Россия перестала находиться под юрисдикцией Европейского суда по правам человека.
Новости ЕСПЧ
ЕСПЧ и Россия — отношения между Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) и властями Российской Федерации. теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. говорится в тексте доклада, с которым ознакомился "Интерфакс". читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом! Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), отказав в рассмотрении иска России против Украины, лишь подтвердил правильность решения российской стороны о выходе из Совета Европы. Такое заявление в четверг, 20 июля, сделали в Министерстве иностранных дел России.
Россия и ЕСПЧ: итоги
Законодательное установление права властей России не исполнять некоторые решения ЕСПЧ[ править править код ] В 2015 году группа депутатов Госдумы обратилась в Конституционный суд с просьбой оценить возможности признания и исполнения постановлений ЕСПЧ, противоречащих положениям Конституции и правовым позициям КС. Заявители сослались, в частности, на дело ЮКОСа и дело Анчугова и Гладкова о запрете участвовать в выборах для всех лиц, отбывающих срок лишения свободы [99]. Суд решил, что «Россия в порядке исключения может отступить от исполнения возлагаемых на неё обязательств, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных принципов» [100]. Причиной для такого решения является тот случай, если решение последнего предположительно приводит к расхождению с Конституцией России. Сам законопроект был принят в ускоренном режиме Госдумой РФ был внесён 18 ноября, принят — 4 декабря , «за» него проголосовали 436 парламентариев, «против» высказались только Дмитрий Гудков , Сергей Петров и объявленный в розыск Илья Пономарев по доверенности [101].
Сами поправки позволили Конституционному суду Российской Федерации легализовывать отказ российских властей от исполнения решения ЕСПЧ, требующего исполнения мер как общего, так и индивидуального включая требование о выплате назначенной ЕСПЧ денежной компенсации [102]. Поправки также дали Конституционному суду Российской Федерации фактическое право на пересмотр принятых им ранее решений, если решение ЕСПЧ им противоречит [103]. На Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19 января 2017 года, разрешающее не исполнять решения ЕСПЧ, иногда ссылаются суды общей юрисдикции, отвечая на доводы жалоб. Например, судья Свердловского областного суда Наталия Краснова при рассмотрении оштрафованной за участие в несанкционированном митинге сторонников Алексея Навального Ирины Норман в решении от 12 декабря 2017 года отметила [104] : Ссылки на практику Европейского суда по правам человека об отсутствии в действиях Норман И.
Ни в одной стране, входящей в Совет Европы кроме России , законодательно по состоянию на 2017 год не предусмотрена возможность неисполнения решения ЕСПЧ [105]. Список решений ЕСПЧ, которые Россия отказалась исполнять[ править править код ] «Анчугов и Гладков против России» о предоставлении активного избирательного права заключённым. В 2017 году в России ввели принудительные работы, которые с 2018 года стали назначать заключённым, отбывшим часть наказания. По состоянию на июль 2019 года принудительные работы отбывали в России около 3 тысяч человек [108].
Отбывающие принудительные работы содержатся в специальных центрах, имеют право на 18-дневный отпуск, но в отличие от заключённых не получают питания, одежды и обязаны оплачивать коммунальные услуги за проживание в общежитии [109]. Отбывающие принудительные работы заключёнными не считаются и имеют право голоса на выборах. Дело ЮКОСа. При этом Конституционный суд разрешил выплатить эту сумму, но не из государственных средств, а лишь в случае, если будет выявлено новое имущество ЮКОС и погашены долги компании перед кредиторами в том числе перед государством [112].
Отмена решений судов по уголовным делам[ править править код ] Согласно российскому уголовно-процессуальному законодательству в случае выявления ЕСПЧ определённых нарушений по уголовном судопроизводстве, судебное решение подлежит отмене, а дело направляется на пересмотр. Решение о пересмотре принимает президиум Верховного суда Российской Федерации. В результате, были отменены 36 приговоров и 31 постановление по уголовным делам [113]. Пересмотр решений российских судов по гражданским и административным делам[ править править код ] В силу статьи 392.
На практике заявлений о пересмотре гражданских дел по решениям ЕСПЧ гораздо меньше, чем заявлений о пересмотре уголовных дел. Так, за 2019 год всеми судами России было рассмотрено 2 заявления о пересмотре гражданских дел в связи с решениями ЕСПЧ [114]. По обоим заявлениям в пересмотре судебных решений было отказано [114]. Причины отказа в пересмотре бывают разными.
Например, 8 ноября 2013 года Преображенский районный суд Москвы отказался пересматривать дело об отмене усыновления супругами Агеевыми двух приёмных детей несмотря на то, что ранее ЕСПЧ по жалобе Агеевых у Агеевых в 2009 году изъяли детей по обвинению в жестоком обращении с ними, а в 2010 году Ларису Агееву осудили за неисполнение обязанностей по воспитанию детей в уголовном порядке признал решение об отмене усыновления нарушающим Европейскую конвенцию по правам человека со ссылкой на необоснованное вмешательство в семейную жизнь [115].
Выполнимые цели и последовательный подход — путь к нужным решениям по защите прав и законных интересов граждан. Вся наша практика доказывает это.
Кроме того, прохождение всех инстанций в России занимает довольно много времени — процесс может растянуться на несколько лет. Кстати, защитой прав человека занимаются не только суды. В России действует институт уполномоченного по правам человека, Свои омбудсмены есть в каждом регионе, а также есть уполномоченные с узкими специализациями — по правам ребенка, по правам предпринимателей и так далее.
А ещё полиция принимает заявления о совершенных в отношении граждан преступлениях. Многие полномочия имеет и прокуратура, несущая надзорную то есть во многом правозащитную функцию. Не секрет, что большинство жалоб в ЕСПЧ связаны с нарушениями условий содержания в местах лишения свободы.
В каждом российском регионе существуют общественные наблюдательные комиссии ОНК , которые обязаны заниматься этими вопросами. Можно сколько угодно обсуждать их эффективность и то, что многие общественники «срослись с системой» или даже являются бывшими сотрудниками ФСИН, но «на войне все средства хороши» и не пытаться использовать и этот инструмент — недальновидно.
Они также перестали считаться основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств. На тот момент в ЕСПЧ находилось порядка 17 тыс. Власти сразу стали заявлять, что выход России из СЕ никоим образом не повлияет на гарантии прав россиян, мол, страна остается участницей международных договоров и конвенций. Но все-таки возник вопрос: будет ли предложено что-либо взамен ЕСПЧ?
Было и такое мнение, что лучшим вариантом будет Конституционный суд КС.
Важно помнить, что если вы гражданин Российской Федерации, желающий подать жалобу против любого другого государства-члена Совета Европы не России , то выход России из СЕ не лишит вас права на обращение до тех пор, пока страна-нарушительница является членом СЕ. Выход России из Совета Европы — это большая трагедия для российской правовой системы и для всего российского общества. Он означает не только невозможность для россиян в ближайшем будущем добиваться справедливости в Европейском Суде по правам человека, но и прекращение сотрудничества с европейскими государствами по очень многим направлениям. Совет Европы — это не только Европейская Конвенция по правам человека и Суд. Это более двухсот международных соглашений в самых разных сферах, включая борьбу с коррупционными преступлениями, отмыванием денег, финансированием терроризма, киберпреступлениями, пытками и бесчеловечным или унижающим достоинство обращением или наказанием, домашним насилием и насилием в отношении женщин. Это множество различных органов и комитетов, вырабатывающих общеевропейские стандарты и правила. Это постоянные контакты представителей государств-членов на самых разных уровнях, обмен информацией и опытом и поддержка в проведении системных реформ. Все эти преимущества и возможности будут утрачены, и наша страна окажется в изоляции от общеевропейского сотрудничества на неопределенный период. В истории Совета Европы единственным относительно схожим со сложившейся ситуацией примером был выход Греции в 1969 году после установления в стране режима «Чёрных полковников».
Эта отсылка даёт нам надежду, ведь в 1974 году после падения режима Греция вновь ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека и вернулась в состав Совета Европы. Вместе с тем, учитывая разницу в историческом и политическом контексте, в настоящее время невозможно спрогнозировать, когда такое возвращение для России станет возможным и с какими потерями для нас всех оно состоится. По всей видимости, гипотетическое возвращение России в Совет Европы станет возможным лишь после исполнения всех постановлений, вынесенных против неё Европейским Судом по правам человека с 1998 года. Сейчас таких неисполненных постановлений уже около двух тысяч, а по состоянию на конец апреля 2022 года своего рассмотрения в ЕСПЧ ожидали еще свыше 18 тысяч дел против России. До 16 сентября и после него в Суд поступят ещё тысячи жалоб от россиян и граждан других государств на нарушение их прав и свобод российскими властями. С учётом принятого 7 июня закона исполнение большинства постановлений ЕСПЧ будет отложено на неопределённый срок. Причём речь в данном случае идёт не только о выплате справедливых компенсаций, но и о принятии индивидуальных мер, а также мер общего характера, которые могут варьироваться от изменения правоприменительных практик до проведения комплексных реформ в самых разных сферах. Светлана Миронова ведущий юрист Института и юрист Секретариата ЕСПЧ 2017-2021 Европейская Конвенция была одним из немногих международных эффективных механизмов защиты, который могли себе позволить граждане России, для многих это было чем-то вроде «последней инстанции», последним шансом восстановить справедливость: если не закона, то как минимум — получение компенсации от государства.
Что теперь с ЕСПЧ и какие альтернативы?
По словам российского лидера, отдельные вердикты ЕСПЧ уже давно носили политизированный характер, и это стало неприемлемым. Решение об изменении статуса РФ Комитет министров Совета Европы принял в марте, а после 16 сентября прекратил принимать новые заявления от страны. Дела по России ЕСПЧ рассматривал с 1998 года, после ратифицикации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Они не должны иметь возможность, не вступая в брак, зарегистрировать своё партнерство. Но надо запретить такого рода гей-компаньонам называть себя "мужем" и "женой". Они вне брака, а их союз прока еще не семья. Домашний очаг на двоих, но никак не семья. ProfilPublic42 Смотри-ка: у России есть не только недостатки.
JO au MS Русские таким образом защищают права женщин, мне это по нраву. Так чего же мы вмешиваемся? Вопрос о формах брака не имеет ничего общего со всеобщими правами человека, это вопрос культуры, который не должен позволять осуждать страны. Для него такие дурацкие осуждения — на вес золота. ЕСПЧ должен показать реальную работу, чтобы люди поверили в его полезность, а не заниматься ерундой. А так перед нами еще одна совершенно бесполезная административная структура, а именно какой-то общий суд. У каждой страны должна быть свои собственные судебные органы.
Штраф — 30 тысяч рублей за использование одного изображения. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Как это будет выглядеть на практике?
Да и сам факт подобного обращения уже будет говорить о том, что решение Европейского суда по правам человека требуется не признать на территории РФ. Фактически, канал между ЕСПЧ и российскими судами просто закрыли - теперь между этими инстанциями появился новый участник в лице государственной власти России, которая получает полномочия управлять процессом признания или непризнания судебных решений. Таким образом, защиту прав в Европейском суде по правам человека провести можно, но вот провести в жизнь решение данного суда на территории России сегодня - будем реалистами - стало почти невозможно. Это будет возможно только в том случае, если государственные органы РФ сами этого захотят.
Но если бы они изначально хотели, то не было бы и всего дела, не было бы и того, что гражданину пришлось обратиться в ЕСПЧ за непризнанием судебных решений и отстаивать там свои права с компанией Кофранс. Новый закон серьёзно усложнил путь европейскому правосудию на территорию России. Причины принятия закона о непризнании решений ЕСПЧ Нетрудно понять, что причины принятия такого закона исключительно политические. В настоящее время Россия ведёт сильную конфронтацию с Европой, так что ограничение действия решений Европейского суда по правам человека на территории России можно считать просто ещё одним способом для того, чтобы максимально "закрыться" от Европы и минимизировать влияние любых европейских инстанций на российские органы.
Правда, в погоне за этим, наверное, неплохо бы различать, где находится поле для взаимных ударов и контрударов во время противостояния, а какие области лучше не трогать даже в самый разгар противостояния. И нет сомнений в том, что честный и справедливый суд - одна из таких областей. В российских судебных кругах закон прокомментировали с позиции того, что речь вроде бы и не идёт о неисполнении решений ЕСПЧ, а только о таких ситуациях, когда российская Конституция лучше защищает права граждан. Вырисовывается ситуация, когда гражданин решил обратиться в Европейский суд по правам человека, этот суд принял решение - а затем оказалось, что российская правовая система "лучше защищает гражданина", то есть более лояльна к нему.
Однако это нонсенс, потому что если бы российская правовая система и правда была на стороне гражданина, то он ни за что бы не обратился в ЕСПЧ. Оправдывать такой закон "благими намерениями" можно сколько угодно, но его суть не должна ускользать - а суть состоит в том, что любое решение ЕСПЧ может быть пересмотрено читаем проще - отменено , если у государственных органов возникнет в том необходимость. Ещё одна интересная черта нового закона - он устанавливает принцип "отдельного рассмотрения каждого решения ЕСПЧ". То есть, никакие принципы прецедента и аналогии не работают, по каждому делу Конституционный суд РФ выносит самостоятельное решение, принимать решение ЕСПЧ или нет.
ЕСПЧ - все новости на сегодня
Последние новости и актуальные события, связанные с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) на сайте RT. В связи с этим из УПК РФ исключены положения, согласно которым постановления ЕСПЧ являлись основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), отказав в рассмотрении иска России против Украины, лишь подтвердил правильность решения российской стороны о выходе из Совета Европы. Такое заявление в четверг, 20 июля, сделали в Министерстве иностранных дел России.
ЕСПЧ возобновляет рассмотрение жалоб против Российской Федерации
Что привнес ЕСПЧ в российское право. Устанавливая приоритет Конституции над решениями Страсбургского суда, Россия действует так же, как Великобритания или Германия, поэтому претензии Совета Европы и ЕСПЧ выглядят странно, отмечают эксперты, комментируя очередные грозные «предостережения» ПАСЕ. Новости о поданных жалобах в Европейский суд по правам человека юристами проекта РосЕвроСуд.
В ЕСПЧ остаются более 16 тысяч исков против России
Песков организовал митинг 5 мая 2018 года против инаугурации Путина. Он направил уведомление о проведении акции в городскую администрацию, но ему отказали , сославшись на работы по благоустройству. Другую площадку при этом не предложили. Песков обратился в суд — бездействие администрации Архангельска признали незаконным. Митинг в итоге состоялся.
Власти сразу стали заявлять, что выход России из СЕ никоим образом не повлияет на гарантии прав россиян, мол, страна остается участницей международных договоров и конвенций. Но все-таки возник вопрос: будет ли предложено что-либо взамен ЕСПЧ? Было и такое мнение, что лучшим вариантом будет Конституционный суд КС.
Поскольку «Россия — это территория неуклонного действия правового закона, защищенная национальным правосудием, которое не нуждается в «импортозамещении». Однако об альтернативе ЕСПЧ говорилось и на традиционной встрече президентского Совета по правам человека с Владимиром Путиным 7 декабря.
Среда» решил напомнить всю историю, как некогда сильная религиозная организация стала носить клеймо - признаны в России экстремистской организацией и запрещены Верховным судом. Оно принято по 20 объединенным жалобам 1444 заявителей - организаций и отдельных участников "Свидетелей Иеговы". Среда» такое решение было принято 7 июня. Суд постановил прекратить уголовное преследование верующих, а заключенных — освободить, - сообщили в организации. Что теперь Россия должна экстремистам. Изъятое имущество заявителей должно быть им возвращено. Россия должна выплатить еще 125 тысяч евро заявителям, чтобы компенсировать им судебные издержки, - сообщил Владислав Суздальский - один из участников организации. Выплат не будет?
В середине февраля президент России Владимир Путин призвал судей к защите прав и свобод россиян и подчеркнул, что несмотря на выход России из ЕСПЧ, государство способно обеспечить интересы граждан, а судебная система — надежно их защитить. Я не буду скрывать, и я тоже об этом задумался, потому что мы должны обеспечить интересы граждан, обеспечить в любом случае. Но в конечном итоге, на мой взгляд, наша судебная система, используя национальные судебные механизмы, способна надежно защитить», — отметил президент.