Новости история выборов в россии кратко

Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. Центризбирком провел просветительский марафон об истории выборов в России.

История президентских выборов в России в ХХI веке

Вы точно человек? сюжет: История выборов в России.
Десять фактов о выборах президента России 20 лет назад - Толк 03.07.2019 В данной статье вы рассмотрите историю зарождения, становления и развития избирательной системы России.
Как менялись правила выборов президента России История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В Древней Руси царила прямая демократия.

Приходите выбирать. Как в царской России и в СССР обеспечивали явку

18 декабря в России стартует избирательная кампания президентских выборов 2018 года. Вот как выглядит история президентских выборов в России в ХХI веке. Вторые президентские выборы в Российской Федерации состоялись 18 июля (первый тур) и 1 августа (второй тур) 1993 года. Выборы состоялись досрочно, по решению конституционного совещания, которое было связано с конституционным кризисом в России. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году.

Итоги выборов президента России в 2024 году

  • История выборов в России
  • Выборы в России: история и современность
  • История избирательной системы России
  • Последние новости о выборах в России и мире - РТ на русском

Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ

Более мелкими единицами были «сотни» и «улицы». В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости.

Их участниками были лица различных слоев населения. Решения принималось путем открытого голосования на вече. На городской площади собиралось большое количество людей, обсуждение вопроса могло длиться не один день собравшиеся выкрикивали свою точку зрения.

Вопрос оставался открытым, пока участвующие в голосовании не приходили к «единогласию». Присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни.

Вече обладало также правом выбора призвания князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ. С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала.

Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. В 1497 г. В первой половине XVI в.

Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г.

Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками. На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия».

Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний — в 1683-1684 гг. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации боярами, дворецкими, воеводами, княжатами , то в 1653 г.

Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства. На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг.

Манифест Екатерины II от 14 декабря 1766 года «Об учреждении комиссии для составления нового свода законов и о выборах в нее депутатов» регламентировал проведение первых общенациональных выборов. Манифест закрепил ос права в России. Следующим шагом развития выборной системы в России является создание выборного органа на уровне местного самоуправления, иными словами муниципалитета.

Так, в 1775 году по распоряжению Екатерины II было создано учреждение для управления губерний Всероссийской империи. В 1785 году были изданы «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи». На основании этих двух ключевых юридических актов были созданы новые выборные городские учреждения, и расширился круг избирателей.

XIX — начало XX вв. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг.

XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.

Но в первую очередь вече избирало администрацию: князя, посадника, тысяцкого, главу местной церковной организации [1]. По летописным свидетельствам из пятидесяти киевских князей четырнадцать были приглашены по решению веча 1113,1132,1146,1154гг. Характерны обстоятельства избрания на киевский престол в 1113г.

В большинстве русских городов князя выбирали из местной династии, т. Но это не делало процедуру его избрания формальностью. Вече могло избрать наиболее подходящего для города представителя династии.

Столицы русских земель имели свои атрибуты вечевой деятельности: особый колокол и специальную трибуну, которая возвышалась над площадью. К участию в вече допускались все свободные горожане. Возглавляя собрание, они не могли противостоять его воле.

В спокойное время на таких собраниях соблюдался определенный порядок. Инициатива созыва вече принадлежала князю или главе городского самоуправления. Возможно, существовала предварительная заспись для выступавших и протокольное оформление принятых решений.

Но в переломные моменты истории, в годы стихийных бедствий и народных волнений собрание являло собой неуправляемую толпу, доходившую до кровопролития. На ранних этапах истории Киевской Руси институты вечевой демократии играли важную роль в жизни многих земель. Однако с установлением татаро-монгольского ига на Руси роль веча в избирании на княжеский престол была заменена системой выдачи ярлыков на княжение ханами Золотой Орды.

Выборные начала общинной демократии были разрушены. Особенности вечевого строя и избирательного процесса в Новгородской республике Обычаи самоуправления в вольном Новгороде были очень давними. Он не заводил здесь владений, зная, что рано или поздно перейдет на отцовский престол.

По этому в Новгороде не сложилось прочной основы для княжеской власти. Это был центр ремесла и торговли между Европой и Востоком, крупнейший землевладелец. Этим определялась роль городской общины в политической жизни, значение развитых институтов городского самоуправления.

Таких сотен в городе было десять. Кроме этого, город был разделен на пять концов — самостоятельных административных районов, которые выросли из самостоятельных в прошлом поселений. Первоначально здесь проживали бояре с зависимыми от них людьми.

Управление концами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Постепенно произошло совмещение сотской и кончанской систем. Город делился на улицы, сотни и концы.

Во главе их стояли избираемые уличанские и сотские страросты. В каждом новгородском районе собиралось кончанское вече. На нем обсуждались вопросы повседневной жизни и позиция жителей по общегородским проблемам, формировалось местное ополчение, избирались старосты и кончанская управа помощники старосты.

По принципу выборности формировалась вся городская и земельная администрация: сотские, уличанские и кончанские страросты, посадник, тысяцкий, владыка и князь. В 1136г. Город приобрел независимость от Киева, а местная княжеская династия была изгнана.

В 1157 г. XII в - тысяцкого, т. К XIII в.

В состав совета входило от 50 до 300 человек. При согласии веча за новым князем отправлялась представительная делегация горожан. Ожесточенной борьбой в Новгороде обычно сопровождалось избрание посадника.

Это должность была ключевой в решении торговых, финансовых и земельных вопросов. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя и делил с ним функции судебной власти. Он участвовал в военных походах, вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей.

К началу XIV в. Из них вече ежегодно выбирало главного — степенного посадника. При этом смена степенного посадника происходила каждые полгода.

Вече избирало также тысяцкого. В его функции входило руководство новгородским ополчением, контроль над правильностью мер и весов на новгородском торжище, управление сотенной организацией. Из их числа избирался степенный тысяцкий.

Особой сложностью отличалась в Новгороде процедура избрания владыки архиепископа. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий на Руси. Владыка распоряжался не только богатой церковной казной, но и был хранителем городской казны.

Он был единственный, чей двор размещался в Новгородском кремле. С 1156 г. До 1193г.

Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки. Их имена записывались на трех грамотках, которые помещались в Софийском соборе.

В течение всей ночи отправлялась молитва, и после окончания службы посылали за первым встречным слепцом или ребенком, который выбирал одну из грамот. Так новгородцы узнавали имя очередного владыки. Процедура общегородского веча начиналась с ударов специального вечевого колокола, звук которого отличался от церковных колоколов.

Услышав его, участники собрания сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Для избрания владыки собирались у стен Софийского собора. Правомочность веча определялась присутствием на нем должностных лиц Новгорода, представителей всех частей во главе со своими выборными лицами, представителей всех сословных групп городского населения.

Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей города предлагалось решение. Участники веча посредством криков должны были его принять или отвергнуть.

В случае острых разногласий споры на вече могли перерасти в рукопашный бой на мосту через реку Волхов. Исход выяснения мнения новгородцев таким способом воспринимался как воля проведения и считался окончательным итогом голосования по спорному вопросу: большинство в буквальном смысле слова побеждало меньшинство. Иногда противостояние затягивалось на несколько дней.

В случае равновесия сил сторон при посредничестве владыки вырабатывалось компромиссное решение. Хотя побоища и выглядят как нецивилизованные способы выяснения точки зрения жителей города, но свидетельствуют о неформальном характере выборов кандидатов на городские должности и о значительной избирательной активности новгородцев. По требованию одного из новгородских концов вече могло отстранить от власти и наказать любого избранного представителя власти в случае нарушения им общинных прав и обычаев.

При смещении должностных лиц на вече обязательно предъявлялось обвинение от имени всего собрания. Поводом к обвинению могли служить не только злоупотребления или бездействие властей, но и стихийные бедствия, которые обрушивались на город. Решение веча оформлялось в виде речевых грамот, которые подписывали и скрепляли своими печатями владыка, посадник, тысяцкий и кончанские старосты.

Эти решения были обязательными для всех жителей Новгородской земли. Несмотря на некоторую стихийность народного представительства, выборные институты Великого Новгорода способствовали сохранению устойчивости политического строя в городе на протяжении XIII — XV вв. Новгород лишился самоуправления и перешел под власть московских наместников.

Так на Руси было окончательно покончено с вечевым строем и сопровождавшими его избирательными процедурами. К 1549 г. В XVI в.

В истории первых Земских соборов принцип выборности представителей практически отсутствовал. Впервые делегаты, выбранные от уездного дворянства, присутствовали на соборе 1584 г. На соборе 1589 г.

Это было связано с тем, что после смерти царя Федора династия Рюриковичей по мужской линии прекратилась. Избрание нового царя им стал Борис Годунов нуждалось в дополнительном обосновании. Характерно, что факт законности избрания Бориса подтверждался расширением состава собора за счет избранных представителей.

Особое значение приобрело и само избрание Годунова на Земском соборе. Ему предшествовала ожесточенная борьба за власть. Формальное утверждение на царствование в условиях передачи власти от одного представителя династии другим сменилось реальным узаконением высшей власти монарха на основе выборов.

Значение выборных механизмов формирования верховной власти возрастает по мере роста социально-экономического и политического кризиса в начале XVII в.

Теперь кандидатом мог быть только гражданин РФ, который достиг 21-летнего возраста. Новые правила избрания депутатов согласно общефедеральным партийным спискам преследовало несколько целей. Было необходимо обеспечить пропорциональное представительство в парламенте партий и течений в РФ, а также стимулировать процесс создания политических партий в России. Именно пропорциональная избирательная система способствует политической структурированности парламента. В основу избирательной системы РФ было положено положение ст. Он реализует собственную власть непосредственно через органы местного самоуправления или органы государственной власти. Свободные выборы и референдум служат непосредственным высшим выражением власти народа.

Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. Также 2 мая 2012 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми пассивного избирательного права т. Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера. В 2014 году, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 года, было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости для совершивших тяжкие преступления, через 15 лет для совершивших особо тяжкие преступления. Кроме того, в закон о выборах главы государства была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 года на 18 марта — день, когда в 2014 году был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Изменения в законодательстве в 2020-е годы 14 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении в Конституцию РФ изменений, одобренных впоследствии в ходе общероссийского голосования 1 июля. В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее. При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России. Один и тот же человек, согласно поправкам в конституцию 2020 года, не может быть избран президентом более двух раз ранее — двух раз подряд. Однако это ограничение не распространяется на лиц, занимавших пост главы государства до или во время вступления в силу поправок в основной закон. Число президентских сроков до 2020 года для них не учитывается.

Последние новости о выборах в России и мире

Факт 5 Теперь уже бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев также участвовал в президентской гонке 1996 года, но за четыре дня до первого тура снял свою кандидатуру в пользу Геннадия Зюганова. Он не казался партийным динозавром, у него был имидж рабочего вожака". Интересно, что фамилия Тулеева была напечатана в бюллетенях, в дальнейшем ее пришлось вычеркнуть. Факт 6 Уже мало кто помнит, но в выборах президента России 1996 года принимал участие Михаил Горбачев, которого многие до сих пор считают главным виновником развала Советского Союза. Факт 7 Главный лозунг предвыборной кампании Бориса Ельцина — "Голосуй или проиграешь". До этого практически такой же лозунг использовал Билл Клинтон "Choose or lose", дословно это переводится как "выбрать или проиграть". Факт 8 Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, во время предвыборной кампании Борис Ельцин много ездил по стране. Фотограф агентства Associated Press Александр Земляниченко снял зажигательный танец.

Большевики, установившие власть в стране, пошли по пути царской власти и значительно ограничили избирательное право, лишив избирательных прав широкие слои населения из бывших «угнетателей», а также введя двухступенчатые выборы и установив сильную диспропорцию, чтобы снизить представительство крестьян в Советах.

По конституции СССР 1936 года всем «лишенцам» были возвращены избирательные права, а сами выборы стали прямыми, равными и тайными. Однако это не имело большого значения. Политической конкуренции в стране давно не было, выборы были чисто формальным институтом. Скорее всего, именно поэтому с ними особенно не заморачивались: фактически выборы проводились по системе простого большинства в одномандатных округах. Следующие реально конкурентные выборы прошли в нашей стране только в 1989 году. Треть депутатов избиралась по национально-территориальным союзные республики округам, треть — по территориальным, и еще треть — от общесоюзных общественных организаций, например, от Академии наук, Союза писателей или Всесоюзного общества филателистов. При этом количество депутатов было в целом пропорционально численности организации. Так, от Коммунистической партии избирались 100 человек, так же, как и от профсоюзов, а от Союза театральных деятелей — 75.

Согласно закону , конкретные кандидаты в рамках установленных лимитов утверждались на совещаниях руководящих выборных органов, всего таких организаций было более 20. Сейчас такая структура кажется по меньшей мере вычурной, однако в тех условиях она, как, очевидно, предполагал Михаил Горбачев, позволяла добиться двух целей одновременно: пошатнуть господство коммунистической партии и в то же время избежать радикальной смены предпочтений среди народных депутатов. Как показала история, Горбачев промахнулся с обеими целями. Разумеется, в отличие от начала XX века, они были прямыми, равными и тайными. Страна перешла к смешанной несвязанной системе выборов: когда часть депутатов избирается по одномандатным округам, а часть по партийным спискам. При этом две части системы никак между собой не взаимодействуют. Следует отметить, что определением округов, согласно ФЗ-67 от 2002 года, занимается Центральная Избирательная Комиссия России. Кроме того, если в силу естественной миграции населения количество избирателей в округах изменилось и стало слишком диспропорциональным, новые границы должны быть утверждены не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы.

Однако на выборах 2007 года правила игры изменились. Как результат, «Единая Россия» получила 315 мест из 450. Почему эта система была несправедливой? Во-первых, сразу бросается в глаза неоправданно высокий порог. Он означал, что партия, набравшая около 7 миллионов голосов, могла остаться без парламентского представительства. Одного этого хватило бы, чтобы признать такую систему несправедливой. В странах, где выборы проводятся исключительно по мажоритарной системе Великобритания, Канада, США, Индия , порога, разумеется, нет. Во-вторых, сама идея пропорциональной системы состоит в том, что депутаты избираются во многих округах разной величины, а не в одном большом округе.

Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос. Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России. Формирование Совета Федерации В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона. Выборы Государственной Думы Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на пять лет российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной системе: 225 депутатов по партийным федеральным спискам; 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам [6] один округ — один депутат. Граждане РФ могут быть выдвинуты политическими партиями [7] или как самовыдвиженцы [8] , а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий. Регионы вправе установить, и пропорциональную систему, и мажоритарную, и смешанную избирательную систему выборов в законодательные органы. Это может быть любой гражданин России, достигший возраста 30 лет, и не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным представительным органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Выборы местных органов власти Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются совершеннолетними гражданами РФ, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований. Минимальный возраст кандидата на должность: для депутата представительного органа местного самоуправления — 18 лет; для выборного должностного лица — 21 год.

В дальнейшем он получил за этот снимок Пулитцеровскую премию. Факт 9 Чтобы оказаться в числе зарегистрированных кандидатов на президентские выборы, каждый из них должен был собрать 1 миллион подписей избирателей. После окончания процедуры сбора подписей ЦИК России зарегистрировал девять кандидатов, еще семеро получили отказ. Шестеро из них обжаловали это решение в Верховном суде. В окончательном бюллетене были фамилии 11 кандидатов вместе с Аманом Тулеевым. Факт 10 Время от времени в СМИ муссируют тему, что на самом деле в президентских выборах 1996 года победу одержал Геннадий Зюганов.

Выдвигаются версии, что Бориса Ельцина объявили победителем в результате фальсификаций. Кто-то считает, что Геннадий Зюганов сам отказался от власти, испугавшись ответственности.

Государственный переворот ради 20 лет покоя. История выборов

Последние новости о выборах в России и мире начала XVII в., стали наиболее ярким событием политической истории России в период сословно-представительной монархии.
Выборы президента в лихие девяностые и сегодня. Как развивалась избирательная система? Самыми дорогими в истории России стали выборы главы государства 2018 года.
Выборы и единый день голосования. Российская история выборов Краткая история российского народовластия" – выставка об избирательной системе в Историческом музее.
7 периодов из истории выборов в России - Русская семерка Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации.16 Кандидатами на пост Президента России были.

Выборы президента России – наш гражданский долг и почетное право

Выборы Президента в истории современной России станут седьмыми по счету. истории России выборы Президента РСФСР. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». В РФ выборы главы государства состоятся 17 марта. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». 3 июля 1996 года - первый президент страны Борис Ельцин был переизбран на второй строк. В российскую историю те выборы вошли как самые "грязные".

Когда прошли первые президентские выборы в России

Выборы президента России 1996 года вошли в историю как самые непредсказуемые и скандальные. Эти выборы оказались пока единственными в новейшей истории России, когда для определения победителя потребовалось проводить второй тур. Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХ век.

Как проходили первые выборы президента в России

Политик шесть раз подряд баллотировался на должность главы государства. Жириновский получил удостоверение кандидата на пост президента РФ, 1996 год. Что известно о возрасте кандидатов? Согласно российскому законодательству, кандидатом на должность президента может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства другой страны, не младше 35 лет.

При этом он должен постоянно проживать в России не менее 25 лет. Самым молодым в истории кандидатом на пост президента была журналистка Ксения Собчак. В 2018 году ей было 36 лет.

Самым старшим из баллотировавшихся был Владимир Жириновский. В 2018 году он принял участие в гонке в возрасте 71 года. Собчак и Жириновский на встрече с Путиным в 2018 году.

Их было всего трое. Сейчас Памфилова председательствует в Центризбиркоме. Второй была экс-сопредседатель внепарламентской фракции «Союз правых сил» Ирина Хакамада.

Третьей и пока последней женщиной, боровшейся за высший государственный пост в РФ, была Ксения Собчак.

На следующий день, 8 мая, нижняя палата парламента рассмотрит вопрос о назначении председателя правительства. На какой срок избрали президента По российским законам, срок полномочий избранного президента начинается по истечении шести лет со дня вступления в должность действующего главы государства. Путин принял полномочия президента 7 мая 2018 года. Отставка правительства Согласно статье 116-й Конституции России, правительство России во главе с председателем слагает свои полномочия перед новоизбранным президентом страны. Данное решение оформляется распоряжением правительства в день инаугурации президента.

При этом члены кабинета продолжают исполнять обязанности до формирования нового состава кабмина. Во время церемонии используются символы президентской власти — штандарт, знак президента России, специальный экземпляр Конституции. На мероприятии присутствуют члены правительства, члены обеих палат Федерального собрания, руководители администрации президента России, судьи Конституционного суда, члены Центризбиркома, представители дипломатического корпуса и другие. В целом список приглашенных на церемонию определяет служба протокола главы государства.

В его функции входило руководство новгородским ополчением, контроль над правильностью мер и весов на новгородском торжище, управление сотенной организацией. Из их числа избирался степенный тысяцкий. Особой сложностью отличалась в Новгороде процедура избрания владыки архиепископа. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий на Руси. Владыка распоряжался не только богатой церковной казной, но и был хранителем городской казны. Он был единственный, чей двор размещался в Новгородском кремле. С 1156 г. До 1193г. Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки. Их имена записывались на трех грамотках, которые помещались в Софийском соборе. В течение всей ночи отправлялась молитва, и после окончания службы посылали за первым встречным слепцом или ребенком, который выбирал одну из грамот. Так новгородцы узнавали имя очередного владыки. Процедура общегородского веча начиналась с ударов специального вечевого колокола, звук которого отличался от церковных колоколов. Услышав его, участники собрания сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Для избрания владыки собирались у стен Софийского собора. Правомочность веча определялась присутствием на нем должностных лиц Новгорода, представителей всех частей во главе со своими выборными лицами, представителей всех сословных групп городского населения. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей города предлагалось решение. Участники веча посредством криков должны были его принять или отвергнуть. В случае острых разногласий споры на вече могли перерасти в рукопашный бой на мосту через реку Волхов. Исход выяснения мнения новгородцев таким способом воспринимался как воля проведения и считался окончательным итогом голосования по спорному вопросу: большинство в буквальном смысле слова побеждало меньшинство. Иногда противостояние затягивалось на несколько дней. В случае равновесия сил сторон при посредничестве владыки вырабатывалось компромиссное решение. Хотя побоища и выглядят как нецивилизованные способы выяснения точки зрения жителей города, но свидетельствуют о неформальном характере выборов кандидатов на городские должности и о значительной избирательной активности новгородцев. По требованию одного из новгородских концов вече могло отстранить от власти и наказать любого избранного представителя власти в случае нарушения им общинных прав и обычаев. При смещении должностных лиц на вече обязательно предъявлялось обвинение от имени всего собрания. Поводом к обвинению могли служить не только злоупотребления или бездействие властей, но и стихийные бедствия, которые обрушивались на город. Решение веча оформлялось в виде речевых грамот, которые подписывали и скрепляли своими печатями владыка, посадник, тысяцкий и кончанские старосты. Эти решения были обязательными для всех жителей Новгородской земли. Несмотря на некоторую стихийность народного представительства, выборные институты Великого Новгорода способствовали сохранению устойчивости политического строя в городе на протяжении XIII — XV вв. Новгород лишился самоуправления и перешел под власть московских наместников. Так на Руси было окончательно покончено с вечевым строем и сопровождавшими его избирательными процедурами. К 1549 г. В XVI в. В истории первых Земских соборов принцип выборности представителей практически отсутствовал. Впервые делегаты, выбранные от уездного дворянства, присутствовали на соборе 1584 г. На соборе 1589 г. Это было связано с тем, что после смерти царя Федора династия Рюриковичей по мужской линии прекратилась. Избрание нового царя им стал Борис Годунов нуждалось в дополнительном обосновании. Характерно, что факт законности избрания Бориса подтверждался расширением состава собора за счет избранных представителей. Особое значение приобрело и само избрание Годунова на Земском соборе. Ему предшествовала ожесточенная борьба за власть. Формальное утверждение на царствование в условиях передачи власти от одного представителя династии другим сменилось реальным узаконением высшей власти монарха на основе выборов. Значение выборных механизмов формирования верховной власти возрастает по мере роста социально-экономического и политического кризиса в начале XVII в. Толпа москвичей, собравшаяся на Красной площади 19 мая 1606 г. Первое четкое упоминание о выборах представителей на Земский собор относится к 1610 г. Наиболее представительным стал собор 1613г. Выборы на собор проходили по сословно-территориальному принципу: участники избирались от всех сословий по территориям. Из-за того, что выборы затянулись, пришлось переносить даже срок открытия Земского собора. По оценке историков, всего в соборных заседаниях приняло участие 700 — 800 человек; были представлены не только боярство, духовенство, дворянство, посадское население, но и казаки, стрельцы, черносошное крестьянство. Избирались представители от сословий и на последующие Земские соборы. Характер и состав представителей из провинции определялся Разрядным приказом, ведавшим личным составом служилого дворянства. Выборы на местах проводились в съезжей избе, где избиратели определяли своих представителей. По мере перерастания сословно-представитель-ной монархии в абсолютную, а процесс этот растянулся на весьXVII в. Последний раз царская власть обратилась к авторитету Земского собора в 1563 г. Выборные начала присутствовали и в организации местного управления. К механизму формирования выборных органов на местах власти прибегли в XVI в. В центральных уездах, где было развито частное землевладение, начиная с 1539 г. Выборы в губные избы носили широкий сословный характер. На общем собрании населения в состав изб выбирались правители боярства и дворянства, а затем их кандидатуры утверждались царе. Из их числа утверждался и губной староста. В 50-х гг. Они завершали формирование местного управления, состоявшего и до этого из выборных в черносошных общинах старостах, сотских, пятидесятских, десятских. Выборные органы местного управления оказались даже в условиях сословно-представительной монархии весьма устойчивым властным формированием. В период опричнины, в 70-е гг. XVI в. В период средневековья царская власть вынуждена была считаться и с неизбежностью казачьего самоуправления. Выборы атаманов станиц и казачьих войск проходили на общем собрании казаков - казачьем кругу, напоминавшем по атмосфере и процедурам новгородское вече. Оберегая границы государства, казачество также ревностно защищало и свои права на выборы должностных лиц казачьего самоуправления, сохраняя древние традиции военной демократии. После Смутного времени выборные органы местного управления стали вытесняться приказно-воеводской администрацией, которая обеспечивала более твердую власть царя на местах, окончательно исчезли в 1699-1702гг. Абсолютная монархия, казалось бы, окончательно ликвидировала выборные начала самоуправления. Однако Петр I, проводя реформы в России по европейскому образцу, пытался внедрять общественные начала в управления городами. В 1699г. Россия вступает в новый знаменательный этап эволюции избирательного права. Создаются новые представительные Новоуложенная комиссия Екатерины II и сословные выборные органы самоуправления дворянские собрания и городские думы и суда заседатели. Законодательно регламентируются сословные политические, включая избирательные, права дворян и горожан жалованные грамоты дворянству и городам. Устанавливаются четко выраженные цензы: половые, возрастные, имущественные и оседлости. Контроль за проведением выборов возлагался на имперскую администрацию генерал-губернаторов, губернаторов. Манифестом Екатерины II 1766г. Выборы в комиссию проводились по сословиям, включавшим в себя все свободное население империи, и были двухступенчатыми. Избрание депутатов Уложенной комиссии сопровождалось составлением наказов от сословий, которые они должны были реализовать при составлении новых российских законов. Глав городского самоуправления избирали только городские домовладельцы. Выборы носили сословный двухступенчатый характер [2]. В результате либеральных реформ Александра II начался новый этап выборности органов общественного самоуправления. Освобождение крестьянства от крепостной зависимости привело к ликвидации вотчинной власти помещиков. Это потребовало формирования новой системы местного самоуправления. Были изданы демократические акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Поскольку целью реформ, в частности, являлась модернизация и в некоторой степени европеизация социально- политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным. В отличие от предшествующего дореформенного периода избирательными правами было наделено мужское население независимо от сословной принадлежности, включая крестьян, наделенных личной свободой и известными политическими правами.

Мелкие собственники, принадлежавшие к этим куриям, избирали своих уполномоченных на губернский съезд своей курии. Здесь для избирателя существовала, в зависимости от размеров собственности, двух- или трехступенчатая система выборов. Для крестьянской курии устанавливалась четырехступенчатая система выборов: сельский сход, волостной сход, съезд уполномоченных от волостных сходов по два человека , губернское избирательное собрание. Фабрично-заводские рабочие выдвигали одного уполномоченного на губернский съезд уполномоченных от предприятий с числом рабочих мест не менее 50 человек. Губернский съезд рабочих уполномоченных выдвигал представителей на губернское избирательное собрание. Для рабочей курии существовала трехступенчатая система выборов. Наконец, губернские избирательные собрания выбирали депутатов Государственной Думы. Многоступенчатая система выборов приводила к тому, что представительство в Думе для избирателей было не равным. Выборы были не всеобщими не равными и не прямыми. Права голоса не имели женщины, студенты, военнослужащие, молодежь до 25 лет. В землевладельческой курии один выборщик представлял по положению от 11 декабря 1905 г. В городской курии — 7 тыс. В крестьянской курии — 30 тыс. В рабочей курии — 90 тыс. Это означало, что 1 голос помещика приравнивался к 3б5 голоса буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Для организации и проведения выборов выборщиков создавались избирательные участки. В каждом из них создавалась избирательная комиссия из председателя и двух членов. Избрание выборщиков и депутатов Государственной Думы осуществлялась тайным голосованием с помощью шаров или бюллетеней. Выборы проводились в течение одного дня сразу на всех участках с 9 до 21 часа. Подсчет голосов проводился избирательной комиссией на следующий день. Результаты выборов на городских и губернских избирательных собраниях доводились до сведения Министерства внутренних дел, которое следило за соблюдением избирательного законодательства. За всю историю существования Государственных Дум в Российской империи было принято три избирательных закона. Они не предусматривали всеобщего и прямого голосования. Выборы были сословными и непропорциональными. Часть население была лишена избирательных прав. Государственная Дума имела право разрабатывать и обсуждать законопроекты, предусмотренные манифестом царя о созыве Думы. Без согласия Думы нельзя было вводить новые налоги и принимать государственный бюджет. Члены Думы объединялись во фракции по партийному или сословному принципу. Расстановка политических сил в Государственной Думе, учитывая особенности избирательной системы, не могла дать объективной картины влияния партий в обществе, но косвенно отражала тенденции формирования политических настроений в России. Срок полномочий Государственной Думы определялся законом в 5 лет, однако Дума могла быть досрочно распущена императором. Другим законосовещательным органом Российской империи, в формировании которого применялись выборные начала, являлся Государственный Совет, учрежденный манифестом Александра I в январе 1810г. Государственный Совет представлял собой совещательный орган при монархе, состав которого определял император из числа высших государственных деятелей империи. В феврале 1906г. Он осуществлял экспертизу думских законопроектов, выполняя функции как бы верхней палаты. С 1906г. Совет состоял из двух равных частей: одна назначалась по-прежнему императором, вторая 98 членов - избиралась. Своих представителей в Госсовет избирали Синод, Императорские Академия наук и университеты, губернские земские собрания, дворянские собрания, комитеты торговли, промышленности, купеческие управы и биржевой комитет, землевладельцы неземских нероссийских губерний. Члены Госсовета избирались на 9 лет, каждые три года обновлялась одна треть Совета. Таким образом, в начале XX в. В России стали закладываться первые основы парламентской системы, элементы гражданского общества. Возникла многопартийная система, выборы стали одной из форм борьбы политических партий за влияние на самодержавную власть. Избирательное право в России после Февральской революции Свержение монархии привело к формированию новой избирательной системы, которая исходила из принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с этими принципами были разработаны временные правила выборов земских органов власти и Положение о выборах в Учредительное собрание. Активным избирательным правом наделялись мужчины и женщины, достигшие 20 лет. Всякие ограничения имущественного, профессионального и национального характера были отменены. От выборов в Учредительное собрание отстранялись осужденные, недееспособные, несостоятельные должники, дезертиры-военнослужащие и члены царской семьи. Голосование проводилось по партийным спискам: избиратель получал конверт от председателя избирательной комиссии, в который запечатывал список депутатов Учредительного собрания, представлявших избранную им партию. Окружная избирательная комиссия на основе подсчета голосов определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе. Избирательная система молодой Российской республики оказалась одной из наиболее прогрессивных среди существовавших в то время. Однако, вскоре после октябрьской революции в нашей стране начали формироваться новый политический строй и соответствующая ему избирательная система. Советская избирательная система Начало советской избирательной системы появилось в революцию 1905-1907гг. Летом 1905г. Осенью 1905г. Советы появились во всех крупных городах России. Выборы в Советы во многом сохранили старые, дореволюционные избирательные процедуры по рабочим и крестьянским куриям. На общих собраниях предприятий, сельских сходах, полковых собраниях избирались депутаты городских, крестьянских и солдатских матросских Советов. В подавляющем большинстве случаев депутаты являлись сторонниками революционных партий: социалистов-революционеров, социал-демократов меньшевиков или большевиков , других более мелких, примыкавших к ним партий. Они видели свою задачу в том, чтобы не допустить возврата к монархическому строю. Летом 1917г. Отдельно были созваны съезд рабочих и солдатских депутатов и съезд крестьянских депутатов. Выборы делегатов съездов проводились на губернских, городских и фронтовых съездах Советов открытым голосованием. Нормы представительства не были строго регламентированы. Она сохранила свои основные черты после провозглашения советской власти. Законодательно было закреплено преобладание голосов избирателей из рабочих. Так, депутат на Всероссийский съезд Советов избирался от 25 тыс. Избиратели непосредственно на предприятиях и сельских сходах избирали депутатов местных Советов, которые затем избирали депутатов городских, волостных и уездных Советов. Те, в свою очередь, избирали депутатов губернских съездов Советов. После принятия наиболее ответственных решений или законов на уровне республиканских съездов или Всесоюзного съезда Советов делегаты возвращались к своей обычной жизни. На постоянной основе работали только избранные съездами соответствующего уровня члены исполнительных комитетов. Первоначально состав исполкомов в СССР частично отражал многопартийную систему советского общества. При явном превосходстве партии большевиков в исполкомах сохранялось небольшое представительство различных группировок эсеров и меньшевиков до 1924г. Но после 1925г. В стране осталась только одна политическая партия — коммунистическая. Она была призвана реализовать на практике идею государства диктатуры пролетариата, но закрепила господство одной партии. По Конституции 1936г. Были отменены сословные ограничения избирательных прав граждан. Депутаты всех уровне избирались прямым голосованием. Но в условиях однопартийной системы голосование носило формальный характер, а подбор депутатов осуществлялся партийными органами по социальным, половозрастным и профессиональным признакам, отражавшим структуру общества. Конкуренция между кандидатами и предвыборная борьба отсутствовали. Попытка модернизировать советскую избирательную систему, наполнить ее реальным содержанием была предпринята в 1989г. Они допускали выдвижение нескольких кандидатов в депутаты, конкуренция между ними на выборах депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР. Одновременно устанавливалось гарантированное избрание определенного числа депутатов от КПСС, комсомола, профсоюзов и ряда других общественных организаций на их съездах. Этим нарушался принцип равенства избирателей и пропорциональности избрания депутатов в представительные органы власти. Но и в этих ограничениях ощущался процесс демократизации советской системы, появилась возможность в период выборов осуществлять легальную политическую деятельность. Результатом реформы избирательной системы явилась ликвидация монополии КПСС на власть. По итогам выборов 1990г. Были отменены нормы избирательного права, по которым КПСС и некоторые другие общественные организации находились в привилегированное положение. Советская избирательная система окончательно прекратила свое существование в связи с принятием Конституции Российской Федерации в декабре 1993г. Избирательное право в современной России Предпосылкой подлинной демократичности избирательного процесса, позволяющего материализовать волеизъявление избирателей, является конкуренция нескольких идеологий и соответствующих им политических сил, а значит наличие многопартийности. Правовая основа для этого была заложена в Конституции РФ 1993г. Политический плюрализм должен юридически защищаться государством через принятие соответствующих законов, должно также предусматриваться справедливое и гласное финансирование избирательных компаний, которое может включать и государственное финансирование, - отмечает А.

Выборы президента России – наш гражданский долг и почетное право

Сайт «Парламентской газеты» - это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp. В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.

Согласно Конституции РФ в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы ст. Выборы Президента Российской Федерации проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Порядок формирования Федерального Собрания, парламента страны, смешанный, поскольку осуществляется на основе различных процедур. Нижняя палата Государственная Дума формируется путем прямых выборов 450 депутатов. С 1993 г. В результате новейших реформ избирательной системы России с 2007 г.

Процедура формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента, претерпела за последние годы существенные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993 г. В соответствии с Законом 1995 г. В его состав стали входить глава законодательного органа и глава исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Однако Совет Федерации не утратил при этом своих представительских функций, поскольку его члены проходили через процедуру региональных выборов. В третий раз порядок формирования верхней палаты был изменен в 2000 г. Остальные параметры избирательной системы России из числа основных представлены в табл. Таблица 12.

Парламентские и президентские выборы в России[106] Общие контуры российской избирательной системы складывались и реализовывались в ходе федеральных выборов начиная с избирательных кампаний 1993 г. Какие тенденции проявились за этот период? Какова оказалась роль выборов в политическом развитии России? Можем ли мы утверждать, что в нашей стране сложилась избирательная система, в полной мере соответствующая общепризнанным демократическим принципам? В ходе трансформации политического режима выборы сыграли важную роль в формировании новых политических институтов, установлении новых правил «политической игры». Однако нельзя упускать из виду того, что в России имели место факты переноса выборов. Так, президентские выборы 2000 г.

Вопрос об избрании царя решался в обстановке острой избирательной борьбы: среди участников собора были сторонники русского, польского и шведского выбора, в том числе и те, кто сотрудничал с интервентами и самозванцами. Претенденты, как и во время избрания Бориса Годунова в 1598 г. Избирательная борьба и выборная агитация свидетельствует о росте политического самосознания в Русском государстве. С точки зрения ментальности того времени важно, что прежде, чем приступить к избранию нового царя, был назначен строгий трёхдневный пост и моления. Члены собора решили не избирать на русский трон иноземного правителя. Это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф. Мстиславский и В. Называли также и руководителя народного ополчения князя Д. Пожарского и князя Д. Трубецкого, тесно связанного с казаками. В такой ситуации переговоры могли зайти в тупик. Именно тогда и возникла во многом компромиссная кандидатура М. Романова, который хотя и косвенно как внучатый племянник Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного был связан с династией Рюриковичей. Несомненно, что, согласно всем источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул М. С казаками после Смуты было принято считаться. Позднейшие льготы донскому казачеству от династии Романовых связаны в том числе и с этим событием. Смута научила русских людей быть осторожными. Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля. Только после этого в Кострому Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым. Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. В качестве дополнения: в середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы будут терять значение и больше никто не будет думать, что царя можно избрать. Платонов С. Гребельский и А. Историки о выборах царя. Обращают на себя внимание первые выборы русского царя Бориса Фёдоровича Годунова. Сам земский избирательный собор 1598 г. Значительное внимание уделили выборам Бориса Годунова такие историки, как С. Соловьёв, Н. Костомаров, В. Ключевский отмечавшие, что порядок выборов царя не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборного заседания, апелляции к мнению торгово-посадского населения, достижение компромиссов между боярскими группировками. Выдающийся русский историк, академик С. Платонов уже в начале ХХ в. Ближе всего к пониманию ситуации конца XVI в. Скрынников — профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета. Более тридцати лет назад в 1980 г. В значительной мере исследование Р. Скрынникова явилось основой наших современных размышлений о событии конца XVI в. Когда избирали Бориса Годунова? Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы, которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах. Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии. Считается, что 1 августа 1598 г. Прежде чем принять это традиционное представление, следует проверить дату, обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров. Члены собора группировались по чинам в строго иерархическом порядке. Бояре ставили подписи вместе с боярами, стольники со стольниками и т. Поэтому списки думных людей составлялись с особой тщательностью. Для датировки утвержденной грамоты эти списки имеют самое первостепенное значение. Основной факт состоит в том, что соборный приговор об избрании Бориса на трон отразил состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г. При этом важно отметить, что в указанные месяцы в думе произошли большие перемены. По случаю коронации Борис раздал многим лицам думные титулы, и эти назначения учтены в утвержденной грамоте1. Власти не желали признать, что соборный приговор об избрании Бориса Годунова был составлен задним числом, спустя много месяцев после его коронации. Поскольку люди XVI в. Фёдора сына Ивана Грозного. Следуя этому образцу, канцелярия снабдила соборный приговор об избрании Борис Годунова датой 1 августа, чтобы доказать, что коронация состоялась как раз через месяц после его соборного избрания. Выявление подлога в избирательной документации Бориса поднимает вопрос о степени ее достоверности. Претенденты на престол. В последние годы жизни царь Фёдор Иванович полностью устранился от дел управления. Он оказался первым из московских государей, умершим без завещания. В последние часы жизни, когда приближенные просили Федора назвать имя преемника, он по обыкновению сослался на волю божью2. Женой царя Фёдора была родная сестра Бориса Годунова — Ирина. И он прекрасно понимал, что пострижение сестры царицы уменьшит его шансы на избрание, и потому вопреки воле Федора пытался учредить правление царицы. В силу традиций Русского государства присяга вдове царице была делом неслыханным. Современников возмущала поспешность, с которой Борис рвался к трону и старался учредить правление вдовы царицы. Но такое звание было не равнозначно царскому титулу.

А вот этого делать он не имел права, ибо в его же Манифесте от 17 октября 1905 года прямо говорилось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы…» Это же положение было зафиксировано в Основных государственных законах Российской империи, которые многие называли конституцией. Следовательно, единолично законодательствовать, как это было во времена абсолютной монархии, царь не мог. И тем не менее он это сделал, понимая, что его законопроект по избирательному праву, направленный на сокращение представительства в новом парламенте левых и демократических сил, через эту Думу не пройдет. Истины ради стоит отметить, что это был единственный «прокол» Николая II в части нарушения «конституции». Больше он подобного не допускал. И объяснялся этот шаг именно безвыходной ситуацией в управлении государством, конституционным кризисом. Поэтому многие исследователи «прощают» императору этот незаконный акт. Известный историк Ричард Пайпс в книге «Русская революция» описывает третьеиюньские события не как государственный переворот, а как непринципиальное нарушение конституции, имеющее целью создание жизнеспособного парламента, то есть как действие, произведённое в интересах развития системы представительного правления. Профессор А. Зубов называет манифест 3 июня «наименьшим злом» и «единственной возможностью сохранить парламентские законодательные учреждения». Новый избирательный закон существенно отличался от предыдущего. Правительство, подготовившее его, не скрывало своих целей: учитывая горький опыт двух первых несговорчивых «непослушных» созывов, надо было уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно. Один из авторов законопроекта С. Крыжановский прямо писал: новая избирательная система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти». Согласно новому закону избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, но норма представительства более обеспеченных горожан была выше. Резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний. Было уменьшено представительство Кавказа и Польши. Полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области.

Лента новостей

  • Популярное
  • История выборов в России
  • История выборов президента России. Досье - ТАСС
  • Первые выборы президента 12 июня 1991 года
  • Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах

Первые выборы президента 12 июня 1991 года

  • История президентских выборов в России
  • Участники выборов
  • Лекция 16. Избирательный процесс в россии
  • Управа района Пресненский города Москвы
  • Как проходили первые выборы в России

История выборов президента России. Досье

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХ век. Президент РФ Борис Ельцин голосует в подмосковном санатории «Барвиха» во время второго тура выборов Президента РФ, 1996. История президентских выборов в России. В России пост президента был учрежден в 1991 году. В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание. В результате реформ 1988–1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий