Новости пушкин в музыке

Статья вой о музыкальных произведениях русских композиторов на стихи а. Преподаватель отдела теории музыки ва рассказала об истории создания оперы, о главных героях и продемонстрировала видеофрагменты из оперного спектакля. Поэзия А.С. Пушкина оказала огромное влияние на становление русской профессиональной музыки: около 500 его сочинений легли в основу почти 3000 музыкальных опусов композиторов. Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин.

ПУШКИН И МУЗЫКА

  • Участники фестиваля
  • Библиотечный чат
  • Гала-концерт «Пушкин в русской и европейской музыке» завершит праздник поэзии
  • В Саратове открылся «Пушкин в музыке» — Российский Музыкальный Союз
  • «Шедевры русских композиторов. Пушкин в музыке»

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

Другой вопрос, что это музыка разная, то есть у нее были разные назначения. Во-первых, сложно сказать, что во-первых, что во-вторых, но просто если перечислять: балы, это не вопрос, нравится тебе или не нравится, это обязательный пункт светской жизни — посещение балов. Ананьев - Это как сегодня «Фейсбук деятельность организации запрещена в Российской Федерации »: если тебя нет на «Фейсбуке деятельность организации запрещена в Российской Федерации » — тебя нет в жизни, правильно? Казанцева - Абсолютно, да. Митрофанова - Ну, или какая-то другая социальная сеть, не все в «Фейсбуке деятельность организации запрещена в Российской Федерации » присутствуют, но какие-то другие социальные сети, они вполне себе да, тоже площадка для общения и взаимодействия.

Ананьев - Поиск работы и увлечений, да, да. Казанцева - Да, балы, ведь там тоже и карьеру делали, и я уже молчу о том, что и мужей себе находили, и балы были разные, были светские, были более провинциальные, и музыка в них звучала тоже разная, номер один — это балы. Номер два — это обязательное посещение оперного театра, если ты живешь в городе, и Пушкин всегда, когда и в Петербурге или в Одессе, он обязательно посещал оперу, он слушал все, что в то время ставили. Мне кажется, сложно найти человека, которому Россини бы не понравился.

Значит, пункт два — это опера. Три — это музыкальные салоны и тут тоже такая специфика жизни начала XIX века: не было еще больших концертных залов, а были музыкальные салоны с очень уютной атмосферой, где люди и общались, и музыку слушали, они в карты не играли, не танцевали, то есть это другой вид светской жизни, вот такой утонченной, духовной. И Пушкин был частым гостем во многих самых-самых престижных музыкальных салонах, мы о них еще поговорим сегодня, и самое главное — это домашнее музицирование, это то, что нам, наверное, сложнее всего представить, потому что, например, практически все знакомые барышни Пушкина, они все играли на фортепиано, а барышень знакомых у него же было великое множество, и вот они все услаждали его слух романсами, фортепианной музыкой, поэтому, как видите, музыки было в его жизни много. Митрофанова - Юлия, наверное, не все барышни одинаково виртуозно владели этим музыкальным инструментом, но прежде чем об этом поговорить, может быть, вы нам небольшой экскурс бы сделали, хочу вас об этом попросить, а фортепиано вообще когда и как входит в повседневную жизнь российского дворянства, как это случилось?

Ананьев - Да, когда на смену балалайке пришло пианино? Казанцева - Случилось, конечно, не в один день, то есть уже с середины XVIII века появляется у нас клавесин и клавикорды и возникает мода на домашнее музицирование, но в начале XIX века - это вот уже пышный расцвет, и в начале XIX века появляется уже именно фортепиано, которое выселяет на чердаки несчастные клавесины, и Пушкин скорее всего в детстве слышал еще клавесинную игру, а вот потом уже скорее всего это было исключительно фортепиано. Митрофанова - Так, хорошо, разобрались, значит, фортепиано появляется все-таки чуть позже и для Пушкина, который светский лев и завсегдатай музыкальных салонов, и часто ездит в гости к разным своим знакомым, он оказывается в ситуациях, когда слышит разного качества исполнение известной музыки, например, Моцарта. У нас сейчас, пожалуйста, что там в арсенале у человека, который закончил музыкальную школу, там обязательно будет Шопен, будет Чайковский, будет, наверное, может даже что-то из Баха… А.

Ананьев - Ты переоцениваешь тех, кто закончил музыкальную школу, я закончил музыкальную школу и могу сыграть начало «Лунной сонаты», пожалуй, что все. Митрофанова - Бетховена, да, но тут с чем мы сталкиваемся, пожалуйста: Чайковский - к тому моменту еще пока нет, Бах — наверное, уже нет, ведь это как раз тот период забвения Баха. Казанцева - Вы знаете, Бах - очень интересно, потому что Пушкину повезло в этом смысле, потому что Баха, скорее всего, он слышал в исполнении своего друга и большого чудака, он так сам себя называл - князя Владимира Федоровича Одоевского. Александр Сергеевич был частым гостем в салоне у Одоевского, у Одоевского литературно-музыкальный салон и сам князь играл гостям именно Баха, он просто мучил своих гостей фугами бесконечными, никто не хотел слушать, но он играл, потому что Одоевский был как раз таким энтузиастом, и написал вообще первый русскоязычный труд о Бахе — это небольшая новелла, которая называется «Себастьян Бах», там нет практически ни слова правды, это все выдумка, но так талантливо сделанная и главное, что читаешь и цепляет, хочется послушать эту музыку.

То есть Одоевский сделал великое дело — он положил начало русскому баховедению, то есть скорее всего можно предположить, что Пушкин Баха слышал. Конечно, Джона Фильда, вот сейчас, не знаю, насколько мы представляем Джона Фильда, но весь XIX век в России проходит под музыку Джона Фильда, даже Лев Николаевич Толстой в детстве описывает, что «маменька играет ноктюрны Джона Фильда» и Пушкин, конечно, слышал ноктюрны, это знаете, как — маст-хэв, обязательно барышня будет играть ноктюрны Фильда. Ананьев - Ну, пришла пора и нам уже отдаться на милость чарующих звуков музыки, а вот начать хочется с композитора, который питал особые чувства к пушкинским текстам. Представьте себе, почти четверть всех романсов и песен композитора написано на слова Пушкина и из четырех опер — три на пушкинские сюжеты, скажу больше: даже звали его так же, как Пушкина — Александр Сергеевич.

Александр Сергеевич Даргомыжский, вот с него мы и начнем. Они же были знакомы, скажите, пожалуйста? Казанцева - Я тут боюсь ошибиться, потому что теоретически могли, но нигде никаких упоминаний я не нашла, но действительно, Даргомыжский преклонялся перед Пушкиным, не случайно, как вы сказали, у него есть прекрасная опера «Русалка», опера «Каменный гость» и, конечно, прекрасные романсы. Митрофанова - А насколько я помню, «Русалку-то» саму Пушкин и не услышал, она появилась после того, как он погиб?

Казанцева - Нет, не услышал, к сожалению, Пушкин вообще ни одной оперы не услышал на свои тексты, то есть и «Руслан и Людмила» Глинки появляется тоже после его смерти и две оперы Даргомыжского тоже после его смерти, я уж не говорю о Мусоргском. Он при жизни слышал романсы, то есть при жизни Пушкина было написано около 80 романсов, это очень много, и он их слышал, конечно. То, что мы сейчас послушаем, я предлагаю, выбрала один из своих любимых романсов Даргомыжского «Я вас любил», стихотворение Пушкин посвятил Анне Алексеевне Олениной, которой делал предложение, а вот Даргомыжский положил на музыку. Ананьев - Давайте тогда и послушаем.

Звучит романс. Ананьев - Мы продолжаем «Светлый вечер», сегодня мы слушаем песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина абсолютно разных композиторов, вот только что послушали романс на музыку Александра Сергеевича Даргомыжского. А вот наш следующий композитор, на котором остановился выбор кандидата искусствоведения, лауреата международных фортепианных конкурсов Юлии Казанцевой, с которой мы сегодня разговариваем о Пушкине, его зовут тоже Александр Сергеевич, Александр Сергеевич Грибоедов, и вот здесь Алла Сергеевна Митрофанова делает круглые глаза — да, да, Алла Сергеевна, Александр Сергеевич не только «наше всё» в мировой литературе и русской, но и замечательный композитор. Митрофанова - Ну, я в курсе.

Ананьев - Но я вот был не в курсе, я готовился, я был удивлен. Конечно, же, я помню его по комедии «Горе от ума», но он был еще гениальным пианистом. Вот каковы были обстоятельства первого знакомства, положившее особую дружбу между Пушкиным и Грибоедовым и правда ли, что поводом для написания двух литературных шедевров «Горе от ума» и «Евгений Онегин» послужило пари между Грибоедовым и Пушкиным — об этом и многом другом мы сейчас как раз поговорим с Юлией Казанцевой. Юля, скажите, пожалуйста, они ведь действительно были дружны?

Казанцева - Да, они были знакомы, они часто встречались, и Грибоедов часто музицировал, многие отмечают, и Глинка отмечает, что Грибоедов - прекрасный музыкант, и, конечно, очень обидно, что практически ничего не осталось, я имею ввиду музыку Грибоедова, это было, в общем-то, в духе того времени — импровизировать и не записывать, то есть ведь не относились к этому серьезно, не писали для вечности, а писали просто для сегодняшнего вечера, для услаждения слуха. И у Грибоедова остались всего два вальса, они довольно часто звучат, думаю, вы их услышите, когда они сейчас зазвучат. Грибоедов писал эти вальсы одновременно с «Горе от ума», то есть действительно, это был такой, видимо, пик и подъем всех творческих сил и потом, Александр Сергеевич Грибоедов, он переживал, на самом деле, и в письмах такие строки есть, что не получается больше, и музыка не пишется, и такого, второго по масштабу тоже вот сложно, не пишется, и вот такие горькие слова, что «человек, если талантлив во всем, то, значит, он не особенно талантлив ни в чем». Александр Сергеевич был слишком суров к себе, конечно.

Митрофанова - В защиту Грибоедова здесь надо сказать, что он-то прежде всего гениальный дипломат, тот факт его биографии, очень многое определивший и определивший, в конечном счете, и его трагическую кончину, то, что, наверное, у нас, у обывателей, чаще всего в голове не остается, хотя нам об этом, наверное, опять же, чаще всего в школе рассказывали.

Фестиваль приурочен ко Дню славянской письменности и культуры. Он открылся во вторник в концертном зале Саратовской областной филармонии и проходит при поддержке Минкультуры РФ. Он продлится до 6 июня, и финальным аккордом хоровая музыка зазвучит в этом зале именно в день рождения Александра Сергеевича.

Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина. Опера впервые была исполнена в 1856 году, но из-за плохих декораций, костюмов, из-за купюр успеха не имела. Возобновлена она была в 1865 году и прошла под гром аплодисментов. По этому поводу сам Даргомыжский писал: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась. Вызовам артистов и меня конца нет». Опера «Каменный гость» — это тот редкий, если не единственный, случай, когда пересказывать содержание оперы — это слово в слово пересказывать содержание литературного первоисточника. Как правило, всякое либретто — это в большей или меньшей степени отход от оригинала, часто — сокращение, поскольку петь текст дольше, чем произносить его. Даргомыжский специально поставил перед собой цель: написать оперу на полный текст поэмы Пушкина. В одном из своих писем композитор признавался: «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не изменяя ни одного слова». Таким образом, основой музыкального действия стал речитативный диалог. Речитатив Даргомыжского — это плод многолетних наблюдений над особенностями речевой интонации и упорного труда его по переплавке этой интонации в музыку. Опера была столь непривычной, столь смелой, — ведь в ней нет ни арий, ни вокальных «вставок», ни звучных эффектных ансамблей и финалов, — что публика недоумевала, но успех всё-таки был. В своей работе Мусоргский опирался на «Историю государства Российского» Карамзина, различные исторические документы и, конечно же, на поэму Пушкина. Композитор удивительно точно передал дух того времени и показал столкновение царя и народа, представители которого выведены в главные действующие лица. Судьба оперы «Борис Годунов» — это судьба новаторского произведения искусства — и прославляемого, и гонимого. Её значение было сразу же понято близкому окружению Мусоргского. Другие, напротив, из конформистских соображений, сделали всё, чтобы провалить её после успеха первых представлений. Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а, в особенности, в 1908 году в Париже, когда Арию царя Бориса в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин, хотя эта редакция и вызвала замешательство среди музыковедов и поклонников оригинальной версии «Бориса». Редактор нарушил порядок сцен, некоторые убрал, изменил наиболее смелые гармонии и по-новому оркестровал партитуру, в которой и сам Мусоргский хотел кое-что переделать. Пушкин и Чайковский Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» — одна из самых популярных опер мира. Композитор глубоко проникся пушкинскими образами, чистотой любви героев, верностью, пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. В «Евгении Онегине» Чайковский не стремился воплотить все многогранное содержание романа А. За основу оперы композитор взял лирический конфликт, раскрыв в ней отношения Онегина, Татьяны, Ленского. Чайковский был подлинным новатором. Он, по сути, явился создателем новой отрасли русского театра — лирико-психологической музыкальной драмы. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в «Онегине» просится на музыку. Я это и сделал как мог». Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Опера была заказана Чайковскому дирекцией императорских театров. Либретто написано братом композитора Модестом Чайковским, хотя некоторые тексты написал сам Чайковский. По сравнению с повестью Пушкина, либретто оперы имеет большие отличия.

Ведущим гала-концерта станет российский актер, художественный руководитель Государственного театра Наций в Москве Евгений Миронов. Напомним, Дни Пушкинской поэзии и русской культуры пройдут в Псковской области с 3 по 6 июня. Познакомиться с полной программой Дней Пушкинской поэзии и русской культуры можно на официальном сайте праздника. Дни Пушкинской поэзии и русской культуры проводятся при поддержке министерства культуры РФ, правительства Псковской области, комитета по культуре Псковской области.

Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах

  • А. С. Пушкин и музыка ч. 1
  • Пушкин в русской музыке
  • «Дуэль Чайковского с Пушкиным». Михаил Казиник — о тайных знаках оперы «Евгений Онегин»
  • Новости по теме
  • Азиатско-Тихоокеанский регион
  • «А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику

«А. С. Пушкин и музыка»: в Белоруссии продолжается проект, посвящённый классику

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра. Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. Мы говорили о том, как творчество Александра Сергеевича Пушкина находило отражение в музыкальных произведениях известных русских композиторов. Ощутить изысканную атмосферу музыкальных салонов Пушкинского времени гости Русского дома смогли на состоявшейся 2-ого ноября лекции-концерте «Музыка Пушкинского времени». В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» на Поэтической поляне близ центральной усадьбы Пушкиных и Ганнибалов будут даны три концерта классической музыки.

Глинка и Пушкин

Первый — «Пушкин в Михайловском» — ретроспектива музыкальных сочинений, связанных с поэтом и его временем. Второй — романсы на стихотворения Александра Сергеевича — камерный концерт в сопровождении фортепиано. Третий — «Пушкин в опере»: арии и дуэты из известных оперных постановок.

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила. Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Старинная разбойничья песня «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка» в незаконченной повести «Дубровский» подчёркивает бутафорский характер разбойничьей ватаги мятежного дворянина, в то время как в «Капитанской дочке» пение пугачёвцев, обречённых на виселицу, о которой идёт речь в песне, наполняет душу героя «пиитическим ужасом» и жа-лостью к пока могущественным злодеям. Не случайно первыми в народ ушли именно те произведения Пушкина, которые были навеяны фольклором: жестокий романс «Под вечер, осенью ненастной», тюремная песня «Орёлик молодой» по стихотворению «Узник» , баллада «Казак» и т. Среди романсов, написанных на стихи поэта при его жизни два или три десятка произведений более или менее известных авторов , опять же большую часть составляют песни на народные мотивы. Ещё во время учёбы в Лицее двое сокурсников — Н.

Корсаков и М. Яковлев — начали сочинять мелодии на стихи Пушкина. Самое известное из их произведений, однако, написано позже — это «Зимний вечер» «Буря мглою небо кроет» Михаила Яковлева. Автор нескольких романсов на стихи Пушкина, композитор И.

Геништа, познакомился с поэтом в Москве, в салоне княгини З. Волконской, которая исполняла «Элегию» «Погасло дневное светило» на прощальном вечере в честь Марии Волконской Раевской , отъезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь. Известные композиторы: А. Алябьев, А.

Верстовский, М. Виельгорский и др. В Петербурге в 1823 г. Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К.

Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г. В 1828 г.

Ведь не только русский романс, но и русскую оперу невозможно представить без А. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов: Нэля Гафияттулина сопрано.

А оперы… какую ни возьми — «Руслан и Людмила» М. Глинки или «Русалка» А. Даргомыжского, «Евгений Онегин» или «Пиковая дама» П. Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова или «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова — они тоже о любви — страстной, пламенной, роковой, мятежной.

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения. Написал музыку к стихотворениям Пушкина «Старый муж, грозный муж», а так же «Ворон к ворону летит». Пушкин в музыке». Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов.

«Дуэль Чайковского с Пушкиным». Михаил Казиник — о тайных знаках оперы «Евгений Онегин»

Основой концертной программы «Пушкин в музыке» является известное произведение А.С. Пушкина «Метель». “Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Купить Предложить статью Музыкальная академия Издается с 1933 года. Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга 8 и 9 июля примет участие в фестивале «Пушкин. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Поэт Александр Пушкин в 2023 году снова проявился в истории одного из популярных музыкальных жанров.

Пушкин русской музыки

В рамках фестиваля состоялись выступления хоровых коллективов и вокальных ансамблей Приволжского Федерального округа: Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Пензенской области, Нижегородской области, Самарской и Саратовской областей. Была организована «Хоровая лаборатория», в которой были задействованы детские хоры из областей Приволжского федерального округа, а также прошла «Хоровая мастерская», участниками которой стали хормейстеры коллективов, выступающих на фестивале.

Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Старинная разбойничья песня «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка» в незаконченной повести «Дубровский» подчёркивает бутафорский характер разбойничьей ватаги мятежного дворянина, в то время как в «Капитанской дочке» пение пугачёвцев, обречённых на виселицу, о которой идёт речь в песне, наполняет душу героя «пиитическим ужасом» и жа-лостью к пока могущественным злодеям. Не случайно первыми в народ ушли именно те произведения Пушкина, которые были навеяны фольклором: жестокий романс «Под вечер, осенью ненастной», тюремная песня «Орёлик молодой» по стихотворению «Узник» , баллада «Казак» и т.

Среди романсов, написанных на стихи поэта при его жизни два или три десятка произведений более или менее известных авторов , опять же большую часть составляют песни на народные мотивы. Ещё во время учёбы в Лицее двое сокурсников — Н. Корсаков и М. Яковлев — начали сочинять мелодии на стихи Пушкина.

Самое известное из их произведений, однако, написано позже — это «Зимний вечер» «Буря мглою небо кроет» Михаила Яковлева. Автор нескольких романсов на стихи Пушкина, композитор И. Геништа, познакомился с поэтом в Москве, в салоне княгини З. Волконской, которая исполняла «Элегию» «Погасло дневное светило» на прощальном вечере в честь Марии Волконской Раевской , отъезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь.

Известные композиторы: А. Алябьев, А. Верстовский, М. Виельгорский и др.

В Петербурге в 1823 г. Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов.

В 1824 г. В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А.

Солисты из Москвы и Санкт-Петербурга, обладатели национальной оперной премии «Онегин», и симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга исполнили на Михайловской поляне музыкальные произведения, в разное время созданные по сочинениям великого русского поэта. Иван Павлов подробнее. Первый — «Пушкин в Михайловском» - ретроспектива музыкальных произведений, связанных с поэтом и его временем. Второй - романсы на стихотворения Александра Сергеевича - камерный концерт в сопровождении фортепиано. Третий — «Пушкин в опере» - арии и дуэты из известных оперных постановок», - Иван Павлов, корреспондент. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» открыла заключительный концерт фестиваля.

Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделённой любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств: Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры - Пушкина и Глинки - стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки. Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи Анне Петровне Керн. Глинка был знаком с её дочерью Екатериной. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Е. Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. Для Екатерины Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвящённые её матери.

Пушкин в русской музыке

Имя А. Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. Его поэмы, драмы и повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение более 1000 композиторов. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений.

Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в ее строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль.

Венцом же «пушкинского» в музыке Глинки бесспорно является опера «Руслан и Людмила». Ещё при жизни Пушкина в конце 1836 года Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила».

Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина помешала наметившемуся содружеству, 29 января 1837 года А. Пушкина не стало. Композитор не ограничился тем, что создал оперу на сюжет пушкинской поэмы.

Он написал своеобразный реквием, посвященный Пушкину, включив в эту оперу вставной номер — песнь Баяна. Это был единственный музыкальный отклик современника на трагическую гибель поэта.

Глинка считается родоначальником русской национальной музыки. Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Ведущая программы Надежда Константиновна Ирхина познакомила слушателей с жизнью и творчеством Михаила Глинки, осветила интересные факты и события его жизни, сформировавшие личность гениального композитора. Главные впечатления его детства были связаны с музыкой — народными песнями и крепостным оркестром дяди. Позже Глинка писал, что «русские песни были первопричиною того, что впоследствии он стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». А потом был Петербург, учеба в Благородном пансионе, уроки музыки и первый опыт сочинительства.

Какой блистательный круг общения подарила ему столица, где он познакомился с выдающими деятелями культуры того времени: А. Пушкиным, В. Жуковским, А.

Вокальные и музыкальные выступления участников создали особую атмосферу в зале. В исполнении Софии Михайловой прозвучал романс М. Глинки «Мэри», Альберта Филимончика — романс «Я помню чудное мгновение …». Софья Полякевич сыграла «Сентиментальный вальс» П.

На мероприятии присутствовали журналисты телеканала «Звязда».

Разделы сайта

Приезжая в Москву, Пушкин бывает в Петровском теперь Большом театре. Известно, что Пушкин был на первом представлении оперы Глинки «Иван Сусанин» 27 ноября 1836 года. Многие тогда не поняли оперы, но Пушкин оценил ее сразу и ответил на злобные выпады клеветников стихами: Слушая сию новинку, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь. Музыка Глинки была дорога и понятна Пушкину. На музыкальных вечерах у Дельвига «он Глинка. Нередко на вечерах исполнялись романсы и песни на слова Пушкина. Еще в юношеские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами Н. Корсаковым и М. Яковлевым; постепенно круг музыкантов, обращающихся к поэзии Пушкина, расширяется. При жизни поэта на его тексты писали романсы Верстовский, Алябьев, Титов, Виельгорский, молодой Глинка и многие другие. Композиторов в этот период интересовали стихотворения Пушкина, имеющие куплетную форму, воспевающие любовь и природу.

Яковлева, «Погасло дневное светило» И. С 1823 по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина. Некоторые стихи Пушкина выходили в свет вместе с нотами. Так, «Слеза» появилась в виде романса композитора М. Яковлева — лицейского друга Пушкина; таким же образом было опубликовано стихотворение «Я здесь, Инезилья» с музыкой Глинки. Большое число стихотворений поэта в 20-е годы пелось как городская песня: «Черная шаль», «Под вечер осенью ненастной», «Талисман», «Узник», «Буря мглою», «Девицы, красавицы», «Старый муж», «Любви, надежды, тихой славы». Гениальная опера «Руслан и Людмила» М.

Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

Музыка радости 6 июня в ДК Ленсовета состоялся наш долгожданный концерт в рамках проекта "Музыка Радости", приуроченный к 220-летию со Дня рождения А. Пожалуй, такое количество жанров мы не совмещали на одной сцене еще никогда..

Опубликовано оно было в 1830 году.

На музыку его положил композитор А. В наше время появляются песенные вариации «Зимнего вечера», нисколько не улучшающие первоначального звучания — скорее наоборот. А найдутся ли люди, которых не взволновали бы слова стихотворения, написанного летом 1825 года в селе Михайловском, где Пушкин пребывал в ссылке?

Посвящено оно молоденькой генеральше Анне Керн, с которой поэт встречался в имении ее тетки, помещицы Осиповой, Тригорском, и в которую был искренне влюблен. Когда Анна Керн уезжала из Тригорского, Пушкин вручил ей посвященные ей стихи: Я помню чудное мгновенье: Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Это стихотворение было опубликовано в 1827 году и получило высокую оценку читающей публики.

Еще большую известность оно приобрело после того, как было положено на музыку М.

«Пушкинские образы в музыке»

Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка. В Саратове прошло открытие первого межрегионального фестиваля хоровых коллективов, который получил название «Пушкин в музыке». Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин.

Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки

23 октября в Детской школе искусств № 1 г. Тулы состоялся областной методический семинар «Пушкин в музыке», посвященный 220-летию со дня рождения великого русского поэта, литературное творчество которого вдохновило композиторов на создание шедевров музыки. Диалог о Пушкине и музыке будут вести актер Евгений Шевелев и солист филармонии Вячеслав Клименко. Исследование роли музыки в творчестве а и влияния его произведений на музыкальное творчество русских композиторов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий