Рождество символизирует надежду, мир и спасение для всех верующих, это один из двенадцати самых важных праздников у христиан. Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников. В знак особого почитания праздника в народе сложились запреты на день Рождества. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа.
Рождество Христово
Рождество Христово 2023: смысл и главные традиции великого праздника | Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. Это торжественный день для всех христиан. |
Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России | Русские традиции празднования Рождества включали в себя самые разнообразные действа. |
Воспитанники воскресной школы рассказали о празднике Рождества Христова
Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом. Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу. Основными блюдами были рождественский хлеб сочень , сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод.
Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году.
У вертепной композиции, воспроизводящей сцену Рождества, под новогодними ёлочками звучали песни и стихи, ребята, облачившись в красивые костюмы, представили рождественскую постановку и даже исполнили танцевальную композицию. Эта светлая, добрая и поучительная сказка-путешествие подарила всем пришедшим 8 января в храм людям радость и любовь. По окончании представления все маленькие прихожане получили от настоятеля храма иерея Алексия Новичкова рождественские подарки. А гости праздника — глава городского округа ЗАТО Светлый Оксана Шандыбина и заместитель командира дивизии по военно-политической работе Алексей Трясцин, по сложившейся доброй традиции, в этот день воплотили в жизнь мечты с рождественской «Ёлки желаний» двух светловских ребят.
По поверью, это то время, когда приходят с того света души умерших, и нечистая сила устраивает свои шабаши. Раньше в эти дни никто не работал, так как было опасение, что физический труд может навлечь на человека беду. Считалось, что на Святки приходится самое лучшее время для гаданий.
Усердствовали в ритуалах предсказания судьбы незамужние барышни, которые по расплавленному воску от свечи, кофейной или чайной гуще пытались увидеть силуэт, образ суженого. В гадании применяли зеркала, воду, бегали к амбару послушать звуки и пр. Подготовка дома. Традиционно, следуя обычаям предков, россияне к Рождеству делают в избе, доме, квартире генеральную уборку. Накануне праздника, после уборки, топили баню, готовили новую чистую одежду для торжеств, стелили на стол нарядную скатерть. Хозяйки дома, готовясь к мероприятию, особое внимание уделяли праздничному столу, который символизировал достаток в семье. Под скатерть хозяйка стелила сено в память о яслях новорожденного Иисуса, а под стол прятала предметы из железа, на которых гости старались установить ноги для обретения крепкого здоровья. По краям стола размещала монетки, бумажные деньги, чеснок, соль которые должны были привлечь благополучие в семьи.
Хорошей традицией стало приглашать к праздничному столу одиноких людей, странников, родственников и дарить подарки в память о дарах волхвов. Еще одно замечательное проявление внимания к близким на Рождество — отправление им по почте открыток реальных и, в наши дни, виртуальных. Праздничный стол.
Все места в гостиницах были заняты. Не один человек не захотел в ту зимнюю ночь принять их под свой кров. Путники смогли найти за городом лишь небольшую пещеру, в которую пастухи иногда загоняли скот. Здесь, в ночной тишине, в убогом пристанище свершилось великое таинство — рождение Христа Спасителя. Первыми о явлении Бога на земле узнали простые пастухи, которые стерегли овечьи стада недалёко от Вифлеема.
Вдруг небо озарилось дивным светом, и ангел Божий явился им в сиянии небесном и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет для всех людей: ныне в Вифлееме родился Спаситель, Господь Иисус Христос, и вот вам знак: вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях».
Рождество Христово, или в чем смысл праздника
Рождество в России 2024: как отметить, история и традиции праздника: Общество: Россия: | Рождество Христово: история и традиции праздника. |
Как отмечают Рождество православные христиане – | Изначально событие Рождества вспоминалось в день Богоявления, а первые упоминания о Рождестве, как о самостоятельном празднике, относятся к середине IV века. |
Рождество - традиции и история праздника
Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Иеромонах Димитрий (Першин) рассуждает о празднике в материале: «Рождество как Альфа и Омега». Доклад-сообщение Праздник Рождество. В статье анализируются причины празднования Рождества 7 января в России и других преимущественно православных странах, тогда как католики отмечают этот праздник 25 декабря. Некоторые считают, что Рождество установлено в один день с языческим празднованием Дня Солнца в конце II века. Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан.
Группа Рождество
Врубеля Почему христиане соблюдают пост до первой звезды в Рождественский сочельник, что такое вертеп и колядки и почему в праздник наряжают елку — mos. Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились хотя и не так строго, как перед Пасхой. В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы. Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos.
История праздника Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос. Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу.
Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших. Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже.
Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года. Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением. На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь.
К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка , а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз [3]. В 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись атеистическим государством [4] [5]. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово [7]. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем [8]. В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим.
По словам Климента Александрийского III век , одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года. Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года. Возвращение евангельского смысла С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением.
Рождество Христово — история традиции и обычаи празднования в России
У католиков Рождество – главный религиозный праздник, во всяком случае, его празднуют гораздо пышнее и гораздо больше людей. В 1990 г. праздник Рождества 7 января был возрожден на федеральном уровне и объявлен официальным нерабочим днем. О том, почему в праздник важна Вифлеемская звезда, как провести ночь перед Рождеством и что поставить на стол на праздничный ужин, расскажет «ФедералПресс».
Православные верующие празднуют Рождество
О том, почему в праздник важна Вифлеемская звезда, как провести ночь перед Рождеством и что поставить на стол на праздничный ужин, расскажет «ФедералПресс». Событие праздника Рождества Христова О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Праздник Рождества, согласно церковному учению, символизирует примирение человека с Богом и предсказывает искупительный подвиг Спасителя.
От Петербурга до Челябинска: Как отметили Рождество в разных уголках России
Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти. С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог! В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем. Устав и Богослужение Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом. Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте.
По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником. В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах», в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны — изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.
В восьми паремиях говорится: в 1-й Быт. I, 1—13 о сотворении Богом человека; во 2-й паремии Числ. Исаии IX, 1—10 — о жезле, то есть владыке из корене Иессеева то есть об Исусе Христе ; в 5-й паремии прор. Даниила II, 31—36, 44—45 — о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й Ис. В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей вместо вечерни с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог», содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком.
В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле Гал. В Евангелии Mф. II, 1—12 повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу. Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке.
Это монахиня Кассия, жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло?
Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение», — имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Русский перевод: Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля Почему христиане соблюдают пост до первой звезды в Рождественский сочельник, что такое вертеп и колядки и почему в праздник наряжают елку — mos. Рождество всегда считалось одним из самых важных праздников у христиан разных конфессий. К нему готовились основательно — например, православные шесть недель до Рождества постились хотя и не так строго, как перед Пасхой.
В сочельник ели сочиво — вареную пшеницу с медом. После появления на небе первой звезды садились за праздничный стол. С наступлением Рождества на улицах устраивали гулянья, игры и хороводы. Что делали на Рождество в царской России, почему гадают в Святки и какие изменения претерпел праздник в советские времена — в материале mos. История праздника Согласно описанным в Евангелии событиям, Дева Мария и ее муж Иосиф, ожидавшие появления на свет ребенка, жили в Назарете. В Вифлееме они оказались по приказу кесаря Августа, проводившего перепись населения. Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега в городе, поскольку туда съехалось множество людей, и им пришлось переночевать в пещере, служившей стойлом для скота. Там и появился на свет Христос.
Первой колыбелью ему послужили ясли — кормушка для скота. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших.
Поклонение волхвов. Рождество Христово на полотнах старых мастеров Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись. Филиппино Липпи.
Поклонение Младенцу Христу около 1480 года, Эрмитаж. Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай. Лоренцо Лотто. Паоло Веронезе. Поклонение волхвов 1570-е годы, Эрмитаж Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события. Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов 1646—1650 годы, Эрмитаж.
Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами. Ян Йост Калькар.
В этот день нужно собрать дома близких людей, и вкусно накормить их. В некоторых странах есть чисто рождественские блюда — индейка или карп в сметане.
В России специального регламента, что готовить в этот день, не существует. Главное, чтобы праздничный стол был обилен и вкусен. Еще одна традиция — одаривать близких. Обычай дарить подарки в этот зимний праздник имеет точное летоисчисление — со времен волхвов, которые преподнесли младенцу Иисусу, родившемуся в Вифлееме, ладан, золото и мирру. А вот от домашних дел стоит отказаться.
Стирку, уборку, глажку лучше выполнить до Рождества — светлого и чистого праздника. Единственное исключение — это подготовка к трапезе.
Неделя гаданий, колядок и народных гуляний. Как отмечают Рождество в России
Эта традиция сохранилась и в наши дни, даже получила новое дыхание. Петь песни, читать стихи в нарядах, соответствующих празднику, стало любимым занятием современной детворы. С 6 по 19 января от Сочельника до Крещения продолжаются Святки. По поверью, это то время, когда приходят с того света души умерших, и нечистая сила устраивает свои шабаши. Раньше в эти дни никто не работал, так как было опасение, что физический труд может навлечь на человека беду. Считалось, что на Святки приходится самое лучшее время для гаданий. Усердствовали в ритуалах предсказания судьбы незамужние барышни, которые по расплавленному воску от свечи, кофейной или чайной гуще пытались увидеть силуэт, образ суженого. В гадании применяли зеркала, воду, бегали к амбару послушать звуки и пр. Подготовка дома.
Традиционно, следуя обычаям предков, россияне к Рождеству делают в избе, доме, квартире генеральную уборку. Накануне праздника, после уборки, топили баню, готовили новую чистую одежду для торжеств, стелили на стол нарядную скатерть. Хозяйки дома, готовясь к мероприятию, особое внимание уделяли праздничному столу, который символизировал достаток в семье. Под скатерть хозяйка стелила сено в память о яслях новорожденного Иисуса, а под стол прятала предметы из железа, на которых гости старались установить ноги для обретения крепкого здоровья. По краям стола размещала монетки, бумажные деньги, чеснок, соль которые должны были привлечь благополучие в семьи.
Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души. То есть "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Согласно церковному преданию, Дева Мария и ее супруг по сути — опекун старец Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения. Все гостиницы были заняты, и поэтому они были вынуждены заночевать в пещере. Там и родился младенец Христос. Рождение Мессии было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков ранее.
Также они поднесли ему свои дары — золото, ладан и смирну. Узнав о рождении Спасителя, царь Иудеи Ирод захотел уничтожить его. Царь приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был спасен от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей. Там они и жили до смерти Ирода. В православной и католической церквях праздную Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря, что объясняется разными системами летоисчисления юлианский и григорианский календари. Но основной смысл праздника из-за этого не меняется. Богослужения В честь праздника в храмах проводят торжественные службы. Они начинаются 6 января — в Сочельник.
Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом. Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу. Основными блюдами были рождественский хлеб сочень , сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году. С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь.
Горят рождественские ёлки. Каковы традиции и история Рождества Христова
Молодой человек принял христианство, хотя при поступлении в южноуральский вуз совершенно не задумывался о религии. Он поступил на консерваторский факультет, где учится по сей день. Краснодар Рождественская служба в столице Кубани прошла в 50 храмах. На богослужении в Свято-Екатерининском кафедральном соборе присутствовал губернатор региона, он поздравил верующих с праздником. Остальные наблюдали за церемонией с двух больших экранов, которые были установлены во дворе собора. Там же оборудовали палатки, где все желающие могли согреться горячим чаем. Служба в 50 храмах транслировалась на местном региональном телевидении.
Новосибирск В Вознесенском кафедральном соборе собралось множество людей разных возрастов.
Советской власти это было даже выгодно — она уже начала бороться с религией, так что первым и главным праздником стал Новый год, который предшествовал Рождеству. Кстати, 7 января Рождество отмечают не только в России, но и в некоторых других православных церквях, например Иерусалимской, Грузинской, Сербской. В советское время Рождество было под запретом Николай Жуков. Елка в Сокольниках, 1952. Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Поначалу большевики закрывали на нее глаза, и многие продолжали устраивать рождественские елки для детей и подпольно праздновать.
В 1929 году Сталин решил усилить антирелигиозную борьбу, запретил празднование и даже упразднил выходной, сделав 7 января обычным рабочим днем. Те, кто продолжал тайно праздновать, рисковали работой и даже свободой. И все же даже в ГУЛАГе люди умудрялись устраивать тихие рождественские вечера и готовить самодельные подарки и открытки. Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками.
Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника.
В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть. Сжигание снопа Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.
Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома.
А прекрасным фоном выступает украшенная ель. Семейный праздник не обходится без домашней выпечки. Причём это может быть как традиционный пирог или печенье, так и что-нибудь необычное. Например, подсмотренное у людей из других стран. В Греции пекут медовое печенье, а в Чехии — трдельник. В Великобритании особой популярностью пользуется плам-пудинг «Бабушка Виктория». А в нашей стране традиционно лидируют блины со всевозможными начинками и сладкие пироги.
В нашей стране эта традиция как-то не закрепилась, зато очень популярна у католиков. Речь идёт о спектакле на библейскую тему. Обычно выбирается и обыгрывается какой-то эпизод из книги. А главными героями становятся дети. Чаще всего ставится классическая сцена рождения Иисуса Христа, где мальчишки и девчонки исполняют роли животных: козочек, бычков, овечек и других. А после спектакля маленьким актёрам принято дарить подарки. История рождественских колядок С 7 января начиналось и главное действо православного Рождества — колядки. Продолжались они вплоть до 19 января — Крещения Господня. В этот период христиане отмечали святки. Двенадцать святых дней, посвящённых памяти рождения Христа и его крещения в Иордане.
В эти особые дни под запрет попадало многое. Например, нельзя было заключать браки, плясать, наряжаться в различные одеяния, отсылающие к языческим поверьям, работать и многое другое. Однако эти запреты не работали. Люди повсеместно занимались гаданием, ряжением и другими занятиями, которые достались в «наследство» от языческого праздника коляды, воспевавший культ природы. Есть версия, что слово «колядки» происходит от римского «календы», которое означало начало нового года. Однако, как утверждал историк Николай Карамзин, у славян был дух, который олицетворял начало весеннего солнечного цикла — Коляда. Васнецов «Скоморохи». В основном этим занимались дети, подростки и молодёжь. Они наряжались в различные костюмы, надевали маски, прицепляли льняные бороды. Часто шутливую процессию сопровождали несколько парней, которые несли фигуру лошади, изготовленную из соломы.
А верхом на кобыле восседал мальчишка, наряженный в костюм горбатого старичка с длинной бородой. Самого Коляду изображали в виде козла. Кроме этого, народ рядился в коров, коней и других животных. Вся эта шумная и весёлая ватага перемещалась от одного дома к другому. Ряженые пели, плясали, предлагали погадать. А хозяева благодарили их подарками и угощениями. Какое-то время церковь видела в коляде опасность и пыталась её запретить. Но это не работало. Старинный праздник не сдавал позиций. И тогда церковнослужители превратили колядки в часть празднования святок.
Только вместо языческого духа народ начал воспевать Христа и Рождество. И спустя время колядование стало неотъемлемой частью праздника, собрав в себе как языческие, так и христианские традиции. В современной России колядование практически сошло на нет. Лишь иногда дети вспоминают давнюю традицию и обходят соседей с песнями и стишками, получая взамен угощения. А вот у католиков колядование сохранилось. Оно является одним из главных символов Рождества. В житии сказано, что однажды он помог бедной семье, подбросив кошелёк с деньгами. Спустя длительное время появилась красивая легенда, будто Святой Николай сделал это, использовав каминную трубу — кошелёк попал в чулок, который там сушился. Так началась история одной из самых важных рождественских традиций — класть подарки в носки или чулки, висящие перед камином. А поскольку 6 декабря по церковному календарю считалось днём святого Николая, то именно в этот день было принято дарить друг другу различные презенты.
Прошло время. В 1822 году американский преподаватель восточной и греческой литературы Клемент Кларк Мур придумал для своих детей рождественскую сказку. В ней главным героем являлся Санта-Клаус, которые дарил детям подарки. Эта сказка была опубликована в 1823 году, в канун Рождества, и называлась она соответствующе: «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Сказка в стихах вскоре стала очень популярной. Постепенно начали появляться различные изображения Санта-Клауса в журналах и книгах. Так персонаж приобрёл популярность в Европе и США. Рождественская открытка 1907 года с Сантой. Фигурки с его изображением вешали на ёлку. Однако в нашей стране Санта-Клаус не прижился.
Рождественский волшебник впитал в себя и западного героя, и отечественных персонажей, превратившись со временем в Деда Мороза. Что же касается Санты, то его окончательный облик оформился в начале 1931 года. Тогда художник Хэддон Сандблом нарисовал рождественского деда для рекламной кампании «Кока-колы». Его видение персонажа оказалось настолько удачным, что Санта с тех пор только набирал популярность и представить католическое Рождество без него и его подарков, спрятанных в носок, уже нельзя. Рождество в СССР Церковь воспринималась большевиками как один из врагов и потенциальных оплотов контрреволюции. Соответственно, в начале 1920-х годов началась массовая борьба с религиозными обычаями и праздниками. Удар был нанесён и по Рождеству. По всей стране была развёрнута антирождественская кампания, где главной ударной силой выступили комсомол, СМИ, партийные отделения на местах, а также Союз воинствующих безбожников. Однако сразу одолеть «поповские пережитки» не получилось. Люди по-прежнему отмечали религиозные праздники, в особенности Рождество.
Причём сохранились даже колядки и гадания. Соответственно, все религиозные праздники, даже самые важные, в одночасье превратились в «серые будни». Под запретом оказались и символы Рождества: ёлка, Дед Мороз, открытки. А среди молодёжи с удвоенной силой началась антирелигиозная агитация. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать, и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь». И через некоторое время кампания принесла плоды.
Религиозные праздники, в том числе и Рождество, утратили прежние значения. Их, конечно, по-прежнему отмечали, но уже гораздо скромнее. Комсомольское Рождество Советское руководство решило, что для борьбы с праздником нужно придумать свой. Так появилось «комсомольское рождество». Эти антирелигиозные акции проводили в школах, предприятиях и даже в армии. Дома знаний стали украшать не привычными ёлками, а пятиконечными звёздами, а также гирляндами из красных флажков. Иногда, особенно на местах, партийные просветители устраивали всевозможные демонстрации возле церквей и храмов. Всё, что было связано с Рождеством и религией в целом, высмеивалось. Особенно старались, конечно, представители воинствующих безбожников. Доходило до того, что они изготовляли чучела святых и всячески над ними издевались.
Однако не всегда шла именно такая агрессивная атака. Комсомольцы и безбожники вскоре решили, что большего эффекта смогут добиться не атакой в лоб, а методичной просветительской работой. И накануне сочельника стали устраивать встречи. Лекторы призвали отказаться от пережитков прошлого, ставить ёлки и посещать церкви. Параллельно они «разоблачали» религию и священнослужителей, рассказывая об их эксплуататорской основе и антинаучности. Работа шла большая. Но переубедить людей оказалось непросто. Корней Чуковский в 1924 году писал: «Единственная добывающая промышленность — ёлки. Засыпали ёлками весь Ленинград, сбили цену до 15 коп. И я заметил, что покупаются ёлки главным образом маленькие, пролетарские — чтобы поставить на стол.
Но «Красная Газета» печатает: в этом году заметно, что рождественские предрассудки — почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок — мало становится бессознательных людей». Рисунок из газеты «Трудовой Дон», 7 января 1923 года.
Горят рождественские ёлки. Каковы традиции и история Рождества Христова
Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников. Это торжественный день для всех христиан. Узнайте, как отмечали Рождество до Революции, прокатитесь на ретропоезде и почувствуйте себя частью праздника в старинном городе Шуе.
Рождество - традиции и история праздника
Символы праздника Рождества Празднование Рождества Христова сопровождается использованием большого количества символов и атрибутов: Вертеп. Дорогие друзья, очередное празднование Рождества Христова выпало на сложный исторический период в нашей стране, да и во всем мире. Событие праздника Рождества Христова О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы.