Что касается кофейных сервизов, которые производил Городницкий фарфоровый завод, то они кардинально отличались от дулевских. Сервизы с деколью по ее рисункам и ручной росписью золотом до сих пор выпускаются ИФЗ и успешно продаются. РБК Life рассказывает о едва ли не главном маркере периода СССР сервизе. Не спешите продавать советское наследство, на аукционе за вещи из чулана можно выручить приличные суммы. 43 504 объявления по запросу «сервиз ссср» доступны на Авито во всех регионах.
Наши услуги и сервисы
- Столовый сервиз «Мадонна»: Легенда времен СССР и мечта советских домохозяек
- Сервиз ссср - объявления на КупиПродай
- Советский сервиз может стоить как квартира! — МОЁ! Плюс
- 2. Наборы столовых приборов
- Сервиз ссср
Кофейный сервиз как машина времени в СССР
Самый важный: сервизы должны состоять из фарфора, и иметь в качестве производителя известные советские заводы. Есть вы имеете такой сервиз дома, у вас есть шанс хорошо на этом заработать. Расскажем о них подробнее. Дмитровский сервиз В поселке Вербилки одноименный фарфоровый завод работал еще с 18 века.
После революции его переименовали в Дмитровский. Сервизы, которые производили на этом заводе, очень высоко ценятся. К примеру, набор на 6 персон можно продать примерно за 40-50 тысяч рублей.
Чайный сервиз с золотым текстом «Олимпиада-80» можно продать за сумму от 10 до 15 тысяч рублей. Другие изделия того же производителя будут стоить несколько дешевле читайте также: 40 бытовых вещей из СССР, которые до сих пор есть у вас дома. Они считаются классикой старой школы.
Увидеть образцы агитационного фарфора можно в Государственном музее керамики в усадьбе Кусково — здесь до 1 октября открыта выставка «Мы наш, мы новый мир построим…». Все, что нужно узнать о ней до посещения музея, — в совместном материале mos. Творец советской айдентики Агитационный фарфор был придуман не в Советской России: еще во времена Великой французской революции на мануфактуре в Невере выпускали так называемый патриотический фаянс — недорогую посуду для ежедневного использования с нанесенными на нее революционными символами. В Стране Советов агитационно-массовое производство началось роскошно — на бывшем Императорском фарфоровом заводе в Петрограде, до этого обслуживавшем исключительно царский двор и ничего не выпускавшем в продажу. В 1918 году он был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод ГФЗ. Позже, в 1925-м, предприятие переименуют еще раз — в Ленинградский фарфоровый завод имени М.
Ломоносова ЛФЗ. Период с 1918 по 1923 год в деятельности ГФЗ иногда называют чехонинским. В эти годы бесспорным творческим лидером, фактически отцом агитфарфора стал ученик Ильи Репина Сергей Чехонин. На фарфоре, по меткому выражению современников, он начал «чеканить свой императорско-советский ампир». Блестящий рисовальщик и каллиграф, мастер орнамента и книжной миниатюры, он выработал свой стиль, перенося на поверхность фарфора революционные лозунги и призывы, эмблемы и символы молодой страны. Этот стиль сумел вдохновить многих фарфористов, работавших рядом с Чехониным.
Начав с простых агитационных тарелок со слоганами по борту, для которых он придумал особенный шрифт, мастер скоро перешел к разработке более сложных тем советской геральдики. Чехонин привел на ГФЗ художников-станковистов, ранее не работавших с фарфором, — Кузьму Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, которые расширили сюжетное разнообразие продукции завода. Также с их приходом связан резкий скачок качества, благодаря которому агитфарфор стал заметным явлением в искусстве. Молва связывала его отъезд со «зловещим» портретом Ленина, выполненным Чехониным в 1920 году, — якобы из-за неудачной работы художник опасался преследований со стороны властей.
Фаянсового «ширпотреба» в СССР выпускалось достаточно, и запасы его есть практически в каждом домохозяйстве. Эти тарелки и чашки сейчас стоят недорого — буквально несколько десятков рублей. Другое дело, что такие вещи в хорошем состоянии могут быть гораздо более качественными, чем те, которые выпускаются сейчас. Приглядись к наборам суповых и десертных тарелок.
Может, тебе просто захочется оставить их себе. В серванте он занимал почетное место и извлекался исключительно по праздникам. И именно поэтому сервизы довольно часто сохраняются в отличном состоянии. Среди коллекционеров особенно ценятся сервизы известных заводов — такие экспонаты в хорошем состоянии можно продать за неплохие деньги. Проблема с фарфором только в его хрупкости, мало кому удавалось сохранить сервиз или набор посуды в целости, без сколов и трещин. Но если в твоих руках оказалось такое богатство, его можно продать за очень хорошие деньги.
Особенность изделий состояла в использовании в процессе обработки подглазурной и надглазуной краски разного цвета. Их начали использовать на фарфоровых заводах в 30-е годы прошлого века. Цвет модели зависел от сорта изделия: первый сорт был красным; второй — синим; третий — зеленым. Наиболее дорогостоящей продукцией являются изделия, изготовленные до 1960 года. Ценные модели не должны иметь трещин, сколов, не быть подкрашенными. Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры. Следует выделить основные виды. Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом. В советское время эти обеденные предметы были гордостью любой семьи. Сервиз служил не только украшением, но и демонстрацией достатка в доме. Чайный сервиз. Такие изделия разнились цветом и рисунком. Можно было увидеть как простой рисунок в горох, так и сервиз с замысловатыми узорами, мелкими деталями или геометрическими сетками. Дорогая посуда на столе дополнялась дорогим штофом.
Особенности
- Сервиз с белым горохом
- Советские фарфоровые сервизы
- 1. Дедовская посуда – на вес золота
- Советские фарфоровые сервизы
- Сколько сегодня стоит советская утварь из бабушкиного серванта? / Назад в СССР / Back in USSR
Названа неожиданная стоимость советских сервизов в наши дни
Кофейный сервиз на 6 персон: шесть кофейных пар и 6 кофейных ложек, серебро по реактиву, золочение, общий вес 789г. Я так рада была этот сервиз увидеть, что сделала копии фоток себе на память, свой-то не сохранился. Советский товый сервиз "Весенний бриз". У нас вы можете БЕСПЛАТНО посмотреть тематические экспозиции по вехам советской истории: Пионерия и Комсомол; Космическая эра СССР; Олимпиада 80. Антонина Николаевна Семенова (род. 1928) — Заслуженный художник РФ, член союза художников СССР, с 1952 по 2000 год работала художником по росписи фарфора, скульптором.
Фарфоровые сервизы СССР – в чем их ценность? | Ретро Мир
Советские сервизы: обязательный элемент интерьера | 100 Самых Красивых Чайных Сервизов Ссср Часть 10 Каталог Советского Фарфора Лфз @Soviet_Porcelain и другие видео. |
Эпоха на блюдечке: изучаем агитационный фарфор из коллекции музея керамики в Кускове | Чайный сервиз Барановский фарфоровый завод СССР. |
Кофейный сервиз как машина времени в СССР
Кофейный сервиз "Золотые ромашки" ЛФЗ СССР. Фотострана» Интересные страницы» Образование» Назад в СССР» Советские сервизы. Кофейный сервиз на 6 персон: шесть кофейных пар и 6 кофейных ложек, серебро по реактиву, золочение, общий вес 789г. Тегисервизы ссср каталог, сервизы ссср. СССР ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ "КАШТАН" з-д ПРОЛЕТАРИЙ 1958-67 гг РЕДКОСТЬ.
Посуда СССР
Чайные сервизы времён СССР отличаются не только изяществом, но и прочностью, долговечностью, устойчивостью к перепадам температур. 100 Самых Красивых Чайных Сервизов Ссср Часть 10 Каталог Советского Фарфора Лфз @Soviet_Porcelain и другие видео. Всё общение в личных сообщениях со мной Елена Серпова, ссылка внизу поста, или в сообщении группы Любимый фарфор из СССР. Советские сервизы, многие из которых сегодня за свою красоту и изящество, продаются на аукционах за весьма солидные суммы, хоть и были достаточно декоративными. Я так рада была этот сервиз увидеть, что сделала копии фоток себе на память, свой-то не сохранился.
Сокровища из бабушкиного серванта: сколько сейчас стоит советская посуда
Вскоре в Германии стали бывать не только советские военные, но и командированные специалисты, туристы. В начале 70-х каждый советский человек, если он оказывался в ГДР, считал своим долгом вернуться домой с «Мадонной». Такая популярность тонкого немецкого фарфора стимулировала рост производства этих сервизов, объём их выпуска в расчёте на покупателей из СССР был значительно увеличен. Подключилась к выпуску сервизов еще одна фабрика - «Oscar Schlegermilch». На гребне популярности эта посуда продержалась вплоть до 1995 года.
После объединения Германии и после того, как в 1994 году последний российский солдат покинул территорию Германии, заказов на сервиз практически не стало. Попробовали сбывать на нашем рынке в 90-е годы. Но тогда нашей стране было не до этого — кризис, перестройка, экономические неурядицы и т. Изменились времена, поменялась и мода, сервизы «Мадонна» утратили свою былую популярность.
В Германии их больше не выпускают, но, тем не менее, их выпуск налажен в Чехии и Польше. Однако оригинальные сервизы, выпущенные в Германии в 50-70 годы, ценятся гораздо больше. Ведь это не просто посуда высокого качества, это некий символ ушедшей эпохи. И в продолжение посудной темы рассказ про кинцуги - традиционное японское искусство выставлять напоказ изъяны Понравилась статья?
Тогда поддержи нас, жми:.
В середине прошлого столетия было выпущено несколько таких наборов. Этот набор - настоящее произведение искусства. Комплект расписан вручную и декорирован золотистой окантовкой. В составе набора - чайники, сахарницы, молочник, чашки, блюдца и отдельные десертные тарелки. Набор декорирован яркими ягодами с позолоченной листвой.
Комплект выполнен в яркой сине-зеленой цветовой гамме. На белую фарфоровую поверхность нанесены изображения груш, слив и винограда. Наряду со стандартными предметами чашки, блюдца, чайник, молочник в наборе присутствует вазочка для фруктов и аккуратная конфетница. Если в вашем доме осталась фарфоровая посуда ЛФЗ советского периода, вы можете ее выгодно продать, обратившись к наш магазин. Мы заключаем с клиентами официальное соглашение и гарантируем оплату в день обращения. Узнать настоящую цену сервиза из фарфора ЛФЗ поможет наш эксперт.
Он принадлежал царской семье, возможно, когда-то им пользовался Павел I. А эту тарелку привезли к нам из Нижнего Новгорода. Ее нашли, когда разбирали старинные дома.
Изготовлена она была в царской России в 19 веке, и, вероятнее всего, это была часть большого сервиза. Но до нас дошла лишь одна главная тарелка. Владимир Васильев, заведующий филиалом Кяхтинского краеведческого музея: Выставка очень замечательная.
Частная коллекция, собранная со многих стран, в принципе достойна внимания. Символично, что эта выставка открылась именно сейчас.
Это совершенно конкретная дата. В 1955 году вышло постановление Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Хрущеву как-то показали смету гостиницы «Ленинградская», сталинской высотки на Комсомольской. В проекте довольно больших денег стоил один только шпиль, где нет ни одного полезного метра площади. Исключительно эстетический элемент. Ситуация, когда народ живет в бараках и коммуналках, всех нужно переселять в квартиры, а деньги тратятся на декоративный шпиль, резко не понравилась Хрущеву.
Гостиница «Ленинградская» относится к периоду позднего Сталина. Это время после Второй мировой войны до 1955 года. Его стиль называют по-разному: сталинское ар-деко или сталинский ампир. Это очень пафосный стиль — много рельефов, золота, витражей, разных декоративных элементов, то, что в общем Хрущев и назвал излишествами.
Это стиль московских высоток и центральных станций метро например, «Киевской» или «Новослободской» , это возвращение дореволюционной пышности. Первые станции метро в Москве ближе по стилю к конструктивизму, но после того, как страна победила в войне, в эстетике возобладала триумфальность. По сути, документ Хрущева отменил позднесталинский стиль и провозгласил новый, которому тогда дали название «современный стиль», а сейчас приходится добавлять «современный стиль 60-х». Эта эстетическая революция сверху повлияла на все: архитектуру, литературу, кинематограф, мультипликацию.
Музей в кафе возник спонтанно. Я постоянно просиживаю в Ex:Libris с момента его основания. В кафе два раза менялись владельцы, все они, так получилось, мои хорошие друзья, но каждый раз сохранялись завсегдатаи, название и атмосфера. В первые годы работы кафе я вел здесь музыкальную программу, сейчас тоже часто выступаю.
Однажды я сказал девчонкам вторые владельцы кафе. Так эта посуда появилась сначала на баре. Потом я предложил поставить пару шкафов «Лейпциг» для ее хранения. Сервизы стали накапливаться, шкафы — множиться.
То, что это будет всамделишный музей, стало понятно примерно год назад. Заниматься им мне помогает Елена Щедрина, культуролог, которую я заразил своим увлечением фарфором. Она ведет научную работу и отвечает за каталог. В Латвии, например, энтузиасты составили самый полный онлайн-каталог закрывшегося Рижского фарфорового завода.
По-хорошему, нам тоже нужно это сделать. Мы хотим распознать авторство всех форм и рисунков на фарфоре периода оттепели. Данные собираем из открытых источников библиотек и архивов. Общаемся с теми, кто работал на фарфоровых заводах.
Посетили и поддерживаем связь с Дмитровским заводом в Вербилках, важным по нашей теме предприятием. Для музея здесь территориально идеальное место. Мы находимся в культовом районе в плане развития советской эстетики. Это квартал ВХУТЕМАСа Высшие художественно-технические мастерские, действовавшие с 1920 по 1927 год; известны созданием новых художественных авангардных форм наряду с немецкой школой Баухаус.
Здесь его главное здание, общежитие, столовая и мастерские. Как фарфор связан с этой волной авангарда? О новой эстетике, свободе и темах фарфора Смена эстетики забавно отразилась именно на фарфоровом производстве, потому что оно было максимально консервативным. В творческих лабораториях при фарфоровых заводах кипела жизнь, художники производили в диком количестве новые формы и рисунки.
Им дали свободу и прямо говорили быть смелее. Знаменитый лозунг «Искусство в быт» — ключевой для того времени. Этот сервиз из двух чайников и пиалы чашка без ручек. Его производила Российская Империя для средней Азии и северного Кавказа.
Зашла и зависла на час: тысячи советских мелочей в магазине «Сделано в СССР»
Самовары Электрические самовары начали производить в СССР с 1956 года и они, как и фарфоровые сервизы с мельхиоровыми наборами были во многих семьях. Обычный электрический никелированный или латунный трехлитровый самовар с вмятинами, потертостями и сколами стоит не больше 500 рублей. Попросить сумму больше можно за идеальное состояние в сочетании с возрастом более 40-50 лет, декорирование народными промыслами или нестандартно большой объем самовара. Примеры цен: Дровяной никелерованный самовар 7 литров — 12 тысяч рублей.
Сувенирный самовар из гжельского фарфора 3 литра — 7 тысяч рублей. Тульский электрический никилерованный самовар 3 литра — 2500 рублей. Хрусталь Хрустальных ваз, тарелок и бокалов советского производства в закромах наших граждан скопилось больше чем фарфоровых сервизов, мельхиоровых наборов и самоваров вместе взятых и продать их за какую-то ощутимую сумму пока еще сложно.
При условии, что в них нет крупных вставок из серебра или они не входят в состав полноценно укомплектованного набора из нескольких десятков предметов в идеальном состоянии. Примеры цен: Графин их хрусталя и серебра с шестью стаканами — 120 тысяч рублей. Конфетница из серебра и хрусталя — 18 тысяч рублей.
Набор из 18 хрустальных бокалов в идеальном состоянии — 6 тысяч рублей. Турки джезвы Алюминиевые турки с деревянной ручкой, которые встречались на советских кухнях чаще всего стоят от 50 до 200 рублей, в зависимости от степени износа. Высоко ценятся серебренные турки, либо медные и мельхиоровые ручной работы.
Когда в доме ожидались гости, у сервизов появлялись шансы отработать свое назначение, но тут уже все зависело от статуса этих гостей. Если это были какая-нибудь скучные дальние родственники, ради которых не было смысла доставать крахмальную скатерть, раздвигать полированный стол и ставить на него красивую посуду, то сервиз оставался на своем месте. А вот более «ценные» гости, которые должны были увидеть, что в этом доме — «все, как у людей» удостаивались сервировки посудой из красивых и бережно хранимых сервизов. Таким образом все эти нарядные, «парадные» комплекты посуды служили двум целям: украшали своим присутствием интерьер квартиры и демонстрировали окружающим материальное благополучие и успешность семьи, неразрывно связанное с установкой «не хуже, чем у других». Мифологические сюжеты, красующиеся на элементах сервиза, видимо, и послужили появлению популярного названия «Мадонна», пусть даже никакой Мадонны на нем и в помине не было Приобретение этого сервиза было связано с немалыми трудностями: всех, кто имел возможность выехать за границу, слезно упрашивали привезти знаменитую «Мадонну»; сервиз покупали с рук, переплачивая двойную или тройную цену; о нем мечтали, грезили и видели во сне — и все лишь для того, чтобы потом несчастную посуду поместить за стекло и никогда не использовать по назначению, потому что «а вдруг разобьется ненароком?
Синие, зеленые, красные наборы, украшенные позолотой, украшали едва ли не каждую советскую квартиру, а сегодня заполонили все доски объявлений, барахолки и аукционы. Кстати, пить что-либо из этих рыбок было не очень удобно, поэтому это было еще одной причиной, почему сервиз играл больше декоративную роль, нежели функциональную. Фото: soviet-power. Так, например, по своему назначению эти комплекты посуды подразделялись на обеденные столовые , чайные, кофейные, десертные фруктовые , винные и банкетные — их делали исключительно по спецзаказу. Также существовали детские сервизы, наборы посуды для завтрака; для воды и подарочные как правило — чайные.
Эти изделия стали настоящей находкой и были весьма популярными. Тем не менее, некоторые счастливые обладатели советских сервантов могли демонстрировать и другие ценные предметы за стеклом. К таким предметам относилась посуда импортного производства, книги, статуэтки и фотографии. Многие хозяйки до сих пор хранят посуду в сервантах, которая досталась от бабушек, как память. Но уже как исторические раритеты. Он гнал их клюкой по длинному коридору, матерился как грузчик таким басом, который я у него 10 лет не слышала. Маминых из чешского хрусталя 6 штук. Вазочки хрустальные бабкины.
Я их люблю больше всего», — пишут в Сети.
Маленькие фарфоровые сервизы, так называемые наборы, имеют 24 предмета». Сервизы в сознании советского человека всегда занимали «отдельную полку». Он был лучшим и весьма ценным подарком на свадьбу, новоселье, юбилей. В 40-х на столах и генералитета, и писателей, и колхозников появился трофейный немецкий фарфор. В обвинениях против маршала Жукова немалый вес имели 55 ящиков посуды, вывезенной из побежденной Германии.
Продать сервиз СССР
10 советских сервизов, которые сегодня стоят десятки тысяч рублей | Советский товый сервиз "Весенний бриз". |
Скупка и продажа антиквариата в Москве. Винтажные и старинные вещи СССР | Редкие чайные сервизы. Тема: Посуда Сервиз колокольчики ЛФЗ Сервиз Барыня Дулево купить Сервиз сарафан ЛФЗ Сервиз Вербилки Чайный сервиз 1960. |
5 элитных сервизов СССР — почему они дорого стоили и как выглядели | Сервизы с деколью по ее рисункам и ручной росписью золотом до сих пор выпускаются ИФЗ и успешно продаются. |
Редкие чайные сервизы
Винтажный восточный сервиз Чайник и пиалы, Фарфоровая посуда СССР. Кофейный сервиз на 6 персон: шесть кофейных пар и 6 кофейных ложек, серебро по реактиву, золочение, общий вес 789г. СОВЕТСКАЯ ПОСУДА История этого пресловутого сервиза началась в далеком 1955 году благодаря грузинскому художнику по имени Барамидзе Абесалом Давидович. Советские сервизы, которые восстановили по частям, предметы искали в разных городах, теперь семейные сервизы почти в полном комплекте#советскаяпосуда.
Продать сервиз СССР
Продукция, конечно же, поставлялась и в другие города Советского Союза. Интересный факт Считается, что на Руси впервые узнали о чае в 1567 году, когда из Китая вернулись казачьи атаманы Петров и Ялышев. Вместе с чаем к нам пришёл европейский чайный этикет и чайные чашки с ручками.
Особый интерес для коллекционеров представляет агитационный фарфор, на который нанесены соответствующие лозунги. Подобные изделия изготовлялись небольшими партиями, и до наших дней дошли единичные экземпляры. Следует выделить основные виды. Столовый сервиз. Полный набор чайной, кофейной и столовой посуды назывался столовым сервизом. В советское время эти обеденные предметы были гордостью любой семьи.
Сервиз служил не только украшением, но и демонстрацией достатка в доме. Чайный сервиз. Такие изделия разнились цветом и рисунком. Можно было увидеть как простой рисунок в горох, так и сервиз с замысловатыми узорами, мелкими деталями или геометрическими сетками. Дорогая посуда на столе дополнялась дорогим штофом. В таком фарфоровом сосуде на праздничный стол выставлялись крепкие напитки. Советские мастера умели придать штофам разнообразную форму, качественно расписывали их. Хозяйкам необходимо было лишь подобрать изделие, которое хорошо бы сочеталось с предметами на столе.
Чтобы дополнить праздничное оформление стола вместе с особенным сервизом ставилась соответствующая ему фарфоровая пепельница.
Чайный сервиз с надписью «Москва-80» в отличном состоянии и без сколов вы легко сможете продать за 10-15 000 рублей. Чайный сервиз «Мадонна», до 40 000 рублей В отличие от своих «собратьев», этот сервиз был выпущен в ГДР. Он был предметом мечтаний всех советских хозяек и доставался из серванта только по особым случаям.
В 1995 году эти сервизы перестали выпускать, и спрос на них упал. Однако сейчас мода на ретро и винтажные предметы возвращается, и коллекционеры готовы заплатить от 15 до 50 000 рублей за чайный или кофейный сервиз 70-80-х годов с изображением богинь. Перед продажей обратите внимание на клеймо, от него зависит стоимость товара. Самые поздние сервизы выпускались с клеймом, на котором была отражена корона, заключенная в круг.
Надпись Kahla была размещена строго горизонтально. Однако особенно ценится посуда с надписью Kahla по диагонали, с изображением ели и шестиконечной звезды.
Творец советской айдентики Агитационный фарфор был придуман не в Советской России: еще во времена Великой французской революции на мануфактуре в Невере выпускали так называемый патриотический фаянс — недорогую посуду для ежедневного использования с нанесенными на нее революционными символами.
В Стране Советов агитационно-массовое производство началось роскошно — на бывшем Императорском фарфоровом заводе в Петрограде, до этого обслуживавшем исключительно царский двор и ничего не выпускавшем в продажу. В 1918 году он был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод ГФЗ. Позже, в 1925-м, предприятие переименуют еще раз — в Ленинградский фарфоровый завод имени М.
Ломоносова ЛФЗ. Период с 1918 по 1923 год в деятельности ГФЗ иногда называют чехонинским. В эти годы бесспорным творческим лидером, фактически отцом агитфарфора стал ученик Ильи Репина Сергей Чехонин.
На фарфоре, по меткому выражению современников, он начал «чеканить свой императорско-советский ампир». Блестящий рисовальщик и каллиграф, мастер орнамента и книжной миниатюры, он выработал свой стиль, перенося на поверхность фарфора революционные лозунги и призывы, эмблемы и символы молодой страны. Этот стиль сумел вдохновить многих фарфористов, работавших рядом с Чехониным.
Начав с простых агитационных тарелок со слоганами по борту, для которых он придумал особенный шрифт, мастер скоро перешел к разработке более сложных тем советской геральдики. Чехонин привел на ГФЗ художников-станковистов, ранее не работавших с фарфором, — Кузьму Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, которые расширили сюжетное разнообразие продукции завода. Также с их приходом связан резкий скачок качества, благодаря которому агитфарфор стал заметным явлением в искусстве.
Молва связывала его отъезд со «зловещим» портретом Ленина, выполненным Чехониным в 1920 году, — якобы из-за неудачной работы художник опасался преследований со стороны властей. Впрочем, эта версия не подтверждена документально. Библейские мотивы на службе революции Используя идеи социальной справедливости, большевики выработали стройную и понятную народу систему коммунистической пропаганды.