Оба банка были созданы во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), способствовавшего сотрудничеству социалистических стран. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)был учреждён 5 января 1949 года по результатам экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
Межгосударственное регулирование целесообразно и для безналичной валюты
- Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха | Планета КОБ
- Символ Победы
- Ответы : совет экономической взаимопомощи образон в каком году?
- Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
- Правила комментирования
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л.
Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы.
Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка. Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи.
В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса. Например, с 1960 года существует Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ , которая изначально предполагала более свободную, без жесткого администрирования, форму интеграции, чем Евросоюз. Тогда ситуация выглядит вполне успешной. Более того, изучение рабочих записей и дискуссий, отложившихся в архивах СЭВ и свободных от бюрократической и идеологической казуистики, показывает, насколько откровенно и подчас жестко шло обсуждение сложнейших вопросов, насколько неоднозначным был процесс интеграции в рамках СЭВ.
Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ. Отчасти виновником рождения этой организации можно считать Соединенные Штаты Америки. Маршаллом была инициирована программа американской помощи Европе.
Ее официальное название «Программа восстановления Европы». Однако она имела другое, более популярное название — «План Маршалла». Этот план вступил в действие в апреле 1948 года. Вашингтон предлагал помощь странам не только Западной, но и Восточной Европы. Последние тогда получили название «страны демократии» и находились в сфере влияния Москвы. Вашингтон явно стремился с помощью плана Маршалла оторвать восточноевропейские государства от Советского Союза. Читайте также Некому и лиру передать. Турецкие банки пошли в отказ Параллельный импорт и даже мандарины останутся за морем — Анкара выполняет приказ Вашингтона Тогда по инициативе И.
Сталина была начата работа по нейтрализации влияния Вашингтона на Восточную Европу. И главным средством нейтрализации должна была стать организация, которая в январе 1949 года получила название «Совет экономической взаимопомощи». Почти вся подготовительная работа проводилась в 1948 году советским МИДом под руководством его главы В. На нем было принято решение об образовании Совета экономической взаимопомощи — организации, призванной устанавливать и развивать тесные торгово-экономические связи между Советским Союзом и странами демократии. Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. На тот момент приоритетным направлением сотрудничества стран-членов было определено развитие торговых отношений. Позднее появились другие важные направления: производственная кооперация, реализация совместных инвестиционных проектов, научно-техническое сотрудничество, обмен передовым опытом в деле управления народным хозяйством, разработка единых технических стандартов и норм для стран-участниц, выработка единой экономической политики в отношении стран, находящихся за пределами Совета, и т. Четко просматривался вектор развития СЭВ: от внешней торговли к всесторонней экономической интеграции, превращению экономик стран-членов в единый народнохозяйственный комплекс, способный функционировать достаточно автономно, не зависеть критически от стран, находящихся за пределами Совета.
Каждая страна имела свою четко выверенную специализацию в рамках СЭВ. Та же торговля между странами-членами со временем стала осуществляться с учетом годовых и пятилетних планов социально-экономического развития стран-членов. Национальные планы увязывались на уровне Совета Экономической Взаимопомощи. Важной вехой в деятельности СЭВ стала 25-я сессия Совета июль 1971 , на которой была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ.
По мнению одного из наиболее компетентных историков СЭВ М. Липкина, воссоздавшего сложнейшие политико-экономические перипетии интеграционных процессов в Европе середины 1940-х — конца 1970-х гг. Еще одна важная тема — особенности вступления в организацию и функционирование хозяйственного механизма стран-участниц [18]. Компьютеризация архивного наследия СЭВ откроет новые горизонты в его изучении. Список литературы Кондрашин В.
Деятельность СССР по укреплению торгово-экономических отношений с Германской Демократической Республикой и Европейским экономическим союзом в рамках Совета экономической взаимопомощи в 1960-е гг. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Леонов М. Липкин М. Совет экономической взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства 1949—1979. Ассоциации «История и компьютер». Опыт автоматизации поиска персональных данных студентов Московского университета за 1813—1917 гг. Опыт автоматизации поиска персональных данных студентов Московского университета… С.
Тюрина «Правовой статус международного архива Совета экономической взаимопомощи», «Правовые, организационно-финансовые вопросы подготовки международного проекта создания электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду СЭВ»; Н. Салтыков «Принципы создания научно-справочного аппарата к фонду СЭВ». Протокол о намерении относительно разработки международного проекта по созданию электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду Совета экономической взаимопомощи от 22 мая 2001 г.
На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН.
Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.
Рецепты из “Книги о вкусной и здоровой пищи” и не только
- Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР
- Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)
- Почему создали СЭВ. Создание СЭВ: цели, задачи и значение для международных отношений
- Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию - Новый
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
(Протокол о намерении относительно разработки международного проекта по созданию электронного научно-справочного аппарата к архивному фонду Совета экономической взаимопомощи от 22 мая 2001 г.). СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств. участниц совещания на основе равноправного представительства. Одним из вариантов решения вопроса могло бы стать обращение к опыту валютно-финансовых взаимоотношений середины 1960-х – первой половины 1980-х годов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи.
Опыт СЭВ востребован и сейчас
66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — в 1949-1991 годах межправительственная экономическая организация стран социалистического лагеря. |
Самороспуск Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) | 28 июня 1991 года - в Будапеште тихо и буднично прекратил свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). |
СЭВ - очередная чёрная дыра СССР
Военные и экономические союзы: СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) — создан в 1949г. для совместного решения экономических проблем в связи с расколом Европы. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. Решение о её создании было принято 5 января 1949 года на закрытом Экономическом совещании представителей ряда стран Восточной Европы: СССР, Румынии. На фото: здание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Изначально Совет Экономической Взаимопомощи задумывался советским руководством как региональная организация.
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) был создан 25 января 1949 года в Москве решением Совета Министров СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии и Болгарии. К 60-летию создания Совета экономической взаимопомощи. Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году.
Почему создали СЭВ. Создание СЭВ: цели, задачи и значение для международных отношений
Создан Совет экономической взаимопомощи - Знаменательное событие | Совет Экономической Взаимопомощи. |
Создан СЭВ Совет Экономической Взаимопомощи | Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. |
Создание СЭВ | Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году. |
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР | Аргументы и Факты | Изначально Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) задумывался руководством СССР как организация для экономической координации стран советского блока. |
Совет Экономической Взаимопомощи. Как въехать в рай на чужих плечах СССР | Аргументы и Факты | Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. |
Минфин: Чехия вышла из состава двух банков, созданных во времена Совета экономической взаимопомощи
Роман Балашов напомнил, что страны, входившие в Совет в то время, когда он находился на вершине своего развития, производили третью часть мирового ВВП, кроме того, «это было не только единое экономическое, но и культурное, образовательное и социальное пространство». Вице-премьер правительства Калининградской области Гарри Гольдман, приветствуя участников конференции от имени губернатора, обратил их внимание на то, что нынешняя ситуация схожа с ситуацией 70-летней давности, когда создавался СЭВ: задачи углубления экономической кооперации между странами остаются актуальными. Гольдман отмечает, что только объединение усилий позволит «на высоком уровне» участвовать в мировом разделении труда и создании конкурентоспособной продукции. Более ста участников конференции, среди которых крупные отечественные и мировые эксперты в области социологии и политологии, представители ведущих образовательных центров, бизнеса и общественных организаций, обсудили историю создания СЭВ, его структуру и механизмы организации общих пространств — экономического, культурного, социального, провели сравнительный анализ интеграционных проектов, осуществляемых в настоящее время.
Дискуссия о едином платежном средстве БРИКС должна будет ответить и на вопросы о создании единого Центробанка и его расположении, резонно заметил глава Резервного банка ЮАР Лесетья Кганьяго, который не представляет себе единую валюту, выпущенную странами, находящимися в разных точках земного шара, да и ни одна из стран БРИКС отказаться от собственных денег в настоящее время не готова как мы увидим ниже, это и не требуется. Назвать новую резервную валюту предлагалось R5 на основе названий валют стран БРИКС, каждое из которых начинается с буквы R: real, rouble, rupee, renminbi, rand. Однако к единому мнению относительно межгосударственного регулирования курсов в этой валютной корзине и её наполнению пока прийти не удалось. Так, в 2014 году был учреждён Новый банк развития; в 2015 г. С 2019 года разрабатывается единая платёжная система BRICS Pay, способная работать в пяти странах и объединяя таким образом их национальные платежные системы.
Сообщается, что запуск полноценной работы этой многосторонней системы возможен в 2025 году. Прорабатывается также создание объединенной платформы БРИКС для валютных и фондовых бирж стран-участниц. В то же время, ещё не решены вопросы «неподсанкционности» валютно-финансовых систем стран, сотрудничающих с РФ в рамках БРИКС, буквальное подтверждение чему — это недавнее решение руководства Нового банка развития БРИКС о приостановке инвестиций в РФ до отмены антироссийских санкций коллективного Запада. Едва ли такое решение не было в какой-либо форме согласовано если не с правительствами, то, по крайней мере, с финансовыми ведомствами или центральными банками партнёров России по межгосударственному объединению. Но в любом случае, очевидно, что привлекательность расчётов в любой из национальных валют государств-участников БРИКС, в том числе и в рамках предполагаемой «единой корзины» зависит, прежде всего, от регулируемости их курса в отношении иностранных валют.
Как Янукович вел Украину в Евросоюз, а привел к госперевороту и войнеДаже спустя 10 лет после Евромайдана в массовом сознании господствует миф о некой "пророссийскости" Януковича и "Партии регионов", которая вызвала неодобрение националистических и проевропейских сил, а затем и государственный переворот. Но стоит последовательно рассмотреть реальные дела Януковича, как миф развеивается в прах Важным фактором в создании СЭВ была и "внутренняя холодная война": в 1948 году начался советско-югославский конфликт. Задача Москвы состояла в том, чтобы способствовать переориентации на себя балканских государств, прежде всего Болгарии и Албании, в условиях обострившихся отношений с Белградом. Стоит отметить, что экономическая интеграция стран Западной Европы началась несколько позже, с основания в 1951 году Европейского объединения угля и стали ЕОУС. Но она резко ускорилась в 1957 году, когда было создано Европейское экономическое сообщество ЕЭС, или Общий рынок. Однако если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной в результате, например, Греция потеряла такие отрасли как судостроение и выращивание оливок , то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки административным путём определить, какая страна будет специализироваться на той или иной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития управляемые коммунистами страны проявляли и определённую долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование в рамках СЭВ. В свою очередь, и Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, он вынужден был постоянно согласовывать с союзниками свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. При этом Китай, который поначалу был наблюдателем в СЭВ, отказался от этого статуса в 1961-м, тогда же из организации также вышла Албания. С другой стороны, к тому времени в деятельности ряда структур СЭВ начала участвовать Югославия, а в 1964-м она стала ассоциированным членом организации — экономические интересы оказались выше идеологических разногласий. При этом количество членов СЭВ постоянно росло: в 1962 году в организацию вступила Монголия, в 1972-м — Куба, в 1978-м — Вьетнам. Чрезвычайно широким был круг наблюдателей: кроме социалистических стран Северная Корея, Ирак, Ангола, Мозамбик, Лаос, Афганистан, Эфиопия, Никарагуа, Йемен , этот статус имели Финляндия с 1973 года и Мексика с 1975-го. В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. Приоритетным направлением деятельности СЭВ было определено экономическое и научно-техническое сотрудничество стран - членов Союза, включавшее развитие взаимной торговли, организацию обмена хозяйственным опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц. Позже, 22 октября 1963 года, странами-членами СЭВ был утвержден Переводной рубль - коллективная валюта для организации многосторонних расчётов стран-членов СЭВ с функциями: мера стоимости, средство платежа и накопления. Данная надгосударственная валюта, хоть и называлась рублём, но не имела к внутренней валюте СССР никакого отношения. Внутри страны, как известно, применялась двухконтурная система денежного обращения, о которой так же стоит сказать несколько слов. Два контура денежного обращения представляли собой безналичные и наличные деньги. Безналичные деньги использовались для обеспечения оборота товаров группы отраслей А, то есть для взаиморасчетов между предприятиями. Эти деньги, а точнее сказать - учётные единицы, не имели никакого материального носителя, а были лишь записями на счетах предприятий. Если вся экономика страны, все отрасли экономики, все предприятия работают, как одна мега корпорация, то зачем внутри компании вводить денежное обращение, ведь можно передавать товар "из цеха в цех" по внутренним накладным. Именно этот механизм работал в советской экономике и даже те предприятия, которые не были государственными колхозы и кооперативы , были органично встроены в эту систему и хорошо её дополняли. Наличные деньги: зарплаты, стипендии, пенсии, пособия и т. Эти два контура не пересекались. За 30 лет существования сталинской экономики было всего 2-3 случая, когда из безналичного контура деньги попадали в наличный контур обналичивались. Деньги делали на другом. В основном, это были цеховики, подпольщики, неучтенный товар, произведенный в "третью" смену и т.
Строка навигации
- Когда появился Совет экономической взаимопомощи - Парламентская газета
- День в истории
- Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) - Хронтайм
- 5 января 1949 г., 69 лет назад, принято решение о создании Совета…: russdem — LiveJournal
- Символ Победы
- Легендарный СЭВ: как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
Оба банка были созданы во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), способствовавшего сотрудничеству социалистических стран. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Оба банка были созданы во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), способствовавшего сотрудничеству социалистических стран. 5 января 91 года на заседании исполкома Совета экономической взаимопомощи принято решение преобразовать СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.
Конференция к 70-летию создания Совета экономической взаимопомощи открылась в Калининграде
В этот период первой и единственной была Комиссия для координации внешней торговли стран — участниц СЭВ с капиталистическими странами. Ряд документов отражает стремление СЭВ уже на начальном этапе к координации вопросов внешней торговли. Эта работа проводилась согласно постановлению московского заседания СЭВ от 25 ноября 1950 г. Так, 30 августа 1951 г. Микоян внес на рассмотрение бюро проект решения в связи с предстоявшим обсуждением плана развития народного хозяйства Албании на 1951—1955 гг. Согласившись с ними, СЭВ тем не менее дал некоторые экономические рекомендации, особенно подробные в сельском хозяйстве в части обеспечения страны собственным хлебом, увеличения производства хлопка-сырца и сахарной свеклы, стимулирования производства маслин и цитрусовых.
Но было и политическое предостережение, назвать которое идеологическим диктатом со стороны СССР вряд ли можно: «…в настоящее время было бы неправильно форсировать темпы коллективизации в Албании. Созданию новых сельскохозяйственных кооперативов должна предшествовать тщательная подготовительная работа по убеждению крестьян в преимуществах коллективного ведения хозяйства над индивидуальным, должны учитываться возможности механизации производства, не допуская в деле кооперирования торопливости и строго соблюдая принцип добровольности» [12]. В 1952 г. В 1954 г. Значительные комплексы документов образовались в связи с проведением начиная с 1955 г.
Такие совещания созывались по вопросам энергетики, производства нефтяного оборудования, железнодорожного подвижного состава, шарикоподшипников, став прообразом совещаний руководителей представителей стран — членов СЭВ в 1960—1980-е гг. Прежде чем приступить к отбору документов для включения в БД, был выработан ряд соответствующих критериев. Три из них являются основными: уровень обобщения информации в документе; хронологический период охвата событий; важность содержания документа с точки зрения его влияния на развитие экономики СССР и стран — участниц СЭВ. С учетом первых двух критериев обязательной фиксации подлежат документы, содержащие информацию о событиях за период не менее одного года. Однако период увеличивается год и более , если речь идет о состоянии отраслей экономики стран — участниц СЭВ либо их экономики в целом, либо отдельных отраслей групп стран — участниц СЭВ.
Согласно третьему критерию, отбору подлежат в первую очередь документы, включающие информацию о рассмотрении касающихся всех стран — участниц СЭВ нормативных актов и методических разработок по определенной тематике финансирование, ценообразование, планирование, стандартизация, торговля, кооперация и разделение труда, проектирование и новые технологии, геологическая разведка месторождений, добыча полезных ископаемых и др.
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Кто родился 5 января Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
Социалистическая экономическая интеграция СЭИ позиционировалась как "новая модель мирового экономического порядка, основанная на социалистической солидарности". Но, стартовав как ответ на "план Маршалла", интеграция социалистических стран была остановлена из-за неразрешимых противоречий стран-участниц и резкого экономического ослабления СССР — лидера этого проекта. Но при этом у партнеров СССР четко звучал мотив национальной идентичности, социализма с национальным лицом. Сильной стороной СЭИ была производственная специализация стран и плановое обеспечение сбыта продукции.
Ее роковые слабости — оторванность от мирового рынка, монополия государств на внешнеэкономическую деятельность, недооценка роли рыночных механизмов. Специально для обслуживания взаимной торговли была создана система расчетов, в основе которой находился переводной рубль, который по золотому содержанию и по отношению к доллару был равноценен советскому рублю. Переводной рубль обеспечивал исключительно двустороннюю торговлю. При этом множество контрактных цен на один и тот же товар фактически означало неодинаковую покупательную способность переводного рубля в разных странах. Двусторонняя система торговых отношений имела непрозрачный характер, была сильно политизирована, постоянно порождала вопрос: "кто кого кормит". Так, у СССР — поставщика топлива и сырья — за 1975-1985 годы накопилось 15 млрд. До национальных экономик сигналы от мирового рынка доходили в искаженном виде, не позволяли объективно измерить эффективность хозяйственной деятельности, оперативно осуществлять модернизацию производства. В связи с этим СЭИ не стала существенным фактором развития экономики в технологическом плане.
Задачей организации также было укрепление сотрудничества между социалистическими странами Европы и Азии. С Китаем укреплению связей помешало ухудшение отношений, начавшееся с 1961 года. Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена. Куба вступила в организацию в 1972 году. В рамках сотрудничества члены организации иногда производили какую-то советскую продукцию, например, в Болгарии собирали автомобили «Москвич».