Основатель Московской биеннале современного искусства, советский и российский искусствовед, художественный критик Иосиф Бакштейн умер на 79-м году жизни в Лондоне. Искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ушел из жизни в лондонском госпитале, сообщили в пресс-службе Института проблематики современного искусства. Президент Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн скончался на 79-м году жизни после продолжительной болезни, сообщает Telegram-канал «Московская биеннале современного искусства».
Иосиф Бакштейн
Фото: rah. С детства дружил с Владимиром Паперным, Александром Меламидом и Виталием Комаром — которые потом станут новаторами художественной сцены, создателями соцарта. Но пошел на физфак, в Московский институт электронного машиностроения. Потом работал инженером в научных институтах — больше 20 лет. Как же технарь переродился в высококультурную единицу? Это случилось в 1980-х. Бакштейн поступил в аспирантуру Института социологии РАН, где писал кандидатскую по философии, и начал организовывать выставки молодого независимого искусства. Объединение собрало вокруг себя всех, кто сегодня вписал в историю современного искусства, а основным двигателем его был деятельный Бакштейн.
Оказалось, КЛАВА одновременно была и пародией на творческие профсоюзы советских времен, и дерзким художественным проектом. Бакштейн переносил выставки из квартир и мастерских на улицы, в бани, тюрьмы, зоопарки — и они неизбежно становились громкими публичными событиями. Сегодня чаще всего вспоминают проекты Бакштейна в Сандуновских банях и Бутырской тюрьме, но это лишь пара ярких страниц в серии акционистского марша, который перевернул ситуацию в искусстве перестроечного времени. А Бакштейн выводил их из подполья и показывал миру. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма» в Бостоне. А в 1992 году основал Институт проблем современного искусства в Москве — с собственной образовательной программой, полярной академической. Институт уже вырастил поколение теоретиков, кураторов и художников.
Студенты приходили туда часто с уже имеющимся классическим образованием — за другим видением, современным, живым, осмысленным. Спустя больше 10 лет родилась Московская биеннале современного искусства. Ее практик Бакштейн придумал вместе с теоретиком Виктором Мизиано — биеннале стала явлением 2000-х годов. Первый и второй арт-смотры накрыли чуть ли не все столичные площадки современным искусством, и все они были объединены общей темой, идеей, посланием — такого в России прежде не бывало. Идея была в том, чтобы превратить Россию в одну из главных культурных точек мира. Только представьте: на первой биеннале, которая состоялась в Москве в 2005 году, одновременно показывали одного из важнейших художников нашего времени Кристиана Болтански, икону видео-арта Билла Виолу и легендарного концептуалиста, одно из ближайших друзей Бакштейна — Илью Кабакова. Фото из личного архива Татьяны Шерстюк Иосиф Маркович оставался комиссаром до 2017 года, но чем больше его оставляли силы, тем меньше энергии было в задуманном им грандиозном деле.
Вот каким Иосифа Бакштейна запомнила Татьяна Шерстюк — его ученица, художник-концептуалист. Помню первую встречу с ним. Он был в приемной комиссии — серьёзный, внимательный, ироничный.
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Бакштейн, Иосиф Маркович - искусствовед, художественный критик, куратор. Директор Института проблем современного искусства Родился в 1945 году в Москве.
Факультет автоматики и вычислительной техники 1985 — защитил диссертацию в Институте социологии. Almond, S. Bratvov, A. Bule, K. Geers, L. Gorlova, T.
Там я впервые увидел Кабакова, и он мне страшно не понравился. У него был крайне угрюмый и агрессивный вид». Второй раз к Кабакову Бакштейна привел Евгений Шифферс в 1973 году. Подобно хитроумному Улиссу Иосиф Маркович не просто умудрился сдружиться с Ильей Иосифовичем заметим в скобках, что Кабаковы принимали у себя очень избирательно , но и одновременно активно общался с Комаром и Меламидом, которые находились в сложных отношениях с Зевсом отечественного концептуализма. Очевидно, что в то время симпатии Бакштейна были в большей степени на стороне Комара и Меламида: «Они стали первыми художниками, которые начали говорить на современном художественном языке. Можно сказать, что за все последующие десятилетия Бакштейн не особенно изменился. Он всю жизнь был по-юношески любопытен, легко перемещался из одной тусовки в другую, адаптировался, завязывая связи и поддерживая отношения, не терял веры в модные прогрессивные движения и стремление быть в курсе интеллектуальных новинок. Иосиф Бакштейн на Фестивале дилетантской музыки. Фото: Георгий Кизевальтер.
Источник: russianartarchive. Однако Иосиф Маркович любил поговорить о своем еврействе и даже признавался, что всегда с успехом эксплуатировал определенные черты национального характера: «Евреям очень помогало выжить умение понимать интересы другого человека, лучше, чем он понимает их сам. Я тоже всегда умел эксплуатировать эту черту, — улыбался он. Я умею разговаривать, умею говорить то, что хочет услышать собеседник. Я бы не назвал это конформизмом. Если я вижу, что человек меня не понимает, зачем я буду навязывать ему свое мнение, ведь и я, возможно, не прав. Это тоже отчасти еврейская модель мира — все в какой-то степени правы». Как и многие советские евреи, Бакштейн вполне мог эмигрировать за границу и уже там пытаться реализовывать свои амбиции. Впрочем, он этого не сделал, хотя его первая жена Екатерина Компанеец уехала с двумя их детьми сначала в Израиль, а затем в Америку.
Термин образован от обозначения территориальных единиц в Древнем Египте, где по преданию были захоронены части тела расчлененного бога плодородия Осириса в годы расцвета по строгости отбора и снобистской недоступности для посторонних были подобны дзэнской секте или масонской ложе. Впрочем, это не коснулось Иосифа. Его можно увидеть почти на всех фотографиях с акций «КД», он знаком и дружен с большинством концептуалистов. Более того, Бакштейн в качестве имени нарицательного попал в канонический текст — «Словарь терминов московской концептуальной школы» Ad Marginem, 1999. Именно здесь возник термин «Бакштейн-функция»: им описывается универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 1990-х годов. Проще говоря, быть «Бакштейном-функцией» значит идти в ногу со временем. Поразительный для нехудожника взлет карьеры внутри узкого и очень строгого круга адептов концептуализма сам наш герой пояснял так: «Я понимал, что я не художник, скорее комментатор или собеседник. Современное искусство требует комментариев, оно элитарно, непонятно, его надо объяснять, поэтому Философ и Художник — каноническая пара эпохи модернизма. Существовала необходимость интеллектуала, спарринг-партнера, который дополняет художника».
И хотя в составленной верховными жрецами «НОМЫ» Андреем Монастырским и Владимиром Сорокиным «Иерархии аэромонаха Сергия» Бакштейну была прилеплена конспиративная кличка Шнырь полностью текст можно прочитать в каталоге выставки «Каталог» 1990 года , его роль в деятельности московской концептуальной школы значительнее, чем даже у некоторых более «высокопоставленных» сектантов-художников. Бакштейну принадлежит большое число статей из томов «Поездок за город», с 1986 года он был автором-составителем тематических сборников Московского архива нового искусства МАНИ.
В последний мы с Березовским и поступили. Но впоследствии я больше общался с его дочерью, известной сегодня художницей.
После окончания института я познакомился с математиком Владимиром Лефевром. Год спустя мы с ним оказались в Центральном экономико-математическом институте при Академии наук. Там была социологическая лаборатория, где мы проводили исследования. Так я приблизился к гуманитарной проблематике.
Тогда-то в моем окружении начали появляться художники. Одним из тех, кто серьезно повлиял на меня, был Александр Меламид, — с ним мы учились еще в школе. В ней участвовало несколько наших соотечественников, в том числе Олег Кулик и Александр Бренер. Их проект назывался «Подозреваемые».
Семь обычных московских девочек и семь таких же девочек-подростков 15-16 лет, которые кого-то убили. Они были одинаково одеты и визуально ничем не отличались друг от друга. Я предложил сделать слайд-фильм. Шведская аудитория отреагировала на эту работу очень бурно.
То есть, как я понимаю, как я замечаю, основная аудитория — продвинутый средний класс. Они активно интересуются искусством и следят время от времени за тем, что в мире происходит. Вы могли бы с этим согласиться? Поэтому его могут воспринимать люди, которые уже знают контекст.
Есть некие рамки. Все-таки я считаю, что оно рассчитано на определенную аудиторию. Можно все потрогать, покрутить, порисовать.
Скончался известный культуролог Иосиф Бакштейн
Его можно было встретить почти на любом арт-событии. Казалось — зачем? Ему было очень важно само искусство. А еще он «видел» людей.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Бакштейн родился в 1945 году в Москве. В 1968 году окончил Московский институт электронного машиностроения, в 1985 году — аспирантуру Института социологии РАН. С 1991 года работал старшим научным сотрудником в Институте культурологии РАН, в 2003 году возглавил сектор «Современная художественная культура». Начиная с 2001 года, активно включился в деятельность Государственного музейного и выставочного центра «Росизо», став сначала заместителем директора, а затем — художественным руководителем. На рубеже 1980-х — 1990-х годов И. Бакштейн начал вести общественную деятельность, связанную с множеством проектов круга московской концептуальной школы. С самого начала эти проекты, реализованные Иосифом Марковичем, обратили на себя внимание художественной общественности и успешно экспонировались как в России, так и в других странах США, Германия, Австрия.
По версии следствия, Курбонов предоставил средства на подготовку теракта, обеспечил своих сообщников средствами связи, организовал и оплатил телефонные переговоры. Сколько именно денег он передал исполнителям терактов, неизвестно. О задержании таджика Джумахона Корбонова, родившегося в 2003 году в городе Пархор, стало известно 26 апреля. Корбонов был задержан в Москве 11 апреля по обвинению в мелком хулиганстве.
Иосиф Бакштейн о 6 Московской биеннале современного искусства
Искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ушел из жизни в лондонском госпитале. Иосиф Маркович Бакштейн (21 сентября 1945[1], Москва[3] — 12 января 2024[2], Лондон[4]) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. В госпитале Лондона скончался искусствовед и основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. В Лондоне на 79 году жизни умер искусствовед, основатель Московской биеннале и бывший директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн. Умер основатель Московской биеннале и директор столичного Института современного искусства (ИСИ) Иосиф Бакштейн, ему было 78 лет.
Скончался основатель Московской биеннале современного искусства Бакштейн
День рождения Бакштейна, прошедший при поддержке The Symbol Art, отмечали на фоне его персональной выставки «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986—1992», которую можно посмотреть с 17 сентября до 13 декабря.
И Кошут сказал, что хотел бы видеть куратором Иосифа Бакштейна». С 2007 по 2016-й он был ее комиссаром.
Его авторитет позволил привлечь к Московской биеннале лучшие художественные и кураторские силы. При нем биеннале пережила свой взлет, выставки в Москве делали самые звездные мировые кураторы — Жан-Юбер Мартен, Ханс Ульрих Обрист, Петер Вайбель, Барт де Бар и другие — с участием таких же художников-звезд. Его знали везде — от Стокгольма до Бангкока.
Он был куратором российских экспозиций на Manifesta 4 и на 25-й Биеннале в Сан-Паулу. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты».
Один из ребят - Егор Стругов побежал к людям внутри, двое, оставшихся снаружи, вызвали спецслужбы, а после побежали спасать других жильцов дома. Егор вошел в подъезд, нашел дверь горящей квартиры приоткрытой и смело вошел внутрь, ведь людям срочно требовалась помощь. Он увидел, как женщина пытается спасти своих детей, одна из которых — девочка-подросток, находится без сознания и с явными признаками ожогов. Хоккеист помог женщине эвакуировать детей из квартиры на лестничную клетку, а затем передать пострадавшую девочку в руки сотрудников скорой медицинской помощи. Благодаря героизму и оперативным действиям хоккеистов все живы и вовремя спаслись. В Брянске Автор: Подслушано Клинцы, источник фото.
В городе Клинцы на улице Панчука появилась необычная фигура, вызвавшая у местных жителей недоумение и тревогу, передают "Новости Брянска". Она изображает смерть с косой - символ, который обычно ассоциируется с мистикой и ужасом. Эта жуткая экспозиция вызвала настоящий шок среди местных жителей. Проходя мимо фигуры, они испытывали смешанные чувства - от любопытства до тревоги. Некоторые считают, что это просто необычная художественная инсталляция, которая призвана вызывать размышления о смерти и ее роли в жизни. Другие в комментариях шутят, что это был оберег от колядок, которые традиционно ходят перед Рождеством.
В Калуге Автор: Мария Арсенина, источник фото. В селе Корекозево, Перемышльского района появилась своя опасная «достопримечательность». Местные жители опасаются падения водонапорной башни, которая обеспечивает водой весь населенный пункт.
Но Иосиф Маркович не был кабинетным ученым. Он писал о современном искусстве, которое в 1990-е было в процессе становления. И Бакштейн был человеком, который сделал очень много для продвижения российского искусства в мире. Он был куратором, критиком, организатором проектов, которые выглядели невероятными. Среди таких проектов, о которых он вспоминал в своей книге "Статьи и диалоги", были выставки-акции в Сандуновских банях и Бутырской тюрьме, одна из первых зарубежных российских выставок "ИсKunstво" в Западном Берлине… С его именем связано создание и проведение Московской международной биеннале, которая стала одной из важнейших точек притяжения для художников и кураторов мира. Пушкина, знаменитый проект Виталия Комара и Александра Меламида "Сотрудничество с животными" на 48-й Венецианской биеннале в 1999 году, наконец, выставки "Ангелы истории. Термин "эффективный менеджер" последнее время сильно девальвирован. Но в смысле эффективности менеджмента Иосиф Бакштейн был вне конкуренции. И причина была не только в его работоспособности, таланте организатора, но и в том, что он был человеком, которому искусство было интересно. Он был включен в интеллектуальный процесс, в дискуссии, но он и успевал смотреть необыкновенно много: отАрхстояния в Никола-Ленивце до московских галерей и зарубежных биеннале.
Интервью Иосифа Бакштейна «Институт без проблем»
Иосиф Маркович был деятельно причастен ко многим инициативам в сфере современного искусства, входил в попечительские советы и жюри, но, пожалуй, его главным детищем стала проводившаяся с 2005 года Московская международная биеннале современного искусства. Основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн умер на 79-м году жизни в Лондоне. Иосиф Маркович Бакштейн — деятель науки и искусства[1]. Карьера[править]. В 1968 закончил МИЭМ, а в 1985 — аспирантуру Института социологии РАН, к.ф.н.
Умер основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн
Лондон, Великобритания. Palais de Tokyo, Париж, Франция. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Яра Бубнова. В рамках Года России в Болгарии. Национальная Художественная Академия, София, Болгария. Московская ретроспектива.
В рамках программы «Классика современного искусства». Комиссар, куратор и координатор. Йоко Оно. Одиссея таракана. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Филипп Додд.
В рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. Торговый дом ЦУМ. ГМИИ им. The Origin of Species. Art in the Age of Social Darwinism.
Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние Angels of History. Moscow Conceptualism and its influence. Современное видео искусство. On the Way to the Screen.
Художники: A-K. Dolven, G. Gussin, Soo ja Kim, B. Melhus, S. Neshat, J.
Кураторы: Иосиф Бакштейн, Виктор Мизиано. Центр современного искусства Чувашского государственного художественного музея, Чебоксары. Мона Хатум. Центральный дом художника, Москва.
Ранее Бакштейн И. Бакштейн И. Статус регистрации в качестве самозанятого: Учредитель Бакштейн И.
Многие из них и вовсе стали культовыми». Особенно учитывая основанный им в 1992 году Институт современного искусства — первое образовательное учреждение в России, в котором обучали современному искусству и воспитали несколько поколений современных художников». Фото: Игорь Макаревич «Он был везде. Его можно было встретить почти на любом арт-событии.
Главный редактор Оя Е. Адрес редакции: 127055, РФ, г. Москва, ул.
Главный экспонат
В Лондоне на 79 году жизни умер искусствовед, основатель Московской биеннале и бывший директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн. Я до сих пор не могу прийти в себя от новости о смерти Иосифа Марковича. В Лондоне на 79 году жизни умер искусствовед, основатель Московской биеннале и бывший директор Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн. Каждое воскресенье «Региональные новости» рассказывают о самых ярких событиях, произошедших за минувшую неделю в Центральном Федеральном округе. Последние новости о персоне Иосиф Бакштейн новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Корреспондент побеседовал с бессменным комиссаром Биеннале — Иосифом Бакштейном.
Памяти Иосифа Бакштейна
На 79-м году жизни в Лондоне ушел из жизни основатель Московской биеннале современного искусства искусствовед Иосиф Бакштейн. — Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратил первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства, — указано в сообщении в Telegram-канале учреждения. Основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн скончался на 79-м году жизни в Лондоне. Смерть наступила 12 января в одной из лондонских больниц, где Иосифа Марковича Бакштейна лечили от длительного тяжёлого заболевания.
Умер искусствовед Иосиф Бакштейн
Последние дни он провёл в больнице, но врачи уже не были в состоянии победить болезнь», — говорится в телеграм-канале выставки. Иосиф Бакштейн родился 21 сентября 1945 года в Москве.
Накануне смерти его выписали из больницы, куда он попал с инсультом. Прощание с артистом пройдёт 15 января в Малом театре.
Похоронят Соломина на Троекуровском кладбище в столице.
Однако врачи уже не смогли победить болезнь. В соцсетях ИСИ со ссылкой на жену Бакштейна Кэти Диппуэл отмечается, что искусствовед ушел из жизни «тихо и спокойно». Московская биеннале современного искусства — международная выставка.
Умер Юрий Соломин Последние дни жизни художественного критика прошли в больнице Лондона. По данным СМИ, врачи не смогли улучшить его состояние.
Бакштейн был директором Института проблем современного искусства с 1991 года.
Скончался искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн
Бакштейн Иосиф Маркович и опосредованно связанные лица. По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями. По данным коллег, Иосиф Бакштейн умер на 79-м году жизни в результате продолжительной болезни, в силу которой последние дни находился в медицинском учреждении, но врачи оказались бессильны. Иосиф Маркович Бакштейн — одна из ключевых фигур российского современного искусства, в разные годы заведующий Сектором современной художественной культуры Института культурологии РАН, комиссар Московской биеннале современного искусства, автор более 70.