Справочник административного деления СССР в 1939-1945 годах. Смотрите онлайн видео «Административное деление СССР» на канале «Учим Делать Качественно» в хорошем качестве, опубликованное 6 сентября 2023 г. 15:07 длительностью 00:11:43 на видеохостинге RUTUBE.
Эволюция административного деления в СССР
Административно-территориальное деление союзных республик: на 1-е января 1946 года / Информационно-статистический отдел при Секретариате Президиума Верховного Совета СССР. Уже после образования Советского союза эта административная единица была переименована в Казакскую АССР, а затем и в Казахскую ССР. Уже после образования Советского союза эта административная единица была переименована в Казакскую АССР, а затем и в Казахскую ССР. Административное деление СССР — деление территории Союза Советских Социалистических Республик (Союза ССР, СССР, Советского Союза). Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости.
Карта ссср административное деление
Административно-территориальное деление союзных республик на 1-е января 1947 года. Попытки реформы национально-административного деления СССР. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. Прежде всего потому, что административно-территориальное деление в республиках СССР с районным делением было пятиуровневым. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма. Создание СССР, Конституция СССР 1924 года, Административно территориальное деление СССР.
Административно-территориальное деление республик, входивших в состав СССР
Смотрите онлайн видео «Административное деление СССР» на канале «Учим Делать Качественно» в хорошем качестве, опубликованное 6 сентября 2023 г. 15:07 длительностью 00:11:43 на видеохостинге RUTUBE. Административно-территориальное деление Союза ССР [с изменениями с 15 нояб. 1930 г. по 1 окт. 1931 г.]: Районы и города СССР / ЦИК СССР, Всерос. Справочник административного деления СССР в 1939-1945 годах. Постоянно шёл процесс оптимизации административного деления СССР и союзных республик в него входяших.
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Изменение административнотерриториального деления СССР Кудяков Эмиль, Копыл Евгений, Панфилов Никита. декабрь 1922 г Союз Советских Социалистических Республик (СССР) в составе. Уже после образования Советского союза эта административная единица была переименована в Казакскую АССР, а затем и в Казахскую ССР. Изменение административнотерриториального деления СССР Кудяков Эмиль, Копыл Евгений, Панфилов Никита. Территориальное деление союзных республик СССР, 1954 г. РЕДКИЙ ГОД.
Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг.
Общая структура Статья 70 Конституции СССР 1977 года[1] гласила: Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма. Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-территориальное деление.
В 1924 г. Петроградская и Симбирская губернии были переименованы в Ленинградскую и Ульяновскую, а в апреле 1925 г. Царицынская губерния — в Сталинградскую. Еще в декабре 1923 г.
В апреле 1925 г. В феврале 1925 г. В октябре—ноябре 1924 г. Вслед за этим в мае 1925 г. В июне—июле 1925 г. В сентябре 1925 г.
В феврале 1926 г. В мае 1925 г. Вся территория края была разделена на округа и районы. В июне 1926 г. Площадь края после этого возросла до 4220,9 тыс. В августе 1925 г.
В ее составе в 1924—1926 гг. В январе 1926 г. Районирование территории Дальне-Восточного края было осуществлено весной 1926 г. В мае 1927 г. Вместо уездов и волостей создавались округа 9 единиц и районы. Фактически он был организован 1 августа 1927 г.
В мае 1928 г. Территория этих новых советских областей была «районирована», то есть разделена вместо уездов и волостей на округа и районы. В июне 1928 г. Нижне-Волжская обл. В октябре 1929 г. В августе 1928 г.
Таким образом, в 1923—1928 гг. Целью проводившейся реформы было полное уничтожение губерний, уездов, волостей и создание больших областей и краев с округами и районами, то есть укрупнение ячеек АТД всех звеньев иерархии. В этот день были образованы последние большие области — Западная, Ивановская Промышленная, Нижегородская, Центрально-Промышленная и Северный край. В состав Западной области центр — Смоленск вошли упраздненные Брянская, западная половина Калужской, Смоленская, южная часть Тверской губерний и Великолуцкий округ Ленинградской обл. Ивановская Промышленная обл. В Нижегородскую область центр — Нижний Новгород были включены территории Вятской и Нижегородской губерний и небольшие участки Владимирской и Костромской губерний.
Уже 3 июня 1929 г. Центрально-Промышленная обл. Вся территория страны стала делиться на округа и районы. Вместо 766 старых уездов в СССР было образовано 176 округов. В течение 1929—1930 гг.
Административно-территориальное деление Союза ССР на 15 ноября 1930 г. Изменения, происшедшие за 1 ноября 1931 — 1 июля 1932 г. Административно-территориальное деление Союза ССР на 15 июля 1934 г. Административно-территориальное деление союзных республик.
На 1 марта 1937 г. Гранберга, В. Совет по изучению производительных сил СОПС. Жириновский В. Новое устройство России. Районы и города Союза ССР по административному делению на 1 октября 1935 г. Районы и городские пункты Союза ССР по измененному делению согласно Конституции, утвержденной 5 декабря 1936 г. Алфавитные списки. Административно-территориальное деление на 1 июля 1945 г.
Административно-территориальное деление на 1 октября 1950 года. Административно-территориальное деление на 1 января 1955 г. Административно-территориальное деление на 1 июля 1960 г. Административно-территориальное деление на 1 января 1972 г. Административно-территориальное деление на 1 января 1981 года. Административно-территориальное деление.
Все это вызвало резкое недовольство украинских националистов, а также социалистов и крестьянства. После капитуляции Германии и Австрии в Первой мировой войне, опиравшийся на их поддержку режим Скоропадского пал, позднее снова заработала Рада.
Между тем, на Западной Украине, входившей в состав Австро-Венгрии, еще до распада этой империи, в 1918 году, объявили о создании Западно-Украинской народной республики. В ее состав вошли Галиция, Закарпатье и северная Буковина. В ноябре украинские войска заняли Львов, после чего вспыхнула война с Польшей, также претендовавшей на Галицию. К лету следующего года поляки взяли под контроль этот регион. Манифестация после освобождения города от интервентов и белогвардейцев в апреле во время Гражданской войны. Украинская Народная Республика, Одесса. А конце 1918 года новое наступление начала Красная армия. Война продолжалась до 1921 года, когда в марте советские власти и Польша подписали Рижский мирный договор.
По нему Польша получила западно-украинские земли и признала Советскую Украину на востоке. По условиям сепаратного Брест-Литовского мира, заключенного в марте 1918 года, большевики уступили Германии часть Беларуси, однако после поражения немцев в Первой мировой войне отказались от данных обещаний. Белорусские националистические движения давно боролись за создание независимого национального государства, особенно заметной эта борьба стала после революции 1905 года. Наконец, в период немецкой оккупации была провозглашена Белорусская демократическая республика март 1918. Однако после вывода немецких войск большевики объявили о создании Белорусской Советской Социалистической республики январь 1919 со столицей в Минске.
Автономные области СССР и их столицы на карте
Турция намеревалась воспользоваться падением РИ и захватить Южный Кавказ. Армянский корпус имперской армии и местные ополченцы разбили турецкие войска у села Сардарапат ныне город Армавир в мае 1918 года. Вскоре после этого Армения провозгласила независимость. При этом Нагорный Карабах Арцах , населенный преимущественно армянами, большевики передали Азербайджану.
Грузия Грузия в 1918 году объявила о независимости, которая де-факто была признана Великобританией и ее союзниками. Борцы за независимость Грузии подняли восстание в 1924 году, но оно было жестоко подавлено. Азербайджан Азербайджан провозгласил независимость в мае 1918 года и смог несколько лет просуществовать относительно независимо при поддержке турок и британцев.
После того, как и те, и другие ушли, а Красная Армия разбила соединения генерала Антона Деникина на Северном Кавказе, большевикам был открыт путь и на Южный Кавказ. В апреле 1920 года «красные» вошли в Баку. Украинская ССР Последние годы существования Российской империи были отмечены для Украины подавлением национального движения, когда власти закрывали местные издания и культурные учреждения, а видных украинских деятелей арестовывали и ссылали.
После Февральской революции запреты были сняты, и национальное движение оживилось. Уже в марте в Киеве был создан представительный орган — Центральная Рада. Вскоре ее объявили верховным органом власти.
Временное правительство в Петрограде признало Раду, как и право Украины на автономию. После Октябрьского переворота Рада отказалась признать власть нового режима над Украиной.
Далее в 1953 году в состав Мурманской области был передан п. Алакуртти, а в 1954 г. Left Right Центральная Азия В Центральной Азии с 1924 года начинается масштабный процесс изменений административно-территориального деления — национально-территориальное размежевание. Оно стало важным этапом в процессе изменения административно-территориального устройства юго-западных территорий СССР.
Однако, они готовились войти в состав ССГ. Согласно данному закону, высшим органом государственной власти на территории Крымской АССР временно до принятия Конституции Крымской АССР и создания конституционных органов государственной власти был признан Крымский областной Совет народных депутатов [6]. Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года [7].
Уменьшение площади выхода к Черному и Балтийскому морям. Сокращение портов, в том числе специализированных. Наиболее богатые районы Каспия — южные — находятся в других странах. Сократилась общая площадь сейсмически активных зон, зон опустынивания и истощения почв. Конфликтный участок границы Таджикистан — Афганистан оказался отделен от территории России несколькими государствами. Сокращение прямых сухопутных выходов к Восточной и Центральной Европе Беларусь, Калининградский полуанклав. Часть Транссибирской магистрали, основной транспортной артерии запад — восток, расположена теперь на территории Казахстана. Дефицитными для России стали уран, хром, титан, марганец и другие полезные ископаемые. Космодром Байконур расположен теперь на территории Казахстана. Уменьшились рекреационные ресурсы Прибалтика, Закавказье, Украина. Сократились спортивные базы. Некоторые уникальные спортивные сооружения остались за пределами России. Несколько крупных экологических проблем оказались вне территории России Чернобыль, Аральский регион.
СССР. Административно-территориальное деление союзных республик
Таким образом, сама область была в 4 раза больше старых губерний, округа — в 1,5—2 раза больше. Уральская область была образована 3 ноября 1923 г. В ее состав были включены упраздненные Екатеринбургская, Пермская, Тюменская и Челябинская губернии. Ее площадь составляла 1655,7 тыс.
Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской; 11. Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской, Вотской и Чувашской автономных областей. Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний; 13. Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний. Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались — в них были сформированы округа на Украине, например, 40, в Белоруссии — 8, в Казахстане - 12 , наряду с которыми выделялись национальные автономии. Осуществленное к 1929г. Интересно, что крупные изменения в политико-административном устройстве страны происходили во время войны 1941 — 1945 гг. После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных можно отметить такие, как преобразование в 1945 г. Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на рубеже 50 — 60-х гг.
Горячие споры на эту тему велись и в первые годы Советской Власти - тогда буквально все создавалось импровизированно, методом проб и ошибок, часто болезненных Но ведь было 70 лет абсолютной Советской власти, ну и зачем было продолжать деление советских людей непонятно по-какому признаку Советский человек и все, этого достаточно. Зачем было настаивать на таком непродуманном и шатком построении как Союз Национальных Республик, своими руками взращивать сепаратизм?
При этом не были проведены процедуры, прописанные в законе СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». Межреспубликанские территориальные передачи[ править править код ] С момента образования СССР по тем или иным причинам некоторые территории передавались из одной союзной республики в состав другой.
Карта ссср административное деление
История развала СССР: в каком порядке отделялись союзные республики - | АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ СССР: 1917-1935 📎 Административно-территориальное деление Союза ССР. |
2. Эволюция административного деления в ссср. | Постоянно шёл процесс оптимизации административного деления СССР и союзных республик в него входяших. |
Административно-территориальное деление в СССР
Регион мог предпринимать любые меры по повышению эффективности своей экономики, но союзное правительство имело возможность использовать плоды этой эффективности в своих интересах с помощью только двух инструментов: цены и денежной эмиссии. Что можно противопоставить этому? Ничего эффективнее собственной валюты и таможенного контроля люди пока не придумали. Но таможня и собственная валюта предполагают границы, а границы не только пограничников и собственные войска, но и собственность на землю. Все это невозможно без права устанавливать свои законы. Федоренко, — предполагает защиту регионального рынка, а защитить его можно только известными всему миру способами: собственной валютой, а значит, таможнями, а значит, границами и т. Таким образом, в то самое время, когда А.
Горбачев обсуждал идею расширения хозяйственной самостоятельности отдельных административных единиц и создания «межрегиональных рынков». Но если эти две идеи разделение СССР на несколько десятков штатов и перевод их на региональный хозрасчет были взаимосвязаны между собой, их реализация могла не оживить, а взорвать Советский Союз. Неудивительно поэтому, что позднее М. Горбачев обвинял «новосибирских экономистов» в том, что они якобы «доказывали целесообразность распада Союза» [1351]. Помощник Ю. Андропова В.
Шарапов утверждает, что Ю. Андропов первым стал употреблять не только понятие «перестройка», но и понятие «гласность» [1352]. Арбатов, — Андропов также считал улучшение отношений руководства с интеллигенцией» [1353]. Арбатову «подготовить записку к крупному это было его выражение разговору об отношениях и работе с интеллигенцией… Складывалось впечатление, что он отходит от первоначального замысла «малых дел», готовится поставить крупные, жизненно важные вопросы» [1354]. Арбатов, — я отправил ему свою записку, некоторое время спустя он по телефону меня поблагодарил и сказал, что читал ее, многое в ней ему показалось интересным и он надеется вскоре со мною ее обсудить, чтобы дать поставленным вопросам ход» [1355]. В своей записке Г.
Арбатов ставил вопрос о пересмотре роли Главлита: «Его дело — не допускать выхода в свет контрреволюции, порнографии и выдачи государственных тайн. И все» [1356]. Следовательно, речь шла об отмене цензуры, а значит, об идеологическом плюрализме, что по существу предполагало отказ партии на монополию на идеологию. И это вполне логично, если допускалась возможность демократизации общества и перехода к политическому плюрализму, т. По всей видимости, Ю. Андропов планировал скорректировать политику государства и в отношении церкви.
Основанием для такого предположения служит тот факт, что в 1983 г. Грачев, — в разговорах с близкими ему сподвижниками в Кремле Андропов называл своей целью «позволить советскому обществу то, что позволяет себе Запад: большую свободу мнений, информированности, разнообразия в обществе и искусстве» [1358]. Иначе говоря, демократизация общества рассматривалась как постепенный процесс, развитие которого ставилось в зависимость от успехов в экономике. Таким образом, Ю. Андропов обдумывал план радикальной перестройки советского общества, которая должна была захватить все его сферы: экономику, систему партийного и государственного управления, идеологию и т. Причем речь шла не о косметическом ремонте, а о создании совершенно новой модели советского общества Н.
Рыжков считает, что предполагалось реформировать его по китайскому варианту [1359]. Такого же мнения придерживался и А. Вольский [1360]. Однако с этим трудно согласиться. Во-первых, для китайского варианта характерно сохранение руководящей роли партии, между тем как Ю. Андропов имел в виду отстранение партии от власти и переход к многопартийной системе.
Во-вторых, для китайского варианта характерно сохранение монополии партии на идеологию и связанной с этим цензуры, в то время, как Ю. Андропов предполагал отказаться от цензуры и, следовательно, перейти к идеологическому плюрализму. В-третьих, китайский вариант предполагает сохранение унитарного государства, а тот вариант преобразований, который начал разрабатывать Ю. Андропов, имел своей целью децентрализацию управления страной по типу США. Поэтому в основе разрабатываемой Ю. Андроповым программы реформ лежала идея конвергенции.
Отмечая, что новый генсек готов был пойти на конвергенцию, Ф. Бурлацкий приводил слова Ю.
В одном случае А. Вольский утверждал, что они с Е. Велиховым «нарисовали» «29 округов» [1332] , в другом случае, что последний вариант предполагал разделение СССР на 41 штат» [1333]. Поскольку в 1983 г. В это время в Молдавии проживало 4 млн. Следовательно, планируемая реформа должна была повести к децентрализации главным образом двух республик: Украины 7—8 штатов и России около 20.
Вольский, — красиво оформили, и тут Юрий Владимирович слег. Не случись этого, успей он одобрить «проект», с полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии» [1335]. Что же должны были представлять эти новые административные единицы? К сожалению, А. Вольский оставил этот вопрос открытым. Но из его воспоминаний явствует, что Ю. Андропов прямо поставил перед ними задачу перекроить карту страны «по типу Штатов» [1336] , что он хотел, чтобы новые административные единицы были «как штаты в США» [1337] и в окончательном варианте эти новые административные единицы прямо называл «штатами» [1338]. Если так, то «советские штаты» должны были иметь свою конституцию и свои законы, т.
О том, что подобный проект мог встретить поддержку на местах, свидетельствуют воспоминания Ханса Модрова. Вспоминая о Г. Романове, X. Модров писал: «К началу 80-х годов он предложил концепцию «Интенсификация-90». С ее помощью он хотел для начала обеспечить динамичное развитие Ленинградской области, предоставив ей больше самостоятельности. Я думаю, он хотел поднять ее до ранга союзной республики» [1339]. Однако речь шла не только о создании на территории СССР нескольких десятков «штатов». Как утверждал А.
Андропов одновременно «мечтал о межрегиональных рынках» [1340]. Какая же могла быть связь между разделением страны на «штаты» и созданием «межрегиональных рынков»? Получается, что создаваемые в результате административной реформы «штаты» должны были стать субъектами рыночных отношений. Это наводит на мысль, что Ю. Андропов обдумывал возможность введения так называемого регионального хозрасчета. Федоренко, идея «регионального хозрасчета» действительно возникла «в начале 80-х годов» [1341]. Но своими корнями она уходит еще в 60-е годы, когда два новосибирских экономиста Борис Павлович Орлов и Рувин Исакович Шнипер поставили вопрос о необходимости заинтересовать в результатах труда не только предприятия, но и отдельные регионы [1342]. В последующем эта идея разрабатывалась коллективом новосибирских экономистов во главе с Александром Григорьевичем Гранбергом, который в марте 1984 г.
И далее: «Я со своими соратниками начинал с региональных и межрегиональных моделей централизованной экономики. Постепенно у нас созревало понимание того, что регион — это не только часть единого народнохозяйственного комплекса, что необходимо устанавливать связь между расходами и доходами на территории, между эффективностью экономики региона и тем, что он получает из центра в виде фондов для развития социальной сферы». Поиски путей решения этой проблемы привели к мысли о необходимости предоставить регионам экономическую самостоятельность, чтобы они могли рассчитывать не на средства из союзного бюджета, а на результаты своей экономической деятельности. Так родилась идея регионального хозрасчета. Не отрицая существования сторонников этой идеи в столице, Н. Федоренко пишет, что ее разработка велась «главным образом за пределами Москвы». Причем «одним из ведущих «теоретиков» в данной области стал эстонский профессор Бронштейн» [1346]. Как мы уже знаем, в конце 1983 г.
Горбачевым, когда тот по поручению Ю. Андропова собрал группу экономистов для обсуждения вопроса о планируемой экономической реформе. По воспоминаниям М. Бронштейна, приглашенные М. Горбачевым экономисты были «сторонниками реформирования» экономики «с повышением степени самостоятельности и ответственности» не только «на уровне предприятий», но и «регионов» [1347]. Бронштейн не пишет, как далеко в «повышении степени самостоятельности» отдельных регионов, они предполагали тогда идти. Но нельзя не учитывать, что в кабинете М.
Сейчас Нагорно-Карабахская Республика, де-факто независимое государство.
Столица — Ханканди Юго-Осетинская с 1922. Столица — Цхинвали.
Так было сохранено деление страны на военные округа. Старые судебные округа тем не менее были ликвидированы благодаря тому, что судебная система в СССР строилась исключительно на основе административно-территориального деления страны. Последнее мероприятие, надо это признать, ослабляло "судебную власть", ставя ее в подчинение не от единого общесоюзного центра, а от многочисленных местных начальников.
К сожалению, современная Россия унаследовала этот глубоко порочный принцип организации судебной власти. Напоследок напомним, что союзные республики получили право самостоятельно определять вопросы собственного административного устройства только по конституционной новелле 1957 г. Население России после 1917 г. Понравилась статья?