Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын. Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. Жизнь в эмиграции: Матильда Кшесинская и Андрей Романов. Судьба была благосклонна к юной выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской.
Матильда Кшесинская: муж и дети (сын). Личная жизнь и семья
Будем откровенны: Кшесинская, живущая по принципам мадам Помпадур, как личность не стоила и подметок государя. Император же был персоной глубокой, трагической. Любил он до самого своего конца супругу Александру, обожал четырех дочерей и больного сына Алексея. Он - человек интеллигентный и мягкий - получил в наследство огромные проблемы в стране, с которыми не смог справиться. Зверское же убийство его и всей семьи завершило путь земной государя.
Так кто же она, смотрящая на нас с портретов красивая, стройная, обаятельная женщина? Такой ли ангел, каковым кажется? Объективно о ней написал последний директор императорских театров Владимир Теляковский: «необыкновенная, сильная технически, но нахальная нравственно, наглая, циничная балерина, живущая сразу с двумя великими князьями…». Облик Матильды Миниатюрной и на удивление ладной точеной фигуркой отличалась Матильда Кшесинская.
Рост балерины — 1 метр 53 сантиметра, несомненно, способствовал самоутверждению мужчины, стоящего рядом с ней. Российский император, несомненно, также инстинктивно чувствовал ее женскую хрупкость. По воспоминаниям современников, в юности девушка была живой и веселой необычайно, она казалась подвижной, как ртуть, и имела легкий и жизнерадостный нрав. В кругу преимущественно худощавых балерин Мариинского женской красотой и пропорциональными формами особенно отличалась Матильда Кшесинская.
Вес имела она несколько больший, чем коллеги, но незначительно. Детство, юность Героиня этой статьи родилась в актерской семье обрусевших поляков 19. Ее папа - Феликс Кшесинский - танцевал на сцене Мариинского театра. Отец будущей примы обладал европейской славой непревзойденного плясуна мазурки.
Именно как исполнителя своего любимого танца его выписал из Варшавы император Николай I. Мама будущей примы, Юлия Доминская, была по-своему женщиной примечательной. Она заключила брак с Феликсом Кшесинским, уже имея пятеро детей, а затем родила ему еще трех. Матильда была младшей.
С восьми лет отец отдал младшую дочь ученицей в балетное училище. Танцем, кроме Малечки так ее звали родные , занималась также ее старшая сестра - Юлия Кшесинская. Матильда окончила Императорское училище театрального искусства. У нее было достойное балетное образование.
Девушке давали уроки известные в Европе педагоги: балетмейстер Мариинского театра Лев Иванович Иванов, известный классическими постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера»; танцовщик и педагог Христиан Иогансон, оставшийся в России из-за любви ведущий танцор Стокгольмской королевской оперы до Мариуса Петипа лучший исполнитель мужских балетных партий ; прима Мариинского театра Екатерина Вазем, обученная балету французским танцовщиком Э. На экзамене по выпуску училища присутствовала императорская семья. Алекссандр III тогда выделил ее среди соучениц. Во время же торжественного ужина обмершую от счастья Матильду монарх усадил подле цесаревича Николая.
Очевидно, в этом не было случайности. Возможно, волею государя Александра III, выделившего ее среди выпускниц училища, было, чтобы его сын стал мужчиной до свадьбы. Матильда Кшесинская прекрасно понимала: балетных всегда любили сильные сего мира. И она не упустила свой шанс на выпускном балу.
Балерина театра По окончании учебы в 1890 году балерина Матильда Кшесинская оказалась принятой в труппу Мариинского театра. Новенькую на первых порах актеры называли Кшесинской-второй, так как Кшесинской-первой была ее старшая сестра. В первый же свой сезон она приняла участие в 21 опере и 22 балетах. Впрочем, сия востребованность объяснялась не только талантом.
Балерину желал видеть на сцене цесаревич Николай. Продолжение знакомства с цесаревичем Эффектная Матильда Кшесинская еще на выпускном балу сумела заинтересовать императора. И в результате два года длился их роман. А в день их первой встречи Матильда Кшесинская и Николай кружились в вальсе.
Двадцатилетний цесаревич, несомненно, почувствовал, что танец и эта юная девушка — это одно целое. Словно на крыльях прилетев домой, его партнерша по танцу излила впечатления в своем дневнике.
Декорации и костюмы для балета «Лебединое озеро» Матильда Кшесинская оплатила лично. Лондон замер в ожидании чуда. Один из критиков писал: Наконец, Кшесинская и Дягилев, две наиболее сильные личности в России, помирились. У них часто бывали бурные столкновения, и они бывали то союзниками, то врагами, но они уважали друг друга и обладали редким качеством - отсутствием злопамятности.
Успех был ошеломляющим. Матильда была так хороша, что затмила на сцене молодого партнера Вацлава Нижинского, гордого и самолюбивого танцора. После спектакля он устроил скандал, кричал, что никогда не будет больше танцевать на одной сцене с Кшесинской. Ссору прекратил Сергей Дягилев. Прощальный танец балерины. Эмиграция Высокие связи, поддержка дома Романовых — все это значимая часть биографии Кшесинской.
Но годы бегут неумолимо. В балетных школах зажигаются новые звездочки. Матильда задумывается об окончании карьеры балерины. Она решает, что 1904 год станет последним в ее творческой карьере. У нее еще будут успешные гастроли во Франции, она сыграет несколько партий в родном театре. После революционного восстания в Петербурге Кшесинская лишилась и дома, и дачи, вынуждена была снимать квартиры.
Опасаясь оставаться в городе в эти смутные времена, Матильда принимает решение отправиться к Андрею Владимировичу, находившемуся в это время с матерью в Кисловодске. Она была уверена, что смута не продлится долго и что буквально осенью все встанет на свои места, и они с сыном вернутся в свой дом. В Кисловодске Владимир успешно окончил местную гимназию. Летом 1918 года революционная волна докатилась и до Кавказа. Андрей был посажен под домашний арест, откуда бежал и скрывался в горах. Матильда с сыном и еще десятками беженцев отправились искать убежища к морю.
Вернувшись в конце 1919 года обратно в Кисловодск, они приняли решение бежать за границу. Получив французские визы, семейство покидает родину. Краткая биография Матильды Кшесинской в России была завершена. Ее ждала Европа. Интересные факты биографии Кшесинской Балерины в императорских театрах имели звания в соответствии с особым распорядительным уложением. Низшие танцовщицы именовались кордебалетом, за ними стояли корифейки, танцовщицы II и I состава, солистки, и только потом балерины, которых не могло более 5-6 в одно время.
Матильда Кшесинская получила звание заслуженной артистки императорских театров после нескольких лет работы на Мариинской сцене. Она единственная удостоилась права быть прима-балериной, то есть самой-самой среди лучших. Больше никому такое звание не присуждалось. Личная жизнь и биография Матильды Кшесинской как при жизни, так и после смерти продолжают обрастать слухами и домыслами. Говорили о том, что она родила дочь от Николая II, а отцом ее единственного сына был князь Сергей Романович. О детях, личной жизни и биографии Матильды Кшесинской сложены легенды.
Не все из них соответствуют действительности. Биография Матильды Кшесинской всегда интересовали публику. Любые подробности жизни ее семьи, родственников смаковались и передавались из уст в уста. Говорили, что род Кшесинских ведет историю от графского семейства Красинских, богатейших и влиятельнейших людей своего времени. Но ее прапрадед в середине XVII столетия был вывезен в Париж, спасаясь от бандитов, нанятых родным дядей для убийства. Позже дед Матильды, пожелав вернуться в Варшаву, не смог доказать свое высокое происхождение.
Единственное, что осталось в память о происхождении — печатка с семейным гербом Красинских. Матильда писала: И дед, и отец пытались восстановить утерянные права, но это удалось лишь мне после смерти отца… Титул и фамилию предков Матильда Кшесинская получила в 1926 году по велению великого князя Кирилла Владимировича. Родной дед балерины Ян Кшесинский, известный тенор, был любимцем польского королевского двора. На Мариинской сцене служили мама, сестра и брат Кшесинской и племянница. В наши дни там танцует праправнучатая племянница прима-балерины Элеонора Совенард. Сама Матильда Кшесинская в последний раз вышла на сцену в 64 года.
Летом 1936 года она была приглашена в Ковент-Гарден полковником де Базилем. Матильда исполняла «Русскую», сорвала бурные овации и выходила на поклон 18 раз. Последние годы жизни великой балерины Во Франции она была успешным балетным педагогом, преподавала теорию танца, воспитывала талантливых малышей. Дети в биографии Матильды Кшесинской играли большую роль, особенно в эмиграции. Она видела в них продолжение себя, старалась передать свои ощущения танца, вкладывала в своих учеников душу. Биография Матильды Кшесинской неразрывно связана с балетом.
Она до конца дней внимательно следила за основными тенденциями развития балета, особенно русского. Ей не по душе были новаторские спектакли, она критически относилась к некоторым танцорам. Уже будучи дамой солидного возраста, она напишет: В нашем балетном мире происходит нечто подобное тому, что происходит в эмиграции, где присваивают себе, без всякого на то права, титул графа или князя, а военные непременно чин генерала. Так и в балетном мире многие танцовщицы присваивают себе звание «балерины», а иногда и «прима-балерины», не имея на то никакого права. Биография Матильды Кшесинской богата событиями и встречами с интересными людьми. Десятки ее учеников гастролировали по миру, блистая на лучших сценических подмостках.
Она прожила долгую счастливую жизнь и ушла, немного не дожив до своего столетнего юбилея.
Матильда Кшесинская. Источник: pinterest. Наследнику он указал место рядом с Малей и, улыбаясь, произнёс: «Смотрите, только не флиртуйте слишком». Николай посмотрел на стоящую перед каждым прибором простую белую кружку и с улыбкой спросил девушку: «Вы, наверное, из таких кружек дома не пьёте? С этой случайной фразы завязался непринужденный разговор. А когда прощались, стало ясно, что в их сердцах зародилось чувство взаимного увлечения. Юная выпускница не спала всю ночь.
Свои чувства она поведала дневнику: «Я не могла долго заснуть, перед моими глазами всё только что прошедшее. Но больше всего представлялся Н[аследник], он произвёл на меня редко приятное впечатление, я чувствовала, что он мне не на шутку понравился и не на один день». Сдержанный по натуре Николай, вернувшись в Аничков дворец, кратко записал в дневнике: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Были небольшие пьесы и балет. Очень хорошо ужинал с воспитанницами». Однако и он надолго запомнил день встречи с Кшесинской. Об этом, в частности, свидетельствует запись в дневнике Николая, сделанная два года спустя, 10 марта 1892 года: «В 8 час. Роман набирает обороты После того памятного вечера роман стал набирать обороты.
Сначала случайные встречи на улице, затем свидания в романтической обстановке — на сцене и за кулисами деревянного Красносельского театра, который был специально построен для развлечения гвардейских офицеров во время летних лагерных сборов. Матильда уже была зачислена к тому времени в балетную труппу Императорских театров и регулярно участвовала в проходивших там два раза в неделю представлениях, включавших какую-нибудь веселую пьеску и балетный дивертисмент. Выступления начинающей танцовщицы имели шумный успех, а критики уже сравнивали Кшесинскую-вторую Кшесинской-первой числилась её старшая сестра Юлия с великой итальянской балериной Вирджинией Цукки. Наследник появлялся на всех представлениях, бурно аплодировал. Особенно ему нравился танец Красной Шапочки из балета «Спящая красавица». В дневнике Николая Александровича появлялись всё новые записи: «10 июля, вторник: Был в театре, ходил на сцену»; «17 июля, вторник: Кшесинская-2 мне положительно очень нравится». Сгоравшей от любопытства сестре Ксении Николай «под большим секретом» поведал, что у него теперь есть «друг» — балерина Кшесинская. Их встречи были мимолетными и происходили в присутствии посторонних Однако их встречи, увы, были мимолетными и происходили в присутствии посторонних.
И вот однажды поздним вечером 11 марта 1892 года точная дата этого визита установлена нами по дневнику Кшесинской, хранящемуся в Центральном театральном музее имени А. Бахрушина , когда Матильда с сестрой Юлией были одни в родительской квартире, вошла горничная и доложила барышне, что пришёл их знакомый «гусар Евгений Николаевич Волков». Дверь отворилась, и вошёл… Николай. Девушка в первый момент растерялась, но быстро взяла себя в руки и пошла сказать прислуге, чтобы в её комнату никто не заходил. Вид у нее, казалось, совсем не подходил для свидания. Дело в том, что на глазу у Матильды вскочил ячмень, а на ноге красовался огромный чирей. Но повязка на глазу придала ей ещё большее очарование.
С ним она отправилась в Европу. Он был мил,трогателен и ,главное, предан. Может быть, поэтому Матильда Кшесинская Решилась на отчаянный шаг : 18 июня 1902 года родила сына. Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, - Николая II и великого князя Сергея Михайловича. В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта - я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…" - так она написала в своих мемуарах. Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась в возрасте 99 лет в 1971году. Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов. Исчезла империя, растаяло богатство. Вместе с ней ушла эпоха: люди, собравшиеся у ее гроба, провожали в последний путь блестящий и легкомысленный Санкт-Петербургский свет, украшением которого она когда-то была. Есть женщины, к которым неприменимо слово "грех": мужчины прощают им все.
151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография скандальной балерины и фаворитки царя
Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Матильда Кшесинская родилась 19 (31 по новому стилю) августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
До своего 100-летнего юбилея она не дожила всего девять месяцев. Рядом с нею в последние минуты находился лишь её единственный сын князь Владимир Андреевич Красинский. В последние годы она вела затворнический образ жизни, не появлялась на публике и редко выходила из дома. Матильда Феликсовна Кшесинская — это имя прославленной балерины до революции.
Как не парадоксально это звучит, но благодаря падению монархии у себя на родине, Кшесинская уже в эмиграции смогла войти, пусть и номинально, в состав Дома Романовых. В 1921 году она приняла православие, став Марией Феликсовной, и в том же году она вышла замуж за своего давнего возлюбленного Великого Князя Андрея Владимировича, от которого ещё в 1902 году родила сына Владимира. Теперь бывшая прима российского балета официально титуловалась как Светлейшая Княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская.
Мария Феликсовна среди своих учениц. Живя во Франции, Мария Феликсовна открыла собственную балетную студию. Существует довольно редкое фото, где она уже пожилая, опираясь на трость, умело ставит в правильную балетную позу свою юную ученицу.
Имеется ещё одна интересная фотография, датированная 1935 годом, где полная сил Мария Феликсовна обучает искусству балета свою «бэби» — ученицу Татьяну Рябушинскую. Как вспоминали очевидцы, во время уроков Кшесинская была тактична, никогда не повышала голоса на своих учеников, относилась к ним с должным уважением, проявляя чуть ли не материнскую любовь. Вилла Молитор, где провела свои последние годы великая русская балерина Последним пристанищем для Марии Феликсовны стала вилла Молитор, в престижном шестнадцатом округе французской столицы.
Здесь она прожила дольше, чем в других местах.
Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской будущей женой Бориса Владимировича и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской с 2 до 19 октября , откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу.
Там Вова заболел испанкой, но его выходили. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причем великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса.
В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причем кругом свирепствовал сыпной тиф. В Константинополе они получили французские визы. В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже.
Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников. Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России танцевал в Кировском театре и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.
В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году. Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия.
Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Рост Матильды Кшесинской: 153 сантиметра.
Их первая встреча состоялась 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал мужчиной. После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу".
Для Матильды юный цесаревич Николай Александрович был просто Ники.
Поэтому разбитое сердце Кшесинской горевало недолго. Но все же место Ники занял его двоюродный брат Великий Князь Сергей Михайлович - он поддержал балерину в трудную минуту.
Поддержка оказалась не только дружеской, но и вполне материальной: Сергей Михайлович, например, купил для своей пассии дом в Стрельне и построил там же специальную электростанцию. Из воспоминаний Кшесинской: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий Князь Сергей Михайлович остался при мне и поддержал меня.
Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" Муж С другим кузеном Николая Кшесинская познакомилась на своем бенефисе в 1900-м году. Андрей Владимирович был моложе балерины на шесть лет, но ни разница в возрасте, ни колкие замечания подруг "С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками? Отношения с этим из Романовых привели к беременности - в 1902 году Кшесинская родила сына Владимира.
Да, у него были недостатки, он был противоречив, но он создал самую мощную Россию за все время ее существования. Она была первой в Европе, второй в мире по финансам, экономике, по многим показателям. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной. Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды. Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь.
Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем. Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим. Читайте также: Елена Яковлева и Валерий Шальных: это счастье, что мы до сих пор не развелись Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула — такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.
У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография — до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном. Кшесинская, в конце концов, будет считать, что зачат сын был все-таки от Андрея. Пусть будет так. Около 1906 г. Он менял их, как перчатки, заводил легкие интрижки, разбивал девичьи сердца. Марию Федоровну заботило, что ее высочайший сын не испытывал глубоких чувств к женщинам. Поэтому она поощряла глубокую привязанность к Матильде Кшесинской. Чувства оказались взаимными, искренними и обогатили личную биографию Матильды Кшесинской новыми ощущениями.
Он не пропускал ни одного ее выхода на сцену. Она в свою очередь каждый номер танцевала только для него. Бывал наследник и на частых репетициях. В перерывах между прогонами они сидели на краю сцены и непринужденно болтали. Их тянуло друг к другу. Нас все более влекло друг к другу, и я все чаще стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым. Хотя Наследник, с присущей ему деликатностью, никогда об этом открыто не заговаривал, я чувствовала, что наши желания совпадают из дневника Матильды Кшесинской.
Для встреч с дамой сердца Николай купил дом на Английском проспекте и сделал ее хозяйкой особняка. К своему отцу Матильда относилась с благоговением, он был для нее непререкаемым авторитетом. Она боялась сказать ему о своих встречах с высокопоставленным поклонником. На помощь пришла сестра Юлия. Та поговорила с главой семьи, и он согласился выслушать дочку. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю из дневника Матильды Кшесинской. Счастье действительно было мимолетным.
В 1894 году Николай объявил о своем намерении вступить в брак. Его избранницей стала внучка королевы Виктории Алис Гессен-Дармштадская. Наследник всего-навсего два раза заехал ко мне на дачу верхом из Красного Села. Один раз он предупредил меня, и я его ждала, но во второй раз он заехал без предупреждения и не застал меня дома, я была в это время в городе на репетиции красносельского спектакля. По-видимому, Наследнику было трудно покидать лагерь. Затем начались красносельские спектакли, но уже не было того веселья и той радости, как в прошлом году. Тяжелое предчувствие наполняло мое сердце: что-то должно было случиться… из дневника Матильды Кшесинской. Матильда приняла выбор цесаревича.
Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская.
Как бы то ни было, песнь, прославляющая Матильду, стала не подобострастным подыгрыванием роману наследника и балерины, а его прекрасным музыкальным аккомпанементом. Я попросила об этом нашего знаменитого, всевластного балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Он говорил всегда по-русски, хотя очень плохо его знал и так и не выучился за долгие годы пребывания в России. Ко всем он обращался на «ты». Приходил обыкновенно, завернувшись в свой клетчатый плед и посвистывая… Выслушав мою просьбу о балете «Эсмеральда», он спросил: — А ты любил? Я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. Тогда он задал второй вопрос: — А ты страдал? Этот вопрос мне показался странным, и я тотчас ответила: — Конечно нет.
Тогда он мне сказал то, что потом я вспоминала часто. Он объяснил, что, только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды. Как горько я потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Эсмеральду и она стала моей лучшей ролью». Матильда была готова к тому, что расстаться с Николаем придется, но все равно мучилась, когда пришел час расплаты за мимолетное счастье. Она приехала в Москву на коронацию Николая и Александры, но вопреки фильму «Матильда», в котором Кшесинская пробирается в Успенский собор, где происходит торжество, не смогла пройти в Кремль, куда пускали только избранных, и потерянно бродила под его стенами. Она разогрела холодную нордическую кровь принца Датского по матери Николая, и, выходит, для другой женщины. К судьбе Кшесинской как нельзя лучше подходит третий стих 145-го псалма: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения».
Смысл этой фразы — надейтесь на Бога. А вы, сыны человеческие, не обижайте балерин. Через них в мир приходит радость. Что может сравниться с «Матильдой» твоей? До сих пор не слышно о съемках фильма, посвященного 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Но уж лучше ничего не снимать, чем создавать «шедевр» типа «Матильды».
Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне , вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях. Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». В 1917 году балерина с сыном покинула Петербург, уехав в Кисловодск к возлюбленному Андрею Владимировичу, а затем семейство обосновалось во Франции. Там Матильда вышла замуж за любимого мужчину и одновременно с этим обрела титул светлейшей княгини Романовской-Красинской. В 1929 году в Париже открыла балетную школу, которая стала ее единственным источником дохода. В этом учебном заведении постигали азы балета дочери Федора Шаляпина — Марина и Дарья. Кшесинская не оставила преподавание, даже когда у нее начался артрит и ей приходилось ходить с тростью. На уроках Матильда Феликсовна всегда вела себя тактично и никогда не повышала голос на своих учениц. Тогда танцовщице было 64 года. Публику настолько потрясло увиденное действо, что ее вызывали на бис 18 раз. В 1956 скончался ее горячо любимый супруг, с которым балерина прожила в браке 35 лет. После того как из жизни ушел муж, Матильда Феликсовна замкнулась в себе и практически никуда не ходила. В 1958 году она посетила гастрольное представление Большого театра в Париже, которое оказало на нее сильное впечатление: «Несмотря на то, что после смерти мужа я нигде не бывала и проводила все время в студии или дома, по такому случаю я решила нарушить это правило и поехала в Оперу. На спектакле я плакала от счастья...
Журнал красивой жизни» - этаком аналоге современного журнала «Tatler», но с гораздо большим вкусом. Когда в этом имении устраивались приемы, проходящие поезда меняли свое расписание для нужд высокопоставленных гостей балерины. Шик, блеск, красота. В 1902 году она родит сына — Владимира. До революции он будет носить отчество «Сергеевич», потом - «Андреевич», так что, кто именно из Романовых являлся родителем, доподлинно не известно. Отцовство готовы были признать оба, но сама Кшесинская утверждала, что отец — Андрей Владимирович. Всем петербуржцам известен особняк на Каменноостровском проспекте. Меня и тысячи других ленинградских тинэйджеров в этом дворце принимали в пионеры. Конечно, к тому моменту от скандальной балерины там даже памяти не осталось, это был уже Музей революции, который сейчас стал Музеем политической истории, а первой хозяйке особняка в нем посвятили целую выставку. Там представлены архивные документы, письма, личные вещи, костюмы Кшесинской. Во время февральской революции, когда пришлось в спешке выехать из особняка, его занял революционный комитет, а с балкона Ленин толкал одну из своих знаменитых речей. Матильда решилась подать на захватчиков в суд с требованием выехать и компенсировать ущерб. Одним из ответчиков в исковом заявлении был сам Владимир Ильич Ульянов. Посмотрите, какая забавная карикатура была опубликована на этот счет в газете «Петроградский листок» под названием «Современный чэмпионат». А однажды, проезжая мимо уже чужого дома, Кшесинская обнаружила госпожу Коллонтай, разгуливающую в реквизированном горностаевом манто, еще недавно принадлежавшем балерине. В общем, было очевидно, что ничего хорошего в молодой советской стране фаворитку императорской семьи не ждет, поэтому она взяла сына и вместе с Андреем Владимировичем уехала сначала в Кисловодск, а оттуда - во Францию. Трагической оказалась участь Сергея Михайловича Романова. Он стал одним из тех, кто был сброшен в шахту в Алапаевске. В эмиграции Матильда, наконец, обретала то, о чем, вероятно, мечтать не смела, если бы ни все эти события. Она стала официальной супругой Андрея Владимировича Романова, вошла в императорскую семью и впоследствии получила титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской. Только без Великой Империи это был уже не титул, а декорация. А Матильда опять, засучив рукава, принялась за дело, открыв в Париже балетную студию. Ее начинание имело вполне закономерный успех, поскольку, во-первых, преподавала бывшая прима императорского театра, во-вторых, сам Великий князь пол из леечки поливал, чтобы у девочек не скользили пуанты.
Поначалу бесстрастные и краткие записи Николая в дневнике 1890 г. Был в театре, ходил на сцену». Кшесинская 2-я мне положительно очень нравится». Разговаривал с маленькой Кшесинской через окно». В 12 часов было освящение штандартов. Стояние у театра дразнило воспоминания». Находясь под впечатлением ее — перо трясется в руке! Встречаться у родителей становилось просто немыслимым», — вспоминала Кшесинская. В мемуарах маленькая Кшесинская действительно, всего 153 см! В своих воспоминаниях она строго придерживалась одной линии: любовь с наследником была горяча и взаимна, но невинна; его брак был вынужденно династическим, поэтому балерина с самого начала отношений благоразумно не претендовала на важную роль в его судьбе. Заявления о взаимной любви «…когда государь со свитою обходил фронт полка, наследник, идя за ним, в упор смотрел на меня, а я на него моими влюбленным глазами» чередуются в мемуарах с перечислением всевозможных «трофеев» дорогих вин, мебели, украшений — знаков внимания великих князей, офицеров и знаменитостей и подарков от Ники «…наследник подарил восемь золотых, украшенных драгоценными камнями чарок для водки»; «подарки были хорошие, но не крупные». Я ожидала наследника у себя в доме, могла свободно и когда хотела его принимать, а в то же время в театре я должна была получать первые роли в лучших балетах и выступать уже как настоящая балерина в целом балете, а не в отдельных небольших ролях», — Кшесинская легко и не особо смущаясь совмещала личное со служебным. О том, что этот роман рано или поздно должен окончиться, оба понимали с самого начала. Примечательно, что в еще декабре 1891 г. Я давно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она зимой провела шесть недель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себя невозможностью осуществления моей заветной мечты! Но теперь, когда Эдди Альберт Виктор Эдуард, старший сын принца Уэльского, с согласия королевы Виктории сватался к Аликс, однако получил отказ. В мемуарах Матильда записала лишь общие возвышенные фразы о царе «…чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко» и царице «…в ней наследник нашел себе жену, целиком восприявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга». При расставании она лишь трогательно попросила разрешения обращаться к нему в письмах на «ты», как и прежде, и в нужде просить о помощи. На деле все было несколько сложнее: после помолвки Алиса Гессенская в Англии получила неприятные анонимные письма с оскорбительными сведениями о Ники. Вчитываться она не стала, показала письма жениху, и тот исповедался ей в своем завершенном романе. Николай дал прочесть невесте дневник и впредь открыл ей доступ к его записям. Примирение было полным: в том же дневнике 8 июля 1894 г. Аликс растроганно записала: «Мой родной, дорогой мальчик, никогда не меняющийся, всегда верный… Словами не выразить мою любовь, восхищение и уважение — что прошло, то прошло и никогда не возвратится, и мы можем спокойно вспоминать об этом — нас всех искушают в этом мире, и… когда мы раскаиваемся и возвращаемся к добру и на верный путь, Бог нас прощает… Прости, что я пишу так много, но я хочу, чтобы ты был совершенно уверен в моей любви к тебе и в том, что я люблю тебя еще больше с тех пор, как ты рассказал мне об этой маленькой истории. Твое доверие ко мне тронуло меня так глубоко, и я молю Господа оказаться всегда достойной его. Благослови тебя Бог, любимый Ники!
151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография скандальной балерины и фаворитки царя
Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово. Интерес к биографии Матильды Феликсовны Кшесинской так и остался бы уделом узкого круга балетоманов, если бы не ореол вымыслов и сенсаций, который всегда окружал балерину. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет – Матильда танцевала до самой революции. В апреле 1917 года большевики заняли особняк Матильды Кшесинской, за что прима-балерина Мариинского театра подала на них в суд.
Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
классический пример личной эффективности и полностью реализованных возможностей. Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет – Матильда танцевала до самой революции. Великолепная жизнь Матильды Кшесинской закончилась в 1917 году.
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
И еще по случаю беседы о драгоценностях, которые Матильда якобы спрятала во дворе своего особняка на Большой Дворянской, да так и не вывезла в Париж, куда бежала от революции. Клад оценивают в 200 миллионов долларов. А по российским законам то, что пролежало в земле 100 лет, лишь земле и принадлежит. А значит страсти по Матильде, точнее по ее бывшей собственности, ждет вторая волна. Фото: globallookpress Отношения Кшесинской с семьей Романовых Большинство любовников Матильды были из семьи Романовых.
За одного из них она в итоге вышла замуж и породнилась с царской семьей. Но, конечно, самая нашумевшая история — это ее роман с Николаем II. Для нее он был до самой смерти просто «Ники». Николай влюбился и не пропускал ни одной возможности встретиться с Матильдой.
Портрет цесаревича Матильда Кшесинская нарисовала сама на одной из страниц своих дневников. Фото: Анастасия Плешакова Поначалу это были просто влюбленные взгляды. Но в августе 1891 цесаревич заявился прямо домой к девятнадцатилетней Матильде. Тогда она жила вместе с родителями и такие любовные свидания в то время в Петербурге считались дурным тоном, тем более, когда речь шла о наследнике престола.
Николай снял Матильде особняк. В то время Николай в своих дневниковых записях был очень эмоционален: «Вечером полетел к моей М. До сих пор нахожусь под впечатлением ее, перо трясется в руках». Фото: globallookpress В Российском государственном архиве хранятся воспоминания Кшесинской, с авторской правкой.
Матильда вычеркнула целый абзац своего текста о том, что она оказалась беременной от наследника. Она пишет, что однажды, когда она ехала в санях, кони вдруг понесли, Матильда вылетела из саней, сильно расшиблась, и если бы не это несчастье, то очень скоро она была бы матерью. Этот текст не вошел ни в какие публикации. Дневник Матильды Кшесинской.
Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни. Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Несмотря на разницу в возрасте он был моложе на 7 лет , у них случился роман. Встречались влюбленные тайно от матери князя: она никогда бы не дала добро на их союз. Князь безумно любил Кшесинскую и очень ревновал. Одному из партнеров по сцене в порыве страсти он прострелил нос на дуэли. Осень 1901 года они провели вместе, путешествуя по Европе. В романтичном Париже Матильда сообщила князю, что беременна.
Новым развлечением для театральной семьи стало обсуждать, кто настоящий отец ребенка Матильды. Большая часть приписывала малыша князю Сергею Михайловичу, оказывающему самую действенную поддержку приме. Были и такие, кто знал о связи Кшесинской с Андреем Владимировичем и верил, что отец он. Ходили слухи, что малыш может быть от Николая II или же от партнера по театральной сцене Козлова. Сама Матильда не особенно откровенничала по этому поводу, предоставляя злым язычкам полную свободу. Она была королевой, и эта возня ее только забавляла. Выходить на сцену Кшесинская продолжала почти до пятимесячного срока. Ни ее фигура, ни движения по сцене не давали ни малейшего сомнения в ее здоровом физическом состоянии. Публика ни о чем не догадывалась.
К марту Матильда перебралась на дачу под Стрельню. Там летом 1902 года пара стала счастливыми родителями. Судьба подарила им сына Владимира. Процесс родов был сложным, но здоровый молодой организм справился, и скоро молодая мама пошла на поправку и вновь заговорила о сцене. Князь Сергей Михайлович, считавшейся для всех вокруг ее любовником, был в курсе, кто биологический отец ребенка. Но его любовь к прекрасной Терпсихоре переломила обиду и разочарование. Он остался рядом, как добрый друг, и позволил дать малышу свое отчество. Все свободное время Великий князь Сергей Михайлович проводил с маленьким Володей. Он обожал его, дарил подарки и баловал.
Для Матильды это время было очень радостным и наполненным любовью и творчеством. Позже она напишет: В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился, как к своему, и продолжал очень меня баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники. В Стрельне появился детский домик для маленького Вовы. Там были обустроены две небольшие комнаты со всем необходимым: посудой, мебелью, серебром. Дом был окружен деревянным забором с красивой калиткой. Малыш имел свой автомобиль, подаренный приемным отцом Сергеем Михайловичем. За рулем этого маленького авто он ехал от дачи до своего домика, где по традиции отмечались все детские праздники.
Практически сразу после рождения сына балерина продолжила концертную деятельность. Она по-прежнему исполняла все главные партии в театре, активно гастролировала по миру. Ей аплодировали в Польше, Англии, Австрии и Франции. Получила приглашение поехать в Америку. Но предпочла свой театр. В деньгах она не нуждалась, жизнь ее была обеспеченной, ей хотелось как можно дольше блистать на родной сцене. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской всегда были предметом интереса и отечественной, и зарубежной прессы. О ней писали театроведы, хореографы, бульварные журналисты. Одних интересовало ее творчество, других — подробности личной жизни.
И те, и другие находили богатейший материал для статей. Биография и фото балерины Матильды Кшесинской украшали страницы самых известных изданий мира. Знакомство с Дягилевым Знакомство с известным балетмейстером Сергеем Дягилевым состоялось в 1900 году. В то время они были почти ровесники, и между ними завязалась нежная дружба. Он мне сразу очень понравился своим умом и образованностью. Я любила с ним поговорить и пользовалась большим его вниманием. У него были пышные волосы с седою прядью на лбу, за что он был прозван «шиншилла». Когда он входил в директорскую ложу, в то время как я танцевала мою вариацию, вальс в «Эсмеральде», мои подруги по сцене подпевали: Сейчас узнала я, Что в ложе «шиншилла», И страшно я боюсь, Что в танцах я собьюсь из дневника Матильды Кшесинской. Дягилев меня почти всегда провожал после спектакля домой, и наши беседы были очень интересны из дневника Матильды Кшесинской.
Дружбе не суждено было стать крепкой, соперничество, зависть, амбиции разрушили этот творческий союз. Продолжение отношений станет возможным только в 1911 году. После двухлетней нашей ссоры С. Дягилев, по-видимому, убедился, что ему гораздо лучше и выгоднее помириться со мною, нежели ссориться, и потому решил восстановить со мною добрые отношения и нашу старую дружбу… Он меня пригласил выступить у него в Лондоне, в Ковент-Гарден, в осеннем сезоне, а в 1912 году - в Вене и Будапеште и кончить весною в Монте-Карло из дневника Матильды Кшесинской. Декорации и костюмы для балета «Лебединое озеро» Матильда Кшесинская оплатила лично.
Кшесинский, узнав, что его дочь собирается жить отдельно и что к ней может приезжать наследник, поставил условие, что с ней будет жить ее сестра Юлия. Кшесинская пишет в дневнике об очередной встрече с наследником: «Цесаревич приехал в 12-м час. Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! На прощание мы несколько раз поцеловались». Однако Николай Александрович не хотел, чтобы его отношения с М. Кшесинской принимали серьезный характер. Кшесинская была сильно огорчена, что на спектакле наследник слишком долго смотрит на кого-то в бинокль. Балерина поспешила написать цесаревичу письмо, которое и привела в своем дневнике: «С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя. Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет». Цесаревич не спешил отвечать Кшесинской. Ответ от него она получила только 4 апреля 1892 г. Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала». Николай II, и будучи наследником, и став императором, смотрел балет только до Великого поста. Разглядывание балерин во время поста считалось грехом. Видимо, католичку М. Кшесинскую это обстоятельство не смущало. В первый день Светлой седмицы цесаревич навестил Кшесинскую и пробыл у нее несколько часов. В тот день Матильда Феликсовна отметила в дневнике: «Ему очень понравилось мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно. Мы много болтали и вспоминали прошлое». Эта фраза опровергает утверждение Кшесинской, взятое за основу и сценаристами фильма «Матильда», что инициатором сближения цесаревича с балериной был император Александр III. Если бы это было так, то цесаревичу нечего было бы опасаться «шпионов» Зимнего дворца. Другим доказательством того, что Александр III и Мария Федоровна ничего не знали о встречах цесаревича с Кшесинской, служит запись в ее дневнике, в которой она приводит сказанные ей слова великого князя Александра Михайловича Сандро : «Сандро сказал, что у него есть средство прекратить окончательно всё между мной и Ники, то есть всё рассказать его родителям. По словам Сандро, если бы родители Ники узнали от кого-нибудь обо всем, то больше всего бы пострадал от того Ники». Вообще со страниц своих дневников этого периода М. Кшесинская предстает как совсем еще юная девушка, на момент описываемых событий ей не исполнилось и 20 лет родилась 19 августа 1872 г. Несомненно, талантливой танцовщице льстило находиться в мужском обществе высокопоставленных особ и выслушивать их комплименты. Со стороны наследника мы видим совсем другое отношение к «Панни» или «Малечке», как он называл Кшесинскую. Безусловно, она ему нравилась, ему было с ней интересно, для него это был первый опыт длительного дружеского общения с молодой красивой девушкой. Но всё это вовсе не означало, что цесаревич был от Кшесинской «без ума» или собирался связать с ней свою судьбу. Все капризы «Малечки» Николай Александрович попросту не замечал. Так, она очень не любила балерину Марию Петипа, дочь великого балетмейстера, и просила наследника с ней не общаться. Однако 26 апреля Кшесинская записывает в свой дневник, что «в третьем антракте Ники пришел с А. Я стояла на середине, и он подошел к Марии Петипа, которая стояла ближе, что меня ужасно обозлило! Ведь я так просила никогда с ней не разговаривать, а он, как назло, подошел к ней и говорил с ней довольно долго. Я даже собиралась уже уйти со сцены, но в это время он подошел ко мне, и какой глупый разговор мы вели! Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя». В начале 1893 г. Кшесинская предприняла отчаянную попытку «преодолеть последний барьер» в отношениях с наследником, то есть подвигнуть его на интимные отношения. Вот как описывает сама Кшесинская то, что произошло 8 января 1893 г.
Матильда Кшесинская и Николай Солянников в балете «Пробуждение Флоры» Фото: РИА Новости Последняя, поздравляя любимого педагога с Рождеством, писала, что хотела бы повернуть время вспять и увидеть мадам на сцене, так как ее сценические фотографии не дают достаточного представления о балерине Кшесинской. Действительно, по постановочным кадрам, на которых Матильда Феликсовна в изящных позах блистает бриллиантами, трудно определить масштаб ее дарования. Премьер Большого театра Игорь Цвирко — о срочных вводах, белом трико, сериале про искусство и фирменном торте Было ли ее лидерство в театре следствием близости к высшим кругам или она действительно была артисткой экстра-класса? Судя по оставшимся на нашу долю описаниям ее танца, порой не самым к ней благоволящим, — да, была. Из воспоминаний современников вырисовывается артистический портрет Кшесинской: виртуозная исполнительница сложнейших трюков она первая среди русских танцовщиц исполнила 32 фуэте , выдающаяся актриса и, говоря по-современному, трудоголик. Перед спектаклем она оставалась в постели 24 часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима». Поэт критического пера Аким Волынский предпочитал Матильде других солисток, но, посмотрев ее в «Талисмане», вынужден был пропеть оду: «Она играет себя, свой гений, капризный и могучий, с оттенком греховной личной гордыни... В такие минуты публика разражается неистовыми аплодисментами, воплями сумасшедшего восторга. А черноглазая дьяволица балета без конца повторяет под браво всего зала свои невиданные фигуры, свой ослепительно прекрасный танец». Была первой исполнительницей в «Пробуждении Флоры», «Арлекинаде», «Временах года». Закрыла великую эпоху Мариуса Петипа, станцевав в его прощальном «Волшебном зеркале». В жизни их отношения были далеки от идеальных. Но на сцене в лице Кшесинской самодержец мариинского балета имел преданную последовательницу выпестованного им русского балетного академизма. Того самого, что вошел в историю как Русский императорский балет и которому Кшесинская верно служила всю жизнь. Слезы счастья В 1950-м в Лондоне была создана Федерация русского классического балета, куда вошли 15 британских балетных школ. Своей задачей новая организация продекларировала сохранение канонов русского классического танца с помощью методики, разработанной в императорских балетных училищах.
Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины
Я сознавала, что совершаю что-то, чего я не имею права делать из-за родителей. Но… я обожала Ники, я думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком…», — признавалась Кшесинская в мемуарах. Родители дали согласие при одном условии — с Матильдой должна была поселиться сестра Юлия. Вскоре девушки переехали в небольшой особняк на Английском проспекте в Петербурге. Письмо 16 июля Дорогой, милый Ники! Как тяжело, как ужасно так жить. Мне этого не перенести, это невозможно, это сверх моих сил. Два месяца разлуки с Тобой, которые мне предстоят, меня пугают и в то же время радуют: будет хоть конец плохой, но все же какой-нибудь. Тогда прощай, Ники, лучше умереть. Прости, Ники, но мне не верится, что Твое чувство ко мне столь же серьезно, как и мое к Тебе. Я все принимаю Твою страсть за простое увлечение, и это так больно.
Вторник, 21 апреля 1893 г. Кроме Ники и З. Он смотрел портрет Ники, который я рисовала, и не хотел верить, что это моя работа. Ники оставался еще долго после его ухода. Я читала его дневник, [который] он привез с собой. В дневнике меня очень заинтересовал один день, это 1 апреля, где он пишет про Алису Г. Алиса ему очень нравится, он говорил мне уже об этом раньше, и я серьезно начинаю его к ней ревновать. К будущей царице Александре Федоровне Матильда ревновала и очень сильно. Она знала об всем от самого Николая. Мною он был очень увлечен, ему нравилась обстановка наших встреч, и меня он безусловно горячо любил», — написано в дневниках Матильды.
По ее словам, если вначале общение с принцессой Николай воспринимал как неизбежность, то потом между ним и Алисой возникла взаимная симпатия: «Он от меня не скрыл, что из всех тех, кого ему прочили в невесты, он ее считал наиболее подходящей и что к ней его влекло все больше и больше, что она будет его избранницей, если на то последует родительское разрешение». Письмо 3 августа Твое последнее письмо произвело на меня сильное впечатление. Я теперь начинаю верить, Ники, что Ты меня любишь. Но я все думаю о Твоей свадьбе. Ты сам сказал, что до свадьбы Ты мой, а потом… Ники, Ты думаешь мне легко это было услышать? Если бы Ты знал, Ники, как я Тебя ревную к А. Алисе Гессенской — прим. Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя. Историки до сих пор спорят, имел ли роман Матильды и Николая плотскую кульминацию.
Проще говоря, переспали ли они. С одной стороны, оба молоды и воздерживаться им было нелегко. Тем более что Матильда всячески демонстрировала свою готовность. С другой стороны, они понимали, что у отношений будущего нет, за Николаем постоянно следили и родственники всячески отговаривали молодого человека от «глупостей». В своих официальных мемуарах Кшесинская ничего не пишет о каких-либо плотских отношениях с Николаем. Про начало 1893 года она сообщает крайне лаконично, затем упоминает, что летом того года «начала замечать, что Наследник все менее и менее свободен в своих поступках». Письмо 10 августа Ники, зачем ты говоришь, что будешь с отчаяния пить? В этом плохое утешение, после всегда бывает тяжелее. Не делай, Ники, этого, я прошу. О, Ники, дорогой, как я желаю скорее быть Твоею, только тогда я буду совершенно спокойна.
Я страшно томлюсь, мой дорогой. И Тебе, и мне давно пора… Я Тебя не понимаю, Ты… с… мною одною в дневнике именно многоточия — прим. Только бы ты женился не на А. Ей я ни за что Тебя не отдам, а то или она, или я. Ты, верно, изводишься, что я постоянно пишу и говорю о Твоем браке, но представь себя на моем месте, и Ты поймешь, как он должен меня тревожить. Пятница, 8 января Ники приехал ко мне в 1-м час. Аля З. Я немного рассердилась на Ники, что он так долго сидел в полку, и вообще не совсем была в духе, так как у меня страшно болела голова. Мы вчетвером — четвертая Юля — дули шампузен, который привез с собой Аля, и Ники сильно опьянел, Аля тоже. Я же, хотя и выпила довольно, была совершенно трезвая и твердо решила сегодня же поговорить с Ники о будущем.
Первый раз, когда мы остались вдвоем в комнате, Ники я не узнала — так он был ласков. Но когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз. Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить?
Но Николай был все-таки простым смертным, да он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а по сему, когда его начала соблазнять балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра и поцелуями. Матильда же целенаправленно соблазняла царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей? Матильда, или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но и ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины — принцесса Аликс и балерина Матильда. Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к интимному продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения , будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь. Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя? Безусловно она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первой женщине одного из царей. На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины содержанки не любят своих благодетелей. Зачастую Николай был весьма прохладен, на письма Матильды отвечал редко, она ему весточку за весточкой строчила, а он не торопился с ответом, будучи в балете посматривал на других балерин, давал повод для ревности, все это распаляло Матильду, порою злило. Сама интимная часть романа длилась недолго, судя по анализу дневника самого Николая продолжалось это не более 3-4 месяцев. И если изначально будущего Государя Матильда Кшесинская воспламеняла и дико радовала, то потом он как-то плавно стал охладевать к ней, в конце концов все сошло на нет. Никаких терзаний о том, что он вынужден расстаться с Малечкой в его дневниках не было! Все его меты были устремлены к глубоколюбимой принцессе Аликс! Дневники и письма Николая II и его жены Александры Федоровны, наличие пятерых любимых детей, подкаблучничество царя, мечтавшего выбрать не управление страной, а спокойную размеренную семейную жизнь , говорит о том, что он был глубоко предан своей жене, любил ее, позволял ей многое, в конце концов ее неосознанные действия привели ко многим трагедиям. Вся царская семья погибла. Много глупостей было совершено. Маля значила в его жизни ровно столько, сколько значит в жизни любого мужчины не первая любовь, а первая женщина. Все происходило по обоюдной влюбленности, а значит воспоминания оставались самыми светлыми, затем каждый пошел своей дорогой, естественно не печалясь о случившемся. Эта любовная связь открыла Матильде Кшесинской дорогу в высокопоставленным любовникам, она теперь на меньшее была не согласна и жизнь свою устроила отлично, прожила до 99 лет. Между прочим муж ее был младше на 7 лет и был горячо ею любим, но и своей первой любви она никогда не забывала. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она соблазняла, играла мужчинами, многих сводила с ума. Всегда будут существовать такие женщины, одни их осуждают, вторые ими восхищаются, третьи теряют голову, едва приблизившись к ним. На этом фото вы видите единственного сына Матильды Кшесинской и великого князя Андрея Владимировича Романова. Зовут этого элегантного парня Владимиром. Он никогда не был женат, потомства после себя не оставил. На этом фото маленький Вова с мамой. На этом фото Матильда Кшесинская слева, посредине ее старшая сестра Юлия, справа брат Иосиф. Взгляните на это фото, вот так в старости выглядела Матильда Кшесинская. На этом фото Матильда Кшесинская со своим мужем Андреем и сыном Вовой. Матильда Феликсовна Кшесинская — российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора — Николая II. История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда». Ранние годы. Семья Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа по старому стилю — 19 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности. Её родители — артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом , певшим со сцены Варшавской оперы. В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена — 23 марта 1890 года — талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь. В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола — Николай II. Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды». Карьера балерины Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере. Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль. В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти — выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы. После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери. Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын до встречи с Кшесинской не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной , ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову. Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки Николай ездил в Японию , наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде. Трейлер фильма «Матильда» Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника , когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой. Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой. В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света. Жизнь в начале XX века В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра.
Обоснованием служил тот факт, что до этого момента Николай не проявлял заинтересованности в девушках. За время романа Матильда обзавелась многочисленными роскошными подарками, к числу которых относился шикарный особняк, ранее находящийся в собственности композитора Римского-Корсакова. Развитие отношений. Следует сказать, что чувства молодых людей были взаимными. Матильда всегда с нетерпением ждала появления Николая на своих премьерах и танцевала в эти моменты с особым вдохновением. Наследник престола, с свою очередь, стремился видеть возлюбленную как можно чаще. Так, после того, как он пребывал в длительной поездке в Японии, после приезда он первым делом отправился к Кшесинской. Как и любой наследник престола, Николай рано или поздно вынужден был жениться. Его избранницей стала Алиса Дармштадская, принцесса из Британии.
Ники, как называли его близкие, сделал первый подарок Матильде: золотой браслет с сапфиром и бриллиантами. Далее Матильда стала хозяйкой прекрасного особняка на Английском проспекте, который построил великий князь Константин Николаевич для своей возлюбленной, балерины Кузнецовой. О своем романе с Николаем Кшесинская позже вспоминала: «Ники меня поразил. Передо мной сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и разговорах напоминал насчет близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет мучить его всю жизнь… Он не может быть первым! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно нет, он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он будет первый у меня… В конце концов мне удалось убедить Ники… Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина…» Кшесинская скорее всего не подозревала, что она и Николай явились марионетками в спектакле, поставленном родителями престолонаследника, которые были обеспокоены его инфантильностью. Его постоянная апатия даже обсуждалась в семейном кругу. Приближенный императора Константин Победоносцев посоветовал родителям найти для князя любовницу, с которой молодой человек смог бы, как говорится, выпустить любовный пар. Матильда Кшесинская на эту роль подходила как никто другой. Тем более что она нравилась Николаю. В ход были пущены значительные средства из государственной казны, и вскоре Кшесинская была у ног будущего императора. Престолонаследнику необходим был брак с невестой из королевской семьи. К тому же он влюбился в принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, и 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка. Для Кшесинской это стало настоящим горем. Даже письма, которые он слал ей еще некоторое время, не могли утешить. Все послания Николая Кшесинская хранила в заветной шкатулке, но до наших дней они, к сожалению, не дошли. Во время революции одна из подруг Кшесинской в целях безопасности сожгла эти письма. Однако Матильда не оставалась в одиночестве. Вот что писала знаменитая балерина в 1892 году: «Великий Князь Владимир Александрович любил присутствовать на моих репетициях. Он заходил в мою уборную посидеть и поболтать. Я ему нравилась, и он шутя говорил, что жалеет о том, что недостаточно молод». Настоящей опорой для балерины стал великий князь Сергей Михайлович.