена — об истреблении времен японской оккупации Азии, холст сравним с советским реализмом. Наше представление не может вырваться за пределы Европы, а там во время Второй мировой погубили народу поболее.
Академия наук и художеств: выставка к 285-летию основания
Президент Академии избирается общим собранием Академии из числа ее действительных членов и утверждается в должности Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Академии. Мы подготовили для вас статью на эту тему","employerReviews. Пожалуйста, дополните ваш отзыв","employerReviews. Попробуйте повторить операцию позднее","employerReviews. После модерации он появится на сайте Dreamjob. Отображается последний отзыв. Попросим работодателя открыть отзывы","employerReviews. Возможно, сама компания рассказала о них в вакансии — посмотрите описание.
Преподаватели в течение двух недель вместе с учениками обсуждали их идеи и помогали советами в ходе творческого процесса, делились своим опытом и проводили мастер-классы. Учебная программа школы в Академии художеств была разнообразна и насыщена. Так, живописцы в начале обучения знакомились с академической художественной традицией, начав с быстрых набросков обнаженной модели. Подобные упражнения лежат в основе подготовки студентов Академии художеств. Также образовательная программа сессии включала изучение анатомического рисунка и пластической анатомии.
В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь русский ученый-просветитель М. Ломоносов, бывший сподвижником И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета. В настоящее время историческая справедливость восстановлена. Президент Российской академии наук в приветственной речи подчеркнул, что в названии Академии, задуманной Петром I, слово «художества» стоит на первом месте перед словом «науки». Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества».
И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой 1704-1795 , не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами , менялись ее структура, штат и устав. Шувалова носившая название «Академия трех знатнейших художеств» являлась государственным учреждением и финансировалась из казны. Впоследствии государственный статус ИАХ был оформлен причислением ее к Министерству Императорского двора, учрежденному Николаем I в 1826 году во время коронации. Министерство ежегодно утверждало представляемые Советом сметы и осуществляло финансирование. Однако и сверх смет при возникновении непредвиденных потребностей казна не отказывала Совету в выделении средств для покрытия дополнительных расходов. Свидетельств этого в архивных материалах Академии очень много.
Будучи всего на два года моложе наследника, он был дружески к нему привязан, чему способствовало и совместное прохождение курса обучения. Они получили типичное для царских детей высшее образование, соответствовавшее сочетанию университета с военной академией. Их взгляды на российскую государственность и культуру во многом совпадали. Объединяло их и общее стремление способствовать расцвету национального искусства. По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел. Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел.
Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства.
Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г.
В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел.
Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8]. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно.
Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И.
Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств.
Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое.
В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.
В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А.
Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове.
Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой».
В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики.
Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы.
Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан.
Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И.
Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В.
Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13].
Все выставленное, по сути, учебные работы. Но они полноценны. По большому счету, от дипломов нельзя требовать, чтобы они нависли гулом, чтобы «твою мать! Это потом — иди самостоятельно и твори.
Работ много. У статьи нет задачи их перечислить. Удобнее выхватить — широкими мазками, самое броское: при всем уважении к тонкой графике, к магии реставрации о которой не вспоминают, пока что-то не сломалось , размер в репортаже, как говорится, «имеет значение».
Национальная премия «Золотой орел» объявляет шорт-лист
- О компании
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Выбран президиум Международной Академии наук и искусств (российское отделение)
- Календарь событий - Музей Академии Художеств
- Музей Академии художеств
В начале пути
- 290 лет Академии наук и Санкт-Петербургскому государственному университету | Наука и жизнь
- Факультет медиатехнологий
- Материалы с тегом
- «...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»
- Вход на сайт
- Международная деятельность