Новости папанов анатолий дмитриевич

За кадром Анатолий Папанов был очень замкнутым, скромным, мягким, чутким и даже сентиментальным человеком. Роль в картине стала для Анатолия Дмитриевича роковой — его персонаж погиб ближе к финалу ленты, а сердце самого Папанова остановилось, как только он вернулся со съемок. Профиль Папанова Анатолия Дмитриевича на сайте

Смерть под душем

  • 32 года без Анатолия Папанова -
  • Справка «АН»
  • 5 августа - "День Памяти" всенародно любимого Анатолия Дмитриевича Папанова
  • Пророческая роль Анатолия Папанова
  • Мистика в жизни актера Анатолия Папанова - Мистика - актер, кино - Паранормальные новости

Как сражался на фронте актёр Анатолий Папанов, осужденный Военным трибуналом на 6 лет?

31 октября – состоялся торжественный митинг у памятника Анатолию Дмитриевичу Папанову «Виват великому актёру!». Анатолий Папанов умер в августе 1987 года в Москве, ему было 64 года от сердечного приступа. Анатолий Дмитриевич Папанов — знаменитый советский актёр, сыгравший множество ролей, прошел всю Великую Отечественную войну.

Анатолий Папанов

После этого успеха на актера посыпались роли: только в 1964-м на «Ленфильме» в производство запустили десять фильмов, и в восемь пригласили Папанова. Он принял все предложения и был утвержден во все восемь фильмов, правда, позднее в вежливой форме отказался от всех этих ролей, потому что был сильно занят в театре. Но от предложений с «Мосфильма», поступивших в это же время, Папанов не отказался. В этом же году об Анатолии Дмитриевиче в очередной раз вспомнил Эльдар Рязанов, предложив ему роль в фильме «Берегись автомобиля!

Когда стартовали съемки фильма, многие участники съемочного группы внезапно выступили против участия Анатолия Папанова. Анатолий Дмитриевич своего героя играл в близком ему и как будто вполне уместном стиле гротеска. Однако на какой-то стадии работы многие заговорили, что актер из общего ансамбля выпадает, рушит стилистику и целостность картины.

На эту тему было собрано совещание. К счастью, сам Папанов о злых наших умыслах не подозревал. Даже я на какое-то мгновение дрогнул, однако удержался от поспешных решений.

В 1968-м на экраны вышел фильм «Бриллиантовая рука» Гайдая, получивший оглушительный успех, а фразы героя Папанова Лелика стали народными: «Алло, шеф, эт я, Лелик! После выхода этого фильма Папанов не мог спокойно ходить по улицам — его узнавали везде. Его голосами говорят репродуктор в «Паровозике из Ромашкова», Наг в «Рикки-Тикки-Тави», водяной в «Летучем корабле», Шерхан в «Маугли» и очень много волков: из «Мешка яблок», «Деда Мороза и серого волка», ну и, конечно, из «Ну, погоди!

Дети засыпали Папанова мешками писем, а он всегда говорил, что его Волк совсем не страшный и коварный, ему просто немного не везет. Он сыграл в спектаклях «Двенадцать стульев», «Яблоко раздора», «Интервенция», «Доходное место», «Последний парад». В 1966 году исполнил главную роль в постановке «Теркин на том свете», однако спектакль в репертуаре театра продержался всего пару недель, а затем по цензурным соображениям был снят.

Для Папанова это было сильным ударом. В 1970-е годы на экраны вышло 15 фильмов с участием Папанова: «Инкогнито из Петербурга», «Белорусский вокзал», «Страх высоты», «Двенадцать стульев», «По семейным обстоятельствам»… А в 1973-м ему присвоили звание народного артиста СССР. В конце 1982 года, когда Папанову исполнилось 60 лет, он приобрел автомобиль «Волга», но пользовался им, по словам коллег, только когда ездил на дачу.

В театр же ходил пешком, объясняя это тем, что ему требуется время, чтобы настроиться на спектакль: «Вообще это приятно — выйти на улицу, встретить хороших людей, поразмыслить, помечтать». Однако была и другая причина, по которой Папанов не приезжал на работу на машине: «Неудобно разъезжать на автомобиле, когда молодые артистки в штопаных колготках ходят». В 1980-е годы помимо работы в кино и театре Анатолий Папанов занимался общественной деятельностью: был членом Общества защиты природы, вместе с писателем Владимиром Солоухиным стоял во главе Всесоюзного общества по баням.

С 1980 по 1987 год Папанов снялся в трех фильмах: «Время желаний», «Отцы и деды», «Холодное лето пятьдесят третьего». В Театре Сатиры он получил четыре новые роли, однако удовлетворения они ему не принесли.

Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось — нет. Это прием войны… Но там же я видел и познал другое.

Для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но, как передать то святое чувство братства, не знаю, ведь я актер, а не писатель. Мне легче показать, чем сказать». Семейство Папановых помимо Насти представляла дочь Елена, прочитавшая трогательное письмо, где отец советовал ей, начинающей актрисе, как правильно вести себя в профессии, а также две внучки и правнук Дима.

Фото: Эдуард Корниенко В почтительном окружении молодых актеров появилась на сцене Вера Васильева, прочитавшая в память коллеги военную лирику — «Балладу о матери» Андрея Дементьева. Народная артистка СССР, которая осенью отметит 98-летие, напомнила присутствующим, что она единственная знает, каким Папанов пришел в театр в 1948 году.

Война с оружием в руках для него окончилась. Могучим усилием воли Папанов впоследствии избавился от трости и хромоты.

Но с болью от травмы он жил до конца. Военный трибунал Анатолий Дмитриевич Папанов и его близкий товарищ Абрам Наумович Рафаевич, также известный как Алик Рафаевич, были осуждены военным трибуналом на 6 лет за самовольную отлучку. С 1 января 1942 года красноармеец Папанов за самоволку попал в 13-ю запасную стрелковую бригаду в Чкалов ныне Оренбург. Самоволка — это отсутствие военнослужащего до 10 суток без разрешения и без умысла уклонения от дальнейшей воинской службы.

Куда точно ходил Папанов, неизвестно.

Все были на фронте. Как они познакомились с Надеждой Юрьевной Каратаевой? Она тоже была фронтовичкой? Елена Папанова: Мама была на два года младше папы. Пришла туда, чтобы что-то узнать, и увидела, что в сквере идет какой-то митинг. И молодой педагог — а это был Андрей Александрович Гончаров, впоследствии главный режиссер Театра им.

Маяковского — призывает всех идти на фронт. Потом старшие курсы института уехали в эвакуацию, а мама с бабушкой поехали в Новосибирск. Там она окончила курсы медсестер и объявила бабушке, что уходит на фронт. Мама несколько лет ездила в санитарном поезде. Выяснилось, что начались занятия, кто-то из педагогов сказал ей, что она должна приступать к учебе. Она вспоминала, что из всех девочек на курсе она была единственной фронтовичкой. Она ходила на занятия в гимнастерке, и папа тоже.

Вот это их и сблизило. В 1945 году они поженились. А в 1954 году родились вы. Как вас воспитывали? Елена Папанова: Меня воспитывали бабушка с дедушкой. Дело в том, что папа пришел жить в семью мамы. Они жили в огромной коммуналке на 10 семей, где у них была довольно большая комната.

Когда родилась я, эту комнату поделили на две части: сделали перегородку из картонных коробок, обклеили их обоями. А когда мне было три года, родителям дали комнату в общежитии Театра Сатиры. Бабушка предложила им на какое-то время оставить меня у нее. Потом я пошла в школу, родители ездили на гастроли, и я переехала к ним, когда мне было 15 лет. Но они, конечно, приезжали к нам несколько раз в неделю, мы виделись постоянно. А как Анатолий Дмитриевич относился к своему творчеству? Говорят, он был очень скромным… Елена Папанова: Да.

Он считал, что творчество — это у Пушкина, что это что-то высокое.

31 октября - Анатолий Папанов - 100 лет со дня рождения

В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль рабочего в фильме « Ленин в Октябре ». Затем продолжил сниматься в массовках, «много и очень удачно» [11] в фильмах «Суворов», «Минин и Пожарский», «Ленин в 1918 году». В годы Великой Отечественной войны призван 12 августа 1941 года и направлен в 73-й запасной стрелковый полк. В декабре 1941 года курсанты Папанов А. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [12] [9]. Театр и кино[ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [11].

Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они поженились в 1945 году, на десятый день победы советских войск [13]. С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [14]. Вскоре к нему присоединилась и Каратаева [11].

RU , популярная актриса театра, кино и ТВ "сильно ударилась головой", но от госпитализации отказалось. При этом в инциденте сильно пострадал другой участник ДТП. Авария произошла в субботу в 23. Как позже окажется, машину артистки "догнало" каршеринговое авто: после столкновения его закрутило и отбросило в крайний ряд - на стену тоннеля.

Особую популярность у зрителей обрели комедийные роли Анатолия Дмитриевича, в частности те, где он появился в дуэте с Андреем Мироновым. Персонажи этого тандема не отличались высокой моральностью, изображались комичными, но, несмотря на это, сразу запомнились и полюбились зрителям.

Геша в фильме трепетно относился к своему товарищу, ласково называя его Лёликом. А вот сам Лёлик недооценивал Гешу и называл его Гешкой Козладоевым, что очень било по самолюбию Геши. Ведь гордый персонаж представлялся как Козодоев Геннадий Петрович, а тут — Козладоев… В фильме «12 стульев» Андрей Миронов и Анатолий Папанов, казалось, самим Богом были предназначены, чтобы сыграть парочку авантюристов - охотников за стульями работы мастера Гамбса. А режиссер Марк Захаров, поставивший это ироничное и смешное представление, куда больше похожее на театральный спектакль, чем на фильм, позаботился окружить главных героев целым созвездием замечательных актеров. Глядя на комедийные образы, в которых Анатолий Папанов представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что актер был человеком с тяжелой судьбой. Несмотря на ужасы войны, увиденные собственными глазами, он до конца дней сохранил оптимизм и лучезарную улыбку, вдохновлявшую зрителей.

Был скромным. Мне одна съемочная группа рассказала, что людям непросто о нем вспоминать — потому что нечего особенно рассказать, ведь он приходил в театр, гримировался, играл и — уходил.

Да еще старался воротник поднять и очки темные надеть, чтобы не узнавали, ведь поклонники вели себя по-разному. Ему самому с самим собой не было скучно. А Михаил Михайлович Державин как-то рассказывал, что когда папа купил машину, он ставил ее за пару кварталов от театра: просто потому, что у других машин еще не было. А еще он за других и для других просил о чем угодно, вплоть до квартир и машин. Но не для своих! Забавный был эпизод: в Театре сатиры собрались ставить «Гнездо глухаря», и Ольга Александровна Аросева сказала папе: «Толя, а ты не мог бы попросить Плучека, чтобы он дал мне роль твоей жены? Валентин Николаевич выслушал и говорит: «Хорошо, но я-то хотел, чтобы эту роль играла твоя жена…» Надежда Каратаева — заслуженная артистка РСФСР, актриса Театра сатиры с 1950 по 2014 год. А папа сразу: «А, ну как решите…» Никогда и ничего он не просил и для меня.

Не жалею об этом: по крайней мере знаю, что все, что сделала, я сделала сама. Но не осуждаю тех, кто помогает своим детям. Они познакомились в ГИТИСе — папу взяли в 1943 году добором сразу на второй курс, мальчишек-то совсем не было. А там он увидел маму — в гимнастерке. Подошел к ней и спросил — что, мол, тоже воевала? Но в эвакуацию ГИТИС забрал с собой только старшекурсников, мама оказалась с семьей в Новосибирске и там сказала бабушке, что хочет пойти добровольцем. Она была единственной дочерью, но бабушка сказала: «Надя, если ты так решила — иди». И мама работала в санитарном поезде.

Оказалось, в общем, что они с папой — два фронтовика. Так они и подружились, а потом пришла и любовь. Но однажды случилась удивительная история, связанная с войной. В какой-то телепередаче папа рассказал, как дружил на фронте с Аликом Рафаевичем. Оба были творческими людьми, папа собирался на актерский, а Алик уже учился на операторском, это их сблизило. И Алика убило на глазах у папы — в тот день, когда половина их взвода погибла, а сам он получил серьезное ранение в ногу. И этот рассказ услышала мама Алика, считавшая единственного сына пропавшим без вести. Она нашла наш телефон, приехала к нам… Для нашей семьи День Победы был особенным днем.

Кроме прочего, эта картина стала для него своего рода отправной точкой в кино. Ну и «Дети Дон Кихота», конечно.

Пророческая роль Анатолия Папанова

Анатолий Папанов. Фото: РИА «НОВОСТИ». «У Папанова поначалу было чувство обиды: «Конечно, Андрюшке Миронову хорошо. Когда Анатолий Дмитриевич Папанов купил себе автомобиль "Волга", то, как рассказывал его партнёр по сцене Михаил Державин, парковать ее стал в нескольких кварталах от театра. Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Со своей женой Анатолий Папанов познакомился в 43-м, когда они оба поступили в ГИТИС на актерский факультет. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова, актёра театра и кино, Народного артиста СССР, участника Великой Отечественной войны.

Вечер, посвященный Анатолию Папанову, пройдет в Театре Сатиры

На "Памяти народа" есть пара документов, где упоминается Анатолий Дмитриевич Папанов как осужденный военным трибуналом. Анатолий Дмитриевич Папанов — не только талантливый актёр и режиссёр. Лишь к концу жизни Анатолий Дмитриевич сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме «Холодное лето пятьдесят третьего». Невероятный артистизм проявил Анатолий Дмитриевич Папанов в работе над мультипликационным кино. После ранения Анатолий Папанов ходил с тростью, но тем не менее сумел поступить в ГИТИС. Анатолий Папанов умер в августе 1987 года в ванной комнате своей московской квартиры.

Актриса Елена Папанова, дочь Анатолия Папанова, пострадала в ДТП в Москве

Но от предложений с «Мосфильма», поступивших в это же время, Папанов не отказался. В этом же году об Анатолии Дмитриевиче в очередной раз вспомнил Эльдар Рязанов, предложив ему роль в фильме «Берегись автомобиля! Когда стартовали съемки фильма, многие участники съемочного группы внезапно выступили против участия Анатолия Папанова. Анатолий Дмитриевич своего героя играл в близком ему и как будто вполне уместном стиле гротеска. Однако на какой-то стадии работы многие заговорили, что актер из общего ансамбля выпадает, рушит стилистику и целостность картины. На эту тему было собрано совещание.

К счастью, сам Папанов о злых наших умыслах не подозревал. Даже я на какое-то мгновение дрогнул, однако удержался от поспешных решений. В 1968-м на экраны вышел фильм «Бриллиантовая рука» Гайдая, получивший оглушительный успех, а фразы героя Папанова Лелика стали народными: «Алло, шеф, эт я, Лелик! После выхода этого фильма Папанов не мог спокойно ходить по улицам — его узнавали везде. Его голосами говорят репродуктор в «Паровозике из Ромашкова», Наг в «Рикки-Тикки-Тави», водяной в «Летучем корабле», Шерхан в «Маугли» и очень много волков: из «Мешка яблок», «Деда Мороза и серого волка», ну и, конечно, из «Ну, погоди!

Дети засыпали Папанова мешками писем, а он всегда говорил, что его Волк совсем не страшный и коварный, ему просто немного не везет. Он сыграл в спектаклях «Двенадцать стульев», «Яблоко раздора», «Интервенция», «Доходное место», «Последний парад». В 1966 году исполнил главную роль в постановке «Теркин на том свете», однако спектакль в репертуаре театра продержался всего пару недель, а затем по цензурным соображениям был снят. Для Папанова это было сильным ударом. В 1970-е годы на экраны вышло 15 фильмов с участием Папанова: «Инкогнито из Петербурга», «Белорусский вокзал», «Страх высоты», «Двенадцать стульев», «По семейным обстоятельствам»… А в 1973-м ему присвоили звание народного артиста СССР.

В конце 1982 года, когда Папанову исполнилось 60 лет, он приобрел автомобиль «Волга», но пользовался им, по словам коллег, только когда ездил на дачу. В театр же ходил пешком, объясняя это тем, что ему требуется время, чтобы настроиться на спектакль: «Вообще это приятно — выйти на улицу, встретить хороших людей, поразмыслить, помечтать». Однако была и другая причина, по которой Папанов не приезжал на работу на машине: «Неудобно разъезжать на автомобиле, когда молодые артистки в штопаных колготках ходят». В 1980-е годы помимо работы в кино и театре Анатолий Папанов занимался общественной деятельностью: был членом Общества защиты природы, вместе с писателем Владимиром Солоухиным стоял во главе Всесоюзного общества по баням. С 1980 по 1987 год Папанов снялся в трех фильмах: «Время желаний», «Отцы и деды», «Холодное лето пятьдесят третьего».

В Театре Сатиры он получил четыре новые роли, однако удовлетворения они ему не принесли. Товарищи предлагали ему сменить театр, однако Папанов, грустно пожимая плечами, говорил: «Мне здесь дали звание, мне здесь дали ордена. Какой же я буду сволочью, если брошу театр».

Папанов: любить и верить», посвящённый легендарному артисту Анатолию Дмитриевичу Папанову... Август 1987 года...

В Риге проходят гастроли легендарного Театра сатиры. Билеты на все спектакли распроданы. Неожиданно по Риге прошёл слух — «Анатолий Папанов не приедет, спектакля с его участием не будет... Что случилось? Поклонники Анатолия Дмитриевича в недоумении.

Позже слухи обрели реальность — Анатолий Дмитриевич Папанов не сможет сыграть на сцене Латвийского театра оперы и балета — он ушёл. Не из театра. А ушёл навсегда. В 1987 году Анатолий Папанов начал сниматься в картине «Холодное лето пятьдесят третьего». Супруга актёра Надежда Каратаева словно предчувствовала беду — просила мужа поберечь себя, отказаться от съёмок, но Анатолий Дмитриевич сказал, что уже два года не снимался и зритель стал его забывать.

Потом все наладилось — сценарии актеру стали присылать пачками, он физически не успевал их все даже просмотреть, помогала супруга. И, если вдруг полгода или год не было работы, Анатолий Дмитриевич начинал переживать. Опасался, что зрители совсем забудут. К счастью, этого не произошло. Актера нет с нами уже 30 лет, а его по-прежнему помнят, любят.

Потому что таких, как он, мало. Смертельный душ 5 августа 1987 года в Москве было жарко. Папанов вернулся со съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего... Но горячей воды в доме не было. А ледяную не выдержало сердце...

Ни труппа театра, гастролирующего в это время в Риге, ни зрители, купившие билеты на спектакли, Анатолия Дмитриевича так и не дождались. Театр продолжил гастроли в латвийской столице. И на прощании с народным артистом почти никого из его коллег не было. У супруги Анатолия Папанова Надежды Юрьевны Каратаевой сегодня ей 93 года , осадок остался на всю оставшуюся жизнь. Но так решил худрук Валентин Плучек.

Даже гроб с телом актера был выставлен в фойе, а не в зрительном зале — там в это время шел ремонт... Но такие неприятные, колкие... Хотя попрощаться с папой пришли очень многие, очередь выстроилась до «Пушкинской». У него ведь было огромное количество обожателей, поклонниц. Московский академический театр сатиры.

К счастью, семью Папановых эта участь миновала. Да и при жизни их не теребили ни звонками, ни письмами. Хотя даже на даче Анатолий Дмитриевич вынужден был надевать кепочку и черные очки. Надежда Каратаева и Анатолий Папанов поженились сразу после войны 20 мая 1945 года. И за сорок с лишним лет любимец публики ни разу не дал жене повода усомниться в его преданности.

При этом он никогда не участвовал в ее карьере, хотя несколько десятилетий они работали в одном коллективе.

Как пишет коллектив авторов книги «100 знаменитых мистических явлений», в предпоследней в жизни Анатолия Дмитриевича картине «Время желаний» его персонаж умирает от именно инфаркта. Да и в драме Прошкина герой Папанова погибает.

Алексей Казаков в своей книге «Роли, которые принесли несчастья своим создателям» вспоминает случай, который произошел во время съемок «Холодного лета». Партнер Папанова, актер Валерий Приемыхов, согласно сценарию установил крест на могиле погибшего приятеля. Когда эпизод зафиксировали на пленку, Папанов, не присутствовавший в тот момент на площадке, зачем-то попросил режиссера «показать ему могилу», а потом долго стоял возле креста.

Неизвестный душитель Между тем странные события с Папановым происходили не только на работе, но и в быту. Как пишет Денис Лобков в книге «Мистика в жизни выдающихся людей», за считанные дни до своей смерти Анатолий Дмитриевич пожаловался коллегам на то, что его кто-то душит по ночам. Наутро актер даже находил на своей шее посиневшие следы от чьих-то пальцев.

По совету знакомых Папанов сходил за советом к знахарке.

Анатолию Папанову 100: фронтовик и актер, которого любит Россия – 20 фактов из жизни

Какой же я буду сволочью, если брошу театр». В это же время актер сам поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние». Надежда Каратаева рассказывала: «Работавшие с ним актеры говорили: такого режиссера мы еще не знали, он относился к нам по-отцовски». Последний фильм В 1986 году Папанов принял предложение режиссера Александра Прошкина сняться в киноленте «Холодное лето пятьдесят третьего» в роли Николая Старобогатова. Друзья отговаривали актера от съемок, считая, что он и так слишком загружен в ГИТИСе и в театре, но Анатолий Дмитриевич ответил: «Эта тема волнует меня — я многое в ней могу рассказать». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. Режиссер рассказывал: «Неделю мы трудились нормально, и жители по мере сил нам помогали. Неожиданностей никаких не предвиделось, так как деревня с трех сторон была изолирована водой. И вот — первый съемочный день Папанова.

Начинаем снимать, и… я ничего не понимаю — повсюду посторонние лодки. Много лодок, и все движутся к нам. Подплывают, причаливают, и я вижу — в каждом суденышке дед или бабка и по два-три ребенка, в руках у которых тетрадка или книжка. Я сдался и остановил съемки. Детей рассадили, и Папанов каждому что-нибудь написал и каждому что-то сказал. Я наблюдал за этой сценой, забыв о цене сорванного съемочного дня. По лицам детишек было видно, что на всю жизнь они запомнят эту встречу». Лето в Карелии короткое, нужно было успеть быстро снять сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных.

После окончания съемок в начале августа 1987 года он вернулся в Москву. Надежда Каратаева вспоминала: «Я находилась с театром на гастролях в Риге… Зайдя домой, Анатолий решил принять душ, но в доме не было горячей воды. Тогда он, уставший и разгоряченный, залез под холодную струю… Когда Анатолий в условленный день не приехал в Ригу, я забеспокоилась и позвонила дочери. Зять через соседскую лоджию попал в нашу квартиру, и обнаружил его в ванной… Диагноз врачей — острая сердечная недостаточность». Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» вышел на экраны после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. Рекомендуем прочитать статью об актрисе советского кино Светлане Суховей.

Все, кто близко знал актера, утверждали, что за неделю до смерти он жаловался знакомым на странные ощущения, которые испытывает, находясь у себя дома. Со слов Папанова, нередко он просыпался оттого, что его душили чьи-то руки. Начинал задыхаться, отталкивать невидимого нападающего. Когда просыпался — в комнате никого не было. Он подходил к зеркалу в ванной комнате и видел следы от чьих-то рук на шее, которые проходили, исчезая полностью, через несколько часов. Что это было, объяснить Папанову никто не мог, но знакомые посоветовали съездить к бабушке-знахарке в подмосковное село. Та сперва отпрянула от него, заявив, что в тело актера вселились бесы, но после, внимательно выслушав и поколдовав что-то с иконами, свечами и ветками лаванды, выдала, что ошиблась. Бесов, мол, в нем нет, а вот в его доме поселилась некая сущность, которую в народе величают домовым. Домовые, — пояснила она, — бывают хорошими, которые любят хозяев, помогают им, охраняют жилище. А бывают плохие и злые — если, например, их обидеть, чем-то не угодить. Бабушка посоветовала Анатолию Дмитриевичу провести магический ритуал, направленный на налаживание отношений с «подселенцем». Ему предстояло сходить на кладбище, взять горсть земли с могилы, третьей от входа, насыпать ее в блюдце, сверху на него положить угощения и поставить рюмку водки. Все это расположить у изголовья кровати и прочитать заговор на древнерусском языке. По словам актера, всерьез ритуал знахарки он не принял. Напротив, усмехнулся над ним и поведал друзьям, как о нелепости. Между тем, между визитом к бабке и смертью прошло ровно шесть дней...

В том же году поступил в ГИТИС на актерский факультет, а в 1948-м поступил на службу в Театр сатиры, где проработал всю жизнь. Большинство зрителей всех поколений знают Папанова благодаря озвучиванию Волка в мультфильме «Ну, погоди! Последней киноработой Папанова стал фильм Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Режиссер Леонид Гайдай.

С 1980 по 1987 год Папанов снялся в трех фильмах: «Время желаний», «Отцы и деды», «Холодное лето пятьдесят третьего». В Театре Сатиры он получил четыре новые роли, однако удовлетворения они ему не принесли. Товарищи предлагали ему сменить театр, однако Папанов, грустно пожимая плечами, говорил: «Мне здесь дали звание, мне здесь дали ордена. Какой же я буду сволочью, если брошу театр». В это же время актер сам поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние». Надежда Каратаева рассказывала: «Работавшие с ним актеры говорили: такого режиссера мы еще не знали, он относился к нам по-отцовски». Последний фильм В 1986 году Папанов принял предложение режиссера Александра Прошкина сняться в киноленте «Холодное лето пятьдесят третьего» в роли Николая Старобогатова. Друзья отговаривали актера от съемок, считая, что он и так слишком загружен в ГИТИСе и в театре, но Анатолий Дмитриевич ответил: «Эта тема волнует меня — я многое в ней могу рассказать». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. Режиссер рассказывал: «Неделю мы трудились нормально, и жители по мере сил нам помогали. Неожиданностей никаких не предвиделось, так как деревня с трех сторон была изолирована водой. И вот — первый съемочный день Папанова. Начинаем снимать, и… я ничего не понимаю — повсюду посторонние лодки. Много лодок, и все движутся к нам. Подплывают, причаливают, и я вижу — в каждом суденышке дед или бабка и по два-три ребенка, в руках у которых тетрадка или книжка. Я сдался и остановил съемки. Детей рассадили, и Папанов каждому что-нибудь написал и каждому что-то сказал. Я наблюдал за этой сценой, забыв о цене сорванного съемочного дня. По лицам детишек было видно, что на всю жизнь они запомнят эту встречу». Лето в Карелии короткое, нужно было успеть быстро снять сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных. После окончания съемок в начале августа 1987 года он вернулся в Москву. Надежда Каратаева вспоминала: «Я находилась с театром на гастролях в Риге… Зайдя домой, Анатолий решил принять душ, но в доме не было горячей воды. Тогда он, уставший и разгоряченный, залез под холодную струю… Когда Анатолий в условленный день не приехал в Ригу, я забеспокоилась и позвонила дочери. Зять через соседскую лоджию попал в нашу квартиру, и обнаружил его в ванной… Диагноз врачей — острая сердечная недостаточность».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий