– Многие дети новомучеников из соображений безопасности скрывали, что они дети священников, меняли свои фамилии. Некоторые из них даже не знают, что их предки репрессированы и кто-то даже причислен к лику святых. Кто такие Новомученики и Исповедники Церкви Русской? Новомученики — это такие святые, которые своей верой, а иногда и простой принадлежностью к Православной Церкви оказались неугодны государству. Кто такие новомученики. Как становится ясно уже из самого названия, новомученики — это люди, которые приняли мученическую кончину за веру не так давно.
НОВОМУЧЕНИКИ
Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» была написана к Архиерейскому собору 2000 года. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Новомученики – это те, кто сохранил верность Церкви и истине и через это остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Автор: Инга Филиппова Медиацентр «Клин Православный» при Скорбященском храме г. Клина получил президентский грант на создание цикла фильмов о новомучениках Клинской земли. Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции.
Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица
Тем более надо стараться как можно больше узнавать о том, как жили те, кто сохранил веру, чтобы передать ее нам: читать жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно. Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»? Кто такие Новомученики и исповедники Российские. Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918. Да, среди новомучеников были и такие, кто активно воспротивился очередному глумлению большевиков над святынями — например, «вскрытию мощей» или изъятию церковных ценностей «в помощь голодающим».
«Святые сродники наши»: новомученики и исповедники Церкви Русской
- Инок Трофим (Татарников). 39 лет
- 5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - Екатеринбургская епархия
- Клин православный
- Кто такие новомученики и исповедники
Новомученик
Священномученик Матфей Рябцев, 14 марта 16. Священномученик Александр Лихарев, 17 марта 17. Преподобномученица Ксения Петрухина, 20 марта 18. Преподобномученица Анна Горохова, 20 марта 19. Преподобномученик Иоасаф Шахов, 22 марта 20. Священномученик Димитрий Розанов, 31 марта 21. Священномученик Николай Постников, 10 апреля 22.
Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 23. Мученик Димитрий Вдовин, 23 апреля 24. Священноисповедник Феодосий, еп. Коломенский и Бронницкий, 3 мая 25. Священномученик Григорий Самарин, 11 июля 26. Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский, 17 сентября 27.
Священномученик Иоанн Державин, 17 сентября 28. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 29. Священномученик Сергий Лосев, 29 сентября 30. Священномученик Александр Орлов, 13 октября 31. Священномученик Павел Преображенский, 21 октября 32. Исповедник Иоанн Летников, 25 октября 33.
Священноисповедник Георгий Троицкий, 29 октября 34. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 35. Священномученик Александр Соловьев, 5 ноября 36. Священномученик Матфей Алонин, 25 ноября 37. Священномученик Иаков Бриллиантов, 2 декабря 38. Священномученик Виктор Смирнов, 8 декабря 39.
Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 40. Священномученик Илия Зачатейский, 9 декабря 41. Преподобномученик Никон Беляев, 10 декабря 42. Священномученик Сергий Кочуров, 12 декабря 43. Преподобномученица Антонина Степанова, 15 декабря 44. Мученица Вера Графова, 15 декабря 45.
Мученица Мария Журавлева, 15 декабря Новомученики Луховицкие Память Луховицких новомучеников — 1-я суббота после 21 ноября 1. Священномученик Николай Кандауров, 17 февраля 2. Священномученик Сергий Любомудров, 21 февраля 3. Священномученик Иоанн Калабухов, 26 февраля 4. Священномученик Михаил Попов, 26 февраля 5. Преподобномученица Евдокия Архипов, 14 марта 6.
Преподобномученица Ольга Жильцова, 14 марта 7. Мученик Василий Архипов, 14 марта 8.
В гражданскую войну ЧК были уничтожены тысячи клириков и мирян. Началась травля Церкви в печати. В 1922 году состоялся первый публичный процесс над духовенством — начались расстрелы «по приговору суда». Только в 1923 году погибли 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь и послушниц. Атеистическая литература хлынула потоком: за 15 лет после революции было издано 1700 названий антирелигиозной литературы общим тиражом 40 миллионов экземпляров.
В 1928 году Церковь была объявлена «кулацко-нэпманской агентурой», которая «мобилизует реакционные и малосознательные элементы в целях контрнаступления на мероприятия Советской власти». Намерение властей физически уничтожить носителей религиозного сознания стало очевидным. За 1929—1933 годы было репрессировано около 40000 священно- и церковнослужителей. Как правило, сажали их «за антисоветскую агитацию» и «как социально чуждый элемент». Не мытьем так катаньем К началу 1935 года число зарегистрированных церковнослужителей Русской Церкви не превышало 20000 человек. Многие перешли на нелегальное положение. И все-таки в 1937 году во время переписи населения из 98 миллионов 400 тысяч человек старше 16 лет, проживавших в Советской России, православными себя назвали 41,6 млн.
И началась новая волна репрессий.
Но это не помогло Леонтию сохранить жизнь, и они были расстреляны в один день 19, С. Чем объяснить поведение епископа Леонтия и священника Василия? Сами коммунисты этим людям не предлагали отречься от Христа, от веры, от Церкви, и не обещали спасение или свободу за это.
Но предлагали бесы, внушая им такие малодушные помыслы. И эти падения показывают, какая внутренняя брань была у всех мучеников. Ибо и они могли поступить так же, как поступили павшие, а эти, в свою очередь, могли бы не сдаться, как и святые. Такова реальность выбора, стоявшего перед мучениками.
И даже те мученики, у которых в распоряжении были лишь считанные минуты после того, как они увидели убийц, внезапно пришедших за ними, — тоже имели возможность смалодушествовать и начать умолять их о пощаде. Убийцы вовсе не обязаны были бы удовлетворить эти мольбы, но такой выбор существовал. И, конечно, те, кто так поступил, кто струсил, умолял о пощаде, — мучениками не стали, даже если их всё равно убили. А те, кто сохранил христоподобное мужество и до конца остался невозмутим, стали мучениками, точно так же как и те, кого безуспешно принуждали к отречению, — потому что в душе своей они сделали такой же выбор, и если даже они не произносили слов «не отрекусь», то делом показали, что имели равное настроение и равную решимость с теми, кому Господь дал возможность публично произнести эти слова.
Стоит привести характерные слова об отцах, пострадавших в Фаране: «Они приняли смерть без страха и скорби, радуясь и благодаря Бога за свою участь. Мысли их были обращены к своему Владыке. Чрез праведную жизнь они сделали себя храмами для святого Духа. Презрев прелесть и суету мирскую, они последовали одному Богу и, наконец, умерли за имя Его среди разного рода мучений».
В этих словах есть указание на ещё одно важное обстоятельство для определения мученического подвига: «умерли за имя Его». По имени Христа называются все последователи Его — христиане. И потому всякий, кого убивают именно как христианина, умирает за имя Его и есть мученик — если, конечно, он не пытался убежать от креста, не смалодушествовал, но был твёрд до конца. Притом сами гонители могут и не осознавать той роли, которая им отведена, — как разбойники, напавшие на монастыри в Синае и Раифе.
Но для определения факта мученичества значение имеет вовсе не то, что думали убийцы, и как они оправдывали свои злодеяния, а то, что думали мученики, и как они встречали свои страдания и смерть. Чтобы узнать это, достаточно прочесть слова, которые мученики говорили на допросах, и которые сохранились в следственных материалах, записанные рукою безбожника-следователя. Мученица Татьяна Егорова : «Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на всё готова» 1, С. Преподобномученица Агафия Крапивникова : «В Бога я верую...
Преподобномученик Петр Тупицын : «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идёт гонение. Это гонение не новость» 27, С. Мученик Никита Сухарев : «Ещё во времена Римской империи были гонения на христиан и такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Но, как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан» 19, С.
Преподобномученик Евфимий Любовичев : «что я отсидел в тюрьме. Священномученик Георгий Степанюк накануне расстрела писал в письме: «Чувствую, что страдаю за веру». Для решения вопроса о факте мученичества именно это свидетельство имеет решающее значение, свидетельство мучеников. Разумеется, свидетельство выраженное не только словами, но прежде всего делами.
Все, кто не отрекся от сана, знали, на что обрекают себя. В особенности те, кто встал на путь служения Церкви в послереволюционные годы. Священномученик Пётр Полянский , митрополит Крутицкий был мирянином в 1920 году, когда святой патриарх Тихон предложил ему принять монашество, а затем священство. Придя домой, святой отец рассказал родственникам об этом и прибавил: «Я не могу отказаться.
Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь — я знаю, я подпишу тем себе смертный приговор» 9, С. Стоит отметить то упорство и мужество, с которым многие новомученики, оказавшись в заключении за имя Христово и своё церковное служение, после освобождения, снова возвращались к тому же служению, и многие делали это не раз. Так, священномученик Павел Добромыслов на протяжении двадцати лет служения трижды отбывал срок и всякий раз, выйдя на свободу, возвращался к священнослужению, а уже в четвертый свой срок умер в заключении. Так же и преподобноисповедник Сергий Сребрянский трижды был в темнице и всякий раз возвращался к служению.
Преподобный Ефрем Сирин в своём «Похвальном слове славным мученикам, во всем мире пострадавшим» указывает следующие признаки мученика: преданность Богу, мужество, незлобие к мучителям, готовность отвергнуться себя самого и всего своего ради Христа. Все эти признаки видны в случае христиан, пострадавших от рук коммунистов в России. Даже в рамках такого краткого обзора как наш можно видеть, что в их страдании и смерти сияет тот же свет христоподобного мужества, какой сияет в мучениках древних времен. Источники: 1.
Были верны до смерти. Рязань, 2002. Глинская пустынь и её старцы. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1994.
Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни. Оптина пустынь, 2008. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Том I.
Тверь, 2005. То же. Том II. Том III.
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск, 2000. Иеродиакон Софроний Макрицкий. Священномученик Онуфрий Гагалюк.
Иеромонах Дамаскин Орловский. Тверь, 1996. Тверь, 1999. Тверь, 2000.
Тверь, 2001. Тверь, 2002. Игумен Дамаскин Орловский. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Тверь, 2006. Тверь, 2007. Тверь, 2008. Иеродиакон Иосиф Ключников.
Жития новомучеников земли Чувашской. Чебоксары, 2009. Иеромонах Нестор Кумыш. Новомученики Санкт-Петербургской епархии.
Королёв В. Протоиерей Николай Доненко. Наследники Царства. Симферополь, 2004.
Он же. Новомученики Бердянска. Феодосия-Москва, 2006. Новомученики Феодосии.
Протопресвитер Михаил Польский.
В автобусе Галина мне рассказала, что, когда проснулась, матушка усадила ее за стол, стала кормить вкусной кашей, поить чаем. Галина рассказала ей свою историю. Рассказала о том, что просит у преподобных старцев Оптинских одного — чтобы муж, с которым она всю жизнь прожила, обратился к Богу, принял святое крещение. Сказала Галина и о том, что молится и Оптинским новомученикам, одинаково любит их всех. Но добавила, что почему-то, когда смотрит на фотографию отца Трофима, ей кажется, что он всегда ей как-то тепло улыбается. Но неужели можно считать это случайным совпадением? На ранней службе в Казанском храме Оптиной пустыни стояли сотни людей.
Монахиня Мария Татарникова жила в Сибири и не так часто приезжала на могилку своего сына в Оптину. И вот матушка Мария в переполненном храме оказывается на богослужении рядом с Галиной, которая последние годы горячо молилась Оптинским новомученикам. И во время приступа болезни именно мать отца Трофима, молитвенную близость которого Галина всегда особенно чувствовала, уводит ее к себе в домик и окружает заботой. Разве это можно считать случайностью? Через три года мы вновь с Галиной едем на автобусе радонежских паломников в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Как вы, как ваш супруг? Мой муж пришел к вере, принял Крещение, причащался Святых Христовых Таин и ушел из жизни верующим православным человеком. Но с тех пор я в Оптиной пустыни не была.
А недавно мне снится, что я вижу Оптину и слышу во сне голос: «Галина, а что же ты благодарить не едешь? Все монахи и послушники, которые подвизаются в Оптиной, могут засвидетельствовать, что чувствуют небесное предстательство и молитвы иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Они особенно близки всем, кто любит дорогую для них Оптину, почитает память преподобных Оптинских старцев, к которым сами новомученики прибегали в молитвах и чьи заветы старались исполнять. Оптинские новомученики — наши с вами современники. Они в сознательном возрасте, будучи молодыми людьми обрели веру и всегда готовы помочь своими молитвами обратить ко Господу тех из наших близких, кто еще не открыл свое сердце Господу. Отец Василий, отец Ферапонт и отец Трофим, пострадав на Пасху 1993 года за Христа, привели к Богу за эти годы тысячи и тысячи людей. Господь удостоил их мученических венцов за подвиг горячей, живой веры и великой верности и любви к Богу, даже до смерти, за чистоту сердец. Мы знаем, чтобы стяжать венцы преподобномучеников, надо быть уже готовыми к святости.
Но путь к Царствию Небесному у трех оптинских монахов был по земным меркам невероятно стремительным: за столь короткое время они достигли такой духовной меры, что стали достойными стяжать у Господа венцы мучеников! Приведу слова игумена Филиппа Перцева , который в 1993 г. Из интервью Журналу Московской Патриархии, опубликованного в апрельском номере «Каждый день их был полностью посвящен Богу»: "Каждого из них что-то резко выделяло, и всех троих отличала абсолютно полная посвященность себя Богу. В монастыре, несмотря на то что многие подвизаются, кто-то позволяет себе посмеяться, пошутить, кто-то любит многословие и так далее. Какие-то немощи, которые показывают, что всецелого напряжения души мало кто может понести. Мы имеем какие-то страсти, в чем-то себя оправдываем. А у этих братий к Пасхе 1993 года сложилась удивительная цельность монашеского подвига, всецелость посвящения себя Богу. Они все устремление своей души свели в одну точку, сделали свое сердце подобным линзе, проходя через которую луч благодати расплавил оболочку бытия.
Потому, что трагедию Господь обратил в торжество веры. Многие пришли в монастырь, прочитав «Красную Пасху», желая подражать братиям, желая приобщиться к их подвигу. Ведь это поразительно: братья, которые рядом с нами живут, вдруг становятся мучениками. И ты живешь дальше с опытом переживания этой победы над смертью. Первые часы невозможно было это воспринять как мученичество. Страшная трагедия убийства заслонила собой все. Не было страха, паники, но состояние шока: братья, которые только что были рядом с тобой, только что причащались, которых ты любил, лежат мертвые, и ты видишь их тела, кругом кровь. Но потом Господь стал открывать истинную суть, трагическое оставалось, но через страшный оскал смерти стала чувствоваться обильная благодать, которая исходит от их тел.
Рядом с их гробами слез не было, потому что все переполняла радость, но совершенно особая, без малейшего оттенка веселия, такое удивительное торжество сквозь скорбь. Стоишь рядом и всем сердцем впитываешь в себя эту радость. Ты потерял очень близких тебе людей, но приобрел ходатаев на небе, которые уже там, с Победителем смерти, с великим дерзновением воспевают: «Христос Воскрес! Мы с вами видим, что и в наше время, среди нас, немощных и часто малодушных, живут настоящие христиане, которые любят Христа Спасителя так же, как мученики первых веков, как наши новомученики и исповедники Российские, пострадавшие от безбожников в ХХ веке. В конце 1993 года в селе Жарки Ивановской епархии был ритуально убит сатанистами иеромонах Нестор Савчук. Ему, как отцу Василию, было 33 года. Затем от рук богоборцев пострадали за Христа до смерти десятки православных священников по всей России. Погиб от рук экстремистов на Кавказе протоиерей Петр Сухоносов настоятель храма в станице Слепцовской.
В Кабардино-Балкарии в храме г. Тырныауза был убит священник Игорь Розин. В храме был убит и известный миссионер о. Даниил Сысоев. В 2013 г. Этот список мучеников, пострадавших ха Христа можно продолжать и продолжать. Почему сатанисты убивают священников? Священник предстоит перед Престолом Божиим, мы молимся все вместе, вся церковь, община, церковный народ, а священник — наш предстоятель у Престола.
Совершает Литургию, предстоит Богу. И убивая священника, народ стремятся оторвать от Бога. И если народ принимает это равнодушно, то разрывается связь с Богом, и народ, отступая от Бога, попадает под власть темных сил. И эти темные, враждебные человеку силы творят с ним, что хотят. Именно ради этого убивали в 1918 году и Помазанника Божия, Царя-мученника. Священников убивали и в 1905 году, а затем кровавая русская революция. Убивали священников в 1917 году — и кровавая гражданская война. Это говорит о том, что враги Божии боятся возрождения православной России.
И в своей безумной злобе и ненависти пытаются этому помешать. Но эти служители темной силы не понимают, что Жизнь Вечная открыта верующим Воскресением Христовым. И с каждой такой смертью на небесах увеличивается собор Русских святых, к которым мы обращаемся в молитве: «Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию». В Оптиной пустыни восстановлена некогда разрушенная большевиками высокая колокольня. И теперь с ее высоты разносится над монастырем, оптинским лесом, Жиздрой и окрестностями колокольный благовест. Помост, на котором звонили в колокола отец Ферапонт и отец Трофим, огорожен кованой металлической оградой. И на столпе висит доска, на которой написан тропарь мученикам Христовым. Сегодня, нашему Отечеству, Русской цивилизации, нашему народу открыто объявлена война на уничтожение.
И то, как пытаются богоборцы и самосвяты уничтожить Православную Церковь на Южнорусской земле, как стараются захватить и осквернить Киево-Печерскую Лавру, Третий Земной Удел Богородицы, попытки захватить Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, свидетельствуют, что прежде всего для наших противников это война с Православием, война темной силы с Церковью Христовой. И победу в этом противостоянии мы одержим по молитвам Всех святых, в земле Русской просиявших, и под Небесным Омофором царицы Небесной, Заступницы Усердной рода христианского. Враг рода человеческого и его служители на земле, все эти богоборцы и христоненавистники никогда не прекратят воевать с Церковью Христовой. Битва за Украину только разгорается. И враг сделает все, чтобы попытаться оторвать эту часть единой Святой Руси. И в начале ХХ века во время большевистских попыток устроить обновленческую «живую церковь», и во время хрущевских гонений богоборцы также любили использовать различных «предателей в рясах». Сегодня богоборцы используют самосвятов и автокефалистов, чтобы подменить Православную каноническую церковь на Украине нечестивым сборищем различных иуд. Но участь иуд всегда страшна.
Конечно, в нашей Церкви есть различные нестроения, но так было в Церкви всегда, и при Иоанне Златоусте, и при прп. Серафиме Саровском. Земная Церковь — Церковь Воинствующая. А на войне бывают и раненые, и убитые. Возможно, только первохристианская Церковь была Церковью свободных от многих грехов. Как будет такой общиной святых Церковь в последние времена. Как была по преимуществу Церковью мучеников и исповедников Русская Православная Церковь во время страшных гонений ХХ века. В Церкви-мученице остаются только чистые душой.
Мы молимся о наших братьях и сестрах, которым приходится переживать время гонений на Церковь от богоборцев. Но опыт свидетельствует, что все усилия богоборцев Господь со временем обращает ко благу Своей Церкви. Так будет и на этот раз — все усилия врага рода человеческого будут посрамлены. Сотни тысяч русских людей нескончаемым потоком двигались в огромной очереди, чтобы поклониться святыне. Некоторые стояли больше 20 часов, порой под мокрым снегом, на ледяном ветру. И лица тысяч и тысяч русских людей, которые мы видели в Храме Христа Спасителя, лица, озаренные светом детской простой веры и любви к Богомладенцу и Пресвятой Деве, свидетельствуют: жива Русь.
О земном и о небесном. О подвиге новомучеников
Христиане стали понимать мир, как душевный комфорт. Это привело к тому, что христианин стал жить лишь внешней церковной жизнью, а само Христианство стало неким элементом культуры. Внезапно возникло гонение от безбожников, не исповедающих Иисуса Христа, как Сына Божия... В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях... В каждой Поместной Церкви в разные исторические эпохи люди идут ко спасению то путем преподобническим, то мученическим. В России путь преподобных в начале XX века почти завершился...
Преподобномученица Анна Горохова, 20 марта 19.
Преподобномученик Иоасаф Шахов, 22 марта 20. Священномученик Димитрий Розанов, 31 марта 21. Священномученик Николай Постников, 10 апреля 22. Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 23. Мученик Димитрий Вдовин, 23 апреля 24. Священноисповедник Феодосий, еп.
Коломенский и Бронницкий, 3 мая 25. Священномученик Григорий Самарин, 11 июля 26. Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский, 17 сентября 27. Священномученик Иоанн Державин, 17 сентября 28. Священномученик Димитрий Троицкий, 21 сентября 29. Священномученик Сергий Лосев, 29 сентября 30.
Священномученик Александр Орлов, 13 октября 31. Священномученик Павел Преображенский, 21 октября 32. Исповедник Иоанн Летников, 25 октября 33. Священноисповедник Георгий Троицкий, 29 октября 34. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 35. Священномученик Александр Соловьев, 5 ноября 36.
Священномученик Матфей Алонин, 25 ноября 37. Священномученик Иаков Бриллиантов, 2 декабря 38. Священномученик Виктор Смирнов, 8 декабря 39. Священномученик Андрей Шершнев, 8 декабря 40. Священномученик Илия Зачатейский, 9 декабря 41. Преподобномученик Никон Беляев, 10 декабря 42.
Священномученик Сергий Кочуров, 12 декабря 43. Преподобномученица Антонина Степанова, 15 декабря 44. Мученица Вера Графова, 15 декабря 45. Мученица Мария Журавлева, 15 декабря Новомученики Луховицкие Память Луховицких новомучеников — 1-я суббота после 21 ноября 1. Священномученик Николай Кандауров, 17 февраля 2. Священномученик Сергий Любомудров, 21 февраля 3.
Священномученик Иоанн Калабухов, 26 февраля 4. Священномученик Михаил Попов, 26 февраля 5. Преподобномученица Евдокия Архипов, 14 марта 6. Преподобномученица Ольга Жильцова, 14 марта 7. Мученик Василий Архипов, 14 марта 8. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 9.
Священномученик Николай Постников, 10 апреля 10. Мученик Гавриил Фомин, 22 апреля 11.
Протодиакон Андрей Кураев писал: «ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела по усмотрению ФСБ »[25]. Так кто же конкретно видел документы, согласно которым следует, что святитель Василий «не соответствует» «требованиям» для его канонизации? Я лично работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот я там не видел ничего порочащего епископа Василия. Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное? И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел.
А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так. В стране, где Конституция значила меньше закрытых постановлений, где высшие меры наказания назначали внесудебные органы, где писанные законы легко могли попираться волей тех, кто в этот момент мог это сделать перед тем, как потом самому стать жертвой этой же машины репрессий, где ложь и предательство были негласными добродетелями - откуда мы можем знать, достоверны какие-то конкретные уголовные дела или нет? Если, например, судебные процессы против бывших первых лиц государства в 1930-е годы носили показательный характер, на них были иностранные журналисты, пресса всего мира свидетельствовала о подлинности их признаний, то кто может подтвердить подлинность признаний безвестных и, в силу этого, "малозначимых", даже с точки зрения современного православного публициста мучеников и исповедников? И даже бывшие первые лица страны - что стояло за их признаниями? Оруэлла в его романе «1984» есть интересная версия на этот счет. Действительно, формы психологического воздействия на человека, способные изменить его восприятие окружающего, говорить не то, что он думает, очень многообразны. С другой стороны: раз выявилось, что в работе комиссий по канонизации были ошибки, то значит правильно, что процесс дальнейших прославлений приостановлен. Но это совсем не повод говорить о «деканонизации».
Потому что у Бога совсем другая логика, чем у людей. Но дальше протодиакон Андрей Кураев написал еще более странную вещь: «Древние мученики страдали и умирали прилюдно. На глазах всего города. Потому они и были - «свидетелями». Потому и прославлялись христианами немедленно и бесспорно. Потому и была их кровь, пролитая во очию всех, «семенем Церкви». Новомученики допрашивались и казнились потаенно. Поэтому их казни не стали «семенем».
На смену «павшим борцам» не вставали тысячи новых, зажженных примером их свидетельства до крови»[26]. Получается, что по его мнению именно публичность, иногда сопровождаемая театральными эффектами в казни первых христианских мучеников, стала причиной того, что они стали «семенем Церкви». А казни, совершенные не на публике, получается, ничего не значат? То есть, если чью-то казнь транслируют по телевидению по всему миру, то она значима, а если палач - это единственный свидетель, то нет? Представляется, что в таком взгляде на это очень много от прививаемого сегодня массам взгляда на жизнь, как на шоу, и ничего от христианства. Только клиповым взглядом на историю Церкви можно объяснить следующую его цитату: «Очевидной личностной связи «я видел смерть мученика - был поражен его мужеством и верой - хочу стать таким же» почти не было. Церковная жизнь угасала с нарастанием числа мучеников, а не разгоралась. Потому сегодня приходится создавать малоубедительные для неверов «мистико-историософские схемы» - мол, хотя страна и не заметила подвига новомучеников, но возрождение церковной жизни 90-х было вымолено мучениками, убитыми в 30-х...
Игумен Дамаскин Орловский большое внимание уделяет архивным уголовным делам, именно их, как представляется из общей направленности его рассуждений, видит своего рода «актами мученическими» хотя сравнивать уровень судопроизводства Древнего Рима времен гонений на христиан и Советского Союза времен массовых репрессий некорректно , и, соответственно, основанием для принятия решения о возможности канонизации: «Фактически Федеральный закон о государственной безопасности, как он звучит в настоящее время, предполагает наличие государственных секретов в деятельности органов государственной безопасности с конца 1917 года, что является абсолютным препятствием для изучения судебно-следственных дел с целью включения новых имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Эти же препятствия ясно сформулированы и в вышеназванном Положении, не допускающем ни в каком виде ознакомления ни исследователей, ни родственников репрессированных с делами и фактами в них, которые свидетельствуют о сотрудничестве человека с органами ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. Бычков; однако нашлись и те, кто смог возразить ему по существу, на основании не меньшего опыта работы с архивными уголовными делами советского периода. Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу - ошибка[29]. Иногда «забойщики» выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались. А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. По информации Головковой, фальсификацией следственных дел, или на языке чекистов «липачеством», занимались все райотделы управления НКВД, в том числе Москвы и Московской области.
Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50-60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые»[30]. Но это редчайшие случаи. А в основном мы абсолютно не можем отличить - где правда, а где нет.
Также и священномученик архиепископ Алексий Бельковский по болезни не мог самостоятельно передвигаться, ему было девяносто пять лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД, и вынесли его на простыне. Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошёдших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой. Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых — репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера. Впрочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали того, что преследуют именно за веру. Священноисповедник Зиновий Мажуга рассказывал: «В 1936 году меня арестовали и, не предъявив никакого обвинения, несколько месяцев продержали в ростовском распределителе. Однажды я спросил следователя: «В чём же состоит моя вина, какое предъявляют мне обвинение? А когда благочестивый крестьянин Дмитрий Клевцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его судят. Дмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравился. Тогда судья сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность. Дадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководить». На это Дмитрий ответил: «За веру судите? Я всегда готов к суду» 24, С. Звучали, конечно, и другие обвинения: священномученику Владимиру Лозина-Лозинскому предъявили обвинение за служение панихид с поминовением царя-страстотерпца Николая II. Мученика Иоанна Емельянова обвиняли в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества» 14, С. Священномученику Димитрию Плышевскому инкриминировали участие в «повстанческой шпионский организации» 15, С. Преподобномученицу Ирину Фролову арестовали по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе. Мученика Иоанна Малышева обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» 15, С. Мученику Никифору Зайцеву , как и многим другим, предъявили трафаретное обвинение в агитации против колхозов как якобы «антихристова предприятия», даже не обратив внимания на то, что сам мученик являлся колхозником. Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали — это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и в критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга Кошелева на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили? А преподобномученику Варфоломею Ратных следователь зачитал показания свидетеля, который слышал от святого Варфоломея слова: «Да, всё плачет, плачет мир, и будет ещё плакать», и поинтересовался: «Отчего же плачет мир? Можно привести ещё примеры из допросов новомучеников: «Врагом советской власти я не являюсь... Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому» священномученик Владимир Сперанский. Есть люди, которым кажется, что будто бы нельзя называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали явное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали её, равно как и антицерковную политику коммунистической власти. Таким людям кажется, что в этом случае священнослужители пострадали не за Христа, а за свою политическую деятельность, и, якобы, потому быть святыми не могут. Мол, если бы они просто служили литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать. Но это взгляд, чуждый Церкви. Он был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политический действий власти, которые не имеют отношения к религии. Но ведь новомученики говорили не об этом — они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные мероприятия власти. И тем самым они исполняли свой пастырский долг, точно так же, как и мученики древних времён. Вот, например, во II веке был арестован и приведён на суд святой мученик Аполлоний. В присутствии множества свидетелей префект Терентий указывает святому на то, что согласно законам империи и указу императора нужно «принести жертву богам» и «поклясться Фортуною самодержавного Коммода». А святой на это отвечает, что «великое бесчестие падать ниц пред ничтожными тварями, и было бы низким раболепством боготворить то, что не стоит того», и что «глупцы были те, которые изобрели их и еще более неразумны те, которые боготворят и чтут их» Апология, 16. А когда префект спросил: «разве ты не знаешь, что по определению сената совсем не полагается быть христианам? Ибо насколько люди легкомысленно ненавидят и убивают тех, которые делают добро, настолько во многих отношениях люди стоят далеко от Бога» Апология, 24. Это что, разве не критика распоряжений правительства? Разве не прямое неподчинение власти и её законам? Разве не явное выступление против идеологических основ государственного строя? А когда другой святой того же века — Аристид в своей апологии, пишет императору языческой империи о том, что язычники «допустили смешные, глупые и нечестивые утверждения, называя несуществующих богов согласно своим лукавым вожделениям» — это что, разве не критика государственной идеологии? И, опять же, когда святой Иустин Мученик в своей второй апологии пишет римскому сенату, протестуя против гонения на христиан, как против того, что «безрассудно делается вашими правителями повсюду»; указывает, что «злые демоны, всегда враждующие против нас, настраивают таких правителей, как бы беснующихся, подвергать нас смерти», и называет таких правителей «беззаконными» — это разве не могло быть расценено язычниками как «враждебное отношение к власти и руководителям» и как «противодействие мероприятиям власти»? Святые подчинялись власти, не устраивали против неё восстаний, платили налоги, исполняли предписанные законы, — но они не могли молчать о том, что насаждаемая безбожным государством идеология есть ложь, а проводимое гонение против Церкви — грех и беззаконие. И это делали как древние мученики, жившие среди язычников, так и новомученики, жившие под коммунистическим игом2. Но, конечно, не стоит впадать в другую крайность и отождествлять мученичество с политическим диссидентством. Отношение к политике в целом у мучеников могло быть разным, до известной степени могло варьироваться и отношение к коммунистической власти — от резкого неприятия, до спокойного терпения. По понятным причинам не могло быть только искреннего согласия, ибо, как заметил на допросе преподобномученик Леонтий Стасевич , «если священник попадёт под влияние коммунистов, под влияние материалистических убеждений, он уже не будет священнослужителем» 15, С. Мученичество определяется не в зависимости от политических взглядов пострадавшего, а от его верности Христу. Увидеть эту верность можно глядя на то, как страдальцы проходили все этапы крестного пути, и насколько христоподобны были они в каждый из этих этапов. Быть может, так нельзя сказать про всё время коммунистической власти, но, по крайней мере, это справедливо для периодов особо сильных гонений. Уже для того, чтобы просто добросовестно служить в то время, когда и государство и значительная часть общества к тому, что ты делаешь, относится резко негативно и презрительно, когда то и дело приходят известия об арестованных священниках, осуждённых, расстрелянных, — нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о снятии сана или хотя бы о бегстве. Из-за лишения прав, отнятия имущества и обложения чудовищными поборами, семьи почти всех священников жили в нищете, особенно многодетные. Чтобы доставить им хоть какое-то пропитание, многие отцы, особенно сельские, должны были жить в каторжном труде. Например, священномученик Александр Соловьев , который вместе со своей семьёй жил в страшной нужде. Не хватало средств на пропитание, и святой Александр с детьми ходил в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб. При этом у священника всегда был выбор, — его готовы были принять счетоводом в колхоз если он откажется от сана, на что он сказал: «Этого я сделать не могу. Я поставлен Богом и должен служить Богу» 13, С. Дочь священномученика Александра Парусникова вспоминала один из обычных случаев тех лет: она идет с отцом по улице, держа его за руку, а люди, идущие навстречу, оборачиваются и плюют священнику вслед. Отец, почувствовав переживания дочери, спокойно сказал ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку» 13, С. Ему же сотрудники НКВД, вызвав для беседы, говорили: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь». Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут, и какая угроза над ними висит ежечастно. Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев , — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Великов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые ещё до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это ещё не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Они знали, что их ожидает, многие могли убежать, а некоторым это даже настоятельно предлагали друзья и близкие. Священномученика Сергия Кроткова заранее предупредили о грозящем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отвергая предложения родственников спастись бегством. А священномученик Феодор Недосекин на такие предложения отвечал: «Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим! Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, не смотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых, и не воздать ему должное? Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. Особенно если это слово исходит от человека в рясе. Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошёл и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осуждён. В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времён — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми. Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество ещё до ареста. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
Наконец, проблемой стало определение границ самого концепта новомученика. Известно, что после 1917 года церковную организацию в России потрясли расколы. Долгое время камнем преткновения для церковных писателей-историков была личность митрополита Сергия Страгородского, заместителя патриаршего местоблюстителя, ставшего в 1943 г. Авторы, принадлежавшие к РПЦ-МП, считали законной только иерархию митрополита Сергия, а те, кто находился в оппозиции к РПЦ-МП, напротив, усматривали легитимных епископов лишь в лице консервативных противников митрополита Сергия, не принявших его известное Окружное послание, изданное в 1927 г. Состав этих оппозиционеров «справа» был очень пёстрым. Например, митрополит Иосиф Петровых со своими единомышленниками в тяжелейших условиях пытался консолидировать группу, получившую в историографии наименование истинно-православной Церкви.
Существовали так же разрозненные церковные группы, иногда не совсем корректно объединяемые под именем движения истинно-православных христиан. Кроме того, в СССР активно действовала группа «обновленцев», начинавшая с декларации радикальных богословских и литургических реформ; поддержка этого сообщества советской властью не была секретом ни для кого. Известно, что участники разделившихся церковных групп и движений зачастую считали друг друга раскольниками и даже еретиками. Во всех разделившихся общинах были свои мученики, так что подготовка канонизации новомучеников выявила важную проблему; вновь и вновь звучит вопрос: можно ли сегодня канонизировать всех пострадавших священнослужителей и мирян? Официоз РПЦЗ, исключив из числа святых новомучеников «обновленцев», оставил наравне с епископами-консерваторами и некоторых членов Синода при митрополите Сергии.
Выяснилось, что проблемой, создающей неловкое положение, могут быть богословские взгляды жертвы репрессий. Поскольку канонизация святого предусматривает, что он исповедовал всё церковное вероучение, иерархам РПЦЗ нелегко было выработать взвешенное отношение к такому представителю Серебряного века русской культуры, как священник Павел Флоренский 1882 — 1937. Выдающийся философ и богослов, казненный в заключении, находился под сильным влиянием символизма и новейших интеллектуальных движений своей эпохи. В пику интриганам игумен Герман Подмошенский, участвовавший в подготовке прославления мучеников 1981 года, придал эту историю огласке, опубликовав статью о святом Павле Флоренском. В РПЦ-МП в девяностые годы решение проблемы отбора кандидатов для канонизации занималась Комиссия по канонизации святых.
В 1995 г.
Возобновление деятельности Пятигорской епархии как раз приходится на наиболее тяжелый период — начало гонений и подвиг исповедничества, мученичества в Русской Церкви. Один за другим иерархи, которые возглавляли Пятигорскую кафедру, уезжали в места своих ссылок и принимали мученическую кончину. Нужно оговориться, что не все из них сейчас канонизированы, прославлены в лике святых. Мы должны помнить имена уже причисленных к лику святых: священномученика Фаддея Успенского , который окончил свой подвиг в качестве иерарха Тверской земли, священномученика Димитрия Добросердова , который тоже был нашим иерархом, но закончил свое служение в Подмосковье. Мы должны помнить имена и тех, кто принял мученичество за Христа, но еще не канонизирован. Мы молимся за упокой их душ, потому что день памяти новомучеников — это продолжение молитвы за усопших, пострадавших в годину лихолетий, а не только молитва святым. Во всех храмах Русской Православной Церкви эти молитвы возносятся.
Священномученики Димитрий Гливенко, Михаил Лисицын служили в Кисловодске уже прославлены в лике святых. Если мы сравним список канонизированных новомучеников и список тех, кто пострадал за Христа, но еще не причислен к лику святых, то второй будет в разы больше. Святые первых веков христианства говорили, что Церковь стоит на крови и мощах мучеников. Это можно расценивать и в прямом, и в переносном смысле. В прямом смысле нужно понимать, что любой храм немыслим без престола и лежащего на нем антиминса, в котором находится частица мощей мучеников. Наши святые соотечественники XX века новомученики , можно сказать, обеспечили постройку храмов и служение на мощах на долгие десятилетия вперед при условии, что мы каждый год будем строить по нескольку храмов. По всем епархиям идет работа, которая исходит от епархиальных комиссий по канонизации святых. Работа нашей епархиальной комиссии имеет несколько направлений: популяризация подвига уже прославленных святых соотечественников и работа с документами в архивах, со свидетельствами очевидцев жизни исповедников, еще не канонизированных, пострадавших за Христа и живших на территории нашей епархии.
Второе направление работы комиссии по канонизации — различные мероприятия, которые проходят в епархии каждый год. В частности, можно назвать ежегодный лагерь «Зеленый Афон» при монастыре, его работа направлена на популяризацию подвига новомучеников; восхождение на вершину горы Бештау, приуроченное к памяти новомучеников; работа в школах, встреча со светскими организациями и, наконец, научно-публицистическая работа комиссии издание книг о наших новомучениках. Многие воскресные школы при приходах посвящены памяти новомучеников.
В одной из таких поездок он познакомился с голландской переводчицей, с которой стал переписываться. За это его обвинили в «шпионской связи с иностранными гражданами» и не пустили на соревнования в Канаду. Расстроенному Игорю верующая преподаватель истории посоветовала сходить в храм. После этого молодой человек оттуда уже не уходил.
Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате. По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот. Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе. Через шесть лет после мученической кончины сына его мать Анна Михайловна приняла монашеский постриг с именем Василиссы.
Покажи мне, Владыка, кончину мою, Приоткрой и число уготованных дней, Может, я устрашусь оттого, что живу, И никто не осилит боязни моей. Приоткрой, и потом от меня отойди, Чтобы в скорби земной возмужала душа, Чтобы я укрепился на крестном пути Прежде чем отойду, и не будет меня. Стих иеромонаха Василия Инок Трофим Татарников. Родился в Иркутской области, окончил железнодорожное училище, работал машинистом. Потом устроился в Сахалинское рыболовство, пять лет ходил в плавание.
Но, к сожалению, для многих наших современников их подвиг остаётся неизвестным. Поэтому мы постоянно рассказываем о жизни новомучеников на сайте, в журнале и соцсетях и стараемся сделать так, чтобы как можно больше людей в интернете увидели материалы из нашей рубрики.
Первый среди новомучеников Мученица Татьяна Гримблит: За все всех благодарю Как баптистский проповедник стал православным святым?
Новомученики в России: история канонизации
А сегодня с автором и ведущим программы отцом Виталием Бочкарёвым мы поговорим о том, кто такие святые, как выбирают: кто будет святым, а кто нет и как принимаются решения о канонизации. Автор: Инга Филиппова Медиацентр «Клин Православный» при Скорбященском храме г. Клина получил президентский грант на создание цикла фильмов о новомучениках Клинской земли. Кто-то из новомучеников, исповедников и страстотерпцев был примером мужества и мудрости.