В феврале 2013 года, после кончины художника, уникальное собрание Элия Белютина и его жены Нины Молевой безвозмездно передано государству. Коллекция Белютина и Молевой — собрание работ, принадлежавшее известному советскому художнику-абстракционисту Элию Белютину (1925—2012).
Белютин элий михайлович картины
Нина Молева и ее супруг Элий Белютин — владельцы коллекции картин на $2 млрд, полученной от предков Белютина. говорил Элий Белютин (1925-2012), живописец, педагог и теоретик искусства, один из самых ярких мастеров Оттепели. В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения. Начал доставать эту коллекцию мой муж Элий Белютин, внук коллекционера, в 1949 году, уже после того, как вернулся с фронта и окончил аспирантуру.
Тайна коллекции Элия Белютина
Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. После его смерти картины перешли по наследству его дочери Лидии Гриневой, а от нее — внуку Гринева Элию Белютину, известному художнику-авангардисту. [Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля».
БЕЛЮ́ТИН ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Эту картину у Элия Михайловича отобрали после печально известного посещения Никитой Хрущевым выставки в Манеже и вернули только 50 лет спустя. Полвека назад художник Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Элий Михайлович Белютин (1925–2012) – российский художник, педагог, теоретик искусства. Школа Элия Белютина «Новая реальность» и Эрнст Неизвестный. «Новая реальность» была оплотом неформального искусства СССР, хотя сама никогда не позиционировала себя как подпольная. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно.
Белютин элий михайлович картины
Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института. В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. Картины Элия Белютина, переданные в дар Псковскому музею, хотели видеть в Литве и Польше.
Тайна коллекции Элия Белютина
В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения. Элий Белютин был одним из первых представителей русского абстрактного искусства. Белютин Элий Михайлович (1925–2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. Нина Молева и ее супруг Элий Белютин — владельцы коллекции картин на $2 млрд, полученной от предков Белютина.
Пскову великому от великого художника
Это направление в искусстве они называли «новая реальность». Белютин так формулировал задачи своего курса: «Мы пройдем по всей мировой истории человеческой культуры и искусства и всех стран современности, проанализируем самые различные методы, принципы изобразительности и выражения — Египет, Возрождение, доисторические эпохи… и лучшее отберем себе на вооружение». В конце 50-х годов он разрабатывает авторскую теорию «всеобщей контактности», основой которой стало представление об искусстве как о своего рода терапии, как о способе сглаживания потрясений от контакта с внешним миром, травмирующим личность человека. Именно ради творческого «Я» я и пишу свои холсты» - это высказывание Белютина можно считать его творческим кредо. Однако поиски своего «я» в искусстве СССР начала 60-х годов прошлого века привели к тому, что Элий Белютин постоянно подвергался гонениям со стороны официальных властей.
Его жестко критиковали за «формализм, космополитизм и пропаганду формалистических идей». А его преподавательская деятельность в различных художественных институтах неизменно заканчивалась увольнением. Элий Белютин - фигура легендарная. За художником закрепились слава отважного экспериментатора, на которого обрушился гнев Никиты Хрущева, посетившего в 1962 году выставку «30 лет МОСХ» в Манеже.
Принято считать, что именно этот скандал стал катализатором рождения критического, полуподпольного советского нонконформизма. Но история — сложная штука, и судя по воспоминаниям учеников его студии и современников, Белютин был весьма неоднозначной личностью… - Художника с уверенностью можно назвать основателем первого альтернативного официальному метода образования.
Каждому из них Элий Белютин сумел помочь раскрыть свое творческое начало, многие из них позднее создали собственные художественные школы. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. Предметом вдохновения была обнаженная натура, ню, Мадонны, мужчина и женщина. На выставке представлена серии работ с изображением Матери с младенцем.
Элий Белютин.
Композиция пошли лучше выставку фарфора посмотрим За ними идёт другая компания. А я же здесь вроде как для того, чтобы им помочь. Перед тем, как выйти на выставку, сесть на белый раскладной стул и наблюдать, я листала каталоги с работами Белютина и их описаниями. Кажется, для авторов каталога всё предельно ясно: тут вяло-голубой потоком направляется налево, тут Элий Белютин "представляет фантастический исход в глубине беспросветной ночи", здесь Ева, а здесь Афродита. Я смотрю на картины и ничего такого не вижу. Но я вижу монстра, нависающего над человеком - как все-все невыполненные дела, которые над тобой висят. Вижу тёмно-красные страдания на соседней композиции.
Уверенный в себе человек - всё такое прочное, фундаментальное у него - из "модулей" на стене напротив. Буду уверенной, как этот человек. Для начала попробую встать со стула. Через какое-то время уже активно разговариваю с посетителями. Мужчина зелёный, и женщина несёт такую же зелёную книгу про то, как его понять! Минуту назад она хмурилась, читая описания картин. Понимание делает людей счастливее.
У женщины аж голова красная. А мужчина стоит, терпит, - это про эту же картину. Выставка "Контакт" провоцирует разные реакции. Когда я спускаюсь на первый этаж, в залы классической живописью, то вижу одинаково серьёзных людей. А так у вас нет никаких подсказок, - говорю мужчине. Он рассказал, что раньше никогда не увлекался абстрактной живописью, но побывал в Галерее Тейт и впечатлился абстрактными экспрессионистами.
Когда я спускаюсь на первый этаж, в залы классической живописью, то вижу одинаково серьёзных людей. А так у вас нет никаких подсказок, - говорю мужчине. Он рассказал, что раньше никогда не увлекался абстрактной живописью, но побывал в Галерее Тейт и впечатлился абстрактными экспрессионистами. Теперь он пытается проникнуться живописью в Пермской Галерее. Да, некоторые всё-таки называет. Даёт подсказки. На картине Белютина "Девушка и мать" - две абстрактные фигуры. Я прошу посетителей подумать, кто тут девушка, а кто мать. У одной фигуры есть подобие глаза, так что все отвечают, что это мать - более опытная, смотрит на мир более трезво, а ещё глаз нужен, чтобы контролировать дочь. А одна посетительница сказала, что мать - это фигура без глаза, потому что она отдала свой глаз дочери. Девушка и мать символ сложности нашего мира В какой-то момент в зале появляется активная пенсионерка: она разговаривает с посетителями и работниками галереи о картинах Белютина. На выставке ей понравилось, она всё поняла и теперь хочет донести до других. На картине - сочетание тёмно-красного и яркого зелёного, вверху - как будто страдальческое лицо. Тут человек, ему плохо, красное - это кровь, или огонь, и всё горит. Это как весь мир, и тут зелёное внутри красного, будто что-то инородное в мир попало. И вот там, на той картине - тоже не обязательно человек! Символ сложности нашего мира. А я даже и не задумывалась о том, что тут не человек - с самого начала видела силуэт. А теперь смотрю и вижу совсем другое. Композиция какой-то смысл есть, да? Смеёмся вместе.
Мастер, взбесивший Никиту Хрущева: личный архив и картины Элия Белютина
РЕЛАКС решила пригласить задавать вопросы эксперту человека из сферы, максимально далекой от современного искусства. Из спорта, например. А сама просто записала получившийся разговор Константина Некрасова, чемпиона мира по фитнесу, с Сергеем Самойленко, координатором Сибирского центра современного искусства. На этом кончилась оттепель. И это была одна из самых драматических точек столкновения художника и власти… …и, казалось бы, прошло полвека, но история ничему не учит. Потому что недавно наш новый министр культуры высказался в похожем духе: «Надо еще разобраться, что это за современное искусство и чем оно отличается от детских почеркушек». Константин Некрасов, чемпион мира по фитнесу: «А эти картины выставлены на продажу? Сергей Самойленко: «Нет, это подарок краеведческому музею от вдовы Белютина. На рынке его практически нет, а если есть, то стоит очень дорого — сотни тысяч.
Хотя это, конечно, не самое дорогое. Только что прошли новости о самой дорогой картине ныне живущего художника — работа Герхарда Рихтера продана за 37 млн долларов… …Вдова Белютина передает его работы провинциальным музеям. На Москву, где у него долго толком даже не было мастерской, у нее есть обида. И это — великое дело в популяризации современного искусства… …Потому что творчество Белютина — яркая страница в советском искусстве второй половины ХХ века. Его учителями были мастера русского авангарда, люди, которые сделали его мировым явлением: Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Лев Бруни. Он получил эту школу из первых рук… …Это не самые известные работы — самые известные в Третьяковке, в Русском музее, за границей… Но наша выставка конспективно передает его творческий путь: от реалистичных работ через экспрессионизм к поздним абстракциям… …Видите, он начинал с реалистичных работ, а потом начал искать другие способы выражения. Потому что искусство — это не просто способ зафиксировать реальность. Зачем, если есть фотография?
Вот в этих работах уже видно, как он ищет выход из реализма… …И вот — 80-е годы, уже такой лютый Белютин! Экспрессия цвета — мощнейшая! Сам он считал, что цвет — главное в картинах, а композиция — уже в меньшей степени». Константин Некрасов осторожно вставляет в разговор : «Я в первый раз столкнулся с такой красотой в художественном плане в доме одного клиента в Москве, человека с очень хорошим достатком. У него я увидел подобную картину, встал и простоял перед ней минут десять». Сергей Самойленко: «А что вас задело? Константин Некрасов: «Сила. Сергей Самойленко: «Вот!
Белютин считал, что картины должны действовать на зрителя и на физиологическом уровне. ХХ век же совсем не такой, как другие, сознание сильно меняется.
В экспозицию вошло около 20 живописных работ 60-80-Хх годов. Небольшой стенд на выставке представлен ранними произведениями художника 1940-1950-х годов. По этим работам интересно проследить зарождение почерка мастера, поиски выразительности и пластичности художественного языка.
Рассказанная новосибирскими музейщиками история начинается с фронтовых зарисовок, где видны приемы, свойственные академической школе. Элий Белютин старается писать так, как его учили, и мало чем отличается от многих других художников. Через десять лет его рука становится увереннее, а вместе с мастерством начинаются поиски. Он переосмысляет Пикассо и Матисса. Ломает восприятие, чтобы включить внимание смотрящего. Постепенно уходит от привычных образов, предметного мира и антропоморфных фигур. Экспериментирует с цветом, формой и объемом — и, наконец, создает масштабные работы, которые уже нельзя привычно оценивать, но можно чувствовать и понимать. Впрочем, не менее увлекательным выглядит и другой ракурс проекта — вошедшие в экспозицию работы вместе с методом демонстрируют путь, который проходит живописное произведение: полотно в рамах, полностью готовые к показу картины, графические листы с набросками и работы автора, не закрепленные на подрамники. Одну из работ сотрудники музея подготовили к экспонированию в присутствии посетителей. Пользуясь специальными инструментами, реставраторы смонтировали полотно на подрамник, и композиция «Без названия» Белютин, как и его соратники, зачастую избегал конкретных дефиниций заняла свое место в выставочном пространстве. У нас огромный зал и восьмиметровые потолки. Таких залов, как у нас, в России почти нет. Мы можем себе позволить показывать самые масштабные работы Элия Михайловича, но вывозить эту выставку невероятно сложно. К счастью, все работы опубликованы в государственном каталоге на нашем сайте, и познакомиться с ними можно в очень хорошем цифровом изображении».
В 1950-е преподавал в Московском полиграфическом институте, но был уволен за пропаганду абстракционизма. В 1962 году после посещения белютинской выставки в Манеже, Хрущев приказал «запретить и прекратить это безобразие». Картины Белютина и его учеников арестовали, запретив к дальнейшему показу. Художники ушли в подполье. Только в эпоху перестройки, в 1988 году, выставка участников студии «Новая реальность» была устроена в Третьяковской галерее, и как выяснилось, двумя годами позже — в Калининграде. За границей Белютина ценили. В 1960-е его произведения экспонировались во Франции. В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». Элий Белютин умер 26 февраля 2012 года в Москве в возрасте 86 лет.
Элий Михайлович Белютин. Дети Войны.
Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу. Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером. В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру. Волна еврейской эмиграции, охватившая страну и увлекшая за собой его друзей — Феликса Збарского, Марка Клионского, Юрия Красного, Владимира Галацкого — не смутила прозорливого артиста.
Жизнь в Совдепии казалась невыносимо скучной и серой, но здесь стояли свои стены, украшенные старинными картинами и надеждой на лучшее будущее, а на Западе — сплошная неизвестность без пенсии и родных стен. Вылазки на природу обставлялись как языческое богомолье, с выпивкой и закуской, под музыку Баха. Расчетливая экспрессия на полпути к лирической абстракции. Он их не продавал, а дарил. Белютин отлично знал, что нелегалы Зверев, Рабин, Яковлев живут своим искусством, но опуститься до них он не мог, не хватало ни смелости, ни желания. Раздвоение личности?
Нет, органический оптимизм! Белютин родися барином и богачом. Хитроумный дед оставил ему клад — картины известных европейских мастеров, стоившие большие миллионы в твердой валюте. Белютинцы рассыпались, притихли на своих штатных местах, поджидая момента для решительной атаки. В последний раз я видел его на похоронах его любимой ученицы Гаяны Каждан холодной осенью 73-го года. На пригорке возвышался Белютин, плотно одетый в заграничное пальто с пояском, черная шляпа и неизменный красный шарф через плечо, а вокруг могилы стояли сплошные кандидаты в эмиграцию.
Доходили слухи об эмигрантских успехах Владимира Галацкого. В Швеции его сравнивали только с Рембрандтом. Супруги Белютины не играли в диссидентские игры, а вкалывали, сочиняя книжки одну за другой. Книжек вышло очень много, около 400 — статьи и романы, трактаты и переводы, монографии и биографии, искусство России и Запада. В раннюю перестройку, когда над нищей страной блеснул социализм с человеческим лицом, видную роль играл Борис Жутовский, рисовальщик и полиграфист с большими связями в старом и новом официозе, от генералов государственной безопасности до директоров центрального телевидения. Он без промедления занялся выставками белютинцев, распределяя фотоматериал и тексты по своему усмотрению.
Откуда-то вылезла темная подвальная шелупонь — Кантор, Брускин, Капустянский — и завернула валюту в свой бездонный карман. Он, Белютин, лидер мирового искусства, живет на нищенскую пенсию учителя, а эти молодцы гребут деньги лопатой. Скажите — где же справедливость? К этому славному времени народных митингов и решительных общественных перемен имя Белютина как дилетанта и провокатора обросло легендами о непримиримом борце с косностью и мракобесием в культуре России. Мелочиться он не стал. Знай наших!
Не американец, а русский — первый, как в космосе, так и в мировом искусстве! И самое удивительное — так и было на самом деле, но работы Поллока дорого оплатила Америка, а Белютина Россия обозвала провокатором и мерзавцем. Умеренный успех, первые закупки. Молева творила литературные чудеса. В 1991 году супругов выпустили с выставкой в Америку. Об успехе говорить не приходится.
Получилась не выставка 88 картин, а русская самоделка. Белютина уличили в подделке своих собственных работ. Он решил, что можно не только людей, но и время повернуть назад, как поворачивают автомобиль. Картины, нарисованные в 90-м, он подписывал 50-м годом. Получался обыкновенный фальшак вместо музыки. Личное явление Белютина народу спотыкалось о чудовищные преграды : иная жизнь и новые люди.
Его крики о спасении священной русской культуры не принимали всерьез. Где сладкие советские времена? Где мусора и стукачи, фарцовщики и бомбилы? Где незабываемый Никита Сергеевич Хрущев? Где русская интеллигенция? С кем взяться за руки, чтоб не потеряться?
Не с кем! И — зловещий факт налицо! Надвигалась глубокая старость, а с ней и невзгоды. К середине 90-х годов у русских людей появились деньги. Ясно обозначились бедняки и богачи. Прямолинейно мыслящие разбойники порешили, что пора образумить сумасбродного старика и освободить его от родительского наследства.
Они атаковали квартиру Белютиных сверху, сбросив на спящих хозяев потолочную люстру. Конечно, взломщиков не нашли, но мэр Москвы предложил сдать антикварное наследство в верные городские руки, что походило на вымогательство. Картины и скульптуры классиков, китайские вазы и комоды идут в музей, а Белютиным чинят потолок за казенный счет, без перевода их в старческую богадельню. Драться с такой силой они не смели. Несмотря на многолюдство, друзей у Белютина не было, а с подчиненным доверительно не поговоришь. Написаны мемуары в двух томах.
Знаменитых европейских классиков присвоила грозная Москва. Выдали медаль Почета. С грехом пополам починили потолок.
Бумага, тушь. Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Пленные немцы. Бумага линованная, тушь.
Немецкий летчик. Мужской портрет. Тверская областная картинная галерея. Отец художника, Микеле Беллучи был сыном известного итальянского дирижера Паоло Беллучи, гастролировавшего по всему миру. С началом Первой мировой войны Микеле переехал в Москву. Здесь он начал писать стихи и прозу, печататься на польском и итальянском языках, примкнул к литературной группе «Перевал». В доме Михаила Белютина так «перевели» итальянское имя на русский язык в районном паспортном столе бывали Владимир Маяковский, Рюрик Ивнев, Сергей Есенин.
В 1927 году Михаил Белютин был расстрелян в стенах Алексеевского монастыря, похоронен именно в той, пожертвованной Гриневым земле, а Элий с матерью депортирован в Душанбе на несколько лет. В 1937 г. Суровая зима. Бабушка М. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. Портрет бабушки. Красноярский художественный музей имени В.
Дети войны. Государственный исторический музей, Москва. Спящий юноша. Натюрморт с игрушкой. Вечер в консерватории. Х-б ткань, масло. Комсомольский билет Элия Белютина.
Элий Белютин получил среднее образование в Москве. В июне 1941 года Белютин в 16 лет уходит добровольцем на фронт. Участвует в битве под Москвой. Получает ранение, затем - госпиталь. Снова - фронт и тяжелая контузия, после которой он демобилизован. Был награжден Орденом Красной Звезды. После месяцев на фронте, где жизнь висела на волоске, к Элию пришло желание рисовать.
Родился цикл фронтовых рисунков: «Здесь был дом», «Убитая игрушка», «Немцы ушли», «На пепелище», «Вышли из землянки» и другие. Сажа служила краской, а обрывки бумаги холстом. Именно в это суровое время он состоялся как художник: вместе с ополченцами он написал картину «22 июня 1941-го». Более поздние картины военных лет — «Уборка картофеля» 1942 , «Воздушная тревога» 1943 — стремились передать трагедию войны. Образ бесприютного мира показан в произведениях «Флейтист» 1946 и «Рандеву» 1948. Его скульптуры «Хоровод» 1946 , «Сидящая» 1946 , «Мальчик» 1946 , напротив, выражают радостные чувства художника и полны легкости. Дерево, масло.
Самарский художественный музей. Вернулся домой. Галерея АртПанорама, Москва. Натюрморт с рябиной. Ока вблизи Серпухова. Новосибирский краеведческий музей. Окно в сад.
Челябинский музей изобразительных искусств. Бумага, графитный карандаш, акварель. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г. И с 1942 года художник возобновляет учебу, участвует в многочисленных выставках. В 1946 году Элий Белютин оканчивает Московский художественный институт им. Дипломная картина «Смерть командира» была признана «формалистической» и конфискована у автора. В 1949 г.
С большой теплотой он напишет в своих воспоминаниях о «самом московском художнике» Аристархе Лентулове, который в июне 1941-го ввел его в Суриковский институт, а также и о своем руководителе по аспирантской мастерской Льве Бруни, где вел занятия и Павел Кузнецов; и о том, как пропадал в мастерской конструктивиста Владимира Татлина. Результатом работы в аспирантской мастерской становится «Серия обнаженных». В 1947 г. Белютин был принят в Союз художников, в 1948 состоялась первая персональная выставка художника в Москве. И тут, словно гром среди ясного неба, Элий был исключен из Союза художников за так называемый формализм - отход от принципов социалистического реализма в искусстве. Натурная постановка I. Бумага, сангина.
Обнаженная стоящая. Оба - Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Лежащая обнаженная. Бумага, соус.
Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. В дальнейшем вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» — умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. В 1970 г.
Пару лет назад я в очередной раз оказалась в Германии и привезла оттуда работу хорошего голландского художника, которую подарила одному знакомому бизнесмену.
Он внимательно на нее посмотрел и сказал: «Ты не знаешь, что такое живопись. Поехали, покажу тебе настоящих художников». Я была поражена такой реакцией, но все-таки приняла приглашение, и мы поехали в Абрамцево. Там-то я впервые и увидела работы Элия Белютина и его учеников, о которых прежде совсем ничего не знала. Они потрясли меня настолько, что я буквально выключилась из реальности. Придя в себя, уже дома, я стала искать в интернете информацию об этих художниках и наткнулась на тексты армянского искусствоведа и коллекционера Самвела Оганесяна. Они меня чрезвычайно заинтересовали, и вскоре я поехала к нему, чтобы купить несколько картин из его коллекции. Самвел всю жизнь посвятил изучению творчества Белютина и его учеников, многих из которых знал лично. Вместе с картинами он передал мне эскизы, бумаги, черновики.
Поначалу я отказалась их брать, сочтя ненужным довеском, но он страшно обиделся и объяснил, что именно в этих эскизах виден путь становления гения. Всю ценность этих, как мне тогда показалось, бессмысленных бумажек я поняла только сейчас. Я начала изучать историю студии в контексте общемировых процессов, которые происходили в искусстве. Художественная традиция, которой придерживались белютинцы, начинается с «Синего всадника» Кандинского. Когда Россия стала революционным центром мира, Кандинский провозгласил переход от старого искусства к абсолютно новому. В Европе чуть позже тоже началось революционное брожение, прекращенное нацистами в начале 1930-х. Следующая вспышка опять произошла в России после Второй мировой войны, и новым Кандинским стал Белютин. Он, тогда еще совсем молодой человек, предложил создать альтернативную академию художеств и преуспел в этом деле. Ее появлению помешала знаменитая выставка авангардистов в Манеже, разгромленная Хрущевым.
Художники «Новой реальности» в один миг оказались вне закона. Правда, им повезло куда больше, чем немецким коллегам 1930-х: никто не был посажен в тюрьму или брошен в психиатрическую лечебницу. Они продолжали работать, но уже неофициально.
Элий Белютин. Формула времени
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль, так называемую "модульную живопись", язык символов. Его работы напоминают работы мастеров ХХ века, работавших в подобном направлении. Таких, как Малевич, Ротко, Кандинский и других. Картина Элия Белютина Стиль совсем не классический, как видите. Однако собирать художник предпочитал классику. Картина Элия Белютина Картина Элия Белютина Следует также отметить, что начало дорогой коллекции искусства положил не сам Элий Белютин, а его дедушка — Иван Гринев, работавший художником императорского театра. Картина Элия Белютина Картина Элия Белютина Теперь вы видели работы Элия Белютина, художника, коллекционера и миллиардера, собравшего коллекцию дорогих картин. Пушкина, но и Лужков и музей Пушкина от неё отказались. Поведение музея при этом очень странное, если учитывать стоимость коллекции, о которой сообщают СМИ, а сведения о судьбе и ценности коллекции Белютина весьма противоречивые. До сих пор толком непонятно, где она в итоге находится. Как вам картины Элия Белютина, что вы о них думаете?
Нолева-Соболева, Ю. Соостера, В. Перемещенная в Манеж, выставка подверглась идеологическому разгрому совместно с экспозицией «30 лет МОСХа». В 1990 в Манеже Москва состоялась большая выставка белютинцев. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних «картинах-модулях». Рекомендуем прочитать.
Почему белое пятно в истории страны, в истории мирового искусства? Тогда я встретилась с коллекционерами Самвелом и Кариной Оганесян. Они познакомили меня с историей «Новой реальности», показали свою коллекцию работ Белютина и его учеников. У них я приобрела первые работы для собственной коллекции. О своей студии Элий Белютин мечтал с 1946 года. Учившийся у Павла Кузнецова, Аристарха Лентулова, Льва Бруни, Белютин впитал их понимание искусства как ремесла, требующего жесткого профессионализма, чуткой реакции на окружающий мир. Молодой и амбициозный художник загорелся не менее амбициозной целью — создать Академию искусств нового типа. Задача была вполне конкретная — воспитать художника с развитой способностью эмоционально и раскованно воспринимать окружающий мир и вследствие этого находить и разрабатывать изобразительные средства для выражения своего переживания.
Новая Академия Белютина должна была предложить адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека, выработать сознательный подход к проблемам современного искусства. Элий Белютин и Нина Молева — замечательно талантливая пара. Он — учитель, методист, художник, организатор, психолог, гуру. Она — жена, боевая подруга, менеджер, маркетолог, психолог, икона. Создание своей студии для того времени явление уникальное. Ни в СССР, ни на Западе не было аналогичного объединения художников, которые бы работали бок о бок по принципам артели Нового времени, имели четкую творческую методику и, что важнее всего, единого лидера. Тамара Тер-Гевондян «Натуральная композиция портрета» От идеи до ее реализации прошло восемь лет. Когда открывались лагеря и впервые задул свежий ветер оттепели, вокруг Элия Белютина сформировался круг художников, готовых искать новые формы в искусстве. Началом существования студии «Новая реальность» можно считать 1954-й, когда студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим новым гуру.
Для молодого преподавателя с инновационной методикой они стали идеальным материалом для работы. С одной стороны хорошая академическая база и профессиональная подготовка, с другой — никто никогда не пытался сформировать из них художников в традиционном для того времени понимании. Работа в студии давала постоянную погруженность в творческий процесс. Поездки на пароходах, почти круглосуточная работа на белютинской даче в Абрамцево, общение с друзьями-студийцами, совместный анализ работ порождали постоянное желание творить.
Стоимость собрания тоже была названа — по стартовым аукционным ценам она составила 400 млн долл [2].
В 1993 году была произведена попытка ограбления. Владельцы должны были уже улететь в Италию, «но с загранпаспортами вышла задержка, и они сидели дома и пили чай. И вдруг раздался страшный грохот, потолок стал лопаться. Дверь открылась. В квартире — ни одной перегородки, пол весь поднят, в межэтажном перекрытии выпилены пять балок, около этой дыры стоит электрический подъёмник с тросами и крюками, рядом — несколько человек в камуфляже, а на подоконнике лежит каталог нашей коллекции, изданный в Италии.
Она кинулась звонить в соседние квартиры. Потом набрала номер Краснопресненского райсовета, которым тогда ведал Краснов. Он приехал через 15 минут, привёз с собой начальника РУВД и районного прокурора. Людей в верхней квартире уже не было — кто бы рискнул их задерживать? В последующие годы правительство Москвы, по словам Молевой, оказывало на неё с супругом давление, «шантажируя» ремонтом, правами собственности и передачей коллекции правительству Москвы [2].
В августе бездетная вдова вступила в права наследования. Передача Польше[ править править код ] Было объявлено, что художник завещал часть своей коллекции Польскому государству. Молева позже в интервью рассказывала: «Примерно через два месяца после смерти мужа мне позвонили из посольства Польши и предложили захоронить его прах в этой стране. Я очень удивилась, поскольку никогда о такой возможности не думала. Начались уговоры: мол, Элий Михайлович столько натерпелся от России, что лучше бы вам перебраться на жительство в Польшу.
Со всем своим имуществом, разумеется». По рассказу польского журналиста, наоборот, «сначала и меня, и наших дипломатов женщина принимала очень радушно. И говорила о желании перевезти картины в Польшу. Но… В один далеко не прекрасный момент госпожа Молева заявила, что ни со мной, ни с дипломатами она больше дел иметь не желает. Почему, могу только строить версии.
По моим данным, Белютин и Молева пытались наладить отношения с польской стороной ещё с середины 90-х. Ходят слухи, что намерение передать коллекцию Польше даже выразил сам Белютин в своём завещании, хотя никто эту бумагу не видел. Если же говорить о фактах, точно известно одно: останки Белютина до сих пор не преданы земле. По моей гипотезе, Нина Молева желала, чтобы её мужа похоронили в Варшаве, на Аллее Славы — там покоятся только самые известные поляки. Разумеется, такого разрешения ей никто не дал.
Это и стало причиной разрыва. Насколько мне известно, в нашем МИДе принято решение более никаких переговоров с пани Молевой не вести» [14].