Новости васильев вечер что за праздник

Содержание новости. По народному календарю 13 января отмечается такой праздник как Васильева коляда или Васильев вечер. Васильев вечер.

Кого побить ветками? Как принято отмечать Вербное воскресенье

Щедрец и канун Васильева дня в старину являлся великим праздником, традиции которого соблюдали практически все. Васильев вечер по народному календарю Васильев день начинался с традиции готовить утром кашу. Поэтому день накануне называют Васильевым вечером. В христианской традиции праздник известен как день Обрезания Господня.

День святого Василия: Приметы и традиции праздника

Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер. Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья как в сочельники , кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т. В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции.

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека. С этими же проблемами связаны магические обряды Васильева вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве. Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок , щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т.

Как канун Нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания. Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года отсюда название - "васильевский" особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу.

Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым. Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", то есть неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток.

К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля. Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем!

Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул. Кесаретский поросенок - ритуальное блюдо, непременная принадлежность ужина в Васильев вечер, накануне Нового года. Свое название это блюдо получило, соответственно, по имени св. Василия Великого, или Кесарийского, день памяти которого приходился на 1 января по ст. В народе св. Василий Великий назывался Кесаретским; особенно этого святого чтили пастуха, так как он считался покровителем свиней.

В этой же связи Васильев день крестьяне называли еще "свиным праздником". Приготовление блюд из свинины, приуроченное к святочному периоду, имеет общеевропейское распространение. Свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляли необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе. Закалывать свиней полагалось 30 декабря по ст.

Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним», — сказали они и повелели прекратить ссоры, чтобы не создавать в церкви раскол, а также установить единый праздник для всех троих. Митрополита Иоанна Мавропода уважали за добродетель, и сила его красноречия позволила убедить верующих в том, что им необходимо примириться. Тогда же и был установлен праздник Собора Вселенских учителей и святителей — 30 января по старому стилю, 12 февраля по новому. Традиции праздника Трёхсвятие или Васильев день Главная традиция, как и в любой церковный праздник, — прийти в церковь или почтить память Вселенских учителей перед иконой дома. У святителей просили помощи в семейном благополучии и достатка, кроме того, каждому из них можно помолиться о своём: например, Иоанну Златоусту — о помощи в учёбе и обретении мудрости, у Василия Великого — об избавлении от искушения, а у Григория Богослова — о вразумлении и возвращении на праведный путь.

В народе же Васильев день ещё называли Волчий сват: считалось, что в этот день у лесных зверей начинается «свадебный сезон» — между самцами идут бои, звери собираются в пары. Поэтому обязательно нужно было поставить на стол блюдо из дичи или дикого зверя, например, кабана. Что можно и нельзя делать 12 февраля на Трёхсвятие или Васильев день Хорошо в Васильев день заняться домашними заботами: провести генеральную уборку, навести порядок в старых вещах — какие-то выбросить, какие-то раздать нуждающимся. Считается, что если освободить дом в этот день от ненужного, весь год пройдёт легко. А если выставить за порог старую обувь, это поможет избавиться от ссор и разногласий. Также Васильев день считался хорошим временем для мужской работы.

Этот праздник отмечает большинство христианского населения нашей планеты. Традиционное славянское блюдо — кутья, и символ праздника — сноп ржи, символизирующий дух опекуна хозяйства и покровителя рода дидух. Его ставят в красном углу, на самом заметном месте. По окончании святочных праздников дидух нужно сжечь, чтобы следующий год был урожайным. Хозяйка начинает варить кашу ещё до рассвета. Это блюдо предсказывает, каким будет следующий год. Когда каша готова, женщина достает горшок из печи. Если крупа наваристая, сытная и в меру солёная — год будет изобильным.

У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни. У западных славян подобные собрания не были регулярными. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству Коляде. Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны». Традиционно Пасха праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной когда совершались приготовления к празднику и следующей за ней Радоницкой недель. Петровское заговенье рус. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником. Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома. Распространён на территории Украины, южной Белоруссии, в западно- и южнорусских областях, частично — в восточных районах Польши и Словакии. Центрально-русским аналогом является овсеньканье, а северно-русским — виноградье. Ходить со звездой славления Христа, сев. Исполнителями обряда могли быть дети, неженатая молодёжь, иногда взрослые мужчины, а также церковный... Считалось, что с Вознесеньева дня начинается полный расцвет весны и переход к лету; с этого дня начинали провожать весну. Последнее же весеннее воскресенье именовалось «проводами весны и встречей русалок». Святочная нечисть святочные духи — нечистая сила, появляющаяся в «переломный» период зимнего солнцестояния. Они начинали ходить на второй день Рождества Коляды , а в день Крещения после вечерни исчезали. По севернорусским представлениям, разгул бесовской рати приходится на вторую неделю Святок. Народные гулянья гулянка — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.

Вербное воскресенье 2024. Как в России празднуют Вход Господень в Иерусалим

Однако православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресенье. В нашей стране именно это дерево является символом пробуждения к новой жизни, потому что первое оживает после зимы. В некоторых других странах также нашли замену пальме: в Италии праздник встречают с веточками оливковых деревьев, во Франции используют самшит, розмарин и лавр. По традиции распустившиеся веточки вербы освящают на вечерней службе накануне праздника. Некоторые хранят их потом весь год, полагая, что они излечивают от болезней, охраняют дом и отгоняют нечистую силу. Поскольку праздник приходится на пост, нельзя есть мясо, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и выпечку. В этот день к постному меню можно добавить рыбу и вино. Накануне праздника, в Лазареву субботу, вместо рыбы можно есть икр Что можно и нельзя делать на Страстной неделе? В это время соблюдается самый строгий пост: можно есть только растительную пищу без масла. Причем в пятницу и субботу церковь требует от верующих полного отказа от пищи.

На Страстной неделе не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, венчания и крещения. Особенное значение имеют последние три дня перед Пасхой. В Страстной четверг церковь вспоминает Тайную вечерю. В этот день принято наводить порядок в доме, поэтому его называют также Чистый четверг.

В Польше вечером тем хозяевам, которые не заперли инвентарь, парни закидывали на крыши домов бороны, плуги, части телег.

Сельские дворы обходили ряженые: «еврей», «дед», «цыган», «аист», «медведь» и другие персонажи. Считалось, что такая девушка может остаться старой девой. Приход ряженых заканчивался угощением в складчину и танцами [13]. Гадания под Новый год были особенно популярны и разнообразны. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу.

Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца [13]. У словаков в Сильвестров день сельские дома обходила «куриная баба» словацк. Его спутник был одет в платье из соломы и кожух, перевязанный перевяслом.

Также очень хорошо, если в этот день будут деньги в доме, что станет предвестником богатства в течение всего года. Запрещено в этот день делать следующее: пересчитывать монеты и мелкие банкноты; заниматься рукоделием; выносить мусор. Гадания на Васильев день Вечер этого дня считается подходящим для гадания из-за их верности.

Очень популярным было гадание о судьбе отдельных членов семьи, здоровье, жизни и смерти, урожае, замужестве. Для гадания использовали всевозможные подручные предметы в виде поленьев, кусочков хлеба и других, где каждый выступал символом конкретного члена семьи. Очень популярны были подблюдные девичьи гадания с исполнением сразу нескольких песен. Подобные гадания имели в основе жеребьевку. В ее рамках полотенцем закрывали блюдо и вытаскивали из него пуговицы, кольца, другую мелочевку, где каждый предмет имел свой смысл с учетом исполняемой в этот момент песни.

День печати связан с исторической датой - началом издания первой российской печатной газеты. Причем в подготовке издания принимал участие и сам Петр Алексеевич. Он отбирал материалы для публикации, проверял качество переводов, вносил правки.

В 1922 году профессиональный праздник работников периодической печати и журналистов был установлен на 5 мая - дату, когда вышла в свет главная советская газета "Правда". Так появился День советской печати. Всего в реестре средств массовой информации РФ, по данным Роскомнадзора на январь 2024 года, зарегистрировано свыше 153 тысяч СМИ. А в народном календаре сегодня Васильева коляда, Васильев вечер.

Трёхсвятие или Васильев день: что за праздник, история, традиции, как отмечать

Сегодня, 13 января, по народному календарю Васильева коляда, Васильев вечер, в народе его еще называют щедрым вечером. Таким образом, Васильев вечер — это древний праздник, богатый в традициях, ритуалах и символике. Васильев вечер (также Васильева коляда, Щедрый вечер, Маланка) 2023 отмечается 13 января. Другие названия праздника — Васильев вечер, Васильева кутья, Меланья Щедруха, Щедрец, Меланка и др. 13 января отмечается праздник Васильева коляда или Васильев вечер. Собрали приметы и запреты на 13 января, когда отмечают Васильев вечер.

Васильев день

13 января 2021 года на Руси отмечали Васильев вечер, или Васильеву коляду. Свое название этот церковный праздник получил благодаря Святому Василию Великому. Вербное воскресенье — один из ключевых христианских праздников, который отмечается за неделю до Пасхи. Народный праздник Васильев вечер отмечается 13 января каждого года (31 декабря по старому стилю – на кануне Нового года). В Щедрый вечер традиционно проводились массовые народные гуляния.

Васильев вечер

Через несколько лет отец Мелании сильно заболел, он позвал дочь и попросил у неё прощения за свои поступки, просил молиться за него. После смерти отца Мелания с супругом продали своё имущество в Италии и переехали в Северную Африку. На деньги от продажи они помогали бедным и больным, также способствовали восстановлению церквей. Позже Мелания вместе с супругом и матерью переезжают в Палестину. Предчувствуя свою смерть, Мелания едет в Вифлеем, где принимает участие в Рождественской службе. Умерла она 31 декабря, произнеся перед кончиной: «Как угодно было Господу, так и сделалось». Традиции и поверья праздника Васильева коляда, Васильев вечер 13 января День Святой Мелании приобрело в народе называние Васильева коляда или Щедрый вечер. В этот день хозяйки готовят разнообразные угощения, от которых ломятся столы. Отсюда и пошла поговорка: «Как на Маланьину свадьбу».

Считалось, что щедрый стол обеспечит хозяевам благополучие и достаток на весь год. Гостей и соседей угощали пирогами и блюдами из свинины. Днём верующие посещали церковь, чтобы помолиться святой Мелании, а вечером организовывали шумные застолья. Перед Старым Новым годом есть традиция устраивать щедрование. Этот ритуал состоит в обходе домов с песнями и получение от хозяев угощений. Для того чтобы будущий урожай фруктов был хорошим, люди ровно в полночь отправлялись в сад и стряхивали с деревьев снег. На Щедрый вечер было принято гадать. Незамужние девушки ворожили на суженого.

Как и в современном мире, в Щедрый вечер принято было колядовать. Но немного по-другому.

Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее борщ , а потом поросенка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Разделение поросёнка на части называлось «кесаретского ломать». Причём жареного поросенка не резали ножом, а ломали руками. Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал.

Этого ребёнка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе». В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году. Как и другая ритуальная пища — кутья, блины, кисель, приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих.

Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если девушке — она выйдет замуж. Празднование новолетия в Москве в 1699 году. В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана Великого. Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене.

Гости спешили отведать борщ с пампушками, холодец, жареных поросят, блины — с припеком и без него, вареники, пироги. Не обходился стол без домашней колбасы и картофеля, приготовленного в мундире, квашеной капусты, солений и варенья. Васильев вечер — это время добрых пожеланий, шуток, колядок и застольных песен, которые назывались щедривками.

Они рассказывали и о быте, и о радостях, и о трудностях крестьянской жизни. Васильев вечер: что нужно сделать в это время Фото: сulture. Отправлялись семьями, взяв с собой престарелых родителей и детей. В церкви молились Василию Великому, прося у него защиты от бед и злых людей. Наши предки считали, что святитель помогает изгнать бесов из разума и тела, обрести душевный покой. Испокон века святитель Василий считается покровителем учащихся. Вернувшись из церкви, семья начинала накрывать на стол. Но прежде в красном углу, то есть на самом видном месте, устанавливали дидух.

Так называли обрядовый сноп, изготовленный из колосьев прошлого урожая. Если в избе стоял дидух, крестьяне знали: они под надежной защитой. Уродится и пшеница, и все остальное. Как только заканчивались святки святые дни , обрядовый сноп полагалось сжечь. Васильев вечер завершался колядками. Гуляли, пели, веселились от души. Чем громче звучали песни, тем больше было надежд, что будущий год станет счастливым. Гадания в Васильев вечер Фото: pixabay.

Люди верили, что все предсказания непременно сбудутся. Гадали на погоду, на будущий урожай, на замужество. Чтобы узнать, выйдет ли девушка за любимого парня, в блюдце наливали воду и опускали две иглы. Если острые концы сходились, мечта о замужестве сбудется. А вот как матери узнавали, будут ли они скоро праздновать свадьбу дочери. Девушке завязывали глаза и начинали водить ее из комнаты в комнату. В какой-то момент мать отпускала руку, и дочь продолжала идти уже сама.

Вечер этого дня назывался щедрым. Хозяйки готовили большое количество еды, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий