Анализ современной российской экстремистской преступности позволяет выделить следующие основные причины, порождающие экстремизм и способствующие его росту.
Вы точно человек?
Статьи по профилактике экстремизма | Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». |
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | Как уже отмечалось, причиной экстремизма является экономический кризис, падение жизненного уровня, проблема безработицы в молодёжи. |
Причины возникновения экстремизма и его общественная опасность | деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение. |
Вы точно человек?
Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе. Экстремизм в россии: причины возникновения и распространения. Аннотация: В статье предпринята попытка анализа социаль-ных и политических причин появления и широкого распространения экстремизма в России, охаракте-ризованы экстремистские. Значимой причиной политического экстремизма, по мнению Ю.В. Чуфаровского, является отсутствие в обществе государ-ственной (тоталитарной) идеологии1. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем.
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
Об опасности экстремизма должен знать каждый | политические факторы. |
Экстремизм — Википедия | Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан. |
Опасность экстремизма в современном мире | ы возникновения экстремизма. |
Что такое экстремизм и откуда он берется
Расизм — это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления — штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы от шести месяцев до пожизненного заключения. Как не стать жертвой теракта? Меры безопасности. Посещая места массового скопления людей, многолюдные мероприятия, следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность. Обращайте внимание на оставленные кем-то подозрительные предметы пакет, коробка, чемодан и т. Обнаружив что-либо подобное, не трогайте, не вскрывайте, зафиксируйте время, поставьте в известность администрацию, ограничьте доступ к находке других людей и дождитесь прибытия полиции. Если вы услышали выстрелы, находясь дома, каковы должны быть ваши первые действия: не входите в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стойте у окна, сообщите по телефону о выстрелах в правоохранительные органы.
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы.
Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма. Третье — совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи.
Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных городах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально-культурные заведения. Необходимо также активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой.
Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане. Четвертое — повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи. Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия.
Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками — легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.
На интернет-ресурсах террористических организаций освещается психологический ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов. Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников из числа как исламистов, так и экстремистски настроенной молодежи с целью привлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.
В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремистские и террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет. Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых и новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории.
Так, параллельно с развитием сервисов мобильной связи делаются доступными скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, соответствующие E-mail, MMS и SMS-рассылки и т. Наряду с использованием новейших информационных технологий экстремистскими и террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия. Значительным идеологическим ресурсом экстремистов, террористов и бандподполий является обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях.
Основная категория обучающихся — молодые люди в возрасте 20-25 лет. Для противодействия этим негативным тенденциям органы государственной власти, местного самоуправления с привлечением возможности гражданского общества должны сосредоточить свои усилия на работе по следующим направлениям: — информационно-аналитическое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, объективные публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов, оперативных штабов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т. Подобную работу следует вести наступательно, в том числе отстаивая интересы России в этой области на международном уровне.
Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций группировок экстремистско-националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет, и нередко, в том числе — несовершеннолетние лица 14-18 лет.
Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям. В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.
Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей.
Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.
Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности.
Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности. Согласно ст.
В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители. Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм.
Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо, прежде всего, на интеллектуальном уровне. Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям: 1 принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению; 2 выявление и пресечение экстремизма; 3 международное сотрудничество в области противодействия экстремизму. Главной целью противодействия религиозному экстремизму должны стать не рядовые исполнители, а действительные организаторы и заказчики, которые, как правило, остаются в тени. Необходимо вести профилактическую работу в отношении организаторов экстремистских организаций, идейных вдохновителей.
Важной составляющей борьбы против религиозного экстремизма является также диалог с общественностью. На местах в него следует вовлекать представителей муниципальных администраций, общественных организаций. Запрещение различной литературы под предлогом ее экстремистского характера должно происходить в соответствии с установленными едиными цензурными нормативами, так как при желании под определение «экстремистская литература» можно подогнать очень много чего, включая стихи Пушкина, Лермонтова и сочинения Ленина. Гораздо эффективнее запретов встречное просвещение, которое позволит читателю критически воспринимать написанное.
Но нашим чиновникам это не интересно, поскольку требует умения вести серьезную работу реально, а не имитировать ее. А главное, для борьбы с экстремистской и вообще любой другой идеологией, требуется альтернативная идеология и собственная внутренняя убежденность в ней. К сожалению а может и к счастью у современных государственных пропагандистов нет ни того ни другого. С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство.
Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан , должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия. Древние традиционные религии разработали механизмы самоконтроля, которые у современных вновь созданных религиозных организаций нередко отсутствуют. Но в условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои.
Заключение В Российской Федерации создаются условия для реализации принципов свободы совести и вероисповедания.
Сущность этого явления состоит в систематическом, политически и социально мотивированном и идеологически обоснованном применении насилия. Даже простые угрозы о его использовании для устрашения отдельных лиц являются экстремизмом.
Поскольку таким образом преступники осуществляют контроль и управление поведением людей для достижения экстремистами собственных целей. Профилактика Правовое противодействие экстремизму начинается с самого малого. Прежде всего — профилактика.
Это подготовка и реализация уполномоченными органами целого комплекса мер: социально-экономических, политических, воспитательных, информационных, правовых, организационных, специальных оперативно-розыскных и так далее. Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Эти задачи помимо государства должны выполнять и все представители гражданского общества.
Закон Российской Федерации В соответствующем законе о противодействии экстремистской деятельности прописано, что в РФ запрещено создавать религиозные и общественные организации и объединения, целью или действиями которых является экстремизм. В это понятие входят следующие виды деятельности. Недопустимо: Насильственно изменять конституционный строй и нарушать целостность РФ.
Публично оправдывать терроризм и его деятельность. Возбуждать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
Что является одной из причин возникновения экстремизма?
Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества. Причины возникновения молодежного экстремизма. 1. Обострение социальной напряженности среди молодежи. Во время круглого стола поднимались вопросы, связанные с районами зарождения и распространения экстремизма, причинами его возникновения.
Экстремизм как социальное явление причины его возникновения последствия кратко
Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Внутренние факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма либо способствующие ему причины и условия. Духовные причины экстремизма являются неизменными с момента грехопадения человека, тогда как социальные меняются в зависимости от конкретной исторической эпохи.
Что такое экстремизм и откуда он берется
Таким образом на текущий момент правовое регулирование экстремизма в первую очередь обеспечивается непосредственно положениями УК и КоАП РФ, а вышеозначенный ФЗ регулирует, в первую очередь, общую государственную политику в отношении преступлений, связанных с экстремизмом. Само определение экстремизма, исходя из данного закона, является комплексным. То есть, объединяет в себе большой перечень возможных действий, подходящих под данное определение. Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Символика экстремистской организации - символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Уголовная ответственность за экстремизм Вопросы уголовной ответственности за экстремизм рассматриваются различными статьями Уголовного кодекса РФ, наибольшую известность из которых имеет статья 282 УК РФ. Однако непосредственно текст данной статьи предусматривает ответственность не за экстремизм в целом, а конкретно за возбуждение ненависти, которое, в свою очередь, является частным случаем экстремизма.
Данной статьей предусматривается наказание за публично высказываемые призывы к осуществлению любого из видов экстремистской деятельности. При этом передача таковой информации через коммуникационные сети, в том числе и Интернет, является отягчающим фактором. Максимальное наказание по данной статье может составлять 5 лет лишения свободы, а штраф — достигать 300 тыс. Статья 282.
В ходе совещания он обратил внимание на необходимость бороться с любыми проявлениями экстремистской деятельности. Кроме того, он призвал МВД РФ уделить особе внимание обеспечению общественного порядка и пресечению нелегальной миграции. Вместе с этим профильное ведомство должно сосредоточиться на нейтрализации организованной преступности в стране, подчеркнул Путин. Также во время заседания президент заявил о необходимости обновить подходы к миграционной политике.
Особенностью преступлений, совершаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, является надуманное мнение пользователей о том, что высказывание комментариев, призывы к противоправным действиям или размещение экстремистских материалов под псевдонимами позволит им избежать ответственности. Необходимо помнить, что за распространение запрещенных материалов в Интернете несут ответственность как авторы, так и распространители материала. Правоохранительными органами проводится постоянный мониторинг с целью выявления публикаций экстремистского содержания. Однако за особо тяжкие преступления, к каким, в том числе относится экстремизм и терроризм, ответственность несут граждане, достигшие 14 лет.
Здесь имеются как рядовые члены преимущественно молодые люди, поскольку молодежь в силу возрастных особенностей более подвержена манипулированию [3, с. Таким образом, имеются как базовые, так и вариативные причины и условия совершения экстремистских преступлений. Сложность изучения причинного комплекса экстремизма заключается в следующем: сам по себе экстремизм как мировоззренческая установка запрещен быть не может, привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за наличие в деянии конкретных составов преступления, поэтому исследованию обычно подвергаются причины и условия совершения преступлений, что является верхушкой айсберга; лица, совершающие экстремистские преступления, могут быть различны по социальному положению и психологическому профилю, что приводит к классификационным проблемам. Для того, чтобы осуществлять эффективную борьбу с экстремизмом в том числе путем принятия превентивных мер , нужно обращать внимание не только на типичные особенности мотивационной сферы экстремистов, но также и изучать экстремизм в качестве культурного, социального явления. Список литературы 1. Бибик О. Серия: право. Вайле С. Демидова-Петрова Е. Ившин В. Серия: экономика и право. Кича М. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 30 ст. Эдильсултанов И.
Портал правительства Москвы
В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов. И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология — это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности. Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» — идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» — субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах.
Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий. В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и самое главное! Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты[3] и т. При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка и т. Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т. В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков а также и у представителей молодежи , на наш взгляд, в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков. С нашей точки зрения, в группу риска вполне могут попасть прежде всего трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты.
Экстремистская организация Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. По своей сути, экстремистская организация, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов, происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Идеология — это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы. Идеология не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного.
Лучший механизм управления народом — это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало. Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления — плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира. Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду. Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам. Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования.
Экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая: 1 принудительное распространение ее принципов; 2 нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия; 3 попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; 4 апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований; 5 доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму; 6 создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым. Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.
Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей.
Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели.
Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные.
Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют».
Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности.
Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям.
Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность.
Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.
В- седьмых, экстремистские действия навязывают обществу. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни. Механизмы вовлечения в экстремистскую деятельность На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма. Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении. Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента: - контроль организации над поведением; - контроль над их эмоциональной жизнью; - контроль над языком; - контроль над информацией. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру. Ущерб, наносимый от экстремистской деятельности: 1. Отток денежных средств у населения. Промывание мозгов и программирование людей. Разжигание религиозных распрей. Нарушение и ограничение Конституционных прав. Нарушение стабильности социально экономического развития. Повышение процента суицида. Повышение процента психиатрических заболеваний. Разрушение культурно — исторических ценностей. Регресс общества. Вмешательство в общеобразовательную систему. Вмешательство в государственное и местное самоуправление. Распространение наркотических веществ. Погибшие или получившие ранения и увечья в результате экстремистской деятельности. Постоянно увеличивается материальный ущерб от экстремистской деятельности.