Чукчи относятся к коренным малочисленным народам, как и живущие на Чукотке эвены, эскимосы и чуванцы. Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов. Пора уже нам избавиться от мысли, что Чукотка — «это холодно» и «где-то далеко», а живут там «чукчи из советских анекдотов».
НАРОДЫ АРКТИКИ
Жилые дома стоят почти вплотную к причалу. Анадырский морской порт — крупнейший на Чукотке, но у него есть существенный недостаток: зимой он замерзает. Корабли могут заходить сюда только по 1 июля по 1 октября, причём в начале и в конце навигации их сопровождают ледоколы. Навигация сложная из-за сильных ветров, течений и льдов, поэтому корабли в порт проводят лоцманы. В порту грузы, прибывшие морем, перегружаются на речные суда и отправляются вверх по рекам Чукотки. Анадырская ТЭЦ. Её топят газом и местным бурым углём. Снежная пустыня 29. Из них иногда торчат какие-то конструкции, занесённые снегом. База была построена в конце 50-х годов недалеко от нынешнего аэропорта Анадырь.
Это огромная система тоннелей, хранилищ, лабораторий и вспомогательных сооружений. Она несла боевое дежурство с 1961 по 1986 год, когда ядерное вооружение отсюда было вывезено. Пишут, что дежурили тут ракетные комплексы "Пионер". Это не вагонетка, а огромный выкатной затвор, представляющий собой вагон, залитый бетоном. Он мог полностью перекрыть тоннель. Вентиляционный зал, отсюда нагнетался воздух во все помещения базы. Когда в Анадыре начинается пурга, дальше 50 метров просто ничего не видно. Всё моментально заносит, хотя в марте тут выпадает ещё не так много снега. Зато средняя температура — минус 19.
Одной из главных проблем, с которыми столкнулся Абрамович в первые годы губернаторства, стало повальное пьянство населения. Как пишут журналисты "Коммерсанта" , когда с его приходом на Чукотке выплатили задолженности по зарплате она составляла от полугода до 4 лет , на следующий день на работу почти никто не вышел. Все на радостях перепились, а 12 человек даже умерло. Кроме того, непросто было убедить людей оплачивать услуги ЖКХ. Это и понятно: они постоянно оставались без света и отопления, у многих не было канализации, а тут вдруг привалило счастье. Поэтому на Чукотке возможно, раньше, чем где-либо ещё в России начали массово вводить банковские карты. Снять с них наличку можно было только в Анадыре, а значит, жителям отдалённых посёлков было проблематично сразу всё пропить. Кроме того, деньги за коммуналку стали списывать сразу с карт. Так что у некоторых оленеводов банковские карты появились раньше, чем у москвичей.
Интернет и мобильная связь тоже появились на Чукотке при Абрамовиче, причём интернет сразу проводили в школы. Заодно олигарх построил супермаркет, который, как говорят, первым стал продавать продукты по адекватным ценам. Они всё равно были раза в два выше, чем "на материке" просто из-за дорогой доставки , но ниже, чем у местных барыг, участвовавших в картельном сговоре. Причём часть жизненно важных продуктов — картошку, курицу, яйца, даже огурцы — Абрамович или его подручные стал закупать в США, что в те годы выходило дешевле, чем на большой земле в России. Страшно представить, что будет с ценами на Чукотке после очередного отложенного повышения. Уже сейчас они в среднем выше, чем в Москве, в полтора-два раза! Обычные яблоки в Анадыре стоят столько, сколько в средней полосе России просят за какое-нибудь манго. Вы можете возразить: мол, у них и зарплата выше.
Потому что человек, по мнению этого народа, никогда не должен оставаться один, без поддержки семьи. Человек, который чувствует, что серьезно болен, и считает, что он в тягость, просит у своей родни возможности уйти в мир иной», — рассказывает Валентина Горбачева. Звучит диковато, но родные слушались его, закалывая ножом или копьем, либо надевали аркан на шею и затягивали. Традиции погребения тоже были своеобразными: в северных районах, где вечная мерзлота и трудно копать землю, человек сам выбирал в тундре место, где хочет быть погребен. В будущем его там и хоронили. Причем особым образом: обкладывали оленьим мясом, предметами труда, которым он занимался при жизни, и укладывали сверху камни, чтобы до могилы не добрались хищники. А вот в южной части полуострова у чукчей распространена кремация: они складывают погребальный костер и надевают особую одежду на умершего. Впрочем, сегодня своих покойников чукчи все чаще хоронят на обычных кладбищах. Этот народ верит: человек не умирает, просто он приходит в жизнь, а потом уходит из нее. Поэтому, когда рождается ребенок, определяя, кто из предков вернулся, проводят гадание. По очереди называются имена умерших родственников, и когда во время произнесения одного из них амулет начинает раскачиваться, это имя и получает новорожденный. Если мальчику выпало женское имя — у него просто меняется окончание на мужское. То же самое делается, если девочке достается имя от предка мужского пола. Олень познается в еде Кухня у народа Чукотки тоже хранит память о прошлом. Например, для некоторых чукчей остается деликатесом моняло — полупереварившийся мох, извлеченный из оленьего желудка. Чтобы его приготовить, мясо морских животных укладывают в яму, а потом ферментированное используют в пищу. Это уже считается лакомством», — рассказывает эксперт. Владилен Каври, чукча, арктическая тундра возле Уэлькала, Чукотский автономный округ, Россия, 2012 г. Фото: Jimmy Nelson jimmynelson. Например, на Чукотке очень любят чай, который закусывают сахаром и хлебом. Чай, как у нас, обычный черный. Когда его нет, чукчи собирают иван-чай и другие травы. Если же в магазин не завезли хлеб, то пекут пресные лепешки. Тем не менее, чукчи стараются питаться традиционной для них пищей. И неспроста. Сказалась нехватка витаминов. В тех условиях, где они живут, традиционная пища является спасением от цинги», — говорит Валентина Владимировна. Недаром знаменитый российский мореплаватель датского происхождения Витус Беринг, назвавший чукчей чукчами, но пренебрегший вековым опытом коренного народа, не сумел выжить на запасах, которыми располагала его Вторая Камчатская экспедиция. Беринг умер от цинги в 1741 году на безымянном острове, впоследствии названном в его честь. Сегодня со снабжением на Чукотке дела обстоят намного лучше. Завоз продуктов проводится до появления льда, а потом население просто живет тем, что привезли в магазины. Да и сами продукты часто оставляют желать лучшего. Я приезжала на Чукотку в сентябре 2013 года, хотела купить в магазине замороженную курицу. Оказалось, ее завезли последним пароходом еще в декабре 2012-го. В общем, если завоза не бывает — для местных это проблема. Когда в 1990-е годы все рухнуло, у нас в городских магазинах, по крайней мере, стояли трехлитровые банки с березовым соком. На Чукотке не было даже этого. Одновременно с этим возникли проблемы с оленеводством. Дикий олень уводил одомашненного, а тех животных, что были в хозяйстве, забивали есть ведь что-то надо было.
Она выучила пару чувашских словечек, он освоил несколько эвенских. У Татьяны Егошиной мама - эвенка, отец - юкагир. Коренные народы Севера, сейчас они считаются малыми. Хотя когда-то только они и населяли эти земли. До 7 лет Татьяна Иннокентьевна даже не знала русского языка. Там были еще чукчи, я и по-чукотски заговорила, - рассказала Татьяна Егошина. Семья жила в яранге в тундре - там Татьяна Иннокентьевна и родилась. Ее имя на эвенском языке, сложно воспроизводимое на русском, переводится очень красиво - Рассвет. Кочевали вместе с оленями. Георгий Иванович - коренной чуваш, родом из Ибресинского района. В 2007 году приехал на Чукотку строить школу.
Чукотку не назовешь солнечным регионом, но все же здесь больше ясных дней, чем в Санкт-Петербурге. Из-за близости к морю в Анадыре высокая влажность. Летом часто стоит туман, который рассеивается только к 13-14 часам дня. Здесь все время дует ветер, и зачастую холодный. Местные жители говорят, что Анадырь стоит на семи ветрах. Хотя находятся «моржи», которые переодеваются в шорты, как только выглядывает солнце. Жизнь в Анадыре. Некоторые используют балаклавы. А еще на Чукотке есть понятие "летняя шапка". Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто. Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север. Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре.
В печатном номере
- Дорогая жизнь без дорог
- 11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории
- Чукотка, сэр! - Егор ХОЛМОГОРОВ
- Дорогая жизнь без дорог
НАРОДЫ АРКТИКИ
Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Вес шкур, которыми покрыто это жилище, около 60 килограмм. Ставится яранга за пару часов, при этом важно соблюсти технику, иначе ее унесет при первой же пурге. Вход всегда направлен на восток. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение и кладовую.
На потолок накладывают сухой травы, на пол — кустарник, а на него шкуры оленя. Пологов ставят столько, сколько семей живет в яранге, обычно около 1-3. Именно в них живут и спят, и только эта часть помещения отапливается лампами-жирниками. Правда, сейчас используют и дизельные генераторы.
Фляга из лапы медведя — 30-35 тыс. А стоимость изделия из моржовой кости — традиционного чукотского сувенира — может доходить до 100 тыс. Икра и красная рыба здесь тоже недешевые, хотя все ловится на Чукотке, и рыбзавод в двух шагах. Это больше всего возмущает местных жителей. В этом году цена на свежую икру кеты равнялась 2 800 рублям за кг. У частников икра дешевле, а рыбу можно взять за бесценок или даже бесплатно. К примеру, киловатт электроэнергии стоит 5,7 рублей. Для сравнения, в Барнауле — от 3 до 3,9 рублей.
Здесь одни из самых высоких зарплат в стране. Но в пересчете на стоимость жизни выходит, что покупательская способность большинства жителей Чукотки даже ниже, чем в Алтайском крае. Хорошо зарабатывают начальники, чиновники, предприниматели и силовики. Лето очень короткое и прохладное. Жителю Алтайского края может показаться, что его и вовсе нет, а это просто весна плавно перетекает в осень. В самый теплый день лета в этом году было 22 градуса, в самый холодный — 2 градуса. В мае-июле здесь наступают «белые ночи».
Молодежь, уезжающая из сел, и серьезные проблемы со здравоохранением — советская система рухнула, а новая толком не создана. Вместе с тем — социальные программы канадской добывающей компании, возрождение интереса к национальной культуре и благоприятные последствия губернаторства Аркадия Абрамовича — миллиардер создал новые рабочие места и отремонтировал дома, а китобоям мог запросто подарить пару моторных лодок. Из такой пестрой мозаики и складывается сегодняшняя жизнь чукчей.
Наш первый собеседник - режиссер-документалист, опытный зоотехник и знаток Чукотки Владимир Пуя. Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста — части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова. Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, — в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа.
Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира. Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению. Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: Пока мы были внутри, Владимир выглянул на улицу, убедился, что жена занята с туристами и вытащил из-под матраса журнал.
Чукотка: где-то далеко на краю земли
Чукотский народ Чукчи — один из самых интересных и самобытных народов на территории Российской Федерации, сумевшие пронести через века свой образ жизни и традиции. Чукчи делятся на оленных, занимающихся оленеводством, и приморских, охотящихся на морских животных. Они до сих пор кочуют, меняя место жительство, как только у оленей заканчивается естественный корм, живут в ярангах — шатрах, сшитых из оленьих шкур, и верят в богов, которых олицетворяют животные и явления природы. История Источник: Yaustal.
Спокойная жизнь закончилась с приходом русских первооткрывателей в конце XVII века. Кровавые бои продолжались почти столетие, закончившись полной и безоговорочной победой коренного народа. Со временем чукчи стали спокойнее относиться к русским и даже вели с ними торговлю, обменивая шкуры животных, китовый ус и оленей на табак и алкоголь.
С приходом советской власти в регионе появились больницы, школы и специально разработанная для чукотского языка письменность. Расселение и общая численность Всероссийская перепись населения, проведенная в 2010 году, показала, что людей, считающих себя чукчами чуть меньше, чем 16 000 человек. Абсолютное большинство из них проживает на Чукотке.
Традиционно плетение например, сумок из волокон кипрея и дикой ржи — женское занятие, а обработкой твердых материалов занимаются мужчины. Фото: ethnomuseum. Теперь резьбу по кости успешно осваивают и женщины. Среди известных мастериц — Кмеймит, Янку, Тынатваль. Гордость чукчей — резьба по кости. Из моржовых клыков вырезают удивительные по выразительности и пластике миниатюрные скульптуры, покрывают их гравировкой — сценами охоты и быта, сюжетами легенд и преданий, геометрическими орнаментами.
Это оказалось сложной задачей, так как живут там почти одни русские.
А вот в Анадыре чукчей много, но все они "городские": оленеводство и охоту давно сменили на обычную работу, а яранги - на квартиры с отоплением. Говорят, отыскать самых что ни на есть настоящих чукчей крайне проблематично. Советские реформы на Чукотке сильно повлияли на культуру народа. Маленькие школы в поселках закрывали и строили интернаты в районных центрах, отрывая детей от национальных традиций и языка. Тем не менее, во время нашего экспедиционного круиза мы высадились рядом с островом Ыттыгран, где встретили настоящего чукчу Владимира и его жену Фаину. Живут они одни, в приличном отдалении от внешнего мира.
Ведь это была своего рода помощь.
Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь. Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению.
У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей. Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки. Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать.
Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице. Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться.
Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением. После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон. После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон.
Чукотский народ
Главным центром, связывающим чукчей с русскими, стала Анюйская ярмарка, проходившая на одном из островов Большого Анюя, в 200 верстах от Нижне-Колымска. Кроме чукчей в ярмарке принимали участие юкагиры, эвены, коряки и русские купцы. С организацией здесь регулярной торговли чукчи постепенно вышли на реку Бараниху, а затем на Большой и Малый Анюй. Здесь начала складываться анюйская кочевая группа чукчей, ближе других стоявшая к русским.
Все торговые операции должны были производиться только на ярмарках и лишь после внесения ясака. Запрещалось, под страхом лишения прав торговли, продавать на ярмарках спиртные напитки. Чукотские торговцы кавральыт и старейшины тойны вносили ясак безоговорочно.
Однако чукчи, приходившие на ярмарку с небольшим запасом пушнины, или просто отнекивались, или требовали себе подарков столько, сколько, по их мнению, стоил вносимый ими ясак. Русские, идя на сближение с чукчами, искали опору прежде всего в среде торговцев, наделяя их званиями, выдавая им именные печати, награждая медалями, кафтанами, кортиками.
И попадёте ли вы в тот же день в Анадырь, целиком зависит от погоды. С января по апрель по льду лимана проходит зимник, и это самое безопасное время. Летом пассажиров шесть раз в день перевозит туда-сюда старенький катер «Камчатка». Есть ещё две государственные и две коммерческие баржи, которые перевезут вместе с машиной.
Но если на море шторм, на причале можно просидеть до тех пор, пока он не прекратится. Это особенно критично для тех, кто улетает: бывает, что большая часть пассажиров не успевает на самолёт и он летит полупустой, везя лишь тех счастливчиков, которые за день до рейса перебрались в Угли. Есть ещё вертолёт, но количество мест ограниченно, а проезд стоит 4 тыс. С недавнего времени в Анадырь из Москвы можно долететь всего за 20 тысяч рублей, ранее стоимость билета достигала 70 тысяч рублей в один конец. Media Совсем всё плохо весной и осенью, когда льда нет, поверхность моря покрыта шугой и пройти по нему могут разве что аэросани. В разное время обсуждались варианты решения проблемы — мосты, тоннели.
Но в таком регионе это в принципе неокупаемо, а возводить подобный объект за счёт местного бюджета — значит гарантированно убить его. Сегодня говорят о строительстве канатной дороги через лиман. Это куда дешевле, и вроде даже нашлась компания, готовая реализовать проект. Если вы застрянете в Углях, вам придётся также столкнуться с проблемой жилья. В разгар сезона нет не то что мест в гостиницах и хостелах. Нет даже свободных коек в квартирах, хозяева которых могут сдавать жилплощадь куда большему числу людей, чем та может вместить.
Сюда едут на добычу золота, на путину, на стройки и так далее. А ещё туристы, и все прилетают летом. Цены на с трудом найденное жильё вас удивят — 2,5—3 тыс. В Анадыре та же проблема, хотя там больше гостиниц, хостелов, квартир. И всё же собравшимся на Чукотку лучше озаботиться вопросом аренды жилья сильно заранее, как и покупкой билетов. Забудьте про Booking, Trivago и даже про «Яндекс.
Путешествия» — здесь о таком никогда не слышали. Дорогая жизнь без дорог Никакого «Яндекс. Такси» или «Яндекс. Еды» тут тоже нет, но проблемы собственно с такси и доставкой блюд отсутствуют. Зато есть сложности с интернетом: нет вайфая в гостиницах и кафе, а через мобильный интернет можно разве что проверять почту и сообщения в мессенджерах. И стоит это всё, как будто вы в роуминге.
Чукотка — последний регион России, куда ещё не протянули оптоволокно. Предпоследним была Камчатка, но туда протянуть успели, а на Чукотку — нет. Должны были сделать к концу этого года, но помешали санкции.
Британский музей, Лондон. Традиционная культура типична для народов Северо-Востока России. По данным переписи 1897 г.
Между этими группами не было обособленности: многие приморские чукчи уходили в тундру, а обедневшие оленеводы селились на побережье. Чукотское оленеводство северо-восточного типа в конце 17 — начале 18 вв. Сложились 2 области расселения оленных чукчей: северная от побережья Северного Ледовитого океана до Чукотского хребта и южная бассейны Анадыря и особенно Большой Анюй и Малый Анюй. Малостадные до 200 голов чукчи кочевали поблизости от береговых посёлков, в их стадах обычно выпасались и олени оседлых чукчей. По мере развития оленеводства теряла значение сухопутная охота, за исключением охоты на птиц, в том числе с помощью птичьего бола эплыкытэт. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел.
Морские зверобои охотились с гарпуном , копьём и др. С упадком зверобойного промысла во 2-й половине 19 в. Оленные чукчи жили в переносных цилиндроконических палатках — ярангах яраны , крытых оленьими шкурами. Внутри яранги по числу проживающих в ней семей устанавливались меховые пологи, которые отапливались каменными, глиняными или деревянными светильниками с тюленьим жиром жирник. К середине 19 в. Летом пищу готовили на костре из костей, политых жиром.
Муж и жена, сидящие на нартах. Фото: Владимир Богораз.
Люди оставляли квартиры и уезжали на «материк». Оставшиеся певекчане месяцами жили без денег: одни пекли хлеб из кормовой муки, другие брали рыбу в счет зарплаты. Руководство округа советовало идти в тундру и собирать ягоды и грибы. Предварительная оценка численности постоянного населения на 01. Так Чукотка стала единственным регионом на Дальнем Востоке с миграционным приростом населения. Общие итоги миграции населения ЧАО в 2021 году Местные называют остальную Россию «материк», сезонных работников порта — «бичи», а морских чаек — «бакланы», хотя настоящие бакланы здесь тоже живут я про птиц. Местное название для американских сусликов, которые живут на Чукотке, — «евражка».
Еще здесь говорят «Не хватает тямы», что означает отсутствие ума, соображалки. Здание полиции в Певеке Орнитологи скажут, что это чайки, но в Певеке их зовут бакланами Закат в городе Как добраться и выбраться В Певеке действуют аэропорт и морской порт. Через морской порт проходит Северный морской путь, по которому доставляют различные грузы и товары. Пассажиров морской порт не перевозит. Автомобильного и железнодорожного сообщения с остальной Россией и даже с Анадырем нет. Золото, серебро и руду тоже увозят кораблями и самолетами. Аэропорт находится в поселке Апапельгино в 14 км от города. Рейсовый автобус заезжает в аэропорт только утром и вечером, а это не всегда удобно. Взлетная полоса уже 10 лет не ремонтировалась, и местные жители собирали подписи под петицией о ее ремонте.
Весной 2021 года началась реконструкция, обещают закончить за 2 года.
Содержание
- Как добраться и выбраться
- Дальний Восток
- 12 абсурдных, но правдивых фактов о чукчах, которые вас удивят
- Новый покупатель
- Чукчи: откуда пришли на крайний север предки этого народа
- Народы Севера. Чукчи – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Alexandr Postovoi
Чукотка: где-то далеко на краю земли
А вообще сегодня большинство чукчей живет в поселках, построенных в советское время для работников совхозов, где выпасали оленей. Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты. Регион населяли чукчи, уровень технологического развития которых сильно отставал от европейского. Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника (у чукчей старики, неспособные промышлять. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона.
Современная жизнь чукчей (30 фото)
Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Например чукчи, которые разводят оленей называются «чавчавыт», «богатые оленями», а те, что живут на берегу анк’альыт, «морской народ». Чукчи – коренной народ Севера, живущий на стыке двух континентов: Северной Америки и Евразии. Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев».
Что посмотреть на Чукотке
- Северное спокойствие
- Владимир Пуя
- Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
- Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи
Чукчи — хранители вековых традиций
Где живут коренные малочисленные народы. Где живут северные народы. Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке.