Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий.
Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе
Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака). Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта.
Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока
Война в Персидском заливе началась 2 августа 1990 года, когда иракские войска вторглись в Кувейт – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, война, интересное на развлекательном портале 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня. Лидер Ирака Саддам Хусейн приказал сбросить в Персидский залив 816 000 тонн нефти, а некоторое время спустя отдал распоряжение поджечь нефтяные скважины в Кувейте. Как нефть стала оружием, разбираемся. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Сенат США одобрил рассмотрение законопроекта об отмене разрешений на ведение боевых действий в Ираке, которые приняли в 1991 и 2002 годах.
Вторжение США, разрушение Ирака, катастрофа в регионе, отношения с Россией — интервью
Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. По словам военного, Пентагон не подтвердил ему эту информацию, сообщив, что в то время и в том месте была сброшена не атомная, а кассетная бомба Blue 82. Бывший американский военный, принимавший участие в операции "Буря в пустыне" во время первой войны в Заливе, все же уверен: администрация США все-таки отдала приказ на сброс атомной бомбы мощностью 5 килотонн в районе города Басра у границы с Ираном 27 февраля 1991 года, в последний день конфликта. Международный сейсмологический центр в тот день зафиксировал в указанной зоне подземный толчок магнитудой 4,2 балла по шкале Рихтера, по мощности равный 5 килотоннам. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, имели мощность 16 и 22 килотонны соответственно, отмечает издание.
Ирак тогда оккупировал Кувейт под предлогом воровства этой страной нефти американцы действительно предоставили Кувейту технологии наклонного бурения, позволяющего заглубляться в «резервуары» соседей , а, по сути, Ирак агонизировал из-за низкой стоимости этой самой нефти — 18 долларов за баррель.
Было бы 25 долларов за баррель — Ираку бы хватило, чтобы поправить финансовое и экономическое положение после недавно закончившейся затратной ирано-иракской войны. Из любой ситуации нужно делать выводы и извлекать опыт, в том числе содержащий ошибки конфликтующих сторон. Бесспорно, российский Генштаб досконально изучил ход операции «Буря в пустыне» как и многие другие и составил свою тактику действий, которая сейчас позволяет нашим ВКС успешно и бескровно действовать в Сирии против боевиков «Исламского государства» запрещенная в России террористическая организация , эффективно поддерживая с воздуха правительственные войска и патриотическую оппозицию. Непосредственно сама операция «Буря в пустыне» длилась с 17 января по 24 февраля 1991 года и стала частью так называемой Первой войны в Персидском заливе «Война в заливе». Ей предшествовала операция «Щит пустыни», начавшаяся 7 августа 1990 года с размещения американских войск в Саудовской Аравии.
Последующая операция — «Сабля в пустыне» — продолжалась с 24 по 28 февраля 1991 года и представляла наземную операцию МНС, которая привела к разгрому иракской армии, освобождению Кувейта и продвижению войск коалиции на глубину до 50 километров на территорию самого Ирака. Багдад тогда заявил о прекращении сопротивления по всем фронтам и признал все резолюции Совбеза ООН. Как же тогда, 25 лет назад, развивались события? К началу военных действий в регионе противостояния противоборствующие стороны развернули мощные группировки различных видов вооруженных сил. МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах.
Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей. Впрочем, и Ирак был крепким орешком. Его армия превосходила коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах свыше 700 тысяч военнослужащих, около пяти тысяч танков, более восьми тысяч орудий полевой артиллерии и минометов, до 700 боевых самолетов и около десяти кораблей. Но по боевым возможностям, и прежде всего по качеству вооружения и боеприпасов, созданных по последним военным технологиям, преимущество было на стороне МНС.
Многонациональная коалиция, собранная американцами, свергла Саддама Хусейна. В итоге Ирак еще на 12 лет погрузился в хаос: гражданская война, оккупация части страны террористическими группировками "Аль-Каида в Ираке" и "Исламское государство" — запрещены в РФ. Кто-то сейчас с ностальгией вспоминает времена, когда внутри Ирака было безопасно, не было засилья религиозного экстремизма. Но другие утверждают, что при Хусейне у граждан Ирака не было надежд на перемены, теперь есть шанс. Для нации, которая в течение почти четверти века привыкла жить в условиях тоталитарного режима и культа личности, непросто принять новые правила игры. Особенно в условиях межконфессиональных конфликтов и столкновения интересов внешних сил.
Кроме того, страна по-прежнему де-факто расколота на части: Иракский Курдистан на севере, шиитский юг, находящийся под влиянием Ирана, и суннитский центр. Возвращение в регион началось в 2000-х годах в преддверии второго иракского кризиса. Однако полноценно противостоять политике США в регионе Москва начала вновь только в 2013 году, когда Вашингтон готовил свержение президента Сирии Башара Асада. Это стало одной из причин, повлиявших на начало процесса ближневосточного урегулирования между арабами и Израилем. Однако до сих пор не найдено идеальное решение для постконфликтного урегулирования. Урок "Бури в пустыне" до сих пор не выучен — военная победа не ведет к миру и стабильности. В тексте использованы источники: В.
Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи боевиков базирующихся в Иране бригад Бадра , пересекли границы и присоединились к восстанию. ВСИРИ сосредоточила свои усилия на шиитских священных городах Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не поддерживали их шиитскую исламистскую повестку и проиранские лозунги, за что ВСИРИ позже подверглась критике со стороны партии Дава. В ряды бунтовщиков по всему региону входили мятежные суннитские военнослужащие, коммунисты Иракской коммунистической партии ИКП , арабские националисты, выступающие против Саддама, и даже недовольные баасисты.
К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были едины только в своём стремлении к смене режима, поскольку у них не было общей политической или военной программы, не было единого руководства, и между ними было очень мало координации [18]. Восстания на Севере[ править править код ] Вскоре после этого в населённом курдами северном Ираке вспыхнула ещё одна волна мятежей. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими курдскими партийными формированиями: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократической партией Курдистана ДПК. Кроме того, Ассирийское демократическое движение АДМ служило основной ассирийской оппозиционной группой, хотя эта группа была более активной в 1980-х годах. АДМ сообщило, что правительство переселило тысячи ассирийцев в Киркуке , так как до 1991 года в городе насчитывалось около 30 000 человек [20]. На севере дезертирство набранных правительством курдских ополченцев, известных как джаш , придало значительную силу восстанию. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение десяти дней курдские националистические Пешмерга , исламистские Исламское движение Курдистана и коммунистические Коммунистическая партия Иракского Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна повстанцы, к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и дезертиров из армии по сообщениям, их было более 50 000 по всему региону [18] , взяли под контроль все города на севере, кроме Киркука который в конечном итоге был взят ими 20 марта и Мосула. Целые подразделения сдавались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, которая не выпустила ни одной пули [18]. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру Управления общей безопасности спустя годы здание, известное как Амна Сурака или «Красная охрана» на курдском языке, стало музеем преступлений режима Саддама Хусейна [21] [22].
В пылу кровавой мести они убили несколько сотен захваченных чиновников и сотрудников службы безопасности баасистов без суда и следствия; по сообщениям, более 900 [18] сотрудников службы безопасности были убиты в Сулеймании. Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной программой Анфаль , в ходе которой правительственные войска систематически убивали десятки тысяч иракских курдов и представителей других этнических меньшинств тремя годами ранее, в 1988 году; 14 тонн этих документов были получены Human Rights Watch [23]. В отличие от юга, курдскому восстанию предшествовали демонстрации с чёткими политическими лозунгами: «демократия для Ирака» и «автономия для Курдистана». После взятия Мосула Джаляль Талабани предложил выступить маршем на столицу Багдад [18]. Контрнаступление правительственных сил[ править править код ] 7 марта, в попытке утихомирить восстания, Саддам Хусейн предложил лидерам шиитов и курдов доли в центральном правительстве в обмен на лояльность, но противостоящие группы отвергли это предложение [24]. В разгар восстания правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака [17]. Однако жители Багдада оставались в значительной степени пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия, и все просирийские отколовшиеся члены партии Баас не смогли устроить подпольную организацию в столице [18]. В обширных трущобах Саддама-Сити , населённых шиитами, произошли лишь ограниченные беспорядки, в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной. Вскоре силы правительства перегруппировались и перешли в наступление, чтобы вернуть контроль над городами. Им помог тот факт, что примерно половине танков элитной и надежной Республиканской гвардии удалось избежать из провозглашенной Саддамом «матери всех сражений» [25] в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну.
Кроме того, соглашение о прекращении огня в Персидском заливе от 3 марта запрещало иракским военным использовать самолёты над страной, но не запрещало им летать на вертолётах, поскольку большинство мостов было разрушено [26]. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф удовлетворил просьбу иракского генерала о полётах на вертолётах, в том числе вооружённых боевых вертолётах, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома ; почти сразу же иракцы начали использовать боевые вертолёты для подавления восстаний [27]. У превосходящих по вооружению повстанцев было мало тяжёлого вооружения и мало ракет класса «земля-воздух», что делало их почти беззащитными против боевых вертолётов и беспорядочных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстания мощным ударом. По данным Human Rights Watch , «в своих попытках вернуть города и после укрепления контроля лоялисты убили тысячи тех, кто противостоит им, будь то повстанцы или гражданские лица, открыв беспорядочный огонь по мятежным районам; казнили их на улицах, в домах и больницах; задерживали подозреваемых, особенно молодых людей, во время обысков по домам, арестовывали их с предъявлением обвинений или без предъявления обвинений или массово расстреливали; и использовали вертолёты для нападения на тех, кто пытается бежать из городов» [28].
Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)
Собственно, война в Ираке показала, что оккупация мало что дает. Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты. 1996 год — операция «Удар в пустыне» против Ирака для защиты курдов, выпущены 44 крылатые ракеты. В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. В январе 1991 года многонациональные силы (МНС) под началом Соединённых Штатов начали большую военную операцию против Ирака под названием «Буря в пустыне». Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта.
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака
Войска Запада так и не вошли тогда в Ирак, но авиация НАТО вернула страну в 1920 год: не работали холодильники, не было света, прекратилось хлорирование воды. А теперь эти люди учат нас "обычаям войны". Безжалостные бомбардировки гражданских объектов в Ираке в ходе войны в Персидском заливе усилили воздействие введенных ранее санкций и оставили после себя огромные разрушения, ликвидировать которые Багдаду не позволили. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта. Эта угроза была во многом исполнена систематическими бомбардировками иракской инфраструктуры и экономических объектов. В докладе американского правительства под названием "Крылатые ракеты.
Надежный потенциал" определены пять основных категорий целей, "включенных в план нападения на Ирак". Это пункты управления, промышленные предприятия, инфраструктура и войска. Есть также пункт об ударах, призванных сломить "волю населения". Далее в этом документе говорится: "Удары по таким объектам, как пункты вещания телевизионных каналов и радиостанции, а также электростанции и распределительные сети ослабят волю гражданского населения курсив автора. Удары по гражданской инфраструктуре и "воле населения" запрещены нормами международного гуманитарного права и являются военным преступлением.
Если "ослабление воли гражданского населения" было одной из целей бомбовых ударов по электростанциям и распределительным сетям, то США наверняка преследовали ту же самую цель, что и после войны в Персидском заливе, когда упорно отказывались дать Ираку возможность отремонтировать эти объекты. Полное разрушение гражданской инфраструктуры Ирака Публично руководство США и их союзников отвергало наличие у него намерений нанести ущерб гражданскому населения и гражданским объектам. Однако их вооруженные силы наносили удары, выводили из строя, разрушали и причиняли ущерб крупным объектам гражданской инфраструктуры на всей территории Ирака. Среди прочего, было разрушено большинство электростанций и линий электропередачи, плотины различного назначения, нефтеперерабатывающие заводы, пищевые предприятия, склады продовольствия и семян, мелькомбинаты, один молокозавод, сахарные заводы, фабрика по производству шприцев, системы связи, ирригационные сооружения, городские системы водоснабжения и канализации. Пострадал даже завод по производству вакцин для животных.
И, конечно же, бомбы не пощадили гражданские автомашины, автомобильные и железные дороги, аэропорты, мосты, а также многочисленные промышленные, коммерческие, образовательные, религиозные и культурные объекты. Оценки ущерба от бомбардировок 1991 года очень разные. Минимальную оценку дало в 1991 году ЦРУ, назвав сумму в 30 миллиардов долларов. Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны.
Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций. Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт. Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской. Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь.
Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления.
Второй этап операции по освобождению Кувейта получил название "Буря в пустыне".
Возглавил его американский генерал Норман Шварцкопф. За первые 14 часов боевых действий по Ираку было выпущено 114 крылатых ракет. Подавляющая часть их стартовала с надводных кораблей и несколько - с подводной лодки.
Одновременно в воздух поднялись специальные самолеты для оказания мощного радиоэлектронного воздействия на средства ПВО противника. Главная цель, которую ставили перед собой МНС на начальном этапе проведения военной операции, заключалась в завоевании полного господства в воздухе. В целом это удалось.
Глубоко эшелонированная и, по стандартам того времени, вполне современная система иракской ПВО, включавшая в себя в основном советские и французские образцы вооружений, понесла серьезные потери. Особенно следует отметить, что в ходе этой кампании американские генералы впервые широко использовали космические средства: еще до начала бомбардировок была развернута орбитальная группировка космических аппаратов, насчитывавшая более пятисот единиц, пятьдесят из которых относились к классу разведывательных. У Саддама Хусейна, несомненно, видевшего все эти приготовления, имелся собственный план противодействия.
Уже через шесть часов после начала бомбардировок Саддам Хусейн выступил с обращением к нации, в котором попытался разыграть антиеврейскую карту, обвинив в происходящем "международные сионистские организации". После этого Ирак начал обстрел территории Израиля ракетами "Скад" ракеты эти наделали среди израильтян больше паники, чем причинили реального вреда. Тем самым Хусейн хотел привлечь на свою сторону арабский мир, смотревший на его действия в ту пору весьма неодобрительно.
Кроме того, Саддам решил поразить врага, так сказать, экологическим оружием: он распорядился сливать нефть из кувейтских скважин в Персидский залив и поджечь несколько месторождений. В целом он продолжал уповать на мощь своей армии, справедливо считавшейся тогда как и сегодня одной из самых мощных и боеспособных на Ближнем Востоке. Ирак к тому времени накопил немалое количество современных вооружений, а его военные инженеры, к примеру, славились своим умением возводить оборонительные сооружения.
Однако МНС не спешили бросать в бой наземные войска.
Военные действия Начало войны 20 марта вслед за завершением 48-часового ультиматума начались активные воздушные налёты. Данные налёты имели несколько целей. Во-первых, бомбардировки иракской армии и важных стратегических объектов ослабляли силы Ирака; во-вторых, воздушные атаки использовались как политическое давление на руководства Ирака, которое помня неудачи войны в Персидском заливе, должно было пойти на уступки союзникам; в-третьих, боевые вылеты одновременно проводили тщательную военную разведку сил Ирака.
Приказ о начале военных действий президент Джордж Буш отдал 29 апреля. Командовал экспедиционными силами генерал Томми Фрэнкс. Затем начались воздушные бомбардировки со стороны США по Багдаду, Мосулу и Киркуку, которые неожиданно встретили плотный зенитный огонь. Первые сообщения о начале боевых действий заставили Саддама мобилизовать все имевшиеся силы: наступление американцев встретили 4 из 7 имевшихся в Ираке корпусов, а в бой на юг страны двинулись элитные гвардейские танковые дивизии «Медина» и «Хаммурапи».
Иракские танки В ходе первых пограничных боёв, войска Ирака показали достаточно хорошие результаты, однако массированное наступление противника заставило отступить. Одной из причин успехов Иракской армии стали макеты танков в натуральном масштабе, на которые отвлекали свои силы американцы. Кроме того, весьма эффективной оказалась тактика заглушки моторов танков ночью, для того чтобы маскироваться перед тепловизорами американцев. После того, как техника противника подбиралась на достаточное для стрельбы расстояние, запускались моторы и производились первые выстрелы, после чего начиналось наступление на противника, во избежание потерь от авиации.
Также в ходе боёв была отработана весьма эффективная тактика: для введения в заблуждение американских пилотов иракцы жгли шины рядом с не подбитыми танками, что создавало впечатление, что машины уже уничтожены. Для тех же целей целые боевые машины ставили рядом с подбитыми. Авиация "подбитые" танки не трогала, а для танков противника они оказались весьма опасными. Военная операция в Ираке Основными направлениями наступления американо-британских войск было направление через центр страны на северо-запад по автомагистрали Басра-Багдад и направление на Басру, как важнейший нефтяной центр Ирака.
Британский солдат в ходе боёв за Басру Басру от наступавших британских войск защищал 3-й корпус иракской армии. В этот же день британские войска вступили в крупнейшее танковое сражение со времен Второй мировой войны. Несмотря на сопротивление иракских военных, 18 мая в СМИ прошла информация о том, что практически весь город оккупирован войсками союзниц. При этом, над центральной частью города, недоступной для танков, контроль установил парашютный десант.
К 20 мая командование заявило об окончательном падении Барсы. Данный город, населенный преимущественно шиитами, имеет важное стратегическое значение, являясь местом пересечения главных магистралей юга страны. Немаловажно и то, что неподалеку от города расположен военный аэродром Талиль. Уже 4 мая американские войска окружили Насирию и приступили к штурму города.
Тем не менее, сражение за аэродром Талиль, в связи с ожесточённой оборонной иракских войск, затянулось вплоть до 23 мая. Захват аэродрома являлся ключевой целью в данном регионе, поскольку благодаря ему союзные войска получили возможность быстрого пополнения. Сгоревший «Абрамс» В конце мая шедшая в авангарде союзных сил американская моторизованная дивизия захватом города Самава отрезала иракский гарнизон в Кербеле от основных сил. Одновременно с этим в начале июня, дивизия морской пехоты США при поддержке танков мощным ударом захватила основные пункты провинции Наджаф.
Опасность оказаться в окружении заставило иракское командование на юго-востоке отступать в центр Ирака. Предвещая скорое падение Режима Хусейна вызвало опасения в Советском Союзе. На данное предложение США ответило отказом, сославшись на то, что авторитарный режим в Ираке угрожает стабильности на Ближневосточном регионе. Битва за Багдад К началу битвы за Багдад Иракское командование спешно сосредотачивало в столице значительные силы.
По мимо основных сил, в столице дислоцировались подразделения Республиканской гвардии, считавшейся наиболее боеспособными войсками Ирака. В свою очередь США предприняло штурм участия британских войск, силами одной дивизии морской пехоты и одной пехотной дивизии при поддержке военно-воздушных сил. Командный центр одной из бригад пехотной дивизии США, пораженный иракским ракетным комплексом. Утром 10 июня американские войска двинулись на юго-западную окраину Багдада с целью получения контроля над на международным аэропортом «Саддам».
Силами Республиканской гвардии удалось отбить первые атаки американских войск, после чего те сменили тактику, возобновив воздушные налёты.
Бесспорно, операция «Буря в пустыне» открыла эру войн высоких технологий — с широким использованием космической разведки и спутниковых систем навигации, средств РЭБ, высокоточного оружия, ведением «неконтактной войны», когда нога солдата не зависает над окопом противника так называемый час икс , а неприятеля утюжат с воздуха. Война в Персидском заливе получила и название «телевизионной войны»: американские пропагандисты освещали ее едва ли не в прямом эфире, но под выгодным соусом. Известный факт, когда группа журналистов, допущенных на авианосец «Рузвельт», ежедневно получала «эксклюзивную» информацию... В условиях сухого закона это был весомый аргумент в пользу правдивости получаемых сведений. Широкое распространение получило тогда и такое определение, как «дружественный огонь». Союзники по коалиции стреляли во все, что движется в зоне прямого выстрела, и без четкой координации в многонациональных силах зачастую стреляли по своим. При относительно небольших потерях военнослужащие той же Великобритании при общих 24 погибших потеряли от огня 11 человек.
Еще в большей степени от «дружественного огня» пострадали американцы, у них при 23 потерянных вертолетах лишь пять были сбиты противником. А еще «Буря в пустыне» стала практически последней операцией, в которой американская армия действовала по мандату ООН. Все последующие войны США, порой с союзниками, проводили без оглядки на международные организации. Как, например, в Югославии «Обдуманная сила», 1995 год, — против боснийских сербов и «Благородная наковальня», 1999 год, с бомбежками Белграда и Косово. Опять в Ираке — «Лис в пустыне», 1998 год, и «Шок и трепет», 2003 год. В Афганистане — «Безграничная досягаемость», 1998 год, и «Несокрушимая свобода», 2001 год. Так называемая «арабская весна» в Ливии — с бомбежками и убийством президента Каддафи, финансирование оппозиции в Сирии, Ливане, Египте для свержения законной власти. За 25 лет американцы во многом преуспели...
Вы точно человек?
Я сам никогда не отдам такой приказ, но я последую за человеком, который сделает это" с. Несомненный интерес вызывают авторские комментарии и выводы. Главная мысль К. Вудса сводится к тому, что авторитарный характер режима в принципе лишал военных возможности честно анализировать причины неудач, поскольку это неизбежно затронуло бы авторитет политического руководства в Ираке. Автор пишет, что даже если С. Хусейн с готовностью признавал допущенные тактические ошибки и промахи, то никогда не хотел честно говорить о фундаментальных причинах, лежащих в основе неудач иракских войск в войне.
Делая справедливые замечания по поводу боязни военных в тоталитарных и авторитарных государствах проявлять высокий уровень самостоятельности на поле боя, К. Вудс не без оснований считает маловероятным, чтобы С. Хусейн принял ответ, который связал бы безынициативность командиров с природой самого режима с. Символично, по мнению К. Вудса, и то, что иракским военачальникам приходилось испрашивать у политического руководства специального разрешения на рассмотрение негативных сторон своих боевых операций в военных учебных заведениях с.
Своеобразное свидетельство стратегической слабости иракского руководства автор видел и в том, что иракские исследования, посвященные анализу войны в Персидском заливе, как правило, заканчивались выводами, распределенными всего в две категории: "Слабые стороны противника" и "Сильные стороны наших войск". Пропущенные категории, отмечает К. Вудс, говорили сами за себя с. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны 2003 года и может считаться одной из причин быстрого падения режима С. Новые источники, использованные К.
Вудсом, свидетельствуют о необоснованной уверенности некоторых иракских руководителей в начальный период конфликта в Персидском заливе в собственной победе в надвигающейся войне. Так, Иззат-аль-Дури, член Совет революционного командования, высшего органа управления Ирака, доказывал в ноябре 1990 года, что США не смогут победить Ирак без применения ядерной бомбы. С ним соглашался и вице-президент Ирака Таха Рамадан, считавший, что "война с Америкой будет легче, чем война с Ираном", и заявлявший по этому поводу: "У Америки нет границ с нами. Американские солдаты не такие, как наши или иранские… По нашим данным, ни саудовцы, ни египтяне, ни сирийцы не собираются сражаться с нами. Это будет идеальная война" с.
Излишнюю самонадеянность проявило Багдадское руководство и в отношении резолюции 678 Совбеза ООН от 29 ноября 1990 года, уполномочившей государства-члены "использовать все необходимые средства" для разрешения конфликта в регионе Персидского залива. Скажем, к примеру, что в СССР ее расценили как "карт-бланш", "зеленый свет" вооруженным действиям антииракской коалиции"10. В Ираке, наоборот, ее восприняли без опасений. Иракские официальные лица отмечали, что если в августе 1990 года, во время вторжения в Кувейт, весь мир фактически объединился против Ирака, то голосование по резолюции 678 было уже не столь однозначным. В Багдаде обращали внимание на нарастание антивоенных движений в Европе и Америке и считали, что любое откладывание военной операции - а резолюция 678 установила срок вывода иракских войск из Кувейта до 15 января 1991 года - идет им на пользу с.
Критикуя иракских правителей, К. Вудс вместе с тем опровергает и тех исследователей, кто писал об улучшении американо-иракских взаимоотношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века11. На основе новых документов он вскрывает сильные антиамериканские настроения, царившие в иракском руководстве, серьезно полагавшем, что США организовали заговор против Ирака с. По мнению К. Вудса, эти "конспирологические теории заговора" оказали самое непосредственное влияние на процесс принятия стратегических решений с.
В принципе, с подобным выводом нельзя не согласиться.
В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей».
В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г.
ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г. Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну.
Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии. Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака. Ирак обязан также выплатить все долги, которые были у него до начала боевых действий; - разрешается продажа Ираку продуктов питания и импортирование им необходимых для населения товаров. Запрещается же продажа оружия Ираку на период, установленный Советом Безопасности. Проверка выполнения наложенных на Ирак санкций в области торговли осуществляется каждые 60 дней при принятии Ираком условий прекращения огня; - Ираку разрешается экспорт нефти в том случае, если Совет Безопасности будет удовлетворен выполнением Ираком плана выплаты компенсаций и требований по уничтожению оружия массового поражения.
Ответственность за контроль над предоставлением Ираку возможности закупать продовольствие и другие необходимые товары несет Комитет по введению санкций, созданный Советом Безопасности. Он же контролирует экспорт Ирака пункт 22. Он продолжал оккупировать и грабить Кувейт. В ответ на это силы коалиции, состоявшие из военных контингентов более 25 стран под командованием американских генералов, с 16 января 1991 г. Но позиция Ирака не изменилась и после этого.
В этих условиях президиум Социнтерна, собравшийся под председательством В.
После этого отступить на северный берег Евфрата и уйти вглубь Ирака было уже невозможно. Еще до начала наземной операции, Иракская армия уже имела потери не менее 30 тысяч человек. Уже к середине 25 февраля Эль-Кувейт столица Кувейта была окружена, после чего обороняющиеся стали массово сдаваться в плен, 26 февраля иракские военные оставили столицу. Наступление шло по всем направлениям, в том числе и собственно на территорию Ирака. В результате разгрома основных сил Ирака, 28 февраля Саддам Хусейн был вынужден прекратить боевые действия и принять все требования ООН. После этого, 3 марта, Норман Шварцкопф командующий силами коалиции, четырехзвездочный генерал ВС США и Халед бин Султан фельдмаршал армии Саудовской Аравии на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня. В результате «Бури в пустыне» были уничтожены или лишены боеспособности 42 дивизии армии Ирака всего их было 44 , число жертв, предположительно, составило около 100 тысяч человек. Большая часть военной техники, количество которой было не меньше кроме авиации , чем у коалиции, была уничтожена или захвачена. Более 71 тысячи иракских военных сдались в плен.
При этом войска коалиции потеряли всего 292 человека причем заметная часть из них стала жертвой «дружественного огня» , 31 танк, 32 бронированные боевые машины и т. Массированное применение высокоточных авиационных средств, систем радиоэлектронной борьбы, повсеместное использование спутниковой навигации GPS, средств для ночного ведения боя тепловизионных и ночных прицелов и других высоких технологий сделало огромную по численности иракскую армию 650 тысяч человек беспомощной.
По словам военного, Пентагон не подтвердил ему эту информацию, сообщив, что в то время и в том месте была сброшена не атомная, а кассетная бомба Blue 82. Бывший американский военный, принимавший участие в операции "Буря в пустыне" во время первой войны в Заливе, все же уверен: администрация США все-таки отдала приказ на сброс атомной бомбы мощностью 5 килотонн в районе города Басра у границы с Ираном 27 февраля 1991 года, в последний день конфликта. Международный сейсмологический центр в тот день зафиксировал в указанной зоне подземный толчок магнитудой 4,2 балла по шкале Рихтера, по мощности равный 5 килотоннам. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, имели мощность 16 и 22 килотонны соответственно, отмечает издание. Когда итальянский репортер-ветеран Маурицио Торреалты обратился за подтверждением этой информации в Пентагон, его первым делом спросили о точной дате взрыва, а затем ответили, что армия США в ходе того конфликта использовала только обычные вооружения, а в качестве возможного объяснения подземного толчка сообщили, что в тот день на данную зону была сброшена кассетная бомба Blue 82, известная как "мать всех бомб".
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
Кроме того, соглашение о прекращении огня в запрещении огня в Персидском заливе от 3 марта иракским военным использовать самолеты над страной, но разрешало им управлять вертолетами войны, большинство мостов было разрушено. Это произошло потому, что генерал Норман Шварцкопф принял просьбу иракского генерала использовать, включая военные военные корабли, для перевозки правительственных чиновников из-за разрушенной транспортной инфраструктуры, действуя без указаний Пентагона или Белого дома; почти сразу иракцы начали использовать вертолеты в качестве боевых кораблей для подавления восстания. У повстанцев, лишенных вооружения, было немного тяжелого вооружения и несколько зенитных ракет, что делало их почти беззащитными против боевых вертолетов и неизбирательных артиллерийских обстрелов, когда баасисты ответили на восстание сокрушительной силой. По данным Хьюман Райтс Вотч, "в своих попытках вернуть себе города и после консолидации силы контроля лоялистов убили тысячи всех, кто выступал против них, будь то повстанцы или гражданские лица, беспорядочно стреляя по противостоящим районам; казнили их на улицах, в домах и в других городах. В результате расследования Организация ООН обнаружила отсутствие доказательств того, что Ирак применил химическое оружие для подавления восстаний, но не исключила возможность того, что Ирак мог использовать фосген газ, невозможно было бы испытание после атаки. Согласно Исследовательской группы Ирака правительства США, иракские военные использовали нервно-паралитическое вещество зарин , а также нелетальный газ CS на массивном уровне, когда в марте 1991 года были совершены «Десятки» импровизированных вертолетных бомбардировок против повстанцев в Кербеле и прилегающих районах; Доказательства очевидных атак горчичного газа были зарегистрированы в районах Наджафа и Керб США, находящиеся там в то время. На юге силы Садда подавили все но рассеяние сопротивления к концу марта. Курдское восстание на севере страны рухнуло даже быстрее, чем началось. После вытеснения пешмерга из Киркука 29 марта правительственные танки были в Дахук и Эрбиль 30 марта, Заху 1 апреля и Сулейманию, последний город, удержива повстанцами, 3 апреля.
Государственных войск было остановлено в Кореи, узкой долине у руин Каладизы , где курды во главе с успешно оборонялись. Масуд Барзани. В тот же день Служба безопасности Resolration 688 , осуждающая притеснение курдов иракским правительством и требующая Ирака уважения прав человека своих граждан. Жертвы Число погибших составило высоко по всей стране. Повстанцы убили многих баасистских чиновников и офицеров. В ответ Многие безоружные гражданские лица были убиты неизбирательным огнем, артиллерии и вертолетов, многие исторические и религиозные сооружения на юге были преднамеренно обстреляны по приказу Саддама Хусейна. Силы безопасности Садда вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве одного щита , где они задерживали и казнили без суда и следствия или «исчезли» тысячи людей наугад в политике коллективной ответственности.
Комиссия продолжила свою работу, однако, как и прежде, столкнулась с нежеланием Ирака идти на полное сотрудничество. Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря. Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными. Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов. Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке. Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом. Накануне вторжения официальная позиция США заключалась в том, что Ирак нарушает основные положения резолюций Совета Безопасности ООН и занимается разработкой оружия массового поражения, и что необходимо разоружить Ирак силовым путём.
После поражения Османской империи в Первой Мировой войне и до 1932 г. Ирак находился в статусе подмандатной территории Великобритании, хотя в 1921 г. В 1932 г. Король, регент и премьер-министр Ирака были убиты, власть захватил полковник Абдель Керим Касем, командовавший 19-й пехотной бригадой иракской армии. Уже в 1959 г. Так началось превращение Ирака в государство антиимпериалистического лагеря. Стремясь превратить Ирак в сильную державу регионального уровня, Касем не скрывал своих территориальных претензий к соседним государствам. Так, именно Касем стал первым руководителем иракского государства, начавшим подготовку к ирано-иракской войне. В частности, Касем объявил о претензии Ирака на район Хорремшехр, который, по мнению премьер-министра, был незаконно передан Ирану Турцией, а на самом деле исторически представлял собой иракскую землю. При Касеме началась и поддержка арабских сепаратистов в иранской провинции Хузистан. Разумеется, не избежал территориальных претензий и соседний Кувейт. Главной причиной территориальных претензий, на самом деле, было даже не стремление к получению контроля над кувейтскими нефтяными месторождениями — нефти в Ираке хватало и своей, а потребность Ирака в собственном порту на берегу Персидского залива. Будучи крупным и перспективным в экономическом отношении государством, Ирак страдал от отсутствия полноценного выхода к морю. Воды Персидского залива омывают лишь очень небольшую часть иракской территории, а в целом доступ страны к морю перекрывает как раз Кувейт. Поэтому Ирак давно претендовал на включение эмирата в свой состав. Но до 1961 г. Но как только Кувейт был провозглашен независимым государством, Ирак поспешил заявить о своих претензиях на его территорию. Существовали серьезные опасения, что от слов иракский премьер перейдет к делу и двинет в Кувейт иракскую армию. Поэтому в Кувейт были вновь введены британские войска численностью около 7 тысяч военнослужащих. Они оставались на территории страны до 10 октября 1961 года, когда их сменили подразделения вооруженных сил Саудовской Аравии, Иордании, Египта тогда он назывался Объединенной Арабской Республикой и Судана. С этого времени Кувейт постоянно находился под угрозой аннексии со стороны Ирака. Временно словесные нападки иракских руководителей на Кувейт прекратились после свержения и казни генерала Касема в 1963 году. Но уже в 1968 году, после повторного прихода к власти в Ираке партии БААС, отношения между двумя государствами вновь осложнились. Баасисты отказались признавать соглашение о признании суверенитета Кувейта от 4 октября 1963 года в части, относящейся к установлению границ. Дело в том, что иракское руководство настаивало на передаче Ираку острова Варба, северной части острова Бубиян. Правда, в качестве компенсации Ирак предлагал Кувейту значительно большие территории на южной границе. Саддам Хусейн, пришедший к власти в Ираке в 1979 году, предлагал даже взять острова Варба и Бубиян в аренду сроком на 99 лет. Среди других предложений была и просьба разрешить Ираку проложить свой нефтепровод через кувейтские земли. Однако Кувейт на все предложения Багдада отвечал отказом. Вполне вероятно, что отказ кувейтского правительства мотивировался и давлением со стороны США и Великобритании, которые опасались, что Ирак может обзавестись собственными портами или нефтепроводом. Неоднократно вспыхивали конфликты на кувейтско-иракской границе. В 1973 г. Ирак закрыл государственную границу с Кувейтом. Относительная нормализация отношений последовала в июле 1977 г. В 1980 г. Кувейт поддержал Ирак в войне с Ираном правда, на то были свои основания — монарх Кувейта опасался распространения идей Исламской революции на монархии Персидского залива. Кувейтской стороной Ираку был предоставлен даже крупный денежный займ, поскольку Ирак нуждался в финансировании военной кампании против Ирака. Следует отметить, что во время ирано-иракской войны Багдаду оказывали поддержку и Советский Союз, и страны Запада, и суннитские монархии Персидского залива, включая Кувейт и Саудовскую Аравию. Ирано-иракская война длилась восемь лет и стоила обеим странам колоссальных человеческих жертв и экономических затрат. Но уже спустя два года иракский лидер Саддам Хусейн вновь обратился к агрессивной риторике — на этот раз в адрес соседнего Кувейта, казавшегося ему легко уязвимой целью в силу небольшой территории и численности населения». В статье подчеркнуто, что причина резкого изменения позиции Саддама Хуссейна обусловлена стремительным падением цен на нефть к 1990 году. И президент Ирака обвинил в этом страны Персидского залива, увеличившие объемы добычи нефти, что, в свою очередь, способствовало падению цен на нефть. Кроме того, Багдад был должен Кувейту 14 миллиардов долларов США, и аннексия этого государства позволила бы не платить по счетам. Ирак обвинил Кувейт в краже нефти из иракских месторождений и в соучастии в международном заговоре против Ирака, инициированном западными странами. В качестве повода для предъявления претензий к Кувейту было использовано и вхождение Кувейта в вилайет Басра во время османского господства в Ираке. Саддам Хусейн видел Кувейт не иначе, как исторической провинцией Ирака, отрезанной от него британскими колонизаторами. При этом, естественно, что сами кувейтцы не жаждали вхождения своей небольшой страны в состав Ирака, поскольку уровень жизни граждан Кувейта был значительно выше. От Кувейта иракский лидер потребовал компенсации в размере прощенного иракского долга в 14 миллиардов долларов и уплаты еще 2,5 миллиардов долларов «сверху». Но эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах не пошел на выполнение иракских требований. Монарх Кувейта рассчитывал на помощь со стороны своих британских и американских союзников и надеялся, что Саддам Хусейн не рискнет напасть на соседнее государство. Как оказалось, он ошибался. Вскоре после выступления Саддама Хусейна началась передислокация иракских сухопутных войск к иракско-кувейтской границе. Одновременно Саддам Хусейн продолжал уверять египетского президента Хосни Мубарака, пытавшегося выступать в качестве посредника между двумя арабскими государствами, что готов к мирному диалогу с эмиром Кувейта. Однако уже 1 августа 1990 года Ирак выдвинул заведомо невыполнимые требования к Кувейту, рассчитывая, что эмир откупится от них и правда предоставит Багдаду миллиарды долларов. Но этого не произошло. Шейх Джабер отказался удовлетворять требования своего северного соседа». Подчеркивается, что «военный потенциал Ирака и Кувейта накануне конфликта был, конечно, несравним. Расходы на оборону занимали важнейшее место в иракском государственном бюджете. К 1990 г. Ирак обладал одной из самых многочисленных армий в мире. Численность вооруженных сил страны составляла 1 млн. То есть, более, чем каждый двадцатый иракец находился на военной службе. В конце июля 1990 г.
Стал легендарным военачальником, генералом, дослужился до должности командующего силами специальных операций КСИР. Будущий начальник генерального штаба КСИР Мохаммад Багери ушел на ирано-иракскую войну добровольцем, имея специальность учителя политической географии. Министр обороны Ирана Амир Хатами в 1980 году ушел добровольцем в народное ополчение. Настоящим испытанием для иракских войск стали затяжные городские бои. Для захвата города Хорремшехр были стянуты 15 тысяч человек и 200 единиц бронетехники против 5000 человек в гарнизоне города. Ожесточенные городские бои, за которые Хорремшехр в прессе назвали «иранским Сталинградом», привели к взятию города иракскими войсками. Иракцы, впрочем, понесли огромные потери. В связи с этим Багдад предпочел отказаться от планов дальнейшего наступления. К концу 1980 года бои приняли затяжной позиционный характер, на что явно не рассчитывали в Багдаде при планировании военной операции. Боевой дух солдат, участвовавших в «чужой» войне, вскоре начал падать, в то время как в Иране борьба за родину вдохновила тысячи людей вступать в ряд армии, КСИР и народного ополчения Бассидж. К 1982 году иранские войска смогли перегруппироваться и в ходе серии наступательных операций не только выбили противника с иранской территории, но и начали наступление в глубь Ирака. До 1988 года боевые действия продолжались в приграничной зоне, поскольку ни одной из сторон не удавалось добиться решающего перевеса. В отсутствие прогресса на фронтах стороны перешли к «войне городов» — ракетным обстрелам населенных пунктов, объектов инфраструктуры и военных баз на территории противника. И именно на этом этапе Саддам Хусейн допустил свою главную и, по сути, роковую ошибку. В Иране была возобновлена заложенная еще при шахе ядерная программа, в то время как Багдад предпочел сделать ставку на химическое оружие. То самое, которое впоследствии погубило режим Саддама Хусейна. Пойти на открытое нарушение Женевской конвенции 1925 года иракские власти решились исключительно из страха перед возможным военным поражением. При планировании вторжения в Иран был полностью проигнорирован факт подавляющего численного преимущества противника. К 1986 году население Ирана составляло 49,5 миллиона человек против 16,3 у Ирака. Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями. В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании. Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва. Согласно «Докладу Ригла», в годы войны министерство торговли США одобрило 771 экспортную лицензию на поставку в Ирак технологий двойного назначения.
Бахвальство против тактики
- Война в Персидском заливе (1990-91 гг.)
- Агрессия Ирака против Кувейта.
- Месть за смерть генерала Сулеймани
- Николай Стариков
Причины иракской войны
Война в Персидском заливе (1990-91 гг.) | Двадцать восемь лет назад одна произошла одна из самых кровопролитий страниц в истории войны в Ираке. События происходили на шоссе 80, примерно в 32 км к западу от города Кувейт. |
КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91 | В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. |
20 лет вторжению США в Ирак: как это было — 19.03.2023 — Статьи на РЕН ТВ | война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами. |
Операция «Буря в пустыне»: 25 лет уроков американской порки неугодным | Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом. |