Объединение славянских племен Великоморавская держава была создана в конце VIII века как результат объединения нескольких славянских племен.
Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага
Великая Моравия (Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великоморавская держава была создана в IX веке как результат объединения Северо-Восточной Моравии и Паннонии. Кирилл и Мефодий были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу, где создали независимую от германского епископата славянскую церковь. Крупнейшие ядерные державы, пусть и опосредованно, но уже фактически воюют на ее территории. Великоморавская держава оказала значительное влияние на формирование средневековой Европы и включение славянского этноса в мировую историю. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Ростиславе, который правил с 846 по 870 годы.
Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии
Официальный сайт Православной Церкови Божией Матери Державная. Бойцы группы "Вагнер" взяли под контроль расположенный к западу от северных районов Артёмовска (Бахмута) посёлок Ягодное. Об этом заявил 25 февраля журналистам основатель. Бойцы группы "Вагнер" взяли под контроль расположенный к западу от северных районов Артёмовска (Бахмута) посёлок Ягодное. Об этом заявил 25 февраля журналистам основатель.
Социальные сети
Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии | Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в. |
Великоморавская держава. | При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные. |
Домен припаркован в Timeweb | Velká Morava) (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1264 дня] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. |
Возвращение русинского этнического очага, или Теория «создания» малых наций | Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. |
История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
Сторонники другой точки зрения относили исходный рубеж феодализма у моравских, словацких и паннонских славян еще к началу IX в. Не отрицая того, что борьба с германской агрессией способствовала процессу политического объединения западных славян, они вместе с тем не соглашались с тезисом о внутренней слабости Моравской державы, указывая на ее зрелую европейскую политику, на большую роль христианства в ее внутренней жизни и т. Среди приверженцев этой точки зрения с самого начала дискуссии видную роль играли чехословацкие археологи, в частности Й. Поулик, Я. Декан и академики Я.
Бём и Я. Айзнер хотя их мнения далеко не во всем совпадали 4. Но первоначально они располагали сравнительно небольшим и малоубедительным материалом, 1 J. Slovane na Morave a rise Velkomoravska.
Risa Velkomoravska. Slovenske dejiny, II. Pokus o periodisaci dejin Ceskych zemi v obdobi feudalismu, I. Dejiny venkovskeho lidu v cechach v dobe predhusitske.
Внимание марксистской историографии к социально-экономическому строю и историческим судьбам Великой Моравии, освещение которых, в частности, позволяет объективно обрисовать некоторые ранние этапы агрессивного германского курса "Drang nach Osten", вызвало отклике буржуазной науке. Исходя из столь же старого, сколь и несостоятельного тезиса о неспособности славян к самостоятельной государственной жизни, немецкий историк Г. Прейдель сделал попытку изобразить Великую Моравию не в качестве славянского государства, а в виде своеобразного наследия, пережитка или порождения Аварского каганата, от которого моравские славяне получили якобы свою знать и политический строй5. Появилась, таким образом, еще одна "теория" военно-миграционистского толка.
Как беден и однообразен, однако, арсенал буржуазной науки! Дискуссия чехословацких историков о Великой Моравии по своему содержанию и задачам напоминает нам дискуссию советских историков о характере Киевского государства, происходившую в конце 20-х - начале 30-х годов. В распоряжении советских историков имелся, однако, обширный фактический материал - многочисленные и разнообразные известия русских, восточных, византийских и западных авторов, а также археологические данные по экономике и культуре. Чехословацкая историческая наука таким богатством источников не располагала.
Поэтому в качестве первоочередной здесь встала задача получения новых фактических данных о Великоморавской державе, какими могли быть лишь археологические материалы. В связи с этим на территории Чехословакии были проведены в течение последнего десятилетия большие исследования остатков культуры великоморавского времени и смежных столетий. Результатам этих исследований посвящена обширная литература6. Свои последние открытия в данной области чехословацкие археологи продемонстрировали на сессии Международного славянского археологического семинара, состоявшегося в Чехословакии в октябре 1960 года.
Начнем с истории моравских городов. В исторических источниках о них не имеется никаких сведений, за исключением упоминания о княжеской резиденции Велеграде. Оставалось неизвестным, однако, шла ли здесь речь о городе или о замке Велеград, являлось ли это слово собственным именем населенного пункта или на языке того времени оно соответствовало слову "столица". Заслугой чехословацкой археологии является открытие руин великоморавских городов.
Оказалось, что в IX в. Исследование всех этих остатков дает богатый материал для характеристики не только экономики и быта, но и социально-политического строя Великоморавской державы. Еще в конце 40-х годов чехословацким археологом В. Грубым были начаты исследования остатков обширного великоморавского города, находившегося на правом берегу Моравы, на месте современного Старого 5 H.
Die vor-und fruhgeschichtliche Besiedlung Bohmens und Mahrens. Grafelfing bei Munchen. Stare Mesto - velkomoravske pohrebiste "Na valach". Zaklady kostela na staroslovanskem pohrebisti ve Starem Meste "Na valach".
XLVI, 1955, c. Nilez kostela z dobi rise Velkomoravske v trati "Spitalky" ve Starem Meste. Vysledky vyzkumu na velkomoravskem hradisti "Valy" u Mikulcic. Praha, 1959; F.
Die grossmahrische Burgwallstadt Breclav-Pohansko. Угорске Градиште. Там были обнаружены руины фундамент тов двух отстоящих друг от друга на значительном расстоянии каменных церквей IX в. Вокруг церквей располагались обширные кладбища, на которых исследовано в общей сложности свыше 2 тысяч могил; однако эти исследования далеко не охватывали всей площади кладбищ.
Среди погребенных отчетливо выделяется группа явно знатных лиц: в погребении обнаружены меч, шпоры, дорогие пояса, украшения из золота и серебра. Большинство таких погребений расположено около церковных стен или внутри церквей, что еще более подчеркивает особое социальное положение этой группы лиц. Подобные погребения археологи обычно называют "дружинными" то есть погребениями членов княжеской дружины. В России подобные погребения хорошо известны по киевским, черниговским и гнездовскому некрополям X в.
Найденные при раскопках различные изделия, в частности из драгоценных металлов, отличаются не только техническим совершенством, но и выдержанностью форм, как бы "стандартностью". Многие изделия представлены большими однообразными сериями, что свидетельствует о наличии массового ремесленного производства. Позднее В. Грубым был раскопан участок городской территории с остатками нескольких построек, принадлежавших некогда простому городскому люду, в том числе ремесленникам: резчику по кости, кузнецу, ювелиру.
О международной торговле свидетельствуют найденные в богатых могилах остатки дорогих шелковых и шерстяных тканей сложного плетения, возможно, византийского происхождения. Руины двух каменных церквей, обширность древней городской территории, погребения знати с драгоценными украшениями - все это позволило В.
Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь. Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия.
Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть. Достоверно Великоморавские земли выделены тёмно-зелёным.
Вероятно Великоморавские — светло-зелёным. Святополк же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили его, а новым князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев.
Оно имело целью не только установить с Византией союзнические отношения, но и скрепить эти отношения путем переговоров о распространении в Великой Моравии христианства по византийскому образцу. Способствуя распространению в своем государстве христианства, Ростислав укреплял феодальный строй, давал в руки феодалов мощное идеологическое оружие для воздействия на порабощаемое крестьянство, пребывавшее в своей массе в язычестве. Распространение христианства и успех миссии Кирилла и Мефодия являются ярким свидетельством того, что процесс феодализации великоморавского общества к середине IX в. От имени Ростислава посольство заявило в Византии: «Наш народ отверг язычество, но мы не имеем учителей, которые наставили бы нас в истинной вере на нашем языке». Византийские дипломаты охотно согласились с предложением князя Ростислава, видя в нем средство расширения своего политического влияния в Центральной Европе. Особенно заинтересован был в успехе мораво-византийских переговоров константинопольский патриарх.
В это время не произошло еще отделение западной католической христианской церкви от восточной православной , но отношения между римскими [54] папами и константинопольскими патриархами были очень напряженными. В Моравию были направлены миссионеры, братья Кирилл Константин и Мефодий, просветительская деятельность которых сыграла большую роль в истории средневековой культуры славянских народов. К IX веку социально-экономическое развитие славянских народов достигло такого уровня, при котором необходимо должна была появиться письменность. По-видимому, дело обстояло так, что письменность самостоятельно возникла в нескольких центрах славянского мира. Возникшая у славянских народов в силу внутренних потребностей классового общества письменность была первоначально многоалфавитной. В наиболее развитых экономически и культурно областях славяне стали применять для записей буквы латинского и греческого алфавитов.
С именами Кирилла и Мефодия связаны такие важные факты, как упорядочение славянского алфавита и начало письменности на старославянском языке. Создателем славянского алфавита был Кирилл Константин. По единодушному признанию ученых, составление этого алфавита является непревзойденным образцом в истории новых европейских алфавитов. Составитель его был, бесспорно, прекрасным и тонким знатоком фонетического строя старославянского языка. Известно, что Кирилл и Мефодий были уроженцами города Солуни, который в то время был по преимуществу славянским городом. Славянская речь безраздельно господствовала в нем.
Население города говорило на солунском славянском диалекте. Этот знакомый Кириллу и Мефодию с детства диалект и лег в основу их переводов с греческого некоторых богослужебных текстов. Широкая переводческая деятельность братьев началась еще до Моравской миссии. Братья успешно продолжали ее в Моравии и Паннонии. Язык их переводов — старославянский язык — не был языком местного значения. Это не был ни болгарский, ни македонский язык.
Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян. По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках. Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры. Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики.
Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика. Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г. О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии.
Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе. Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима. Кирилл и Мефодий, узнав, что в Италии опасались усиления Германии, отправились в Рим, где им удалось получить папскую буллу, разрешавшую богослужение в Великой Моравии и Паннонии на церковнославянском языке. Раскопки 869 г. Мефодий возвратился в Моравию в сане моравского епископа. Тем временем агрессия немецких феодалов против Великоморавского государства возобновилась.
В 864 г. Людовик Немецкий вторгся в Великую Моравию и принудил Ростислава признать себя немецким вассалом. В 869 г. Людовик снова вторгся в Моравию. Одно войско во главе с сыном короля Карлом направилось против Ростислава, другое войско во главе с Карлома- ном должно было обрушиться на князя Святополка, сидящего в Нитранской области. Оба войска, однако, не добились успеха и вынуждены были вскоре уйти с великоморавской территории.
Великая Моравия вновь стала независимым государством. Не добившись успеха путем открытого насилия, германские феодалы попытались использовать внутренние осложнения, возникшие в Велико- моравском государстве.
Что значит великоморавская держава
Возникло в долине р. Моравы, на терр. Южно Моравской обл. Чехословацкой Социалистич. В период… … Советская историческая энциклопедия Великоморавская держава — Великоморавское государство, Моравское Великоморавское княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 начале 10 вв.
А потом еще одно. И еще. Мы смеялись над Людовиком Немецким, который поставил на трон Моравии оказавшегося непокорным Ростислава. А сам князь совершил точно такую же ошибку. В 867 году, когда начался сценарий Crusader Kings, Ростислав подарил Нитранское княжество своему племяннику Святополку. Как благодарный Святополк отблагодарил своего дядю?
Заключением союза с Франкией. Такую подлянку от любимого родственника Ростислав не ожидал. Он несколько раз неудачно пытался убить Святополка, но тайный советник имел недостаточный навык. Преданный и благодарный Святополк В 870 году Святополк захватил своего дядю в плен и отдал его франкскому королю Карломанну. Тому самому, с которым Ростислав дружил и боролся против Людовика. Карломанн сказал князю: "дружба дружбой, а служба - службой" и Ростислав был заключен в тюрьму, где через несколько месяцев умер. Князем Моравии стал Святополк. Правление Ростислава заложила прочный фундамент для политического развития и независимости Моравии, на который затем опирался будущий князь Святополк. Было построено множество крепостей, и церквей, от которых, в большинстве своем, остались только руины. Также деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии, приглашенных Ростиславом и покровительство князя миссионерству имела огроиное влияние на дальнейшее развитие славянской культуры.
О заслугах Ростислава помнят до сих пор. В 1994 году православная церковь Чехии и Словакии причислила Ростислава за миссионерскую деятельность к лику святых. Икона с князем Ростиславом Деятельность Святополка напоминала искуснейшую катку в Crusader Kings на айронмене. Сначала он отрекся от собственного брата, потом выжил от его убийц, и в итоге, после смерти Ростислава в баварскому плену, Святополк получил восточную Моравию. Западную часть страны король Франкии отдал западным маркграфам, Вильгельму и Энгельшалку. Дальше начался такой расколбас, от которого Джордж Р. Мартин ощутил собственное ничтожество. Такого король вытерпеть не смог и бросил моравского князя в темницу к Мефодию. Однако затем на западе Моравии, которой правили немчужные маркграфы, началось восстание, которое возглавил отпрыск Моймировичей Славомир. Франкский король освободил из плена Святополка, задарил его подарками и наказал в составе франкской армии карать Славомира во имя Империи.
Святополк как по нотам разыграл многоходовчку. Он убедил Славомира признать над собой сюзеренитет, обьединил под своей властью страну и, командуя обьединенными войсками, нанес франкам сокрушительное поражение. После победы моравской армии, по легенде, во дворце короля Франкии случился сильнейший пожар. Так Святополк стал легитимным королем единой Моравии. Посмотрите на своего франка и снова на меня. Да, я на коне Людовик II пожаловался своим корешам из Лотарингии и Западной Франкии, что его обижает какой-то славянин. В 871 и 872 году на земли Моравии было предпринято два похода обьединенных франских сил, однако оба были провалены. В 874 году Святополк понял, что франки могут собрать в разы превосходящую армию, а в Татрах косплеить 300 спартанцев не получится. И в 874 году заключается Форххаймский мир, по которому Святополк таки дает вассальную клятву франкскому королю. Ни в коем случае.
Это дает не только передышку в борьбе с врагом, но и карт-бланш на расширение собственной территории.
Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Симеон I Великий Болгарское государство Ему удалось отвоевать часть земель, населённых славянами, подчинил сербов. Но долгие годы войны истощили страну и разорили население. Армия Симеона побеждает византийцев Болгарское государство С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги , оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии. Василий II Болгаробоец Василий убил ок.
Когда болгарский царь увидел слепых, то он скончался от разрыва сердца. В 1018 году Византия полностью подчинила Болгарию. Ослеплённые болгары. Великоморавская держава В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян — Великоморавская держава. На первых порах оно подчинялось франкам, а после распада империи Карла Великого — Германии. Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов..
Количество букв — по разным источникам от 42 до 48. Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни ныне Салоники и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась. Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык.
Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков. Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным литературным и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев. Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному византийскому обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно—франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД.
Мощи святого Климента После пяти лет результативной работы 863—867 годы Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860—862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос.
Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии. Климент — четвёртый епископ Папа Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни Крым , где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси.
В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь». Kириллица и глаголица Мефодий и Кирилл создали азбуку алфавит , но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно. Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками. Kириллица и глаголица появились приблизительно в одно время, с разницей не более 30—50 лет, и различаются исключительно начертанием.
Великоморавская держава: распад, обзор и последствия
Великоморавская держава | это... Что такое Великоморавская держава? | Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. |
Возникновение великоморавской державы: исторический обзор | Великоморавская держава, Великоморавское государство, Моравское (Великоморавское) княжество, раннефеодальное государство западных славян в 9 — начале 10 вв. |
Великая Моравия — Википедия | Российские подразделения отразили атаки ВСУ на Ореховском направлении и в результате контратак продвинулись вперед у Работино и Вербового, сообщил председатель движения. |
Образование славянских государств | При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные. |
Возникновение славянских государств
ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА. добавлена сегодня в 18:15. «Великая Моравия (или Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.