Проще говоря, эмоциональный интеллект заключается в эмоциональной осведомленности и использовании этого навыка для управления мыслями и поведением. Что такое эмоциональный интеллект простыми словами.
Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
Эмоциональный интеллект простыми словами — это эмпатия, проницательность и чуткость по отношению к себе и к другим. Впервые термин "эмоциональный интеллект" был использован только в 1985 году в докторской диссертации Уэйна Пейна. Эмоциональный интеллект – это способность испытывать эмоции, как на личном уровне, так и в социальной среде, то есть быть восприимчивым к эмоциональным сигналам себя и окружающей жизни. Эмоциональный интеллект – это способность человека правильно понимать чужие эмоции, предсказывать их и правильно на них реагировать, а также чувствовать, интерпретировать, регулировать и выражать собственные переживания. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Конечно, эмоциональный интеллект — не единственный определяющий фактор успеха, но он позволяет лидерам четче формулировать цели и понимать, что именно СЕО может сделать для своей команды. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с. Если говорить максимально просто и обобщенно, эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — это способность осознавать свои и чужие эмоции. О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами.
Эмоциональный интеллект. Зачем он нужен и как его развить?
Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач. Говоря простыми словами, эмоциональный интеллект – это контакт со своими чувствами и эмоциями. Все просто: эмоциональный интеллект – это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также умение оценивать чувства окружающих и понимать их желания и мотивы. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни.
Эмоциональный интеллект и способы его улучшения
Что такое эмоциональный интеллект простыми словами, как его развить у взрослых и детей, а также как определить его уровень, в материале от РИА Новости. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами. Все просто: эмоциональный интеллект – это способность распознавать и регулировать свои эмоции, а также умение оценивать чувства окружающих и понимать их желания и мотивы.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта. Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле.
Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Управление отношениями Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты. Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов.
Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду. В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки. В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем. В синем квадрате мало энергии и нет настроения.
Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать. Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам. Как определить уровень развития эмоционального интеллекта? Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ: Осознаете свои чувства и эмоции. Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать. Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.
Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам — определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта. Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся — наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов. Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов , не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным. Дэвид Карузо поставил следующий опыт — предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании. Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться. Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников. Как развить эмоциональный интеллект Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям — как в фильме «Теория лжи». Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции — если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся.
Если в его семье не подавляли эмоции, не запрещали их выражать, относились к ним с вниманием и чуткостью, то он будет более эмоционально осознанным. Распознавание эмоций других людей Опираясь на опыт в понимании собственных эмоций, мы способны расшифровывать невербальные проявления чужих чувств через мимику или движения тела. Согласитесь, нам всегда проще понять другого, если мы сталкивались с похожим опытом? Именно поэтому такой навык облегчает социальные взаимодействия. Управление эмоциями По мнению Екатерины Егоровой — это уже высший пилотаж. Это значит не только понимать свои и чужие эмоции, но и контролировать их интенсивность, приглушать чрезмерно сильные, находить способ для их реализации — наиболее оптимальный как для себя, так и для других людей. Самоуправление помогает нам быть более гибкими и менее критическими в каких-то ситуациях. Когда мы осознали свои эмоции и приняли их, мы можем извлечь из них пользу, даже если эти эмоции сложные для переживания — например, страх или гнев. Екатерина Егорова уточняет, что не стоит называть такие эмоции «негативными»: «Когда всем эмоциям есть место, никакая из них не вытесняется, не под запретом, не оценивается как негативная. Негативных эмоций вообще нет, они все нам даны как сигналы о чём-то». Можно ли развить у себя эмоциональный интеллект? И первым делом стоит определить, нужно ли вам его развивать. Екатерина Егорова советует обратить внимание на главные признаки и сложности в этой сфере: «Например, вам трудно понять и контролировать свои эмоции.
Вы делаете паузы во время работы, которые помогают избежать решения, принятого на эмоциях. Когда вы стремитесь контролировать свои мысли, вы сопротивляетесь тому, чтобы стать рабом своих эмоций, позволяя себе жить так, чтобы это гармонировало с вашими целями и ценностями. Какое влияние на нас оказывает эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект влияет на то, как мы управляем поведением, реагируем на жизненные сложности и принимаем решения, которые дают положительные результаты. Ваше умение контролировать эмоции помогают контролировать стресс, позволяя вам обнаруживать и принимать сложные решения до того, как ситуация ухудшится. Люди, которые не используют свои навыки эмоционального интеллекта, чаще обращаются к другим, менее эффективным средствам управления своим настроением. Они в два раза чаще испытывают беспокойство, депрессию, злоупотребляют психотропными препаратам, и их могут посещать суицидальные мысли. Как улучшить эмоциональный интеллект Развитие эмоционального интеллекта - это непрерывный процесс, который у каждого человека проходит индивидуально, а практика, представленная ниже, поможет вам, как можно скорее прийти к самосознанию, способности сопереживать и коммуницировать. Можете ли вы назвать что это? Какие эмоции обычно возникают в стрессовой ситуации? Как бы вы хотели реагировать в этих ситуациях? Можете ли вы остановиться, чтобы сделать паузу и понять что вами движет: эмоции или разум? Вам понадобится всего минута, чтобы назвать свои чувства и успокоиться, но именно это является главным шагом на пути к эмоциональному интеллекту. Например, спросите их, как вы реагируете на трудные ситуации, насколько быстро вы приспосабливаетесь, проявляете ли сочувствие к окружающим, или как хорошо вы справляетесь с конфликтами.
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе
Эмоциональный интеллект даёт человеку ещё один «слой» реальности, на основании которого можно принимать более качественные решения. Например, на переговорах эмоциональный интеллект поможет расслабить собеседника и направить разговор в нужную сторону. Или понять, что вам здесь ничего не светит и лучше не тратить время на эту компанию. Это как погодный интеллект Представьте, что вместо слова «эмоции» мы говорим «погода»: Человек с неразвитым «погодным интеллектом» живёт по календарю. Если сегодня 1 марта, он надевает весеннее пальто и весеннюю обувь, берёт зонтик и выходит в город. Если на улице при этом солнце и ни облачка — неважно, ведь на календаре весна, а весной бывают дожди. А если, наоборот, метёт снег — «Плевать, на календаре весна». А человек с развитым «погодным интеллектом» выглядывает в окно, оценивает погоду и принимает решение: во что одеваться, вызывать ли такси, поехать в метро или остаться дома. Это в двух словах.
Осознание того, что вы чувствуете, помогает, в первую очередь, избежать эмоциональной каши, которая приводит к огромному количеству проблем. Второй момент — понимание причины, почему вы чувствуете ту или иную эмоцию, умение находить причинно-следственную связь. Если мы говорим о воспитании в себе эмоционального интеллекта, то всё начинается с двух шагов: понимание эмоции и осознание причины её возникновения. Третья составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия — способность распознавать эмоции другого человека. Часто жалость принимают за эмпатию, но это далеко не то же самое. Эмпатия — это сочувствие, умение разделить эмоцию другого человека, при этом не перенося её на себя. Есть простой способ понять, эмпатийный вы человек или нет. Если ваши друзья готовы рассказывать вам не только о своём горе, но и о своей радости, значит вы способны на эмпатию. Следующая составляющая — управление эмоциями. Если вы освоили два первых пункта, вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием. Люди часто путают эту способность с эмоциональной холодностью. Зачастую человек, который упаковывает свою злость внутрь себя, просто запрещает себе что-либо чувствовать. Управление эмоциями — это именно способность их чувствовать, любые, и позитивные, и негативные, но при этом уметь остановить в нужный момент. Здесь важно признать, что у взрослого человека ничуть не меньше проблем, чем у ребёнка.
Если набрали 11—12 баллов, вероятно, вы хорошо разбираетесь в своих эмоциях, умеете с ними договариваться и понимаете себя. Каким бы ни был результат, читайте эту и следующие статьи из серии об эмоциональном интеллекте, и вы научитесь гораздо лучше разбираться в себе и людях. Самоконтроль Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами. Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение. Социальные навыки Эта составляющая ЭИ отвечает за взаимодействие с другими людьми, понимание своих и чужих эмоций как средства повседневного общения и взаимодействия. К социальным навыкам относятся: активное слушание — умение вести беседу так, чтобы лучше понять мысли и чувства говорящего; вербальные коммуникативные навыки — умение общаться посредством языка; невербальные коммуникативные навыки — мимика, жесты; лидерство — способность взять ситуацию под контроль и организовать деятельность группы; умение договариваться и находить общий язык с людьми. Чем лучше развиты социальные навыки, тем больше шансов добиться успеха в учебе и карьере, построить гармоничные отношения.
Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря. Совещания заканчиваются ссорами Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1 спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2 понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить. Заказчик хочет странного Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми? Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Если, размышляя, вы думаете о социуме или конкретных людях, вы эмоционально развиваетесь. У вас высокий коэффициент EQ. Если вы постоянно стремитесь понимать поступки и характеры окружающих. Если вам нравиться знакомиться и узнавать новое о людях. Если вы принимаете тот факт, что все люди разные; Вы легко угадываете эмоциональное состояние других людей. Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что заглянувшая в кабинет сотрудница расстроена или растеряна. При этом нет нужды задавать личные вопросы о том, что случилось. Чаще всего даже неуместно спрашивать о том, чем помочь. Просто нужно учитывать чувства других людей.
Порой достаточно сделать небольшую паузу, прежде чем перейти к важному делу. Иногда нужно снисходительно отнестись к легкой рассеянности. Обстоятельства бывают разные. Но всегда неуместно одно — раздражение, вместо эмпатии; Вы умеете отказывать. Умение быть щедрым, благодарным должно обязательно соседствовать с умением говорить «нет». Люди ответственны за свою жизнь. Поэтому если помощь надолго отвлечет от чего-то значимого, важного, то нужно отказать. Если человек просит о помощи, потому что боится браться за какую-то работу или не хочет делать ее сам, нужно отказать.
Это эффективно и справедливо по отношению к вам, сотруднику, другим работникам; Вы умеете справляться с поражениями. Все знают, что неудачи неизбежны. Без них не обходится ни один успех. Однако не все способны без ущерба для дела справляться в фиаско. Многие неправильными действиями значительно усиливают негативный эффект неудачи.
Самоанализ Краеугольный камень эмоционального интеллекта — умение осознавать, понимать свои эмоции и их последствия. Только когда вы научитесь понимать себя и свои эмоции, вы сможете взять над ними верх.
Также важно распознавать ваши сильные и слабые стороны и, как следствие, иметь адекватную самооценку и уверенность в себе. Самоконтроль Самоконтроль основывается на самоанализе, поскольку, только осознавая свои эмоции, мы можем их контролировать. Это умение выстраивать стену между вами и эмоцией, которую вы хотите пережить. В моменты наибольшего напряжения брать паузу, чтобы задать себе вопросы, которые помогут лучше понять ситуацию, эмоции и правильную тактику поведения. Эмпатия Способность понимать желания, нужды и чувства окружающих даже тогда, когда это не очевидно. Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки. Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти?
Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует. Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект?
Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент. Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке. Он думает: «Что-то тут не так, я не доверяю тебе». И наоборот. Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка.
Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций. Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь?
Как бы ни выглядела твоя версия успеха, ты в высшей степени мотивирован на успех. Тебя вдохновляет достижение целей, потому что это помогает тебе расти как личности, а не делать это ради внешних вознаграждений, таких как деньги, слава, статус или признание. Эмпатия Если ты эмпатичен, то находишься на здоровом уровне самозаинтересованности - но не эгоцентризма. В разговоре ты можешь понять, откуда кто-то пришел. Даже если точный сценарий не происходил с тобой, ты можешь использовать свой жизненный опыт, чтобы представить, как это может ощущаться, и сочувствовать тому, что они переживают. Ты не спеши судить других и осознаешь, что все мы просто делаем лучшее, что можем, в тех обстоятельствах, которые нам даны. Когда мы знаем лучше, мы делаем лучше. Социальные навыки Если ты развил свои социальные навыки, то ты умело работаешь в команде. Ты осознаешь других людей и их потребности в разговоре или при разрешении конфликта. Ты приветлив в разговоре, используешь активное слушание, зрительный контакт, навыки вербального общения и открытый язык тела. Ты знаешь, как развить раппорт с другими людьми или выразить лидерство, если того требует случай. Почему важен эмоциональный интеллект? Люди являются социальными животными - мы созданы для связи. Чем больше мы можем строить позитивные отношения и развивать кооперативные связи, тем более обогащенной может быть наша жизнь. Неудивительно, что исследования показали корреляцию между более высоким EQ и счастьем. Но даже когда становится тяжело, эквалайзер может помочь нам и в этом. В академической среде студенты, демонстрирующие высокий эмоциональный интеллект, особенно в области эмоциональной регуляции и эмпатии, могут реже сталкиваться с буллингом, согласно исследованиям. Работа - еще один пример. Исследования 2013 года показывают, что хорошо развитый EQ может помочь тебе достичь целей организации и повысить удовлетворенность работой, отчасти благодаря позитивным отношениям, развивающимся на рабочем месте. На самом деле, согласно тому же исследованию, высокий EQ может помочь окружающим тебя людям добиться успеха, особенно в групповых проектах. Когда ты управляешь своими эмоциями, это влияет на окружающих, заставляя их делать то же самое.
Подумайте о 3-5 событиях, на которые вы испытали внешнюю эмоциональную реакцию. Придумайте как положительные, так и отрицательные примеры. Обдумайте детали мероприятия. Каким был ваш тон, язык тела, уровень громкости? Сколько людей было вокруг? Затем подумайте, как эта эмоциональная реакция повлияла на окружающих. Каков был их ответ? Каким было их поведение по отношению к вам и другим в последующие пару часов? Исследования показали, что отрицательные эмоции распространяются быстрее и дольше положительных. Шаг 2. Сузьте свои выводы. Наши эмоции могут влиять на тех, кто нам близок, гораздо больше, чем на тех, кто нас не окружает. Этот шаг направлен на то, чтобы сузить влияние, которое ваша реакция как положительная, так и отрицательная может оказать на вашу команду и близкие отношения. Спросите трех человек — от самых близких до более удаленных — о том, как на них влияют ваши эмоциональные реакции. Например, подумайте о том, чтобы спросить своего партнера, близкого друга и коллегу. Чтобы им было легче поразмышлять над этим, приведите несколько примеров ситуаций, в которых вы проявили реакцию по отношению к ним или вокруг них. Спросите их, что они чувствовали при этом, как долго это длилось, изменилось ли их настроение и т. Ваши эмоции сильны, и это занятие поможет вам осознать, какое влияние они могут оказать. Чем лучше вы сможете понять, как ваши эмоции распространяются по направлению к окружающим, тем лучше вы будете готовы решить, какие типы волн вы хотите создать. Это будет способствовать развитию вашего личностного навыка самосознания. Развивайте свое самоуправление Самоуправление зависит от вашего самосознания. Помните, что вам нужно сначала понять, «что я чувствую», прежде чем выяснять, «что я делаю». Это случается, когда вы решаете действовать или не действовать в ответ на эмоциональную реакцию. Этот навык важен для того, чтобы направлять свое поведение в позитивную сторону. Иногда ваша эмоциональная реакция на ситуацию может вызвать эмоции высокой интенсивности. Они затуманивают ваше суждение до такой степени, что ваш лучший образ действий становится трудно увидеть. В этих случаях проявление самообладания будет проявляться через вашу способность терпеть нестабильные ситуации, когда вы исследуете свои варианты. Этот навык — больше, чем просто сопротивление взрывным реакциям. Это больше касается сдерживания своих мгновенных эмоций, чтобы получить более широкую картину. Создайте правило. В следующий раз, когда вы попадете в стрессовую ситуацию, когда вам необходимо принять эффективное решение, установите твердое правило, согласно которому вы берете лист бумаги и выходите из комнаты примерно на 5 минут. Предположим, что один из ваших сотрудников продолжает отодвигать сроки выпуска продукта. Он подходит к вам в третий раз и говорит, что нужно отодвинуть крайний срок, даже если знает важность этого срока. Как вы отреагируете? Шаг 2: Нарисуйте простую диаграмму с двумя столбцами и метками «Эмоция» и «Причина», например: Шаг 3: Затем выделите несколько минут, чтобы записать, что ваши эмоции говорят вам делать. Затем запишите, что вам говорят ваши логические рассуждения. Шаг 4: Сделайте шаг назад и взгляните на две колонки. Где ваши эмоции затуманивают ваше суждение или где ваши рассуждения пытаются игнорировать важные сигналы, исходящие от ваших эмоций? Обе эти ситуации бесполезны. Вы должны убедиться, что у вас есть хороший баланс между ними. В приведенном выше примере вы можете видеть, что эмоциональные реакции этого человека агрессивны, в то время как логические элементы ближе к идеалу. Это говорит нам о том, что эмоциональная реакция здесь необоснованна. Таким образом, вместо этого лучше полагаться на логические решения. Выполнение этого задания поможет вам увидеть, какая сторона — эмоциональная или рациональная — берет на себя ваше решение. Опять же, это поможет вам улучшить свои личные навыки самоуправления. Получите социальную осведомленность Важным компонентом социальной осведомленности является сочувствие. Это относится к вашей способности точно улавливать эмоции других людей, чтобы полностью понимать, что происходит в ситуации.
Эмоциональный интеллект в бизнесе — ресурс, который увеличивает доходность на 28%
Другими словами, понимание своих эмоций — ключ к их пониманию. Потребуется потратить время на свои чувства, чтобы понять, почему они здесь и что с ними делать. Первоначальная капля расширяется рябью во всех направлениях. Ваши эмоции работают точно так же. Думайте о своих эмоциях как о капле в этом примере. Когда у вас случается эмоциональный взрыв, он вызывает колебания как внутри, так и снаружи для окружающих вас людей. Допустим, вы как лидер выражаете явное разочарование коллегой перед остальной частью команды. Дело в том, что ваша эмоциональная реакция будет ощущаться всей командой. Каскадная рябь создаст команду, более заинтересованную в том, чтобы действовать осторожно, из опасения репрессий, а не рисковать и мыслить творчески. Примите следующие меры, чтобы этого не произошло: Шаг 1: Наденьте шляпу ученого. Этот шаг посвящен расследованию.
Подумайте о 3-5 событиях, на которые вы испытали внешнюю эмоциональную реакцию. Придумайте как положительные, так и отрицательные примеры. Обдумайте детали мероприятия. Каким был ваш тон, язык тела, уровень громкости? Сколько людей было вокруг? Затем подумайте, как эта эмоциональная реакция повлияла на окружающих. Каков был их ответ? Каким было их поведение по отношению к вам и другим в последующие пару часов? Исследования показали, что отрицательные эмоции распространяются быстрее и дольше положительных. Шаг 2.
Сузьте свои выводы. Наши эмоции могут влиять на тех, кто нам близок, гораздо больше, чем на тех, кто нас не окружает. Этот шаг направлен на то, чтобы сузить влияние, которое ваша реакция как положительная, так и отрицательная может оказать на вашу команду и близкие отношения. Спросите трех человек — от самых близких до более удаленных — о том, как на них влияют ваши эмоциональные реакции. Например, подумайте о том, чтобы спросить своего партнера, близкого друга и коллегу. Чтобы им было легче поразмышлять над этим, приведите несколько примеров ситуаций, в которых вы проявили реакцию по отношению к ним или вокруг них. Спросите их, что они чувствовали при этом, как долго это длилось, изменилось ли их настроение и т. Ваши эмоции сильны, и это занятие поможет вам осознать, какое влияние они могут оказать. Чем лучше вы сможете понять, как ваши эмоции распространяются по направлению к окружающим, тем лучше вы будете готовы решить, какие типы волн вы хотите создать. Это будет способствовать развитию вашего личностного навыка самосознания.
Развивайте свое самоуправление Самоуправление зависит от вашего самосознания. Помните, что вам нужно сначала понять, «что я чувствую», прежде чем выяснять, «что я делаю». Это случается, когда вы решаете действовать или не действовать в ответ на эмоциональную реакцию. Этот навык важен для того, чтобы направлять свое поведение в позитивную сторону. Иногда ваша эмоциональная реакция на ситуацию может вызвать эмоции высокой интенсивности. Они затуманивают ваше суждение до такой степени, что ваш лучший образ действий становится трудно увидеть. В этих случаях проявление самообладания будет проявляться через вашу способность терпеть нестабильные ситуации, когда вы исследуете свои варианты. Этот навык — больше, чем просто сопротивление взрывным реакциям. Это больше касается сдерживания своих мгновенных эмоций, чтобы получить более широкую картину. Создайте правило.
В следующий раз, когда вы попадете в стрессовую ситуацию, когда вам необходимо принять эффективное решение, установите твердое правило, согласно которому вы берете лист бумаги и выходите из комнаты примерно на 5 минут. Предположим, что один из ваших сотрудников продолжает отодвигать сроки выпуска продукта. Он подходит к вам в третий раз и говорит, что нужно отодвинуть крайний срок, даже если знает важность этого срока. Как вы отреагируете? Шаг 2: Нарисуйте простую диаграмму с двумя столбцами и метками «Эмоция» и «Причина», например: Шаг 3: Затем выделите несколько минут, чтобы записать, что ваши эмоции говорят вам делать. Затем запишите, что вам говорят ваши логические рассуждения.
Но нужно не просто избавиться о мыслях о неуспехе. Важно использовать полученный опыт с пользой для дела. Неудача — это масса полезной для бизнеса информации. Ей нужно уметь распорядиться; Вы хорошо знаете себе цену. Для вас не являются тайной собственные сильные и слабые стороны. Вы умеете применять первые для развития компании и управлять вторыми, не позволяя им мешать делу. К примеру, ваш лучший сотрудник, на котором держится конструкторский отдел, абсолютно бестактен. Человек с низким EQ станет обижаться и мстительно уменьшать каждый раз премию некоммуникабельному интроверту. К чему приведет такой подход, очевидно. А руководитель с развитым EQ поможет важному для успешной работы специалисту наладить общения с коллективом. В некоторых случаях достаточно поговорить. Иногда целесообразно привлечь специалиста, который поможет конструктору и другим членам команды научиться общаться. Средства здесь вторичны. Важно понимать проблему и иметь представление о том, как можно ее разрешить; Вы умеете управляться со своими эмоциями. Для этого нужно научиться определять саму эмоцию грусть, злость, раздражение, тревога и ее причины. Если человека тревожит что-то смутное, негативное, но он не понимает, что это и откуда пришло, он не сможет справиться. А значит будет вольно или невольно выплескивать отрицательные эмоции на других людей. При этом важно понимать, что пытаться совсем не реагировать на негатив бессмысленно и неправильно. Мы неизбежно обижаемся, расстраиваемся. Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства.
Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении. Reuven Bar-On была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто Канада. Модель состоит из 15 способностей: [13] [14] Самоуважение — способность понимать и оценивать себя, видеть свои возможности и ограничения, сильные и слабые стороны, и принимать себя вместе со своими сильными и слабыми сторонами. Эмоциональная осознанность — способность человека распознавать у себя наличие эмоции в конкретный момент, различать свои эмоции и понимать причины их возникновения. Независимость — способность полагаться на себя и эмоционально не зависеть от других. Эмпатия — это умение распознавать, осознавать и понимать чувства других людей. Социальная ответственность — способность идентифицировать себя как члена социальной группы, конструктивно сотрудничать с другими людьми, проявлять заботу и брать на себя ответственность за других людей. Межличностные отношения — способность конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах. Стрессоустойчивость — способность эффективно управлять своими эмоциями, быстро находить выход из ситуации. Контролирование импульсов — способность сдерживать свои эмоции, воздерживаться перед соблазном. Оценка действительности — способность сверять свои мысли и чувства с объективной внешней реальностью. Гибкость — способность быстро корректировать свои чувства, мысли, представления и поведение соответственно меняющимся обстоятельствам. Решение проблем — способность устанавливать и формулировать проблему, а также находить для неё потенциально эффективное решение.
Кроме того, люди с высоким EQ могут похвастаться хорошим самоконтролем, благодаря чему они менее склонны к вредным привычкам и чаще ведут здоровый образ жизни. Любовь и дружба. Способность чувствовать эмоции собеседника — настоящий дар, позволяющий создать крепкую семью и выстроить хорошие отношения с друзьями. Как развить эмоциональный интеллект? Мы уже определились, что эмоциональный интеллект необходим нам для успеха в любой сфере нашей жизни. Это важнейший социальный навык, от которого зависит общение с дорогими людьми, учеба, карьера, психическое и даже физическое здоровье. Любой человек должен быть заинтересован в том, чтобы развивать его. К счастью, это по силам каждому из нас. Достаточно регулярно заниматься, и первые результаты можно будет почувствовать уже через 2-3 недели. Мы рассмотрим 5 несложных, но очень эффективных упражнений. Подбирайте названия для эмоций своих и чужих Наша повседневная жизнь состоит из множества эмоций — приятных или не очень. Мы можем чувствовать радость или подавленность, но обычно не утруждаемся тем, чтобы точно понять, что испытываем в данный момент. А ведь это отличное упражнение на развитие эмоционального интеллекта. Учитесь идентифицировать свои и чужие эмоции, называя при этом слово, наиболее точно описывающее их. Постепенно вы научитесь тонко различать радость, счастье, восторг, облегчение, удовлетворение, приятное предвкушение и множество других положительных эмоций. Разумеется, нужно тренироваться и с отрицательными эмоциями. Тревога, страх, гнев, обида, опустошенность, разочарование, раздражение — их тоже довольно много. Научившись их различать, вы сможете лучше понимать себя и окружающих. Ставьте себя на место других людей Мы часто злимся, раздражаемся или расстраиваемся, если человек ведёт себя не так, как нам хочется. Но у каждого поступка есть свои причины. Поэтому в следующий раз вместо недовольства попытайтесь поставить себя на место расстроившего вас человека и понять, чем он руководствовался, что чувствовал и чего хотел, когда совершил не понравившийся вам поступок. Возможно, он был расстроенным или уставшим. А может, прямо сейчас он сильно о чем-то переживает, и ему только вашего осуждения не хватает «для полного счастья». Расширяйте кругозор Чем меньше человек интересуется окружающим миром и чем слабее понимает его многообразие, тем ниже его эмоциональный интеллект. Поэтому кругозор необходимо расширять всеми доступными способами: читать книги и мемуары, интересоваться новостями науки и последними технологическими достижениями, путешествовать и общаться с разными людьми, уделять время саморазвитию и самообразованию. Даже просмотр новых фильмов помогает расширить кругозор. Старайтесь думать на 2 шага вперёд Люди с высоким EQ отличаются хорошей способностью планировать действия и следовать намеченному плану. Причинно-следственная связь здесь действует в обе стороны, поэтому привычка продумывать свои действия и их последствия развивает эмоциональный интеллект.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
От эмоционального интеллекта напрямую зависит, насколько человек решителен, умеет ли он бороться с прокрастинацией и правильно расставлять приоритеты. В психологической литературе встречается понятие «эмоциональная грамотность». Данный термин обычно подразумевает приобретенные знания о человеческих эмоциях. То есть, эмоциональный интеллект — это умение чувствовать эмоции и управлять ими на интуитивном уровне, а эмоциональная грамотность — это совокупность теоретических и практических знаний об эмоциях и управлении ими. Нередко эти термины отождествляются, хотя это не совсем правильный подход. Кстати, оценить уровень своего эмоционального интеллекта Вы можете прямо сейчас, пройдя простой тест. Как появился термин? На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека. Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения — IQ Intelligence Quotient.
На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни. На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей. Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта — эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель — EQ Emotional Quotient. Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях.
Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения». Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека. Составляющие эмоционального интеллекта Исследуя природу эмоционального интеллекта, ученые пришли к выводу, что он состоит из нескольких составляющих. Были предложены разные способы разделения, но наиболее точной и правильной на сегодняшний день считается модель Майера-Саловея-Карузо. Согласно данной модели, эмоциональный интеллект состоит из 4 составляющих: 1. Понимание собственных эмоций — ключ к тому, чтобы суметь взять их под контроль, значительно развить силу воли и избавиться от лени.
Адекватное восприятие своих способностей помогает стать более решительным, перестать зависеть от окружающих и научиться лучше контролировать собственное поведение. Человек с высоким EQ всегда стремится к саморазвитию и самоактуализации. Здесь присутствует и обратная связь — непрерывно развивающийся человек повышает собственный EQ.
Навыки эмоционального интеллекта Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно. Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект?
Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему. Они делятся на две большие группы: личностные и социальные. Первые — это качества личности, вторые — это человек в социуме. В свою очередь эти две группы делятся на важные черты характера, воспитанные у человека. Личностные Под личностными навыками понимают самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее. Самосознание — как я себя представляю. У человека оно выражается тремя характеристиками: Точная самооценка — человек не колеблется в оценке себя в зависимости от мнения других людей.
Ему не важно, что думают о нем другие, он знает себя и свои потребности. Другими словами, плевать он хотел на мнение других. Если проще — когда внутри все вскипает, он стискивает зубы, сжимает сзади в замке руки, но на лице все спокойно. Уверенность в себе — это основа успешной коммуникабельности, уверенность в себе развивается в семье и окружении. Самоконтроль или сила воли у личности проявляется в таких чертах: Открытость — человек открыт к новым социальным контактам, он может говорить на разные темы с разными людьми. Воля к победе — желание достигать большего является мощным двигателем личностного роста, преодоление трудностей также помогает развиваться. Обуздание эмоций — вовремя запретить истерику или проявить немного гнева для достижения целей, то есть использовать эмоциональные реакции во благо общего результата. Инициативность — поиск лучших решений, он не стесняется высказать все, что думает.
Оптимизм — позитив всегда притягивает людей, негатива и без того хватает, если человек постоянно позитивный, он успешнее. Социальные Под социальными навыками у взрослого понимают чувствительность к изменениям настроений в группе и управление отношениями. Социальная чувствительность состоит из: сопереживания — эмоции, направленной на разделения переживаний другого; деловой осведомленности — невозможно понять человека, не зная о нем, важно задавать нужные вопросы, чтобы помочь; предупредительности — человек может предугадать дальнейшее развитие событий. Управление отношениями имеет такие составляющие: влияние — ответственный, контролирующий свои эмоции человек может влиять на других; воодушевление — человек с развитым EQ мотивирует себя и других, он харизматичный и яркий ; помощь в самосовершенствовании — эмпатийная личность заражает своим позитивом других; урегулирование конфликтов — важная характеристика лидера группы; содействие изменениям — вовремя обузданные эмоции помогают изменяться; укрепление личностных отношений; работа в команде, сотрудничество. Это очень полезные качества и навыки. Как развивать их и как узнать, на каком уровне развития находитесь вы, поговорим далее. Тест на эмоциональный интеллект онлайн Диагностика любой психологической особенности человека лучше всего чтобы проходила под контролем специалиста. Но сейчас распространены онлайн-тесты, в которых сразу видны результаты.
Тестирование состоит из 12 этапов, на каждом из них вам покажут лицо неизвестного человека. Буквально на одну секунду промелькнет анимация с эмоцией. Вы должны будете ее определить. Считаю, что это мало. Буду развивать EQ. Методика помогает оценить, насколько вы способны строить отношения и хранить их. Ответив на все вопросы, вы определите уровень EQ у себя. Как развить эмоциональный интеллект Для развития EQ существует много методов.
Непонимание чувств других людей Люди с низким ЭК часто не обращают внимания на чувства других. Они не догадываются, что их супруги могут быть злы на них или, что их сотрудники раздражены. Более того, они испытывают досаду, когда видят, что кто-то ждёт проявления чувств от них. Эмоции, как правило, выводят из равновесия людей с низким ЭК. Считать, что другие люди чрезмерно чувствительны Люди с низким ЭК могут пошутить в самое неподходящее время. Например, они могут отпустить неуместную шутку на похоронах или по поводу какого-то трагического события. Когда другие люди как-то реагируют на такого рода шутки за гранью, человек с низким ЭК считает, что окружающие просто слишком чувствительны. Эти люди испытывают трудности в понимании эмоций других людей, и не удивительно, что они не в состоянии интерпретировать эмоциональный настрой печальных событий. Отказ принять чужую точку зрения Люди с низким ЭК уверены в своей правоте, они будут энергично отстаивать свою позицию, при этом отказываясь слушать то, что говорят им другие. Это особенно верно, когда им указывают на не понимание ими чувств других людей.
Они часто негативны и чрезмерно критичны к чувствам окружающих. Обвинять других в ошибках Люди с низким эмоциональным интеллектом имеют плохое представление о том, как их собственные эмоции могут приводить к проблемам. Когда дела идут плохо, они инстинктивно винят других. Они часто обвиняют ситуацию или действия других людей. Они уверены, что у них не было другого выбора в той или иной ситуации, и что другие просто не понимают их положения.
Хорошо прорисованные ноздри — склонность к агрессии. Рот Отсутствие рта — депрессия, иногда вялость в общении. Хорошо прорисованный или бросающийся в глаза рот — возможная затрудненность с речью, иногда примитивные оральные тенденции. Руки Руки символизируют контакт личности с окружающим миром. Хрупкие, слабые руки — физическая, иногда психологическая слабость. Скованные руки — замкнутая, обязательная, жесткая личность. Вяло опущенные руки — неэффективность. Длинные сильные руки — амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки — отсутствие амбициозности и чувство неадекватности. Ноги Длинные ноги — потребность в независимости. Большие ноги — нестабильность и отсутствие основы. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей. Как развить эмоциональный интеллект? Прислушивайтесь к интуиции и будьте наблюдательны Развитие эмоционального интеллекта помогает не только понимать собственные эмоции и управлять ими, но и эффективнее общаться с другими людьми. Чем лучше вы понимаете эмоции других людей, их намерения и мотивы поведения, тем адекватнее реагируете на них и взаимодействуете с ними. Простыми словами, чем быстрее вы поймёте, что ощущает ваш собеседник и каковы его потребности прямо сейчас, тем легче вам будет выстроить с ним диалог: вы поддержите его, если нужно, и он будет вам за это благодарен. В определении эмоций другого человека не обойтись без интуиции — способности постижения чего-то на бессознательном уровне. Она объединяет сознательную и бессознательную часть разума, связывает эмоцию и мысль — в общем, лежит в основе эмоционального интеллекта. Бывали случаи, когда вы принимали решение основываясь на некоем предчувствии того, что выбранный вами путь верен? Это и есть интуиция. Оно использует эту информацию, чтобы мгновенно предупредить нас о том, что нам следует остановиться или, напротив, двигаться вперед, поскольку набор обстоятельств правильный. Хэссон Джилл, «Развитие эмоционального интеллекта: Подсказки, советы, техники» Исследования показывают, что тело всегда говорит за нас больше, чем язык. С одной стороны, это усложняет ситуацию, с другой — создаёт отличную «базу данных» нашей интуитивной части. Осознав это, попробуйте понаблюдать за собственным «языком тела» и движениями собеседника. Следите за тем, чтобы ваши слова сочетались с жестами, выражением лица и так далее, иначе собеседник может почувствовать себя неуютно. Например, не стоит заламывать руки и хмуриться, когда вы хвалите друга или делитесь идеей стартапа с инвестором. Освойте набор невербальных сигналов жесты, мимика, тембр и «привяжите» их к соответствующим эмоциям — тогда целей в общении будет достигать гораздо проще. Эмоциональные триггеры и стресс — как справиться? Разбилась любимая кружка. Встали в пробку и опоздали на экзамен. Нашли муравья на кухне. Во всём районе внезапно выключили воду на сутки. Всё это — эмоциональные триггеры, внезапные события, которые выбивают нас из состояния покоя. Они могут толкать на плохие поступки разной степени тяжести, от самобичевания до оскорблений ни в чём не повинных людей. Большинство из нас может справиться с одной вещью, которая провоцирует стресс. Разбилась и ладно. Опоздал — что ж, надо было раньше выходить. Но когда трудности наваливаются скопом, бороться с ними бывает нелегко. В таком случае стресс захватывает разум, мешая мыслить ясно. Для того чтобы найти выход, управлять своим стрессом и уменьшить его, вам нужно успокоить эмоциональную часть мозга и задействовать его рациональную, думающую часть. Келли Макгонигал, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» Келли Макгонигал в книге «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» рассуждает о природе стресса, его происхождении и пользе. Вывод, который делает автор, может показаться неочевидным: стресс полезен, хотя массовая культура убеждает нас в обратном. Стресс в разумных количествах помогает человеку оставаться в тонусе, интересоваться жизнью, совершать новые открытия. Макгонигал ссылается на исследования, согласно которым среди людей, периодически переживающих стресс предприниматели, главы семей, обычные люди с непростой судьбой в среднем выше процент удовлетворённых жизнью. Почему так происходит? Всё дело в переосмыслении и принятии стрессовых ситуаций. Мы не сдаёмся, а анализируем, что произошло и что стоит сделать, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем, благодаря чему повышаем качество жизни. Конечно, без эмоций не обойтись, особенно когда триггер только «зажёгся», но дальше в игру должен вступить разум. Разложить ситуацию по полочкам, составить план действий — всё это необходимо, чтобы справиться со стрессом и направить его себе на пользу. Для начала будет достаточно просто встать и пройтись, сделать десять глубоких вдохов. Чтобы вернуть контроль над разумом и эмоциями, нужно успокоиться. Они уже сделали свою работу, сообщив вам об опасности. Вспомните, когда и в каких ситуациях вы чувствовали эту эмоцию. На что важное вам нужно обратить внимание? Что изменится в вашем поведении или мироощущении, если вы обратите на это внимание? Чем она могла вам помочь? Наши эмоции — это своего рода «зеркала» в наш внутренний мир. Они говорят о том, что мы можем бояться признать: о страхе, злости, недовольстве, обиде, зависти. И, пока мы не даем самим себе «зеленый свет» на «проживание» эмоции, мы не можем хорошо видеть ситуацию в целом и понимать наши внутренние мотивы. Макгонигал Келли, «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» На протяжении всей жизни мы переживаем множество стрессов. Они связаны с взрослением, старением, учебой и работой, семьей и здоровьем, финансами и общением.