Новости петр петрович кащенко

В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Петр Петрович написал, по-жалуй, гораздо больше отчетов, статистических докумен-тов и практических соображений, чем собственно научных трудов по психиатрии. Пётр Петрович Кащенко разработал основы организации лечения психических больных в России и выдвинул ряд прогрессивных для своего времени идей: необходимость амбулаторной помощи, организация патронажа, система нестеснения, трудовая терапия и др. Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе.

Описание документа

  • Форма поиска
  • 5 фактов о Кащенко Петре Петровиче - Психологическая Газета "Золотая Лестница"
  • Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1
  • Вы точно человек?
  • Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти) | Библиотека Института психологии РАН
  • Пётр Петрович Кащенко - Традиция

Пётр Петрович Кащенко

На базе санатория-школы для дефективных детей, который организовал В. Кащенко в 1908 г. Анна Всеволодовна — ровесница этого уникального санатория-школы. Её отец говорил: «В 1908 г. Анна Всеволодовна продолжила семейную традицию и не один десяток лет проработала в логопедии. Она — «последняя из могикан», носителей старой русской культуры. Очаровательная женщина, прекрасный рассказчик с отменным чувством юмора и самоиронией. Рассказывая о своей насыщенной событиями жизни, она охотно посмеивалась над собой. Мы говорили на самые разные темы: об отце и московском дореволюционном детстве, о политике и музыке, вспоминали анекдоты про Канатчикову дачу — так называлась больница, до недавнего времени носившая имя её дяди… У неё уникальный московский выговор, который сегодня можно услышать только в каком-нибудь старом фильме.

Пленительная эта интонация ушла вместе с последними представителями старой московской интеллигенции. Она настоящая москвичка, увлекающаяся искусством и разбирающаяся в музыке, театре, живописи. Анна Всеволодовна обожает музеи, театры, особенно — концерты классической музыки в Консерватории… Корни Её отец, Всеволод Петрович Кащенко, родился 21 марта 1870 г. Дед, Пётр Фёдорович, закончил Петербургскую Медицинскую академию, был лекарем во время Крымской войны, удостоен многих наград. Сын Всеволод продолжил семейную традицию, поступил на медицинский факультет Московского университета, но был отчислен за передовые взгляды. Он возглавил группу студентов, которые ратовали за введение нового устава, за что был выслан из Москвы. Он получил высшее медицинское образование уже в Киевском университете Святого Владимира. После университета работал земским врачом, а в 1908 г.

Мама Анны Всеволодовны окончила акушерское училище, хорошо знала медицину и много помогала мужу в созданном им санатории-школе. Санаторий-школа на Погодинке В семье Кащенко бытовала легенда о том, как Всеволод Петрович стал заниматься педагогической деятельностью. Вот как рассказывает об этом Анна Всеволодовна. А со своим сыном он не всегда мог справиться, а о матери и говорить не приходилось. Жили они в здании больницы. Однажды Юрий устроил на чердаке больницы пожар кажется, это было в Нижнем Новгороде. Курил ли он там тайком или делал какие-то химические опыты — неизвестно. Вне своей семьи Юрий вёл себя прилично, не причиняя дяде неприятностей.

Возможно, в этот период впервые и закралась отцу в голову мысль о важности и необходимости специального подхода к воспитанию трудных детей. Пока Юрий жил у моих родителей, он очень привязался к ним и на всю жизнь сохранил к нам тёплое и почтительное отношение. Повзрослев, он остепенился, стал оперным певцом с хорошим, приятным голосом, пел в театре Зимина…» Санаторий-школа был частным лечебно-педагогическим заведением, в котором В. Кащенко собрал лучшие медико-педагогические кадры того времени. Достаточно сказать, что консультантом там работал известный невропатолог Григорий Иванович Россолимо. Музей Санатория В санаторий-школу принимали мальчиков, страдавших психопатией, истерией. Были там и малолетние пироманы, и клептоманы. Но, как говорит Анна Всеволодовна, «у нас работали сильные педагоги, выправляли даже самые запущенные случаи».

Детей не только учили и лечили, но и разносторонне развивали: в школе были прекрасные мастерские, ребята рисовали, лепили, много занимались спортом — словом, были всё время заняты. Школа располагалась на Погодинской улице, дом 8, на большой территории от Погодинской до Большого Саввинского переулка. Анна Всеволодовна вспоминает: «Там было девять домов, принадлежавших большой купеческой семье Бландовых. У них было молочно-колбасное заведение, и они конкурировали с богатой купеческой семьёй Чичкиных. Здания санатория-школы были очень красивые. Одно из них проектировал известный архитектор Краснов, который строил богатые дачи в Крыму. Потом всё это, конечно, снесли». Но осколки той, старой Москвы встречаются в Хамовниках и сегодня.

Как, например, известный всей округе продуктовый магазин с экзотическим названием «Ливерс». Ею владел Гевартовский. Магазин так назвали уже после революции, потому что он рядышком с фабрикой… А в конце Большого Саввинского находилась ситценабивная фабрика Альберта Гюбнера…» А в санатории-школе шла насыщенная увлекательная жизнь. На Рождество ставили спектакли, устраивали маскарад, танцы, пение. В веселье участвовали все дети и персонал, а также и гости. Приглашённых бывало много — родственники и знакомые. Отец был знаком с семьёй Сац. На одной из очередных ёлок появились у нас и его дочери: Наташа и Нина Сац Нина потом трагически погибла в Крыму.

Из того, что они показывали, я запомнила только про слона и моську, как Наташа на четвереньках злобно и смешно тявкала на слона. Недавно мне позвонила жена И. Андронникова — Вива Робинзон, с которой я училась в одном классе и сидела за одной партой. Она вспоминала, как было всегда интересно и весело на наших вечерах. Под старость ожили детские воспоминания, а ведь у неё в жизни было много иных впечатлений». Кащенко щедро делился опытом психолого-педагогической работы с педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. В 1920 г. С 1920 по 1924 г.

В 1885 году сдал экзамены в Казанском университете и стал врачом-психиатром в Казанской окружной психиатрической больнице. Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода , где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных.

В следующем, 1890 году в кабинет Петра Петровича вошел прилично одетый мужчина, выложивший на стол кусок деревенского сала и домашние заготовки овощей. Это был недавний «опасный больной», который приехал поблагодарить Петра Петровича за лечение и сообщил, что чувствует себя нормально, работает и содержит семью. Он согласился остаться на месяц, чтобы «закрепить лечение» и помочь в больничном хозяйстве. В последующие годы Евлогов вел абсолютно нормальную жизнь, даже занимал ответственные должности в разных местах, но неизменно приезжал в психбольницу раз в год или как только чувствовал какую-то перемену в настроении. Достаточно было недели в стенах отделения, чтобы к нему вернулась уверенность в своем психическом здоровье.

Подобные курсы реабилитации Евлогов получал все 15 лет, пока там работал Кащенко, и даже после отъезда врача, уже будучи стариком, он продолжал регулярно посещать лечебницу. Этот случай далеко не единичен в практике нашего героя. Он успешно находил язык с любыми, самыми страшными и буйными пациентами. Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом. В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине. Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам. Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны. Поэтому, конечно же, заняв пост заведующего, он тут же начал бороться с несправедливостью. Первым шагом стала замена мрачных оконных решеток на рамы с более прочным стеклом.

Двери в палаты больше не запирали, в вестибюле повесили шторы и картины. Больничные помещения проветрили и высушили, а после получения ссуды из городской казны заменили постельное и нательное белье. У каждого больного появились пуховые подушки с двумя одеялами. Некоторые корпуса, по бурашевской традиции, переоборудовали под мастерские, чтобы проводить трудовую терапию. Не забыл новый заведующий и про развлечения больных — для этой цели купили «волшебный фонарь» и стереоскоп.

Одно из последних приобретений оказалась книга о жизни Петра Петровича Кащенко. С первых страниц меня постигло глубокое разочарование стилем изложения: было ощущение, что я читаю чей-то блог в социальной сети. Слова "сетевой троллинг", "тренд", "соцсеть", - это только на 1 странице; "психушка" это слово неоднократно употреблялось, от чего хотелось закрыть книгу. Последнюю главу я вообще читать не стала.

Форма поиска

  • Ссылка за отсутствие скорби
  • Пётр Петрович Кащенко - Традиция
  • Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме
  • Как доктор Кащенко стал народной легендой
  • Арабский халифат и его распад

Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов

Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Дата обратного переименования, 1994 год, указывает, что «пострадал» Петр Петрович Кащенко за свои прижизненные революционные убеждения. ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858).

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1

На период ремонта по всему зданию проведены временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ. Необходимые объявления размещены на входе в учреждение», — объяснил он. Ремонтные работы в диспансерном отделении больницы имени П. Кащенко на Старо-Петергофском шоссе планируется завершить к 2024 году.

Петр Петрович начал работать в психиатрической колонии Бурашево, которая находилась в Тверской Губернии. Колонией руководил известный психиатр М. Петр проработал там с 1886 года по 1889. Петр Петрович Кащенко создал в 1889 году лечебницу для душевнобольных, которая находилась в Нижнем Новгороде. В ней для пациентов были условия, которые действительно помогали им лучше себя чувствовать. В лечебнице были построены теплицы, мастерские и созданы огороды. Именно Кащенко стал первооткрывателем в области психологии. За всю истории такого не было. Он создал лечебницу для душевнобольных в Нижнем Новгороде, открыл психиатрические колонии в с. Ляхово, а также разработал собственную систему помощи душевнобольным. В 1904 году Петр Кащенко решил попробовать себя в качестве главврача Московской психиатрической больницы им.

За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый. Психиатр на баррикадах За 15 лет работы в Нижнем Новгороде Кащенко превратил свою больницу в одно из лучших медицинских учреждений страны. Поэтому, когда в 1904 году встал вопрос о новом главвраче Московской психиатрической больницы на Канатчиковой даче, кандидатура Петра Кащенко оказалась вне конкуренции.

Алексеева в Москве. Автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. Разработал основы организации лечения психических больных, выдвинул ряд прогрессивных идей система нестеснения, трудотерапия, необходимость амбулаторной помощи, патронажа и др. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его труд "Человек как предмет воспитания" стал одним из лучших произведений русской и мировой педагогики, обозначившим образование педагогической антропологии.

Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко

Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи.

150-летие Петра Петровича Кащенко

Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. Кащенко Петр Петрович (1858 – 1920 гг.) – выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в г. Ейске в семье военного врача. Кадры результатов странного ремонта в психоневрологическом диспансере больницы имени Кащенко на Старо-Петергофском проспекте, № 50, литера А, вызвали у петербуржцев недоумение. Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани.

5 фактов о Кащенко Петре Петровиче

Это оказался дегенерат-алкоголик по фамилии Евлогов, ловкий, смелый и находчивый человек. Попав в больницу, он быстро приобрел влияние не только среди больных, но и среди младшего персонала, благодаря чему добывал водку и напивался, становясь для всех кошмаром. Из чувства мести он нанес удар надзирателю самодельным колющим оружием, дело было передано в окружной суд, и с тех пор Евлогов находился в больнице на принудительном лечении по 95-й статье, как совершивший преступление в припадке болезни. В процессе беседы Кащенко подробно ознакомился с биографией пациента: тот происходил из мещан, работал и кузнецом, и слесарем, и плотником, и землепашцем и вообще отличался трудолюбием и позитивным отношением к жизни, несмотря на вспышки агрессии, которые проявлялись в состоянии опьянения. Как пишет З. Агеева, больной был обезоружен добротой и участием врача и с готовностью согласился помогать ему в обустройстве мастерских. Состояние Евлогова стало стремительно улучшаться, а через некоторое время его даже сочли возможным выписать. В следующем, 1890 году в кабинет Петра Петровича вошел прилично одетый мужчина, выложивший на стол кусок деревенского сала и домашние заготовки овощей.

Это был недавний «опасный больной», который приехал поблагодарить Петра Петровича за лечение и сообщил, что чувствует себя нормально, работает и содержит семью. Он согласился остаться на месяц, чтобы «закрепить лечение» и помочь в больничном хозяйстве. В последующие годы Евлогов вел абсолютно нормальную жизнь, даже занимал ответственные должности в разных местах, но неизменно приезжал в психбольницу раз в год или как только чувствовал какую-то перемену в настроении. Достаточно было недели в стенах отделения, чтобы к нему вернулась уверенность в своем психическом здоровье. Подобные курсы реабилитации Евлогов получал все 15 лет, пока там работал Кащенко, и даже после отъезда врача, уже будучи стариком, он продолжал регулярно посещать лечебницу. Этот случай далеко не единичен в практике нашего героя. Он успешно находил язык с любыми, самыми страшными и буйными пациентами.

Порой это пугало его коллег, особенно представителей младшего персонала, которые были уверены, что доктор Кащенко владеет гипнозом. В его гипнотические способности верили даже родственники. Возможно, нечто подобное действительно имело место, но больные любили Петра Петровича по другой причине. Его всегда отличало человечное отношение к своим пациентам. Для него было неприемлемо ущемление прав и ухудшение условий жизни целой группы людей только за то, что они тяжело больны.

Отец — Пётр Фёдорович Кащенко? Мать — Александра Павловна Черникова, дочь коллежского асессора. В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь. В 1884 году освобождён из-под гласного надзора полиции и продолжил учёбу на медицинском факультете Казанского университета.

Это прошение хранится в Главархиве. Почти пять лет проучился Кащенко в Москве. Будучи студентом пятого курса, Петр Кащенко решает жениться на дочери коллежского секретаря Вере Горенкиной, на что в феврале 1881 года ему было дано разрешение от университетского начальства и родителей невесты до 1917 года студентам без этого запрещено было вступать в брак. Соответствующие документы представлены в Главархиве Москвы. В марте 1881 года, за несколько месяцев до получения диплома Петр Кащенко был отчислен навсегда из Московского университета за участие в студенческих беспорядках. Правда, ему оставили право поступления в другие высшие учебные заведения. Кащенко был отправлен под административный надзор в город Ставрополь, где пробыл до 1884 года. После снятия надзора бывший студент попытался вернуться в московскую alma mater, но ему было отказано. Тогда он уехал завершать учебу на медицинском факультете Казанского университета, который окончил в 1885 году. Именно тогда Петр Петрович увлекся психиатрией, обучаясь под руководством доктора Рогозина, который был директором городской больницы для душевнобольных.

Слова "сетевой троллинг", "тренд", "соцсеть", - это только на 1 странице; "психушка" это слово неоднократно употреблялось, от чего хотелось закрыть книгу. Последнюю главу я вообще читать не стала. Возможно, изменились стандарты серии ЖЗЛ.... Или пишут все, кто хочет, или всем можно, или что происходит с языком - непонятно.

Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко

Недостатки, с которыми приходится иметь дело детскому невро- или психопатологу, как правило, не означают социальной неполноценности будущего взрослого человека. Исходная установка врача и педагога, неоднократно подчеркивал В. Кащенко, должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. Мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества и не травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих его людей. Кащенко предостерегал от крайности: одно дело — безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое — исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. Он подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественными задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания и обучения». Еще в 20-х годах он в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день.

Имея немалые достижения в области дефектологии, у истоков которой в ее современном понимании стоял Всеволод Петрович, мы упустили в последние годы немало возможностей, связанных с использованием этих достижений в повседневной педагогической практике. В широкой печати ныне справедливо указывается, что вся наша педагогика рассчитана на какого-то «среднего» человека, все ее прописи обезличены, стандартны и бесполы и не учитывают вероятных капризов сложного процесса становления личности. И не потому ли, едва увидев свет в переводе с английского, книга Майкла Раттера «Помощь трудным детям» М. В ней обобщен интересный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития. Однако, по достоинству оценивая зарубежный опыт, уместно было бы вспомнить о том, что накоплено в отечественной науке и практике, и в первую очередь, назвать имя замечательного ученого и общественного деятеля, чью последнюю работу, оставшуюся в безвестности по не зависящим от автора обстоятельствам, но бережно сохраненную его дочерью Анной Всеволодовной Кащенко, мы представляем вниманию читателей. Родился Всеволод Петрович 21 марта 1870 года в городе Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Когда ему было 4 года, отец умер, оставив на руках у жены семь детей. Мать приложила все силы, чтобы на скромную пенсию после мужа дать им образование.

Большую помощь ей в этом стал оказывать, едва достигнув совершеннолетия, старший сын Петр Кащенко — будущий известный психиатр. По окончании ставропольской гимназии Всеволод Петрович поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако за участие в студенческом революционном движении он вскоре был арестован, исключен из учебного заведения и выслан из Москвы. Через год ему удалось поступить в Киевский университет, где, учась, Всеволод Петрович снова оказался в самой гуще общественно-политической жизни студенчества. В 1897 году, получив медицинский диплом, а с ним и возможность научной карьеры, он предпочитает стать земским врачом, с тем чтобы быть ближе к народу, участвовать в его мирских делах, оказывать ему посильную помощь. Однако имя Кащенко значится в разосланном по всей России Министерством внутренних дел циркуляре, запрещающем принимать на государственную и общественную службу политически неблагонадежных. Вплоть до 1903 года губернаторы не утверждали меня штатным врачом, — вспоминал Всеволод Петрович, — и мне приходилось переезжать из уезда в уезд, из губернии в губернию в качестве временно исполняющего должность врача. Едва попав штатным врачом в Новоторжский уезд Тверской губернии, я снова по хорошо известному распоряжению министра внутренних дел Плеве лишаюсь права работать в земстве...

В 1904 году Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками. Революция 1905 года вовлекла Кащенко в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет угол Воротниковского переулка и Садовой улицы. После поражения революции Всеволод Петрович, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей. По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии.

Кащенко взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили. По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А.

Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели.

По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Свою тему он связал с социальными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к собравшимся: «... На долю врачей падает в высокой степени почетная задача — указать широкое общественное и государственное значение вопроса о дефективных детях и пропагандировать идею о необходимости и своевременности организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей». Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 г.

В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредственного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении. В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый акцент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивая, что не ребенок должен приспособляться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только имеются к тому условия, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и провоцирует возникновение, укоренение и развитие индивидуальных сторон, вовсе нежелательных. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт. В основу такого изучения были положены достижения современных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых. Большая ответственность в таком совместном исследовании ложится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий.

Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Врач-невропатолог Филадельф Дмитриевич Забугин, посетивший его в 1911 году, вспоминал много лет спустя: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать... Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени. Я наблюдал не только эту черту. Я наблюдал и то творчество, которое было связано с выявлением этого дара природы. Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал.

И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает. Она и творческая мысль — вот те особенности, при помощи которых находится правильный способ и верный путь коррекции дефективного детства». Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием.

Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития.

А вот этот, что сидит на диване, прямой как палка — критик Чуковский. Мы с врачами часто приходим послушать. А как получит бумагу, то марает и марает целыми часами. Измарает сто листов бессмысленными гадостями, в чернилах вымажется — и сидит довольный. Одно слово — критик!

С мая 1917 года заведовал нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 годах руководил подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Сам Кащенко очень осторожно относился к диагнозу «сумасшедший», поскольку считал грань между безумием и гениальностью, между бредом и одаренностью очень тонкой. Он разработал методы лечения психических больных амбулаторное лечение, трудотерапия, патронаж и другие , которые для того времени были очень прогрессивными. Персоны дня 27 апреля: 1872 — 1915 Александр Скрябин русский пианист и композитор.

Работы планируют завершить к 2024 году. Ранее Мойка78 сообщала , что Петербург до конца лета получит 18 передвижных блок-модульных котельных. Их будут подключать к сетям на время ремонта основной линии теплоподачи, а также экстренных ситуациях. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург.

Описание документа

  • В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице
  • Неблагонадежный психиатр. Как доктор Кащенко стал народной легендой? | Аргументы и Факты
  • Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр -
  • Пётр Петрович Кащенко

Кащенко по нам плачет

Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. Петр Петрович родился в Кубанской области, в городе Ейске, в семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Аннотация. Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко.

Три главные клиники в жизни доктора Кащенко

Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.

Лояльные режиму студенты организовали сбор средств на венок царю и намеревались выбрать депутатов, которые отвезут его в Петербург. Однако на этих выборах появился студент Кащенко, который выступил с речью, осуждающей подобную инициативу. Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии.

Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах.

Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом.

Система психиатрической помощи, которую Кащенко организовал в Нижегородской губернии, стала образцом для российских врачей, к нему приезжали перенимать опыт врачи из других городов. Он сам часто приезжал для консультаций по организации психиатрической помощи в другие губернии, выступал с докладами на губернских земских собраниях, земских съездах врачей, Пироговских съездах, Брюссельском международном съезде по призрению душевнобольных. В 1899 году Санкт-Петербургское губернское земство приглашает Петра Кащенко организовать психиатрическую больницу в столичной губернии. Так возникла больница в имении Сиворицы ныне село Никольское Гатчинского района , но строительство ее затянулось из-за войны с Японией. В начале 1904 года Петр Кащенко принял участие в конкурсе на вакантную должность главного врача Московской психиатрической больницы им. Алексеева на Канатчиковой даче, и его кандидатура была признана лучшей.

В 1907 году была наконец открыта Сиворицкая больница под Петербургом, и Петр Кащенко отправился туда. Сиворицкая больница была в 1911 году представлена на Дрезденской международной гигиенической выставке. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке Санкт-Петербургское земство получило малую золотую медаль «За устройство и прекрасное оборудование больницы для душевнобольных в Сиворицах». В 1913 году Петр Кащенко, участвуя в комиссии по пересмотру медицинского законодательства, впервые выдвинул тезис, что при разработке закона в области охраны психического здоровья приоритетными должны быть интересы больного, а не принцип «опасности больного для общества». В годы Первой мировой войны он активно занимался вопросами помощи «душевнобольным воинам» и учета психической заболеваемости среди военнослужащих.

Психиатр-нелегал Алексеевская психиатрическая больница. Изображение с сайта wikipedia. Претендентов было много, «Новости дня» сообщали: «На вакантную должность главного доктора Алексеевской психиатрической больницы заявили желание конкурировать восемь лиц и в числе их из наиболее известных ныне и. Малышин, директор нижегородской психиатрической колонии известный психиатр П. Кащенко, г. Мендельсон и др». Выбрали Петра Петровича. Возможно, именно из-за его способности вытряхивать из толстосумов деньги на немалые больничные расходы. Доктор самозабвенно входил в новую должность — распорядился снять решетки с окон, вдвое увеличил жалованье персоналу, открыл мастерские, организовал — куда же без этого? Вместо грозных санитаров и санитарок появились «дядьки» и «няньки». Но тут начались события 1905 года. И Кащенко тряхнул своей бунтарской стариной — невзирая на почтенный возраст, встал на баррикады, создавал летучие медицинские бригады. Затем возглавил один из многочисленных в то время нелегальных межпартийных Красных Крестов. Это было что-то наподобие сообщества хирургов из лихих девяностых, которые оперировали огнестрелы, не сдавая своих пациентов в милицию. Только Красные Кресты делали это не за деньги, а по убеждению. Петр Петрович лично укрывал революционеров — и здоровых, и больных. И это все без отрыва от основной деятельности. Конечно, Третье отделение прекрасно знало о не совсем законных похождениях маститого врача. Но его авторитет в психиатрии и в больничном менеджменте был так высок, что Кащенко предпочитали не трогать. По ходу дела основал первое в нашей стране Центральное статистическое бюро для учета психических больных. Со временем его, казалось бы, невинная и в высшей степени гуманная затея обернется густой сетью советских психдиспансеров. А ведь была еще одна психиатрическая лечебница, которую Петр Петрович фактически основал и которой он руководил, — земская психиатрическая больница в Сиворицах, под Петербургом. Сейчас это Санкт-Петербургская государственная психиатрическая больница имени П. Словом, на свободе Петр Петрович был значительно полезнее, чем в камере тюрьмы. Этот восторг и бунташный бэкграунд оценен был незамедлительно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий