Православная Церковь 12 февраля чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Человек, которого называли кораблем, до предела нагруженным учёностью – Василий Великий, Григорий Богослов – один из величайших мистиков, Иоанн Златоуст – святой, которого будут называть учителем [ ]. Василий великий, григорий богослов и иоанн златоуст. ДЕНЬ АНГЕЛА» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 февраля 2023 года в 12:00, длительностью 00:39:19, на видеохостинге RUTUBE.
Три святителя
В «Соборе Вселенских учителей» Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст изображены в рост, прямолично, как столпы Церкви. О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче. 12.02.2023 Новости. Сегодня Церковь празднует память трёх великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.). Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий — светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма.
Три святителя
Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий. Василий Великий (слева), Иоанн Златоуст (в центре) и Григорий Богослов (справа). Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста празднует Православная Церковь 12 февраля. Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности. И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни.
Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
На главную Новости СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Трое святителей – Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими Учителями, ибо их изложение Христианского Учения принято всей Церковью за образец и по содержанию, и по стилю, и по духу. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Василий Великий — светило церковное, иерарх, который всегда и везде, как только поминается святительский сонм, именуется первым, на первом месте, как бы предстоятель всего святительского сонма.
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. XV в.-КОПИЯ/р34-25.8.
Три святителя
Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей.
Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей.
Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях.
Испроси;, о милосе;рдый святи;телю, от Отца; све;тов и всем, вся;кий дар коему;ждо благопотре;бен: младе;нцем благо;е в стра;се Бо;жием возра;стание, ю;ным целому;дрие, ста;рым и немощны;м укрепле;ние, скорбя;щим утеше;ние, неду;гующим исцеле;ние, заблуждшим вразумление и исправле;ние, оби;димым заступле;ние, сирота;м и вдови;цам защище;ние, искуша;емым благода;тное поможе;ние, отше;дшим от сего; вре;меннаго жития; отце;м и бра;тиям на;шим блаже;нное упокое;ние. Ей, свя;тче Бо;жий, при;зри ми;лостиво от оби;телей Го;рних на нас, смире;нных, мно;гими собла;знами и напа;стьми обурева;емых, и к земли; приве;рженных возведи; к высоте; Небе;сней. Препода;ждь нам преблаги;й о;тче, твое; архипа;стырское и свято;е благослове;ние, да, о;ным осеня;емии, в сие; но;вое ле;то и во все про;чее вре;мя живота; на;шего в ми;ре, покая;нии и послуша;нии Святе;й Правосла;вной Це;ркви поживе;м, за;поведи Христо;вы усе;рдно творя;ще, по;двигом до;брым ве;ры подвиза;ющеся, и та;ко Ца;рствия Небе;снаго дости;гнем, иде;же с тобо;ю и все;ми святы;ми сподо;би Тро;ицу Святу;ю, Единосу;щную и Неразде;льную пе;ти и сла;вити во ве;ки веко;в. Молитва 2;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю о;тче Васи;лие, пресла;вный вселе;нския Це;ркве учи;телю, сла;вы Пресвяты;я Тро;ицы всеусе;рдный побо;рниче, Ма;тере Бо;жия и Ея; пренепоро;чнаго де;вства предызбра;нный испове;дниче, пресве;тлый чистоты;, смире;ния и терпе;ния о;бразе. Се аз многогре;шный и недосто;йный на высоту; небе;сную взира;ти, смире;нно молю; тя, о прему;дрый Це;ркве Христо;вы учи;телю, научи; мя та;ко богобоя;зненно житие; свое; проводи;ти, да никогда; же на путь, Бо;жиим повеле;нием проти;вен, уклоню;ся или совраще;н бу;ду.
Соблюди; и изба;ви мя твои;м многомо;щным предста;тельством от собла;знов ми;ра и ко;зней диа;вольских, я;коже изба;вил еси; от них ю;ношу, от Сладча;йшаго Спаси;теля на;шего отступи;вша и во власть сатаны; впа;дша. Да;руй мне си;лу душе;вную усе;рдным бы;ти подража;телем доброде;телей твои;х высо;ких: соде;лай мя в ве;ре пра;вей тве;рда и непоколеби;ма, укрепи; мя малоду;шнаго в терпе;нии и упова;нии на Го;спода, возгре;й в се;рдце мое;м и;стинную Христо;ву любо;вь, да небе;сных благ па;че всех жела;ю и и;ми услажда;юся. Испроси; мне у Го;спода и;скреннее о гресе;х сокруше;ние, да про;чее вре;мя живота; моего; в ми;ре, покая;нии и исполне;нии за;поведей Христо;вых провожда;ти бу;ду. Егда; же час моего; сконча;ния прибли;зится, ты, о преблаги;й о;тче, с Преблагослове;нною Де;вою Мари;ею, тогда; ускори; на по;мощь, защити; мя от зло;бных наве;тов вра;жиих, и сподо;би мя насле;дника бы;ти ра;йских селе;ний, да ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми непристу;пнаго Бо;жия вели;чества Престо;лу предста;ну и Живонача;льную, Единосу;щную же и Неразде;льную Тро;ицу прославля;ю и воспева;ю, при;сно и в безконе;чныя ве;ки. Молитва 3;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресла;вный святи;телю Христо;в, всея; вселе;нския Це;ркве учи;телю богому;дрый, правосла;вия тве;рдый испове;дниче и побо;рниче, всеблаже;нне о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, смире;нно к тебе; припа;дающих, и умоли; Го;спода Вседержи;теля, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние, и во всех ну;ждах, ско;рбех и искуше;ниих ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние.
Пода;ждь нам твое; свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии, сие; но;вое ле;то и во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу воспева;ти и сла;вити, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во ве;ки веко;в. Молитва 4;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю, о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, раб Бо;жиих имена , и умоли; Го;спода, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви Святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние и во всех ну;ждах, скорбе;х и искуше;ниях ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние. Пода;ждь нам твое свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, воспева;ти и сла;вити во ве;ки веко;в.
Сохранились стихи, написанные Григорием Богословом. А слова, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, верующие и сегодня произносят во время утреннего и вечернего правила. Установление празднования трем великим святым разрешило долгий спор о том, кому из них следует отдавать предпочтение. Елена Цыганова.
Несмотря на красоту новых воздвигаемых церквей, все-таки это современная архитектура, хотя и а-ля русская, повторяет древнюю архитектуру. Замечательные храмы, но немножечко однотипные по всей Москве. То есть в таких жемчужинах, как храм в честь трех святителей, Москва, безусловно, нуждается и многое приобретет, если будет воздвигнут, восстановлен этот храм. Этот иконостас сейчас украшает храм мученика Иоанна Воина на Якиманке. Конечно, убирать оттуда иконостас, полагаю, негоже, но можно воссоздать абсолютно точную копию этого иконостаса. Когда храм уничтожали, сохранились его обмеры, есть точные чертежи, поэтому можно его восстановить практически со стопроцентной точностью. Во всяком случае, я беседовала с очень интересными архитекторами, которые сказали, что если такое произойдет и храм восстановят, лицо Москвы будет в большей степени проявляться. Это, конечно, замечательные, радостные, торжествующие идеи. Бог даст, думаю, присоединятся москвичи, добрые люди, и общими усилиями такое чудо, может быть, произойдет по молитвам трех святителей. Отец Владимир, почему на иконах эти три святителя изображены вместе? У нас же много святителей. Обычно эти три святителя изображены вместе. А святитель Иоанн Златоуст жил несколько позже и умер несколько позже — в 407 году, тогда как Григорий Богослов умер в 389 году, а Василий Великий — в 379 году. Григорий Богослов и Василий Великий вместе обучались, вместе проходили аскезу. Эти святые примерно в одну и ту же эпоху руководствовали Церковью и просвещали народ Божий своими глубокими познаниями, образованием, своими подвижническими трудами. Господь Иисус Христос говорит: «Будьте светом для мира и солью земли, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного». С одной стороны, Господь не говорит: и словами прославлять Бога. Он говорит — делами. Самое главное у христианина делание — делами прославлять Бога, то есть основывать свою жизнь на заповедях Божиих, на совершенствовании своей души, с Божьей помощью очищая ее от страстей и так далее. Эти три святителя были именно такого внутреннего содержания. Каждый из них был девственник. Когда святитель Григорий Богослов был молодым, ему приснился удивительный сон: он видел двух невероятно красивых девиц в белых одеждах, скромно препоясанных поясками, без всяких украшений. Лица их были с небесным светом. Восхищенный ими, он спросил: «Как вас зовут? И сказали: «Если ты сохранишь чистоту и целомудрие, мы тебя сможем с помощью Божией вознести на такую духовную высоту, которую очень трудно достичь вне чистоты и вне целомудрия». Этот сон произвел на Григория Богослова такое потрясающее впечатление, что с тех пор он забыл о существовании женского пола и посвятил себя девственной жизни. Святитель Иоанн Златоуст, обучающийся в школе риторов, в философской школе, в богословской школе, знал дорогу только от того места, где жил, до места, где обучался. В воскресные дни он спешил в церковь; был постоянно погружен в науки, в изучение философии, языков и так далее. Так и Василий Великий. Григорий Богослов, когда Василий Великий умер, посвятил ему замечательное слово, где сравнивал Василия Великого с кораблем, перегруженным разными знаниями.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней религия гедонизма - плотского наслаждения. Это была эпоха, схожая с современной. Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного, ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и допускал их к покаянию.
Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни.
Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст. Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на Священное Писание, множество бесед на отдельные библейские тексты, поучений на праздники, похвальных слов святым и апологетических текстов.
Его рассуждения об устройстве человеческих взаимоотношений, о христианской семье, воспитании детей, молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, христианской взаимопомощи и благотворительности стали классикой христианской литературы. И скоро слава Иоанна Златоуста гремела во всем христианском мире. Плата за правду Он начал с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов, а средства, предназначенные для архиепископа, тратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Он писал богослужебные тексты — даже составил свой чин литургии, посылал опытных проповедников к кельтам, скифам, славянам и готам, боролся с ересями, поставил епископа для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя сурового обличителя, что навлекло на него гнев императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. С помощью Александрийского архиепископа Феофила, объединившего недовольных Иоанном епископов, императрица в 403 году собрала так называемый Собор «при Дубе», который осудил его по мелочным и ложным обвинениям, главным из которых было «оскорбление императрицы». За это Иоанна приговорили низложить и предать казни. Но император заменил казнь изгнанием.
В марте 404 года приговор был утвержден, а в октябре императрица Евдоксия скончалась. Даже язычники усмотрели в этом небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн же, находясь в ссылке в Армении, продолжал утешать, наставлять и поддерживать своих последователей — за два года он написал множество писем епископам Азии, Африки и Европы и своим друзьям в Константинополе их сохранилось 245. Из Абхазии в Рим С зимы 406 года болезнь приковала его к постели.
Но враги его не унимались: из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт Пицунду в Абхазии. Но по дороге, в городе Команы, где за сто лет до этого принял смерть за Христа великомученик Василиск, силы оставили святителя, и 14 сентября 407 года он скончался. Там его и похоронили.
Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году по другой версии 1092 г. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых.
Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю , заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, так как все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. В Константинопольском Патриархате в Стамбуле во вторник, 30 ноября, прошла церемония торжественной встречи мощей святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста , переданных Православной Церкви Ватиканом. Возглавил торжественное богослужение Патриарх Константинопольский Варфоломей, который несколькими днями раньше получил мощи от Папы Римского в Ватикане. Мощи Григория Богослова и Иоанна Златоуста, которых Православие почитает как величайших святых, первоначально находились в Константинополе, епископскую кафедру которого занимали в свое время и Григорий, и Иоанн.
Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка.
Житие и праздник Трех святителей
Даже и тогда, как говорят они слова ласковые, льющиеся тише и нежнее елея, и тогда слова их суть стрелы и острее меча обоюдоострого... Он принимает законы относительно содержания клира и епископата, выделяет средства на строительство новых монастырей, помогает церкви бороться с различными ересями — латинянской, павликанской, богомильской. Именно по предложению императора в православный церковный календарь было введено и почитание Отцов церкви, внесших наибольший вклад в разгром самой первой и самой опасной для мирового христианства ереси — арианства. Этот праздник должен был напомнить заносчивому Риму, который в те дни был побеждён арианам, что только благодаря подвигам греческих священников православие и смогло выстоять. Каппадокийцами их стали называть по той причине, что все они были родом из Каппадокии — области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населённой тогда греками. Деисусный и праздничный ряды иконостаса".
Фото: Московский Кремль Согласитесь, это символично — догмат о Святой Троице отстояли трое христианских подвижников, бывших не просто земляками, но лучшими друзьями, о которых говорят «не разлей вода». Василий родился в 330 году в административном центре области Кесарии в знатной христианской семье, его дедом был святитель Григорий Чудотворец. Григорий Нисский был его младшим братом, родившимся в 335 году, а вообще в их семье были канонизированы пятеро человек сам Василий, его сестра преподобная Макрина, два брата-епископа Григорий Нисский и Пётр Севастийский и ещё одна сводная сестра праведная Феозва диакониса. Григорий Богослов был на год старше Василия, он родился в 329 году возле города Назиан. Но вот подружились они в стенах Афинской академии, и их «университетская» дружба стала братством на всю жизнь.
Заводилой в этой компании был Василий — одарённый филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине. Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому... Получив образование, Василий крестился, а затем отправился в путешествие в монашеские обители Египта, Сирии и Палестины. Поселился он в малоазийской пустыне для аскетических подвигов, куда привлёк и святителя Григория Богослова. Но светильники Божьи, конечно же, не могут укрыться в пещерах.
Когда слава о пустынниках достигла Кесарии Каппадокийской, Василий был призван на архиерейское служение. Историк протоиерей Георгий Флоровский писал: «Святитель Василий был пастырь по призванию, пастырь по темпераменту. Он был человек воли прежде всего… В 370 году епископ Кесарии Евсевий умер, и на кафедру был избран Василий — не без труда и не без сопротивления: часть епархии отказалась ему повиноваться. Прежде всего новому епископу нужно было умиротворить свою паству, и он достигает этого и силой власти, и силой слова, и силой милосердия — ещё раньше, во время страшного голода святитель Василий продал своё наследственное имение и отдал все деньги в пользу голодающих... Но именно тогда споры с арианами о природе Святой Троице напомним, что основоположник арианской ереси Арий из Александрии учил, что Христос сотворён Богом и не единосущен Ему вдруг захватили всех — даже самых простых горожан.
История установления этого празднования весьма интересна. Дело в том, что отдельное почитание каждого из святых привело к разделению Церкви на три лагеря — василианов, григорианов и иоаннитов, каждый из которых доказывал, что их святитель самый великий. Однако, по промыслу Божьему, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя, и сказали ему следующие слова: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в своё время возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей.
А григориане ратовали за то, чтобы признать святителя Григория Богослова главным, так как он лучше других усвоил красноречие греческого мира, великолепно изложил учение о Пресвятой Троице. Однажды ночью в 1084 году три святителя явились во сне митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу и в один голос сказали, что они равны у Господа, каждый из них послужил Богу в ту меру, которая была дарована им Святым Духом. Святители повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. После этого святители поднялись на небо, объятые несказанным светом.
Множество христиан устремилось в пустынные места в стремлении сохранить чистоту веры и благочестивый образ жизни. Так возникло монашество.
Именно оно и сохранило как догмы христианства от полуязычников, так и нормы праведной жизни. Монашество стало твердыней Христианства, однако оно было разобщено, и зачастую между монахами возникали трения из-за разного понимания правил общего жития. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия Студеница Св. Василий, став епископом Кесарии Каппадокийской, впервые в истории ввёл в своей епархии единый общежительный устав для всех монахов. Правила, введённые Василием, касались как внутреннего преображения, так и внешнего поведения. Именно ему принадлежат слова: "Через принуждение себя ко внешнему благочестию постепенно освоим и благочестие внутреннее", то есть через приучение себя к чисто внешним сторонам Христианской Традиции, христианин постепенно открывает её нутро — Самого Христа. От приучения себя к посту, молитве, чтению Св. Писания и св.
Тогда человек начинает стараться уподобиться Христу, понять и соблюсти волю Господа, стать достойным сосудом для Божьей Благодати. Правила, введённые Василием Кесарийским для монахов своей епархии, не только превратились на столетия вперёд во всеобщий и единственный монастырский устав. Элементы этого правила прочно вошли в образ жизни православных мирян, в Христианскую Традицию, воспитывающую христиан поколение за поколением самим образом христианского устроения быта, повседневности, морали, поведения, внешнего облика. За свой неоценимый вклад в дело развития и упрочения христианского благочестия св. Василий получил прозвание "Великий". Монастырские правила, введённые Василием для монахов своей епархии, разошлись по всей Церкви, и стоят наравне с каноническими правилами Поместных Соборов. Святитель Григорий Богослов Св. Симеоном Новым Богословом. Святитель Григорий Богослов. Cербия Студеница Именно Григорию принадлежит самое стройное и упорядоченное описание Православного то есть "правильного" Христианского Учения, опровержение всех ересей, происходивших из-за постепенного забвения людьми изначального учения, переданного Христом Своим ученикам, а через них дошедшего и до нас.
Василий Великий
- Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого
- ТРИ СВЯТИТЕЛЯ - Древо
- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
- Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Похожие посты
- Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Русская вера
- Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Молитвы Собору Св Вас Велик Гр Богосл Иоанна Злато (Леонид Крупатин) / Проза.ру
- Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года | Аргументы и Факты
- 12 февраля Церковь вспоминает Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Новости по теме