Каждое из этих произведений Достоевского представляет собой выдающийся литературный шедевр, который вносит глубокий вклад в понимание человеческой природы, нравственности и социальных проблем. Главным произведением Достоевского можно считать и повесть о дворянине, оказавшемся на каторге. Главным произведением Достоевского можно считать и повесть о дворянине, оказавшемся на каторге. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Федор Достоевский – уникальный и талантивый классик, произведения которого влияют на умы многих поколений.
Обзор топа самых знаменитых произведений писателя Фёдора Достоевского
- 10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть
- Экранизации Достоевского - список лучших фильмов и сериалов
- Произведения Достоевского (список самых популярных)
- Фёдор Достоевский
- 🔥Самые популярные произведения Достоевского
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
Роман «Униженные и оскорблённые» – первое большое произведение Достоевского, написанное им после каторги и ссылки. произведение, во многом предопределившее литературу XX века. Фёдор Михайлович Достоевский – великий писатель и один из ярчайших литературных деятелей в истории России. Фёдор Михайлович Достоевский – великий писатель и один из ярчайших литературных деятелей в истории России.
Достоевский Федор - Преступление и наказание
- Пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому
- Федор Достоевский: Произведения
- Список 100 самых лучших книг русской классики, которые стоит прочитать
- Самые известные произведения Достоевского: список топ-10 лучших книг знаменитого писателя
Федор Михайлович Достоевский
Это отражено в парадоксальном имени героя — Лев Мышкин, который мечтает исправить недостатки общества. Тонко чувствующий возвышенный человек, которого общество считает больным, способен на чистую светлую любовь. Отдав людям всего себя, чтобы заронить в их сердцах семена добра, праведник-князь бесповоротно погружается во тьму. Братья Карамазовы 41 «Братья Карамазовы» — один из самых известных романов Достоевского, который стал последним, подытожив все творчество писателя. Задумывался он в качестве первой части эпопеи о Великом грешнике. Писатель скончался спустя 2 месяца после завершения и публикации книги в ноябре 1880 г.
Многие мотивы, типажи героев и сцены зародились у него задолго до этого, еще во время каторги. На религиозное и философское осмысление идеи романа оказали влияние труды современных ему мыслителей. Критики считают, что автор в периоды своего последовательного развития стал прообразом каждого из 3 братьев. Современное Достоевскому общество изображается на фоне образцово построенной сложной детективной интриги с ответвляющимися сюжетными линиями. Фабула основана на убийстве пожилого богача Федора Карамазова и его соперничестве с сыном Дмитрием за любовь Груши.
Однако замысел автора состоял не в создании занимательной интриги, а в раскрытии общечеловеческих нравственных и философско-публицистических проблем того времени. Этому же служит образ вымышленного повествователя и моралиста, близкого персонажам, проживающего с ним в одном городке. В романе Достоевский показывает результаты, к которым привели реформы 60-х годов. Униженные и оскорбленные 41 Роман стал первым крупным произведением Достоевского после возвращения с каторги. Он публиковался частями в 1861 г.
Повествование ведется от лица начинающего литератора Вани, детали жизни которого напоминают события биографии молодого Достоевского. Действие книги происходит на фоне улиц северной столицы, описанной с характерной для автора топографической пунктуальностью. Сюжет интригует цепью загадочных эпизодов. Образ Нелли, спасенной Ваней от опекунши, и обстоятельства ее жизни пресекаются с романом Ч. Диккенса «Лавка древностей».
Тема произведения — детальное изображение бедных людей, оставшихся в обществе без опоры и поддержки. Они обездолены и поруганы.
Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом «Преступление и наказание» 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.
Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами «Идиот» 1868 и «Бесы» 1870 — 71 , который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей. В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину 6 июня, в день рождения великого поэта , где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев , Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым «гениальной, историческим событием». Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января 9 февраля н.
По определению самого Достоевского, роман — это психологическое произведение, и автор стоит рядом с персонажами, а не управляет ими.
Если вы когда-нибудь почувствуете, что в мире недостаточно доброты, то, безусловно, самое время прочитать "Идиота". Главный герой, князь Мышкин, — один из самых нежных и добрых персонажей в литературе, застрявший в несовершенном мире осуждающих и хитрых людей. Он только что вернулся после прохождения лечения в швейцарском психиатрическом учреждении. Его участие в скандальной любовной интрижке и жестокое обращение со стороны окружающих возвращают его туда, откуда он начинал, — в психиатрическую лечебницу. Этот эпистолярный роман написан как обмен письмами между двумя бедняками в Санкт-Петербурге — пожилым Макаром Девушкиным и его возлюбленной Варварой Доброселовой. Несмотря на слегка ироничный тон, произведение представляет собой важный социальный роман, который даёт возможность высказаться обездоленным людям в обществе. Любовь Девушкина к своей дальней родственнице Варваре заставляет его постоянно искать деньги, чтобы помочь содержать её, надеясь однажды жениться на ней. Но, несмотря на его надежды, её родители не одобряют его, и более богатый мужчина делает ей предложение, так что Варвара оказывается перед выбором, против которого раньше выступали многие молодые женщины.
Стремления князя Льва Мышкина, главного героя, направлены на то, чтобы сделать других счастливыми. Однако, вмешиваясь в судьбы людей, оказываясь втянутым в их жизни, в их страсти, он становится жертвой и в финале сходит с ума. Князь Мышкин — это нравственный камертон, а главная его заповедь — сострадание. И, может, главная трагедия героя, который подобно Дон Кихоту идёт на схватку, но со страстями человечества, в том, что мы зовём его идиотом. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» описывает новый приём организации романа в произведениях Достоевского — полифонизм. Внутри произведения герои и автор автономны в своих мнениях, идеях, взглядах. Достоевский разрушил монологическую форму повествования, наделив своих героев независящим от автора сознанием. Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону. Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким.
Федор Достоевский: Произведения
самые прослушиваемые классические аудиокниги более чем в 20 странах присутствия сервиса. Самым популярным произведением Достоевского у российской аудитории в 2021 году стали «Братья Карамазовы». Вышла хорошая книга Сергея Наумова о туристических маршрутах Достоевского.
Достоевский лучшие произведения список
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Лучшие цитаты из книг Федора Михайловича Достоевского, ставших всемирной классикой. Замыкает «5 лучших» французский автор Александр Дюма. Самые популярные произведения Достоевского в мире.
Федор Михайлович Достоевский
Он же стал лидером по количеству загрузок на сервисе «Литрес». В электронном виде его читали 79 тыс. Еще два произведения Достоевского — «Братья Карамазовы» и «Идиот» — заняли в списке 3-ю и 4-ю позиции соответственно.
Достоевская 2 Цитаты самого Фёдора Михайловича Достоевского Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает всё остальное. Перестать читать книги — значит перестать мыслить. Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений. Если хочешь победить весь мир, победи самого себя. Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой. Во всём есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно. Счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами.
Страданием своим русский народ как бы наслаждается. Жизнь задыхается без цели. Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно. Если ты направился к цели, и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдёшь до цели. Достоевского 1. В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя».
Любовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь». В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог. Достоевского» Литературный вечер «Многоликий Достоевский» литературный час, кн. Достоевского» литературный круиз «Писатель, потрясающий душу» - юбилейный бенефис, лит. Откровение о человеке» Книжная выставка-размышление «Ф.
Достоевский: вчера, сегодня, завтра» Книжная выставка «Красота спасет мир» Книжная выставка «Пронзительность мастерства» Книжная выставка «Дух терпения, смирения, любви…» Книжная выставка «Достоевский и мир великих романов» Книжная выставка «Великий знаток души человеческой…» Книжная выставка «Гений, страдалец, провидец»: Ф. Достоевский Книжная выставка «Быть человеком между людьми» Книжная выставка «Ф.
Долгое время он жил в полном уединении и зарабатывал на жизнь репетиторством. Подросток Очень часто подросток попадает в такие ситуации, когда требуется сделать сложный выбор. Записки из подполья Все повествование ведется от лица чиновника, который уже давно окончил свою работу.
Вся повесть поделена на несколько частей, в каждой из которых есть своя суть и свой смысл. В первой части читатель может узнать о некоторых биографических данных главного героя. В ней рассказывается о том, что главный герой давно ушел в отставку и теперь он сидит дома, практически не посещая уличный свет. Тем не менее, он описывает свое детство, когда он озорничал с друзьями на улице. Затем он вспоминает годы своей службы, что многие моменты были полны злобы и мерзости по отношении к другим людям.
Бедные люди Стоить отметить, что данный роман написан в виде 54 писем. Очень долгое время он оставался самым популярным среди читателей. Не многие знают о том, когда же родилась идея этого романа. У каждого на этот счет свое мнение. Уже первые критики, прочитавшие этот роман, признавали, что никому ранее из юношей не удавалось в таком возрасте показать свой талант и свои знания на практике.
Многие критики сравнивали Федора с Гоголем по стилю и написанию. В романе идет переписка Макара Девушкина и Варвары Доброселовой, где первый — это пожилой чиновник, а вторая — девушка-сирота. Униженные и оскорбленные В центре сюжета романа молодой писатель по имени Ваня. Многие события описываются довольно размыто, но это не мешает понять задумку автора. Во всей книге прослеживается две ветви.
Одна — о мальчике Ване, а другая о 13-летней девочке Елене. В книге описываются события полутора лет. Есть также важные исторические моменты, которые можно наблюдать уже в начале произведения. Игрок 4. Бесы В центре сюжета поместье Варвары Ставрогиной.
Главный вдохновитель Степан пытается вовлечь в различные революционные движения сына помещицы. Вскоре Степан замышляет страшное убийство, в результате которого произойдет разрыв связей с революционерами. Братья Карамазовы В первой части идет рассказ о том, что главный герой Федор Карамазов женится на одной знатной женщине. Узнав его ближе, женщина сбегает. У нее остается сын, который был всеми забыт.
Вскоре Федор женится на еще одной девушке, которая дарит ему двоих прелестных сыновей. Во второй части идет описание жизни уже повзрослевших Ивана и Алексея, сыновей Карамазова. Каждая часть по-своему интересна и завлекает уже с первых страниц. Роман довольно интересный и необычный по сюжету и содержанию. Он будет приятен для прочтения, как взрослым, так и подросткам.
Идиот Роман состоит из 4 частей. Изначально стоит сказать, что книга задумана была как повесть об идеальном человеке. Но каждый из нас знает, что идеального человека на Земле не существует. Это скорее философский роман, в котором автор пытается наделить главного героя лучшими чертами. Как это восприняли другие герои в романе, мы можем узнать только на страницах этого замечательного произведения.
Преступление и наказание Это социально-психологический и философский роман, который был написан в 1865 году. Замысел этого произведения возникал у автора почти 2 года. Изначально в книгу входили всего несколько незавершенных очерков, но затем план все более расширялся. Даже в настоящее время он признан самым лучшим романом тех времен, и его читают как школьники, так и взрослые.
В 2023 г. В сети «Буквоед» лидер по продажам среди произведений русской классики — роман «Преступление и наказание» Достоевского, отметил представитель этой сети. Количество проданных экземпляров он не уточнил.
В петербургском книжном магазине «Дом книги» лидером в 2023 г. Вторую позицию, как отметил он, занял сборник стихотворений «Лирика» Анны Ахматовой, а третью — роман «Бесы» Достоевского. В региональной книжной сети «Амиталь» представлена в Воронеже, Липецке, Белгороде и т. На втором месте, по ее словам, роман «Мы» Замятина 419 экземпляров , а на третьем — роман «Преступление и наказание» Достоевского 417 экземпляров. Лидерство по продажам романа «Мастер и Маргарита» Булгакова фиксируют и в маркетплейсе Ozon. Второе и третье места заняли романы «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Достоевского соответственно.
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
В нем описаны все трудности, которые коснулись тех, кто оказался в ссылке. Автор описывает как личные впечатления, так и истории бывших с ним несчастных друзей. Двойник «Двойник» входит в список лучших рассказов Федора Михайловича. В произведении прослеживаются темы психологизма и сатирического видения общества. Писателю, как никому, удалось отразить духовные изменения человека с нарушенной психикой. Книга относится к такому литературному направлению, как реализм.
В повести Достоевский повторно предлагает тему маленького человечка, униженного упущением незначительного существа. Однако в его душе, хоть и раздавленной обществом, все же мерцает достоинство. Вечный муж Вечный муж — один из лучших рассказов Достоевского. В книге изображен традиционный любовный треугольник. Прозаик выступает в роли тонкого психолога, умеющего проникать в самые потаенные уголки человека.
Сюжет книги разворачивается после смерти героини между любовником и мужем покойной. Муж погибшей навещает возлюбленную, видимо, под предлогом дружбы, но в ходе дальнейшего повествования раскрываются подробности, раскрывающие основную цель визита одного из главных героев. Братья Карамазовы Братья Карамазовы — одна из самых известных книг Достоевского. Это последнее великое произведение русского классика, работу над которым он закончил за пару месяцев до смерти. Книга охватывает вечные проблемы человечества, такие как свобода, Бог и нравственность.
В художественном произведении прослеживаются ноты триллера, переплетающиеся с глубокой философской мыслью.
В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам.
С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку.
Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы?
В первую очередь — о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Не случайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты.
Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути — детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей.
Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование. Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни.
А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну. В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия.
При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упреки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол: «Я не знаю?
Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное. А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался.
В итоге нашёл немало совпадений. Достоевский помогает читателю всмотреться в себя, в окружающий мир. Но всё-таки важно, что он изображает не весь русский народ, а лишь его часть. В чём особенность его творческого метода?
Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу.
Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать. Культура говорит, что так делать нельзя. Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные.
Внутренние порывы тоже имеет соответствующие. Из некоторых потаённое прет в алкогольном угаре. Помню, в армии у меня был сослуживец: маленький, пухленький, беленький. А как напьется — властитель, Наполеон.
Всю казарму гоняет. Даже бить мне его приходилось. Утром проснется: «Хорошо, что ты меня связал. Как выпью — дурею».
Тем не менее, в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает. Потому что размышлять — одно, а говорить или делать — другое. Достоевский же в своих романах чуточку приоткрывает то, что человек переживает на самом деле. В умении вывести внутреннее на поверхность писатель действительно силен.
Надо ли подобное показывать? Спорить не готов. Но люди читают. И может быть, наслаждаются.
Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают. Причём и мужчины, и дамы.
У него есть определенные их типажи. Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька. Своё природное предназначение они игнорируют. Основная их задача — иметь власть над поклонниками.
Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства. Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной. Получить «в приданое» капитал. Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего.
Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго. А в конце концов он ее зарезал.
Что можно сказать об идейной составляющей? Тяжелая судьба заставила Достоевского эволюционировать. Сначала он был почти революционером, но царь преподал ему страшный урок. Кстати, Федор Михайлович Николая I за это благодарил.
Как ни странно, ожидание расстрела сдвинуло его внутренние пласты в сторону традиционных ценностей.
Совершенно предсказуемо самым популярным произведением Достоевского в мире стало "Преступление и наказание". Но вот, что действительно удивляет, так это то, что этот роман лидирует в Дании, Германии, Мексике, Швеции, Турции и на втором месте среди русских классических произведений в Колумбии, Финляндии, Италии и Норвегии.
Вторую строчку в рейтинге самых прослушиваемых романов мастера психологического романа занимает "Игрок", третью - "Братья Карамазовы". Четвертое место у романа "Идиот". Замыкает пятерку лидеров произведений классика на международном аудиорынке повесть, которая в России не входит даже в топ-10, - "Записки из подполья".
Активнее всего произведения Достоевского слушают на турецком языке.
Да и один из отцов Церкви, Тертуллиан, сформулировал принцип: «Верую, ибо абсурдно» потому что если можно «доказать», то и вера не нужна. Оставил ли эту лазейку для себя Ставрогин? Об этом можно написать целую диссертацию, но это будет уже совершенно иной жанр. Достаточно длительное время в центре произведения для писателя безусловно стоял Петр Верховенский и основным сюжетным событием являлось убийство его подпольной революционной «пятеркой» Шатова. Однако в конце лета 1870 года первоначальный замысел радикально изменился. Сообщая критику Николаю Страхову о ходе работы над «Бесами», Достоевский так описывает суть совершившегося перелома: вдруг «выступило еще новое лицо, с претензией на настоящего героя романа, так что прежний герой лицо любопытное, но действительно не стоящее имени героя стал на второй план».
Этот «настоящий герой» — Николай Ставрогин. Прежний, стоявший в центре замысла, — Петр Верховенский. В письме к издателю Михаилу Каткову, характеризуя свое изменившееся в ходе создания романа отношение к фигуре Нечаева-Верховенского, Достоевский писал: «Без сомнения, небесполезно выставить такого человека; но он один не соблазнил бы меня. По-моему, эти жалкие уродства не стоят литературы. К собственному моему удивлению, это лицо наполовину выходит у меня лицом комическим». Таким образом, ключевым для проблематики «Бесов», бесспорно, является образ Николая Ставрогина. Но когда в июле 1871 года в составе стенографических отчетов о судебном процессе над нечаевцами был опубликован пресловутый «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, повлиявший на разработку Достоевским сюжета второй половины «Бесов», роль Петра Верховенского, деятельного и вездесущего, в событийной канве романа вновь повысилась.
Однако в центре религиозно-философской проблематики романа по-прежнему остается Ставрогин. Наиболее яростно он обрушивался на эту книгу в 1913 году, протестуя против постановки Немировичем-Данченко на сцене МХТ спектакля «Николай Ставрогин». В статье «О карамазовщине» Горький относил «Бесов» к «темным пятнам злорадного человеконенавистничества на светлом фоне русской литературы», считая этот роман «еще более садическим и болезненным», чем поставленных тремя годами ранее на сцене того же МХТ «Братьев Карамазовых». Но даже и в это время он находил, что «вся деятельность Достоевского-художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера», специально подчеркивая, что протестует «не против Достоевского, а против того, чтобы романы Достоевского ставились на сцене». Об изменении оценки Горьким в эпоху революционных потрясений значения романа «Бесы» позволяет говорить его публицистический цикл 1917—1918 годов «Несвоевременные мысли», где он оценивает деяния большевистских вождей сквозь призму этого произведения Достоевского, не однажды цитируя Петрушу Верховенского — главного романного беса. И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели в трясине действительности, очевидно убеждены вместе с Нечаевым, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно», и вот они хладнокровно бесчестят революцию, бесчестят рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни, понукая к погромам, к арестам ни в чем не повинных людей…». Позднее Горький, естественно, признал эти свои былые оценки ошибочными.
Но в 1925 году вдруг обмолвился, что в таланте Достоевского «было что-то пророческое». Поэтому не стоит удивляться, что в 1935 году, когда в последнем негосударственном издательстве СССР «Academia» было подготовлено двухтомное комментированное издание «Бесов», Горький, назвав «Бесов» «самым удачным произведением Достоевского», в печати горячо высказался за его публикацию. Трудно сказать, был ли писатель искренен в своем высказывании, или это был тактический ход, но Горький обосновывал свою позицию тем, что «врага надо знать, надо знать его идеологию по книге, в которой идеология эта дана в образах ярко и картинно». Это, однако, был последний год жизни писателя: он был уже очень слаб для борьбы.