Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. – Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности.
Просвещенный государь
- Академические хроники: 300 лет РАН – Telegram
- Рождение академической науки в России
- Российская академия наук празднует 300-летие
- Основана Академия наук
- Российская академия наук отмечает свое 300-летие! — Молодая Гвардия
История в лицах
После смерти Петра императрица Екатерина I завершила его дело по учреждению в Санкт-Петербурге «Академии для вышних наук и художеств». В период президентства Кирилла Григорьевича Разумовского в 1746—1798 , для фактического управления Академией с 1766 года вводилась должность директора. В 1783—1796 гг. В 1991 г. С 20 сентября 2022 г.
За трехвековую историю у Российской академии наук было 26 руководителей, включая президентов и директоров. Среди них были вельможи, дипломаты, литераторы, учёные. Все они старались исполнить завет Петра Великого: «Через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть…». На выставке представлено около 40 изданий, посвящённых жизни и научной деятельности президентов и директоров Академии наук за 300 лет её истории.
Сподвижница Великой Екатерины. Очерки о жизни и деятельности директора Петербургской Академии наук княгини Е.
Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.
Президентом учреждения был назначен лейб-медик Лаврентий Блюментрост, во многом благодаря его энергичной и последовательной деятельности была реализована идея императора о создании первого научного учреждения страны. Чтобы Академия соответствовала зарубежным аналогам, Пётр I пригласил множество иностранных учёных и специалистов. Органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований стала Академическая Конференция.
Ученые пользовались свободой научного творчества и практически неограниченными возможностями публикации научных трудов.
Галлеем , А. Ньютоном , Дж. Флемстидом и др. Считается, что по возвращении домой в беседе с патриархом Московским и всея Руси Адрианом царь впервые проговорил, пусть и в общей форме, своё намерение создать у себя в стране академию или университет Копелевич. Однако образ будущей академии сложился не сразу; высказывались разные суждения о том, какой она должна быть, чтобы приносить пользу государству.
Например, немецкий философ и математик Г. Лейбниц , оказавший влияние на взгляды Петра I о развитии науки и образования в России, предлагал создать в стране учёную коллегию, в задачи которой должно было войти решение судеб высших и низших учебных заведений, руководство наукой, контроль развития книжного дела и некоторые другие вопросы Копелевич. Иначе представлял себе назначение академии один из близких Петру людей — механик А. Он полагал, что это должна быть, прежде всего, Академия художеств, которая занималась бы развитием искусств и ремёсел Копелевич. Но чаще всего царю подавались планы создания академии как учебного учреждения, в котором преподавались бы языки и различные практические дисциплины, вроде морского дела или строительства, либо велась бы целенаправленная подготовка государственных служащих и т. О целесообразности организовать в России сначала академию-университет говорили и за рубежом.
Так, ученик Г. Лейбница, консультировавший Петра I, — Х. Между тем в стране с 1707 г. При нём Канцелярия стала выполнять функции Аптекарского приказа , который занимался не только лекарским делом, но и сбором и хранением редких книг и рукописей, отправкой экспедиций в разные регионы страны для поиска лекарственных трав, приглашением иностранных специалистов Тункина. Возглавив Канцелярию, Арескин развивал её научную составляющую: ввёл строгий отбор иностранных специалистов, приезжавших искать службы в Аптекарской канцелярии, смотрел за книжными и натуралистическими коллекциями царя, которые позднее легли в основание академических Библиотеки и Кунсткамеры 1714 Копелевич. После смерти Арескина в 1718 г.
Блюментрост и Л. Блюментрост возглавил Аптекарскую канцелярию с 1721 Медицинская канцелярия , Л. Блюментрост — Библиотеку и Кунсткамеру и одновременно курировал вопросы науки. В 1718 г. Блюментрост представил Петру I проект академии ныне местонахождение неизвестно , в которой должны были трудиться пять профессоров: астрономии, географии, анатомии, ботаники и естественной истории. Перечисленные учёные занятия полностью соответствовали отделам Кунсткамеры, для которой тогда на берегу Невы возводили специальное здание: в нём предполагались астрономическая обсерватория, анатомический театр, помещения для растительных, животных, минералогических коллекций, для чего привозили научные инструменты, механизмы, натуралии и артифициалии со всего света.
Основание Сохранились лишь отрывочные сведения о том, как готовился документ, известный как «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Считается, что его текст по поручению царя был подготовлен Л. Блюментростом, который основывался как на собственных наработках, так и на материалах других лиц. Предполагается, что Пётр I непосредственно участвовал в составлении той части проекта, которая касалась научной стороны дела, и лично определил источники содержания АН. По результатам этих обсуждений 28 января 8 февраля 1724 г. Сенат издал указ «Об учреждении Академии и о назначении для содержания оной доходов таможенных и лицентных, собираемых с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга» [Полное собрание законов Российской империи ПСЗ.
Собрание 1-е. Санкт-Петербург, 1830. Первоначальный объём финансирования составил 24 тыс. Регламентирующие работу АН документы Проект 1724 г. Проект был издан как приложение к сенатскому указу от 28 января 8 февраля 1724 г. Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники.
С созданием АН в Российской империи появилось государственное учреждение, предназначенное для развития наук и образования в стране. Ради достижения этой цели оно объединило в себе научное и учебные заведения: собственно АН и Академический университет с Академической гимназией. В отличие от европейских научных сообществ, члены АН были на полном содержании государства. Проект академического регламента 1725 г. Блюментрост , а к 27 сентября 8 октября переведён на русский язык и передан в Сенат, однако утверждён не был [Победоносцев. По мнению ряда исследователей, утверждение не состоялось из-за того, что на реализацию проекта требовалось слишком много средств.
Однако в АН его считали действующим и опирались на его положения, многие из которых действительно вошли в академическую практику; например, о том, что АН подчиняется лишь монарху, никто другой не может её «обременять» своими поручениями, судить её членов до тех пор, пока «оная Академия, урузумев дело», сама не решит судьбу виновных, подтверждались также наличие у АН собственной типографии, привилегии издавать и продавать научную литературу, право на бесплатную учёную корреспонденцию и др. Материалы для истории. В нём проговаривалась трёхступенчатая организация АН: из-за малого числа российских студентов приглашались иностранные, чтобы они, прослушав профессорские лекции, завершили бы здесь своё образование и одновременно сами преподавали бы в гимназии и учили бы русский язык. Это должно было продолжаться до тех пор, пока не умножится число достойных учеников Копелевич. Регламент 1747 г. С этого времени Петербургская академия стала именоваться «императорской».
Полное официальное название АН в делопроизводстве и повседневной практике почти не употреблялось, сокращаясь до «Императорской Академии наук». На содержание АН было отпущено вдвое больше средств — 53 тыс. Однако к этому времени возрос и академический штат, поэтому внешне солидная сумма в реальности не обеспечивала нормальной деятельности АН ПСЗ. Структура Система управления Согласно Проекту 1724 г. Блюментроста [7 18 декабря 1725 указ был получен Сенатом и опубликован как утверждённый 21 декабря 1725 1 января 1726 : Российский государственный исторический архив. Роль президента в управлении АН в 18 в.
После смерти императора Петра I Л. Блюментрост убедил императрицу Екатерину I реализовать идею АН и, заняв должность президента, добился для неё обещанного финансирования, что было особенно непросто в условиях общего сокращения бюджетных расходов, начавшегося с осени 1726 г. Должность президента АН в 18 в. Блюментрост до 1733 , барон Г. Разумовский 1746—1798. Согласно Регламенту 1747 г.
В апреле 1765 г. Хотя с тех пор он не участвовал в делах АН, но оставался её номинальным президентом. В этих условиях распоряжением Екатерины II в октябре 1766 г. Первым её занял граф В. Орлов , только что завершивший образование за границей Долгополова Е. В дальнейшем должность директора АН последовательно занимали: А.
Ржевский временно исполнял директорские обязанности в 1771—1773 , С. Домашнев 1775—1782 , княгиня Е. Дашкова 1783—1796 , П. Бакунин из рода Бакуниных 1796—1798; исправляющий должность с 1794, после отъезда Е. Дашковой за границу. В апреле 1798 г.
Бакунина и вообще упразднил должность директора, назначив президентом АН барона А. Николаи вместо давно отошедшего от дел К. Разумовского Долгополова Е. В 1800 г. Согласно Проекту 1724 г.
При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках. И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов. В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль. Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия.
Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого. Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли.
Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях.
Читайте далее:
- Основана Академия наук | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Главная по науке — Бизнес России
- Основана Академия наук
- История в лицах
- Учреждение Академии наук при Петре I
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
Так появился первый президент Академии наук и художеств, который возглавлял ее следующие восемь лет — с 1725 по 1733 г. Академии наук с 1725 по 1803 года: Т. 1-4 1744-1770. Академия наук (Петербург). Конф. Скачать marc21 -запись Поделиться Добавить в мою библиотеку. Российская Академия Наук, Сибирское отделение; Якутский институт языка, литературы и.
Рождение академической науки в России
Но первым русским академиком стал наш знаменитый самородок Михайло Ломоносов. Создание Петербургской академии во многом определило ход исторического развития Российской империи: на протяжении своей почти трехсотлетней истории Российская академия наук объединяла в своих рядах крупнейших специалистов по всем ведущим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук. Без фундаментальных исследований, выполненных учеными в Российской академии наук сегодня невозможно представить ни прошлое отечественной и мировой науки и культуры, ни ее современное состояние, ни перспективы развития. Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля.
Штат Академии наук в 1726 году составлял всего 11 профессоров, и все они были иностранцы. Сегодня Российская Академия Наук объединяет под своим крылом тысячи учёных, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной. Материалы стенда познакомят не только с исторической страницей Академии, но с фактами сегодняшнего состояния главного научного учреждения, с лауреатами Нобелевской премии российской науки, среди которых Жорес Алфёров, основатель нанонауки в РФ, физик Андрей Гейм и его ученик Константин Новоселов за открытие графена - самого тонкого материала в мире. Надеемся, что наша российская наука всегда будет служить в интересах человечества не только нашей страны, но и всей планеты.
Академия приступила к работе уже после смерти Петра, первое научное собрание состоялось 17 сентября 1725 года в количестве 17 академиков.
Несмотря на личное присутствие Екатерины I, «ни у кого не повернулся язык приписать к её деяниям создание корпорации учёных. Академия навеки осталась связанной с именем Петра I». По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Пётр I предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для Академии, университета и гимназий. Перспективные молодые учёные направлялись на учёбу и стажировку в европейские университеты и академии.
Прежде всего, это В.
Виртуальный тур по лаборатории Савай Джай Сингха Новый император Китая Айсиньгёро Иньчжэнь - Юнчжэн четвертый император Китая эпохи Цин с 1722 по 1735 запрещает римско-католическую церковь в Китае и выгоняет всех миссионеров в Макао. Гнев императора вызывает бесцеремонное требование папы Климента XI , который своей буллой Ex illa die осуждает традиционные конфуцианские обряды и требует их запрета в Китае. Имератор отвечает, что «Люди Запада, без сомнения, очень ограниченны. Их замечания неимоверны. Мне еще никогда не приходилось видеть документа, исполненного подобной чепухи. С этого момента людям Запада запрещается совершать свои молитвы в Китае, дабы избежать худших недоразумений. Китайцам запрещено принимать христианство под угрозой смертной казни. Более 300 церквей закрыто.
Все миссионеры высылаются в Кантон и Макао. Оказываюшие сопротивление заключены в тюрьмы, а некоторые даже казнены. Русской миссии и руской православной церкви эти запреты и репрессии не касаются. В этом договоре, подволящем итог более чеми столетних русско-китайских отношений, в пятой статье значится следующее: "… дом, который ныне для российских в Пекине обретается, будет для россиян и впредь приезжающих, оные сами будут жить в сем доме. А что российской посол Ильлирийский граф Савва Владиславич представлял о строении церкви, зделана в сем доме вспоможением вельможей, которые имеют надсмотрение в делах российских. В сем доме будет жить один священник, ныне в Пекине обретающийся, и прибавятся другие три священника, которые прибудут, как решено. Когда прибудут, дастся им корм, как дается сему, который прежде приехал и при той же церкви поставлены будут. Россияном не будет запрещено молитися и почитати своего бога по своему закону. Кроме того, четыре мальчика учеников, и два побольшаго возраста, которые по-русски и по-латыне знают и которых посол российской Ильлирийской граф Савва Владиславич хощет оставить в Пекине для обучения языков, будут жить также в сем доме, и корм дастся им из царского иждивения.
Книга: Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. Т. 3: 1771-1785
Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше. Весь 1725-ый год формировался штат Академии; 7 декабря был издан основополагающий Манифест, а уже 27 декабря прошло первое торжественное заседание вновь назначенных академиков и профессоров. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. этот зимний день (27 декабря 1725 года по старому стилю) в Санкт–Петербурге торжественно открыта Академия наук, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс. Академия была открыта в конце 1725 года, уже после смерти Петра, и начала работать на основе утвержденного им Положения.
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
Но открыта Академия наук и художеств была только в конце 1725 года, уже после смерти Петра, по указу Екатерины, и начала работать на основе утвержденного им положения. Но в 2013 году, после того как Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук были включены в состав РАН, число членов РАН соответственно увеличилось. Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. Ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, Президентская библиотека представляет широкому кругу читателей раритетные и малоизвестные издания об истории и деятельности Российской академии наук.
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
Окончательное и решительное влияние, однако, несомненно, оказало посещение Петром Парижской академии наук. В начале 1721 г. В связи с этой задачей в 1721 г. Блюментростом, братом упомянутого раньше исследователя Олонецкого края. Блюментрост был лейб-медиком Петра, заведовал Кунсткамерой ; очень возможно, что проект Академии был им написан по словесным указаниям самого Петра. При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках. И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов. В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль.
Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого. Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания.
Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
С первых же дней своего существования Академия стала выпускать не только научные и художественные издания, но и литературу для самообразования - первый в России научно-популярный журнал "Ежемесячные сочинения". Долгое время она была чуть ли не единственным центром, где печатали переводные книги древних и современных авторов. В самом конце XIX века был издан первый в стране словарь русского языка - "Словарь Академии российской, произвольным порядком расположенный". Материалом для него послужили литературные произведения XVIII века, летописи и церковные книги; собирали его 47 членов Академии, в том числе Е. Дашкова, Д. Фонвизин, Г. Державин, Я. Княжнин, А. Велика была и научно-исследовательская деятельность Академии. Географические и геологические экспедиции, исторические и естественнонаучные исследования академических ученых впервые позволили дать наиболее полное по тем временам описание России. Из их трудов весь мир узнал о богатейшей флоре и фауне Сибири, Урала, Алтая и Забайкалья. В Петербурге успешно разрабатывались основы теории строения вещества, капиллярных явлений, учения о теплоте, законов сохранения. Возникло новое научное направление - физическая химия; русская академическая наука лидировала в области исследований электричества и магнетизма. Резолюция Петра: "Давать деньги с верхних зачиная". Во все времена Академия славилась выдающимися учеными. Ломоносов в 60-х годах XVIII века осуществил первый международный научный проект - наблюдение и зарисовку прохождения Венеры по диску Солнца.
Историк Марьяна Скуратовская Узнать больше Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки! Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий!
Зарождение традиций
Петербургская Академия наук или «социетет художеств и наук», как было сказано в проекте указа царя имела существенные отличия от западных образцов. Важнейшее из них — Академия создана государством. Оно содержало Академию с момента основания и взяло на себя все заботы о распространении просвещения, науки и культуры. Иной была и структура новой Академии наук, включавшей в себя три разных учреждения: университет для обучения юриспруденции, медицине и философии; гимназию, готовившую учеников для университета, и собственно академию, то есть «собрание учёных и искусных людей». Последнее оказалось самым трудным, так как Пётр требовал привлечения лучших европейских учёных, а те боялись ехать в далёкую северную страну.
Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в необходимости завести и в России академию наук. Этому способствовало также и то обстоятельство, что Парижская академия наук избрала его своим членом. Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. В этот день в доме опального барона П. Шафирова на Петербургской стороне в присутствии членов правительства, двора и духовенства состоялось первое торжественное академическое заседание.
Выступившие на нем академики Я. Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII в. Леонард Эйлер.
Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс состоял из трёх кафедр: красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики. Император считался верховным руководителем Академии, но ей предоставлялось право выбора себе пожизненного или сменявшегося через год или полгода президента. Академия имела также право избрания своих членов. Государственное финансирование отличало Петербургскую Академию наук от подобных учреждений Европы. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография, а позже — гравировальная палата и другие отделения. Имелась собственная библиотека. Здесь начала выходить газета «Санкт-Петербургские ведомости».
Прямой эфир
- Зарождение традиций
- Бернар Вербер. Отец наших отцов
- Академия наук в России в 18 в. Большая российская энциклопедия
- Президентская библиотека — ко Дню российской науки | Информационный портал
Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)
7 (18) декабря 1725 г. последовал императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста», который возглавлял Академию с 1725 по 1733 гг. Академии наук с самого начала создавалась государством и находилась на его содержании. Становление русской науки проходило под немецким влиянием: академия наук в XVIII веке была многонациональной, в ее составе преобладали иностранцы: из 111 членов Академии было 67 немцев, то есть 60 %. Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. В конце 1725 г. в Петербург стали приезжать из Европы ученые, которых Блументрост пригласил для работы Российской Академии. Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
Указ Екатерины I об образовании Академии наук 21 декабря 1725 (1 января 1726) года Указ ея императорского величества самодержцы Всероссийской, из Сената Объявляется во всенародное известие Понеже всем известно есть. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Этот документ не был утвержден в связи с кончиной императора в 1725 году, но продолжал выполнять функции академического устава до принятия в 1747 году "Регламента Академии наук". Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году.