Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон.
Между ангелами и демонами
Впечатление от картин Врубеля на грани потрясения! Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий». Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим. Врубель писал: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон (сидящий)». К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос.
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Подробная информация о картине «Демон сидящий» (1890) — великом произведении Михаила Александровича Врубеля. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль.
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. Все началось с картины «Демон сидящий». Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова.
«Демон» Врубеля: почему это шедевр
Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Среди ценителей искусства ходит множество историй о том, как знакомые их знакомых сошли с ума, потому что увидели Демона Врубеля. картина Михаила Александровича Врубеля, являющаяся одним из центральных произведений художника. Этот шедевр написан в качестве иллюстрации к произведению М. Лермонтова "Демон" и входит в "демонический" цикл художника. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать.
Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника. Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой.
Даже в глазах Богородицы, изображённой на иконе «Богоматерь с младенцем», которую художник создал в монастыре Киева при психиатрической лечебнице, куда позже он поступил на лечение. Он страдал от неразделённой любви, и муж Эмилии, наблюдая за тем, как художник и собственный ученик хочет увести его жену, отправляет Михаила Врубеля на обучение в Венецию. Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона.
В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора. Врубелю достаётся поэма «Демон». Он пишет для нее тридцать работ.
Его рисунки критикуются и отмечаются малым профессионализмом. Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола.
Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе.
Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары — не простой фон для фигур, а образно-изобразительный подход к решению истории земной и неземной любви, фантастичности, сверхреальности встречи земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и величия. Врубель "Люби меня" В иллюстрации «Люби меня! Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, плечо и спина его кажутся деформированно-узловатыми, рука — нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глаза Тамары именно подобно кинжалу. Тамара и в этом рисунке прекрасна, ее косы распущены, лицо излучает восторг, удивление, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным.
Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям. Но ведь это жалкое представление разных отшельников: он "первый после Бога", "восставший против Бога", то есть ангелоподобный и даже богоподобный. Но не Бог.
Об этом как раз и говорил вице-президент Союза художников Москвы Константин Петров: «Важнее всего — не то, кто будет владеть картиной, а то, что ее все-таки нашли».
Потрясающее произведение, прославляющее Россию. Не знаю, как картина оказалась в свое время в Армении, и как она потом была похищена, главное, что ее нашли. Картина очень ценная, и мне сложно перевести ее в денежный эквивалент, да и не нужно этого делать. Врубель — достояние не только России, но и мира, он художник с мировым именем. Вся мишура мира с ее пеной уйдут, а вечные ценности, к которым относятся архитектура, музыка, останутся.
И Врубель останется, и его картины. По живописи, по музыке, поэзии будут через 300 лет судить о нашем поколении. Не по курсу доллара, не по машинам и нанотехнологиям. Просто раньше в лаптях ходили, а сейчас в кожаной обуви, и не более того. Искусство — вечно», — считает К.
Скоро картина «Демон и ангел с душой Тамары», скорее всего, займет свое утерянное было место в экспозиции Музея русского искусства в Ереване. Надеемся, теперь уже навсегда. Подготовил Рубен Гюльмисарян.
Игры с Демоном
Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову.
Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе. Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона". А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках. Какая красота!
В четырех залах Корпуса Бенуа, ставших ради выставки ядовитых сиреневых и лазоревых цветов, даже в будний день множество зрителей, но билеты еще можно купить — и на ближайшие даты. Правда, туры с экскурсиями расписаны до июля, но аудиогид и наш краткий экскурс по хайлайтам вполне может стать ликбезом ради главного: встречи с работами Врубеля. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904.
Холст, масло. Государственный Русский музей «Шестикрылый серафим», 1904 Последняя законченная работа Врубеля выполненная маслом была выбрана Русским музеем как «лицо» всей выставки. С ней и созданы цифровые баннеры, и печатаются афиши-растяжки и открытки на память. Это и предмет гордости — она находится как раз в собственной коллекции Русского музея. Фирменные крупные мазки, будто имитирующие мозаику, выдают еще и сложное эмоциональное состояние Врубеля. С 1902 года и вплоть до смерти в 1910-м ментальные проблемы с редкими улучшениями стали вечным его спутником. Хотя состояние гомона, как при Вавилонском столпотворении, ангельских и не только голосов и спутанности сознания еще больше заметны в его оставшейся незавершенной картине «Видение пророка Иезекииля» 1906-го она тоже есть на выставке — и советуем всмотреться в нее внимательнее.
Любители мистических трактовок в искусствоведении говорят, что живописец проделал путь восхождения от демонического вновь к божественному и свету. Правда, скорее метафорически и метафизически — потому что в конце жизни Врубель ослеп. Государственная Третьяковская галерея «Жемчужина», 1904, Государственная Третьяковская галерея "Собака. В Русском музее его повторили, поставив в центр композиции ту самую чудом уцелевшую раковину, чьи перламутровые переливы в графике и пытался передать Врубель.
Под ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял М. Демон Врубель писал о своей работе: Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый.. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами , в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. Лицо своего демона Врубель наделил женскими чертами. Возможно, он желал выразить нечто среднее между мужской и женской стихиями природы.
Картина наполнена движением - такое чувство, что вместе с демоном движутся и Кавказские горы, и снег, который укутал вершины горного хребта. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением. Каждый день он пишет по 14 часов в день, при тусклом освещении, почти не покидая пределов своего дома. Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти. Михаил Врубель. Демон поверженный.
«Демон» Врубеля: почему это шедевр
Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением. Каждый день он пишет по 14 часов в день, при тусклом освещении, почти не покидая пределов своего дома. Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти. Михаил Врубель. Демон поверженный. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Мне нравится3 Не нравится Когда Петр Кончаловский пригласил художников для создания иллюстраций к произведениям Лермонтова, Врубель выбрал поэму «Демон»: она была близка ему по духу. Он акварелью писал сцену встречи Тамары с Демоном. Картина переписывалась несколько раз.
Автор был недоволен композицией полотна. Третий вариант стал триумфальным. Зритель видит Тамару, сидящую у открытого окна.
За ее спиной на небе сверкают звезды. Влюбленный Демон склонился над девушкой, прося красавицу поверить ему. Существует еще несколько иллюстраций к поэме.
Образ злого духа поразил почитателей Лермонтова. Они не могли принять такую интерпретацию. Облик казался грубым, уродливым, нелепым и даже карикатурным.
Михаила Врубеля связывало с Лермонтовым не только имя. Странно пересекались судьбы великих художников. Когда в 1856 году вышло издание поэмы «Демон», в Омске родился Врубель.
Отец будущего модерниста служил штабс-капитаном в Тенгинском пехотном полку. И Лермонтов был поручиком в этой воинской части. Матери обоих Михаилов умерли от чахотки, оставив сыновей в младенческом возрасте.
Сейчас можно определить композицию картины только по наброскам, так как само гигантское панно было утрачено. Герои произведения — умирающий принц с арфой в руке, прекрасная дева Греза, окружающие их разбойники — показаны в контексте символизма. Герои панно.
От этого он становится бессильным об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, - обхватив колени руками. Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора, и он наблюдает, как возникает демон. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Так он подсознательно не дал много места злу, то есть демону тесно, и от этого он кажется еще более устрашающим.
Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Он устал, обессилел, подавлен… Но все равно Врубель делает его своим идеалом прекрасного человека. Суть «Демона» в творчестве Врубеля Сюжет, который нарисовал Врубель «Демон сидящий» , повествует о его усталости и бессилии.
Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах. Также можно увидеть потрясающий пейзаж, который некоторым может показаться причудливым, но в этом его и прелесть. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей совершенно разный вид при разном освещении. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя.
Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. А он таков: демон — это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть.
Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках, и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Именно такой была тема картины художника, именно в таком направлении он работал последние свои годы творчества. Возможно, поэтому живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных.
Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью; умелым сочетанием красок и фона. История создания картин «Демон» Картина, которую написал Врубель «Демон сидящий» , была создана в 1891 году. Произведение появилось после того, как Михаил Александрович детально изучил творчество Лермонтова. К некоторым его работам он нарисовал чудесные картины, на одной из них и был изображен демон.
Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Только в 1917 г. Через некоторое время она стала привлекать к себе внимание, а сегодня считается настоящим шедевром. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон».
Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Удивительно то, что разница в их написании - девять лет. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. За ней последовала новая работа.
В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель — «Демон летящий». Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями.
Таким образом автор хотел передать, что постепенно чистая душа захватывается злом и нечистью. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины.
Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. Считается, что дьявол — это рогатое, коварное существо, способное переманить человека на свою сторону. Что же касается демона — то это энергия, способная захватить душу. Это чернь, которая обрекает человека на вечную борьбу, которая не закончится ни на небе, ни на земле.
Именно это и хотел донести до публики Врубель. Демон поверженный Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный». Врубель закончил ее к 1902 году, и она стала последней в данной тематике.
Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным.
Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля. В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил.
Демон живописи. При жизни Врубеля травили, а работы называли мусором
Михаил страстно влюбился в эту женщину. Но она не могла, а может и не хотела ответить ему взаимностью, что, впрочем, не мешало Эмилии обсуждать с юным художником эскизы богоматери, в которых Прахова узнавала себя. Ей льстила любовь и внимание талантливого юноши. Вскоре и профессору стало заметно повышенное внимание художника к его жене и странное сходство Богородицы на фресках с Эмилией. Прахов не в восторге от этого и решает отправить Михаила Врубеля в Венецию, чтобы тот лучше изучил манеру итальянских мастеров и с новыми силами взялся бы за роспись Владимирского собора.
Разлука с любимой женщиной повергла Врубеля в тяжелое уныние и творческий застой. Когда он вернулся в Киев, оказалось, что в его работе больше не нуждаются. Художественная манера Врубеля и слишком глубокий философский смысл, который он вкладывал в библейские образы, якобы, нарушали церковные каноны. Ему было отказано в росписи Владимирского собора.
Это было еще одним после безответной любви жесточайшим ударом судьбы. Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Некоторые исследователи считают, что в образе Демона Врубель изобразил любимую женщину, которая не ответила ему взаимностью, и из-за которой он совершил неудачную попытку покончить с собой, порезав грудь. Шрамы от неудачной попытки остались на всю жизнь, как и мрачный образ Демона, который будет преследовать Врубеля до конца дней.
Возможно, изображая Эмилию в образе Демона, он хотел ей отомстить. В любом случае, художник перешел черту: коснулся запретной темы, которая повлияла на всю его последующую жизнь. Однажды эти шрамы на груди увидел художник Коровьев и спросил Врубеля о них. Ранимый и впечатлительный художник тяжело переживал неудачную историю любви и свою невостребованность.
Поэтому, когда получил предложение иллюстрировать «Демона» М. Лермонтова, ухватился за работу. Хотя и не без опасений. Он уже тогда чувствовал, что этот зловещий образ постепенно начинает овладевать им.
Действительно трилогия «Демон» сидящий, парящий и поверженный стали основным и самым шокирующим открытием Врубеля. С их помощью он буквально разорвал привычные эстетические представления современников об искусстве, совершил революцию своей оригинальной и невероятной манерой письма и направленность своих образов. Его первый «Сидящий Демон» грустен и полон противоречивых чувств, будто автор еще колеблется между светом и тьмой. В глазах его невероятная грусть, а во всей фигуре чувствуется величие и красота.
Завораживает и лиловый каменистый ландшафт, фантастический и такой тревожный, замершая от ужаса красота, скованная неведомой и неотвратимой силой. Врубель Демон сидящий В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Модернизм , декаданс, символизм и разрушение привычной религиозной мифологии. Явление «Демона» в Москве вызвало бурю противоречивых откликов.
Кто-то восхищался и замирал в восторге от величия и необычности картины. Иных она просто ошеломила, прибила своим совершенством и оглушила могучей энергией. Говорят, Пикассо часами простаивал перед Демоном Врубеля, пытаясь уловить тайну изображения. Савва Мамонтов, известный меценат и ценитель искусства, который заметил и приютил Врубеля, подкидывая ему работу и выделив одну из лучших мастерских, в изумлении говорил Коровину: «Вы видели, что он пишет?
Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! А Третьяков, увидевший его «Воскресенье» и «Ангела с кадилом и свечой» пожал плечами: «Я этого не понимаю». Такая реакция будто и не удивила художника.
Он чувствовал, что они завидуют ему. Им никогда так не написать. Гордыня поселилась в его сердце вместе с образом Демона. Врубель, Демон летящий Однажды Коровин привел Врубеля, тогда еще мало кому известного, в дом Мамонтова.
А там среди известных художников восседает Илья Репин. Ждет лайков, как сказали бы сейчас, прямо за обеденным столом набрасывая карандашом портрет хозяйки.
За свою короткую жизнь он успел поработать себя в живописи, графике, скульптуре, иконописи. Газета "Москва. Центр" вспомнила знаменитых четырех «Демонов», которые, по мистическому ли совпадению или роковому стечению обстоятельств, довели живописца до сумасшествия. Первый демон, «сидящий», был написан в 1890 году по заказу предпринимателя и мецената, покровителя деятелей искусства Саввы Мамонтова. Тогда Михаил Врубель проживал в имении благотворителя Абрамцево.
Образ «демона»связан с одноименным произведением поэта и писателя Михаила Лермонтова. Одновременно с большим цветным полотном размером 1,14 х 2,11 метра Врубель также писал иллюстрации для юбилейного издания поэта. Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе. Это и не библейский демон, искушающий Христа. При созерцании врубелевского демона у зрителя возникают те же чувства, что и при знакомстве с лермонтовским «демоном» - романтичным и тоскующим.
Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет».
В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал. Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду.
Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание. На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился. Через несколько дней мы узнали, что он хотел в театре выйти из-за кулис на сцену, чтобы петь вместо певца, исполнением которого был недоволен.
Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу. Художник был буйным, не говорил связно, страдал манией величия. Портрет Брюсова В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники, но вскоре его ждал новый удар — смерть маленького сына. Художник пытался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшилось, и он сам попросил отвезти его в больницу.
Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами. В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ.
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили по крайней мере, в СССР. Великие цитаты Булгакова Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы.
Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Только через страдание приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.
Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками. На свете существует только две силы: доллары и литература. Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
Это вовсе не означает, что родители не любят своих 20-летних или 30-летних детей. Но вот к соседскому «ребенку» они будут относиться уже по-другому. Конфликт был всегда и остаётся по сей день. Однако в данном случае это происходит не из-за недопонимания. Есть ряд причин, которые тревожат поколение X и даже приводят к зависти. Первая причина — молодость. Родители, которым сейчас по 45-60 лет теряют своих родителей. Получается, что с одной стороны от «иксов» стоит смерть, а с другой — молодость.
Они понимают: ещё пара десятков лет и их ждёт та же участь, но кто же позаботится и подаст стакан воды в старости? Ведь миллениалы чаще всего съезжают из отчего дома в другие города, редко приезжают в гости, а звонят и то раз в месяц. Действительно, «игреки» молоды, амбициозны, образованы, у них появляются свои семьи, им ещё жить и жить. Из-за осознания этого у поколения X зарождается чувство зависти, в котором им стыдно признаться даже себе. Вторая причина — обучаемость. Миллениалы с самого рождения быстро и легко впитывают новые знания. Они любопытны, дотошны, любят сверять информацию по нескольким источникам. Поколению Y без проблем даются иностранные языки, программирование, дизайн, маркетинг и так далее.
Они любят обучаться самостоятельно. Но жизнь диктует свои правила. Если раньше время размеренно текло, то сейчас оно неумолимо несется. Необходимо приспосабливаться к изменениям, что и делают весьма успешно «игреки». Третья причина — отсутствие мотивации. Но стоит сразу отметить, что речь идет об отсутствии стандартной мотивации, которая была и остается у поколения X: нет слова «не хочу», есть «надо». Работа, дом, семья — и вот ты уже полноценный человек и член общества. У миллениалов мотивация есть, но она другая.
Родители обычно ее не понимают. Люди поколения Y долго определяются с целями в жизни, с расстановкой приоритетов, с выбором профессии и так далее. Душа просит, глаза не боятся, а руки делают — это и есть привычная мотивация у «игреков». Поэтому они чаще, чем другие поколения занимаются любимым делом, которое приносит неплохие деньги. Но «иксы» не любят миллениалов и за странное отношение к работе. Четвертая причина — это смена места работы. Действительно, родители смотрят на своих 25-30-летних детей и возмущаются. Ведь практически все молодые люди часто меняют место работы.
Пока они учатся в колледжах и ВУЗах, в свободное время подрабатывают в кафе и магазинах, после получения образования могут перейти в офис и сменить несколько мест за год. А иногда меняются не только места, но и область работы: гуманитарии берут курсы программирования, технари познают мир журналистики и медиа. Это нормально. Но самое главное для миллениалов — комфорт. Уютный офис, удобное рабочее место, отсутствие дресс-кода, молодой начальник, который «в теме». Если такие условия не может предоставить ни один работодатель, то люди поколения Y отдают предпочтение фрилансу. Они были бы и рады свободно выбирать место работы по душе, но время было не то. Таких перебежчиков не любили.
Пятая причина, почему не любят миллениалов — разрушение института семьи. Если раньше брачный союз был один и на всю жизнь, а развод порицался общественностью, то теперь «игреки» разводятся все чаще и чаще. Во-первых, парни и девушки женятся и выходят замуж ближе к 30 годам, а то и позже. Ранние браки распадаются после 3-5 лет совместной жизни по данным Росстата. Во-вторых, люди поколения Y предпочитают сожительство, а не официальную регистрацию отношений. В-третьих, миллениалы думают о детях в последнюю очередь, в приоритете карьера и самореализация. Конечно, это все не нравится поколению X, у них были другие ценности. Также многие говорят, что не успеют увидеть внуков и понянчить с ними.
Однако многие из «игреков» сами ощущают себя детьми, поэтому и не спешат заводить своих. Противостояние все еще продолжается. Это больше похоже на обычный конфликт поколений. Единственный способ примирения — понять и принять друг друга. В историю мировой литературы он вошел как автор знаменитой книги «Опыты» фр. Les Essais , в основе которой лежат его наблюдения за особенностями человеческого мировосприятия. Это сочинение оказало огромное влияние на становление жанра эссеистики и повлияло на развитие философии Позднего Возрождения и Нового времени. Вот 15 невероятно полезных цитат из «Опытов»: Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть.
Честный человек предпочтет скорее расстаться со своей честью, чем с чистой совестью. Презрение к жизни — нелепое чувство, ибо в конечном счете она — все, что у нас есть, она — все наше бытие. Те существа, жизнь которых богаче и лучше нашей, могут осуждать наше бытие, но неестественно, чтобы мы презирали сами себя и пренебрегали собой; ненавидеть и презирать самого себя — это какой-то особый недуг, не встречающийся ни у какого другого создания. Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими и не заслуживая их одобрения. Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться. Только вам одному известно, подлы ли вы и жестокосердны, или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда рядом со мной, чтобы доставить мне удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить. Они — наилучшее снаряжение, каким только я мог бы обзавестись для моего земного похода, но я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся им.
Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя. Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром. Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства. Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно. Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на гибель, ибо, как говорится, кто везде — тот нигде. Я свободно высказываю свое мнение обо всем, даже о вещах, превосходящих иногда мое понимание и совершенно не относящихся к моему ведению. Мое мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи.
Внешний облик сам по себе мало что доказывает, хотя некоторое значение ему придавать все же можно. И если бы мне пришлось кого-то бичевать, я бы гораздо сильнее хлестал тех злодеев, которые своим поведением нарушают обещания, начертанные, казалось бы, природой на их лицах: я бы жестче карал зло, скрывающееся за привлекательной внешностью. Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
Врубель написал эту картину в 1890 году. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма? Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон".
Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху.
Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый". Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий". Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье. Картина "Демон сидящий" Врубеля В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее.
Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа. Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж. Анализ картины Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы.
Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок. Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий". Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный".
Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме. Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.
Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно-сдержанным, и видимо этим сходством и нужно объяснять особую, иногда нездоровую Врубель был частым пациентом клиник для душевнобольных тягу к образу, созданному поэтом. Художник Михаил Врубель Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Не вдаваясь здесь в искусствоведческий анализ произведения, оставив его специалистам, следует признать, что утрата этого полотна для широкой публики стала бы невосполнимой потерей. Дело в том, что произведения такого уровня знает весь мир, и похитители не стали бы продавать ее открыто, если они не самоубийцы. Подобные кражи делаются обычно по заказу, для чьей-нибудь закрытой коллекции, доступ к которой вполне может иметь только сам ее владелец. Можно лишь догадываться о степени сложности и ювелирной точности работы, проделанной российскими сыщиками для ее обнаружения. Хотя, конечно, главное, что картину обнаружили в целости и сохранности. Об этом как раз и говорил вице-президент Союза художников Москвы Константин Петров: «Важнее всего — не то, кто будет владеть картиной, а то, что ее все-таки нашли». Потрясающее произведение, прославляющее Россию. Не знаю, как картина оказалась в свое время в Армении, и как она потом была похищена, главное, что ее нашли. Картина очень ценная, и мне сложно перевести ее в денежный эквивалент, да и не нужно этого делать. Врубель — достояние не только России, но и мира, он художник с мировым именем. Вся мишура мира с ее пеной уйдут, а вечные ценности, к которым относятся архитектура, музыка, останутся. И Врубель останется, и его картины.
Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Эксцентричный живописец Автор картины "Демон сидящий" - М. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние. В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий. Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски. По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было. Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге. Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году.