О том, какого числа Рождество Христово в 2023 году, что это за праздник и какие у него традиции, — в материале
Рождество – последние новости
Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. справка, рождество, православное рождество. Рождество Христово: история и традиции праздника. Рождество Христово – это центральное событие в истории всего человечества – Спаситель и Мессия, Господь наш Иисус Христос родился по плоти.
Православные верующие празднуют Рождество Христово
Нерабочий праздничный день. Официально. Рождество Христово. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха. Рождество Христово – один из самых любимых и значимых праздников, который установлен в честь рождения у девы Марии сына Иисуса Христа в Вифлееме. 7 января православные отмечают Рождество Христово. Рождество христово и крещение господне: праздники православного церковного календаря в январе 2023 года. 7 января православные христиане отмечают один из самых важных праздников – Рождество Христово.
Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово
Сегодня православные верующие отмечают один из главных церковных праздников — Рождество Христово. В этот день начинаются Святки, они продлятся до Крещения. День Рождества Христова, как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом — отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. Рождество Христово — один из основных христианских праздников, который по значимости превосходит только Пасха.
Как отмечают православное Рождество?
На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия. По христианской православной традиции, до дня Рождества Христова люди и Бог были разъединены грехом, и человек не мог сам осуществить встречу с Творцом. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. В России этот праздник отмечают 7 января, тогда как в ряде других стран — 25 декабря.
Рождество Христово: даты, история, традиции
Рождество Христово – один из главных праздников у православных. Рождество Христово в православной церкви — второй по значимости праздник после Пасхи. Рождество: как встретить праздник и чего не стоит делать.
15 фактов о Рождестве: история, традиции, приметы
Там и родился младенец Христос. Рождение Мессии было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков ранее. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой. Новогодние украшения Фото: Unsplash. Она указала путь пастухам, которые первые пришли и поклонились младенцу, а также волхвам — мудрецам, которые поднесли Христу драгоценные дары. В чем смысл Рождества Христова Согласно учению православной церкви, Сын Божий Иисус Христос воплотился на земле, родился в человеческом теле, чтобы спасти человека от первородного греха и его неизбежного последствия — смерти.
Ему предшествует 40-дневный Рождественский пост. В преддверии Рождества Христова православные молятся и соблюдают строгую диету. В православной церкви Рождеству предшествует Сочельник. Рождество Христово в 2023 году: обычаи и традиции По древней христианской традиции, накануне праздника не рекомендуется принимать пищу до того момента, пока на небе не появится первая звезда. После появления звезды столы застилают скатертью и накрывают стол.
Эта традиция связана с преданием о Вифлеемской звезде, сообщившая волхвам о рождении Христа. На стол обычно кладут свежий хлеб и выпечку. Не стоит устраивать богатое застолье, так как главное внимание уделяется служению. В свободное время можно приготовить несколько блюд на стол. В Рождественский сочельник рекомендуется есть горячую пищу с маслом.
Обязательным является посещение церкви. В ночь перед Рождеством Христовым православные молятся и уделяют время служению Богу. Перед ночной службой в церкви необходимо хорошо выспаться и набраться сил. Однако если во время службы чувство сонливости наступает, следует выйти из храма и немного прогуляться. Также важным событием празднества является Всенощное бдение.
Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день.
Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола.
Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник.
Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами.
Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.
Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Рождество Христово знаменует Боговоплощение , открывшее человеку возможность спасения. Согласно святителю Афанасию Великому , Слово вочеловечилось, чтобы люди могли обожиться. Рождество Христово положило начало новой эры в истории человечества. Православное богослужение праздника раскрывает божественный кеносис , богочеловеческую диалектику этого таинства: пастушеская пещера становится Небом, Богоматерь — херувимским престолом Бога, ясли — вместилищем возлежащего в них невместимого Бога и беспомощного младенца одновременно. Приурочение Рождества Христова к календарной дате с начала 3 в. Нарочито соединив Рождество Христово с языческим Днём рождения непобедимого Солнца Dies Natalis Solis Invicti — 25 декабря, когда после зимнего солнцестояния начинается увеличение светового дня, — христианские богословы сделали его центром народной жизни. В тропаре Рождества Христова сохраняется миссионерский аспект — полемика с астрологией: звездопоклонники волхвы звездой же были научены поклоняться Христу, а не Митре — видимому солнцу. Христиане Востока, унаследовавшие ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий, не сразу приняли миссионерский смысл праздника Рождества Христова.
На Востоке он появился в последней четверти 4 в. Армянская церковь и некоторые другие церкви сохранили архаичный календарь, в котором отдельного праздника Рождества Христова нет, но это событие отмечается в день Богоявления Крещения Господня , как это было первоначально на всём христианском Востоке. В православной традиции Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост; день непосредственно перед Рождеством Христовым именуется сочельником; после Рождества Христова наступает период святок. В Римско-католической церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Рождеству Христову называется адвентом от лат. В римском обряде его первый день определяется как 4-е воскресенье до Рождества Христова. Народные обычаи сохраняют следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом.
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.
В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике. В 1935 году традицию украшать хвойные деревья перенесли на праздник Нового года. Рождественский символ — Вифлеемская звезда — была заменена на пятиконечную звезду. В советский период Новый год перенял рождественские атрибуты и стал главным семейным праздником.
Рождественские украшения Рождеству предшествует Новый год, поэтому дома и улицы украшаются елками и гирляндами в середине декабря. Особую роль в праздновании Рождества играет оформление стола. Хозяйки кладут под скатерть пучок сена, который символизирует ясли Иисуса Христа. Под столом размещают железный предмет топор , на который все присутствующие ставят ноги. Этот ритуал символизирует здоровье и крепкий дух.
По углам стола кладут монеты или купюры, соль и чеснок.
Великий праздник всех православных христиан наступает! Светлое Рождество Христово! В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Каждый раз перекрещиваясь мы памятуем этот факт, даже сами этого не понимая, ведь именно сложённые безымянный палец и мизинец знаменуют веру нашу в две ипостаси Господа - Человеческую и Божественную!
Так украшение ёлки отражало представление об устройстве мира и месте в нём каждого. О ёлке существует трогательная легенда: когда родился Христос, вся природа пришла поклониться ему. Но ёлка стояла в стороне, поскольку чувствовала себя слишком неказистой. Ей решили помочь другие деревья — и поделились с ней цветами и плодами. Так нарядная ёлка стала символом праздника. Традиция дарить подарки на Рождество тоже появилась не просто так. Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу. До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. Такие открытки тоже были особым направлением искусства: их украшали изображениями звезды или белых голубей, рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов. В праздник Рождества православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!
А среди взрослого населения в людях росло раздражение по отношению к организаторам вакханалий. В 1929 году партия решила бороться с христианством по-новому. На XVI партконференции учреждают пятидневную неделю четыре рабочих, один выходной , отменяют все праздничные дни, кроме трех — 1 января, 1 мая и 7 ноября.
Таким образом в воскресные дни в большинство церковных праздников и на Рождество люди не смогли посещать богослужение, так как это был рабочий день. Семьи больше не могли собраться за рождественским столом, но только за новогодним. А к 1935 году уже повсеместно в стране стали устанавливать украшенные «новогодние» елки, увенчанные коммунистической красной звездой.
Большевики весьма успешно провели подмену — сохранили ритуал, но изменили смыслы. Как репрессируют его сейчас на Западе Не так давно во всем цивилизованном мире прошел X-mas или «счастливые праздники». Зато недавно открыл для себя, что слово «Рождество» давно перестали использовать в таких СМИ как «Нью-Йорк таймс», «Таймс», «Гардиан»и «Би-би-си», поскольку его посчитали «устаревшим».
Дальше интереснее! Английский университета Брайтона University of Brighton уже не один год подряд в канун праздника рекомендует не использовать слова «Рождество», «имя данное при Крещении», а «период Рождественских праздников» заменить на «период зимних праздников», дабы не дискриминировать права представителей других религий и атеистов. На первый взгляд звучит это все как глупая выдумка желтой прессы.
Но для Римско-Католической церкви эта вражда со Христом совсем не нова. Нынешний президент США Джо Байден, являющийся вторым в истории страны президентом-католиком, в своем рождественском послании ни разу не называет по имени Иисуса, лишь «ребенок».
История Рождества
- Православные верующие отмечают Рождество // Новости НТВ
- Великий праздник всех православных христиан наступает! Светлое Рождество Христово!
- История праздника
- Православные верующие празднуют Рождество
Мифы и суеверия
- История Рождества Христова
- 5 любопытных фактов о православном Рождестве
- Рождество Христово 2024
- С первой звездой: история и традиции Рождества / Новости города / Сайт Москвы
- Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово