Сколько палат входит в Федеральное Собрание РФ? Итальянский парламент поддержал правительство Депутаты нижней палаты парламента Италии выразили поддержку новому правительству во главе с Марио Монти. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации. Анализируя природу обеих палат Федерального Собрания РФ, необходимо отметить их неоднозначность.
Как в России принимают федеральные законы
За последнюю треть ХХ в. Еще примерно дюжина стран находится на различных этапах перехода от монокамеральной к бикамеральной системе. Двухпалатные парламенты действуют во многих крупнейших государствах мира. По этой модели построены законодательные собрания государств — лидеров мировой экономики.
Двухпалатные парламенты имеются во всех 24 современных федерациях в том числе в таких крупнейших странах, как Индия, США, Россия, Бразилия, Нигерия, Германия, Австралия и в четырех десятках унитарных государств. Из 87 стран без учета микрогосударств , в которых сегодня функционируют однопалатные парламенты, 62 т. Из крупных государств с населением не менее 50 млн человек однопалатные парламенты имеют Китай, Индонезия, Пакистан, Южная Корея, Турция и Украина.
Можно с уверенностью говорить о том, что бикамерализм стал одной из основных тенденций развития парламентаризма на рубеже веков. Об этом шла речь на состоявшемся в марте 2000 г. Основные преимущества двухпалатной системы заключаются в следующем: — обе палаты взаимно сдерживают друг друга в сфере власти; — двухпалатный парламент более эффективно сдерживает исполнительную власть; — двухпалатный парламент обеспечивает более широкое представительство избирателей, особенно в многонациональных странах например, в России ; — наличие второй палаты обеспечивает более тщательную проработку законопроектов; — вторая палата действует в качестве гаранта конституции, поскольку удлиняются сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для рассмотрения законопроекта и его общественного обсуждения.
Однако у двухпалатной парламентской системы существуют и недостатки: — однопалатный парламент работает более эффективно, поскольку наличие второй палаты может излишне усложнять и затруднять законодательный процесс; — вторая палата нередко выступает как тормоз на пути демократии, особенно, когда ее члены не избираются или же избираются посредством непрямых выборов; — в самой двухпалатной системе заложена возможность возникновения конфликтов в структурах власти; — двухпалатный парламент может сужать доступ к процессу определения политики, так как окончательная выработка законодательных актов находится в руках объединенных комитетов; — вторая палата способствует консерватизму в политике, поскольку она поддерживает существующие конституционные устройства и иногда отражает интересы лишь правящей элиты. Staatskoerant van die Republiek van Suid-Afrika. Политическая система зарубежных стран социализма.
Автономов А. Правовая антология политики: построение системы категорий. Ален А.
Национализм — федерализм — демократия. Пример Бельгии. Левен, 1994.
Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. Хессе К.
Основы конституционного права ФРГ. Reuter К. Bundesrat und Bundesstaat.
Bonn, 1997. Очерки парламентского права зарубежный опыт. Конституции буржуазных государств.
Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Коукли Дж. Могунова М.
Скандинавские государства: центральные органы власти. Herman V. Parliaments of the World: a Reference Compedium.
London, 1976. Parliaments of the World: a Comparative Reference Compedium. Aldershot, 1986.
Inter-Parliamentary Union. Parline Database, 1996. В буквальном переводе — «скамей», что свидетельствовало о стесненности в размещении см.
Geschichte der Staatsgewalt. Munchen, 1999. Федосов П.
Суховеров В. Испанская буржуазная революция 1854—1856 гг. Испания и Португалия, М.
Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Опыт совместного исследования российских и германских ученых. Монтескье Ш.
Избранные произведения. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж.
Мэдисона и Дж. Саликов М.
Денис Устинов Правильный ответ Для понимания политической сферы жизни в нашей стране следует знать, каким органом РФ является Федеральное собрание, кто входит в парламент РФ и структуру главного государственного органа. Название парламента — Федеральное Собрание. Парламент России — это законодательный орган власти.
В качестве даты празднования выбрано 27 апреля, поскольку в этот день в 1906 году начала работу Государственная дума Российской Империи — первый в истории страны демократический институт. Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет. Согласно Конституции РФ, принятой в 1993 году, представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации.
Ждать ли решения Верховного Суда или же постановление Совета Федерации надлежит немедленно исполнять? При обращении в Верховный Суд Президент сохраняет свои полномочия до вынесения решения этим органом.
Следует определить срок, в течение которого Верховный Суд РФ обязан рассмотреть данный вопрос. Необходимо предотвратить ситуацию, когда постановление Совета Федерации об отрешении выполнено, президентские обязанности перешли к Председателю Правительства, а после этого Верховный Суд РФ отменяет постановление Совета Федерации. Кроме того, на практике возникнут некоторые вопросы даже при нормальном ходе выполнения постановления Совета Федерации: как реально передать исполняющему обязанности Президента «ядерную кнопку», резиденцию, дела и т. Все они также требуют нормативно-правовой регламентации. Не будем исключать такой вариант развития событий, при котором Президент может проигнорировать решение Совета Федерации об отрешении его должности и отказаться добровольно передать власть Председателю Правительства. На этот случай следует четко обозначить правовой нормой, что с момента истечения срока подачи заявления в Верховный Суд неприкосновенность и полномочия Президента прекратились, и при нежелании добровольно передать власть применяется принуждение. Таким образом, мы видим, что процедура отрешения Президента от должности очень непроста. Единственная на сегодняшний день попытка парламентариев выдвинуть обвинение высшему должностному лицу государства не вышла даже за пределы Государственной Думы. Смещение Президента с должности — чрезвычайное событие, и оно должно быть всесторонне обосновано, но, видимо, указанные сложности связаны, в частности, с предыдущими попытками более легкой процедуры импичмента со стороны Съезда народных депутатов в 1993 г. И хотя в нашей стране нет практики отрешения Президента от должности попытка сделать это в 1999 г.
Так, в 90-х гг. В Азербайджане Президента смещали несколько раз — путем референдума. Президент Мордовии — субъекта Федерации в составе России был смещен парламентом, и одновременно была ликвидирована сама должность президента в Мордовии. Таковы возможности российского парламента в отношении главы государства. Но это только одна сторона системы сдержек и противовесов в отношениях Президента и парламента. Что касается роспуска всего парламента Федерального Собрания РФ , то он вообще не может иметь места. Президент РФ может распустить лишь одну из палат парламента — Государственную Думу. Причем только в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Совет Федерации, как и верхние палаты в большинстве других стран, роспуску не подлежит и продолжает свою деятельность, хотя его работа без нижней палаты не может быть продуктивной, тогда как в некоторых странах в особых ситуациях и по отдельным вопросам верхняя палата может принимать законы. В России у Президента возможностей больше.
Итак, Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. Таким образом, роспуск Государственной Думы всегда направлен на предотвращение нарушений нормальной деятельности Правительства — органа, осуществляющего исполнительную власть в стране. Недостаток сложившейся практики — это неоднократное представление одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства, что лишает Государственную Думу свободного права выбора. Следующее основание роспуска Государственной Думы связано с выражением нижней палатой недоверия Правительству. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Недостатком здесь является отсутствие фиксированного срока, отпущенного Президенту для принятия решения. Председатель Правительства также может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение — или об отставке Правительства, или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Вместе с тем есть и ограничения для применения права роспуска Думы Президентом.
Так, нельзя распустить Государственную Думу в следующих случаях: — в течение года после ее избрания — на основаниях, предусмотренных ст. Но в России нет еще практики ни отказа в доверии, ни выражения вотума недоверия, хотя этот вопрос поднимался в Думе неоднократно. Оказывалось, что принятие такого решения не всегда выгодно — как многим парламентариям, боящимся потерять свои места во время новых выборов, так и оппозиции. Введение института роспуска Президентом Государственной Думы в конституционный механизм взаимоотношений различных ветвей власти вызвано необходимостью установления правовых процедур разрешения ситуаций, когда разногласия между этими ветвями власти не могут быть преодолены путем выработки общих позиций. Это крайняя мера преодоления разногласий. В Российской Федерации с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 г. Лидирующая роль в данном процессе принадлежит Президенту России. Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. Решение Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу государственной власти субъекта Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Федерации.
Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона. Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Федерации прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о его роспуске. Срок, в течение которого Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда. Думается, в русле традиций международной практики можно передать полномочия по досрочному прекращению полномочий выборных органов власти субъектов Российской Федерации в исключительное ведение Совета Федерации, или наделить полномочиями по участию в решении этого вопроса. Традиционные для мировой практики полномочия Совета Федерации, установленные п. Если также учесть полномочия Совета Федерации, установленные п. Одной из востребованных форм взаимодействия Совета Федерации и Президента России является участие членов Совета Федерации в комиссиях, образуемых Президентом. В качестве примера можно привести Объединенную комиссию по координации законодательной деятельности, образованной Президентом в 1994 г. Члены Совета Федерации постоянно участвуют в заседаниях Правительства, работе коллегий министерств и ведомств, координационных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации и Правительстве. В свою очередь, члены Правительства, представители других федеральных органов власти постоянно приглашаются на заседания палаты, ее комитетов и комиссий.
Повышение эффективности законодательной деятельности невозможно без совершенствования взаимоотношений Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. Председатель Совета Федерации неоднократно встречался с руководителями и членами Правительства Российской Федерации, руководителями министерств и ведомств. Совет Федерации активно участвовал в работе Правительства Российской Федерации по разработке проекта стратегического плана развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Соответствующие вопросы рассматривались при участии членов Правительства Российской Федерации на заседаниях комитетов и палаты. Итоговые материалы направлялись в Правительство Российской Федерации и обсуждались на заседании Государственного совета Российской Федерации. Важным направлением взаимодействия Совета Федерации с Правительством Российской Федерации являлось рассмотрение на каждом заседании палаты различных вопросов, в том числе в рамках «правительственного часа», на обсуждение которых приглашались члены Правительства Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти. Это позволило членам Совета Федерации получать из первых рук содержательную информацию по основным вопросам внутренней и внешней политики, анализировать самые острые проблемы: социально-экономическую ситуацию в стране, положение дел в топливно-энергетическом комплексе, реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и т. О принимаемых мерах Совет Федерации и члены Совета Федерации оперативно информировались. Рассматривая тот или иной вопрос, Совет Федерации при нимал постановления, заявления, обращения, [103] в том числе к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, другим органам государственной власти, в которых высказывал свое отношение к деятельности органов власти и отдельных должностных лиц государства, предлагал возможные способы их решения. По вопросам охраны прав граждан, отмены тех или иных нормативных правовых актов Совет Федерации обращался к соответствующим органам исполнительной власти.
В 1994—2000 гг. Советом Федерации было проведено 126 парламентских слушаний, около 1000 «круглых столов», научно-практических конференций и совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции палаты. В их числе парламентские слушания «О концепции фондового рынка России», «О ходе северного завоза в 2000 году» и о проекте Федерального закона «О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов» и т. Парламентский запрос адресуется широкому кругу субъектов от руководителей федеральных органов исполнительной власти до глав муниципальных образований по вопросам, входящим в компетенцию этих и других органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства палаты в оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность. Предложение о парламентском запросе вносится на рассмотрение палаты Председателем или его заместителями, комитетами комиссиями , двумя членами Совета Федерации, представляющими один субъект Федерации, или группой численностью не менее 5 человек. Прежде в Регламенте Совета Федерации устанавливалась другая численность инициативной группы 10 человек. В свою очередь, органы исполнительной власти устанавливают правила взаимодействия с Советом Федерации. Так, в целях совершенствования деятельности центрального аппарата Госкомэкологии России по вопросам работы с запросами и обращениями членов Совета Федерации Федерального Собрания принял специальные правила. В практике работы обеих палат Федерального Собрания эта форма активно используется. Принимает решение о проведении слушаний Совет палаты.
В регламентах палат определен круг должностных лиц, участвующих в открытых и закрытых слушаниях. Это Президент Российской Федерации, руководители палат Федерального Собрания, Председатель Правительства, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, а также другие выс шие должностные лица страны, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Список иных лиц, имеющих право присутствовать на закрытых парламентских слушаниях, составляется ответственным за их проведение [108] комитетом, комиссией. Одной из форм взаимодействия Совета Федерации с федеральными органами власти являются вопросы к высшим органам государства и должностным лицам. В Регламенте Совета Федерации существует специальная глава гл. Эта форма работы предназначена для ответов членов Правительства на вопросы членов Совета Федерации. По нашему мнению, «правительственный час» представляет собой совокупность процедур, установленных для обеспечения контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации. Кроме членов Правительства на заседание палаты могут быть приглашены Генеральный прокурор, Председатель Центрального банка, Председатель Центральной избирательной комиссии, руководители органов государственной власти и местного самоуправления, а также ряд других должностных лиц, указанных в регламентах. Решение о приглашении для ответа на вопросы членов палаты принимается большинством голосов от общего числа парламентариев. В палате ответственным за проведение «правительственного часа» выступает один из профильных комитетов.
По итогам ответов членов Правительства палата вправе принять решение: об обращении к Президенту, [109] Председателю Правитель ства, [110] Правительству; о рекомендации Правительству; о поручении Счетной палате; о поручении комитету комиссии Совета Федерации; о принятии сообщения члена Правительства к сведению. Решения могут быть оформлены в виде постановления, обращения или выписки из протокола заседания палаты. В необходимых случаях проводятся рабочие встречи и совещания руководства аппаратов и руководителей их структурных подразделений, уточняются редакции нормативных документов, в том числе по вопросам участия статс-секретарей в работе палаты, рассмотрения в Правительстве Российской Федерации парламентских запросов, запросов и обращений парламентариев, подготовки заключений и официальных отзывов. Постоянно осуществляется обмен информационными материалами по вопросам законопроектной работы, проведения федеральных и региональных мероприятий. Предприняты шаги по созданию единого информационного пространства с использованием возможностей сетей Интранет и Интернет. Взаимодействие палат парламента с органами судебной власти происходит в нескольких плоскостях. В-третьих, это совместная деятельность в процессе выполнения функций в том числе и в процедуре импичмента, о которой говорилось ранее.
Что такое Федеральное Собрание РФ?
18:49 • Новости компаний • Правительство России повысило на 5 млн тонн квоту на вывоз зерна в 2024 году Квота будет действовать до 30 июня • Далее. Согласно ст. 94 Конституции РФ, ''Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации". 27 апреля отмечается День российского парламентаризма. С этого дня (по старому стилю) в 1906 году начала работать Государственная Дума — первый в истории страны демократический институт, заложивший основы парламентаризма в России. Сколько палат в Российском парламенте и как они называются? Сегодня парламент России — Федеральное Собрание — так же, как во времена империи, состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации
Совет Федерации состоит из сенаторов. Государственная Дума состоит из депутатов. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 года. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года55; Указ Президента от 11 октября 1993 года, утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации. В соответствии с указанными положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Там же было определено, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в него избирается по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации. При этом депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам один округ — два депутата , образованным в рамках административных границ каждого субъекта федерации. Государственная Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 годов путем проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», который внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты. Следует особо отметить, что современное Федеральное Собрание Российской Федерации существенно отличается от прежнего Верховного Совета РСФСР по наименованию, внутренней структуре, порядку формирования палат, предметам их ведения, процедуре принятия законов, а также статусу парламентариев. Если раньше обе палаты обладали абсолютно одинаковыми полномочиями и на равных основаниях участвовали в принятии законов, то теперь каждая палата имеет собственную компетенцию, которая закреплена в Конституции России, и самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Так, например, если раньше закон принимался большинством голосов членов каждой палаты, то теперь он сначала принимается Государственной Думой, потом одобряется Советом Федерации, и только затем передается Президенту для подписания и обнародования. Существенно разнится численность и порядок формирования палат. Теперь Совет Федерации формируется по принципу представительства по два представителя от субъектов федерации, а Государственная Дума в составе 450 депутатов избирается непосредственно народом путем демократических выборов при тайном голосовании. Если раньше депутаты Верховного Совета РСФСР работали на общественных началах, то нынешние парламентарии выполняют обязанности на профессиональной основе, имеют очень высокую заработную плату индемнитет , значительные льготы и привилегии, а также гарантии своей неприкосновенности иммунитет. Верхней палатой Федерального Собрания является Совет Федерации. Эта палата призвана выражать специфические интересы каждого региона.
В Совет Федерации входят: а по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа; б Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; в не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов федерации и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин России, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства. Сенаторам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Представителей судебной власти регионов в палате нет, так как суды выполняют функции арбитра в любых спорах и конфликтах, в том числе и между ветвями государственной власти и их представителями, и не могут априори находиться на стороне какой — либо из спорящих сторон. Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации не может быть распущен президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Говоря о способах формирования Совета Федерации, можно отметить, что в мировой практике она обнаруживает большое разнообразие.
Первый — выборный порядок в ряде стран, касающийся всего состава верхней палаты или же подавляющего большинства ее депутатов. Выборность воплощает в себе демократические процедуры формирования парламентов, однако до настоящего времени она не стала повсеместным правилом. Прямые выборы — это всегда непосредственное избрание гражданами своих представителей в парламентские органы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Особенность таких выборов заключается в отсутствии посредников выборных коллегий, парламентов субъектов федерации и т. При прямых выборах применяется как мажоритарная, так и пропорциональная избирательные системы. К примеру, 76 членов австралийского Сената избираются по системе пропорционального представительства.
Напротив, Федеральный сенат Бразилии включает представителей штатов, избираемых на основе мажоритарного принципа. Косвенные выборы представляют собой такой способ формирования верхних палат, когда депутаты избираются не гражданами непосредственно, а выборщиками законодательными органами субъектов федерации, нижними палатами парламентов, избирательными коллегиями, местными властями. Например, в Республике Казахстан депутаты Сената избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Законодательными органами субъектов федерации образуются: Федеральный совет в Австрии ландтагами земель ; часть депутатов Совета кантонов в Швейцарии парламентами кантонов ; Совет штатов в Индии законодательными собраниями штатов. В парламентской практике сложился необычный порядок формирования верхних палат в таких государствах, как Исландия и Норвегия. Здесь верхние палаты избираются из своего состава депутатами нижних палат.
Еще один подвид косвенных выборов заключается в избрании верхних палат местными органами власти. Две трети белорусского Сената избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска ст. Почти тождественный порядок установлен в Казахстане. Здесь Сенат образуют депутаты, избираемые по два представителя от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующих административных единиц ст. Второй способ — прямо противоположный. Он реализуется в форме назначения, занятия места парламентария по должности то есть по принципу делегирования , по праву и даже по наследству палата лордов в Великобритании.
Следует заметить, что во многих зарубежных странах большая или значительная часть парламентариев назначается главами государств — в Малайзии королем, Беларуси и Казахстане президентами. В Беларуси количество назначаемых составляет одну треть от общего числа сенаторов. Королева Великобритании по представлению Кабинета министров назначает пожизненных пэров58 — членов палаты лордов из числа бывших политических и партийных деятелей, отставных чиновников, выдающихся ученых и т. В Италии пять сенаторов назначаются Президентом Республики за выдающиеся достижения в социальной, научной, художественной и литературной областях ст. Чрезвычайно сложный состав депутатов в бельгийском Сенате. Согласно ст.
В ряде государств предусмотрено пожизненное членство сенаторов. Так, в Беларуси лица, ранее занимавшие должность Президента Республики, становятся сенаторами пожизненно.
Степень открытости парламента «говорит о заинтересованности членов парламента в осуществлении деятельности на благо граждан», отмечается в сообщении. Уточняется, что на официальном сайте верхней палаты доступна вся информация о её деятельности, сенаторах, рассматриваемых законопроектах и этапах их рассмотрения. Деятельность палаты регионов освещается в собственных СМИ, а у граждан есть возможность связаться с представителями СФ в соцсетях, по телефону, лично или оставить обращение на сайте.
В целом, открытость парламентов большинства исследуемых стран находится на высоком уровне.
Государственная Дума принимает федеральные законы ст. Ее деятельность основана на принципах многопартийности и политического многообразия, свободного обсуждения вопросов и их коллективного решения. Для выражения единой позиции и совместной деятельности депутаты формируют депутатские группы и фракции, то есть депутатские объединения. Государственная Дума дважды в год собирается на сессии, во время которых проводятся заседания Совета ГД, заседания палаты, парламентские слушания, работа в комитетах и комиссиях, депутатских группах и фракциях. Решения на заседаниях Государственной Думы могут приниматься открытым или тайным голосованием.
27 апреля отмечают День российского парламентаризма
Итальянский парламент поддержал правительство Депутаты нижней палаты парламента Италии выразили поддержку новому правительству во главе с Марио Монти. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации (также неофициально Парламент России) — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган государственной власти России. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Государственная Дума является нижней палатой российского парламента и состоит из 450 депутатов.
Статья 95 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации[2]. ↑ Сколько получает и от чего зависит зарплата депутата РФ (неопр.). Российский парламент состоит из двух палат: нижней — Государственной Думы — и верхней — Совета Федерации. Федеральное Собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Из каких палат российский парламент
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Сколько палат входит в Федеральное Собрание РФ? граждане России». Федеральное собрание — это представительный орган, парламент РФ (ст. 94 Конституции). По мнению спикера верхней палаты парламента, за последние тридцать лет законодателям федерального и регионального уровней удалось сформировать "современную, надежную и эффективную" нормативную правовую базу, которая позволяет решать стратегические задачи.
Матвиенко: Совфед, Госдума и парламенты регионов действуют как единый механизм
Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту. Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней.
Верхняя палата парламента — это Совет Федерации его членов зовут сенаторами , нижняя — Государственная Дума ее членов называют депутатами. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
Правительство может заключать госконтракты без конкурса, бизнес не в праве отказаться от выполнения заказов для армии, склады Госрезерва разбронируются… Все это признаки мобилизации. О массовом призыве речи пока нет, и в обозримом будущем не будет. Путин это обещал не раз. В Госдуме заявили, что Совет в понедельник обсудил роль министерств в импортозамещении. Министрам теперь придется детальнее рассказывать, что сделано ими лично. Больше всего вопросов у парламента к главе Минцифры Максуту Шадаеву. Еще замглавы думской фракции КПРФ Николай Коломейцев рассказал, что парламент хочет обсудить десятки новых законопроектов.
Действительно, в последние дни, после завершения весенней сессии, в Думу внесли уйму документов. Многие из них как раз от правительства.
Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора. Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
Решение вопроса о доверии Правительству РФ. Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
Объявление амнистии. Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Третье преимущество — основополагающее для Монтескье — ограничение власти единой палаты. Государственный корабль, укрепленный двумя якорями, приобретает такую силу сопротивления, которой он не мог бы достигнуть никакими иными способа ми». Между 1830 и 1860 гг. XIX в. На это, в частности, обращал внимание Дж. Сам исследователь считал, что значение этого вопроса неоправданно преувеличивается: дело не в числе палат, а в их составе: «Важно… чтобы ни одно собрание людей не могло пользоваться своим sic volo, не спросивши предварительно согласия у кого-нибудь другого». В этом отношении нет необходимости, чтобы обе палаты имели одинаковый состав, они могут быть устроены ради взаимосдерживания. Теоретические соображения в пользу двухпалатной системы отразились в XIX в.
Так, К. Кавур, один из творцов единой Италии, писал: «Политические порядки государства должны быть стабильными, учитывая постоянное движение, непрерывное развитие; но движение и развитие упорядоченные и прогрессивные». Именно из этого положения Кавур делал вывод о необходимости разделения законодательной власти между двумя собраниями, «в одном из которых преобладает в качестве движущей силы народный элемент, в то время как в другом пользуется широким влиянием координирующий консервативный элемент». Таким образом, в рассуждениях Кавура снимается то противопоставление динамики и стабильности, которое присутствовало у Бентама: вторые палаты призваны не препятствовать развитию, а упорядочивать его. Анализ современного состояния бикамерализма в Европе свидетельствует о естественной ее модернизации при достаточно высоком уровне преемственности форм и функций. В 2000 г. В числе этих стран — все крупные государства континента: Россия, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Польша, Югославия, Румыния на Украине переход к двухпалатной системе намечен в ближайшее время , причем как федерации Россия, Германия, Австрия , так и унитарные государства Франция, Польша, Румыния, Италия, Чехия и др. Однопалатные же парламенты действуют в 15 странах, крупнейшие из которых — Греция, Португалия и Венгрия. Это означает, что для современной Европы однопалатный парламент — явление если и не редкое, то, во всяком случае, нетипичное и ограниченное сферой мелких и средних государств. Относительно слабое внимание к вопросам бикамерализма в современной компаративистике вряд ли соответствует сегодняшней практике.
Действительно, тенденцию к уменьшению числа вторых палат известны примеры Швеции и Дании, перешедших к однопалатному парламенту, стран «народной демократии», законодательные собрания которых тоже имели в основном одну палату явно сменила тенденция к увеличению их числа. За последнюю треть ХХ в. Еще примерно дюжина стран находится на различных этапах перехода от монокамеральной к бикамеральной системе. Двухпалатные парламенты действуют во многих крупнейших государствах мира. По этой модели построены законодательные собрания государств — лидеров мировой экономики. Двухпалатные парламенты имеются во всех 24 современных федерациях в том числе в таких крупнейших странах, как Индия, США, Россия, Бразилия, Нигерия, Германия, Австралия и в четырех десятках унитарных государств. Из 87 стран без учета микрогосударств , в которых сегодня функционируют однопалатные парламенты, 62 т. Из крупных государств с населением не менее 50 млн человек однопалатные парламенты имеют Китай, Индонезия, Пакистан, Южная Корея, Турция и Украина. Можно с уверенностью говорить о том, что бикамерализм стал одной из основных тенденций развития парламентаризма на рубеже веков. Об этом шла речь на состоявшемся в марте 2000 г.
Основные преимущества двухпалатной системы заключаются в следующем: — обе палаты взаимно сдерживают друг друга в сфере власти; — двухпалатный парламент более эффективно сдерживает исполнительную власть; — двухпалатный парламент обеспечивает более широкое представительство избирателей, особенно в многонациональных странах например, в России ; — наличие второй палаты обеспечивает более тщательную проработку законопроектов; — вторая палата действует в качестве гаранта конституции, поскольку удлиняются сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для рассмотрения законопроекта и его общественного обсуждения. Однако у двухпалатной парламентской системы существуют и недостатки: — однопалатный парламент работает более эффективно, поскольку наличие второй палаты может излишне усложнять и затруднять законодательный процесс; — вторая палата нередко выступает как тормоз на пути демократии, особенно, когда ее члены не избираются или же избираются посредством непрямых выборов; — в самой двухпалатной системе заложена возможность возникновения конфликтов в структурах власти; — двухпалатный парламент может сужать доступ к процессу определения политики, так как окончательная выработка законодательных актов находится в руках объединенных комитетов; — вторая палата способствует консерватизму в политике, поскольку она поддерживает существующие конституционные устройства и иногда отражает интересы лишь правящей элиты. Staatskoerant van die Republiek van Suid-Afrika. Политическая система зарубежных стран социализма. Автономов А. Правовая антология политики: построение системы категорий. Ален А. Национализм — федерализм — демократия. Пример Бельгии. Левен, 1994.
Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. Reuter К. Bundesrat und Bundesstaat. Bonn, 1997. Очерки парламентского права зарубежный опыт. Конституции буржуазных государств. Государственное право буржуазных и освободившихся стран.
Коукли Дж. Могунова М. Скандинавские государства: центральные органы власти. Herman V. Parliaments of the World: a Reference Compedium. London, 1976.
День российского парламентаризма отмечают сегодня
Это и предопределило его наименование - Федеральное Собрание. Представительным органом Федеральное Собрание РФ является потому, что оно представляет интересы всего многонационального народа России. Порядок формирования и полномочия обеих палат Федерального Собрания закреплены таким образом, что они достаточно полно учитывают и отражают в своей деятельности не только общие интересы всего многонационального народа Российского государства в целом, но и специфические интересы наций и народностей всех субъектов Российской Федерации, всех социальных слоев российского общества, что создает необходимые условия для превращения Российской Федерации в демократическое, социальное государство. Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.
Последние новости о парламенте в России и мире Последние новости и актуальные заявления о парламенте в России, а также других странах мира Англичанка гладит «Этот регион, который на протяжении веков был ареной противоборства мировых держав, долгое время оставался на периферии интересов современной британской дипломатии. И вот спохватились: а что у нас происходит с Центральной Азией, где так много России и Китая, но так мало Британии? Надо срочно исправлять ситуацию и снова включаться в большую игру». В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что реализация новых документов лишь усугубит мировые кризисы.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 95 1. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Статья 99 1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Возрождение парламентаризма характерно для 1990 года. Наладить работу этой структуры за короткое время не представлялось возможным, поэтому даже в настоящее время парламент в России находится на этапе становления. Название нашего парламента — Федеральное Собрание. Особенности Федерального Собрания в РФ Парламент Российской Федерации обладает основными чертами: является представительным органом должен выражать интересы и волю народа в целом, а не только граждан, которые принимают участие в выборе депутатов. Парламент представляет собой срез общества, поскольку население осуществляет выбор тех, кому оказывает доверие в представлении своих интересы; является законодательным органом принятие законов и бюджета представлено основной задачей ; представляет собой постоянно работающий орган, в котором депутаты осуществляют работу на профессиональной основе для депутатов предусмотрены длительные летние каникулы и короткие зимние, то есть участие в работе парламента — это их основная работа ; может состоять из 2 палат, включающих Совет Федерации и Государственную Думу первый осуществляет утверждение или отклонение законов, которые принимает вторая, поэтому часто его могут называть верхней палатой. Конституция РФ не разграничивает, тем не менее, палаты на верхнюю и нижнюю; заседание раздельно с Госдумой вместе заседают с целью заслушивания президентских посланий, посланий Конституционного Суда и выступлений руководства зарубежных государств. Оно отличается от Госдумы, которую часто справедливо называют органом, представляющим в парламенте всех людей России. В первую очередь Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ.