Анализ стихотворения това «Парус» Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс).
Анализ стихотворения Лермонтова Парус (6, 9 класс)
Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека. В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова Парус 6 класс
В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». 07 декабря 2018 Екатерина Шмелева ответила: Основной мыслью в стихотворении "Парус" является одиночество и постоянные скитания. «Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование. Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (Вариант 2). Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ «Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.
Анализ парус лермонтов 6 класс
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус». Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. В анализе стихотворения Лермонтова «Парус» нужно выделить две темы, которые и определяют смысловую составляющую его творения — это темы одиночества и поиска смысла и места в жизни. В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус».
Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова
Прослушать стихотворение «Парус» М. Ю. Лермонтова (аудиоисполнение)читает Михаил Иванович Царев (18 ноября 1903, Тверь, — 10 ноября 1987, Москва) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Парус • cтихотворение и анализ. Лермонтов проводит ассоциацию паруса с человеческой душой, которая, не найдя себя в этом мире, балансирует на грани жизни и смерти. I Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» Вариант 1. Создание стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" связано с переездом поэта из гостеприимной Москвы в холодный Петербург в 1832 году. Анализ стихотворения.
Cмысл стихотворения «Парус» Лермонтова
Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества. Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, […]... Именно по этой причине многочисленные романы поэта до сих пор являются предметом исследований библиографов, которые по отдельным записям в дневниках и стихам пытаются установить адресатов стихов поэта. В 1838 году Лермонтов познакомился с Марией Соломирской, супругой своего однополчанина. Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил Лермонтов был человеком тонкой натуры: обидчивый и ранимый. Как следствие этого им было написано достаточно произведений, которые несут собой споры. Может быть, Лермонтов написал данное стихотворение под каким-то впечатлением, что свойственно ему, потому что смысл […]...
Мое любимое стихотворение М. Лермонтова Мне очень нравится стихотворение М. Может быть, потому, что я живу далеко от моря. Лермонтовские строчки как будто переносят меня на морской берег. И я слышу рокот волн, которые с шипением набегают на берег, захватывают прибрежные камешки и стремительно откатываются. Воздух насыщен запахом водорослей, каких-то южных растений. Сквозь рокот волн я слышу […]... Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история.
Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова. Лермонтов общался с вдовой, и женщина оставляет поэту подарок покойного мужа. Михаил Лермонтов восхищался Ниной именно так звали жену Грибоедова , часто захаживал в гости и перед отъездом в Россию получил драгоценный дар. Почему драгоценный? Во-первых, как […]... Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой. Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было […]... Тем не менее, она была прекрасно осведомлена о чувствах юного поэта и иногда даже подыгрывала ему, проявляя благосклонность.
Это произведение в полной мере показывает, […]... Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии. В этом произведении […]... Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать […]... Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю Михаил Лермонтов — человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека — несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить Варваре Лопухиной, что не будет жениться на ней, так как не видит смысла, хоть он и любит ее.
Ведь он — несчастный, […]... Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема — это судьба целого поколения. Он не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства. В его стихотворениях звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Художественный мир Лермонтова насыщен пафосом свободы. Жизнь самого поэта омрачала память о декабрьском дне […]... Анализ стихотворения Лермонтова Как часто пестрою толпою Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами.
Он дает понять читателю, что рассказывает именно про себя, вводит в собственные чувства. Если прочесть чуть дальше, то становится понятно, что эти воспоминания не самые радостные. Он называет образы людей на балу […]...
В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина.
Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни. Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму.
В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма. Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм. Так, анафора прослеживается: что ищет, что кинул. Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют волны, ветер свищет.
Имеются в произведении эпитеты, такие как, луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури. Применяется антитеза, в строчках: стране далекой — краю родном. Критиковать «Парус» Лермонтова практически невозможно. Так как стихотворение достоверно отражает всю глубинку переживаний юного поэта, тревожного жаждущего вечной бури.
В каждой строфе внешние впечатления рождают философские размышления. Лермонтов поразительно легко сочетал романтическое описание пейзажей и философские размышления. Автор отчетливо рисует картину чистого белого паруса на море, удивительно легко сочетает противоположности, такие как солнце и штиль на море со свистом ветра.
Романтическое описание прекрасного пейзажа и философские размышления. Его талант позволяет сопереживать лирическому герою, ощутить глубину его переживаний в связи с возникшими трудностями. Поэт мечтает вырваться из оков одиночества и найти настоящий, деятельный покой, позволяющий понимать, что он не напрасно пришел в этот мир.
Лермонтов в своем произведении в основном использовал современную лексику. Исключения составляют архаизмы: струя вода и лазурь небо , и формы слов: парус одинокой и скрыпит старомосковское произношение. Философские размышления и образы каждый читатель может воспринимать по-разному.
Автор не дает ответов на свои вопросы. И все же в конце стихотворения поэт ясно выразил свою мысль, что для него лучше буря, чем бездействие. Особую динамику стиха составляют восклицания, риторические вопросы, описания.
Глубину размышлений лирического героя подчеркивают многоточия. Стих «Парус» можно смело назвать образцом романтического стиля русской поэзии 19 века. Отзывы и интересные факты Стихотворение «Парус» — удивительное сочетание романтики и философских размышлений.
В нем Лермонтов проявил многогранность и силу своего таланта, а также способность к размышлению над глубокими вопросами бытия. В свои 17 лет небольшим стихотворением молодой поэт проявил себя как поэт, которого ждет великое будущее. Произведение впервые было опубликовано только после смерти поэта в 1841 году.
До нашего времени этот стих остается одним из популярных произведений Лермонтова. В 1848 году А. Варламов написал музыку на стих «Парус».
Год спустя также А. Рубинштейн написал музыку. Стих стал романсом.
В 1985 году А. Матюхин написал третий вариант музыки на этот стих. До нашего времени многие знают его как песню.
Герой одинокий человек и разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в одиночестве. Этим образы тяжело достигнуть душевной внутренней гармонии.
Герой выбрал нелегкий путь — борьбу со стихией. Но встречи с бурями не принесли счастья. Не принесут и перемен в жизни.
Автор считает что счастье живет в самом человеке. Но эти чувства проходят быстро. Герой желает обрести душевный покой, обновления жизни.
Такой процесс, возможен только через очистительную бурю, так считает герой. Лермонтов уверен, что одинокий человек не счастливый. Отсюда и ощущение легкой грусти в начале стихотворения.
Но в финале стиха читатель ощущает перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, который не боится страшной бури.
А саму рифму можно отнести к четырёхстрочному ямбу. Перефразировать абзац Повтор слов «буря», «ищет» несёт большую содержательную нагрузку, ведь именно это подчёркивает основную мысль текста «поиск себя». Перефразировать абзац Ещё хотелось бы отметить, что в стихотворении присутствует инверсия «что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?
Перефразировать абзац Интересно, что в произведении много многоточий, которые говорят о незаконченности действий, а также можно наблюдать два выразительных и два побудительных предложения, подчёркивающих поиск человека, как самого себя внутренне, так и внешне.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице. Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Литературное направление Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию. Род Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру. Проблематика Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.
Тематика Основная тема произведения — одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы — вечная неизвестность впереди. Идея В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю — способность плыть дальше. Пафос Пафос стихотворения — утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра. Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали. Система образов Образ паруса построен на контрастах.
Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой. Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.
Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность.
В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Жанр Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе XIX века.
Средства выразительности.
Здесь и антитеза, и инверсии, и риторические вопросы и восклицания. Можно сказать, что антитеза — основной прием, используемый Лермонтовым в «Парусе». Сравниваются и противопоставляются страна далекая с родным краем, буря со штилем. Завершается стихотворение оксюмороном — сопоставлением несопоставимого: «…в бурях есть покой». Хотите прокачать речь и мысли? Не изобретайте велосипед. Вдохновляйтесь мудростями от лучших умов планеты. Подпишитесь на наш телеграмм-канал Эпитеты В поэтическом творчестве описание стихии, душевных порывов, мечтаний всегда сопровождается эпитетами.
Да, красота моря, его своенравный характер, его стихийная сила всегда поражают и покоряют. Возле моря хочется поразмышлять о чем-то серезном, сокровенном. Любуясь морем и парусом, Лермонтов написал стихотворение и назвал его не «Море» или «К Морю» в отличие от других поэтов, а назвал «Парус». Такая беседа помогает перейти к первому этапу анализа -лингвистическому комментированию, которое осуществляется на разных уровнях —лексическом,фонетическом,грамматическом. Лексический анализ предпологает обьяснение прямых и переносных значений слов, определение стилистической окраски и др. После этого читаю стихотворение выразительно наизусть, а потом предлагаю ученикам еще раз почитать его и ответить на вопросы, которые помогают выявить их читательскую реакцию, передать впечатления, вызванные зрительным образом, возникшим в их сознании: 1. Что вы представляли, когда слушали и читали стихотворения? Если бы вам нужно было нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению , что бы вы изобразили? Какие краски использовали бы? Так мало слов, и так много сказано и о море, и о судьбе паруса, и чем-то еще, неуловимом пока.
Очень важно, чтобы ученики поняли особенности поэтической интонации, то есть в процессе анализа они должны почувствовать, какое настроение, состояние души поэта передано в этом лирическом произведении. Поэтому анализ «Паруса» надо строить так, чтобы помочь им постичь поэтическое слово и образ картина моря и паруса , через которые автор передает свои жизненные впечатления. Анализируя «Парус», можно отметить, что в нем использованы в основном простые и понятные слова, причем в большинстве случаев в прямом значений, если же они употреблены в переносном, то оно доступно пониманию учащихся: волны играют,ветер свищет. Изобразительные средства стихотворения просты, но именно с их помощью поэт создает выразительный художественный образ. Особо останавливаемся на эпитетах. Вспоминаем, что известно учащимся из уроков литературы: эпитеты определяют предмет или понятие, обязательно подчеркивая в нем такое его свойство, которое в первую очередь воздействует на чувства, воображение, мысль человека: они всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому или иному понятию, предмету. После этого находим в стихотворении «Парус» эпитеты и раскрываем их значение и смысл в контексте: одинокий — не имеющий близких, всем чужой один,отдаленный от других ; мятежный — тревожный,неспокойный. Эпитет одинокий играет в «Парусе» важную роль. Это не только выражение одной из тем стихотворения гордое одиночество мятежника , но и ключ к раскрытию символического образа, - в нем совмещаются значения, соотнесенные как с предметным рядом — парус одинокий, то есть плывущий один, без подобных себе, так и с рядом «одушевленным» не имеющий единомышленников, близких людей. В ходе лингвистического комментирования я обращаю внимание учеников прежде всего на лексические антонимы, языковые и контекстуальные.
С моей помощью они выделяют такие: ищет-кинул оставил,бросил, в стране далекой- в краю родном,ищет —бежит избегает ,под ним —над ним,буря —покой. Вместе мы делаем вывод о том, как прием противопоставления позволил поэту создать яркие пейзажные зарисовки и показать раздумья, размышления. Как отмечается в «Лермонтовской энциклопедии»; «буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и от чего-то,обретения и потери — вот неполный перечень антиномий «Паруса». Я обращаю внимание учащихся и на повторы, которые усиливают выразительность стихотворения что, он, под ним, над ним, счастия, бури , и на инверсию: обратный порядок слов приводит к их смысловому выделению парус одинокий, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луг солнца золотой. Особенно внимательно мы анализируем описание бури насыщенность глаголами,зрительно-звуковые образы: играют волны, мачта гнется; обилие сонорных,свистящих и шипящих согласных — р,с,ч,щ. И лишь после такого анализа я предлагаю ученикам ответить на вопрос, что перед нами —стремление к счастью или отказ от него? Вывод учащихся: Что в стихотворении отвергаются обе эти возможности, - ведь «он счастия не ищет и не от счастия бежит».
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит. Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению.
Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром. Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых туман , лазурных море , золотых лучи солнца , белых парус. Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами. Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения.
Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе — мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива. Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека — бабушки — он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу.
В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет о своей прошлой жизни, о будущей своей судьбе, о смысле жизни и о месте человека в водовороте жизненных бурь. Несмотря на юный возраст автора, стихотворение отличается яркой образностью, мелодичностью и поэтической красотой, а философский смысл и глубина чувств поражают своей серьёзностью и зрелостью. Композиция делит всё стихотворение на три строфы и при этом очень чётко разграничивает основные образы произведения образ паруса и лирического героя. В молодые годы Лермонтов в своей лирике часто использовал образы бурь, разгулявшейся морской стихии и мелькающего вдалеке паруса. Поэт представляет нашему вниманию вид морского пейзажа с парусом и образ главного героя — автора, который стоит на берегу, смотрит вдаль и размышляет о своей жизни и маленькой лодочке, которую бури мотают по безбрежным морским просторам.
Анализ 1 строфы В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус. Эти два образа — образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии.
Анализ 2 строфы Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный — борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать.
Анализ 3 строфы Третья строфа — это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного — обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю. В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему — цель и смысл человеческой жизни.
Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым. Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения.
Тема — одиночество, неизвестность, душевный мятеж. Композиция — три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. Жанр — лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет. В своём письме к М. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника — у него родилось легендарное стихотворение. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Жанр Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе 19 века. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает» «Как будто в бурях есть покой! Средства выразительности В данном стихотворении присутствует большое количество эпитетов, которые помогаю поэту создать более яркую картинку. Именно она помогает лучше передать настроение стихотворения. Использование риторических вопросов так же встречается в данном тексте. Это придает ему определенной интриги и наталкивает на размышления о собственном смысле жизни. Метафоры помогают стихотворению стать более динамичным. А использование оксюморона в последней строке, заставляет читателя так же задуматься о своей жизни. Значение Летом 1832 года 18-летний Лермонтов оставляет учёбу в Московском университете и перебирается в Петербург, планируя поступить в столичный университет, но ему это не удается. Расстроенный и подавленный, поэт в одиночестве бродит по городу, размышляя о будущем. В письме от 2 сентября 1832, адресованном Марии Александровне Лопухиной, он признаётся, что не видит «впереди ничего особенно утешительного» и приводит текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря» «Парус» — это не только отражение тех мыслей, которые волновали восемнадцатилетнего Лермонтова, но и «переносно-метафорическое обозначение жизни поэта, основанное на её уподоблении морскому плаванию». Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным, который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её»: «Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться. Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира» Основная мысль произведения В роли паруса мы с легкостью можем узнать душу самого автора. Они одинаково ищут свое место в этом мире, не зная, в какую сторону им лучше всего направляться. Постоянные странствия и переезды отложили отпечаток на молодом поэте. Михаил Юрьевич сам находится на распутье и не понимает до конца, чего именно он хочет. Он пытается найти покой там, где искать его не имеет смысла, поэтому он продолжает свои метания. Он не верит в счастье, потому что ему не довелось его пережить. Поэтому он сомневается в том, что в будущем ему улыбнется удача. Он очень одинок, поэтому сильно зависит от внешних факторов, которые толкают его из стороны в сторону. Он понимает то, что не в состоянии изменить судьбу. Наша жизнь очень напоминает море, от которого никогда не знаешь, что именно ждать. Единственное, что в нашей власти — это продолжать плыть в неизвестном направлении, лелея надежду, что впереди нас ждет все же прекрасное будущее. И, может быть, мы наконец-то сможем узнать, что же такое счастье.
Одинокий парус — это сам Михаил. В стихотворении повествуется о непростой судьбе человека, который покинул пределы родной страны, города, деревни и отправился в поисках счастья. В поисках некоего смысла. Человек думает, что там, на чужбине он найдет ответы на все интересующие его вопросы и сумеет обрести счастье и покой. Но, так ли это на самом деле? Неужели чужая земля может заменить родные просторы и помочь в чем-то? Это стихотворение мне очень нравится, так как в нем заложен философский смысл. Каждый читатель может трактовать его по-своему и принять на свой счет. Ведь многие люди считают, что «хорошо там, где нас нет». Но, ведь это далеко не так. По крайней мере, не всегда. Мало кому удается испытать настоящее счастье, находясь вдали от родного дома. Вдали от того места, ГД прошло твое детство и юность. Где остались все самые светлые, теплые и радостные воспоминания.
Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишие описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неслаженности в жизни. Способ стихосложения, рифмы Стихотворение написано в стиле четырехстопного ямба. Читая произведения, прослеживается перекрестная рифмовка, когда первая и третья строчки в каждой из строф заканчиваются на женскую рифму. В случае написания второй, а также четвертой строчек преобладаем мужская рифма. Усиливая художественную экспрессия, юный поэт прибегает к применению повторов, анафору, инверсию и синтаксический параллелизм. Так, анафора прослеживается: что ищет, что кинул. Лермонтов прибегает и к использованию олицетворения: играют волны, ветер свищет. Имеются в произведении эпитеты, такие как, луч солнца золотой, а также метафоры, в строках: струя светлей лазури. Применяется антитеза, в строчках: стране далекой — краю родном.
Что это за произведение
- Стихотворение М.Ю. Лермонтова Парус 6 класс
- История создания
- Основная мысль стихотворения парус лермонтова 6 класс кратко
- Анализ стихотворения «Парус»
Анализ стихотворения «Парус» М. Лермонтова
Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль — человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. Идея — автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой — образ паруса — человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что — нет. Композиция Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Лирическое стихотворение: в произведении даны мысли и чувства лирического героя, его мятущаяся душа.
Это стихотворение — образец романтического стиля в русской литературе XIX века. Что кинул он в краю родном. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице. Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Литературное направление Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию. Род Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.
Проблематика Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту. Тематика Основная тема произведения — одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря.
Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром.
В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань. Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус.
Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния.
Море огромно, в нем парус теряется, и поэтому он настолько одинок. Он жаждет действий, бури. И все же, несмотря на жажду действий парус ищет покой, но не умиротворенный, а полный деятельности и стремления к цели. Главная идея стиха В стихе автор рассказывает о стремлении от одиночества, неопределенности и растерянности к деятельному покою.
Ведь только тогда, когда человек находит свое предназначение в жизни и начинает его исполнять, он находит покой своей душе и чувство, что стоит на своем месте в жизни и делает свое дело. Через прекрасный образ паруса в море, поэт рассказывает о метаниях своей души, которые не касаются понятий «счастье-несчастье». Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Он жаждет смысла своей жизни, участия в чем-то по-настоящему важном. Поэт не уверен, что оставил это, самое важное, позади.
Он также не знает, что найдет на новом месте. Автор стихотворения еще не знает, что именно может привести его к цели и надеется, что ему поможет буря. Он ищет бури, бурной деятельности и верит, что в этом сможет найти настоящий покой, хотя и в этом также не уверен потому, что употребляет слово «как будто». Жанр Стихотворение — лирическая новелла, написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная.
В стихотворении также присутствуют черты элегии. Первая и третья строчка заканчивается на женскую рифму. Тогда как в четвертых строчках каждой строфы преобладает мужская рифма. Двенадцать строчек, три четверостишья с прекрасной и легкой рифмой. Ассонанс первой строки — употребление звука «о».
Во втором четверостишье часто употребляется звук «э», а в последней строфе ясно слышен звук «у». Употреблены также аллитерации звуков «щ» и «к». Средства выразительности Поэт в своем произведении в основном употребляет нейтральную лексику. Наиболее часто существительные и прилагательные. Прилагательные позволяют точно и ярко охарактеризовать объекты наблюдения.
Существительные помогают изобразить картину корабля, плывущего по морю. Также автор употребляет немало глаголов 3-го лица единственного числа «ищет», «кинул», «свищет», «просит», которые создают впечатление, что поэт говорит не о неодушевленном предмете, а о живой личности, так как парус символизирует человека. В произведении употреблены цветовые эпитеты. В нем палитра ярких красок: туман голубой, море лазурное, лучи солнца золотые, парус белый. Также в описании чувств, поэт употребляет эпитеты «одинокий, далекой», «мятежный» и т.
В стихе также встречается инверсии «стране далекой», «в тумане моря голубом», «просит бури», и т. Также мы видим риторические вопросы «что ищет он в краю далеком? Для усиления экспрессии поэт употребляет повторы, анафору «что ищет, что кинул» и синтаксический параллелизм. Особенности стиха В первых двух строках каждой строфы стихотворения описывается природа. Вторые две строчки передают состояние души автора.
В каждой строфе внешние впечатления рождают философские размышления. Лермонтов поразительно легко сочетал романтическое описание пейзажей и философские размышления. Автор отчетливо рисует картину чистого белого паруса на море, удивительно легко сочетает противоположности, такие как солнце и штиль на море со свистом ветра. Романтическое описание прекрасного пейзажа и философские размышления. Его талант позволяет сопереживать лирическому герою, ощутить глубину его переживаний в связи с возникшими трудностями.
Поэт мечтает вырваться из оков одиночества и найти настоящий, деятельный покой, позволяющий понимать, что он не напрасно пришел в этот мир. Лермонтов в своем произведении в основном использовал современную лексику.
Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром.
В композиции стихотворение можно почувствовать не только внешнее углубление паруса в морскую стихию, но и внутренне переживания поэта, в связи с возникшими жизненными трудностями. Автору хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань. Главная идея произведения «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса не его фоне.
Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутренне состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В тоже время, читая произведение, чувствуется удивительная зрелость, присущая мыслям юного поэта.
Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния.