По ее словам, «Псковитянка» просто просится для постановки в Псковском Кремле. праздничный концерт, приуроченный к 25-летию коллектива, увертюрой к опере Римского-Корсакова «Псковитянка» 25 ноября, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Одноактная опера «Боярыня Вера Шелога» написанная композитором в 1898 году, одновременно может являться и прологом к опере «Псковитянка». Речь в опере идет о временах объединения Руси в эпоху правления царя Иоанна Васильевича, который наводил порядок тяжелой, карающей рукой опричнины. «Псковитянка», Мариинский театр, опера в Санкт-Петербурге. Расписание и покупка билетов онлайн.
Псковитянка (Римский-Корсаков)
оперу Псковитянка в Санкт-Петербурге, билеты по цене от 1200,00 руб. 1 мая 2024 г. в 19.00, Мариинский театр Псковитянка, официальные электронные билеты на оперу на сайте «Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. «Псковитянка» была первой оперой в Большом театре, поставленной под управлением Евгения Светланова в 1954 году. В Псковском Кремле в четверг вечером состоялась постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка", сообщает пресс-служба регионального правительства.
"Псковитянка" Римского-Корсакова
Декорации - неотъемлемая часть того самого большого стиля, который был характерен для советских по хронологии, но имперских по духу легендарных спектаклей Большого и Кировского театров. На сломе эпох эта эстетика уступила место минимализму и условностям постмодернизма. Но сейчас большой стиль смотрится свежо. Похоже, времена опять меняются, и искусство не может этого не отразить - на радость зрителям, привыкшим к понятному, красивому и масштабному. В сцене царской охоты на сцене даже гарцевали всадники на настоящих лошадях - чего ж вам больше?
Публика встретила эту сцену отдельными аплодисментами. И все-таки в итоге восхитительное впечатление от спектакля было погублено. Хоровые сцены были в этот вечер полностью провалены. Их просто не было слышно.
Девицы в пасторальной сцене сбора ягод, похоже, ушли «по малину, по смородину» не в ближний сад, а в сопредельную с Псковом Чухонскую область, откуда не допоешься. Песня вольницы, которая должна будоражить и «адреналинить», звучит глухо и подавлено. И уж совсем тяжко приходится зрителям в сцене ожидания царя псковичами: на фоне - еще раз повторимся - незабываемых декораций хор «Грозный царь идет во великий Псков» производит впечатление невнятного бормотания. Скандал, да и только.
Мусоргского и Н. Римского-Корсакова «Псковитянки» Ансамбль русской музыки «Псков» Ансамбль русской музыки «Псков» — постоянный участник фестиваля русской музыки им. В рамках фестиваля ансамбль выступит с концертной программой «Псковитянки».
В названии концерта соединились как произведения, вдохновленные величием и красотой земли псковской, так и исполнительницы, сохраняющие и преумножающие псковские традиции исполнительства на народных инструментах. Солистка ансамбля Маргарита Тепонайнен вместе с коллективом представит самые популярные народные песни и наигрыши для домры в известных аранжировках. Среди них аранжировки А.
В нём приняли участие губернатор области Михаил Ведерников, его первый зам Вера Емельянова и глава Псковской митрополии Тихон Шевкунов. Говорили о культурной программе. Содействие в проведении некоторых мероприятий окажет Министерство культуры. Так пройдет хоровой праздник, в котором примут участие более пятисот детей из разных регионов России, а также тысяча ребят из Президентского сводного хора.
В рамках Фестиваля к 180-летию Николая Римского-Корсакова. Дирижер — Валерий Гергиев. События оперы происходят в Пскове в XVI веке.
Покой местных жителей нарушает новость о скором прибытии в город царя Ивана Васильевича. Псковитяне обсуждают прибытие самодержца и его намерения.
Портал правительства Москвы
Опера «Псковитянка» 1 мая 2024, Санкт-Петербург, Мариинский театр (Основная сцена) | 13 января 1873 года в Санкт-Петербурге прошло первое представление оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». |
В Мариинском театре прошла премьера оперы «Псковитянка» | События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков. |
Новости по теме
- Опера «Псковитянка»
- опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
- «Псковитянку» поместили в исторические декорации
- Комментарии
Впервые исполнена опера «Псковитянка»
Замысел «Псковитянки» относится к 1868 году. Сюжет, взятый из одноименной драмы талантливого поэта и переводчика Льва Мея, подсказали молодому автору — ему было всего 24 года! Балакирев и М. Мусоргский, его друзья и сподвижники по музыкальному кружку, звонко названному «Могучей кучкой». Римский-Корсаков сразу загорелся сделанным ему предложением. Сценарный план к либретто оперы, которое писал сам композитор, активно обсуждали М. Мусоргский, А. Бородин и Ц.
Кюи, критик и идеолог «кучкистов» В. Стасов, историк В. Чайковский, находясь в Москве и узнав о намерении Римского-Корсакова писать оперу, сделал ряд предложений по ее проекту. Пореформенные годы XIX века — знаменательное для России время. Менялся весь уклад жизни, общество словно встрепенулось, потянулось к новому. Это не могло не сказаться и на развитии искусства. Оно переживает небывалый подъем.
В литературе, музыке, театре, живописи происходит мощный «выплеск» творческой энергии. Одно за другим появляются произведения, вскоре ставшие отечественной классикой. Примечательным для искусства тех лет становится интерес к исторической теме. Она главенствует во многих произведениях. В драме — это А. Островский, А. Толстой, Л.
Мей; в живописи — И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов; в музыке — М. Балакирев увертюра «Русь» , А. Рубинштейн увертюра «Иван Грозный» , М. Мусоргский оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» , А.
Бородин «Князь Игорь» , П. Чайковский «Воевода» и «Опричник» , А. Серов «Рогнеда» , Э. Направник «Нижегородцы» и ряд других сочинений. Словно некая сила влекла в те годы писателей, драматургов, композиторов, художников к осмыслению узловых моментов русской истории. Несомненно, Римского-Корсакова также захватил этот общий интерес к историческим темам и сюжетам, которые прямо или косвенно соотносились с проблемами современности. Композитор писал «Псковитянку» четыре года.
В этот период он особенно сблизился с М. Мусоргским, также писавшим оперу — то был «Борис Годунов» во второй редакции. Вот что об этом сказано в «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова: «Я уговорился жить с Мусоргским, и мы наняли квартиру, или, лучше сказать, меблированную комнату в доме Зарембы на Пантелеймоновской улице. Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное.
К 12 часам он уходил на службу в Министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями». Подумать только: в одной комнате, на одном рояле, взятом в аренду, одновременно рождались две великие оперы! Есть и другое важное свидетельство, объясняющее суть творческих взаимоотношений двух великих русских композиторов. Вот отрывок из письма композитора А. Бородина своей жене 1871 : «…Модинька с Корсинькой, с тех пор как живут в одной комнате, сильно развились оба. Оба они диаметрально противоположны по музыкальным достоинствам и приемам; один как бы служит дополнением другому.
Влияние их друг на друга вышло крайне полезное. Модест усовершенствовал речитативную и декламационную сторону у Корсиньки; этот, в свою очередь, уничтожил стремление Модеста к корявому оригинальничанию, сгладил все шероховатости гармонизации, вычурность оркестровки… - словом, сделал вещи Модеста несравненно музыкальнее. И во всех отношениях… ни тени зависти, тщеславия, безучастия; всякий радуется искренно малейшему успеху другого». Во время работы над «Псковитянкой» произошли два события, сыгравшие важную роль в жизни Римского-Корсакова: его женитьба на Н. Пургольд брак с ней оказался на редкость счастливым и приход на работу в Петербургскую консерваторию. Последнее решение явно не получило одобрения «кучкистов», многие годы враждовавших с косным ученым миром, но зато было горячо поддержано Чайковским, который назвал «подвигом» решение Римского-Корсакова не только начать учить других, но и самому учиться, расширять и укреплять свою профессиональную выучку. Вскоре после того, как «Псковитянка» была закончена, состоялась ее премьера на сцене Мариинского театра 1873.
Свой первый театральный опыт опера определенно имела успех у публики , сам Римский-Корсаков счел не во всем удавшимся.
Борьба царя Ивана Грозного за объединение Руси, изображенная в ней, — один из самых драматичных периодов русской истории. Само намерение показать в опере противоречия между народом и самодержавием было чрезвычайно прогрессивно и отвечало настроениям демократической общественности 60-х годов. Кроме того, Римского-Корсакова привлекла в этом сюжете возможность создания больших народных сцен и воплощения в музыке такого замечательного, психологически сложного образа, как Иван Грозный. Вскоре после окончания работы новая опера была принята дирекцией императорских театров к постановке.
Не обошлось при этом без борьбы с царской цензурой, которая усмотрела в «Псковитянке» призыв к борьбе за свободу, за республику. После довольно продолжительных хлопот Римский-Корсаков добился разрешения вывести на сцене Ивана Грозного, но текст в сцене веча пришлось подвергнуть некоторым изменениям. Встреченная в штыки консервативной критикой, «Псковитянка» имела большой успех у передовой части публики, особенно у студентов. Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть К переделке оперы Римского-Корсакова побудило убеждение в том, что его композиторская техника была недостойна его «музыкальных идей и прекрасного сюжета». Законченная к концу 1878 года в партитуре вторая редакция «Псковитянки» снова не удовлетворила автора.
В третий раз Римский-Корсаков вернулся к своему оперному первенцу в начале 90-х годов, почти через четверть века после первого обращения к «Псковитянке», — вернулся, обогащенный огромным творческим опытом. Крупнейший русский композитор, получивший всеобщее признание, автор « Майской ночи » и « Снегурочки », «Шехеразады» и «Испанского каприччио», по-новому подошел к своему юношескому произведению. Взяв за основу первую редакцию оперы и лишь частично используя материал второй редакции, Римский-Корсаков подверг пересмотру и тщательной переработке всю оперу. При этом ряд сцен и симфонических картин был написан заново. Лишь в третьей окончательной редакции «Псковитянки» Римский-Корсаков достиг желанного равновесия между глубоким содержанием и цельной, законченной формой, придав опере вместе с тем полное стилистическое единство.
В 1898 году композитор подверг некоторой доработке пролог к опере по первому действию драмы Мея. Основные части — колыбельная и рассказ Веры Шелоги — были дополнены небольшими новыми сценами разговор Надежды с Власьевной, речитативы. Так возникла одноактная опера «Вера Шелога», являющаяся одновременно прологом к опере «Псковитянка». Музыкальные образы "Псковитянки" и "Веры Шелоги" Первая опера гениального русского композитора «Псковитянка» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место. В большинстве своих лучших опер композитор обращался к народной сказке, легенде, фантастике.
В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова. В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке».
Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех. По словам известного критика Германа Лароша опера «ожидалась публикою с высоко-возбужденным и сочувственным нетерпением… Прием, которым публика почтила оперу на первом представлении… нельзя считать просто сочувственным, это был ряд оваций.
Композитора вызывали при каждой перемене декораций, иногда по два и три раза». Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь.
Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Это единственное в мировой оперной литературе произведение, работа над которым продолжалась — в той или иной форме — 35 лет!
Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера в первой редакции состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Затем последовали вторая редакция 1876—1877 , не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная 1891—1894. В промежутке между ними из музыки второй редакции композитор создал увертюру и антракт к драме Льва Мея «Псковитянка». Но и после премьеры финальной версии оперы в 1895 году мысли о «Псковитянке» не оставляли Римского-Корсакова.
В 1898-м из материалов второй редакции возникла новая опера — «Боярыня Вера Шелога», задуманная композитором как пролог к «Псковитянке». Кроме того, изменения в партитуру третьей редакции вносились автором при каждой театральной постановке, вплоть до 1903 года, когда 28 октября она была впервые исполнена на сцене Мариинского театра.
«Псковитянку» поместили в исторические декорации
Для Пскова княжна стала "Мадонной", спасшей вольный город от судьбы Великого Новгорода, который Грозный "поставил на колени". Отцовская любовь к Ольге встала непреодолимой преградой на пути покорения Пскова. Царь собирается взять дочь с собой в Москву и "отдать за того, кого она сама выберет", однако, спасая своего возлюбленного Тучу, Ольга трагически погибает в финале оперы. Этот эпизод раскрывает Грозного-отца, безутешного перед простым человеческим горем. Самыми сильными в постановке получились сцены появления Грозного во Пскове и первой встречи с дочерью в палатах князя Токмакова. В этот же ряд можно поставить и сцену прощания Царя с телом мертвой дочери, драматически завершающую оперу. Не хватает выразительности и всей любовной линии молодых героев. Зрительский ажиотаж, развернувшийся вокруг премьеры, подтвердил, что традиционная, классическая постановка, несомненно, получила одобрение петербургской публики, уставшей от новых модных веяний и внешних эффектов, зачастую подменяющих сегодня внутреннее содержание. Да и выглядит такой спектакль гораздо более подходящим для мариинских стен, нежели космические межпланетные трактовки опер Вагнера.
Мариинский — не просто театр. Статус просто обязывает "держать марку" и не переступать неких негласных границ, которые могут себе позволить не замечать авангардные театры.
Важность этого события трудно переоценить: считается, что именно оно практически завершило централизацию русских земель. К тем временам и возвращает сюжет "Псковитянки". Сложный, болезненный, полный драматизма исторический выбор между псковской вольницей и единым государством был сделан псковичами в пользу Москвы, что стало лейтмотивом финальных сцен оперы. Ее действие, согласно авторскому замыслу, разворачивается в Пскове, в том числе и на Вечевой площади кремля в 1570-м году.
В образе псковитянки предстает внебрачная дочь Ивана Грозного, любимица Пскова, княжна Ольга. Премьера "Псковитянки" состоялась в 1873 году в Мариинском театре и вызвала горячий отклик у публики.
По мнению генерального директора Российского театрального агентства Давида Смелянского, постановка оперы имеет заслуженный успех.
Но мы рады, что проект удался. Конечно, кое-какие накладки выявились, но мы это обязательно учтем на будущее, ведь наше сотрудничество с Псковской областью будет обязательно продолжено», - отметил гендиректор РГТА. Постановка оперы Н.
Римского-Корсакова «Псковитянка» в псковском Кремле состоялась по инициативе губернатора Андрея Турчака, поддержанной Российским государственным театральным агентством, Государственным академическим большим театром России и общественностью. Бюджет постановки составил 36 млн. Финансирование осуществлялось как из регионального бюджета в рамках областной долгосрочной программы «Культура Псковского региона в 2007-2010 годах», так и на спонсорские средства.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Все это придало особый зрелищный и пышный эффект происходящему действу. Так называемая сценическая площадка внутри Кремля представляла собой Приказную палату, походную часовню царя Ивана Грозного, а так же часть крепостной стены. Специально для этого спектакля были изготовлены и некоторые сценические костюмы, большая часть из которых принадлежит коллекции Большого театра. Музыкальный руководитель и дирижер - Александр Поляничко, художник-постановщик - Вячеслав Ефимов. Режиссером-постановщиком «Псковитянки» выступил советник президента РФ по культуре, солист Мариинского театра, народный артист России Юрий Лаптев несколько лет назад он был режиссером-постановщиком исторической постановки «Псковитянки» в Мариинском театре. Юрий Лаптев: «Я уже второй раз столкнулся с «Псковитянкой» и очень благодарен Римскому-Корсакову, что он такую замечательную оперу написал. Выражаю особую признательность всем участникам этого грандиозного проекта в Пскове. Я думаю, это действительно уникальное явление, когда на древнюю псковскую землю еще раз ступил царь Иван Васильевич, когда мы вместе пережили те коллизии, те страсти, которые разгорались в далеком прошлом. Тем самым, эта постановка перекинула мост между нашими предками и нами.
Мы стали понимать, что, в принципе, все ценности те же самые, эмоции мы испытываем одинаковые. Эти седые стены Псковского Кремля, величественный Троицкий собор — для каждого из солистов представляется небывалым счастьем поучаствовать в таком спектакле.
Портал правительства Москвы
В Большом театре "Псковитянка" всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль. В июле «Псковитянка» прозвучала под стенами Псковского Кремля на юбилейных торжествах, посвященных 1100-летию со дня основания города. Союз Большого театра, Воздушно-десантных войск и исторических клубов. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, г. яркая страница талантов». Опера Псковитянка в Мариинском театре. Русский костюм в опере "Псковитянка" был представлен во всей красе: сарафаны и кокошники пестрели всеми красками. Гастроли начала "Псковитянка" – первая и самая многострадальная опера Римского-Корсакова, над которой он работал 35 лет.
Опера про единую Россию. Без кавычек
Radio Rossii Mayak. Хоровой праздник, опера «Псковитянка, ярмарка ремесленников: Михаил Ведерников и Ольга Голодец обсудили подготовку к Ганзейским дням в Пскове. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, ко. Смотрите онлайн видео «Оперу "Псковитянка". «Псковитянка» завоевала признание зрителя в Солодовниковском театре, и оперой заинтересовался управляющий московскими казенными театрами вский.
Большой театр готовится показать оперу «Псковитянка» на открытом воздухе
В 1871 году сочинение оперы перешло в активную стадию. Последняя точка в партитуре была поставлена в начале 1872 года. Сразу же автор отправил свое детище на согласование цензору и вначале получил отказ. Причин было две — изображение Пскова городом с развитым местным управлением, практически альтернативным царской власти, и присутствие на сцене монарха в качестве персонажа оперы. Римский-Корсаков получил одобрение на постановку только через протекцию великого князя Константина.
Опера откровенно не нравилась Э. Направнику, главному дирижеру Мариинского театра — возможно, искренне, а возможно, из-за статьи, которую Римский-Корсаков опубликовал несколькими годами ранее. В ней он по-юношески необдуманно раскритиковал дебютную оперу Направника «Нижегородцы». Но, поскольку разрешение на постановку было дано «сверху», труппа и оркестр приступили к репетициям.
Царя Ивана пел О. Петров, Ольгу — Ю. Платонова, Токмакова — И. В первом сезоне опера прошла 10 раз с аншлагами.
Однако в прессе ее не хвалили. Автор и сам замечал партитурные огрехи, явившиеся следствием недостатка мастерства. Уже через три года композитор взялся за переработку оперы.
Первый номер первой российской газеты был озаглавлен так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Издание осуществлялось попеременно в Москве и Петербурге. Историки считают, что газета потребовалась властям исключительно для того, чтобы убеждать народ в необходимости продолжать весьма затратную Северную войну. Царь первое время принимал деятельное участие в судьбе газеты, лично правил корректуру и отмечал в голландских печатных изданиях места, нужные для перевода. Тексты с правками Петра хранятся в московской синодальной библиотеке. Довольно часто, в зависимости от содержания, газета меняла названия.
Собирается народ на площадь. Смятение и тревога охватывает псковичей. Князь Токмаков пытается успокоить народ: Пскову нечего бояться: верой и правдой служат псковичи отечеству. И потому надо встретить Государя смиренно, хлебом-солью. Молодые псковичи во главе с Михайло Тучей не хотят подчиниться царю. Они призывают народ отстаивать независимость. Вольница подхватывает удалую песню своего предводителя и покидает город. Перепуганный Матута предлагает Токмакову позвать стрельцов, чтобы расправиться с непокорными. Токмаков с негодованием отказывается. Тревожно продолжает гудеть колокол. Действие второе Картина третья Псковичи ждут встречи с царем Иваном и накрывают столы. Появляется Ольга с мамкой. Княжна признается, что подслушала разговор приемного отца с Матутой, и жалуется на свою сиротскую долю. Ольга грустна, но вместе с тем странное чувство овладевает ею. С нетерпеливым волнением Ольга ждет появление царя. Колокола гудят все громче, на площади появляется сам царь Иван Васильевич. Народ падает ниц с мольбой о пощаде. Картина четвертая Иван Грозный у входа в палаты князя Токмакова. Токмаков отвечает ему глубоким поклоном. Царя ведут на почетное место к столу. Узнав, что у князя есть дочь, царь желает, чтобы она поднесла ему чашу. Входит Ольга, за ней — Стеша и сенные девушки с угощением. Когда Ольга поднимает голову, поднося чашу царю, Иван Грозный узнает в ней черты когда-то горячо любимой им женщины — Веры Шелоги. Царь поражен, с трудом ему удается скрыть волнение и растерянность. Оставшись наедине с Токмаковым, выспросив, кто мать Ольги, Грозный понимает, что встретил родную дочь. Это кажется ему знамением, и он милует мятежный Псков: «Да престанут все убийства!.. Много крови...
Для Пскова княжна стала "Мадонной", спасшей вольный город от судьбы Великого Новгорода, который Грозный "поставил на колени". Отцовская любовь к Ольге встала непреодолимой преградой на пути покорения Пскова. Царь собирается взять дочь с собой в Москву и "отдать за того, кого она сама выберет", однако, спасая своего возлюбленного Тучу, Ольга трагически погибает в финале оперы. Этот эпизод раскрывает Грозного-отца, безутешного перед простым человеческим горем. Самыми сильными в постановке получились сцены появления Грозного во Пскове и первой встречи с дочерью в палатах князя Токмакова. В этот же ряд можно поставить и сцену прощания Царя с телом мертвой дочери, драматически завершающую оперу. Не хватает выразительности и всей любовной линии молодых героев. Зрительский ажиотаж, развернувшийся вокруг премьеры, подтвердил, что традиционная, классическая постановка, несомненно, получила одобрение петербургской публики, уставшей от новых модных веяний и внешних эффектов, зачастую подменяющих сегодня внутреннее содержание. Да и выглядит такой спектакль гораздо более подходящим для мариинских стен, нежели космические межпланетные трактовки опер Вагнера. Мариинский — не просто театр. Статус просто обязывает "держать марку" и не переступать неких негласных границ, которые могут себе позволить не замечать авангардные театры.
«Псковитянка» Римского-Корсакова
Зимненко Токмаков , П. Кудрявченко Туча. Свою первую оперу композитор посвятил единомышленникам из « Могучей кучки » «дорогому кружку». У «Псковитянки» немало пересечений с « Борисом Годуновым » М. Это можно объяснить тем, что в период интенсивной работы над обеими операми композиторы не только близко общались, но и жили вместе. Не только создание и переработка музыки оперы заняла несколько десятилетий — либретто «Псковитянки» также писалось Л. Меем в течение 9 лет. Сюжет оперы вымышленный, но в его основе историческое событие — приезд Ивана Грозного в Псков в 1570 году после Новгородского погрома, во время которого было убито до трети населения Новгорода.
В Пскове царские репрессии не имели столь массового характера, в том числе, из-за местного юродивого, который предрек многие беды, если Грозный посягнет на жизни псковичей. Единственный отечественный фильм, в котором снялся Ф. Певец был и сооснователем «Товарищества Шарез», снявшего этот фильм. Шаляпин остался неудовлетворен своим первым съемочным опытом, так как команда «Мотор! Однако картина навсегда осталась в истории кинематографа еще и потому, что свою первую роль в ней сыграл М. Несомненно, о большом, серьезном и основательном, полном правды и размаха. Этим критериям соответствовала историческая драма Л.
Мея «Псковитянка», где одним из центральных персонажей являлся царь Иван Грозный.
Зрителям напомнили о страницах истории оркестра. Добавим, что в программе праздничного концерта — лучшие произведения мировой классики.
Римского-Корсакова «Псковитянка», что само по себе — очень «идеологически выдержанный» ход: как-никак русский Новый год тот самый «старый новый» — значение этого «термина» ни на один вменяемый иностранный язык перевести невозможно , православные святки. Чем же еще, как не национальной оперой открывать двухнедельный «крещенский» марафон? Правда, так было далеко не всегда — лишь первый фестиваль в 2005 году в день открытия, пришедшийся в тот раз аккурат на 19 января, были исполнены оркестровые переложения Колобова романсов русских композиторов, а тремя днями позже состоялась сценическая премьера «Царской невесты» и пятый в 2009-м концертное исполнение «Князя Игоря» отвечали этой, пока еще четко не сформулированной идее. Однако, представляется, что идея весьма плодотворная — под нее вполне можно попытаться реанимировать целый пласт забытых или полузабытых русских опер.
Былая популярность начала прошлого века, связанная, прежде всего, с именем Шаляпина, который с успехом выступал в роли грозного царя Ивана и в России, и в Европе, к началу веку нынешнего сменилась эпизодическими появлениями даже на отечественной сцене: ныне опера входит в репертуар лишь петербургского Мариинского театра, где к столетию смерти композитора 2008 г. Юрием Лаптевым была возобновлена постановка 1952 года, показанная тогда же и в Москве в рамках Пасхального фестиваля; в московском Большом театре последняя постановка, осуществленная в 1999 г. Светлановым и И. Шароевым, уже давно выпала из афиши.
Так что по нынешним временам можно сказать, что «Псковитянка» — опера раритетная. Исполнение русской оперы сегодня, в условиях глобализации, представляет определенную сложность: театрам все меньше удается сохранить специфику национального самобытного стиля да и есть ли в этом необходимость — большой вопрос , которая активно культивировалась в эпоху железного занавеса, а полному нивелированию под стандарты, скажем, итальянского стиля нередко сопротивляется сам музыкальный материал.
Для новой постановки по эскизам Федоровского были воссозданы роскошные костюмы артистов и декорации. Постановка просто веет "русской патриархальностью и эпохальностью".
Общее впечатление усиливается вниманием к деталям. Дождь, "идущий" в лесу, где разворачивается третье действие оперы, настолько "настоящий", что заставляет зрителей вглядываться в сцену в поисках луж. Нынешний исполнитель роли Ивана Грозного, Алексей Тановицкий, обозначает свое появление на сцене не столь эффектно как Шаляпин, но, как и тот, не отдает никому права доминирования на сцене. За выразительную игру и яркий вокал Тановицкий сорвал заслуженные овации зрителей.
В первой части оперы настороженность и недоверие сквозит в каждом жесте и взгляде Грозного. Тем разительнее перемена, появляющаяся в поведении Царя с новообретенной во Пскове дочерью. Для Пскова княжна стала "Мадонной", спасшей вольный город от судьбы Великого Новгорода, который Грозный "поставил на колени". Отцовская любовь к Ольге встала непреодолимой преградой на пути покорения Пскова.
Царь собирается взять дочь с собой в Москву и "отдать за того, кого она сама выберет", однако, спасая своего возлюбленного Тучу, Ольга трагически погибает в финале оперы.
В Англии состоялась премьера "Псковитянки" Римского-Корсакова
По ее словам, «Псковитянка» просто просится для постановки в Псковском Кремле. Radio Rossii Mayak. Хоровой праздник, опера «Псковитянка, ярмарка ремесленников: Михаил Ведерников и Ольга Голодец обсудили подготовку к Ганзейским дням в Пскове. В июле «Псковитянка» прозвучала под стенами Псковского Кремля на юбилейных торжествах, посвященных 1100-летию со дня основания города. Псковитянка Мариинский театр возобновляет одну из сценических версий оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Это постановка 1952 года, режиссёром которой являлся Е.