Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой.

Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, итоги, участники, суть, события, таблица.

В данной статье вы рассмотрите причины восстания Богдана Хмельницкого, а также узнаете о ходе восстания и его итогах. В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. Богдан Хмельницкий служил польскому королю, но после коварного предательства обратил всю мощь Запорожского войска против Речи Посполитой. В 1648 года началось известное восстание Богдана Хмельницкого. После смерти Богдана Хмельницкого наступление на независимость Украинского государства значительно усилилось.

ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54

Крымское ханство показало себя, как ненадёжный союзник, и предали повстанцев в конце 1653 года. Ведь, по сути, восстание Богдана Хмельницкого было важно именно для населения Запорожья, а не для крымских татар, которые преследовали собственные цели. Как бы то ни было, в 1653 году мятежный гетман запросил у Русского царства протектората, изъявив тем самым желание перевести Запорожскую Сечь под российский контроль. Прошение было удовлетворено, казачьи земли перешли под протекторат царя Алексея Михайловича, что спровоцировало новую русско-польскую войну. Впрочем, сам Богдан Хмельницкий большую часть этих событий уже не застал — он скончался в 1657 году, и, что удивительно, по естественным причинам. Современники утверждали, что несколько серьёзных поражений, которые понесли повстанцы, подорвали его здоровье. Тем не менее, гетман успел принять участие и в русско-польской войне 1654 — 1667 годов, которую историки обычно рассматривают, как отдельный военный конфликт, пусть и напрямую связанный с событиями восстания Хмельницкого. Итоги и результаты восстания Богдана Хмельницкого Таблица основных событий и итогов восстания Богдана Хмельницкого Расширение границ России.

Обширные земли Запорожской сечи перешли под протекторат нашей страны, фактически став её частью, что было важным во всех отношениях результатом. Русско-польская война 1654 — 1667 годов. Речь Посполитая, недовольная тем, что Россия отхватила у неё такой большой кусок земли, попыталась её вернуть. В результате новый виток вооружённого противостояния вылился в затяжной военный конфликт, став самым, пожалуй, значительным итогом восстания Хмельницкого. Репрессии против поляков и евреев.

В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством. Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года. Так Россия получила украинские области Подолье и Волынь. Еще по теме.

Формально подчиняясь гетману Левобережной Украины, Запорожье, пользовалось правом самоуправления. В Запорожье высшим органом считалась войсковая рада. Огромную роль играла высшая старшина — кошевой атаман, судья, писарь, есаулы. Запорожское казачество делилось на курени, возглавляемые куренным атаманом. Особую роль стала играть Генеральная войсковая канцелярия, в которой сосредоточилось политическое, административное, военное, судебное и финансовое управление. Гетманщина имела свой бюджет, свою финансовую систему и денежное обращение. Существовала широкая система налогов в «Скарбницу Войсковую». Одним из наибольших источников поступлений были налоги на мельницы. Доходы из мельниц собирали специальные «дозорцы». Существовали откупы на водку, дёготь и табак. Значительный сбор поступал в «Скарбницу» от пасек. Взимались проездные, транзитные и внутренние таможенные сборы. В Гетманщине существовала система прямого налогообложения населения. В Гетманщине привилегированной социальной группой было казачество. Принадлежность мужчины к казацкому сословию обязывало его за свой счет нести военную службу, но при этом освобождало от уплаты налогов, давало право землевладения. Официально к казацкому сословию во второй половине XVII века принадлежало 20-60 тысяч человек. Правящим классом в Гетманщине была казацкая старшина. Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. Города в Гетманщине развивались медленно. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей. Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей. Православная церковь в Гетманщине была крупным землевладельцем. Роль и место гетмана Дорошенка в попытках объединить Украину: Дорошенко Петр Дорофеевич 1627—1698 — гетман, один из самых выдающихся деятелей истории. Активный участник освободительных соревнований украинского народа, один из ближайших соратников Б. Хмельницкого и продолжатель его дела. Стал гетманом на Правобережье, он решительно выступил против условий Андруисовского договора и осенью в 1667 г. В июне в 1668 г. Сначала, заручившись нейтралитетом Польши, П. Дорошенко укрепил свои внутренние позиции и победил своих соперников в борьбе за власть. Но положение усложняется тем, что в 1667 г. Россия и Польша заключают за спиной Украины Андрусовское перемирие, какое, закрепило разделение Украины. Чтобы укрепить свои позиции внутри страны и обеспечить народную поддержку, Дорошенко систематически собирает военный совет. Независимость от казацкой старшины должна была обеспечиваться наемным войском, так называемыми сердюцкими полками. Начинается заселение краев Правобережья, которые перед тем были пустотой. Во внешней политике он провозглашает союз с Крымом и Турцией. Опираясь на поддержку татар, Дорошенко пытается вытиснить поляков из Правобережья. Осенью в 1667 г.

Победа при Желтых Водах Дождавшись 3-4-тысячного отряда перекопского мурзы, 8 тысячное казацкое войско вышло из Сечи. Обойдя крепость Кодак, где находился польский гарнизон, Хмельницкий направился к устью реки Тясмина и остановился лагерем у ее притока Желтые Воды в нынешней Днепропетровской области. Некоторое времени спустя, подошли туда и поляки под начальством молодого Стефана Потоцкого - всего пять тысяч человек и восемь пушек. Поляки ждали подкрепления от двух полков реестровых казаков, которые спускались лодками по Днепру, но те перебили своих командиров и перешли на сторону Хмельницкого. Было подписано перемирие, и поляки выдали Хмельницкому артиллерию в обмен на заложников. После того, как Хмельницкий завладел артиллерией, положение польской армии стало безнадежным. Поляки пробовали передать сведения о своем тяжелом положении в основную армию, которая стояла около Корсуня, многими способами: известна даже попытка передать записку со специально обученной собакой, но все усилия оказались бесполезными. После перехода реестровых казаков на сторону Хмельницкого польская армия имела "некомплект" в пехоте и не могла обороняться. Поляки начали отходить, но попали в засаду и были полностью разгромлены. Потоцкий был смертельно ранен, другие начальники взяты в плен и отправлены пленниками в Чигирин. Корсунское сражение Хмельницкий двинулся к Корсуню, где стояло польское войско. Он подошел к Корсуню почти в то самое время, когда польские полководцы получили известие о поражении при Желтых Водах и не знали еще, что предпринять. По одной из версий, Хмельницкий подослал к полякам казака Микиту Галагана, который, отдавшись в плен, предложил себя полякам в проводники, завел их в лесную чащу и дал Хмельницкому возможность без труда истребить польский отряд. Но по другой, более правдоподобной, в тыл польского войска сумел зайти отряд Максима Кривоноса и татары под предводительством Тугай-Бея. Окруженные приняли решение идти на прорыв. Однако шпионы сообщили Хмельницкому их планы. Отряд Кривоноса перекопал дорогу-путь отступления в Гороховой балке на Богуславском шляхе. Здесь и произошла битва. Через несколько часов битва закончилась, большинство поляков погибло - более 20 тысяч человек, выживших татары взяли в плен. По легенде, пленные польские гетманы спросили у Хмельницкого, чем же он расплатится с татарами и намекая на то, что им придется отдать часть Украины на разграбление, на что Хмельницкий ответил: "Вами расплачусь". Поскольку сражаться уже было не с кем хан должен был помочь Хмельницкому под Корсунем , был проведен совместный парад в Белой Церкви, и орда с огромной добычей вернулась в Крым. Битва при Пилявцах К концу лета 1648 года польская армия численностью 35-40 тыс. Первый был статен и изнежен, второй склонен к учености, третий - очень молод и неопытен. У армии был огромный обоз - 100 тысяч подвод и при армии находилось 5000 женщин легкого поведения. По воспоминаниям современника, армия будто бы собралась на свадьбу, увеселения, но не на войну. Армия Хмельницкого имела количественный перевес - около 50-70 тысяч человек, немного позже подошла еще татарская конница. Армии встретились у села Пилявцы возле Староконстантинова ныне с. Пилява Хмельницкой области. Битва произошла на небольшой равнине возле речушки Иква 11-13 сентября 1648 г. Казакам удалось загнать пехоту противника на узкую греблю и там уничтожить ее. С конницей тоже разделались. На польском военном совете было принято решение отступать. Первым побежало командование, его примеру последовали остальные. Войско Хмельницкого захватило 90 пушек, огромные запасы пороха: стоимость трофеев оценивалась огромной суммой от 7 до 10 млн золотых. Пилявское поражение - одна из самых печальных страниц военной истории Речи Посполитой. Хмельницкий занял Староконстантинов, затем Збараж. Большая часть добычи и пленных, однако, досталась татарам. В связи с этим в армии Хмельницкого стало много недовольных. Участились случаи и размах грабежа местного мирного населения. Падение Львова В конце сентября 1648 года во Львов до 1770 года - польский город стекались беглецы из-под Пылявцев. Для защиты Львова осталось 4 400 человек, остальные сбежали. В кратчайшие сроки горожане смогли собрать значительные средства для защиты города - 900 тысяч злотых и большое количество драгоценностей. Хмельницкий не хотел разрушать город, он согласился на сравнительно небольшую сумму в 220 тысяч злотых деньгами и товарами, которая была доставлена в казацкий лагерь 21 октября. Уже 26 октября его войско сняло осаду и направилось в сторону Замостья. Основная часть татар ушла в Крым, с Хмельницким остался только Тугай-бей и около 10 000 татар. В Киеве на переговорах с польскими послами Хмельницкий заявлял: "… Я освобожу из польской неволи весь русский украинский народ, если я воевал раньше за себя, то отныне я воюю за нашу веру православную… Польша сгинет, а Русь будет процветать… Я хозяин и воевода Киева, это дал мне Бог… с помощью моей сабли". Победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание украинского населения Речи Посполитой против поляков. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали погромы полякам.

Ответ на оскорбление

  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Предпосылки
  • Военные и дипломатические победы Богдана Хмельницкого - Российская газета
  • Предпоссылки казацко-крестьянской войны под руководством Богдана Хмельницкого
  • Что вы знаете о государстве Урарту
  • Под властью Литвы

Богдан Хмельницкий. Начало освободительной борьбы 1648-1654 гг.

созданием Гетманщины - Переяславской радой (присоединение Левобережной Украины. под руководством гетмана Богдана Хмельницкого - началось в 1648. Так начинались события восстания Богдана Хмельницкого, положившего начало выходу Украины из-под власти Польской Короны и постепенному переходу ее под власть России, а также формированию ее как единого политического и этнокультурного региона.

Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI

От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Хмельницкому удалось привлечь на свою сторону и крымского хана Ислама III Гирея.

Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад

Ошибка ученого? Ограниченный охват значений искомых слов? Происки поляков? Неизвестно когда и почему эта часть Руси названа Подолом. Возможно для отличия горной Руси от её равнинной части. Эти образцы указывают на максимально возможную полноту охвата толкования Самуила Линде статей его словаря. К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало.

А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года. Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными.

В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество.

На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф.

В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией.

В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи.

Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г.

Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом.

Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б.

На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией.

Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот.

К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии.

Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву.

В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства.

Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей.

Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в.

В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию.

В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией.

Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться.

Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.

Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей.

В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в.

Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в.

Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.

На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины.

Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г.

В начале XVII века большинство православных магнатских родов и значительная часть шляхты приняла католицизм и полонизировалась, фактически объединившись с польско-литовской знатью в один правящий класс. Запорожские казаки, война 1648—1654 Движущей силой антипольского сопротивления стали запорожские казаки. Часть казаков — так называемые реестровые — находилась на государственной службе и защищала границы Речи Посполитой от набегов крымских татар. Они были официально зачислены в армию, получали жалованье деньгами, хлебом, порохом и оружием. Другую часть казачества составляли беглые холопы, крестьяне, мещане. Они нанимались к зажиточным казакам, занимались ловлей рыбы, охотой, но чаще всего жили военными набегами. В конце XVI — начале XVII века запорожские казаки неоднократно поднимали восстания против властей Речи Посполитой и шляхты, однако ни одно из них не принесло окончательного успеха. Либо польская армия побеждала повстанцев, либо Варшава шла на ситуативные уступки, но потом только усиливала давление. На этом фоне взоры малороссийского населения всё чаще обращались в сторону единоверной Москвы.

Казаки, в частности, просили принять их в подданство в ходе антипольских восстаний 1591—1593, 1637 и 1638 годов. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий. Казаки смогли несколько раз победить польские войска. В частности, казацко-татарское войско одержало победы при Желтых Водах и Корсуни, взяв в плен коронного польского гетмана Николая Потоцкого. Эти успехи вызвали колоссальное воодушевление в малороссийском обществе. Портрет Багдана Хмельницкого. В 1648 году он отправил русскому царю Алексею Михайловичу письмо, в котором рассказал о победах и желании казаков уйти под власть Москвы. В России, однако, колебались, так как понимали, что сближение неизбежно приведет к войне с Речью Посполитой. Казаки дважды за время восстания подписывали с поляками мирные соглашения, но боевые действия оба раза возобновлялись.

Чем дальше, тем сложнее было положение запорожцев. Они потерпели ряд существенных поражений. Чувствительными, в частности, оказались неудачи в столкновениях у города Лоев и села Берестечко. Кроме того, сомнительными союзниками оказались крымские татары, которые часто пользовались войной для решения собственных политических и экономических задач. Показательной в этом смысле стала битва под Жванцем. Там поляки оказались в тяжелом положении, но спаслись благодаря подкупу крымских татар. Земский собор в Москве, Переяславская рада К 1653 году военно-экономический потенциал Малороссии был подорван.

Реальную политику и в Литве, и в Польше вершила аристократия. Шляхта составляла и вообще значительную часть населения Речи Посполитой: каждый шляхтич имел относительно небольшое земельное владение, на него работало несколько десятков крестьян, иногда, чтобы не разориться, помещик и его семья были вынуждены сами пахать землю вместе со своими крестьянами, и такие мелкие феодальные владения в огромном количестве охватывали территорию объединенного польско-литовского государства.

При этом каждый шляхтич считал себя человеком исключительно благородных кровей, самовластно распоряжался в своих маленьких владениях. Обязанности шляхтича по отношению к королю и князю, основной из которых являлась военная служба, были строго регламентированы, и попытки монарха расширить свои властные полномочия встречали категоричное сопротивление шляхетского класса. Шляхтичи, составляя основу королевско-княжеского войска, не только являлись главной политической опорой посполитого монарха. Они выбирали Сейм — верховный представительный орган, ведавший государственной казной: без согласия Сейма король и великий князь не мог даже взять денег на свои политические мероприятия. Власть короля и великого князя не передавалась по наследству: Сейм приглашал на трон Речи Посполитой монархов и принцев из других государств, которые плохо знали местную обстановку, не имели здесь устоявшихся связей и еще и по этой причине оказывались в сильной зависимости от многочисленной аристократической прослойки. Даже свои установленные принятым законом обязанности по отношению к верховной власти шляхтичи часто исполняли плохо: уклонялись от военной мобилизации, устраивали распри и мини-войны между собой. Хотя на троне Польши и Литвы сидел один монарх, в каждом из двух государств политику вершил собственный аристократический аппарат, и земли бывшей Литовской Руси, переданные Польской короне, попали под власть польских сановников. Речь Посполитая в 1635 г. Польша, в отличие от Литвы, исторически не была связана тесными культурными узами с Западной Русью: в ней самой имелись древние государственные традиции, своя исконная богатая культура, развитое государственное право.

После передачи южных земель Литовской Руси Польской короне туда потянулись шляхтичи-переселенцы, нуждавшиеся в новых земельных наделах семьи в то время были многодетными, и в связи с сильной ограниченностью земельных владений шляхтича его сыновьям могло вовсе не хватить земельного надела в наследство , а местные крестьяне превращались в их крепостных людей. Польская по происхождению аристократия теснила на политической и экономической арене местную, которая имела меньшее представительство в сеймах. К тому же, польское государство исторически заботилось об укреплении позиций католической церкви, поэтому православное население бывшей Литовской Руси стало подвергаться еще и религиозным притеснениям. В 1596 г. Так начала свое существование признанная польскими властями Русская униатская грекокатолическая церковь, главой которой считался Папа Римский. Значительная часть населения не признала униатства, и положение православия колебалось от преследуемой властью ереси до легализованной, но окруженной всяческими правовыми ограничениями религии. Попавшие под власть польских властей и шляхты простые крестьяне — потомки древних руссов, стали испытывать тройной гнет: национальный, религиозный и крепостнический. Привилегии местного исконного дворянства также были значительно ограничены. Вид на Днепр и прибрежные рощи в Киевской области современной Украины.

Реконструкция традиционного сельского украинского жилища Поскольку земли за Днепром стали самыми удаленными от столицы Речи Посполитой — Кракова, на востоке, за ними закрепилось название «Украина»: так, то есть, «окраинная земля», исторически назывались приграничные области в славянских государствах. Впоследствии название «Украина» распространилось на все перешедшие Польской короне земли, населенные потомками древних руссов — от Карпат до рубежей Московского государства. Однако этнонима «украинец» в то время еще не существовало он возник лишь в конце XIX в. Само коренное население этих земель продолжало называться русью. Чтобы отделить руссов, перешедших под власть Польши, от руссов, оставшихся в подданстве Литвы, и руссов Московского государства, использовался старинный термин, происходящий из Византийской империи, Малая Русь: так византийцы называли ближайшие к ним русские области. В состав современного украинского этноса входят также близкие к малороссам народности, не бывшие под властью Польской короны, а во время Речи Посполитой находившиеся в подданстве Венгрии и Молдавского княжества. По итогам войны между Речью Посполитой и Московским государством 1609 — 1618 гг. Однако этот военный успех быстро привел к усилению нравственного разложения польского дворянства: убедившись в неуязвимости своего государства, польские аристократы стали оставлять служебные дела, больше внимания уделяя личному обогащению. Шляхтичи, соперничая друг с другом в богатстве, но не желая наживать добро традиционным способом — военной службой, усиливали эксплуатацию зависимых крестьян, становились подобными плантаторам, использовавшим рабский труд.

Крестьяне не только отрабатывали барщину на помещичьих полях и платили оброк с личных хозяйств, но и облагались всевозможными налогами, которые могли только придумать алчные землевладельцы. Даже крестьянские бракосочетания и похороны облагались налогом в пользу шляхтича. Помещики совершенно бесцеремонно обращались с зависимым от них людом, произвольно присваивали крестьянское имущество, подвергали крестьян жестоким истязаниям за неповиновение, неуплату податей или плохую работу. Именно через украинское посредство в современный русский язык пришло польское слово «быдло — скот», как в польских владениях помещики часто называли зависимое крестьянство. Такие порядки распространялись и собственно в Польше, но на Украине самовластие польских помещиков усугублялось их традиционной неприязнью к инородцам и иноверцам, кем для них были украинские крестьяне. Притеснения со стороны польских властей и помещиков побуждали многих украинских крестьян присоединяться к казачеству. Обездоленный люд, промышлявший охотой, рыбной ловлей, разбоями и наемной службой в войсках окрестных государств, издревле селился вдоль рек восточной части степной зоны Европы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий