Протодиакон Андрей Кураев* рассказал в фейсбуке**, что патриарх Константинопольский Варфоломей вернул ему духовный сан и принял его в число своих клириков. Вселенский патриарх Варфоломей велел приостановить богослужения в храмах и церквях на время пандемии коронавируса. «Митрополит» Епифаний получил томос от патриарха Варфоломея Главе так называемой «новой православной церкви» бывшей Украины патриарх Варфоломей вручил жезл и.
Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно
В том числе он врет в том, что греческое государство не будет заставлять Церковь отступать от своих догм: конечно, будет! Пример той же Европы четко показывает, что после легализации содомских "браков" и "усыновлений" власти будут склонять клир еще и "венчать" такие пары! И вообще, антихристианские власти будут ломать все христианское вероучение и попытки компромисса со стороны церковных кругов только раззадорят антихристианских фанатиков. Ни один из них не является статичным или исключительным; оба стремятся и стремятся к зрелости и целостности. Более того, ни одна из проблем не может быть решена путем протеста или популизма; напротив, оба требуют участия и взаимодействия. Однополые браки касаются не Церкви и ее существования, а ограниченной и специфической части общества, за которую государство несет ответственность и обязано заботиться, а Церковь тоже — заметьте!
То есть, по его словам, христианское вероучение должно постоянно меняться, в том числе — в сторону приятия смертных грехов, и тем станет будто бы более "зрелым". Это полный вздор, и Иоанн Хрисавгис, много лет изучавший богословие, прекрасно знает об этом — но продолжает нагло врать! Как раз в этом и состоит чудо церковной истории: несмотря на все государственное давление, христиане хранили догматы и нравственные нормы. Но теперь стамбульский "богослов" предлагает сломать нормы тысячелетий в угоду антихристианскому государству! Дальше цитировать стамбульского дегенерата не буду, суть, думаю, всем понятна.
Напомню только еще раз, что Иоанн Хрисавгис играет очень большую роль в "богословских науках" стамбульского патриархата, а перед этим очень толерантное заявление насчет "однополых браков" сделал александрийский патриарх — союзник Варфоломея. Многие люди впадают в ошибку, думая, что такие заявления делают гомосексуалисты — это вовсе не обязательно.
Так, в 1996 году Священный синод Константинопольской церкви, невзирая на наличие в Эстонии канонической власти Московского патриархата, учредил автономную церковь под своей юрисдикцией, в результате чего произошел своего рода разрыв дипотношений: Московский патриарх на время прекратил молитвенное поминовение своего Константинопольского собрата. На это, по словам эксперта, серьезно рассчитывал в прошлом году президент Украины Виктор Ющенко, когда летом приглашал Константинопольского патриарха в Киев. Однако патриарх Варфоломей не пошел на поводу у украинского руководства и поддержал единство украинских православных с РПЦ. Возможно, именно с этого момента в отношениях Москвы и Константинополя наметился определенный отказ от конфронтации, которая длилась практически два десятилетия. И нынешний визит главы РПЦ является очередным шагом по этому пути. РПЦ же, по его мнению, в свою очередь, может оказать Константинополю серьезную поддержку в православном мире: «У Вселенского патриарха существуют сложности с рядом православных церквей, в частности, с Элладской церковью, поэтому Московский патриархат может выступить посредником в решении этих проблем». Сложно сказать, насколько необратимым является процесс потепления отношений между Русской православной и Константинопольской церковью.
Отметим лишь, что патриарх Варфоломей заявил о необходимости поддерживать конструктивный диалог с Московским патриархатом, несмотря на возникающие временами противоречия. Патриарх Варфоломей отметил также, что «тучи», время от времени возникающие в отношениях между двумя братскими Церквами, носят лишь «временный характер» и «быстро проходят». Эти заявления главы Вселенского патриархата можно воспринимать, в том числе, как завуалированное обещание не вмешиваться в украинские дела и не признавать украинский церковный раскол, если таковой будет провозглашен. Другой вопрос - сдержит ли Константинополь свое обещание.
Уже завтра начнется последняя и самая строгая неделя — Страстная.
Верующие будут готовиться к встрече светлой Пасхи.
Он не имеет поддержки, не имеет собственной паствы в том месте, где находится я имею в виду Турцию ; ему действительно непросто», — сказал Патриарх Кирилл. И потому поддержка раскола на Украине — это не просто ошибка Константинопольского Патриарха, это его великий грех», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Но, по милости Божией, все-таки большинство православных лидеров — люди мудрые, и они не поддаются на такого рода давление, хотя это давление осуществляется и кое-кто сдает свои позиции.
Константинопольский Патриархат: история и положение в современном мире
За все это время патриарх Константинопольский о нас не вспоминал, пачки вермишели не прислал детям, которые здесь у нас жили. Константинопольский патриарх вмешался в наше судебное решение, не имея на то никаких полномочий. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что единоличное право константинопольского патриарха созывать Вселенский собор не имеет никакого основания.
Новости с тегом - патриарх Константинопольский Варфоломей
Источник фото: news-kiev. Владыка акцентировал внимание на том, что преследования верующих УПЦ на Украине «приобретают черты тотального антирелигиозного террора, который включает закрытие храмов и монастырей, незаконные преследования клириков и мирян, внесудебные расправы, а также закрытие информационных ресурсов, раскрывающих правду о гонениях».
Архивная копия от 1 августа 2020 на Wayback Machine Katherine Marshall. Libby Bassett.
Архивная копия от 1 августа 2020 на Wayback Machine Fairchild, Mary [christianity. Дата обращения: 22 мая 2014. Архивировано 5 июня 2016 года.
Bron Taylor. Encyclopedia of Religion and Nature. Архивная копия от 1 августа 2020 на Wayback Machine.
Среди других поводов — обыски в монастыре и аресты журналистов «Союза православных журналистов». В послании предстоятелям поместных православных церквей патриарх обратил внимание на «все более усиливающееся давление на Украинскую православную церковь». По его мнению, оно «приобрело характер открытых религиозных гонений». Патриарх попросил молитв о «даровании помощи Божией, мужества и утешения страждущим архипастырям, пастырям и верующим Украинской Православной Церкви».
Его Святейшество подчеркнул: «Многодневный арест митрополита Арсения по искусственным, надуманным основаниям является очередной из целого ряда других карательных мер, направленных против публичных спикеров Украинской Православной Церкви и ее информационных ресурсов». В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл упомянул, что ранее, 13 марта сего года, СБУ заявила о возбуждении уголовного дела в отношении 14 сотрудников религиозного информационного ресурса «Союз православных журналистов», обвинив их в «государственной измене», «коллаборационизме» и других преступлениях. Эти нарушения зафиксированы, в частности, в докладе о реализации прав человека на Украине, который был опубликован 4 октября 2023 года Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, а также в других документах УВКПЧ и иных международных правозащитных организаций», — указал Святейший Владыка. Четверо из подозреваемых журналистов, в том числе один священник, арестованы и содержатся под стражей, им грозит многолетнее или пожизненное заключение.
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в апреле сего года украинскими властями без объяснения причин был заблокирован ряд православных новостных интернет-ресурсов, освещавших религиозную политику властей, положение Украинской Православной Церкви и факты нарушения прав ее верующих. А 12 апреля СБУ провела обыск по месту жительства еще одного публичного спикера Украинской Православной Церкви, заместителя председателя ее Отдела внешних церковных связей, предъявив ему подозрения за его публичные выступления и за то, что он, по словам пресс-службы СБУ, «стремился дискредитировать Украину на международной арене».
На Афон ходу нет. Все, что нужно знать о разрыве РПЦ с Константинополем
Константинопольский Патриарх Варфоломей I восстановил в сане протодиакона Андрея. В Азербайджан она пойдет, потому что патриарх Варфоломей назван в честь апостола, который был убит именно в Баку. Новость с заголовком «Патриарх Варфоломей восстановил в служении Кураева» сатирического издания «ИА Панорама» распространил протодиакон Андрей Кураев 30 апреля на своей. Смотрите видео онлайн «СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ. Согласно суждениям вселенского патриарха, данная идея своим истоком имеет пангерманизм, националистическую концепцию 19-го столетия.
Патриарх Кирилл обратился в ООН и к главам Церквей из-за угрозы запрета УПЦ
Именующий себя "Вселенским" патриарх Варфоломей в очередной раз обрушился на русских и Русскую Церковь с множественными обвинениями. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в апреле сего года украинскими властями без объяснения причин был заблокирован ряд православных новостных интернет-ресурсов. Согласно суждениям вселенского патриарха, данная идея своим истоком имеет пангерманизм, националистическую концепцию 19-го столетия. Поддержка Константинопольским патриархом Варфоломеем церковного раскола на Украине — это не просто ошибка, а великий грех. Так, Константинопольский Синод под председательством Вселенского патриарха Варфоломея принял решение о принятии в церковное общение анафематствованного.
Память святых отцов IV Вселенского Собора (451)
Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Болгарский Неофит возглавили Божественную литургию в храме св. блгв. князя Александра Невского. Новость с заголовком «Патриарх Варфоломей восстановил в служении Кураева» сатирического издания «ИА Панорама» распространил протодиакон Андрей Кураев 30 апреля на своей. Константинопольский патриарх призвал главу УПЦ принять участие в Объединительном соборе.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: СЛЕДУЯ ЗА ХРИСТОМ, МЫ ДОСТИГАЕМ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ ЖИЗНИ
Москвы; иерей Борис Седов, клирик храма Царственных мучеников и страстотерпцев, Патриаршего подворья в Южном Измайлове г. Москвы; иерей Константин Соколов, клирик храма великомученика Георгия Победоносца, Патриаршего подворья в Зеленограде г. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей ваий. Святейший Владыка сказал: «Спаси, Господи, благодарю вас. Еще раз всех вас поздравляю и желаю, чтобы ревность о Господе, ревность к служению никогда вас не покидала... Ревность — это тогда, когда есть жизнь, когда есть движение, когда есть энергия. А когда движение, энергия исчезают, то деревья засыхают, а люди теряют возможность осуществлять свое жизненное призвание.
Ранее радикалы объявляли, что такие попытки предпримут 14 октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы и день защитника Украины. Киевская власть не расположена к дружбе с Москвой и не будет препятствовать захватам. Не знаю, что можно этому противопоставить, кроме увещевания и молитвы. Не вводить же России войска.
А против вставшей на пути у радикалов паствы всегда можно направить полицию, назвав ее московскими агентами. Отобьют ли наши обители - сложно сказать. Но кровь прольется с высокой долей вероятности. Не исключаю, что в ситуацию еще может вмешаться президент Турции Эрдоган. Константинопольский патриархат ведь расположен в Стамбуле, Варфоломей ранее поддержал его врага - сбежавшего в США оппозиционера Гюлена. Во время путча Варфоломей даже сбежал из Стамбула. Как минимум он знал о заговоре против Эрдогана. А такие вещи не прощаются. ДОСЛОВНО «Константинопольский патриархат перешел красную черту, не по вине Русской православной церкви, которая на протяжении всего последнего времени пыталась найти пути взаимодействия с Патриархом Варфоломеем. Ситуация абсолютно беспрецедентна и абсолютно для всех нова.
Это полный разрыв с традицией и восприятием церковности, и, конечно, все, что предпринимает сейчас Константинополь, нанесет катастрофический вред, в первую очередь, для православных на Украине. Потому что сейчас начнется что-то страшное». Она этого никогда не делала и не будет делать далее. В случае, если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил Путин, Россия защищает интересы православных. Исключительно политико-дипломатическим способом. Это абсолютно обоснованная и понятная позиция, - заявил в пятницу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Подоляк добавил, что уникальный шанс был в первые полгода конфликта — тогда можно было «много пророссийских физически зачистить» убить. Это интервью вдруг оживило в сознании страницы книг, рассказывающих о деяниях первых христиан или о подвиге новомучеников и исповедников XX столетия. И снова, спустя каких-то сто лет, Церковь Христова стоит на пороге полномасштабных государственных репрессий, именуемых в церковной традиции «гонениями». И не где-нибудь на краю земли, а на востоке «просвещенной» Европы — в православной Украине. Ситуацию от первой половины XX века отличает лишь то, что тогда западные страны выражали свое крайнее осуждение религиозной политики большевиков, именуя их варварами, сегодня же европейские лидеры не только не осуждают новых гонителей в Украине, но и сами подталкивают их на эти шаги, относясь к репрессиям «с пониманием». Поэтому ситуация больше напоминает первые века христианства. В те далекие времена массовые пытки и казни, по большому счету, считались нормой, а человеческая жизнь ничего не стоила. Похоже, что мы из эпохи гуманизма и незыблемости прав человека с треском проваливаемся в куда-то в очень далекое прошлое. А правящий в Украине режим, не сталкиваясь с каким-либо порицанием своих действий со стороны западных партнеров, все больше напоминают маньяка, обвиняющего в своих преступлениях окружающих и саму жертву, которая якобы сама спровоцировала его на такое поведение. Те, кто сегодня думают, что демонстрация лояльности, переход в т. ПЦУ или отречение от своей Веры спасет их от репрессий, глубоко заблуждаются. Разобравшись с теми, кто не склонился перед гонителями, перейдут к тем, кто когда-то был «московским попом», затем, когда и такие закончатся, очередь дойдет и до «коренных» ПЦУшников, которые оказались недостаточно лояльными, плохо кричали «слава Украине». И так маховик репрессий будет раскручиваться все больше и больше, пока не найдется сила, способная его остановить. Потому что репрессии невозможно закончить, их можно только прекратить. Что же касается идейных вдохновителей усиливающихся полномасштабных гонений, в числе которых «первым среди равных», а может быть и «первым без равных», является патриарх Константинопольский Варфоломей, то им необходимо четко понимать, что кровь и слезы новых мучеников и исповедников — это их прямая заслуга. Тот же Варфоломей, желавший снискать славу восстановителя канонического порядка, величия эллинов и объединителя христиан, войдет в историю как соучастник гонений на своих единоверцев. Остается надеяться, что когда-нибудь, может уже на смертном одре, он все же осознает свою реальную роль в истории Православия и, может быть, принесет покаяние. Если, конечно, Его Божественное Всесвятейшество верит в Бога. Источник 1. О стамбульском патриархе Варфоломее Сама биография Варфоломея говорит о многом. Например, о том, что, будучи этническим греком, в 1961 году он получил сан диакона в Халкинской богословской школе, и… тут же стал офицером в турецкой армии, в которой прослужил с 1961 по 1963 год. Весьма интересно, что всего за 6! Число убитых греков неизвестно до сих пор, а среди жертв были два священника. Многие были ранены, десятки греческих девушек изнасилованы. Более тысячи греческих домов, школ, церквей, гостиниц сожжены. Оценки ущерба составили около 100 млн фунтов стерлингов. То есть, идя на турецкую службу, Варфоломей прекрасно знал о всех обстоятельствах погрома, поскольку в это время ему было уже 15 лет. Именно этот стамбульский погром привел к исчезновению греческого меньшинства в Турции. По данным переписи 1924 года в Турции проживало около 200 000 греков, сейчас их от 3 до 4 тысяч человек. В самой Греции своих соплеменников, пошедших на службу в турецкую армию, с полным основанием считали предателями интересов народа. Многих из них не только подвергали остракизму, но и просто уничтожали физически. Если говорить обычным языком, то будущий Вселенский патриарх Варфоломей стал обычным коллаборантом и предателем своего народа. Стоит ли удивляться, что он сочувственно и понимающе относится к потомкам украинских националистов в США и Канаде? Более того, Варфоломея в начале 60-х годов прошлого века его знакомые не без оснований подозревали в тесных связях с турецкой контрразведкой, что в будущем косвенно подтвердилось в установлении тесных, почти дружеских отношений с наиболее активными экстремистами из числа крымских татар.
Все, что ты сделал, имело смысл и значение для сегодняшнего дня или для ближайших дней и лет человеческой истории; но с окончанием физической жизни, с наступлением смерти весь этот смысл нашего бытия здесь теряется — если мы отвергаем Бога и если мы отвергаем вечность. Вот почему невозможно исторгнуть веру из сердец и умов людей. С верой христианской боролись римские императоры-язычники, а затем многие другие политики, в том числе и в нашем недавнем прошлом, когда поставлена была в нашей стране ужасная цель — построить рай без Бога, общество справедливости, достатка, благополучия без Бога, а значит, без духовной составляющей, которая только и способна подвигнуть человека на подлинный подвиг. Поэтому сегодняшний праздник, мои дорогие, вводит нас в воспоминания о страданиях Спасителя и одновременно помогает многое понять. Он помогает понять, в чем смысл нашей жизни, каково наше целеполагание, зачем мы живем, зачем мы должны в вере воспитывать наших детей, почему мы должны любить друг друга, Родину, народ наш.
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
В своем слове митрополит Арсений подчеркнул дискриминационный характер означенных проверок, указав, что массовые паломничества иных религиозных конфессий на Украине совершались без препятствий со стороны украинских спецслужб. Публичное упоминание о блокпостах не причинило ущерба вооруженным силам Украины и было вызвано объективной причиной — созданием препятствия верующим в посещении богослужений». Его Святейшество подчеркнул: «Многодневный арест митрополита Арсения по искусственным, надуманным основаниям является очередной из целого ряда других карательных мер, направленных против публичных спикеров Украинской Православной Церкви и ее информационных ресурсов». В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл упомянул, что ранее, 13 марта сего года, СБУ заявила о возбуждении уголовного дела в отношении 14 сотрудников религиозного информационного ресурса «Союз православных журналистов», обвинив их в «государственной измене», «коллаборационизме» и других преступлениях. Эти нарушения зафиксированы, в частности, в докладе о реализации прав человека на Украине, который был опубликован 4 октября 2023 года Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, а также в других документах УВКПЧ и иных международных правозащитных организаций», — указал Святейший Владыка. Четверо из подозреваемых журналистов, в том числе один священник, арестованы и содержатся под стражей, им грозит многолетнее или пожизненное заключение.
Но как применять эти каноны на практике? Что конкретно они означают в нынешней ситуации? Где границы икономии, и где должна начинаться акривия? Надеюсь, что участники нынешней конференции поразмышляют и над этой темой.
Хотел бы особенно подчеркнуть, что перед лицом возникшего в мировом Православии раскола Русская Православная Церковь по милости Божией остается единой и консолидированной. Скажу больше: произошедшие на Украине события, вызванные беззаконным вторжением Константинополя на каноническую территорию Украинской Православной Церкви, помогли многим в нашей Церкви еще острее осознать тот дар единства, который мы унаследовали от нашей тысячелетней истории. В Украинской Православной Церкви мы наблюдаем поразительную сплоченность епископата, клира, монашествующих и мирян. Несмотря на массированную агрессивную пропаганду и политическое давление, направленное против единства с Русской Православной Церковью, народ церковный, являющийся подлинным хранителем веры и благочестия, демонстрирует твердую волю это единство сохранять. Несмотря на то, что Украинская Православная Церковь подвергается дискриминации и гонениям, она продолжает прирастать новыми монастырями и приходами. Поступательный рост количества монастырей и приходов наблюдается на всей канонической территории Русской Православной Церкви, и это не может нас не радовать. Мы видим в этом особый знак благоволения Божия к нашей Святой Церкви, которая восстала из пепла после семи десятилетий гонений и вот уже более тридцати лет возрождается, укрепляется и расширяется. В то же время события, происходящие за пределами нашей канонической территории, не могут оставлять нас равнодушными. Они затрагивают всех членов Вселенского Православия, и мы призваны совместно искать пути выхода из этого кризиса.
Вот почему мы приветствовали инициативу Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила III собрать в Аммане межправославное совещание и приняли в нем участие. Предстоятель древнейшей Церкви, именуемой в богослужебных текстах «Матерью Церквей», мужественно взял на себя благородную миссию, предоставив Поместным Православным Церквам площадку для дискуссий в условиях, когда Константинопольский Патриарх реально лишил себя возможности собирать такие совещания. По этой же причине и в нашей нынешней конференции участвуют не только представители Русской Православной Церкви, но и представители иных Поместных Церквей, которых я сердечно приветствую. Тех, кому в силу эпидемических ограничений не удалось прибыть лично, мы сможем услышать через современные технические средства связи. Важно, чтобы не только иерархи Церкви, но и представители академического богословского сообщества дали оценку попыткам легализовать раскол: насколько эти попытки выходят за рамки экклезиологии и канонического права, и не идет ли в данном случае речь о пересмотре православной экклезиологии и отказе от канонов, принципиально важных для сохранения церковного единства? В нашей конференции принимают участие ведущие богословы из разных стран. Надеюсь, что их голос будет услышан и там, где сегодня ширится и углубляется раскол. Давайте попытаемся совместными усилиями его остановить, чтобы, по слову святителя Василия Великого, «привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные».
Термин «ойкумена» означал не столько заселенное, сколько окультуренное пространство античной цивилизации. У других культур были свои «вселенные» — и это понимание сохранялось веками. Так родился институт всеимперского уровня, на котором по призыву императоров в особо важных случаях собирались епископы со всех концов огромного римского государства — под председательством наиболее авторитетных архиереев, которых со временем стали называть «начальниками отцов» — Патриархами. Особенно широкое распространение эпитет «вселенский» в смысле «общеимперский, общегосударственный» получил в законодательстве Юстиниана Великого 527-565. В его законах постоянно встречаются слова «вселенная, вселенский» как указание на всю территорию Империи. А в 109-й новелле 541 года император дает исчерпывающее объяснение высших церковных институтов — Вселенских Соборов и Патриархатов: «Еретиками же и отцы назвали, и мы называем тех, кто принадлежит к различным ересям … и вообще всех, кто не суть члены Святой Божией Кафолической и Апостольской Церкви, в которой все святейшие Патриархи всей Вселенной — и западного Рима, и сего царственного града, и Александрии, и Теуполя Антиохии — П. Итак, с точки зрения имперского законодательства, православная вера согласно возглашается пятью «Патриархами Вселенной» и подчиненными им епископами — и именно для свидетельства этого согласия собираются императорами Вселенские Соборы. Порядок почитания Патриархов определен канонами 2 Всел. Важно отметить, что этот перечень пяти патриарших престолов отнюдь не исчерпывает число автокефальных Поместных Церквей: за его рамками оказываются не только Православные Церкви, находившиеся в ту эпоху за пределами Империи Грузинская, Аквилейская , но и независимые Церкви внутри ее границ Кипрская, Карфагенская, Юстинианы Первой. Пентархия, по Юстиниану, символизировала единство Православной Церкви, гарантами которого выступали предстоятели самых авторитетных архиерейских престолов Империи. И, что самое важное, все пять Патриархов считались «Вселенскими». От пяти «Патриархов Вселенной» к одному «Вселенскому Патриарху» В дошедших до нас источниках эпитет «вселенский» в приложении к архиерею впервые встречается в актах т. Разбойничьего собора в Эфесе 449 г. Через два года, на Халкидонском Соборе, легаты папы Льва Великого подписывались от имени «господина нашего, блаженнейшего апостольского мужа вселенской церкви, епископа города Рима»[5]. Но только в законах Юстиниана с 530 г. Это новшество было не сразу замечено за пределами Византии, а когда было замечено — немедленно вызвало гневную отповедь со стороны Римского престола. В ответ Евлогий, да и сам тогдашний Патриарх Константинопольский уверяли папу, что это не более чем пышный церемониальный титул. И что, конечно же, истинным лидером христиан всего мира является он, предстоятель Апостольского Престола… Понимание, что все патриаршие престолы являются вселенскими, сохранялось в Византии веками. Характерно, что в IX в. Впоследствии византийские канонисты Феодор Вальсамон XI в. И никому из Патриархов «не дозволяется ни отправлять ставропигию в страну, которая подчиняется другому Патриарху, ни брать из нее клирика, дабы не нарушались права Церквей»[11]. Но, несмотря на все это, в имперском законодательстве и византийских номоканонах появляется мысль об особых, уникальных прерогативах Константинополя. Например, в Номоканоне XIV титулов в редакции 880 г. А 16-й раздел 2-го титула 1-й книги [Кодекса] говорит, что Константинополь имеет председательство над всеми»[12]. Вторит этому тексту и «Исагога» императора Василия I 886 г. Характерно, что ни один из перечисленных в Номоканоне текстов не говорит о Константинополе как о «главе всех церквей» и ни один из законов не предписывает всемирной юрисдикции Константинопольского престола. Но если говорить о территории самой Империи — то в этом случае утверждения Номоканона и «Исагоги» справедливы. Дело в том, что к IX веку Византия потеряла все свои владения на востоке и западе, и ее границы фактически совпали с областью канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата. А поскольку сфера действия законодательных сводов по определению ограничена территорией Империи, то и обозначенные там прерогативы Константинополя этой же территорией и ограничиваются.
Как рассказал украинский бизнесмен Вадим Новинский, представители патриарха уже предлагали передать ему обитель в 2022 году, но сейчас тема снова стала актуальна. Новинский отметил, что верующие не могут выйти на защиту лавры, потому что на них давит украинское правительство — в стране начали выдавать повестки священникам и наиболее активным мирянам. Как сообщало ИА Регнум, в марте 2023 года Киев начал процесс изгнания монахов канонической Украинской православной церкви из Киево-Печёрской лавры после отказа им в продлении аренды. Министр культуры Украины Александр Ткаченко заявил, что монахи, которые перейдут в раскольническую ПЦУ, смогут остаться в монастырях. Долгое время продолжались стычки прихожан и священнослужителей с представителями киевского режима и провокаторами.