После длительного перерыва на историческую сцену Большого театра вернулась опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», единственная из его наследия неплохо известная в России. На Исторической сцене Большого театра 24 февраля прошла премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», поставленная совместно с театром Метрополитен-опера. ж год прошел с того момента, как опера LOHENGRIN неожиданно стала хедлайнером репертуара БТ: билеты разбирают, артистов приглашают; но как бы. Но рассказывая о «Лоэнгрине» в «Новой опере», я всё же буду признаваться в любви этой музыке, вслед за Фраем, отделяя автора от его творчества.
«Лоэнгрин» -- премьера/“Lohengrin” – premiere
Опера Лоэнгрин 2024 в Мариинском театре (Вторая сцена), Санкт-Петербург | Над «Лоэнгрин» работала труппа Датской Королевской Оперы, которая уже имела огромный опыт постановок Вагнера. |
«Лоэнгрин» Серебренникова идет на сцене Парижской оперы | кажется, в кожаном костюме, но спасибо, хотя бы Эльзу нарядили в платье. |
Рецензия на оперу «Лоэнгрин», театр «Новая опера». Вагнерианские страсти на московской сцене
один из самых красивых "Лоэнгринов", в которых я когда-либо принимал участие. «Лоэнгрин» — это опера, замыкающая первую трилогию «понятных опер», но одновременно это мост в новую стадию его творчества, которая продолжалась до самой смерти. Вместо этого “Лоэнгрин” Жирара, который возвращает оперу труппе спустя 17 лет, представляет собой выразительную, полезную, в основном консервативную основу для пьесы. Опера «Лоэнгрин» – одна из наиболее цельных и совершенных опер Рихарда Вагнера.
Кирилл Серебренников поставит оперу «Лоэнгрин» Вагнера в Париже
В. Р. Вагнер. Лоэнгрин/ Lohengrin. Метрополитен-опера (18 марта 2023) | Интерфакс: Государственный академический Большой театр отменил апрельские показы оперы "Лоэнгрин", поставленной совместно с Нью-Йоркским театром Метрополитен-опера. |
Рабочего сцены Большого театра придавило декорацией оперы «Лоэнгрин» Вагнера | Опера «Лоэнгрин» – одна из наиболее цельных и совершенных опер Рихарда Вагнера. |
«Лоэнгрина» в Большом театре прочитали в стиле позднего Вагнера | Александр Матусевич | Дзен | Побывав на опере Лоэнгрин, поставленной в Новой Опере в Москве, я получил прекрасные впечатления от живой музыки Вагнера, чего, к сожалению, не скажешь о самой постановке. |
«Лоэнгрин» Серебренникова идет на сцене Парижской оперы | В Большом театре совместно с Нью-Йоркской Metropolitan Opera готовится показ оперы Вагнера «Лоэнгрин». |
Рецензия на оперу «Лоэнгрин», театр «Новая опера». Вагнерианские страсти на московской сцене
Сюжет вагнеровской истории о серебряном рыцаре Лоэнгрине [3], который приходит на помощь Эльзе, обвиняемой в убийстве брата, разворачивается на фоне военного противостояния Брабанта и пассионарной части южносибирских ханты-мансийских племён, образовавших в 1001 году Венгерское мадьярское королевство. Именно военное противостояние становится фундаментом режиссёрской концепции К. Серебренникова, который показывает известную историю глазами главной героини, сошедшей с ума в результате потери на войне брата. И здесь мы видим не раздвоение, а растроение личности, поскольку роль Эльзы исполняют сразу три актрисы, изображающие три её женских начала: детское начало сестры, сексуальное начало любовницы и нереализованное материнское начало — в яркой вокальной интерпретации Йоханни ван Оострём. Визуально эта «система тройников» отвлекает от привычных сюжетных ходов: ведь спаситель Лоэнгрин блистательная работа Петра Бечалы является плодом воображения девушки, находящейся под присмотром психиатров.
В этой драматургии сложная роль отведена милитаристу Тельрамунду в роскошном исполнении Вольфганга Коха и его жене Ортруде, монструозная мощь которой воплощается в грандиозном вокале Нины Стемме [4]. Режиссёр делит II акт на две картины, помещая сцену Ортруды и Тельрамунда в их частные апартаменты, в отдельном кабинете которых под наблюдением медсестёр находится Эльза, а сцену свадебного шествия — в разделённом на три части ангаре: в первом отсеке мужской хор изображает здоровых заряженных на победу солдат в камуфляже, во втором — на больничных койках мы видим раненых в синих больничных робах, которых приходит навестить под фотокамеры король Генрих прекрасная работа с вокалом и ролью Тарека Назми , а в пустом третьем отсеке — смотритель морга проверяет холодильные камеры с телами погибших. Под музыку и хор свадебного шествия на сцене появляются женщины: наивно радостные в первом отсеке, с улыбками сквозь слёзы во втором отсеке, и в безысходном чёрном трауре с портретами погибших в отсеке третьем. Три ипостаси существования мужчин на войне и здесь показаны глазами женщин — женщин, о сиротливо-вдовьих судьбах которых те, кто развязывают войны, не думают никогда.
И это в корне феминистское высказывание идёт в тотальный разрез с идеологией всего творчества Р. Вагнера, в котором женщина — это даже не вдохновляющая муза, а обслуга — обслуга и художника-гения, и очарованного рыцаря, и разочарованного моряка, и служителя кровавой чаши, и героически невоспитанного хама без страха и упрёка, убивающего налево и направо стариков и рептилий и т. Таким образом, спектакль К. Серебренникова не некое абстрактное антивоенное высказывание «за мир во всём мире», но лишенное политической подоплеки высказывание за жизнь в самом простом и естественном её проявлении — в праве женщины на живого любимого мужчину.
Prologue : One hour before each performance, you are welcome to attend a brief introduction of 30 minutes to learn more about the show and its production. The heiress of Brabant, Elsa, is accused of fratricide, conspiracy and lust by her former suitor, Friedrich von Telramund. As Elsa falls to her knees in prayer, a boat drawn by a swan appears in a halo of light, carrying a knight in shining armour. He agrees to defend her on condition that she never asks him where he comes from.
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте spb. Использование материалов, опубликованных на сайте spb. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал spb.
Режиссер Кирилл Серебренников. В конце сентября в Парижской опере состоялся режиссерский дебют Кирилла Серебренникова. Причем дебютной эта работа на сцене Оперы Бастилии стала и для почти всех участников его творческой команды художник Ольга Павлюк, художник по костюмам Татьяна Долматовская, художник по видео Алан Мандельштам, хореограф Евгений Кулагин и драматург Даниил Орлов. Режиссер привлек к постановке в Париже тех, кто работал с ним и в Гоголь-Центре, в проектах «Платформы», и позднее в Авиньоне «Черный монах» , в оперных постановках на разных площадках мира. Сцена из спектакля.
К подготовке спектакля были привлечены британский дирижер Александр Содди и группа звездных солистов: польский тенор Петр Бечала в роли Лоэнгрина, баритон Вольфганг Кох в роли Фридриха фон Тельрамунда, корейский бас Кванчуль Юн в роли короля Генриха Птицелова и две великолепные меццо-сопрано, Екатерина Губанова и Нина Штемме, исполняющие роль Ортруды. Возможно, заранее продумав наиболее резонансное высказывание, Серебренников решил сделать свой спектакль о том травмирующем опыте, который приносит война. Драматург Даниил Орлов в интервью рассуждает о созвучии немецкого слова «traum» «греза, мечта» со словом «травма» и о «посттравматическом синдроме», который становится ключом к этой постановке, а сам Серебренников говорит о том, что у Вагнера все положительные герои король и сам Лоэнгрин или вернулись с войны, или собираются вести войско в поход, а заведомо плохие персонажи Фридрих и Ортруда как раз делают все для того, чтобы войну остановить. Это противоречие и решил «взломать» и раскрыть в своей постановке Кирилл Серебренников. Достаточно сильно передергивая эпос Эшенбаха о Парсифале, который стал источником вагнеровского либретто, режиссер взял основой для своей работы идею о разрушительной силе войны и невозможности мира и всеобщего счастья тогда, когда разрушена человеческая психика — пролита хоть одна слеза ребенка, как у Достоевского.
В этой постановке таким сумасшедшим, травмированным ребенком становится Эльза. При этом Серебренников настолько сдвигает смысловые точки постановки, что видение Эльзы, ее ожидание спасителя и скрываемая идентичность Лоэнгрина становятся не точками отсчета, а ложными зацепками, фантазиями, разрушающими этот мир. Вернее, усугубляющими его состояние, потому что мир уже разрушен уходом на войну брата Эльзы Готфрида. Именно на его уходе и смерти и строит свою концепцию Серебренников, показывая в течение всей оперы, что возвращение этого брата-лебедя невозможно.
В Большом театре снова поставили оперу Рихарда Вагнера "Лоэнгрин"
Теги: рецензии, опера, Опера Бастилии, Рихард Вагнер, Лоэнгрин. Этот спектакль Кирилла Серебренникова [1] на сцене Парижской оперы ждали как главную премьеру осени. Государственный академический Большой театр России отменил показы оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин", которые должны были состояться 6, 7, 8, 9 и 10 марта. На первый взгляд, на «Лоэнгрине» в «Новой опере» всегда аншлаг, но ведь и опера эта появляется в афише театра всего три-четыре раза в год.
После векового перерыва «Лоэнгрин» возвращается на сцену Большого
Мариинский театр откроет оперой «Лоэнгрин» оперный марафон, посвященный 210-летию Рихарда Вагнера. «Лоэнгрин» — это опера, замыкающая первую трилогию «понятных опер», но одновременно это мост в новую стадию его творчества, которая продолжалась до самой смерти. В его операх после «Лоэнгрина» практически нет мелодий, которые легко запомнить или напеть. Лоэнгрин и вправду сын Парсифаля, только вот музыка последней оперы композитора, пережившего опыт тетралогии, сознательно создававшего даже не оперу — мистерию. Интерфакс: Государственный академический Большой театр отменил апрельские показы оперы "Лоэнгрин", поставленной совместно с Нью-Йоркским театром Метрополитен-опера.
Исключительно удачный "Лоэнгрин" в Новой опере: О. Терентьева, Егоров, Белецкий, Бибичева, Крицков
No one remembers when it started, no one knows how long it can last. Girls marry their chosen ones on the front line, while they are still alive. The clinic is destroyed, but Elsa has nowhere to go. She continues to live in her surviving ward; her mental illness is progressing, but she seems to be happy with her Saviour. He promised to lead the people of Brabant to war and to victory. Elsa struggles to find out his name... There is an explosion. The obsession disappears.
Ortrud discovers her husband Telramund among the dead; she mourns for him and curses everyone.
His recent opera stagings are as celebrated as his music-obsessed movies, including the classic Thirty-two Short Films on Glenn Gould. His 2013 Met Parsifal was both visually beautiful and conceptually clear, with scenery and costumes recalling a sensuously decadent Franz Stuck painting, and stark gender-separated choral blocking conveying the inhuman rigidity of religious dogma.
So why is this Lohengrin such a muddle? So why speed the process until multiple moons are chasing each other across the stage, followed by an exploding supernova? Still, these shallow sets have the virtue of reflecting voices out into the hall and squeezing action into an intimate space.
The result resembles a somewhat gloomy oratorio, with soloists lined up facing the audience, backed by a relatively static chorus—thereby allowing the music to shine through.
Со сцены Царицынской оперы прозвучит либретто на музыку великого немецкого композитора Рихарда Вагнера «ЛоэнгрИн». Легендарный спектакль пройдет на языке оригинала, реализацию международного проекта планируют при сотрудничестве театра с федеральным образовательным центром поддержки одарённых детей «Сириус». Сегодня в Волгограде побывал постановщик оперы, немецкий режиссер и художественный руководитель Парка науки и искусства «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай. Возвращение к истокам, связь поколений и культурный обмен.
Режиссер Ханс-Йоахим Фрай в Волгограде уже не впервые. Россия для него как вторая Родина, в его роду были русские. Три года назад маэстро написал книгу «Как научиться любить Россию? И я лично вручил эту книгу В. Путину, который пригласил меня приехать в эту страну.
Последний раз ее показывали на этой сцене в 1930-е годы с участием Леонида Собинова и Антонины Неждановой. С уходом этих певцов со сцены опера также "ушла" из ГАБТа. Ее постановку на сцене Большого театра ведет мощная интернациональная команда. Режиссер-постановщик — Франсуа Жирар, уже не раз успешно воплощающий на сцене такие произведения Вагнера, как "Зигфрид" Канадская опера , "Летучий голландец" и "Парсифаль" Метрополитен-опера. В Большом театре он ставит проект впервые. Дирижер-постановщик — Эван Роджистер, главный дирижер Вашингтонской Национальной оперы и оркестра Центра исполнительских искусств им.
Этот маэстро уже работал с Большим театром: дирижировал премьерой оперы "Богема" Джакомо Пуччини в 2018 году. Сценография и костюмы — художника Тима Йипа, крупного специалиста в области современного искусства и кино, имеющий ряд престижных наград за работу над фильмами.
Генеральная репетиция оперы Вагнера "Лоэнгрин" прошла в Большом театре
Снижение оригинала дает режиссеру возможность выразить себя, вставляя гэги поперек либретто и музыки, причем часть публики именно это и забавляет. Энергичный и собранный, не нуждающийся в лишних жестах Латам-Кёниг точно собирает спектакль в целое: оркестр может звучать то прозрачно, то громоподобно, но певцы всегда находятся с ним в балансе. Умело выстроенные камерные сцены сменяются развитыми хорами и грандиозными сценами ритуалов, в которых мощная духовая «банда» потрясает трубными звуками весь театр. Пётр Поспелов, 6 марта 2008 Режиссер просто вывернул вагнеровский миф наизнанку. Лоэнгрин действительно приходит из другого мира, но это мир антиутопии. И противостояние его с Ортрудой и Тельрамундом — отнюдь не схватка добра со злом, а просто борьба за власть. Только и всего. А как же музыка? Ведь в ней, казалось бы, очень ясно прописано, где добро, а где зло. Но режиссер недаром о чем говорили на пресс-конференции знает наизусть каждый такт партитуры. Он умеет сделать музыку своей союзницей.
И «тема Грааля» в спектакле соотносится, скорее, с тем рыцарем, что является Эльзе в грезах. А этот мистер Лоэнгрин ее просто легко присваивает. Не случайно, кстати, в момент его появления у Эльзы завязаны глаза.
Лоэнгрином наших дней — Фогтом — для меня загадка. Видимо, у Фогта судьба такая. И у слушателей, ставших жертвами столь безобразного кастинга, — тоже. Но был в этом загадочном мезальянсе один важный и весьма ценный момент. Камила Нилунд, вокально едва-едва справившаяся с главной женской партией этой оперы, очевидно, как актриса обладает невероятным художественным чутьём. Именно в её исполнении притязания Эльзы на сокровенное знание о Посланце Грааля не выглядят ни самодурной манипуляцией, ни капризной недалёкостью. Она трезво, заботливо, любовно, терпеливо объясняет своему спасителю, почему и зачем ей нужно знать его имя и родословную.
Интересно, что в тексте либретто это всё есть, но традиция прочтения образа Эльзы как экзальтированной идиотки настолько вымарала здравый смысл её требования, что его реинкарнация кажется чуть ли не откровением! Строго говоря, центральная идея «Лоэнгрина», проявляющаяся на фоне этого противостояния слепой веры здравому смыслу, заключается, на мой взгляд, в восприятии Любви как Религии, Любви — как Веры. Ведь недаром Эльза приглашает «разжалованную» Ортруд в мир безграничного счастья безусловного доверия! Сама эта идея придания любви статуса религиозного служения, возвышения весьма банального, хоть и сильно приятного человеческого чувства до Божественной Веры — одно из до сих пор недооцененных вагнеровских откровений.
Мечется и не находит выхода из своей фантазии она и на видео, превращается в кинофантом самой себя и плодит еще одного призрака своей фантазии. Себя, живущей для нас, зрителей, в мире цветном, а в своем сознании — только в черно-белом, рядом со смонтированным памятью Готфридом. Каковы же роли в таком видении у остальных персонажей вагнеровской оперы? Ортруда Нина Штемме и Фридрих фон Тельрамунд в этой постановке — то ли владельцы больницы для душевнобольных, то ли лечащие врачи. Ортруда появляется во врачебном халате и дает указания медсестрам. Судя по мизансценам с Тельрамундом, он сам мучим душевными муками неизвестного происхождения возможно, согласно этой концепции, тоже страдает от посттравматического синдрома и уже почти готов к тому, чтобы умереть, что и должно произойти по сюжету позднее, — и убивает его не Лоэнгрин который, несмотря на выдающееся исполнение Петра Бечалы, здесь просто призрак , а его же собственный внутренний слом, подкосивший его невозвратно так же, как и всех остальных.
В этом датском королевстве что-то давно и надолго прогнило, и, по сути, надежды на излечение нет. Есть здесь и свойственное болезненному сознанию разделение всего мира на фрагменты: сцена в решении Ольги Павлюк и художника по свету Франка Эвина делится иногда по вертикали на три пространства слева, справа и по центру , а иногда режется и дальше, делясь еще на два по горизонтали — видео на трех экранах вверху и не связанное с ним действие в двух или трех пространствах внизу, и таким образом видео певцов на трех больших экранах сверху делят сцену уже даже не на три, а на пять или шесть фрагментов. Соединяются эти обрывки только тогда, когда мы можем погрузиться в те черно-белые видео с Готфридом-солдатом и мечущейся по пустой полуразрушенной комнате Эльзой, которые становятся смысловой доминантой этого спектакля. Сцена становится метафорой нашего сознания и поделенного на куски мира вокруг. Так, в одной из сцен, где Лоэнгрин долго рассказывает о своей истории, которую скрывал раньше, он окружен солистами хора — израненными солдатами, выздоравливающими в этом военном госпитале. Лоэнгрин в трактовке Серебренникова оказывается самым большим злом, порожденным нашим сознанием — тем, чего нет. Лоэнгрин, чье имя неизвестно, это мечта об однозначности, о силе, свете, ясности, о мире, где «потолок белый, сапоги черные, сахар сладкий», как хотелось бы Лебедеву в чеховском «Иванове», в котором кто-то сверху может прийти и всех спасти. Именно такая мечта о прекрасном и понятном мире на фоне все больше заталкиваемого в себя сумасшествия и травмы отвергается и подвергается публичной порке Кириллом Серебренниковым.
В спектакле Парижской оперы собрался едва ли не эталонный состав для исполнения этого материала, и, даже если вам не близка физиологически-антивоенная природа предложенного сценического прочтения о том, чем заканчивается спектакль, я говорить не буду: финал многогранен и ужасен , уже только из-за фантастического звучания, которое не всегда и в Вене-то услышишь, обязательно стоит посетить представление нового «Лоэнгрина» в Париже [6]. Известно, что Рихарду Вагнеру в Париже не везло: здесь он влачил нищенское существование, переписывая ноты, зарабатывая критическими разборами и пасквилями и пытаясь писать даже романсы, чтобы прокормиться. Здесь жил и процветал его заклятый друг Мейербер, здесь провалился его «Тангейзер», и сегодня здесь же его «Лоэнгрин» напомним, любимая опера А. Гитлера, который мнил себя серебряным рыцарем — спасителем Германии представлена не только как антивоенный, но и как анти-вагнеровский манифест. Примечания: 1 Кирилл Серебренников покинул Россию весной 2022 года после того, как из средств российского предпринимателя Романа Абрамовича был уплачен штраф по приговору суда в размере 129 млн рублей и с режиссёра была снята судимость. В начале 2023 года в планах Большого театра было возвращение в репертуар балета И. Демуцкого «Герой нашего времени» на либретто К. Серебренникова 2015. Несмотря на то, что официальных претензий у правоохранительных органов РФ к режиссёру нет, аллергическая реакция части публики и критики на свойственный режиссёру стиль скандального натурализма воспринимается многими наблюдателями в политическом контексте, хотя подобные оценки не имеют под собой серьёзных оснований. В 2022 немецкий профильный журнал Opernwelt назвал К. Серебренникова «Режиссёром года» в области музыкального театра за постановки опер «Нос» в Баварской опере и «Вольный стрелок» в Амстердаме. Магистральным смыслом нового прочтения вагнеровского «Парсифаля», создававшегося в течение двух лет с 2019 по 2021, стала идея анти-догмы, стремление уйти от идеологических штампов и показать мир религиозных фанатиков как тюремное сообщество заключённых. В спектакле также использована сложная система двойников и неожиданных акцентов, не принятых большинством публики и критики, но об этом — в отдельной рецензии на спектакль.