Новости переносное жилище некоторых народов севера

Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским.

Искусство выживать в снегах

  • Значение слова ЯРАНГА. Что такое ЯРАНГА?
  • Яранги и дома коренных народов Камчатки
  • Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
  • Жилище на Севере, 6 букв
  • Чум - традиционное жилище коми-оленеводов
  • ответ на кроссворд и сканворд

Чум — традиционное жилище ненцев

Около яранги горел костер. Куваев, «Дом для бродяг», 1970 г. Станислав Олефир, «Колымская повесть», 2001 г. Источник: Викисловарь Делаем Карту слов лучше вместе Привет!

Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Чум имеет коническую форму. Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой. Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления. И у наших северных народов жилище называется — чум. Чум - жилище кочевых народов, проживающих на Ямале и Югре, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры.

Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник приближается? Правильно, День округа. Вот мы потихоньку и пришли к теме нашего занятия. Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете? Ханты, ненцы, коми - зыряне преподаватель показывает фотографии этих народов, иллюстрации книги «Древние традиции и ремесла». Что же объединяет эти кочевые народы? Правильно, чум. По коми-зырянски он называется «чом», по - ненецки - «мя», по-хантыйски «нюки хот».

Для жизни как раз и используется полог. Полог представляет собой квадратное меховое сооружение чуть в стороне от центра яранги в центре яранги очаг , размером метра полтора на два и на метр в высоту. Внутри полога может гореть малюсенький жирник, фитиль, свеча или нечто подобное. И в этом пологе будет жарко в любой мороз снаружи яранги. По факту, в пологе спят, раздевшись догола. Все дело в оленьих шкурах, волоски меха которых внутри полые и придуманы природой таким образом, чтобы прекрасно сохранять тепло. Так что для хозяйственно-бытовых нужд используется внутренняя часть яранги, а для сна, отдыха и … секса в том числе, используется этот самый полог, где никто не рискует ничего себе отморозить, какая бы погода снаружи ни была. Так традиционно обстояло, да и сейчас обстоит дело у оленеводов в тундре. В населенных пунктах, конечно, все давно уже иначе. Везде есть стационарные современные дома, вполне соответствующие всем европейским требованиям.

Все лишние вещи и резерв продуктов они хранили внутри яранги, а в летнее время непотребные вещи укладывали на грузовые нарты, установленные неподалеку от жилища, и покрывали их сверху ровдугой для предохрани от ливня. Приморские чукчи около яранг традиционно устанавливали 4 китовых ребра с поперечинами на высоте около 2 м от земли. Летом на них ставили нарты, а зимой байдары, дабы собаки не съели ремни, скрепляющие нарты, и кожаные покрышки байдары. Остальное собственность приморские чукчи хранили внутри яранги. Они не казались, имеют большое значение для становления каждого мира во многих смыслах этого слова, потому что они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на поддержка в некоторых неожиданных обстановках. Именно такие на протяжении многих столетий способны, во что бы то ни стало, сберечь свой язык, обычии и традиции. И это касается не только, традиционных блюд и одежды, но иПоэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера - чумах, ярангах и иглу, которые до сего времени применяются местными обитателями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум - жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством - ненцев, хантов, коми и энцев. Любознательно, но против зачастую встречающему суждению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ожидает рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут - на самом деле их жилища именуются ярангами. Допустимо, путаница появилась из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А допустимо, что эти два несколько схожие между собой строения легко путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это, которая имеет конусообразную форму и отменно приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с резкий поверхности чума, следственно при переезде на новое место чум дозволено разобрать, не прилагая лишних усилий для чистки строения от снега. Помимо того, форма конуса делает чум устойчивым к мощным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой либо мешковиной, а вход завешивается жесткой тканью скажем, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума применяют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи подымается вверх и не дозволяет осадкам попадать вовнутрь чума - они легко испаряются под действием высокой температуры. А для того, дабы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на особые нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их числа: чем огромнее будет шестов и чем длиннее они будут, тем емкостнее получится. С давнишних времен установка чума считалась делом каждой семьи, в котором принимали участие даже дети. Позже того, как чум всецело установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом вовнутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от сторонних глаз. Яранга - национальное жилище народов Чукотки Как мы теснее говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга владеет круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, тот, что сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими либо китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Пологимеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы скажем, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин- отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная частьОбычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, тот, что применяют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят обычные блюда народов Севера - чай, оленину и угощают ими гостей. Больше того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Скажем, в центре Анадыря дозволено увидеть ярангу - овощную палатку, исполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу - эскимосское жилище из снега и льда Свет в иглу поступает прямо через ледяные, правда в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как водится, застилают шкурами, а изредка покрывают ими еще и стены - всецело либо отчасти. Для обогрева и добавочного освещения иглу применяют плошки-жирники. Увлекательным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают вследствие тому, что снег стремительно выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается удобная для человека температура. Больше того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, следственно в иглу неизменно сухо. Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос Где живут чукчи?. На Далеком Востоке есть Чукотка либо Чукотский самостоятельный округ. Но если мы немножко усложним вопрос: Где живут чукчи и эскимосы? Нет одноимённой области, необходимо обнаружить больше серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли различия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это различные народности, некогда племена, имеющие всеобщие корни и населяющие аналогичные территории. Регионы в России, где живут чукчи либо луораветланы, сосредоточены на севере. Вначале кочевали, но позже приручения оленей начали немножко приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы либо чукчи самоназвание делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых. Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. В всей стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на разные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы вначале оттеснили эскимосские племена, а после этого регионально отделились от коряков. Сегодня коряки всеобщая народность с чукчами составляют радикальное население одноимённого самостоятельного округа Камчатской области в России. Каждого их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI столетия. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а иная - морским промыслом. Внешний облик Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса результат сформулирован выше. Вовсе незадолго учёные подтвердили генетическое родство чукчей и индейцев. Подлинно, в их внешнем облике много всеобщего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они схожи на обитателей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются. Разрез глаз мужчин луораветланов огромнее горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют огромнее сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с огромными ноздрями. Цвет волос у поверенных обоих Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки. Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся почаще каждого из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки либо куртки из оленьей замши. Черты характера Рисуя психологический портрет данной народности, подмечают основную черту - непомерная нервозная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного баланса, они дюже неуравновешенны. На фоне этого имеют наклонность к убийству либо самоубийству. Скажем, родственник может с лёгкостью отозваться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, дабы тот не мучился в агонии. В любом споре либо борьбе проявляют невиданную настойчивость. В то же время эти люди дюже хлебосольные и добрые, наивные. Доблестно приходят на подмога ближним и каждому, кто нуждается. Дюже легко относятся к представлению супружеской верности. Жены редко ревнуют своих супругов. Условия жизни Там, где живут чукчи на фото ниже , короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды обитатели применяют только два выражения: погода есть либо погоды нет. Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она успешной либо нет. Испокон столетий чукчи продолжают свои промысловые обычии. Дюже любят мясо нерпы. Радостный охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками их традиционно 5-6 будет прокормлена несколько дней. Места для яранг семьи почаще каждого выбирают в окружении сопок, дабы было огромнее безветрия. Внутри нее дюже холодно, правда выстлано жилище по и поперёк шкурами. Обыкновенно посередине маленький костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Вблизи нее дети. Совместно они собирают в сезон растения. Супруг - добытчик. Данный порядок сохраняется на протяжении многих столетий. Иногда такие радикальные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом доводится доказывать, что это их ребёнок. Почему чукча - герой приколов? Существует суждение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от ужаса и уважения, ощущения преимущества над собой. С XVIII столетия, когда казачьи отряды двигались по безграничной Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую дюже трудно превзойти в бою. Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той грозной местности, где живут чукчи, грядущий охотник должен быть чутким, уметь сносить всякий дискомфорт, спать стоя, не опасаться боли. Любимая национальная единоборство происходит на расстеленной склизкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти. Воинствующие оленеводы Корякское население, которое прежде чукчей вошло в состав Русской империи, сбегало с поля боя, если видело правда бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не опасаются стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во недруга руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, дабы не попасть в рабство. В бою чукчи были безжалостны, метко сражали недруга стрелами, наконечники которых были смазаны ядом. Правительство стало предупреждать казаков, дабы те не вступали в бои с чукчами. На дальнейшем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать огромнее в советское время. Вблизи нее периодично устраивались ярмарки, дабы торговать с оленеводами обменным методом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам неизменно было увлекательно, где живут чукчи и чем занимаются. Торговые дела Дань Русской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе дозволить.

Форма поиска

  • Значение слова ЯРАНГА. Что такое ЯРАНГА?
  • Содержание
  • Жилища народов севера
  • Переносное жилище у народов севера — 6 букв сканворд

Переносное жилище некоторых народов Севера.

Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов.

Традиционные жилища народов Сибири

На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России.
Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?

Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство.

Слово «Яранга»

Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов

Что такое типи? Именно типи стал символом жилища индейцев, именно его схематичное изображение использовал пёс Шарик из всем известной деревни. Само слово «типи» на языке одного из народов Северной Америки означает любое жилище, но в обиход типи вошли именно как традиционное жильё кочевых индейцев Великих равнин. Для оседлой жизни индейцы использовали либо большие вигвамы либо вообще комбинированные типы жилищ: полуземлянки с травяной или кожаной крышей, порой полудомики. Типи же использовались и горными племенами, и оседлыми племенами окраин степи в период охоты, и в лесных регионах. Главная отличительная черта типи — индивидуальность: эти жилища всячески раскрашивались и украшались, тем самым показывая статус хозяина. Большую популярность у кочевников типи получили за быстроту в сборке и разборке, удобство в транспортировке, а материалы покрывашки обеспечивали водонепроницаемость. В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма. Так в чем отличия? У всех этих жилищ есть два главных отличия — предназначение и территория распространения.

Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища. Такой подход также позволяет сохранить в иглу тепло. Если вы никогда не обучались строительству дома из снежных блоков, отстроить иглу будет непросто. Однако, местное население и вовсе тратит на создание жилища всего 1-2 часа. Дело в том, что опытные северяне знают, какого размера блоки должны составлять определенную часть иглу. Кстати, благодаря форме сужающейся раковины, жители иглу не слышат шума самой сильной пурги. Это кажется странным, но чем холоднее «за окном», тем больший нагрев выдерживает жилище изо льда внутри.

Как мы уже поняли, важную роль играет правильное создание входа, так вот, благодаря нему, жители иглу могут нормально дышать. Забавно, что для освещения северянам не надо создавать ничего дополнительно - свет проходит в дом через ледяные стены. Для нас иглу всегда будет являться неким символом севера, правда, представляется он порой не таким, какой есть, а немного романтизированным. Особой популярностью образ иглу пользуется у детей. Сергей Солобозов.

Слайд 6 Женщины упаковывают сани, которые используются для перевозки жердей и шкур для чума. Ночью сани располагают вокруг чума.

Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней. Это холодная часть жилища. Полог — теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением.

В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей.

Куваксу называют исконным типом саамского жилища, которое существовало до появления у саамов срубных построек. Последние записи:.

Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу

Кроме того, коническая форма — это символ власти, святости и особого достоинства человека. Чум для ненцев — это жилище, но не дом в общепринятом значении. Дом для северных кочевников не ограничивается стенами ночлега, а включает в себя всю обжитую территорию, по которой гонят оленье стадо на новое пастбище. Основные занятия ненцев — это оленеводство, охота и рыболовный промысел. В зависимости от рода занятий семья выбирает место для сезонного стойбища — высокие берега рек или ягельные пастбища с оленьим мхом. На выбор места для строительства чума влияет и время года: летом место должно быть открытым и хорошо продуваемым, чтобы людям и животным меньше досаждали комары и гнус.

Что такое вигвам? Ставшее общеизвестным слово «вигвам» заимствованное из языков северных народов Северной Америки и народов Канады. Вигвамом называют жилище народов Северной Америки, населяющих лесные зоны на севере и северо-востоке континента. Такое жилище представляло собой шалаш куполообразной или конусной формы, высотой до трёх метров, хотя встречались и большие вигвамы, где одновременно могло проживать несколько семей.

Форма таких жилищ максимально проста и продиктована погодными и природными условиями местности: ветер, снег, заморозки. Важно было использовать максимально распространенные материалы, не создающие сложностей при сборке. Зачастую каркас такого жилища просто бросали при необходимости перемещения стойбища. В настоящее время вигвамы чаще используются как атрибуты для традиционных обрядов. Само же название часто используют в отношении иных жилищ конической и куполообразной формы, а также более простых шалашей индейцев из различных регионов Северной Америки, хотя все эти жилища имеют свои национальные названия. Наиболее яркий пример это типи индейцев Великих равнин.

Еще для чума нужны жерди, их рубят в лесу. Также закупают печи. Раз в год колхоз предоставляет оленеводам то сукно, то брезент, а иногда и новый чум. Себестоимость конструкции вместе с системой обогрева составляет около 100 тысяч рублей. Оленеводы колхоза в чумах работают, что называется, вахтовым методом. Несколько недель в тундре, остальное время дома, в селе, где стоят вполне обычные избы. Женщины кочуют с мужьями, только если официально работают в колхозе чумработницами. Дети с родителями в чумах тоже не живут. Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали. Вакуева часто принимает туристов. Многие просятся переночевать в чуме. У меня как-то в чуме ночевали школьники из Печоры, на улице было минус 25. Никто не замерз, - говорит Зинаида Павловна. Девушка возглавляет небольшую артель по пошиву национальной одежды, сувениров и чумов. Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются. Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки. Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей. Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей. Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО.

Лилия Аслапова в яранге на Халактырском пляже. Конечно же, свою ярангу Лиля установила сама. Локалова, 2019 г. Диаметр большой корякской яранги 8-9 метров. Огонь разводился в середине наружной части яранги прямо под дымовым отверстием. К стенам яранги с трех сторон подвешивали спальные пологи 1-2 по информации Л. Аслаповой; 3—4 по книге С. Стебницкого «Очерки этнографии коряков». Их освещали и отапливали светильниками-жирниками; пол устилали ветвями ивы, карликовой берёзы и кедровым стлаником, покрывали оленьими шкурами. Ночью, когда опускалась передняя стенка, полог оказывался плотно закрытым. После того, как в полог забирались члены семьи, в нём быстро становилось тепло даже при очень сильном морозе. Одеялом служили шкуры оленей. Каждое стойбище — это несколько жилищ-яранг. Стойбище оленных коряк.

Жилища кочевников

  • Традиционные жилища чукчей
  • Старинные традиционные жилища разных народов
  • Другие определения слова Яранга
  • Чукотская яранга

Чум - традиционное жилище коми-оленеводов

Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой.

Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников.

Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий