Чем это аукнется, особенно когда полностью уйдут педагоги советской и постсоветской закалки? Эксперты Финтолка объяснили, что гонит учителей из школ и что нужно сделать, чтобы молодые педагоги шли работать в гособразование.
«Умираешь на работе за копейки»: почему молодые учителя увольняются из школ Красноярска
Эксперты Финтолка объяснили, что гонит учителей из школ и что нужно сделать, чтобы молодые педагоги шли работать в гособразование. Во-первых, вынужденное нахождение учителя в школе не лучшим образом скажется на качестве его преподавания, во-вторых, «оттрубив» положенный срок, он все равно уйдёт из школы. О том, что ушла из школы не жалею абсолютно. Российские школы страдают от дефицита учителей, и это является серьезной угрозой для будущего образования и общества. Чем это аукнется, особенно когда полностью уйдут педагоги советской и постсоветской закалки? Daily Storm рассказывает истории преподавателей, которые были вынуждены уйти из школы из-за давления начальства.
Почему педагоги бегут из школ?
Издание сообщает, что в школе не реализуются программы по биологии, географии, музыке, информатике, литературе, русскому языку. Школа ищет сотрудников Скандал вышел на федеральный уровень. В пресс-службе ведомства сообщили, что «со следующей рабочей недели образовательный процесс будет вестись в полном объеме» В администрации Екатеринбурга добавили, что в школе работают 70 педагогов. Уволились не 20 учителей, а только 12 человек, четверо из них вышли на пенсию.
При этом за лето и начало сентября принято 12 учителей. Пришли 4 молодых учителя и 5 педагогов-стажистов.
Достойная заработная плата. Количество учеников тоже должно зависеть не от численности микрорайонов вокруг школы! Слежу за чужими детьми, пока свои одни дома — Я живу и работаю в небольшом городке.
Моя зарплата в месяц составляет чистыми на руки 22 000 рублей. Рабочий день ненормированный в рамках трудовой рабочей недели. То есть я могу уйти с работы вовремя, в 16 часов, а могу задержаться на неопределенное время, если что-то произошло между детьми. В каникулы и праздничные дни педагоги приказом направляются в рейды по неблагополучным семьям. В новогодние праздничные дни, когда все отдыхают на законных основаниях, педагоги должны проводить в школе мероприятия для детей из неблагополучных семей, причем свои дети в это время дома без присмотра.
Организация досуга, внеурочной занятости целиком легла на плечи школы. Родители просто самоустраняются от воспитания собственных детей. Педагог несет ответственность за всё, начиная от внеурочной занятости, заканчивая пропусками уроков ребенком без уважительной причины. Уважение к профессии учитель потеряно давно. Всё еще удивляетесь, почему все бегут из школы?
После уроков мне хотелось просто сесть и заплакать от своей никчемности — Уволилась я в 2021 году, не доработав две недели до конца учебного года. Я не продержалась и года в школе. Мне дали нагрузку русского языка и литературы на три 5-х класса. Я пришла устраиваться в школу в сентябре. Мне ничего никто не объяснял, как пользоваться системой, куда идти, что делать.
Многое приходилось допытывать у коллег, которые не особо хотели что-то рассказывать. У меня не было своего класса, не было места, где можно было заполнить журнал или отчеты, что-то распечатать. Была учительская с очень медленными ноутбуками, которые были всегда заняты. В самих классах не было техники. Потом зимой привезли ноутбуки, но на них нельзя было надеяться.
Сегодня они в классе, на следующий день классный руководитель их забрал, и никакой тебе техники. Завучам вечно что-то нужно.
Осторожно, сейчас будет длинная таблица зарплат. Но, будем честны, методика расчетов Росстата вызывает много вопросов. Ведомство складывает зарплаты всех учителей и делит их на число всех специалистов. В статистику попадет и зарплата учителя из какой-нибудь Международной школы, и преподавателя из обычной средней школы. Еще Росстат учитывает все доплаты и компенсации. Крупные гранты хорошо поправят общую статистику, но получат их всего несколько человек. Либо выплаты получат все или почти все, но это будет разовая поддержка.
Молодой учитель вряд ли заработает среднестатистические 50 тысяч рублей, даже если будет работать в две смены. Преподаватели, которых мы опросили, получают в месяц не больше 30 тысяч рублей. Минимальная ставка учителя - 18 часов в неделю. Но чаще они ведут по 25-30 уроков в неделю. Плюс классное руководство и кружки - без них молодой учитель не заработает в месяц и 30-ти тысяч. Мы попросили одного из наших героев прислать расчетный лист по зарплате. В месяц он получает 27 тысяч рублей при ставке 26 часов в неделю. Еще 3 тысячи рублей ему доплачивают за кружок робототехники. Конечно, у молодых учителей еще нет квалификационных категорий и прочих регалий, за которые доплачивают.
Чтобы их получить, нужно проработать в школе много лет, а обеспечивать себя и семью нужно уже сейчас. Дело не только в том, что учителям каждый день приходится заполнять несколько журналов и списков, особенно если он ведет классное руководство. Школа хочет знать о каждом шаге учеников, как будто боится, что с ребенком что-то случится, а спрашивать будут с учителей, завучей и директоров. Еще одна причина, почему учителей просят заполнять бесконечные отчеты, заключается в том, что так чиновники пытаются контролировать уровень знаний школьников и что-то планировать. Правда, получается плохо. Вот что говорят наши герои о том, сколько документов им приходится заполнять почти каждый день. Борис Антонов, преподает в сельской школе: «Учитель берет на себя очень многие обязанности - начиная от сельсовета или исполнительного комитета если это город и заканчивая классным руководством. Он следит не только за успеваемостью детей, но и за тем, сколько у ребенка сестер, братьев. Это все надо прописать, кому-то отчет отправить, чтобы кто-то еще отчет отправил.
Бесконечное количество отчетов. Наша система образования не имеет адекватного мониторинга. Государство — Левиафан. Оно стремится поглотить все, что есть. И выходит очень смешно. Фото: Владимир Васильев Мы пишем отчеты о том, в каких жилищно-бытовых условиях живут люди. И это никак не связано с педагогикой. И мы почти не пишем отчетов о морально-нравственном состоянии детей, о том, что у них есть какие-то проекты, какие-то успехи. Это никому не интересно.
Есть какие-то выдуманные цифры. Приходит на район или город некий пробник, и все его пишут. И все свято верят, что результаты правдивые. Хотя бывает, что дети далеко не так удачно написали, а кто написал — тот списал. И это очень странно». Регина Исхакова, работала учителем в Набережных Челнах: «Поскольку я учитель-предметник, я только в начале года заполняла рабочую программу. И только в конце четверти заполняла отчет. В основном бумажная волокита выпадает на долю классных руководителей». Фото: Салават Камалетдинов Алия Вагизова, учитель русского языка и литературы: «В связи с ковидными ограничениями все стало еще тяжелее.
Каждый день я должна заполнять журнал санитарной обработки, журнал проветривания, журнал посещаемости учеников, бумажный журнал, электронный. Я каждое утро заполняю гугл форму, где по пунктам расписываю: кто заболел, кто просто не пришел. Еще составляю список тех, кто питается. И плюс сдаю это и в бумажном варианте. Каждый день столько работы! А сколько это бумаги? Мне никто не дает денег на бумагу и на краску для принтера».
Она отметила, что «только на основе полученных данных можно предпринимать меры по возможному возвращению в профессию уволившихся учителей». Парламентарий привела данные Министерства просвещения России, согласно которым за последние семь лет число уволившихся педагогических работников выросло на треть: с 142 тыс. Она добавила, что в России работает 1 млн 347 тыс. Анна Скрозникова рассказала, что чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. Депутат уточнила, что хуже всего с увольнениями дела обстоят в Астраханской области, Адыгее, в Ленинградской области, Ингушетии и Карачаево-Черкесии.
«Прощай, школа!» почему в Приамурье увольняются учителя?
Хотя, несмотря на всё, получал неплохие деньги и были серьезные результаты работы как детей, так и мои личные, — говорит он. С такой нагрузкой это стало каторгой. А дети всё видят и чувствуют, не могу обманывать ни себя, ни их» Александр, учитель — Также от моего нежелания работать напрямую страдают знания детей, заниматься вредительством не могу, — продолжает он. За время работы было, кажется, всё, что может выпасть на долю молодого и талантливого педагога. Один ковид чего стоит. Как признается учитель, лично для него, когда всех перевели на удаленку, работать стало даже проще. Отношения с детьми, говорит педагог, обычно складываются хорошие, особенно когда ребятишки становятся более сознательными. Ученики помладше считали Александра злым, потому что он много от них требовал. А старшие уже понимали, что всё справедливо: «как и что сделал — то и получил».
Чаще споры возникали по поводу поведения и межличностного взаимодействия: дети не видят рамок и не понимают, что где можно, а что нельзя, как и с кем разговаривать можно, а с кем — нельзя. Что касается оценок, учитель поставит скорее 3 ученику, нежели 2, потому что из-за двойки сразу столько работы прибавляется, что мама не горюй. И это всё с доброй руки законов и администрации. Целая процедура — чтобы не аттестовать, — уточняет педагог. По его мнению, школа «превратилась в исполнителя прихотей инстанций различного уровня»: департамента образования, полиции, миграционной службы, МЧС, прокуратуры и Росгвардии. И потом спрашивает, кто отчитался, а кто — нет. Из-за всего этого у учителя не остается времени не то что на себя, элементарно поспать и приготовиться к урокам на следующий день. Сам он признается, что одинок.
У него были попытки завести отношения, но он потерпел неудачу.
Там не только «предметники», но и учитель начальной школы, психолог, историк и учитель информатики. На сайте по поиску работы точно так же куча объявлений, — рассказывает мама семиклассницы Наталья. Это всё куплено на средства учителей и выращено ими же. В итоге он все выкинул на помойку. Даже портфолио детей одного из классов родители нашли выброшенными. В школе охране приказал не пускать бывших сотрудников вплоть до увольнения охранников. Разве школа — частная собственность директора? В итоге директор сегодня согласился поговорить с группой родителей.
Восемь человек общались с ним за закрытыми дверями.
Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться. В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Какие причины ухода из школы называют педагоги Может быть, молодые учителя изначально мало ориентированы на профессию? Например, поступают в педагогический, потому что там низкие проходные баллы, и идут в школы, потому что там всегда есть вакансии, а как только у них появляется другой вариант для карьеры, уходят. Анкетирование в рамках исследования отчасти опровергает это предположение. Большинство опрошенных отметили, что поступили в педагогический вуз по своему желанию — они либо хотели работать учителями, либо решили, что педобразование даёт много вариантов трудоустройства, и не только в школе. Однако второй вариант встречается немного чаще во всех изученных регионах, кроме Воронежской области. К тому же нужно учесть, что в этих ответах истина может быть искажена — респондентам было бы неприятно признаваться, что профессию они выбрали случайно.
Впрочем, авторы исследования считают мотивацию молодых педагогов искренней. Это подтверждается совпадением мнений учителей из разных регионов о том, что делает профессию привлекательной. Прежде всего это интерес к работе с детьми и к преподаваемому предмету, возможность реализовать творческий потенциал, а также стабильность работы. В Москве около трети респондентов также назвали в числе привлекательных факторов высокую зарплату, а в Воронежской области и Красноярском крае учителя чаще оценивают свой график как удобный.
Как меня угораздило
- Почему педагоги уходят из профессии: интервью с бывшим учителем
- Светлана Лаврентьева
- В СФ призвали разобраться, почему учителя уходят из школы после 1-3 лет работы
- Правила комментирования
Почему учителя увольняются из школы
С такой нагрузкой это стало каторгой. А дети всё видят и чувствуют, не могу обманывать ни себя, ни их» Александр, учитель — Также от моего нежелания работать напрямую страдают знания детей, заниматься вредительством не могу, — продолжает он. За время работы было, кажется, всё, что может выпасть на долю молодого и талантливого педагога. Один ковид чего стоит. Как признается учитель, лично для него, когда всех перевели на удаленку, работать стало даже проще. Отношения с детьми, говорит педагог, обычно складываются хорошие, особенно когда ребятишки становятся более сознательными. Ученики помладше считали Александра злым, потому что он много от них требовал. А старшие уже понимали, что всё справедливо: «как и что сделал — то и получил». Чаще споры возникали по поводу поведения и межличностного взаимодействия: дети не видят рамок и не понимают, что где можно, а что нельзя, как и с кем разговаривать можно, а с кем — нельзя. Что касается оценок, учитель поставит скорее 3 ученику, нежели 2, потому что из-за двойки сразу столько работы прибавляется, что мама не горюй.
И это всё с доброй руки законов и администрации. Целая процедура — чтобы не аттестовать, — уточняет педагог. По его мнению, школа «превратилась в исполнителя прихотей инстанций различного уровня»: департамента образования, полиции, миграционной службы, МЧС, прокуратуры и Росгвардии. И потом спрашивает, кто отчитался, а кто — нет. Из-за всего этого у учителя не остается времени не то что на себя, элементарно поспать и приготовиться к урокам на следующий день. Сам он признается, что одинок. У него были попытки завести отношения, но он потерпел неудачу. Одна из причин — работа.
Также молодые педагоги часто сталкиваются с тем, что они не умеют объективно оценивать учеников. Непрактичная практика По мнению Казаковой, такая ситуация сложилась и из-за того, что у будущих учителей недостаточно практики в школе. Студенты просто не понимают, где именно и в каких условиях им предстоит работать. Путем простых арифметических расчетов получается, что при четырехлетнем обучении студент должен провести в школе целый год. Напомним, эта классическая пятилетняя программа обучения была принята еще в СССР, однако потом ее сменила европейская двухуровневая система подготовки кадров: четыре года бакалавриата и два — магистратуры. Сейчас в России активно обсуждают, по каким именно направлениям следует перейти на пятилетку, а где можно оставить и прежнюю формулу «четыре плюс два».
По словам Луховицкого, невозможно было увеличить зарплату учителям, при этом не увеличивая финансирование. Победителю конкурса «Учитель года России» предложили выплачивать миллион рублей «Если говорить о спросе на школьных учителей, то этот спрос сочетается со стремлением и сознательной политикой региональных управлений образования и директоров школ сокращать количество учителей, таким образом выполняя майские указы президента о зарплате. На протяжении уже десяти лет вся политика в области кадров заключалась в том, чтобы выполнить майские указы и при этом не увеличивать финансирование. Оно не было увеличено в регионах. Единственный вариант — это уменьшить количество учителей и увеличить нагрузку.
Далее — прямая речь. Это большая проблема, и у нее есть несколько причин. Во-первых, молодым педагогам не хватает опыта в самом начале. Нужно понимать, что дети сейчас другие. К каждому нужен свой подход. Другими стали и родители. Они зачастую очень требовательные, но при этом не желающие принимать активное участие в воспитании детей. Поэтому одному педагогу справиться сложно. Особенно если учитывать мизерную зарплату. Это вторая причина. Учитель, который ходит работать в школу на одну ставку — 18 часов, если у него нет классного руководства, получает 24 тысячи рублей. Разве молодому педагогу хватит этих средств, чтобы прожить? По данным Росстата , средняя зарплата учителя в 2023 году по России составляет 45 787 рублей и ее размер напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы выше 100 000 рублей получают учителя, работающие в Москве, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, но не в Тюмени, а самые низкие — в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, где зарплата учителя не превышает 30 000 рублей. По другим регионам зарплата учителей в среднем держится в пределах 40 тысяч рублей. Понятно, что есть еще дополнительные часы и классное руководство. Они увеличивают зарплату.
Почему педагоги бегут из школ?
Согласитесь, без молодых специалистов у системы образования РФ мало шансов вырасти в мировом рейтинге. Предлагаем вам реальные истории молодых учителей, которые покинули школу навсегда. Как часто это бывает, в классе присутствуют и послушные детки, и те, которые любят подорвать дисциплину. Однако на протяжении четырёх лет всегда удавалось найти с ними общий язык. Претензий к моей работе у руководства было достаточно, но эта полностью выбила меня из колеи.
Полностью с ними не согласна! Нет сил работать больше в школе! Ужасно разочаровалась в этой профессии! Моя история очень печальная, и надеюсь, с таким мало кто сталкивался.
С первого класса три года вела детей. Детки очень хорошие, видно огонёк в их глазах на уроках, я всегда чувствовала, что весь класс ко мне тянется. Да и с родителями не было неприятных ситуации. Кроме…одной мамы.
Её сын не глупый мальчик, но по каким-то неведомым для меня причинам так и не удалось понять, почему очень трудно давалась ему учёба. А его мама мать одиночка каждый день подливала масла в огонь.
И после первого года работы, вот так же в мае, я решила, что нет, это не мое, надо уходить в другую какую-нибудь профессию, пока не поздно. Я тогда приняла решение отгулять отпуск, выйти и написать заявление об увольнении. Так я видела свое будущее в мае, в июне, даже в начале июля… А вот к концу этого месяца у меня появились сомнения: все-таки работа по специальности ведь не зря же в институте училась , все-таки я еще молода и у меня есть шанс научиться всему тому, что у меня не получалось, все-таки длинный отпуск и работа недалеко от дома. И я осталась.
Про свои мысли об увольнении никому в школе не рассказала. И вот с тех пор каждый год в мае я думаю: «Ну вот в этот раз точно! Ну сколько можно?! Уволиться не решилась, зато вот решилась рассказать на всю страну, почему столько лет я думаю об уходе, даже бегстве из школы и почему ни разу не попробовала продвинуться дальше мыслей об этом. Почему в школе работать невозможно 1. Запредельная нагрузка Я — ответственный и исполнительный человек.
Я не люблю халтурить. Поэтому у меня нет времени и сил ни на что, кроме работы. Да, мне повезло: у меня нет семьи. И мне не надо метаться между работой и домом, пытаясь совместить то, что в 24 часа суток никак не умещается. Десять месяцев каждого года я почти не хожу в гости, в театры, на выставки и на концерты. Я очень мало читаю.
Я не слежу за новинками в кино и в литературе. Да я практически ни за чем не слежу, я про какие-то важные новости всегда узнаю только из разговоров коллег в школе, потому что телевизор я тоже не смотрю. У меня есть мои 28 часов нагрузки, классное руководство, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, репетиторство и тетради, тетради, тетради.
Как взрослые, правда-правда! К счастью, подошла классная руководительница и помогла мне. Дети — самое страшное, но и самое прекрасное, что есть в школе. Однажды ученик принес мне бургер: «Я видел, что вы тут сидите до самого позднего вечера и ничего не едите.
Когда уходила, я правда не ожидала, что многие из них будут плакать, обнимать, уговаривать, жалеть. Даже мальчишки плакали: дарили на память свои тетради с признаниями в любви, а один даже сунул мне термос — хотел сделать подарок, подарил первое, что подвернулось под руку. Это тяжело. Мне было жаль прощаться, но даже это меня не остановило. Да, работа подорвала мое здоровье — и физическое, и психологическое, но я не жалею, что пришла в школу, и тем более не жалею, что ушла. Не скучаю. Не вернусь туда даже под дулом пистолета.
Иногда для души до сих пор подрабатываю репетитором. Летом одна школа откликнулась. Многие звезды хотят вырастить из детей вундеркиндов, поэтому с самого рождения ребята занимаются языками, рисованием и музыкой. Дело в том, что до школы я добиралась на автобусе, к восьми уже была там. Просила поменять расписание — тем более, из всех коллег я единственная жила не в этом селе, но завуч сказала: «Нет, мы и так все для тебя делаем, чтобы ты пришла, размялась и все подготовила». С утра есть еще не хотелось. Через час выползала из комнаты.
Иногда доесть ее не хватало сил, потому что мысли: «Ага, вот у меня журнал, отчет, рабочие программы, вот это скорректировать, а вот это разослать». Мозг в принципе не думал о пище. Иногда ходила с работы пешком, потому что не успевала на автобус: это 40—45 минут только по трассе, а потом еще 40 по селу до дома. Уже подъезжал автобус... У тебя же скоро автобус». Иду и рыдаю от обиды — надо было доделывать практику, диплом, каждая минута на счету. На середине пути мимо проезжают завуч с директором и даже не останавливаются.
Снова пешком шла? И что, тебя никто не подвез? Зарплата оставляла желать лучшего. У молодых специалистов есть доплата в половину от оклада. Постоянно надо было присылать-пересылать какие-то отчеты, письма. Могли сбросить какое-то письмо ночью. И когда объясняешь, что не было времени, тебе говорят: «Ну, ты могла встать пораньше, проверить почту, воды попить?
Села бы и сделала». При учителях и учениках меня могли отчитать, когда я, например, просила что-то подсказать: «Ты в вузе штаны просиживала?
Потому что в сети можно найти массу видеороликов, где сами учителя рассказывают о том, почему они ушли из школы, и говорят, что их случай далеко не единичный.
Почему же Минпрос скрывает эти данные? Может быть, потому, что "прирост" не является полноценной заменой. Ведь уходят часто опытные и квалифицированные учителя, а приходят вчерашние студенты.
С чего бы власти озаботились тем, как бы даже студентам преподавать в школе. А то и после техникума. Значит, проблема существует, и она острая.
Бросается в глаза и ссылка Минпроса на Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. Цифровая трансформация есть, а цифр статистики нет. Что это за кошки-мышки с народом?
Есть что скрывать? Раздражают и противоречивые заявления самих чиновников. Так, в сентябре 2022 года у министра просвещения Сергея Кравцова была "максимальная укомплектованность кадрами".
Через год он признал , что не хватает уже 30 тыс. Причем месяцем ранее вице-премьер Татьяна Голикова говорила , что не хватает 11 тыс. Это как?
Дефицит за два месяца вырос в три раза?
«На одну ставку есть нечего, а на две — некогда». Учитель рассказал, почему уволился из школы
Учителя массово уходят из школ, зачастую даже не желая возвращаться. Среди причин, по которым молодые учителя уходят из школы, Елена Казакова назвала низкую зарплату, нерациональный менеджмент, колоссальную бюрократическую нагрузку, а также неопределенность и проблемы личностного роста. это заблуждение. Чаще всего уходят учителя начальных классов. В 2017 таких было чуть больше 21 тысячи, а в 2023-м — 36,3 тысячи, почти на 70% больше.
«Стали обслуживающим персоналом». Почему российские школы страдают от дефицита учителей
Ну что, перейдем ко второй причине, почему учителя бегут из школ? Среди причин, по которым молодые учителя уходят из школы, Елена Казакова назвала низкую зарплату, нерациональный менеджмент, колоссальную бюрократическую нагрузку, а также неопределенность и проблемы личностного роста. Учителя массово уходят из школ, зачастую даже не желая возвращаться.
Родители учеников заявляют о массовом увольнении учителей
Учителя в возрасте не могут уйти, потому что их больше никуда, кроме как этой школы, не возьмут. В 2022 году 9% учителей начальных школ ушли из профессии, что почти вдвое превышает показатель 2015 года, когда уволились только 4,6% педагогов. В Невском районе Санкт-Петербурга из школы №338 ушли 17 учителей, сообщает «Фонтанка». Рассказ учителя школы, откуда из-за директора со скандалом ушли педагоги. И я ухожу из школы, потому что не хочу участвовать в этом насилии и неуважении к человеку.
«Стали обслуживающим персоналом». Почему российские школы страдают от дефицита учителей
Они увеличивают зарплату. Но и нагрузка у педагога повышается. Как правило, педагог, взявший дополнительные часы, целый день находится в школе. Тогда на личную жизнь, на друзей и на семью времени вообще не остается. Может быть, у молодого педагога и нет своей семьи, но ее нужно устраивать. А как это делать, если ты всё время в работе? Поэтому молодые учителя и уходят в места поспокойнее. В репетиторство, например. Там один на один занимаешься, учишь. При этом зарплата будет не меньше, если у тебя те же пять уроков в день. Да, по сравнению с тем, что было еще пару лет назад, отчетность, конечно, снижается.
Тем не менее у учителя до сих пор остается ряд отчетов и бумаг. При этом добавляются различные мониторинги, которые надо провести либо с детьми, либо с родителями. Это тоже забирает время у учителя. Много времени, которое он мог потратить на разработку интересного урока. На нахождение материала, который будет и полезен и интересен детям. На поиск индивидуальных подходов к классам.
Весть о том, что Артем Николаич заменил оценки «каким-то там квестом», разнеслась по школе быстро. Одна учительница даже намекнула директору в приватном диалоге: «Чем это он там занимается с детьми?
На меня начали коситься некоторые учителя. С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так — я предлагал альтернативные. Создавал конфликт. Многие перестали здороваться. А после статей на «Афише Daily» отношения стали еще холоднее, особенно с коллегами-филологами.
Моя система предлагала ситуацию выбора: каждый делал только то, что хотел, и ровно столько, сколько считал нужным. Я надеялся, что так дети смогут учиться ответственности. Но, как мне кажется, тщетно. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия, чего они очень не любили. Мои уроки были каплей в море. В неделю их было 3 из более чем 30. Я знал, что для многих школьников стал любимым учителем. Мне это нравилось.
Теперь мне хочется уйти от этого, перестать быть поводырем, снять с себя мессианскую ответственность и отказаться от этого сладостного нектара детского внимания. Тогда же я хотел иметь больше точек соприкосновения. У нас уже была группа в «ВКонтакте», но в ней не было камерности и интимности. Зная, что у учеников много вопросов, которые они не осмеливаются мне задать, я завел аккаунт в ask. Больше года назад мы создали чат, в который добавились все желающие: так мы начали общаться вне школы больше. Спустя долгое время я вновь начал писать песни в стиле хип-хоп — и так я попал к ним в плееры. Короче, на каком-то там уровне я все-таки победил. Однако для меня это локальная победа, потому что люди, которые делают школу такой, какая она есть, остаются в ней работать.
Что это за люди? Кем я не стану Я много думал о людях, которых про себя мы зовем училками. В моей школе их мало, но в некоторых, я знаю, таких большинство. Я наблюдал за ними, слушал их разговоры в учительской, слышал, как они общаются с детьми на уроке, а также слышал, как они говорят по телефону со своими детьми. И первое, что всегда бросалось в глаза, — это их тон.
Но не только в этом дело, многое можно было бы стерпеть, если бы не постоянное скотское отношение администрации, выговоры и претензии на ровном месте.
Детей очень жалко, но здоровье дороже», — написала педагог из Волгограда. В начале августа Сергей Кравцов попросил педагогов присылать в Минпросвещения свои предложения, какие мероприятия стоит провести в рамках Года педагога. Опрос, проведённый профсоюзом «Учитель», показал, что 89 процентов опрошенных учителей хотят в этом учебном году наконец дождаться повышения зарплаты. Больше половины опрошенных 54,4 процента сообщили, что их зарплата составляла 20—39 тыс. Как следствие, свыше 40 процентов учителей были вынуждены ограничивать себя во всех тратах, кроме покупки еды, 20 процентам не хватало денег на покупку одежды, а от 34 до 40 процентов педагогов не могли позволить себе приобрести бытовую технику. Бесконечная отчётность отвлекает учителей от главного — обучения детей.
В результате моральная усталость и отсутствие мотивации вынуждают многих педагогов бросить любимую работу. Media — На самом деле зарплата является одной из главных, но не единственной причиной, по которым учителя уходят из школы, — пояснила «Октагону» Елена Воронова, 20 лет проработавшая в школе учителем математики. Просто в московских школах дефицит учителей пока не так заметен — на место ушедших приходят педагоги из регионов. Но такими темпами серьёзные проблемы с кадрами вскоре появятся и в столице. Дело в том, что нормальный заработок в школах крупных городов всё так же достигается только при условии значительной перегрузки. Нужно работать на полторы или две ставки, брать классное руководство, дополнительные занятия.
С учётом проверки тетрадей и подготовки к урокам пахать приходится фактически в режиме нон-стоп. Собеседница «Октагона» добавила, что одновременно с этим в столице постоянно растёт рынок репетиторов: дети уходят на домашнее обучение, и им требуется помощь. Елена Воронова бывший учитель математики с 20-летним стажем — Ко всему прочему профессия учителя с каждым годом становится всё более стрессовой: с двух сторон на педагогов наседают администрация и родители, много бюрократической нагрузки. Недаром сейчас в школах больше всего не хватает учителей математики, информатики и иностранных языков — репетиторы по этим предметам наиболее востребованы.
Отсюда возникают случаи, когда они начинают выпрашивать незаслуженные оценки. Радует, что коллектив у нас хороший и зарплата моя приличная, но для этого много работаю, - рассказала одна из учителей. Собеседница считает, что изменить ситуацию с кадрами в лучшую сторону может достойная заработная плата, снижение информационной нагрузки и работы с документацией, уважение к педагогу и его труду. Второй учитель, с которой мы пообщались, к проблеме высокой нагрузки добавила и то, что приходится вести другие предметы.
Педагоги старшего поколения не особо привечают молодых специалистов, как и родители, и сами дети. Постоянно отвлекаются на телефоны, говоря, что мой предмет им в жизни не пригодится. Первое время я пыталась бороться, сейчас закрываю глаза на эти безобразия — свои нервы дороже, - с грустью подчеркнула учитель географии и биологии. Формат не для всех Сейчас становятся более популярными онлайн-школы и репетиторство. Кто больше не может выдерживать работу в обычной школе, уходят в эти форматы преподавания. Победитель областного этапа конкурса «Учитель года - 2020» Елена Файрушина считает, что онлайн-формат подойдёт не всем учителям. Кому-то важно общение с коллегами, контакт с детьми не через монитор компьютера. Однако назвала личные объективные причины ухода из государственной школы в онлайн.
В школе у тебя помимо уроков есть классное руководство и много других активностей, которые не вмещаются в рамки рабочего дня. Приходилось выбирать: качественно подготовиться и провести уроки или качественно заполнить отчёты, планы, электронные дневники. Говорят, что бумажная работа сокращена для учителей, однако я этого на себе не ощущала. Сейчас я свободна от бумажной работы, проверок.
«Нас считают неудачниками». Бывший учитель честно — о том, почему ушел из школы
Учителя и воспитатели школ Хакасии массово увольняются из-за резкого понижения зарплат, хотя администрация губернатора региона обещала поднять уровень дохода до среднего. Неудивительно, что учителя бегут из школ вопреки победным реляциям Минпросвещения. Чаще всего уходят из школ учителя начальных классов — среди них в 2023 году уволилось больше 36 тысяч человек.