Новости сколько в мире татар

Динамика численности Татар в мире Число Татар в мире постоянно меняется под влиянием различных факторов. Историк Дамир Исхаков рассказывает о реальном количестве татар в России и в мире. Согласно результатам всероссийской переписи населения, в России проживает 4 713 669 татар. "Ну вы смеётесь,татарин представляет казачество". Татарский язык является одним из ключевых элементов культурной идентичности татар, народа с богатой историей и многовековыми традициями.

Итоги переписи населения: куда исчезают татары и украинцы

Динамика численности Татар в мире Число Татар в мире постоянно меняется под влиянием различных факторов. Статья Сколько Татар в Мире Численность предоставляет информацию о численности этнической группы татар, распределенной по всему миру. Литовские татары являются потомками крымских татар, но они не сохранили своего языка и лишь но некоторым особенностям быта отличаются от литовцев. Количество татар в России составляет больше 3 % от всего населения. Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. На этом хорошие новости для татар заканчиваются и начинаются новости плохие. Татары стремительно ассимилируются и вымирают по всей стране, кроме собственно Татарстана и Башкортостана.

Сколько всего в мире татар?

За десять лет численность представителей татарской нации уменьшилась на 596 980 человек. ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан. По экспертным данным Всемирного конгресса татар, численность татар в России увеличилась и составляет не менее 5,5 миллиона человек.

Расселение

  • Сколько всего в мире татар? Найдено ответов: 23
  • Татары в России и за рубежом
  • Как раньше называли татар?
  • Академик предложил провести всемирную перепись татар

Газета «Суть времени»

  • Интересные факты о татарах
  • Сколько татар в России и в мире? -
  • Оставляйте реакции
  • Численность татаров в мире. Сколько в мире татар
  • Число Татар в мире: узнайте настоящую статистику в нашей статье
  • Афганистан — вряд ли, Иран — да

Стало известно, сколько человек в мире говорят на татарском языке

Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома 1088 и 1184 гг. При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба. Потеря независимости В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси киевско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами.

Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы. В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад.

Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением. В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды. Прекращение войны помогло возродить экономику.

Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани , мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии.

Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников». Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов в казанских татар.

В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту. С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал.

В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» [I], с. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. В 965 г.

И ясы победи и косогы» [I], с. После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону.

Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв.

В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Введение Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Заключение Список использованной литературы Введение В конце 19 — начале 20 в. Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе — нации национальности. Под нацией понималась общность территории расселения, культуры особенно, единого литературного языка , антропологических черт строение тела, черты лица.

На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана — мировые социальные процессы не обошли стороной наш край. В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в. Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека. Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш.

И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово — «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке. Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения — смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире. Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали.

В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов. Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой — объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской». В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар.

Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения: Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар; Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения. Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян , а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению официальному принятию монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория. Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в.

Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского булгаро-татарского народа сформировались в период Волжской Булгарии X-XIII вв. Княжества султанаты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи Золотой Орды , пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры в частности, литературы, искусства и архитектуры носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы «булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств. В период Казанского ханства булгарский «булгаро-казанский» этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться включая и самоназвание «булгары» вплоть до 1920-х гг. Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария.

Почему в настоящее время болгары — булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские — тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар — во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов — столиц племенных союзов — Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами — например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский.

А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии. Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица — нос с горбинкой, европеоидный тип — именно в гористой местности, а не в степной. До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. Смирнов, , Н. Калинин, Л. Заляй, Г.

Юсупов, Т. Трофимова, , М. Закиев, А. Каримуллин, С. Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских центральноазиатских этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.

Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск — под руководством Субедея и Бату — была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины. В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным. Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана.

Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям. Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот. Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых кипчакских или татаро-монгольских племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии. Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар. Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение , государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры. Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками — языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент — название и самоназвание народа — «татары».

Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских или соседствовавших с монголами племен на севере Китая Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в. Ашмарин, В. Смолин и активно развивалась в трудах татарских З. Валиди, Р. Рахмати, М. Ахметзянов, в последнее время Р. Фахрутдинов , чувашских В.

Каховский, В. Димитриев, Н. Егоров, М. Федотов и башкирских Н. Мажитов историков, археологов и лингвистов. Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии.

Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. Губайдуллина, А. Курата, Н.

Социальная политика Общество. Другое Член Академии наук Татарстана Индус Тагиров считает, что необходимо провести перепись татар по всему миру.

Об это он заявил на заседании Национального совета «Милли Шура». Это нужно для того, чтобы узнать точную численность татар.

Их, правда, в анкетах не отделяли от просто евреев, но как минимум на официальном уровне не дискриминировали. В Дагестане ситуация была иной. С одной стороны, и сами горские евреи, и татский язык получили законный статус, став теоретически равными с другими народностями республики, а с другой — видимо, из всех частей СССР только в Дагестане в 20-е и 30-е годы прошлого века практически легально существовал весьма ощутимый антисемитизм. Спасаясь от него, горские евреи организовывали различные переселенческие колхозы на Северном Кавказе и даже в Крыму. Но при этом в Дербенте горско-еврейская община до 70-х годов была одной из трех главных наряду с лезгинской и азербайджанской. А до Великой Отечественной войны — и самой относительно многочисленной. С началом перестройки часть горских евреев переехала в Москву, а другая часть эмигрировала в США и Израиль. То есть повторила, хотя и со значительным опозданием, судьбу евреев-ашкенази с родным языком идиш, испытав три волны превращения в этнорелигиозную основу новых больших групп: советской русскоязычной, американской англоязычной и палестинской ивритоязычной.

В состав этих больших групп постепенно вливаются и горские евреи, по-прежнему сохраняя свое культурное своеобразие, но постепенно утрачивая татский язык. Азербайджанская ветвь горских евреев пока сохраняется лучше, особенно это относится к жителям поселка Красная Слобода к северу от Баку. Универсальный термин «тат» Теперь о самой крупной общине татов — мусульманской. Именно она дала название всему сообществу, так как термин «тат» универсален на всем тюркоязычном пространстве и обозначает земледельца, исповедующего ислам, но говорящего на фарси. Именно к этой группе, кстати, относился и мертвый ныне язык «азери», на котором разговаривали в Иранском Азербайджане до прихода тюрок-огузов в Средние века. Более того, те крымские татары, которые до сталинского выселения в 1944 году тоже назывались «таты» жители крымских гор , носили это имя неспроста. Хотя уже с момента создания Крымского ханства они говорили на одном из кыпчакских диалектов, но этнически оставались близки к прежнему населению Крыма. В первую очередь — к восточноиранским племенам типа скифов, чьими родственниками официально можно считать только сегодняшних осетин. Родственные осетинский, талышский и фарси взаимонепонимаемы. Но для тюркских беков и ханов, которые правили всеми этими территориями много сотен лет, они звучали на один лад.

Оседлое же тюркоязычное население — в Ферганской долине, например, — тюрки-кочевники называли уже не татами таджиками , а сартами. Идея с переселением из Персии в случае с татами-мусульманами возникла вынужденно: население равнин и к северу, и к югу от региона изначально было яфетическим, то есть родственным современным лезгинам. Это относится и к жителям кавказской Албании, и к догуннским жителям дагестанских равнин, территори, которую сейчас занимает кумыкский этнос. Таты же как до персов, так и при них выпадали из общей картины даже типичной для Кавказа этнической пестроты. Но наступил ХХ век, и на территориях с европейским культурным влиянием — а царская Россия, безусловно, была таковой — стал набирать силу национализм. В 1918 году большая часть территории татского языкового ареала стала севером провозгласившего независимость нового государства Азербайджан, в тот момент очень тесно связанного с младотурецким руководством Османской империи. Но таты-мусульмане поддержали азербайджанскую национальную идею и в последующий год наравне с другими мусульманами молодого азербайджанского государства вели вооруженную борьбу за спорные территории с соседней дашнакской Арменией. Не изменилась ситуация с татским статусом и с установлением в Азербайджане советской власти. Никакой автономии таты не получили впрочем, и не просили. Их даже перестали учитывать как языковое меньшинство.

Но при этом они приобрели непропорционально значимое влияние в административном аппарате уже советского Азербайджана. Отчасти это объяснялось тем, что именно таты составляли изначально основное население крошечного Бакинского ханства, занимавшего всего лишь Апшеронский полуостров. Но именно этот полуостров и стал крупнейшим в мире источником черного золота — нефти. Поэтому клановая система, принятая в руководстве Азербайджана и в советское время, предусматривала значительные преференции и апшеронцам, и связанным с ними родовыми узами «кубинцам».

В Татарстане проживают только 2 миллиона татар, соответственно, довольно серьезная задача стоит и перед Правительством республики, и перед жителями, как помочь, как поддерживать то население, которое проживает за пределами Татарстана, уточнил Замалетдинов. Но при этом основная действенность республики, конечно, касается татарского языка», — заключил ученый.

О неэффективном преподавании татарского языка в школах с 90-х годов, об организации мероприятий в Год родных языков и народного единства, о глобализации и сленгах читайте в интервью директора Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского Приволжского Федерального университета Радифа Замалетдинова в интервью «Без галстука» с Андреем Кузьминым, которое выйдет завтра на сайте sntat.

Татары: исторический контекст и распределение по регионам

  • Республика Татарстан — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
  • Число Татар в мире: узнайте настоящую статистику в нашей статье
  • Республика Татарстан
  • Народы России. Татары
  • Оставляйте реакции

Издание «Миллиард. Татар» назвало топ-10 татар 2023 года

В мире сложно сказать. В целом в мире проживает около 8 млн. В Москве татарская диаспора является наиболее многочиленной и считается наиболее влиятельной. Различают крымских, астраханских, нижегородских и т. В самом Татарстане татары по численности стоят на втором месте после русских разрыв минимален. Источник: Друг-татарин, постоянно рассказывает про татар.

Помимо Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр, Ошель и др.

Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати. Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 году некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам.

Русские летописи с Х века и различают булгар: волжских, серебреных или нукратских по Каме , тимтюзей, черемшанских и хвалисских. Естественно велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. В 985 князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась.

Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр ныне с. Билярск Татарии. Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, - так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри, покровительствуемые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира.

Вероятнее всего именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 году русскими дружинами был взят Ошель и др. Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах.

Булгары во время вторжений доходили до Мурома 1088 и 1184 гг. При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба. Потеря независимости В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси киевско-половецкое войско в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу.

Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы. В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад.

Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением. В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.

Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани , мощеные улицы, подземный водопровод.

Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников».

Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси.

Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту. С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах.

Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» [I], с. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. В 965 г. И ясы победи и косогы» [I], с.

После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону.

Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество.

Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Введение Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Глава 2. Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Заключение Список использованной литературы Введение В конце 19 — начале 20 в.

Которое проводило идею, что человеку очень важно причислять себя к определенной социальной группе — нации национальности. Под нацией понималась общность территории расселения, культуры особенно, единого литературного языка , антропологических черт строение тела, черты лица. На фоне этой идеи в каждой из социальных групп происходила борьба за сохранение культуры. Глашатаем идей национализма стала зародившаяся и развивающаяся буржуазия. В это время подобная борьба велась и на территории Татарстана — мировые социальные процессы не обошли стороной наш край. В отличие от революционных выкриков первой четверти 20 в.

Этот термин несет в себе все ту же общность языка и культуры, как и народ, и нация, и национальность, но не нуждается в уточнении характера или размера социальной группы. Однако принадлежность к какой-либо этнической группе все ещё важный социальный аспект для человека. Если спросить у прохожего в России, какой он национальности, то, как правило, прохожий с гордостью ответить, что он русский или чуваш. И, безусловно, из тех, кто гордиться своим этническим происхождением, будет татарин. Но что будет означать это слово — «татарин» - в устах произносящего. В Татарстане далеко не каждый, кто причисляет себя к татарам, говорит и читает на татарском языке.

Далеко не каждый выглядит как татарин с общепринятой точки зрения — смешение черт кавказского, монгольского и финно-угорского антропологических типов, например. Среди татар есть и христиане, и много атеистов, и далеко не каждый, кто считает себя мусульманином, читал Коран. Но все это не мешает татарской этнической группе сохраняться, развиваться и быть одной из самых самобытных в мире. Развитие национальной культуры влечет за собой развитие истории нации, особенно если заниматься изучением этой истории долгое время мешали. В результате, негласный, а порой и гласный, запрет на изучение края, повлек за собой особенно бурный всплеск татарской исторической науки, который и наблюдается по сей день. Плюрализм мнений и недостаток фактического материала привели к складыванию нескольких теорий, пытающихся объединить в себе наибольшее количество известных фактов.

Сформировались не просто исторические доктрины, а несколько исторических школ, которые ведут между собой научный спор. Сначала историки и публицисты разделились на «булгаристов», считавших татар произошедшими от волжских булгар, и «татаристов», считавших периодом складывания татарской нации период существования Казанского ханства и отрицавших участие в формировании нации булгар. Впоследствии появилась ещё одна теория, с одной стороны, противоречащая первым двум, а с другой — объединяющая все лучшее из имеющихся теорий. Её назвали «тюрко-татарской». В результате, мы можем, опираясь на обозначенные выше ключевые моменты, сформулировать цель данной работы: отразить наибольший спектр точек зрения на происхождение татар. Задачи можно разделить по рассматриваемым точкам зрения: Рассмотреть булгаро-татарскую и татаро-монгольскую точки зрения на этногенез татар; Рассмотреть тюрко-татарскую точку зрения на этногенез татар и ряд альтернативных точек зрения.

Названия глав будут соответствовать обозначенным задачам. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян , а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению официальному принятию монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г. Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория. Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в.

Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского булгаро-татарского народа сформировались в период Волжской Булгарии X-XIII вв. Княжества султанаты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи Золотой Орды , пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры в частности, литературы, искусства и архитектуры носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы «булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств. В период Казанского ханства булгарский «булгаро-казанский» этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться включая и самоназвание «булгары» вплоть до 1920-х гг. Остановимся несколько подробнее.

Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария. Почему в настоящее время болгары — булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские — тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар — во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее. История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов — столиц племенных союзов — Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами — например, Скифским царством.

Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами. В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии. Однако не лишена теория и достоинств. Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица — нос с горбинкой, европеоидный тип — именно в гористой местности, а не в степной. До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А.

Смирнов, , Н. Калинин, Л. Заляй, Г. Юсупов, Т. Трофимова, , М. Закиев, А.

Каримуллин, С. Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских центральноазиатских этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее. Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа.

Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами. Что оба похода татаро-монгольских войск — под руководством Субедея и Бату — была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины. В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным. Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана. Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям.

Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот.

У меня есть серьезные сомнения на счет того, хотят ли они как-то переселяться или как-то взаимодействовать. Напомним, что в марте 2021 года правительство Афганистана добавило в паспорт графу национальность — и около полумиллиона человек записали себя татарами. По словам Хабибуллина, на тот момент Афганистан находился на грани голодомора и под угрозой существования были миллионы афганцев. В октябре 2021 года Рустам Хабибуллин провел пресс-конференцию, где поделился своим мнением о том, что Татарстан должен создать свое представительство в Афганистане, чтобы оказывать помощь местным татарам — а это мука, сахар и подсолнечное масло. Фонд организовал обучение татарскому языку в двух местных школах. На форуме "Деловые партнеры Татарстана" афганские татары предложили Татарстану организовать добычу полезных ископаемых на своей территории, взять под свое крыло производства ушедших из страны компаний и стать основным партнером в сфере логистики российской и афганской продукции.

Вообще, на этот вопрос нет точного ответа. Цифры называют разные - от 8 до 12 миллионов человек. Исторически так сложилось, что большая часть татарского населения проживает вдали от своей исторической родины. Но именно на чужбине татары держатся сплоченно, пытаясь сохранить свою национальную идентичность.

Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями

Они чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. К примеру, когда рождается ребенок, его пуповину прячут в вещи папы. И по обычаю — обряд «авызландпру», что в переводе означает «давать пробовать». Хлеб, мед и масло заворачивают в ткань, мастерят, что-то вроде соски и дают новорожденному. После, спустя сутки принято делать детскую баню. Моет ребенка повитуха. Выбрать имя ребенку — тоже обряд. В дом приглашали муллу, который и давал имя новорожденному. Татары верили, что от имени зависит жизнь и будущее дитя. Особенно интересны свадебные обряды. Первое, что нужно знать — это «калым».

Итак, к любому торжеству у татар принято тщательно готовится. К свадьбе особенно. Для начала родители будущих молодожёнов обсуждают приданное — это то, что должны дат родители невесты будущей семье. После калым — то, за что жених выкупает невесту у родителей. Калым может быть уплачен не сразу. Все строится на доверии. Что касается приданного, так это вещи, которые необходимы молодоженам. Зачастую родители всю жизнь собирают это самое приданное. Родители жениха собирают калым. Свадебное торжество принято проводить в семье невесты.

В канун свадьбы представительницы прекрасного пола, вместе с невестой гадали. В день свадьбы, торжество открывали молитвой муллы. И только тогда жених, и невеста становились мужем и женой. Девушки со стороны невесты занимались обрядом брачного ложа. То есть они готовили постель к первой брачной ночи молодоженов. После ночи, муж и жена шли в баню. По обычаю гостей делили. Отдельно женщины, отдельно мужчины. Торжество проходит весь день. Вот что интересно, после свадьбы мужчина всего 7 дней проводит с женой, после он идет к родителям и живет там.

Жену он посещает, но ночь проводит в доме родителей. Это может длиться до двух лет. Пока супруг не построит новый дом или не выплатит калым. Второй этап свадьбы проходил, когда муж перевозил супругу в новое строение. Кем гордятся татары? Самые известные представители татарского народа У всех без исключения народов есть те, кто прославился на весь мир. Те, кто принес славу не своей фамилии, но и своей стране. В этом плане татары не отстают. Знаменитостей здесь хватает. Это и музыканты и политики, художники, артисты и спортсмены.

Артисты: Марат Башаров — заслуженный артист Татарстана, актер театра и кино, телеведущий; Сергей Шакуров — татарин, который сыграл более 100 ролей в кино, работает в театре и на телевидении; Чулпан Хаматова — актриса театра и кино, учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь» Музыканты Алсу — стала известной, после того как спела на Евровидении. Это было в 2000 году; Зуля Камалова. В 2002 году завоевала титул лучшего исполнителя; Рустем Хайрутдинов — известный пианист; Айдар Галимов — певец, который поет на 6 —ти язык. В его репертуаре свыше 400 песен. Спортсмены Зинэтула Билялетдинов- чемпион мира по хоккею, олимпийский чемпион; Алина Кабаева — олимпийская чемпионка по гимнастике; Ринат Дасаев — голкипер 80-х; Рустам Нигматуллин — вратарь. Марат Сафин — первая ракетка мира. На самом деле, перечислить все выдающиеся личности татарского происхождения — невозможно. Не хватит сил, чтобы это сделать. Кузьма Минин, тот, который освобождал Москву от интервентов — тоже татар. Он настолько известен, что ежегодно в День Народного Единства к его памятнику приносят цветы.

Ведь он, вместе с Пожарским является символом этого праздника. В 1612 году он объединил народы против одного врага. Интересные факты о татарах: Всеми известный выкрик «ура», на самом деле имеет татарское происхождение. Слово «УР» в переводе значит «бей». Если верить ученым, то до 25 процентов российских слов заимствованы от татар; первая печатная книга на татарском языке была опубликована в Германии в 1612 году; Казанское метро занесено в книгу рекордов Гиннеса как самое короткое; Татары — удивительны. Культура, традиции, национальный костюм и кухня — это нечто особенное, которое покрыто пеленой уважения и добра. Они невероятно интересны. Их жизнь просто и понятна, но в тоже время загадочна. Многие представители татарской национальности — настоящий пример для нас с вами. Многое в их культуре и традициях утрачено современным миром и очень приятно, что есть национальность, которая пытается сберечь все то хорошее, что придумали наши предки.

Татары — красочный мир традиций и гостеприимства! Татары — это тюркское народное сообщество, населяющее преимущественно Республику Татарстан, а также другие регионы России и ближнего зарубежья. Татары имеют богатую историю и культуру, включающую в себя множество традиций и обычаев, кухню, национальную одежду, музыку и танцы. Татарский язык относится к тюркской языковой группе и используется как официальный язык в Республике Татарстан. Кроме того, татары исповедуют ислам, хотя существуют также представители других религий. Численность По данным переписи населения 2010 года, численность татар в России составляет около 5,3 миллиона человек. Татары являются одним из крупнейших народов в России. Где живут Татары преимущественно живут в Республике Татарстан, которая расположена на территории Российской Федерации. Кроме того, значительное число татар проживает в других регионах России, включая Башкортостан, Удмуртию, Челябинскую область, Омскую область и другие. Татары также населяют ближнее зарубежье, включая Казахстан, Узбекистан, Киргизию и другие страны.

Значительное количество татар проживает также в других странах, в том числе в Турции, Китае, Финляндии, Польше, Германии, Литве, Латвии, Эстонии, Азербайджане и других странах. В общей сложности, татары проживают в более чем 30 странах мира. Татары говорят на татарском языке, который относится к тюркской языковой семье. Татарский язык используется как официальный язык в Республике Татарстан и является одним из 6 национальных языков Российской Федерации. Кроме того, татарский язык используется и в других регионах России, где проживают татары, а также за пределами России, где проживает татарская диаспора. В настоящее время татарский язык пользуется официальным признанием в Турции, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Афганистане и Иране. Религия Татары преимущественно исповедуют суннитский ислам, который был принят народом во времена Золотой Орды. Ислам является одной из основных составляющих татарской культуры и традиций. Татары считаются одним из наиболее религиозных народов России. Кроме ислама, среди татар проживают также представители других религий, включая православие, католичество, буддизм, молоканство и другие.

Название нации и ее историческое формирование Название «татары» имеет древнее происхождение и происходит от слова «тат» или «таты», что в переводе означает «люди».

При этом русских стало почти на 5 млн человек меньше 105,5 млн против 111 млн. И почти на 600 тыс стало меньше татар 4,71 млн против 5,31 млн. Численность чувашей уменьшилась на 368 тыс 1,067 млн вместо 1,435 млн. У башкир почти все стабильно 1,57 млн против 1,58 млн. Эффект Чечни Историк, политолог, правовед Аждар Куртов предположил, что ситуация в Чечне отчасти объясняется окончанием известных конфликтов первая и вторая чеченские войны. Плюс после войны, это мировая практика, рождаемость увеличивается. Помимо этого, после ухода из республики русскоязычного населения Чечня стала сильна одним этносом. Это, думаю, тоже сыграло в пользу статистики.

К тому же, у северокавказских народов традиционно большие семьи. Это более патриархальный народ, а в патриархальном обществе семья, дети, семейные узы ценятся. Разводов меньше. Все это тоже влияет на статистику» , - оценил Куртов. Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Владимир Архангельский также отмечает, что у народов Северного Кавказа особая родовая культура с точки зрения семьи и детей, поэтому на Кавказе и большие семьи. Он также напомнил, что самые высокие показатели по рождаемости в России традиционно демонстрировали именно Чечня, плюс Ингушетия и Тува. Тува, к слову, один из немногих этносов, прибавивший в статистике 295,3 тыс против 263,9 тыс в 2010 году. Русские и украинцы в цифрах переписи Как отметил этнополитолог Владимир Зорин, у русских продолжает наблюдаться демографический спад. Но по итогам последней переписи именно сравнительный процент русских немного повысился.

По исламское этике, принятие пищи начинается с омовения и молитвы. Итак, чем же именита национальная кухня татар: Шурпа — иными словами суп, точнее бульон, сваренный из барана, лука и картошки. Это очень жирное блюдо; Коштеле или как звучит это по-русски «хворост»; Губадия. Пирог с мясной начинкой. Обязательно присутствует сушенный творог; Кастыбый- это пресная лепешка с овощами; Эчпочмак — своего рода пирожок с начинкой. Это может быть мясо или картофель с луком; Чак-чак — визитная карточка татар.

Это сладость из теста. Национальная одежда татар Татарская национальная одежда формировалась долгое время. Собирательный образ создавался на протяжении не одного столетия. Свою лепту внесли различные группы татар. Большое влияние на одежду оказали древние традиции и родная религия. Сегодня, как и у большинства народов, национальный костюм никто не носит.

Он или является реквизитом на сцене или пылятся в музее. Итак, каков же национальный костюм татар? Первое, что характеризует народ — рубаха — платье. Его еще называют «кулмэк». К ним, безусловно — шаровары, бешмет — это стеганый полукафтан, чекмень и казакин. Все вышеперечисленное — верхняя одежда.

Еще есть так называемая «Чоба». Это тоже верхняя одежда, но отличалась оно тем, что у нее не было подкладки и она была невероятно легкая. В ее состав входили лён и конопляные ткани. Представительницы прекрасного пола украшали свою верхнюю одежду еще и жилетками. Что касается головных уборов. Здесь особую ступень занимает тюбетейка.

Для мужчин — это главное убранство на важных церемониях. Для женщин —это безусловно калфак. Также татары любили и чалму. Для жителей сел и поселков — это лапти, или как это звучит по- татарски «чабата». А вот для тех, кто проживал в городах были придуманы ичиги. Обряды и обычаи татарского народа Татарский народ, как уже было сказано ранее, богат на традиции.

Они чтут предков, а это значит, что все обычаи сохранились в народе с давних времен. К примеру, когда рождается ребенок, его пуповину прячут в вещи папы. И по обычаю — обряд «авызландпру», что в переводе означает «давать пробовать». Хлеб, мед и масло заворачивают в ткань, мастерят, что-то вроде соски и дают новорожденному. После, спустя сутки принято делать детскую баню.

По этим данным в стране сократилось количество татар на 600 тысяч, составив 4,7 млн человек.

По экспертным данным Всемирного конгресса татар, численность татар в России увеличилась и составляет не менее 5,5 миллиона человек. По нашим исследованиям, по различным причинам часть татар вошла в число 16,6 миллиона человек, которые не указали свою национальную принадлежность.

Сколько православных татар в России? Почему эти цифры скрывают?!

Они там не делятся искусственно на булгар, мишар, крещеных, сибирских татар. Все они причисляют себя к единому народу - татарам. В Турции и Финляндии, в Китае и Австралии — их уважают за верность своим традициям, за любовь к своему языку, за трудолюбие, ответственность и высокие моральные принципы — и всё это, конечно, передается от одного поколения к другому. Сегодня мы тоже решили сделать небольшой вояж по зарубежным странам и регионам нашей необъятной родины, где компактно проживают наши соотечественники.

В Татарстане сейчас, по словам Замалетдинова, проживают только 2 миллионов татар, а потому поддержка татар, проживающих в других уголках мира, является одной их важнейших задач, стоящих перед правительством республики. При этом, как отметил эксперт, население Татарстана с пониманием относится к тому, что в республике проживают представители разных народностей, и осознают необходимость поддержки всех языков и культур.

Это на 596 980 меньше, чем в 2010 году — тогда татарами себя указали 5 310 649 человек. В ходе переписи татар разделяли на субэтнические группы. Количество тех, кто указал свою национальность как «мишар», увеличилось лишь на одного человека и составило 787 человек. Сибирскими татарами в 2021 году называли 6 297 человек, в 2010-м их было 6 779.

Этот вопрос весьма актуален в настоящее время. Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» - «жителя», «человека» А. Казанские татары.

СПБ, 1904, с. Другие - этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» Н. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с. Известный тюрколог Д. Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа.

При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы Д. Семантика тюркской этнонимии. Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре. По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики.

В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири. Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи , в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма".

Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане 467,8 тыс. Уже за счет реэмигрантов из Китая. По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском половецком языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками. Современный Татарский язык , относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний казанскотатарский , западный мишарский , восточный язык сибирских татар и крымский язык крымских татар. Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами. Татарская нация по уровню грамотности умению писать и читать на своем языке еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения. Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв.

Нынешние татары казанские, западные, сибирские, крымские не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы. Существует мнение историков, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" Золотая середина , более известного под названием «Золотая Орда». Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских. По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским.

Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера. Традиционная пища татар - мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста токмач-лапша, чумар , каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса перямяч , нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак свадебное блюдо. Из конины любимое мясо многих групп готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь каклаган каз.

Молочные продукты - катык особый вид кислого молока , сметана, творог. Напитки - чай, айран тан - смесь катыка с водой употребляется в основном летом. Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место. Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М. Гареев, генерал-полковники P.

Акчурин и Ф. Чураков, вице-адмирал М. Искандеров, контр-адмиралы З. Ляпин, А. Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р. Сагдеев физико-химик , К.

Валиев физик , Р. Сюняев астрофизик , и другие. Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М. Утыз-Имяни 1754-1834 , Г. Кандалый 1797-1860.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники. Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать: Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе. Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева. Известные россияне - выходцы из татарских родов Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды.

Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала.

Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи. Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга".

Исторические романы блекнут перед ними. Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы... Копыловы, Аксаковы аксак - значит "хромой" , Мусины-Пушкины, Огарковы первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый". В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма". Чаадаевы, Таракановы... Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.

Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских - генетические татары. В XVIII веке правители России скроили нынешнюю этнографическую карту, скроили по-своему, как хотели: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума рода Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия". Это же бывшее население Золотой Орды.

Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими. Защитники Отечества Татарские воины честно служили России. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, - миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков.

Много ли татар живет за пределами РФ? Оказывается, больше, чем в самой России

Таким образом Республика татар образовалась на части башкирских вотчинных земель раньше самого татарского народа. Даже монгольский элемент, который сегодня минимален в татарской культуре, оказал влияние на формирование истории татар. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек. Татарский этнограф Дамир Исхаков считает, что сокращение татарского населения вызвано низкой рождаемостью, а также тем, что в соседней республике многих татар переписали как башкир. Татарский этнограф Дамир Исхаков считает, что сокращение татарского населения вызвано низкой рождаемостью, а также тем, что в соседней республике многих татар переписали как башкир. сколько в мире татар. В 1196 году Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание.

Народы России. Татары

По экспертным данным Всемирного конгресса татар, численность татар в России увеличилась и составляет не менее 5,5 миллиона человек. Татарский этнограф Дамир Исхаков считает, что сокращение татарского населения вызвано низкой рождаемостью, а также тем, что в соседней республике многих татар переписали как башкир. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Сколько татар в мире, их численность и где они живут? Всего в мире насчитывается порядка шести миллионов восьми ста тысяч татар.

Сколько православных татар в России? Почему эти цифры скрывают?!

Итоги переписи населения показали, что татар в РФ стало меньше Численность татар в мире определяется около 8 млн.
Сколько всего татар в мире Здесь проживает 53,15 % татар и около 36 % всех татар, живущих в России.
Стало известно, сколько человек в мире говорят на татарском языке По этим прогнозам, татар по сравнению с 2002 годом должно было стать на полмиллиона меньше.
Татарстан, Россия, дөнья яңалыклары татарча - «Татар-информ» мәгълүмат агентлыгы Сейчас во всем мире семь миллионов татар. Из них только два миллиона живут в самом Татарстане, остальные – за пределами отчей республики: три миллиона татар в разных регионах России от Москвы до Приморья.

Татарский народ

Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края. Сколько татар в Америке? По разным оценкам их от 2 до 7 тысяч человек. Татар, чей путь в Америку был разным. Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар. Но именно на чужбине татары держатся сплоченно, пытаясь сохранить свою национальную идентичность. На татарском языке во всем мире разговаривают около 7 миллионов человек. Поэтому эксперт предложил самостоятельно провести перепись, после чего можно будет назвать точное количество татар в мире.

Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек

Однако, многие татары живут и за пределами этой территории. Соответственно, количество татар в мире очень велико. Статистика говорит о том, что наибольшее количество татар проживает в России. По данным переписи населения 2024 года, в России насчитывается более 5,2 миллиона татар. Несмотря на то, что татары являются крупнейшей национальностью в России, их распространение сильно различается в зависимости от региона. Также стоит отметить, что многие татары проживают в Казахстане. Согласно переписи населения 2024 года, в Казахстане проживает около 1 миллиона татар. Эта национальность также распространена в других странах Центральной Азии, например, в Узбекистане и Таджикистане. Татары также проживают в большом количестве в Европе и Северной Америке. В целом, количество татар за пределами России и бывших республик СССР оценивается в несколько миллионов человек.

Выводы: татары являются достаточно распространенной и многочисленной национальностью, проживающей в разных уголках мира. Они являются крупной национальностью в России и Казахстане, а также имеют значимое присутствие в Европе и Северной Америке.

Такие данные со ссылкой на Росстат приводит портал Миллиард. За десять лет численность представителей татарской нации уменьшилась на 596 980 человек. Согласно данным переписи населения-2021, в стране проживают 4 713 669 татар 2 213 011 мужчин и 2 500 658 женщин.

Акция "Голубь Мира" В преддверии 1 Мая - Дня весны и труда Советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Граханцевой Е. Этой акцией учащиеся хотят показать всем поколениям, что мир на земле — это самое важное и хрупкое, что следует беречь и защищать.

Пусть все белые голуби, сделанные участниками акции, олицетворяют послание всем людям Земли с призывом жить в мире, дружбе и взаимопонимании. Час семейных ценностей Семья- это самое главное в жизни человека.

Согласно данным, опубликованным Росстатом по итогам переписи населения-2021, в стране проживают 4 713 669 татар 2 213 011 мужчин и 2 500 658 женщин. В 2010-м их численность равнялась 5 310 649. Отдельной категории были учтены «Астраханские татары алабугатские татары » — 29 человек, кряшены 29 978 , мишари 787 и сибирские татары 6 297.

Татарстанда танылган блогер тоткарланган

Много ли татар живет за пределами РФ? Оказывается, больше, чем в самой России | Zafer Dogan | Дзен Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края.
Сколько татар в Америке? По различным оценкам, количество татар в мире составляет от 5 до 10 миллионов человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий