Во время Великого поста канон Андрея Критского читается дважды. Сначала по частям он читается на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы. Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста.
Суть названия
- Вести православия
- Седмица 2-я Великого поста: что можно и что нельзя есть, чтобы не нарушить правила Великого поста
- Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ
- 4-я неделя Великого поста: особенности богослужения и питания. 20.03.2023 г. Телеканал «Краснодар»
- Календарь Великого поста-2023: первая седмица
Календарь Великого поста: первая седмица — 7 марта -13 марта
Ведь главное для нас препятствие — невидение своих грехов. Поэтому Церковь дает нам много примеров грешников, в которых мы узнаем самих себя. Также мы видим множество примеров грешников, которые не только получили прощение грехов, но изменились внутренне, стали достойны войти в Царство Божие», — отметил священник.
По окончании чтения Великого повечерия протоиерей Георгий обратился с проповедью к прихожанам собора.
За богослужением молился губернатор Тверской области И. Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, а соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает и родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории, и, при внимательном рассмотрении, убеждается в том, что в своём ежедневном падении превосходит этих грешников. Каждый ирмос канона пел хор духовенства. После 6-й песни канона архипастырь с хором духовенства исполнил кондак «Душе моя».
Завершая первый великопостный молитвенный вечер в храме, владыка поблагодарил всех за совместные молитвы и напутствовал верующих проповедью : «Великий канон помогает нам увидеть собственную нечистоту. Когда вокруг все только и твердят о том, что человек должен принимать себя таким, какой он есть, мы оказываемся в пространстве смыслов, говорящем об обратном. Мы не лучшие. Мы не хорошие. Мы точно такие же, как люди, грешившие до нас, — вот она, раскрывающаяся перед нами рукопись истории человечества.
Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. Из Великого Канона святого Андрея Критского О посте Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Святитель Василий Великий Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. Святитель Иоанн Златоуст В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Из писем игумена Никона Воробьева О покаянии Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже то есть никогда сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых.
Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году
- Лекция № 17. Тема: Полиелейные праздники в дни Великого Поста
- Последние новости
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Понедельник первой седмицы Великого поста | 18.03.2024 | Московский Данилов монастырь
О праздности. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста
На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. На пятой неделе Великого поста единственный раз в году полностью читается Великий Покаянный Канон. Как называется первая неделя Великого поста, какие службы проводят в эти дни в храмах, что можно и нельзя делать в 1-ю седмицу, ограничения в питании и другие запреты — в материале РИА Новости. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. В целом службы 6-й седмицы Великого поста совершаются по общему великопостному чину и не имеют никаких индивидуальных уставных особенностей.
Шестая седмица Великого поста
Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. Диакон: «Премудрость». Хор: «Утверди, Боже…». Священник: «Пресвятая Богородице…». На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие от каждого Евангелиста. Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени. Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским У в.
А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени. После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст.
После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. Елеем в это время не помазывают. Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г. Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св.
Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», то есть стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами, «… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» и совершается каждение всего храма. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль.
По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. После канона и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, на «И ныне» - «Преблагословенна еси. Богородице Дево… «. В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор пост один раз тропарь: «Благообразный Иосиф…». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение трижды. Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон «Премудрость» и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.
После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…» в это время елеем не помазывают и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа малый: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святих помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» См. Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместо «поскору», без пения. После изобразительных совершается литургия св. Она начинается возгласом: «Благословено Царство…». На вечерни, после глубокосодержательных стихир на «Господи, воззвах» воскресных и Триоди и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения «Свете тихий», диакон сразу произносит: «Премудрость» а прокимна не бывает и читается 15 паремий у Плащаницы , в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви.
Святые дни Четыредесятницы, как и многие другие дни, посвященные особой заботе человека о своей душе, соединяются в святоотеческом сознании с таким понятием, как покой. Покой — это не праздность. Кстати, славянское слово «праздность» на русском языке звучит очень убедительно — «пустота». Праздный человек — это человек пустой, лишенный внутреннего содержания. И когда мы в молитве святого Ефрема Сирина просим: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то на первом месте — особая просьба к Богу оградить нас от праздности, от пустоты. Почему же так? А потому что праздность никогда не остается праздностью. Подлинной праздностью, пустотой в физическом мире является вакуум. Вакуум — это пространство, в котором нет даже воздуха, это абсолютная пустота, праздность. Но мы знаем, что это состояние противоестественно для физического мира, и достаточно нарушить преграду между этим объемом праздности и окружающим миром, как вакуум немедленно наполняется воздухом, и никакая сила не может этому помешать, потому что праздность впитывает в себя окружающую среду. И когда мы просим Господа оградить нас от праздности, мы просим Его оградить нас от величайшей опасности, которую праздность таит в себе, — от способности вбирать в себя все, что нас окружает, часто без всякого разбора.
Как говорили многие святые отцы, Четыредесятница — это весна духовная, а весной как бы раскрывается вся природа, распускаются цветы, поднимается трава, зеленеют деревья, обновляется жизнь. И если эти образы, заимствованные из природы, отнести к духовной жизни, то точно так же во время Святой Четыредесятницы должно произойти обновление наших духовных сил. Мы должны укрепиться в благочестии, в правильном целеполагании, связанном в первую очередь со стремлением к спасению души, потому что это и есть единственная цель, достижение которой простирается в вечность. Все другие цели ограничиваются земной жизнью человека, а забота о душе простирается в вечность. Святые дни Четыредесятницы, как и многие другие дни, посвященные особой заботе человека о своей душе, соединяются в святоотеческом сознании с таким понятием, как покой. Покой — это не праздность. Кстати, славянское слово «праздность» на русском языке звучит очень убедительно — «пустота». Праздный человек — это человек пустой, лишенный внутреннего содержания. И когда мы в молитве святого Ефрема Сирина просим: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», то на первом месте — особая просьба к Богу оградить нас от праздности, от пустоты. Почему же так? А потому что праздность никогда не остается праздностью.
Это великопостные родительские субботы. В в восемь часов 30 минут — поминовение усопших, Великая панихида, сообщает пресс-служба Свято-Симеоновского собора. В воскресенье, 26 марта, в Неделю четвертую Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. В этот же день в 12 часов 30 минут в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершаться Таинство Соборования. А в 17 часов на вечернем богослужении в соборе будет совершаться особая служба - пассия. Это особое неуставное богослужебное последование, в центре которого - память о Страданиях Христовых. Питание в Великий пост на четвертой неделе немного ужесточается. Для монахов и священников с понедельника по пятницу четвертой седмицы действует сухоядение.
У православных начинается пятая неделя Великого поста — «Похвальная»
Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Особенности первой недели Великого поста. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник».
Седмица первая Великого поста
СЛУЖБА ВЪ ПОНЕДѢЛЬНИКЪ ПЕРВЫЯ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКАГО ПОСТА. Въ прочія же дни седмицы, кромѣ понедѣльника, тако поется и 1-я пѣснь, якоже указася о 4-й и 5-й пѣснехъ. Утреннее богослужение первого дня Великого поста было совершено в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря и включило в себя утренние молитвы, полунощницу, утреню, часы, изобразительны и вечерню. 16 апреля, Великий Понедельник, Страстная Седмица Великого поста.
О праздности. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями. И потому, со дерзновением молясь, припадаем к Нему, взывая и прося мира и великой милости для своей души». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы. Согреших паче всех человек, един согреших Тебе: но ущедри яко Бог, Спасе, творение Твое. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя Спасе благоутробием Твоим. Из Великого Канона святого Андрея Критского О посте Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
На первое вечернее великопостное богослужение в кафедральный храм пришли верующие горожане, чтобы разделить со своим архипастырем подвиг Святой Четыредесятницы. За богослужением молился губернатор Тверской области И. Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, а соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает и родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории, и, при внимательном рассмотрении, убеждается в том, что в своём ежедневном падении превосходит этих грешников. Каждый ирмос канона пел хор духовенства. После 6-й песни канона архипастырь с хором духовенства исполнил кондак «Душе моя». Завершая первый великопостный молитвенный вечер в храме, владыка поблагодарил всех за совместные молитвы и напутствовал верующих проповедью : «Великий канон помогает нам увидеть собственную нечистоту. Когда вокруг все только и твердят о том, что человек должен принимать себя таким, какой он есть, мы оказываемся в пространстве смыслов, говорящем об обратном. Мы не лучшие. Мы не хорошие.
В конце Литургии поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо блюдо из злаков, изюма и меда в конце молебна. В субботу первой седмицы, 23 марта, Церковь отмечает память святого великомученика Феодора Тирона и вспоминает, как христиане были сохранены им от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста. Первое воскресенье Великого поста, 24 марта, называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день празднованию Торжества Православия над всеми ересями, возмущавшими Церковь.
Совершается особое богослужение, называемое чином Торжества Православия. Также в этот день многие верующие причащаются Святых Христовых Таин, готовясь к этому всю предшествующую неделю. Желаем Божией помощи и сил на предстоящую первую седмицу Великого поста!
Поскольку вы здесь...
Главное надо помнить: хозяйственные хлопоты не должны затмевать духовное, богослужения Страстной недели. Теперь про освящение непостной праздничной снеди, и тут стоит разобраться с терминологией. Если быть точными, то говорить надо не "освящать яйца или святить куличи, мясо, молочное", а "получить благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное".
Слова "освящать" или "святить" в данном случае употребляются неточно: ни яйца, ни буженина, ни кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово "освящение". Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, после богослужения, начиная с 11-12 часов дня и до 7-8, а то и 9 часов вечера. Для тех, кто не успел освятить непостную еду в субботу, освящение проходит в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром.
Что происходит в церкви на Страстной неделе - по дням? Когда на Страстной можно исповедаться? Когда причаститься? Когда принято убираться в доме?
Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками. На Страстную верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. И хотя сделать это можно в любой день, больше всего желающих исповедоваться бывает в Великую среду. Ведь исповедуясь накануне Великого четверга, верующие потом причащаются в четверг утром - в память о том, что именно в этот день Господь установил Таинство Причащения.
Произошло это во время Тайной Вечери Христа с двенадцатью апостолами, и в Великий четверг в храмах вспоминают это событие. Исполнение Таинства Причащения - прямой завет Христа всем верующим, поэтому Таинство это совершается на каждой Божественной литургии. Во время вечерней службы Страстного четверга читают двенадцать евангельских отрывков о том, как Христа схватили, судили, про Его путь с Крестом на Голгофу, Его Распятие, смерть и погребение. По давней традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами.
Великий Страстной четверг называют еще Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения через Таинства Покаяния исповеди и Причащения, с другой - речь о бытовой части жизни. Именно в четверг стараются убраться в доме. Страстная пятница - самый скорбный день церковного календаря: именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа.
Три долгих часа мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: смерть распятого Христа произошла в девятом часу около трех дня по нашему времени.
Первая неделя Великого поста
Марии Египетской. В современной практике празднование 2 раза, т. Эти святые великие образцы поста и покаяния. Шестая неделя — неделя Вайи. Федору Тирону. Суббота в древности очень почиталась. Федор Тирон явился во сне еп. Константинопольскому и посоветовал как осквернения избежатьот вкушения идоложертвенного. Вторая, третья и четвертая — относится к одному типу Богослужения.
Темы:1 Всех Святых 2 Поминовение усопших Родительские субботы. Служба с «Аллилуйя» по Триоди, Октоиху и Минеи. На Утрене: «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Помяни, Господи, яко благ…» Тропари Эти субботы называются малыми родительскими заупокойными субботами. Их Богослужение не такое полное и торжественное, как во Вселенские Родительские: Мясопустную и Троицкую. Особенности: — читаются 16 и 17 кафизмы - тропари по Непорочных заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя…» - служба носит заупокойный хар-р. Тропари, как на Панихиде и отпевании. Уникальное Богослужение. Празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от арабов персов и россов.
Тропарь дня: «Повеленное тайно…» - в тех местах службы где полагаются седальны поется Акафист. Единственная уставная служба с пением Акафиста Лазарева Суббота — отлич.
Но это могут позволить себе только очень здоровые люди. Тем, у кого есть какие-либо проблемы, нужно воздержаться от подобных действий.
Во всяком случае, посоветоваться с врачом. Так как Чистый понедельник считают продолжением Прощеного воскресенья, в этот день люди тоже могут просить друг у друга прощения. Из языческих времен пришло убеждение в том, что если в Чистый понедельник съесть что-либо и не прополоскать потом рот, во сне можно увидеть нечистую силу, перепугаться и заболеть. Первую неделю Великого поста называют самой трудной.
Человеку нужно суметь перестроиться, и не только в еде, но и в обыденных привычках. Следует уделить внимание рациону. Исключить мясо, рыбу, продукты, сделанные из молока, яйца и масло. Чистый понедельник: народные приметы В старину люди считали, что с Чистого понедельника весна по-настоящему вступает в свои права.
Знали: если в этот день ясная погода, лето будет урожайным. Хватит и пшеницы, и овощей, и фруктов. Если птицы шумят за окнами — к оттепели. Есть еще одна примета, связанная с бытом.
В этот день люди ждали, кто первым войдет в дом. Если это был мужчина, радовались. Это означало, что год будет удачным во всех отношениях.
Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии а также в службах 1-й седмицы. По 3 и 6 песни канона — малая ектения, седальны или кондаки. На 9-й песни — «Честнейшую» После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть» Малая ектения.
Светилен Троичный текущего гласа. С окончаниями: 1-й — на каждый день свое, 2-й и 3-й — одни и те же. Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие. Просительная ектения Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне — Богородичен Триоди. И обычное окончание утрени на ряду: Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви...
Трисвятое по Отче наш. По возгласе чтец —тропарь: «В храме стояще славы Твоея...
Мы, христиане, должны в Великий пост стать не от мира сего, не такими, как неверующие люди. Должен быть виден контраст между православными постящимися и нецерковными людьми. И это не должно выражаться в надменности и гордости фарисейской. Мы должны стать как светлячки, как действительно «церкви Бога Живого» 2 Кор. Для достижения используются все цели: частое посещение храма, участие в Таинствах Церкви , продолжительные молитвы, чтение Библии , акафистов, канонов.
И итог этого поста — должен быть очищение души от грехов с помощью покаяния, полное исправление жизни, приближение к Богу и соединение с Ним духом. Что может быть прекраснее! И это — главная цель Великого поста и первой седмицы в частности. Все это нам нужно для спасения души и достойной встречи самого важного праздника — Светлого Христова Воскресения. Кому разрешается не поститься Святые отцы никогда не делали акцент на телесной стороне поста. Главное — не ограничение в пище, а очищение души от страстей. Тело лишь должно служить этой цели.
Как сказал святой: тело подобно ослику, если не докормишь — не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится». Мы не должны служить телу, а оно — нам для достижения высшей цели. Святой Пимен Великий сказал: «мы — не плотеубийцы, а страстеубийцы». Если человек страдает временными и хроническими заболеваниями, то после консультации врача и благословению батюшки, может вкушать определенные продукты для подкрепления немощного своего тела. Андрей Ткачев сказал, что если человек по немощи пьет молоко в пост, но каждый день читает Священное Писание, то он — хороший человек. А если не ест ничего скоромного, но гордится, ругается с ближними, развлекается в интернете, то он не постится. В Апостольских правилах также сказано, что если жена роди во время Великого поста, то может не соблюдать пост.
[18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста
Monday of the first week of Lent – Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery | Автор: протоиерей Димитрий Смирнов Великопостные службы таковы, что хочется, чтобы они продолжались и продолжались, и только телесные немощи понуждают нас оставлять их или несколько сокращать, приспособляясь к нуждам нашего большого города. |
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА | Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского. |
Седмица первая Великого поста
В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая. Особенности первой недели Великого поста. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Первая неделя поста стартует в понедельник, 18 марта, и заканчивается в воскресенье, 24 марта. В канун Родительской субботы 4-й седмицы Великого поста отслужен Парастас. В понедельник первой седмицы Великого поста. Вот и святой пост наступил. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского.
Идёт первая неделя Великого Поста. Особенности богослужения.
Отец Андрей напомнил, что слово «покаяние» и означает «изменение» ума и нашей жизни. Ведь главное для нас препятствие — невидение своих грехов. Поэтому Церковь дает нам много примеров грешников, в которых мы узнаем самих себя. Также мы видим множество примеров грешников, которые не только получили прощение грехов, но изменились внутренне, стали достойны войти в Царство Божие», — отметил священник.
Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости. Не опалимся сладострастием, не убоимся огненных искушений, за терпение которых человеколюбивый Христос увенчает нас почестями.
Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря.
По окончании богослужения митрополит Феогност обратился к собравшимся с проповедью. Краткая справка Душеполезное время святой Четыредесятницы отличается обилием различных умилительных богослужений, призывающих человека к покаянию: глубинному переосмыслению своих мыслей, слов и поступков. Особенно важными для духовной жизни человека являются службы первой седмицы Великого поста, поскольку они не только напоминают о необходимости и пользе покаяния, но и являют молящимся примеры того, как любовь к Богу может изменить человеческую жизнь, отвратить человека от тьмы и сделать его наследником обетований Небесного Отца. О высоких образцах покаянного делания людям повествует жемчужина литургического предания Православной Церкви — Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Канон святого Андрея читается всего несколько раз: четыре его части читаются в первые четыре дня поста, затем канон перечитывается только один раз — в среду недели преподобной Марии Египетской.
Кафизмы на утрени нет. Тотчас после тропаря - возглас диакона: «И о сподобитися нам…», и читается Евангелие от Луки, зач. На 9-й песни канона «Честнейшую» не поем, но поем ирмос 9-й песни.
Хор: «И бессмертныя трапезы…». По 9-й песни - екзапостиларий трижды : «Чертог Твой…», Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» - единожды. Далее диакон произносит: «Премудрость».
Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…». Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов.
Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем…» совершаются вместо, «поскору», без пения. Литургия совершается по чину св.
Василия Великого в соединении с вечерней без кафизмы. Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. На литургии читается Апостол Коринф.
Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия гостеприимства Владычня и безсмертныя трапезы». Святые храма и дня не поминаются. Устав, стр.
Начало утрени обычное. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же после возгласа диакона: «И сподобитися нам…» читается 1-е Евангелие св. Между первыми пятью Евангелиями до 6-го поется по три антифона всего 15 , произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение.
После 6-го Евангелия поются или читаются «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни «Честнейшую» не поем.
Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. Диакон: «Премудрость». Хор: «Утверди, Боже…».
Священник: «Пресвятая Богородице…». На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие от каждого Евангелиста. Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени.
Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским У в. А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени.
После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды.
Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом.
Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию.
Елеем в это время не помазывают. Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле.
Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г. Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см.
Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице.
Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», то есть стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося».