Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Комментируя заявление Папы Римского Франциска, украинский посол в США Оксана Маркарова обвинила его в невнимательном прочтении классика русской литературы Федора Достоевского. Знаменательны слова Михаила Достоевского, брата Федора, написанные в мае 1838 года отцу: «Папинька! Отец Анны Сниткиной был большим поклонником Достоевского, поэтому о его творчестве девушка знала с детства. Здесь-то, на служении бедным, и проходил свое поприще отец Достоевского.
ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец. Отец Достоевского, Михаил Андреевич, был врачом, а мама, Мария Фёдоровна, происходила из богатого купеческого рода, который разорился во время Отечественной войны 1812 года. По факту я заменил отца, когда он умер, оставив мне деятельность по созданию музея Достоевского в Ленинграде. Во время войны с Наполеоном отец Достоевского служил врачом на фронте, после чего получил чин коллежского асессора, который предполагал дворянство. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей. Достоверно известно, что отец Федора Михайловича родился в селе Войтовцы и поступил сначала в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре.
На могиле отца Достоевского в Подмосковье установят крест
Все остальное было в свое время у членов семьи Достоевских и их потомков отобрано, как писал мой отец, «принудительно-добровольно». Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному. Ваш отец, Дмитрий Андреевич, в определенный момент понял, что является «ответственным» за прадеда, — стал консультантом Музея Достоевского. настоятель храма святителя Василия Великого в Осиновой Роще иерей Анатолий Першин.
Загадочная смерть отца Достоевского: его действительно убили свои же крепостные?
Ну, Достоевский всегда мог бы это "свалить" на алкоголизм биологического отца Паши. По линии отца Достоевский имел дворянское происхождение, но о своей родословной ничего не знал. Во время войны с Наполеоном отец Достоевского служил врачом на фронте, после чего получил чин коллежского асессора, который предполагал дворянство. В полдень 10 июня Святейший Отец принял на частной аудиенции в Ватикане общину Папской региональной семинарии имени Пия XI из итальянской области. В произведениях Ф. М. Достоевского личность отца не нашла прямого отражения, хотя некоторые события его жизни и черты характера послужили материалом для творческого.
«Душа у него тёмная» Отец Достоевского и его загадочная гибель: за что его загубили крестьяне
Федор Михайлович Достоевский в молодости Дочь Достоевского Люба умерла в 1924-м году в Италии. Отец мальчика был человеком глубоко религиозным, учился в духовной семинарии, а затем поступил в московское отделение Императорской медико-хирургической академии и стал врачом. Издательство «Бослен» подготовило к этому дню книгу воспоминаний его дочери, «Мой отец Федор Достоевский». «Например, у нас была работа по идентификации предположительно отца писателя Фёдора Достоевского — Михаила Достоевского, чья могила утеряна в подмосковном поместье. Папа Римский Франциск заявил, что ему тяжелее всего видеть больных детей, и процитировал Федора Достоевского. По воспоминаниям бабушки, отцу Философу удавалось очень быстро приводить Достоевского в нормальное состояние.
Дни Ф.М. Достоевского, отец Андрей Ткачев.
Во всяком случае, Достоевский-писатель обнаружил повышенный интерес к маленьким девочкам, вывел их в нескольких романах и повестях, а тема растления малолетней неотступно привлекала его: недаром он посвятил ей потрясающие страницы в «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и «Бесах». После смерти матери отец отвез Михаила старшего брата и Федора в Петербург и поместил их в Инженерное военное училище. Из монастырского затворничества дружной семьи Федор попал в бюрократическую атмосферу закрытого учебного заведения: новичков или «рябцов», как их называли, цукали и истязали воспитанники старших классов. Сверстники встретили молодого Федора Достоевского насмешками: он был замкнут и робок, у него не было ни манер, ни денег, ни знатного имени.
В 1838 году Достоевский был худощав, угловат, одежда сидела на нем мешком, и хотя в нем ощущалась доброта, вид и манеры его были угрюмы и сдержанны. Он был нелюдим, держался особняком, порою бывал смешным и, вероятно, показался неоперившимся птенцом всем этим дворянским сынкам, которые в семнадцать лет уже познали тайны любви в объятиях крепостных девок или петербургских проституток. Федор же мог гораздо лучше рассуждать о Пушкине, которого он боготворил после смерти поэта он попросил у отца разрешения носить траур , о Шиллере, об исторических героях, чем о женщинах.
Только два-три приятеля знали, что, несмотря на внешнюю вялость и холодность, он был горячим, порывистым юношей, порою резким на язык. Уже и тогда отличался он восторженным идеализмом и повышенной, болезненной впечатлительностью. Он избегал ходить в гости, не умел держать себя на людях и страшно смущался в женском обществе.
В начале 1840 года он упал в обморок, когда на вечере у Вьелгорских его представили известной в те годы красавице Сенявиной. Обморок этот носил характер нервного припадка. Смерть отца произвела потрясающее впечатление на Федора.
Его ошеломили все обстоятельства этого страшного конца, в котором соединились и разврат, и пьянство, и насилие, и элементы тайны, и ряд загадочных бытовых деталей. Все эти факты и переживания так глубоко запечатлелись в его памяти, что через сорок лет он использовал их в «Братьях Карамазовых», обрисовывая портрет старика Карамазова. Его самый глубокий и сложный роман — «Братья Карамазовы» — построен вокруг темы отцеубийства, и все творчество Достоевского посвящено вопросам о преступлении и наказании в самых различных видах.
Поведение отца в Даровом и его любовные похождения были той психологической основой, на которой вырос образ сладострастного старика Карамазова. Вопрос об отношениях отца и сына составляет одну из главных тем «Подростка», и взаимоотношения между родителями и детьми входят в завязку «Неточки Незвановой», «Униженных и оскорбленных», отчасти «Идиота» и ряда других произведений. Частые недомогания Достоевского в молодости были проявлениями острого невроза, а не действительными припадками.
После выхода в отставку Достоевский занимался переводами, а в 1845 году завершил свой первый роман «Бедные люди», получивший успех у публики. Достоевский присоединился к кружку В. Белинского, постепенно обрастая литературными знакомствами. Впрочем, все соратники Белинского, да и сам знаменитый критик, не сумели оценить второе произведение начинающего писателя — повесть «Двойник». Достоевский рассорился и с Белинским, и с Некрасовым, и с Тургеневым и покинул общество редакции «Современника». С 1846 года он публиковался в «Отечественных записках» и продолжал расширять круг своих литературных связей — познакомился с И. Гончаровым, присоединился к литературно-философскому кружку Бекетовых и Майковых. Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М.
Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота. В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск.
Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского. Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа. Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха». На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг.
Мы можем быть спокойны — ДНК точно сохранится и нам не придется снова брать кровь у потомков писателя, когда будет найден настоящий отец классика русской литературы», — рассказала Ольга Арамова. Авторы разработки также работают с останками мамонтов, найденных в Якутии и на юге России.
Они считают, что если нанести на ДНК-карту генетический материал мамонта, то ученые будущего с более совершенными технологиями смогут заново вывести и клонировать этих животных. Также ДНК-карт помогут создать настоящие «биобанки» вымирающих и ценных животынх безз дополнительного оборудования.
Но для него, конечно, это тоже стало потрясением. Как повлиял несостоявшийся расстрел? Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться. Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли.
Но это действительно поменяло его представления о жизни. И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги. И он отправился в Сибирь.
Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое. Их не только жалели, но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрёт, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу.
И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел.
И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей ещё раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты судьбы заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла.
А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашёл выход из положения.
Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина всё-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Именно жена помогла ему стать на ноги.
Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию.
Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Неслучайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем.
Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои.
«Душа у него тёмная» Отец Достоевского и его загадочная гибель: за что его загубили крестьяне
Из 4 детей 3 умерли еще в детском возрасте. Отец Достоевского из духовного сословия, кроме того он был садистом, за что был убит своими крестьянами. Царский суд оправдал этих крестьян. Был ли Достоевский психом? Могу привести пример.
Когда его любимая жена Анна Григорьевна она была его старше на 24 года была беременная и лежала в холодной комнате в постели, Федя снимает у нее обручальное кольцо, хватает единственную теплую юбку, бежит в ломбард и закладывает это, а потом летит в казино и проигрывает все в карты. Интересно как Достоевский писал свой роман "Идиот" По его словам он хотел изобразить там идеально доброго человека, Иисуса Христа в наше время.
В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума.
Достоевский же, напротив, преобразился. Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее.
Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою». Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма.
Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль. Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий.
За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии.
Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха".
В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество. Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома". Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов.
Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести. Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец".
Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства. Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле?
Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может".
Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу".
Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе. Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд. Анна Достоевская оставила воспоминания, как во время заграничной жизни муж постоянно заговаривал о рулетке и играл в нее, умудряясь заложить все их состояние, вплоть до обручальных колец и сережек жены. Катастрофа наступила в 1868 году, когда очередной проигрыш Достоевского довел беременную жену до выкидыша.
Несмотря на клятву больше не играть, Достоевский все равно срывался.
В результате этих многочисленных пертурбаций даже про деда Федора Михайловича толком ничего не известно. С его отцом ситуация уже обстоит иначе. Согласно документам, он родился на территории сегодняшней Винницкой области деревня Войтовцы , учился в духовной семинарии и оттуда перебрался в Императорскую медико-хирургическую академию.
Будучи студентом во время Отечественной войны 1812 года, он был командирован «для пользования больных и раненых», а позже боролся с эпидемией тифа. После того, как Наполеон был побежден, Михаил Достоевский продолжил военную службу и уволился только в 1820-м в связи с рождением первого ребенка в браке с Марией Нечаевой. Тогда же отец писателя устроился работать в Мариинскую больницу для бедных. Всего у Михаила Достоевского и его жены было семь детей.
О детстве классика ходят противоречивые слухи. У самого Федора Михайловича о нем сохранились приятные впечатления: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал он в сознательном возрасте. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — писал Федор Михайлович в том числе.
В первую очередь, это касалось его отношений с алкоголем. Есть версия, что вследствие этого отец классика был невероятно жесток с принадлежавшими ему крестьянами. Правда, полноценных доказательств этого факта не существует. Как и уверенности по поводу того, как именно умер Достоевский-старший.
Лизогуб, специалисты Управления культуры администрации города Новокузнецка Т. Глебова и А. Бурмистров, заместитель Председателя коллегии адвокатов «Регион сервис» А. Удодиков, представители прессы. Почетные гости посетили постоянную экспозицию музея, пообщались в непринужденной обстановке и вручили орден «Звезда Достоевского» краеведу, искусствоведу, автору книги «Двадцать два дня из жизни Ф.
«Писатель, потрясающий душу»
Поверил ли в эту версию будущий писатель — неизвестно. Напрямую смерть отца никогда им не упоминалась, как подчеркивает Мережковский, в противоположность Л. Толстому, Достоевский не любил говорить о себе 2. Во всяком случае, официальная версия полиции должна была стать известной не ранее как через полтора года после события, когда старший брат Федора Михайловича побывал в имении. Эта версия выглядит следующим образом. В жаркий день 6 июня 1839 года Михаил Андреевич наблюдал за работой крестьян Черемошни, возивших на поле навоз, был ими недоволен, кричал на них и упал замертво прямо на борозде. За 12 верст, из Зарайска, доставили священника и доктора И. Шенрока, который констатировал смерть от апоплексии. Поскольку смерть была внезапной, сообщили в полицию, а труп не трогали. Через двое суток из Каширы приехали: исправник, становой пристав, стряпчий и лекарь, дабы провести «тщательное изыскание».
Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату. Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов. Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов. В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю. Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть. В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать. Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров. Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам. В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной. Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду".
В Госдуме отреагировали на критику дипломата в адрес понтифика. По мнению Маркаровой, достаточно хотя бы поверхностно изучить «правдивую историю» Украины и произведения ряда писателей, таких как Пушкин, Булгаков, Куприн и другие, чтобы понять — в России «гуманизмом и не пахло». Папа Римский, видимо, как-то невнимательно читал Достоевского.
По мнению Маркаровой, достаточно хотя бы поверхностно изучить «правдивую историю» Украины и произведения ряда писателей, таких как Пушкин, Булгаков, Куприн и другие, чтобы понять — в России «гуманизмом и не пахло». Папа Римский, видимо, как-то невнимательно читал Достоевского. Оксана Маркарова посол Украины в США Такую реакцию Маркаровой вызвали слова понтифика о том, что писатель до сих пор вдохновляет всех на христианство.
Al Modon (Ливан): «Мой отец Федор Достоевский»... Что скрыто за великим наследием писателя?
Достоевского посетил праправнук великого писателя Алексей Дмитриевич. Как и его знаменитый предок, он проживает в северной столице. Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты — 200-летие со дня рождения Ф. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Исаевой в Кузнецке.
От попа Духосошественской моногаровской церкви, который был в сговоре с крестьянами, не выдал их следствию, но почему-то выдал барину? Скорее всего, сосед-помещик пользовался слухами, которые ползли по деревне но почему-то не доползли до следствия , или сам стал их сочинителем.
Так или иначе, Хотяинцев по версии, слышанной А. Но зачем? Но кто дал деньги? Всё те же вопросы, на которые нет ответов. Как показывает Федоров, именно «бабинька» привезла в дом Куманиных навязанную ей в Моногарове постыдную тайну и пустила ее в круг родных и детей покойного. Оттуда же будет инициирован новый виток следствия.
Лейбрехт заявит в каширском суде и даст показания на бумаге , что Хотяинцевы выражали «сомнение в смерти соседа и подозрение на крестьян»: дворовая девка Достоевских слышала якобы крик барина, а его крепостные были так озлоблены против него, что били умершего по пяткам и не хотели вносить тело в церковь. Представитель дома на очной ставке отречется от ранее сказанного, но Лейбрехт неожиданно обнажит интригу: этот Хотяинцев сам просил его, Лейбрехта, передать исправнику Елагину, что моногаровский хозяин ждет Елагина к себе, чтобы возбудить дело. Именно от него идет версия об убийстве — и в Каширский суд, и к московской родне, и к детям» 30. Версия о естественной смерти М. Достоевского и невиновности крестьян вызвала в конце 1970-х новый виток споров. Оппоненты Федорова среди них первое слово принадлежало Нечаевой указывали, что данных о злодейских намерениях П.
Хотяинцева нет и мотивов, по которым он мог распускать заведомо ложные слухи, подсылать в суд доносчика, длить судебное дело оно затянется на 16 месяцев , у него не было. Напротив, утверждали оппоненты, есть множество свидетельств о дружеском общении соседей, невзирая на тяжбу, а Мария Федоровна так вообще часто бывала в Моногарове «я, друг мой, — писала она мужу в 1835-м, — запировалась у Хотяинцевых в Духов день, от обедни затащили меня с детьми обедать». Кажется, это все же слабое возражение. Помимо рациональных мотивов П. Хотяинцевым могли владеть иные вихри. Тут кстати вспомнить недоверие Михаила Андреевича, остерегавшего жену: «Радуюсь, что ты пировала два дня сряду у Хотяинцевых, дай Бог вам мир и согласие, но я сомневаюсь, причина та, что сегодня приезжаю и дети подают мне бумагу, говорят, квартальный принес, посмотрел, дан указ тебе из Каширского земского суда...
Да ведь и отношения его с супругами наверняка имели разные оттенки, тем более что в 1839-м Марии Федоровны уже два года как не было в живых, а отставного доктора пировать он к себе не зазывал... Возобновившись по доносу, следствие «о скоропостижно умершем г. Достоевском» перешло в уголовное русло и протянулось вплоть до октября 1840 года. Но если влиятельные Куманины способствовали закрытию дела, как предполагала Нечаева 31 , зачем в феврале 1840 года Тульское губернское правление потребовало немедленно собрать сведения «о подозрениях» и у них самих, и у дочери покойника Варвары, и у няньки Алены Фроловны? Зачем «виновному» следствию нужно было так рисковать? Ведь семнадцатилетняя девица и старая нянька, видевшая труп барина, могли что-то сказать невпопад.
Зачем понадобилось в том же феврале вызывать в уездный суд и допрашивать подозреваемых крестьян и даже их детей, устраивать очные ставки как о том сообщает протокол заседания от 13 февраля 1839 года? Но, утверждал Федоров, как раз тщательное расследование, а не глухое молчание спасло крестьян от клеветы и каторги. Необходимо сказать еще об одном аргументе адептов насильственной версии. Достоевского, так и современников и потомков черемошинских крестьян? В случае с Михаилом Андреевичем осталось слишком много: смерть, трактуемая как убийство, подыскала нужные качества характера убитого, создала репутацию и сформировала память о нем. Достоевский в биографии своего великого сына» 33 , — писал Федоров, выражая надежду, что этот сын все же узнал и о долгом следствии, и о доносе, и об истинном источнике слухов, и о суде, признавшем невиновность крестьян и снявшем пятно бесчестия с отца.
Не принимая доводов Федорова и оставаясь при своем мнении, Нечаева сделала шаг навстречу «мирной» версии, признав, что, помимо убийства, могло иметь место «покушение на убийство, сопровожденное апоплексическим ударом» 34 : ведь насилие, по рассказам внуков покушавшихся, было таким, что не оставило следов. То есть бескровное рукоприкладство будто деревенские мужики обучались специальным приемам убийства, не заметного глазу медэксперта «вызвало у склонного к апоплексическим ударам последний удар» 35. Так, может, барин и его крестьяне выразили неудовольствие друг другом в словах, на сильной жаре, когда солнце стояло уже высоко? После чего огорченный М. Перепалка не оставляет следов на теле, а этюд в багровых тонах меняет свои краски и очертания... После смерти М.
Достоевского опекуном его детей и временным распорядителем имения уездная дворянская опека назначила, с согласия Куманиных, исправника Елагина. Михаил подозревал, что он был не слишком щепетилен по отношению к опекаемому имуществу. Формой взятки за утаенное убийство? Но обкрадывать имение покойного главе полицейского уездного ведомства, подчиненного губернатору и связанного с коллегиальным составом земского суда, в условиях, когда тульская палата уголовного суда проводит одну за другой ревизии материалов доследования, — значит прямо указывать на себя как на фальсификатора следствия. Брать мзду за утаенное убийство столь открытым образом, на виду у всей губернии, было бы безрассудно. Так что если исправник, имевший репутацию заядлого картежника, и в самом деле запускал руки в хозяйство умершего, старших сыновей которого уже два года, как не было в имении Михаил приедет в Даровое только через два года, в октябре 1841-го, чтобы забрать отцовы вещи , он, Елагин, действовал «по обыкновению», и только.
Меня убивает мысль, что они на чужих руках будут воспитаны». Но заботу о младших Достоевских взяли на себя дядя и тетя Куманины, и уже в апреле 1840-го семнадцатилетняя Варя была выдана замуж, с щедрым приданым, за чиновника П. Карепина , сорокалетнего вдовца с маленькой дочерью, о котором А. Достоевский отозвался как о добрейшем человеке, достигшем всего своей деятельностью и своим умом. Вскоре он стал опекуном над имением, в соопекунстве с Михаилом. Нечаев умер в декабре 1839-го , уходили в прошлое, раны затягивались.
Михаил влюбился в прибалтийскую немку из Ревеля Эмилию Дитмар ; как только его произвели в полевые инженеры-прапорщики, он сделал девушке предложение и готовился к свадьбе. Андрей, после нескольких лет учебы в пансионе Чермака, был привезен Михаилом в Петербург и поселен у Федора, чтобы тот готовил брата к экзаменам в Инженерное училище. Обоим пришлось лишний раз убедиться, каковы истинные порядки в Инженерном замке: Андрей обошелся без пансиона Костомарова — и не был принят. Только благодаря содействию опекуна Карепина и его свояка по первой супруге генерала И. Кривопишина он сможет попасть в училище гражданских инженеров. Катастрофа, происшедшая в Даровом, обозначила рубеж между юностью и взрослой жизнью Достоевского.
При всем ужасе отцовской кончины, при всем позоре, которым была омрачена память о родителе, первое, что сделал осиротевший сын, — выбрал судьбу как свободу. Это слово, появившись в его письмах через два месяца после утраты, перестроило сознание. Свобода не будет пустой и бесплодной — она даст цель, определит будущность и освятит действительность высоким смыслом. В письмах старшему брату Достоевский излагал жизненную программу, и в ней явственно проступало творческое томление. Смотрю вперед, и будущее меня ужасает... Я ношусь в какой-то холодной, полярной атмосфере, куда не заползал луч солнечный...
Я давно не испытывал взрывов вдохновенья... Не залетит ко мне райская птичка поэзии, не согреет охладелой души... Ты говоришь, что я скрытен; но вот уже и прежние мечты мои меня оставили, и мои чудные арабески, которые создавал некогда, сбросили позолоту свою. Те мысли, которые лучами своими зажигали душу и сердце, нынче лишились пламени и теплоты; или сердце мое очерствело или... Мне страшно сказать, ежели всё прошлое было один золотой сон, кудрявые грезы... Но что он имел в виду, говоря об арабесках?
Те самые мудреные, страшные и смешные сказки, которые он складывал года в три? Или роман из венецианской жизни, сочинявшийся в уме по дороге в Петербург? Он открывал в себе дар, как открывают законы природы. Не торопился начать — лишь бы отметить начало. Видимо, с тех пор, как помнил себя, всем своим существом ощущал присутствие такой духовной температуры, которую на излете романтической эпохи принято было называть небесным пламенем, райским лучом или огнем вдохновения. Ему, получившему богатый читательский опыт, изучившему тонкие творческие состояния и знавшему, как могут владеть поэты человеческим сердцем, оставалось лишь увидеть свое с ними сходство, а может быть, и родство.
Оставалось сказать себе: я — один из них. Он долго не позволял себе утвердиться в таком убеждении. И внешняя жизнь, и он сам — своими сомнениями и рефлексиями — ставили преграды на пути решительного самоопределения. С большой осторожностью размышляя о будущем, он будто готовил почву для радикальной перемены судьбы — «с прямого пути на путь шаткий и неопределенный», по которому пойдут только трое кондукторов его выпуска — он сам, Григорович и Трутовский. В августовском письме 1839 года , спустя три месяца после смерти отца, Федор сообщал брату, что решился на бесповоротный шаг. Теперь ему не нужно было таиться — участь военного инженера отменялась в принципе.
Пусть учеба и служба какое-то время будут мешать его надеждам до отставки инженера-чертежника полевой картографии пройдет целых пять лет , он уже смотрел на свою нынешнюю жизнь «с совершенным бесчувствием».
Поскольку смерть была внезапной, сообщили в полицию, а труп не трогали. Через двое суток из Каширы приехали: исправник, становой пристав, стряпчий и лекарь, дабы провести «тщательное изыскание». Лекарь Х. Шенкнехт, так же как и И. Шенрок, констатировал смерть от апоплексического удара. Общее заключение в донесении Тульскому губернатору звучало так: «…в насильственной смерти его; г-на Достоевского сомнения и подозрения никакого не оказалось».
Казалось бы, все ясно. Полиция произвела следствие обычным порядком, ничего подозрительного не обнаружила, и 20 июня 1839 года Каширский уездный суд вынес решение о прекращении дела, но вскоре было возобновлено следствие, поскольку поступил письменный донос о том, что имело место убийство. Следствие тянулось почти полтора года, и в результате в конце 1840 года дело по скоропостижно умершем» сдано в архив. Естественная смерть от апоплексического удара подтверждена судебным порядком.
Запишите интересные видеофакты об экранизациях романа. Подберите фотографии актёров, сыгравших Раскольникова для литературной фотогалереи. Криминалисты Их задача - расследовать преступление, совершённое главным героем произведения, основываясь на уликах и доказательствах в тексте. Для прохождения уровня необходимо: 1. Определить мотив «тупика» в романе Достоевского.
Раскрыть причины преступления Родиона Раскольникова. Выписать цитаты, подтверждающие доказательство его вины. Литературоведы Главное - ознакомиться с историей создания романа, проанализировать работы критиков. Для прохождения уровня предлагается: 1. Собрать мнения критиков о романе «Преступление и наказание». Подготовить сообщение-выступление «История создания романа глазами литературных критиков». Озвучить, какое место занимает данное произведения в мировой литературе. Проследить символику чисел в романе. Для прохождения уровня предлагается выполнить следующие задания: 1.
Ответьте, какова идея воскрешения личности в романе «Преступление и наказание». Подготовьте доклад на тему «Путь Раскольникова к преступлению». Раскройте внутриличностный конфликт Родиона Раскольникова. По вашему мнению, главный герой - страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Приведите аргументы. Художники Если вы выбрали роль художников, то главная задача - понаблюдать за образами героев романа, основываясь на иллюстрациях великих художников. Для прохождения уровня вам будет предложено выполнить следующие задания: 1. Соберите сведения о художникахиллюстраторах романа «Преступление и наказание». Найдите портреты Ф.
Достоевского, написанные кистью известных художников. Составьте синквейн короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк в соответствии с темой квеста. Расскажите о портрете Ф. Достоевского работы художника В. Эксперты Ваша задача: ознакомиться с героями произведения, узнать, кто такие «двойники» и «антиподы» главного героя. Для прохождения уровня: 1. Представьте систему «двойничества» в романе. Опишите мир униженных и оскорблённых, жертв несправедливых социальных отношений в произведении. Подготовьте выступление на тему «Родион Раскольников и его философия личности».
Ознакомьтесь с женскими образами в романе и дайте характеристику каждой из героинь, используя соответствующие цитаты. Литературная викторина «Гений русской литературы» 1. Родился будущий писатель в Москве. Но где он умер и какой город считал «гнилым» «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлечённым»? Какой приметой петербургской природы Достоевский назвал одну из ранних своих повестей? Кто из близких автора умер через месяц после смерти Пушкина - и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно? Мать, Мария Фёдоровна. Подростком во время учения в Петербурге он терпел нищету и был вынужден отказываться от самого необходимого: «Но всётаки я, уважая Вашу нужду, не буду пить чаю». К кому обращено это письмо?
К отцу, Михаилу Андреевичу. Вот каким видел себя Фёдор Достоевский: «Гордая молодая душа, угрюмая, одинокая, поражённая и уязвлённая ещё... Когда это было? Какое училище, расположенное в центре Петербурга, в знаменитом дворце, где был убит один из русских царей, окончил Достоевский? Инженерное училище в Михайловском замке, где был убит Павел I. По окончании училища он чувствовал себя «поэтом, а не... С чего началась литературная деятельность Достоевского? С перевода на рус. В какой форме написана 1-я повесть Достоевского и какое произведение немецкого писателя вдохновило его на её создание?
В эпистолярной форме - в письмах персонажей. Связаны ли имя и фамилия главного героя «Бедных людей» с его характером? Имя Макар с греч. Фамилия Девушкин ассоциируется с девичьей наивностью и невинностью. Были ли у него литературные предшественники и как он к ним относился? Первого называет «горемыкой сердечным» и до слёз сочувствует ему, второго считает неправдоподобным и возмущается излишней откровенностью изображения героя и трагическим финалом, несправедливым по отношению к нему. Почему о «Бедных людях» можно сказать, что они вышли из «Шинели»? Достоевский продолжил тему «Шинели» - жизнь обиженного, униженного бедного чиновника. Как облагодетельствовал его превосходительство Девушкина?
Дал 100 руб. Какие две истории о жизни и смерти своих соседей рассказывают друг другу Макар и Варенька? О студенте Покровском и чиновнике Горшкове. Где гуляет Девушкин и видит «под ногами туман, над головой тоже туман»? На Фонтанке. Почему прекратилась переписка героев? Варенька вынуждена выйти замуж за помещика Быкова, она уезжает в деревню. В каком романе почти через 15 лет Достоевский вспомнит об успехе 1-й повести - «Бедные люди»: «Поднялся шум и гам в литературном мире. Кто такой Б.?
Белинский, давший высокую оценку 1-й повести Ф. В какой повести писатель впервые анализирует психологию двойничества, раздвоения личности? Кто из критиков так определил пафос ранних произведений Достоевского: «... Добролюбов «Забитые люди», 1861. Сторонником какого социалиста-утописта был молодой Достоевский, почитая его за идею бескровного переустройства общества и даже празднуя годовщину его рождения? Шарля Фурье. Какие собрания по пятницам посещал в конце 1840-х гг. Собрания социалистического кружка М. Какое письмо прочитал он на одном из собраний, о чём стало известно в полиции?
Письмо В. Белинского к Н. Почему при аресте петрашевцев в т. Арест произошёл в Юрьев день, 23 апреля 1849 г. В каком равелине Петропавловской крепости 9 месяцев продержали Достоевского? В Алексеевском, где сидели когда-то декабристы. В каком романе автор вспомнит о «десяти ужасных, безмерно страшных минутах в ожидании смерти»? В «Идиоте», где казнь наблюдает князь Мышкин. С кем осуждённые петрашевцы встретились в Тобольске?
К узникам пришли жёны декабристов - Анненкова, Фонвизина, Муравьёва. Они накормили их обедом, принесли тёплые вещи и проводили в дорогу. Что получил в подарок Достоевский и потом берёг всю жизнь, раскрыв в последний раз в день смерти? Они же, жёны, подарили всем петрашевцам Евангелие 28. Какой острог, где отбывал каторгу писатель, он называл «Мёртвым домом»? Омский острог, где Достоевский находился 4 г. Что последовало за каторгой? Солдатчина в Семипалатинске. Какие очерковые книги с заглавием «Записки...
Аксакова; «Записки охотника» И. Есть в «Записках... Чем отличается орёл Достоевского от пушкинского? Пушкинский орёл бодр, уверен в себе и своей победе - у Достоевского орёл обречён на гибель. История мнимого отцеубийцы, который 10 лет безвинно страдал на каторге, предваряет судьбу одного из героев последнего романа Достоевского. Дмитрия Карамазова. Какими эпитетами определяет «маленьких людей» классик, давая эти определения в заглавиях своих произведений? Какие «говорящие» фамилии выбирает автор для своих героев? В названиях каких произведений указывается главное действующее лицо, а в каких подчёркивается множественность героев?
В каком романе передана жажда «стать Ротшильдом»? Посвятив свою повесть описанию дворянской усадьбы и её жителей, автор озаглавил произведение по названию села, как некогда Пушкин, написавший историю одного села. Как называются оба 38 произведения? В каком романе повествование ведётся от лица рассказчикаписателя? В «Униженных и оскорблённых» — Иван Петрович. Библиографический список Белопольский, В. Белопольский ; ответственный редактор В. Курилов ; рецензенты: Я. Билинкис, Л.
Бельская, Л. Гарин, И. Достоевский и русские писатели: Традиции. Тихомиров ; научный редактор Г. Ермилов, В.
Российские ученые захотели найти отца Достоевского
Больше всего Федор любил вечера в доме. Отец выписывал рецепты в гостиной, мать шила. А дети собирались в зале и слушали при свечах сказки кормилицы. Чтобы не мешать отцу, говорили шепотом. Тишина царила такая, что слышен был скрип гусиного пера из гостиной... Мариинская больница была заведением для бедных. Каждый день Федор наблюдал из окна нищих, бездомных, умалишенных. Они собирались во дворе больницы в ожидании помощи. Сидели, лежали прямо на земле... В больничном дворе проходили и детские игры Фёдора. Нередко будущий писатель общался с беднотой, хотя отец это запрещал.
Одно знакомство Федор запомнил на всю жизнь. Он дружил с девочкой, девятилетней дочкой кучера. Однажды какой-то пьяный мерзавец жестоко избил её.
Оксана Маркарова посол Украины в США Такую реакцию Маркаровой вызвали слова понтифика о том, что писатель до сих пор вдохновляет всех на христианство. Папа Римский также подчеркнул, что ценит русский народ и русский гуманизм, и признался в любви к украинскому и русскому народам, добавив, что Святой престол делает все необходимое для мирного урегулирования конфликта на Украине. Комментируя заявление Маркаровой, депутат Государственной думы Дмитрий Белик отметил, что украинская дипломатия еще раз явила миру свое невежество.
Фёдор Михайлович детей страшно баловал, тайком от жены водил в кондитерские магазины на Невский, оттуда они выходили вот с такими корзинами угощения. Достоевский жил в век «культа детства», когда ребёнок перестал быть маленьким взрослым и обрел свой мир. Миниатюрные вещицы и куклы с полок коллекционеров и любителей безделушек перекочевали в детскую. Писатель был одой из первых жертв стремительно набиравшей обороты индустрии для детей и мог спустить большую часть аванса на игрушки, пробив брешь в семейном бюджете. Достоевскому повезло с супругой, и не только в том, что оба искали тихого семейного счастья. Когда Анна Сниткина стала стенографисткой писателя, он отметил что она не походит на развязных и самонадеянных девиц современного поколения. Но Фёдор Михайлович и предположить не мог, что барышня окажется чрезвычайно практична.
Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Неслучайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей. Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование. Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни. А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну. В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упрёки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол, «Я не знаю? Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное. А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений. В чём особенность творческого метода писателя? Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу. Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать. Культура говорит, что так делать нельзя. Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные. Внутренние порывы тоже имеет соответствующие. Из некоторых потаённое прёт в алкогольном угаре. Тем не менее в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает. Потому что размышлять — одно, а говорить или делать — другое. Достоевский же в своих романах чуточку приоткрывает то, что человек переживает на самом деле. В умении вывести внутреннее на поверхность писатель действительно силён. Надо ли подобное показывать? Спорить не готов. Но люди читают. И может быть, наслаждаются. Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают. Причём и мужчины, и дамы. У него есть определённые их типажи. Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька. Своё природное предназначение они игнорируют. Основная их задача — иметь власть над поклонниками. Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства. Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной. Получить в приданое капитал. Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего. Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго. А в конце концов он её зарезал. Что можно сказать об идейной составляющей? Тяжёлая судьба заставила Достоевского эволюционировать. Сначала он был почти революционером, но царь преподал ему страшный урок. Кстати, Федор Михайлович Николая I за это благодарил. Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей. Когда он писал свои последние романы, возьмём тех же «Братьев Карамазовых», досталось уже всем. Даже церкви. В главе «Легенда о великом инквизиторе» речь идёт о том, что ей уже и Бог не нужен.