Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). агнатическое и когнатическое родство в римском праве. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.
Общая характеристика римского семейного права
Особенности этого вида родства. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
§ 43. агнатическое и когнатическое родство
которое следует из общности крови. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа.
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
- Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
- Результат поиска
- ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО
- АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование —
- Конспекты юриста
- Семейное состояние. Понятие римской семьи
Общее·количество·просмотров·страницы
- БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ - Студенческий научный форум
- Когнатическое родство
- агнатическое и когнатическое родство в римском праве
- Архив блога
- Римская семья. Виды родства.
- Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшалась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3. Термин familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть отца семейства над женой и детьми по существу мало отличалось от его прав на раба.
Существенное отличие подчиненных домовладыки от права собственности на раба проявилось лишь в момент смерти домовладыки: право собственности на раба переходило к наследнику отцу семейства, в то время как лица бывшие в подчинение домовладыки, переживали capitis deminuto, которая в данном случае означало не умаление права, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.
Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи Исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. В рамках агнатического родства возможные наследники разделялись на 4 условные степени. Первая степень — прямые близкие sui heredes , в числе которых считались все находившиеся под властью домовладыки его кровные родственники и другие близкие, в том числе усыновленные и находившиеся in mancipii; в эту же степень относились и освобожденные дети при условии внесения ими имущественного вклада в общую массу семейного имущества; все наследники этой степени наследовали поколение, т. Вторая степень — близкие родственники agnati proximi , к числу которых относились братья, сестры, мать если она состояла в браке, заключенном в форме cum maim ; все наследники этой степени разделяли достававшееся им наследство поголовно, по равным долям. Третью степень составляли все другие родственники; в более позднем римском праве круг родственников ограничивался 6 — 7 степенями родства до детей троюродных братьев и сестер включительно ; в эту же степень наследников относились и незаконные дети допускаемых степеней родства; наследование шло также поколенно.
Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens. Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой divortium получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа repudium , так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Формы развода: объявление о разводе перед свидетелями в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек ; письменное соглашение; Существовали следующие виды разводов: 1. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым; 2. Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др. Следует отметить, что с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты. Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя — идеей главенства мужа в общесемейных делах. Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа cum manu mariti созданием брака без власти мужа sine manu , совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого.
Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того. Регулирование брачных отношений В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву то есть брак между римскими гражданами , брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Однако историческая наука уделяет этому предмету большое внимание и содержит сведения, свидетельствующие о своеобразии первоначального регулирования брачно-семейных отношений. Способные к... Семья, то есть достигший за смертью отца полноправности свободный мужчина вместе с женой, которую торжественно сочетали с ним священнослужители для совместного пользования водой и огнем путем принесения в жертву хлеба с солью confarreatio , также их сыновья и сыновья сыновей вместе со своими законными женами, их незамужние дочери и дочери их сыновей, равно как все принадлежащее кому-либо из них имущество, - все было одним нераздельным целым, в которое не входили только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то принадлежали к семейству мужа, если же были прижиты вне брака, то не принадлежали ни к какому семейству. Собственный дом и дети являлись для римского гражданина целью и сутью жизни... Римская семья исстари носила в себе условия высшей культуры благодаря тому, что взаимное положение ее членов было основано на нравственных началах. Пока он не приобрел этого права, то есть пока не истек срок давности, женщина, так же как и при позднейших бракосочетаниях... Итак, цивильный брак, то есть брак между римскими гражданами matrimonium , был направлен на установление права собственности мужа над женой. Существовало три формы три основания возникновения такого брака: конфареация per confarreationum , коэмпцио per coemptionum и юзус per usum. Конфареация являлась патрицианской формой заключения брака; длительное время только в таком браке вырастали граждане, способные занимать высшие жреческие места. Обряд заключения брака состоял в принесении жертвы богам перед священниками и свидетелями. Таким образом, брачная связь возникала в результате определенного ритуала; результатом возникновения связи являлось установление права собственности над женщиной. Такой же результат имел место и в случае применения светской формы заключения цивильного брака - коэмпцио. Это была самопродажа женщиной мужчине посредством обряда манципации, то есть в присутствии пяти свидетелей и весовщика и произнесением определенных выражений. Юзус - такая форма установления брачной связи, при которой использовалось правило XII таблиц о приобретательной давности, в соответствии с которым право собственности на движимую вещь возникало у добросовестного владельца по истечении одного года открытого и непрерывного владения: фактическое проживание в доме мужчины женщины, не имеющей другой брачной связи и не торгующей своим телом в течение одного года, порождало законный брак. Посредством таких обрядов, сделок и юридических фикций возникал так называемый брак с властью мужа matrimonium cum manu mariti. Действительно, если у других народов античности идея права мужа последовательно заменялась идеей опеки над женой, затем идеей главенства мужа в брачных и семейных отношениях, то Рим, перейдя эти ступени, выработал идею равенства супругов. Вырабатывается и юридически признается конструкция брака без власти мужа matrimonium sine manu mariti. Но в браке без власти мужа появляются именно семейные отношения... Ибо здесь появляются два самостоятельных субъекта. Раньше всего отмирает юзус. С 23 года даже конфареацио по закону не порождает власть мужа над женой. Конфареацио живет до христианства до IV в. Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака... Взаимные права и обязанности супругов при этом возникали не на основе согласия брачующихся, а как результат определенных юридических фактов религиозной церемонии, сделки купли-продажи, истечения срока приобретательной давности. Но уже в первые века по Рождеству Христову патриархальная семья уступает место семье нового типа, создаваемой браком без власти мужа matrimonium sine manu mariti. Регулирование отношений внутри этой семьи строится не на принципе власти мужа равной власти собственника над вещью , а на принципе равенства прав мужа и жены. Выработка соответствующих данному принципу юридических конструкций и понятий - несомненная заслуга римского права, поскольку многие из них были положены в основу семейно-правовых институтов современных европейских государств. Отличие брака с властью мужа от брака без власти мужа ясно просматривается в различии регулирования личных и имущественных отношений супругов. При браке с властью мужа жена всецело подчинялась мужу: он мог продать ее, сдать в кабалу; имел право наказывать ее, мог лишить жизни; муж был вправе истребовать жену от любого третьего лица отца, других родственников даже против ее воли посредством виндикационного иска, то есть как обыкновенную вещь. То есть право закрепляла такие личные отношения, в которых жена находилась в полной зависимости от мужа. Всевластие мужа распространялось и на имущественные отношения супругов: все, что женщина имела до брака, что она приобрела в браке - все переходило в собственность мужа. Такой брак мог прекращаться только смертью одного из супругов или - в результате одностороннего волеизъявления мужа, о чем свидетельствует древнейший закон табл. Однако в тех же XII таблицах содержится указание на юридическую возможность для женщины вступить в законный брак но при этом не попасть под власть мужа; конструкция, создававшая такую возможность, получила название трехночное отсутствие. В таблице VI, в п. Наличие этого правила свидетельствует о том, что уже в древнейшую эпоху существовали у женщин настроения сохранять свою независимость и свое имущество при вступлении в брак. Но лишь ко II в. Историки связывают это явление с началом всеобщего кризиса в государстве, когда успешное завершение пунических и македонских войн вывело Рим на роль единственной мировой державы. Именно тогда проникновение в быт восточной роскоши, увлечение идеями эллинского космополитизма, начавшееся падение нравов, обесценение хлеба и разорение крестьянства стремительно приближали Италию к запустению. В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой как вещью. Правда, за мужем сохранялось решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение способа воспитания детей. Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах Д. В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви супруги не отнимали путем дарений имущества друг от друга, не соблюдая меры и действуя с легкомысленной расточительностью в отношении себя, 2. Павел и дабы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей. Утратили юридическое значение употреблявшиеся ранее ритуалы и обряды, посредством которых заключался брак. Главное значение при совершении брака приобрело свободное изъявления согласия мужчины и женщины на создание брачного союза.
2.1 Имущественные отношения между супругами
- Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство - ZNZN📗
- Социология
- Агнатическое родство
- Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста
- Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т.
Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т.
Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки.
Понятие агнатического и когнатического родства.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Это - агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamilias, входили: его жена,in manu mariti, то есть подчиненная мужней власти, его дети, in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.
Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, personasui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Поэтому и говорят что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т.
Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familiа.
Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших уже в дошедших до нас памятниках означает только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.
В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patriapotestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris устанавливалась опека сыновей, сыновья же сами становились paterfamilias - носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Однако, свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias - это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной: Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet recteque hoc nomineappellatur, quamvis filium non habet D.
В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona suiiuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности.
Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями. В экстраординарном процессе участвовали адвокаты.
Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины — на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т. Решение по делу чиновник выносил в письменной форме. Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину в отношении сторон по данному процессу. В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию. На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции — praefectus praetorio начальнику императорской гвардии , а на его решения — императору.
Отказ в апелляции с Юстиниана не более двух влек удвоение присужденной суммы. Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчика к выдаче определенной вещи она отбиралась указанными органами принудительно manu militari , если в течение двух месяцев ответчик не передавал ее добровольно. Если присуждалась денежная сумма, судебные исполнители отбирали у ответчика соответствующую сумму или какую-нибудь вещь, которую продавали для удовлетворения претензии истца. Обращение взыскания на все имущество должника имело место лишь в том случае, если заявлены претензии несколькими кредиторами несостоятельного должника, причем он не передавал добровольно имущество для их удовлетворения.
Правило республиканского процесса об окончательном погашении однажды предъявленного иска хотя бы по нему и не состоялось решение в экстраординарном процессе не применялось. Процессуальное представительство в римском праве Первоначально в Римском праве при легисакционном процессе действовал принцип, согласно которому никто не мог искать по закону от чужого имени. В период параллельного действия его с формулярным появилась возможность представительства в суде лиц, имевших обоснованные основания отсутствия в момент слушания дела перед магистратом. Формы представительства: — pro populo — за народ, где представителями выступали магистраты magistrates. Предполагало защиту интересов городских общин, которые были неспособны самостоятельно участвовать в гражданском обороте и защищать свои интересы; — pro libertate — за свободу.
Имело место в случае стремления к восстановлению свободы несвободным, который был уверен, что его неволя установлена противозаконным путем. Самостоятельная подача иска в данном случае исключалась, поскольку римское право признавало правоспособными только свободных людей. Несвободному было предоставлено право обращаться к суду через представителя assertor libertatus; — pro tutela — по опеке от tutor — «опекун» ; — pro captrio представительство за находящихся в плену или отсутствующих по государственным делам — после принятия закона Гостилия около 175 г. С окончательным утверждением формулярного процесса получила свое развитие идея полного представительства. Например, на стадии in iure стороны могли выставить заместителей.
Виды заместителей: — когнитор cognitor , который был формальным представителем и открыто выступал от имени дееспособных лиц. Когнитор назначался заинтересованной стороной dominus litis в стадии in jure обращением к противной стороне: «Назначаю тебе когнитора» tibi cognitorem do. С момента состоявшегося соглашения о его допущении к процессу когнитор считался назначенным, при этом его присутствие при указанной процедуре было необязательным. Когнитор вел дело от своего имени, поэтому претор составлял формулу с перестановкой лиц, в интенции которой было указано имя представляемого, а в кондемнации — имя когнитора. В приговоре в таком случае указывалось имя когнитора и actio iudicati давалась ему или против него если он представлял ответчика.
Представляемый при этом получал от претора иск, аналогичный иску из судебного решения; — прокуратор procurator ad litem допускался в процесс на основании неформального поручения, данного без ведома противной стороны, а также претора или судьи. Достаточно даже было фактического выступления в процессе без поручения. Прокуратор мог действовать и на основании договора поручения, заключенного с представляемым. Прокуратором мог быть специально назначаемый заместитель или управляющий всем имуществом представляемого, а также те, кто сам взял на себя функции прокуратора «по доброй совести». При представительстве за свой счет — procurator in rem suam — прокуратор выступал в процессе аналогично, но в этом случае претор не выдавал представляемому аналогичного иска, как при участии когнитора; — curator или опекун — в отношении лиц с ограниченной дееспособностью.
В качестве заместителей в суде не могли выступать: женщины, солдаты, духовенство и чиновники первых трех классов. Представительство также не допускалось в делах о бесчестии. Доказывание и доказательства в римском праве Доказывание проходило в процессе рассмотрения дела судьей. Бремя доказывания возлагалось на обе стороны следующим образом: истец должен был доказать те факты, на которых он обосновывал свои требования, а ответчик — те, которые лежали в основе его возражения. Actori incumbit probatio, reus excipiendo fit actor — доказывание ложится на истца, ответчик, возражая, становится в положение истца.
Суд сам не собирал фактических данных по делу, а выступал в роли принудительного посредника. Доказыванию подлежал, например: факт наличия обычая ссылающимся на него; право собственности на вещь подлежало доказыванию со стороны истца; добросовестность приобретения или владения вещи. В качестве доказательств рассматривались: свидетельские показания, показания сведущих лиц, осмотр на месте, документальные данные, присяга. При этом не существовало обязанности свидетелей являться в суд для дачи показаний исключение — свидетели формальных юридических сделок , а вместо отсутствующих добровольно представленных свидетелей могли учитываться их письменные показания. Под сведущими лицами понимали людей, по роду деятельности разбирающихся в тех или иных вопросах.
Присяга как отдельный вид доказательства не применялась, но для установления некоторых обстоятельств судья обязывал одну из сторон принести ее кроме этого, все свидетельские показания давались под присягой. В процессе доказывания использовались также письменные доказательства, получившие в то время достаточно широкое распространение, но все еще не считаемые вескими доказательствами. В общих чертах процесс доказывания имел все основные особенности открытого состязательного процесса. В экстраординарном процессе рассмотрение дела судьей изменилось. Оно стало более детальным.
В судах стало превалировать письменное ведение и закрепление основных судебных процедур, т. Составление судейских протоколов представляло новый своеобразный элемент судопроизводственных действий, важный для соблюдения интересов сторон. Изменилось и средство доказывания. Свидетели стали подвергаться некоторому сомнению, даже сложилось, что один свидетель — не свидетель и получили большее распространение письменные доказательства. Если раньше истец доказывал свой иск, а ответчик — свои возражения, то в экстраординарном процессе появилось уже такое понятие, как презумпции.
Презумпции — предположения, высказанные в законе, которые освобождали от доказывания некоторых фактов например, если рождался ребенок в законном браке, то появлялась презумпция отцовства и материнства. При презумпции iuris tantum некоторые факты считались судьей несуществующими, если заинтересованная сторона не докажет обратного, а при презумпции iuris et de iure было невозможным отрицание факта, установленного на основании другого факта. При оценке доказательств судья должен был руководствоваться только официальными нормами, причем ответственность судьи за вынесенное решение увеличивалась. Последнее привело к тому, что судья мог требовать предоставления дополнительных доказательств для оценки всей ситуации дела с целью вынесения неопровержимого решения. Понятие и виды римских исков Иск — обращенное в суде требование истца к ответчику.
Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение. Материально-правовая сторона иска — требование истца к ответчику, а процессуальная — требование к претору. Число исков было ограниченным. Классификация римских исков: 1 по личности ответчика: — вещные actiones in rem — требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца; — личные actiones in personam — требование исполнения обязательства конкретным должником.
Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск; 2 по объему: — иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав возмещения ущерба actiones rei persecutoriae — истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика; — штрафные actiones poenalis , направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф; — смешанные actiones mixtae , осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика; 3 по основанию: — основанные на законе actiones in jus ; — основанные на действиях actiones in factum ; 4 по содержанию: — если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск actio directa , а второй— производный от него actio utilis ; — встречный иск actio contraria — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском; — фиктивный иск actio ficticia — иск, формула которого содержит фикцию, т. Современная классификация: исполнительные, установительные и преобразовательные. Иски о притязаниях, или исполнительные; — ответчик присуждался к реальным действиям например, вернуть долг. Самая распространенная группа исков.
Преюдициальные или установительные — констатируется лишь наличие права у истца. Раб данного господина, сын данного отца и т. Особенность: требование материально-правовое обращалась не к ответчику, а к суду. Иски о разделе, или преобразовательные, — когда возникало совместное имущество, а потом нужно было разделять. Суд должен был установить, какую часть должен получить истец.
Особенность: до суда — одно право, после вынесения решения — два права собственности. Особые средства преторской защиты Претор, обладая верховной властью, имел право принимать действенные меры и без судебного разбирательства: 1 преторская стипуляция stipulationes praetoriae выражалась в обещании претора дать последующий иск по какому-либо делу например, с владельцем дома, грозящего по ветхости постройкам соседа ; при отказе мог ввести во владение или прибегнуть к фикции; 2 ввод во владение missio in possessionem — преобладающий способ исполнения судебного решения, заключавшийся в том, что претор особым приказом вводил победителя судебного процесса во владение имуществом должника; 3 интердикт interdicta — обязательный к исполнению приказ претора совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия. Интердикты предполагали защиту не против собственника вещи, а против третьих лиц, посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. Сторона, получив интердикт, немедленно повиновалась ему, не оспаривала изложенных в нем фактов. Просьба о выдаче интердикта могла исходить от одной из сторон, он мог быть обращен и к жалобщику, и к нарушителю.
Виды интердиктов: — односторонние и двухсторонние; — восстановительные требовали возвращения лицу какой-либо вещи и предъявительные требовали представления какого-либо лица, раба или члена семьи, вещи или документа ; — для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами. Интердикт по защите недвижимости был направлен на то, чтобы обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение чтобы третьи лица не распахивали его участок, не вселялись в его дом и т. Интердикт по защите движимых вещей был направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба, чтобы поднести ношу, и т. В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним; 4 реституция restitutio in integrum — восстановление в первоначальное положение, способ защиты от применения норм права, например при заключении сделки лицом, не достигшим 25 лет, при пропуске срока по уважительным причинам, при ошибке в процессе. Реституция лишала силы факт, приведший юридические отношения к существующему положению, и восстанавливала прежнее состояние этих отношений.
При ее применении против судебного решения оно отменялось, и процесс начинался снова. Реституция применялась в порядке исключения; 5 Публицианов иск actio Publiciana , основанный на фикции. Защита заключалась в условной подмене реального, защищаемого добросовестного владения категорией собственности. Претор вводил фиктивное предположение, что давностный срок как бы истек, и владелец получал бы полноценную правовую защиту от любых посягательств на его вещь. Претор закреплял вещь, ставшую предметом претензии, в имуществе добросовестного приобретателя in bonis , откуда возникавшее новое по своему основанию право стало называться преторской собственностью, или «бонитарным обладанием».
Правовое значение времени. Законные сроки. Исковая давность. Незапамятное время. Погасительная и приобретательная давность Время — определяющий фактор в осуществлении и защите прав.
Оно является основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Особенность — пропуск установленного законом времени считался погашавшим собственно материальное право, а не в ограниченном виде право требования восстановления своего права. Законные сроки — сроки, установленные для отдельных исков: — преторские — 1 год; — эдильские, в связи с недостатком купленной вещи — 6 месяцев; — о наследстве — 5 лет. Приобретательная давность — если известное фактическое положение существует в течение определенного времени, могут наступить вытекающие из него юридические последствия, например приобретение владельцем права собственности. Погасительная давность — право на иск, при котором некоторые субъективные права существуют лишь в рамках обозначенного срока и утрачиваются по его истечении.
Виды погасительной давности: — полная, когда в целом погашалось все требование; — частичная, когда считалось погашенным, например, право требовать штрафные санкции за неисполнение, но сохранялось право требовать исполнения. Погасительной давности не имели иски, вытекающие из наследственного права. Незапамятное время — промежуток времени, в котором живущие в данное время люди не могли установить начало осуществления правомочия. Традиционно незапамятность времен наступала в третьем поколении. Исковая давность означает погашение возможности процессуальной защиты права вследствие того, что в течение известного времени такая защита не была осуществлена заинтересованным лицом.
Действие исковой давности не распространялось на эксцепции так как эксцепцию можно заявить, лишь когда будет предъявлен иск , кроме случаев, когда лицо могло по поводу своего права предъявить и иск, и эксцепцию и пренебрегло правом предъявления иска. Начало течения исковой давности устанавливалось с момента возникновения искового притязания: — при праве собственности и других правах на вещи — с момента нарушения кем-либо господства над вещью; — при обязательствах не делать чего-либо — когда обязанный субъект совершал действие, противоположное принятой обязанности; — при обязательствах что-либо сделать — когда возникла возможность немедленно требовать исполнения обязанности от обязанного. Общий срок исковой давности установлен Юстинианом в 30 лет, для церкви и благотворительных учреждений — 40 лет. Течение давности прерывали: предъявление иска, признание требований обязанным лицом. Перерыв исковой давности приводил к тому, что истекшее время не засчитывалось в срок исковой давности; течение давности начиналось снова.
Течение исковой давности могло быть временно приостановлено. Приостановление исковой давности означало, что ее течение временно приостанавливается по какой-либо причине, например ввиду несовершеннолетия лица либо юридических препятствий для предъявления иска, например до составления описи наследственного имущества. Устранение этих оснований возобновляло течение исковой давности, а истекшее до приостановления время зачитывалось в общий срок давности. Учение о вещи res , классификация вещей Вещи res в римском праве — не только местно ограниченные части материального, телесного внешнего мира, не имеющие в глазах права способности быть субъектом права, но и всякое имущество как имеющее материальную ценность, благо, комплекс юридических прав или требований, также обладающий признанной самостоятельной правовой целостностью. Естественное понятие имущества — все, что фактически имеет для субъекта имущественную цену, правовое понятие — имущество, юридически принадлежащее лицу.
Вещное право абсолютно. Классификация вещей: — телесные res corporales , которые можно осязать земля, человек, золото и т. Недвижимость — земельные участки, недра, посевы, постройки. Все эти строения, связанные с землей или фундаментально прикрепленные к ее поверхности, считались ее составными частями. Действовало правило «сделанное на поверхности следует за поверхностью».
Поэтому отдельная собственность на дом и на землю, на которой находился этот дом, была невозможна; — манципируемые res mancipi — особо ценные вещи и права, требующие для передачи права собственности соблюдения сложной обрядовой процедуры — манципации in jure cessio : земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома, предиальные сервитуты, упряжные и вьючные животные; и неманципируемые res nec mancipi — остальные вещи и имения вне Италии , для передачи права собственности на которые достаточно было простой фактической передачи — традиция; — потребляемые, которые изменяли свою количественную характеристику в процессе пользования вплоть до полного уничтожения без превращения качества вещи, и непотребляемые, которые не изменяли своих основных характеристик в процессе использования; — делимые, не изменяющие своей сути от деления, и неделимые; — вещи, определенные родовыми признаками, — измеряемые мерой, весом вино, песок, деньги и т. Подвид сложных вещей — составные вещи которые не уничтожали качеств простых элементов, в них включенных ; — бесхозяйные res nullius — ничьи вещи , которые на данный момент никому конкретно не принадлежат и принадлежать не могут рыба в море, звери в лесу, вещи военного врага и т. Понятие, элементы и виды владения Владение pasessio — реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Это состояние не могло быть временным, оно представляло собой прочное отношение лица к вещи. Только в этом случае владение получало защиту права.
Элементы владения: 1 субъективный или волевой — воля лица владеть вещью для себя; 2 объективный или материальный — реальное господство над предметом владения, т. Наличие первого элемента внешне не проявлялось, но предполагалось, если присутствовал второй элемент. Владение как право существовало лишь настолько, насколько оно защищено правовыми нормами. В этом смысле различались владение pasessio , в котором фактическое господство связано с намерением владельца осуществлять это господство подобно собственнику, и держание defentio — простое обладание вещью при отсутствии воли или с сознанием высшей власти над вещью другого лица, фактическая ситуация индивидуальной принадлежности вещи, взятая независимо от ее официального признания и защиты. Виды владения: — титульное, которому предшествовало законное основание цивильное владение.
Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности usucapio , либо когда приобретение владения и собственности совпадали; — беститульное — владельческая ситуация, когда у владельца отсутствовало намерение приобрести вещь в собственность. Это владение кредитора вещью, данной в залог; владение лица, которому вещь была дана на хранение на время процесса о собственности по соглашению сторон, с тем чтобы она была выдана победителю процесса; владение наследственного арендатора, когда договор не мог быть прекращен арендодателем до тех пор, пока уплачивается рента; прекарное владение — владение лица, которое владело вещью до первого требования собственника. Данный вид владения иногда именуют посредственным, поскольку перечисленные лица владеют «для других». В вышеперечисленных случаях владение совпадает с держанием, и держателям предоставляется владельческая защита; — преторское. Претор мог до истечения срока давности предоставить владельцу защиту интердиктами.
Такая защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью при наличии обоих элементов владения. Павел выделял виды владения: — законное — при наличии юридического основания; — незаконное — лишенное юридического основания, а также осуществляемое неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца, когда владение отнималось у предшествующего владельца тайно или удерживалось, несмотря на требование возврата прекаристом; — недобросовестное, если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, но вел себя так, как будто вещь ему принадлежала. Для этого случая не действовало приобретение права собственности по давности и предъявлялись более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи; — добросовестное, если он не знал и не должен был знать о неправомерности владения вещью. Способы приобретения и прекращения владения Владение всегда приобреталось первоначально и самостоятельно лицом, желающим владеть вещью. Требование самостоятельности не исключало содействия при этом подвластных и рабов, но право владения возникало лишь у домовладыки.
Способы приобретения владения: 1 завладение — приобретение никому не принадлежащих движимых вещей и диких животных. Завладение представляло собой окончательный захват вещи. Так, дикими зверями можно завладеть не путем ранения, а при окончательной поимке, так как в промежуток времени после ранения может произойти такое, что помешает поймать зверя. Поимка и захват должны быть окончательными, обеспечивающими фактическое господство. В случае возникновения споров о захвате факт захвата доказывается установлением волевого и материального элементов владения; 2 передача владения, традиция.
Приобретение владения первоначально, даже если владение передается одним лицом другому. При приобретении движимых вещей от прежнего владельца с его согласия достаточно, чтобы вещи были перемещены от отчуждателя в дом приобретателя и находились там под охраной. Способы передачи владения: — передача товара осуществлялась путем передачи ключей от помещения, где находится товар. Передача должна была происходить перед складами, чем подчеркивалось наличие товара и свободный доступ к нему. При приобретении владения недвижимостью от предшествующего ее владельца требование материального овладения сводилось к допущению к частичному овладению достаточно вступить лишь на какую-либо часть имения при полноте знаний плана и границ имения; — «передача длинной рукой».
Продавец при отчуждении недвижимости мог просто показать покупателю передаваемый участок с башни, этого было достаточно для передачи владения; — «передача короткой рукой» стала возможна при Юстиниане — передача владения лишь изменением субъективного момента, т. Применялся тогда, когда объективный момент уже имелся у приобретателя. Например, если наниматель покупал вещь у наймодателя; 3 самовольный захват владения. Постороннее лицо насильственно завладевало земельным участком в отсутствие и без ведома владельца. Данным способом владение приобреталось окончательно, если прежний владелец, узнав о самовольном захвате, не оспаривал его либо оспаривал, но безуспешно; 4 приобретение владения через других лиц получило признание лишь в классическую эпоху, когда крупную роль в хозяйствах стали играть вольноотпущенники.
Семейно-правовые отношения в римском праве
Таким образом, женщины и дети не могли быть наследниками имущества и не имели права наследовать у отца. Когнатия: Когнатия была основана на концепции родства через кровь, где дети относились к семье через связь с общим предком. Это означало, что независимо от того был ли настоящий брак или нет, дети все равно считались членами семьи. Дерегуляции брака: Брак в Риме не был регулирован законом, и был в основном соглашением между мужчиной и женщиной. Это означало, что не было ограничений на число браков или возраст развода. Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями.
При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел.
Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной: Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet rec-teque hoc nomine appellatur, quam vis filium non habet D. Агаатическое и когнатическое родство 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть pater familias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И, во всяком случае, юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агиатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии.
Особенности этого вида родства: - возникает только с момента рождения других вариантов нет ; - нельзя утратить при жизни; - нельзя поменять кровные родственники перешедшей дочери — те же ; - характеризуется линиями и степенями. Линии родства: 1. Прямые родственники — объединяет родственников, которые происходят непосредственно друг от друга: дед — отец — сын — внук. Прямые линии бывают нисходящие от предка к потомку и восходящие от потомка к предку. Боковые родственники — объединяет родственников, которые происходят от общего предка, но не непосредственно друг от друга: между братьями и сестрами 3 сына , между дядями и племянниками, двоюродные братья и сестры.
Формальной основой агнатской семьи являлась система юридического подчинения - "отцовская власть" patria potestas , поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Гай, 1. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Когнатское родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять , которое принципиального значения не имело.. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака. В Институциях Юстиниана закреплено, что "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" D.
Семейно-правовые отношения в римском праве
Задаток использовался в качестве подтверждения факта заключения договора arra comfirmatoria. Задаток мог иметь штрафной характер, если договор нарушался лицом, давшим задаток, он оставался у получившего его лица, а если лицом, получившим задаток, то лицо было обязано был вернуть двойную сумму задатка. Н еустойка по римскому праву stipulatio poenae — это обязательство должника уплатить определенную денежную сумму или иную ценность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка являлась д Договор займа в римском праве Договор займа в римском праве mutuum — это реальный договор по которому заимодавец передавал в собственность заемщику денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик принимала на себя обязательство вернуть такую же сумму денег или такие же вещи по истечении срока, указанного в договоре. Договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей. У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи.
Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения.
В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место. Термином familia семья обозначалась совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния.
Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права.
Расторжение брака В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого , воля домохозяина в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов , развод сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина , получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора. Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания. Правовые отношения родителей и детей В римском праве были проработаны юридически отношения родителей и детей. Отношения матери и детей В семье, основанной на агнатическом родстве, женщина вместе со своими детьми находилась в подчинении у домохозяина. Ее отношения с ними считались очень тесными.
Она наследовала своему мужу наравне с детьми, которые брали опеку над ней в качестве ее агнатов. При заключении брака, когда женщина в целом была равноправна с мужем, она не считалась членом семьи своих детей и не была связана с ними юридически. Агнатически она оставалась в семье своего отца. Однако со временем, когда главное место стали занимать кровные связи, при этой форме брака женщина получила ряд прав: например, проживать со своими несовершеннолетними детьми в случае, если она не жила вместе с мужем, наследовать ему вместе с ними, получать алименты и другие. Отношения отца и детей Подчинение детей отцу сначала было почти полным. В процессе разрушения агнатических отношений и заступления на их место когнатических происходило расширение прав детей в семье.
Прекращение власти главы семейства Домохозяин по своему решению имел право предоставить всю полноту прав своим детям. Для этого существовала определенная юридическая процедура. Также выход из подчинения ему происходил при получении детьми установленных видов общественного положения например, звания консула. Законные и побочные дети Сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном согласно правовым нормам, женой мужа не ранее чем через сто восемьдесят дней после его оформления или не позже чем через триста дней после его расторжения признавались законными. Эти дети являлись членами семьи отца и попадали ему в подчинение. Побочными в римском праве считались сыновья и дочери, которые были рождены в браке, заключенном не по римским правовым нормам а, например, по праву других народов , рожденные в конкубинате и внебрачные в союзе, который не признавался законным ни по какому праву.
Они юридически не были связаны с отцом и признавались когнатическими родственниками своей матери. Домохозяин ее семьи решал вопрос, принимать их или нет в качестве ее членов. Со временем юридическое положение побочных детей улучшилось. Например, им было предоставлено право получать алименты от родственников. Узаконение ребенка Существовало несколько способов узаконить побочного ребенка, рожденного в сожительстве: получение им должности декуриона ответственный сборщик налогов , заключение родителями законного брака, специальный указ императора. Опека и попечительство В определенных случаях семья в римском праве использовала институт опеки и попечительства.
По установленным законам не все люди обладали полным объемом прав в древнем Риме. Над этими людьми могла оформляться опека для осуществления опекуном тех или иных правовых актов. Обычно в агнатической семье не все ее члены имели полный объем прав. В таких случаях практиковалось установление опеки над ними ближайшими родственниками. Сначала это было больше правом опекунов, поскольку они делали это обычно для контроля над имуществом подопечного, которое должно было переходить к ним по наследству. Со временем этот институт становился и средством выполнения обязанностей.
Закон постепенно определил требования к опекуну по использованию им имущества подопечного например, предоставление отчета об этом.
В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 4. Общий строй римской семьи 4. Общий строй римской семьи Основные черты семейного строя. Основные черты семейного строя были 1. Понятие иска. Черты, характеризующие иск 1.
Черты, характеризующие иск В гражданском процессуальном законодательстве нет единого определения иска. Среди ученых также нет единого определения, но имеется несколько точек зрения на понятие «иск»:1 с материально-правовой точки зрения иск — само 31. Агнатское и когнатское родство 31. Агнатское и когнатское родство В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей — агнатское и когнатское родство. Под агнатским родством понимали изначальное подчинение власти одного и того же paterfamilias, то есть домовладыки, отца 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи.
Родство и свойство 6. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. В социологическом смысле семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой 40. Свободные и рабы в Римской республике 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две 42.
Кризис Римской республики и реформа Гракхов 42. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию. Неизбежным результатом этого процесса 5. Сущность и характерные черты 5. Сущность и характерные черты С точки зрения социологии, конфликт — это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития обострения 4. Конституционно-правовые отношения: понятия и основные черты 4.
Конституционно-правовые отношения: понятия и основные черты Конституционно-правовые отношения —это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права и порождающие взаимные права и обязанности их участников с целью урегулирования отношений, Источник Агнатическое и когнатическое родство в Риме Семья— сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Все они именуются sui— «свои», тогда как отец семейства — sui juris— «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. Агнатическое родство— родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati). Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.
Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.
Виды родства в римском праве доклад
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство. | 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris. |
Родство в рамках римской семьи | Конспект юриста | Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20. |
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. | Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. |
Результат поиска | Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. |
Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство | ФемидаКлио | Дзен | Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). |
Конспекты юриста
Агнатическое и когнатическое родство. Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками.
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.
Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадле- жавших в первому разряду, а также в случаях, когда ник- то из этих лиц не испросил bonorum possessio в установ- ленный срок. Таким образом, в этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права, до- пускало successio ordinum. Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам. Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, об- нимал кровных родственников умершего по порядку степе- ней до шестой степени включительно из седьмой только sobrino и sobrina nati, т. Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже состоя in patria potestate усыно- вителя ; боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин.
Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследу- ют после матери так же, как и мать после детей. Unde vir et uxor. Четвертый разряд, unde vir et uxor: при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший суп- руг: муж после жены или жена после мужа. Таким обра- зом, преторская bonorum possessio, отдавая предпоч- тение агнатическому родству, впервые признавала, од- нако, основанием наследования также и когнатическое родство.
Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et gra- duum, т. Наследование ab intestato по праву Юстиниана 254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство пе- риода империи продолжало тенденции преторского пра- ва: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование пре- доставляющуюся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери.
Затем были расширены права детей на наследование после родственников с мате- ринской стороны. Все эти наслоения на старые постанов- ления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запуты- вали его. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 543 г. Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве.
По системе Юстиниана к наследованию призы- ваются четыре разряда наследников. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою. Наследники этого разряда делят наследство поровну, од- нако, дети ранее умерших братьев и сестер получают до- лю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in li- neas, одна половина идет восходящим с отцовской сторо- ны, другая - восходящим с материнской стороны. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita.
О насле- довании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторско- го права. При введенной Юстинианом системе это озна- чало, что переживший супруг наследовал только при отсутствии каких бы то ни было, даже самых отдаленных боковых родственников. Наследуя вместе со своими детьми от брака с умер- шим, она получала причитающуюся ей долю в узуфрукте. При отсутствии каких бы то ни было наследников, иму- щество умершего признавалось выморочным.
Выморочное имущество поступало к фиску, а иногда к монастырям, церквам и т. Глава 21 85. Развитие ограничений свободы завещательных распоряжений 256. Понятие необходимого наследования. Свобода завеща- тельных распоряжений может столкнуться с интересами семьи насле-додателя; может придти в противоречие с воззрениями господствующего класса на социально це- лесообразное назначение имуществ после смерти их обладателей.
Отсюда - мысль об ограничении свободы завещаний, практическим выражением которой служит институт необходимого наследования. Признав уже в древнейшее время принцип свободы завещания, римское право в то же время создало и институт необ- ходимого наследования. Ограничения свободы завещательных распоряжений в древнейшем римском праве. Древнейшее ограничение свободы завещательных распо- ряжений заключалось в том, что sui heredes, которые, как уже сказано, и при жизни paterfamilias признава- лись как бы общими с ним собственниками его имущества, должны были быть или назначены наследниками или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя. Наследодатель дол- жен был их aut instituere aut exheredare.
Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Filius familiae должен был быть исключен nominatim: Titius filius meus exheres esto. Остальные - дочери, внуки - могли быть исключены и общей фразой - inter ceteros Гай. Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, пол- ностью или отчасти. Оно было недействительно полностью, если praeteritio, то есть умолчание, касалось filius fami- liae.
Оно было недействительно отчасти, если praeteri- tio была допущена в отношении кого-либо из других sui heredes: обойденный участвовал в наследовании вместе с наследниками, назначенными в завещании, получая свою законную долю pars virilis , если назначенный наслед- ник также принадлежал к числу sui, и половину наследс- тва, если наследником было назначено постороннее лицо. Ограничения по преторскому праву. Преторский эдикт расширил это ограничение; по преторскому праву прямая exheredatio требовалась для всех liberi, в том числе и эманципиро- ванных, причем для всех liberi мужского пола должна бы- ла делаться nominatim, для женщин допускалось exhereda- tio inter ceteros. При несоблюдении этих правил liberi получали bonorum possessio в размере своих законных до- лей. Однако те, которые были эксгередированы при prae- teritio других, оставались эксгередированными.
По законодательству Юстиниана exheredatio, так же, как и insti-tutio heredis, могла быть совершена в любых выражениях, но все нисходящие должны были экс- гередироваться nominatim. Обязательная доля. Соблюдение изложенных правил не давало, однако, га- рантий интересов наследников по закону в смысле по- лучения какой-либо доли в наследстве. Поэтому, в конце республики, когда устои семьи значительно ос- лабли, сделаны были первые шаги в этом направлении. Центумвиральный суд, рассматривавший споры о наследствах, может быть под влиянием греческой практики, стал считать завещания, в которых ближайшие родственники устранялись от наследо- вании, хотя бы и путем формально правильной exhereda- tio, составленными в не совсем здравом уме и, следова- тельно, не имеющими силы.
Такое завещание признавалось нарушающим естественные родственные обязанности и назы- валось inofficiosum. Вследствие этого иски о наследстве petitio hereditatis со стороны обойденных наследни- ков, удовлетворялись, как если бы не было вовсе наслед- ников, назначенных в завещании. Ввиду того, что petitio hereditatis могла быть предъявлена только цивильными наследниками, для эманци- пированных детей устанавливался в период империи другой порядок: им разрешалось жаловаться магистрату extra or- dinem на устранение их от наследования. Со временем, когда центумвиральный суд отпал, а extraordinaria cog- nitio стала нормальной формой гражданского процесса, такая жалоба - querela inofficiosi testamenti стала единственным средством защиты интересов ближайших нас- ледников. Постепенно оно приобрело такие основные чер- ты: querela inofficiosi testamenti могла предъявляться нисходящими и восходящими завещателя, а также его братьями или сестрами, если им была предпочтена persona turpis n.
Эта доля, portio debita могла быть оставлена не только путем наз- начения наследником в ней, но и путем установления ле- гата.
Держа в руках слиток ме- талла, в присутствии пяти свидетелей и libripens, fami- liae emptor произносил формулу mancipatio, приспособ- ленную для данного случая: Familiam pecuniamque tuam endo mandatela tua custo- delaque mea esse aio et quo tu iure testamentum facere possis secundum legem publicam, hoc aere aeneaque libra esto mihi empta Гай. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к сви- детелям с просьбой, подобной той, с какой завещатель обращался к народу в народном собрании: "Ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mi- hi perhibitote". Устные распоряжения завещателя составляли nuncupa- tio, присоединявшуюся к mancipatio и получавшую юри- дическую силу благодаря известному правилу законов XII таблиц: cum nexum faci-et mancipiumque uti lin- gua nuncupassit ita ius esto. Эта форма завещания могла быть, разумеется, использована в любое время. Но, как и древнейшие формы завещания, она делала его гласным. Один не- достаток оставался однако общим для обеих разновид- ностей завещания: familiae emptor становился облада- телем всего имущества завещателя, после смерти кото- рого он ставился в положение наследника, heredis lo- co. Правда, исполнение им обязанностей, возложенных на него nuncupatio, санкцио- нировалось не од- 1 Передача имущества посредством mancipatio подвластному сыну была невозможна, ибо сделка paterfamilias с подвластным не имела бы юри- дической силы. Но все же familiae emptor был неизбежным юридическим сре- достением между завещателем и теми, в чью пользу заве- щатель желал сделать распоряжение.
Однако со временем mancipatio и nuncupatio обменя- лись ролями: основным моментом завещания per aes et libram стала nuncupatio, а на mancipatio стали смотреть как на некоторый формальный привесок, в котором famili- ae emptor играл роль простого фигуранта и который, по словам Гая 2. В то же время письменная форма завещания per aes et libram начала все больше вытеснять устную, и во второй половине республики претор объявил в эдикте, что он да- ет bonorum possessio secundum tabulas testamenti тому, кто представит письменное завещание, скрепленное уста- новленным по закону числом печатей. Если, однако, это завещание не сопровождалось mancipatio, то наследство подлежало выдаче цивильному наследнику в случае предъ- явления им иска: bonorum possessio была sine re. Но во II в. Преторское письменное завещание стало равноправным с завещанием per aes et libram. По конституции 439 г. Это и было нормальное частное завещание позднейшего римского права. Наряду с ним про- должало существовать и устное завещание в форме nuncu- patio после мнимой продажи наследства, которой уже не требует, однако, право периода домината: законно и устное завещание, совершенное в присутствии семи свиде- телей. Как для письменного, так и для устного завещания требовалась unitas actus: вся процедура совершения за- вещания должна была протекать без перерывов.
Наряду с о писанными формами частного завещания, в период домината появились публичные формы завещания: testamentum apud acta conditum - завещание, заявленное перед судом, и testamentum principi oblatum - завеща- ние, передававшееся на хранение императору. Помимо общих, существовали и специальные формы заве- щания, усложненные для одних особых случаев и упрощен- ные для других. Так, например, завещания слепых совер- шались не иначе, как с участием нотариуса. Во время эпидемии допускалось отступление от правила unitas ac- tus, в частности, в отношении одновременного присутс- твия всех участвующих в совершении завещания лиц. Заве- щание, которое содержало только распределение имущества между детьми завещателя, не требовало подписей свидете- лей. Наконец, вследствие "крайней неопытности" в делах, было вовсе свободно от форм завещание солдат - testa- mentum militis. Завещательная правоспособность 241. Активная завещательная правоспособность. Активная завещатель- ная правоспособность предполагала, по общему прави- лу, наличие общей правоспособности в области иму- щественных отношений.
Однако servi publici имели право распоряжаться по завещанию половиной своего имущества. Такое же право было призна- но за personae in potestate в отношении их peculium castrense и quasi castrense см. С другой сто- роны, были лишены этого права intestabiles п. В то же время самые фор- мы завещаний comitiis calatis и in procinctu делали их недоступными для всех тех, кто не принимал участия в народных собраниях или не нес воинской службы: для не- совершеннолетних, для женщин и т. Но для женщин было установлено особое правило: женщины, даже sui iuris, были до II в. Во II в. С отпадением опеки над женщина- ми они приобрели полную testamenti factio activa. Пассивная завещательная правоспособность. Пас- сивная завещательная правоспособность также не совпада- ла с общей.
Прежде всего можно было составить завещание в пользу раба своего или чужого. Если раб был назначен наследником в завещании господина, то такое назначение должно бьыо сопровождаться, а позднее предполагалось неразрывно связанным с освобождением раба, который в то же время не имел права не принять наследства. Он явился heres necessarius, необходимым наследником. Если раб был до открытия наследства отчужден госпо- диноом, он принимал наследство по приказу нового собс- твенника, который и становился приобретателем этого наследства. Если раб был к моменту открытия наследства освобожден из рабства, он являлся наследником в собс- твенном смысле слова и был вправе принять наследство или отречься от него. Таким образом пассивная завеща- тельная правоспособность рабов служила прежде всего ин- тересам рабовладельцев: в одних случаях она давала гос- подину необходимого наследника, т. Единственным случа- ем, в котором пассивная завещательная правоспособность служила непосредственно интересам раба, был случай, когда раб был до открытия наследства освобожден из рабства: в этом случае он оставался наследником и был вправе по своему усмотрению принять наследство или от- речься от него. Указанные в п. По плебисциту lex Voconia 169 г.
Это была мера, направленная против расточительности со стороны женщин высших общественных слоев. С отпадением ценза эта мера утратила практи- ческое значение. Существенное значение имело дейс- твовавшее долгое время запрещение назначать наслед- никами incertae personae, т. Однако и цивильное право допус- тило в дальнейшем назначение наследниками всех sui postumi, т. По тем же соображениям не допускалось назначение наследниками тех объедине- ний, которые представляли собою в Риме зачатки юри- дических лиц, за которыми лишь в отдельных случаях была признана testamenti factio passiva. Подназначение наследника 243. Рядом с простой institutio heredis допускалась, невидимому, с древнейших времен substitutio, т. Substitutio pu pillaris и quasi-pupillaris. Кроме такой substitutio vulgaris допускались substitutio pupillaris и qua- si-pupillaris, при помощи которых родители назначали наследника своему малолетнему или безумному нисходя- щему на случай, если он, хотя бы и став наследником, умрет, не достигнув со- вершеннолетия или выздоровления.
Утрата завещанием силы 245. Хотя завещание сохранило на всем протяжении истории Рима значитель- ные черты формализма, однако со времени классических юристов складывается то, что называли залог favor testamenti, то есть тенденция при помощи благоприятного толкования сохранять, насколько то было возможно, силу завещаний. Так, например, если кто-нибудь был назначен наслед- ником под невозможным условием, условие считалось ненаписанным pro non scripto habetur , а назначение наследника безусловным. Однако и завещание, состав- ленное с соблюдением всех требований закона, могло утратить силу до открытия наследства, прежде всего, вследствие отмены его завещателем, которая в древ- нейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву уничтожением tabulae testamenti, срывом с них печатей и т. В период импе- рии сначала было постановлено, что завещание утрачивает силу, если до истечения десяти лет со дня его составле- ния не будет открыто наследство, а затем во изменение этого правила Юстиниан постановил, что по истечении де- сяти лет завещание может быть изменено соответствующим заявлением в присутствии трех свидетелей. В период им- перии допускалось также внесение в завещание изменений путем составления кодициллов и распоряжений о фидеико- миссах см. Глава 20 82. Наследование ab intestato по законам XII таблиц 246. Постановление XII таблиц.
Единственным ограничением, подтверждение которого было в Законах XII таблиц, заключалось в том, что отец не мог продавать подвластного сына более трёх раз, либо он рисковал лишиться отцовской власти. Несмотря на то, что домовладыка обладал правом жизни и смерти, ограничение убить подвластного сына появляется в период империи. В заключении хочется сказать, что, по мнению Черниловского, понимание таких понятий как когнатическое и агнатическое родство необходимо, так как без этого был бы непонятен строй семейных отношений в Риме.
Это приближало римскую семью к её современной модели. Укрепление семьи Конец республиканского периода сопровождается резким падением нравов, к которым относится и распад семьи. Данное явление обусловлено кризисом римского общества.
Брак сделался легко расторжимым, в связи с освобождением от религиозных и моральных признаков прошлой эпохи. Всё это способствует массовым разводам, в результате чего сокращается рождаемость. В этот период в литературе появляется утверждение: «…предельное упрощение порядка развода… содействовало перерождению взглядов на брак, как на постоянный, в принципе — пожизненный союз мужчины и женщины».
Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности. Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи.
Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова.
Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет. Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей.
Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей. Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию.
Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались: мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка; женщины, имевшие трёх детей; вольноотпущенные, имеющие четырёх детей. При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи.
Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования. Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей.
Вместе с тем законным стало сожительство лиц, которым брак запрещался, то есть браки вольноотпущенных с сенаторами. Получил некоторые черты законности конкубинат. Свободное расторжение брака сохранялось, но если брак расторгался без основательных причин, то устанавливались имущественные санкции.
Если в разводе был виновен муж, он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданного. В заключении хочется сказать, что принимавшиеся в поздней республике и ранней империи законодательные меры по укреплению семьи были далеки от того, чтобы существенно повлиять на укрепление семейных устоев.
Личные и имущественные отношения между супругами Взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера предполагали действительный брачный союз. На жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены, что выразилось неравенством партнёров внутри римского права. Личные и имущественные отношения между супругами были различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена после того, как стала чужой своей старой семье, переходила в подчинение власти мужа. Власть мужа в принципе не отличалась от власти отца над своими детьми. Муж при помощи иска, который был подобен виндикации, мог истребовать покинувшую дом жену.
Также он мог продать её в кабалу и наложить на неё любое наказание вплоть до лишения свободны. Жена приравнивалась в области имущественных отношений к рабам и детям, так как была лишена правоспособности в данной области. Всё имущество жены после перехода из старой семьи доставалось мужу.
В прочем, всё нажитое во время брака также переходило во владения мужа.
Внутри линий близость родства определяется степенью. Супруги между собой и каждый из супругов и родственники другого супруга находятся в свойстве. Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1444; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов.
Семейное состояние. Понятие римской семьи
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. | Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. |
Семейно-правовые отношения в римском праве - презентация онлайн | научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. |
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. | Тут найдется полное раскрытие темы -Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима, Загружено: 2014-03-20. |
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство. | Агнатическое и когнатическое родство. |