Новости что такое лык

Для начала посмотрим в словаре, что такое лыко. Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Самары -

Для тех, кто читает с детьми народные сказки

поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора. ЛЫКО ср. лычко или мн. лики, лыка, молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье, со всякого дерева (под корою луб; под ним мезга, под нею блонь, лапти из лыка обычно из липы. лыко (лыко это, что такое лыко) «Т лыко: лыко ср. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб., Т.Ф.

7 сказочных слов, о которых мы не все знаем

Лыко не вяжет — так сейчас говорят о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям или ленивом, избегающем работы. Лыком на Руси называли особую прослойку на стволе лиственного дерева, которая находилась прямо под корой. лыко что это такое. «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека. Поэтому слово «лыко» получило в русском языке дополнительное значение — «легкое дело».

Что такое лыковая мочалка

  • ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «ЛЫКО» ВО ФРАЗЕ «ЛЫКА НЕ ВЯЖЕТ»?: ansari75 — LiveJournal
  • Полезные сервисы
  • Ответы : Что значит - Не лыком шит? И что такое лык?
  • Значение слова ЛЫКО в Словаре Даля

Значение слова ЛЫКО в Словаре Даля

Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют. Хуже лапотного лыка. Лыка не вяжет, пьян без языка. Не всякое лыко в строку. Не все лыком, да в строку. Пропадай собака и с лыком, лишь бы не судиться!

С избы лык не надерешь. Пока лыки дерутся, пота и с детками в лес. Не запасшись лыком, ходишь в ошметках.

Картина И. Как все-таки правильно: Кащей или Кощей? Если заглянуть в словари, то можно убедиться в том, что правильны оба варианта. Но тогда возникает другой вопрос: от какого слова образовано это имя? Автор этимологического словаря, Макс Фасмер, связывает слово «кощей» как имя и как наименование худого человека со словом «кость». Отсюда, кстати, и представления о его худобе,истощенности, которая сочетается со злобой и жадностью.

Есть и другие родственные и отражающие суть этого персонажа слова. Например, «кош» — кошелка, корзина, короб, сундук над златом в котором и чахнет Кащей, вероятно. А еще, конечно, Кащей — это кощунник, производящий некие магические действия. Забавная деталь: в «Словаре русского арго» Владимира Елистратова есть слово «Кощеевна» — так, согласно словарю, называют некрасивую, злую женщину. МИЗГИРЬ Странное по своему звучанию, ни на что не похожее имя, которым названа одна из русских сказок, а еще так зовут одного из героев «Снегурочки» Островского — купца, который влюбляется в Снегурочку и забывает о своей невесте Купаве. Кто же такой Мизгирь? Мизгирь — это паук, причем опасный, ядовитый. У Даля читаем: Мизгирь — м. Мизгиря убьешь — сорок грехов сбудешь.

На то, на что с липы лыка дерут, ответ на вопрос: на что? Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка. Борода велика, а ума ни на лыко.

Хоть лыком шит, да мылом мыт. И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком.

Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком.

Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется. Тот тужи, у кого ременные гужи, а у нас лыки да мочалы, туда ж помчали! Лыком по парче не шьют.

Хуже лапотного лыка. Лыка не вяжет, пьян без языка.

Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой рис. За ними переплетите все остальные рис. Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко.

Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку. Читайте также: Делаем мыло-скраб из кофе в домашних условиях, рецепты, полезные свойства Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет.

Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам. Начало и продолжение заплетки носка На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены. Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку.

А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется удлиняется не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Затяжка носка бахилы на колодке. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку.

Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево.

Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые. Бахила готова! Она похожа на калошу. Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же.

Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис. Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной.

Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются.

Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда.

В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком. Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку.

Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук.

Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков. Остается сделать ушко для продевания обор.

Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки. Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется.

Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец.

Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».

Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода.

Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку подковырку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными а не пеньковыми оборами то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти или вязовые красноватые семерики.

Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной.

Для тех, кто читает с детьми народные сказки

Для этого необходимо было разделить вымоченную кору на тончайшие нити, а хватало полученного мочала потом всего на пять походов в баню. Когда старое мочало изнашивалось, нужно было делать новое. Как появилось выражение "закадычный друг" У поговорки про мочало много вариантов: помимо цитаты из докучной сказки которая тоже не всегда звучит одинаково , можно услышать "Мочало, мочало, начинай сначала", "Лыко да мочало — начинай сначала", "Лыко-мочало — начинай сначала".

Когда старое мочало изнашивалось, нужно было делать новое. Как появилось выражение "закадычный друг" У поговорки про мочало много вариантов: помимо цитаты из докучной сказки которая тоже не всегда звучит одинаково , можно услышать "Мочало, мочало, начинай сначала", "Лыко да мочало — начинай сначала", "Лыко-мочало — начинай сначала".

Зато используют ее в ситуациях определенного типа: когда хотят сказать о чем-то, что повторяется до раздражающей бесконечности и при этом неувлекательно и почти полностью бесполезно.

В ней можно собирать мед диких пчел. В ней не холодно и не жарко.

Она не промокает от дождя. Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан.

Все сделано из лыка методом плетения лаптей. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани: Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции. До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты.

Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы». Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.

Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них — село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»; село Семёновское близ Кинешмы ; село Мыть Шуйского уезда Владимирская губерния. Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…».

Исследователи традиционно рассматривали лыковые лапти в качестве атрибута крестьянского быта, своеобразного свидетельства «бедности древнерусского крестьянства». Согласно альтернативной точке зрения, обувь из лыка примерно до XVI века не имела столь значительного распространения, в сравнении с обувью кожаной, и использовалась преимущественно во время сельскохозяйственных работ в поле, в лесу и т. В дальнейшем, с ростом цен на кожу, лапти стали вытеснять сапоги из повседневного обихода крестьян.

Что говорят словари? В справочниках это слово трактуется как молодой луб некоторых деревьев, который разделяется на полоски и тонкие волокна. Словарь Даля добавляет определение: лыко — это неокрепшее подкорье.

Ткань дерева, размещенная непосредственно под корою, называется луб. За ним расположена молодая древесина. Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола.

Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.

Словари единодушно утверждают, что «лыко» — слово, употребляемое только в единственном числе. То есть нельзя говорить: «Надрал много лык». Правильно будет: «Надрал много лыка».

Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной. Деревья подбирают не старше десяти лет.

Снимают кору приблизительно трех аршин длины. Это около двух с небольшим метров. После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело.

Search for:.

Приехав под парусом домой, на Боярщину, замачивали кочомки в воде у берега, в мелком спокойном месте, придавив камнями. Срок вымачивания корья до готовности зависел от температуры воды - в холодное лето вымачивали дольше, в тёплое - короче. Обычно мочили в озере не менее недели. Как и при мочении льна, конопли, а в древности - крапивы, действие мочения состоит в том, чтобы нужные в хозяйстве волокна откисли, отделились от грубой, непригодной части заготовки или стебля, чтобы сделалось возможным отделить добрые волокна от коры или, в случае льна, от костицы. При этом нельзя передерживать кочомки и, тем более, снопы льна в воде, потому что тогда начнёт подгнивать и само нужное волокно. Когда видишь это вымоченное лыко - размокшее, покрытое слизью, илом, пахнущее гнилью - не верится, что стоит приложить к нему руки и вскоре из дурно пахнущих кочомок получится «солнечное» душистое мочало. Как же этого добивались?

Кочомки вытаскивали на берег, развязывали, и ленты коры развешивали на вешалах устройства из жердей для сушки, починки сетей и пр. Хорошо вымоченное лыко легко отделяется от коры, обычно ленты мочала отделяли от коры голыми руками, без всякого инструмента. В случае затруднения, для снятия последних, грубых волокон, пользовались ножом. Сразу же толстые и широкие многослойные тяжи лыка разделяли на примерно одинаковые по толщине и ширине полоски и раскладывали мочало в разные пучки, разделяя его по качеству и длине волокна. Длинное мочало шло, как уже говорилось, на изготовление банных мочалок, витьё верёвок и на половые тряпки - то есть раскладывалось на три пучка; из коротких же обрывков волокна, также в зависимости от его мягкости, изготавливали кисти для побелки печей, помазки для смоления лодок, мочалочки для мытья посуды и кухонные тряпки, которыми вытирали стол. Что значит «изготавливали мочалки»? Как говорила Антонина Ивановна: «сворачивали пучок в руке, да и мылись» - никакого плетения не было. Потом разобранное по пучкам мочало тщательно промывали в воде.

Сначала отмывалась гнилостная слизь, затем мочало буквально стирали на руках, используя его природную «мылкость». Наконец, доставали из воды, развешивали на тех же самых вешалах и сушили на ветерке. Высохнув, мочало приобретало душистый запах, с оттенком медового аромата. Использовали его по мере надобности; хранили пучками в хозяйственной части дома, которая в заонежских домах была под одной крышей с жилой частью, как говорили - «на сарае»; или «на вышке», то есть на чердаке. Вероятно, тканьё рогож не было заметно распространено в Заонежье потому, что липняков было всё-таки мало, по сравнению с центральными губерниями России; но зато верёвки для рыболовных снастей сетей, керагодов, неводов, ставников, вершей, мёрд, продольников и др. Лён выращивали, как правило, только для выработки «точива» ткани и ниток для вязания сетей, льнища участки льна были небольшими и льняное волокно на витьё верёвок не пускали. Если же липняков по близости не было, то вили верёвки из отрепов и изгребов - грубых коротких очёсов льна, из которых обычно ткали половики и мешковину. Семьи, занимавшиеся промышленным рыболовством, для вязания сетей, бывало, выращивали коноплю, дающую очень длинное крепкое волокно; но «тятивы» верхняя и нижняя верёвки сетей всё равно, как правило, были лычаными.

Способ витья верёвок - как из лыка, так и из всех других материалов - был один. Хотя различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы существовало много - от простых деревянных крючков до различного устройства вьюх с подсобными приспособлениями. Суть заключается в том, что сначала из волокна скручиваются пряди в одну сторону, а потом из прядей свивается вращением верёвка, закручивают её при этом обязательно в противоположном направлении. Как говорится, «дал Бог руки, а верёвки сам вей». А без верёвки ни на лодке проехать, ни дом построить, да и вообще никакого хозяйства было не управить. В завершение надо сказать, что «виковичныя» эти липняки - на острове Долгом и в губе Вожмариха - цветут-растут и поныне. Крестьяне-пользователи не извели их за многие столетия заготовки лыка, хотя без лычины никто в хозяйстве не обходился. Липа дерево порослевое, возобновляется легко и быстро; да и пользовался мир липняками разумно, не хищнически, оставляя липку и детям, и внукам.

Сейчас же липняки эти превратились в густые перестойные липовые леса; исчезли крестьяне-хозяева, исчезло из нашей народной жизни и «медвяное» мочало - прекрасный природный материал... Липовое лыко заонежан: и гуж, и веревка, и мочалка. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2008 Доброе время суток! Давненько мне хотелось приобрести мочалку из настоящего лыка: ещё из детства помню, какой дух стоял в бане от её использования. Сначала хотела купить на рынке у нас лыко нередко продают , но побоялась, что такое мочало быстро выйдет из строя распушится, начнёт лезть, оставлять за собой лыковые «волосинки». А вскоре увидела лыковую мочалку в интернет-магазине косметики Kleona. Мочалка хороша тем, что прошита по краям, да и ручки имеются. Не задумываясь, купила.

Баня у нас бывает по выходным, и я просто дождаться не могла, когда я уже опробую свою обновку. Полюбуйтесь-ка на неё, кстати. Тканевая окантовка переплетённой лыковой основы довольно широкая, ручки удобные, длинные, крепкие. Но главное — аромат… Кто знает, как пахнет свежее лыко, меня поймёт. Жаль, что фото не передаёт его через монитор компьютера! В бане я замочила мочалку в кипятке и оставила минут на 20. Это нужно для того, чтобы лыко размягчилось, стало более податливым. В противном случае оно останется грубым и может даже поцарапать кожу.

Небольшие секреты использования лыковой мочалки. Гель для душа в пару к мочалке не подойдёт: он просто не будет размыливаться, поэтому только кусковое мыло лучше, конечно, натуральное или бельди. Не нужно намыливать мочалку: вся пена затеряется в лыке, и вы потом будете винить мочалку в том, что она не справляется со своими «обязанностями». Мыльную пену или бельди нужно наносить непосредственно на тело, затем выждать несколько минут, взять мочалку и растирать ею кожу. Вот тут она заработает! Чем хорошо лыко? Липа а лыко, как известно, это луб молодых липовых деревьев обладает антисептическим и противовоспалительным действием, что благотворно сказывается на состоянии кожи: прыщики, угри и прочие неприятности стараются её покинуть как можно скорее. Лыко делает кожу гладкой, выравнивает её отлично помогает против «бугорков» целлюлита , можно сказать, полирует до блеска.

Плюс очищает даже и без мыла и помогает избавиться от омертвевших клеток. Немало, так ведь? Я использую лыковую мочалку исключительно в паре в бельди, и очень довольна результатом: кожа мягкая, нежная, гладкая, душистая. Про высыпания часто появлялись прыщики на спине и груди я давно забыла. Ну, и своеобразная ароматерапия аромат лыка помогает расслабиться и навевает приятные воспоминания. И всё бы хорошо, но… Сейчас будет даже не ложка, а половник дёгтя! Спустя пару применений я стала замечать, что мочалка начала лохматиться по краям, каждым разом всё больше и больше… Потом лыко уже откровенно полезло из шва, и теперь окантовка и лыко у меня существуют по отдельности. И это очень неприятно: мочалка выглядит неопрятно.

Боюсь, что скоро я и вовсе не смогу ей пользоваться: отдельно держать лыко в руках не очень-то удобно, а ручками мыться не станешь. Отмечу, что идея изготовить такую мочалку заслуживает всяческого одобрения. А вот исполнение, увы, хромает на обе ноги… Продукцию Kleona я нежно люблю, и с моей стороны в адрес производителя не было ни одного нарекания. Но здесь очень хочется, чтобы он меня услышал и исправился: лыковая мочалка — преотличнейшая нужная вещь! И я бы обязательно приобрела её ещё не раз, вот только бы знать, что в следующий раз мочалки хватит хотя бы применений на двадцать… Многие народные куклы делаются на основе мочала. Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками. Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребет и массирует, но и прочищает поры.

К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься. Мочало — обязательный атрибут русской бани. Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить. Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа. Когда-то липа обувала почти всю Русь.

Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки. Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом.

Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой. А вот белки, вороны и грачи - те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются.

Лыко – что это такое? Изделия из лыка

Лыка не вяжет – так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Развлечения - 15 июля 2023 - Новости Новосибирска - Что такое лыко. Лыко – это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Происхождение Чтобы понять, откуда берет корни данный фразеологизм, стоит пояснить, что такое лыко. Что такое драть лыко? Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: весной срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.

Значение слова лыко. Что такое лыко?

Однако это не так: ведь наши предки использовали этого выражение с совсем другим смыслом. Первоначальное значение фразы становится очевидным при понимании, что такое то самое лыко. Лыком называли кору дерева: из него делали посуду, домашнюю утварь, а также лапти — основную обувь крестьян, составляющих подавляющее большинство населения России вплоть до XX века. При понимании этого факта становится понятно, о чем говорили наши предки, бросая в адрес другого: «Не лыком шит!

Оглавление статьи Что такое лыко Лыко — это внутренняя волокнистая сторона коры липы, то есть её неокрепшая подкорная часть. Верхний слой коры липы сдирается и из получившегося тонкого светлого материала нарезаются тонкие полоски, из которых получается натуральный банный атрибут. Но не только луб липы используют для изготовления мочалок.

Можно использовать луб любого молодого лиственного дерева для мочалки. Когда лучше всего заготавливать лыко Заготавливать будущую мочалку из лыка, лучше всего весной. В это время дерево набирается весеннего сока, его кора нежная и мягкая. Но при высыхании она грубеет, становится твёрдой и жёсткой. Поэтому, когда лыко нарезано, для большей мягкости и гибкости его вымачивают в воде. Затем полоски набирают в пучок, который можно связать — вот и получилась мочалка.

Согласитесь, всё довольно просто… Где применяют лыко Лыко — это не только мочалки. Испокон веков из лыка плели лапти, домашнюю утварь, корзины, коробочки и так далее… Лыко настолько прочно вошло в жизнь русских крестьян, что без него сложно было бы представить их быт. С лыком связано довольно много пословиц и поговорок. Например, наша повседневная поговорка: «Лыка не вяжет». Это означает — человек пьян до такой степени, что не может справиться с обычным, несложным делом. Обувь и предметы быта, изготовленные из лыка, считались признаком бедноты, простого происхождения.

Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так. До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева.

Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы.

Все это показано на рисунках 162, 163, 164. Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила.

Отделите вер хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой рис. За ними переплетите все остальные рис.

Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко.

Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку. Читайте также: Делаем мыло-скраб из кофе в домашних условиях, рецепты, полезные свойства Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед.

Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет.

Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам. Начало и продолжение заплетки носка На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.

Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку.

А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется удлиняется не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем.

Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Затяжка носка бахилы на колодке. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более.

Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку.

Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия.

Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево.

Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые. Бахила готова! Она похожа на калошу.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же.

Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая. Носок и задник Рис.

Лапоть на колодке В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая белая сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной.

Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы.

Все восемь или двенадцать лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки. Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются.

Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита.

Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек. Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда.

В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком.

Вот такой у вас получится лапоть Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку.

Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов.

Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы. Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук.

Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется.

Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков. Остается сделать ушко для продевания обор.

Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи портянки.

Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется.

Всякое дело мастера боится. Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы.

Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец.

Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории. Получение и применение Добыча и предварительная обработка лыка Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая».

Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости. В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».

Изготовление обуви и других предметов обихода Основная статья: Лапти Кузов из берёсты и луба, начало XX века Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы: Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой». Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники».

Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода.

XXI, ком. Один из таковых: Не лыком шит Обычно так говорят про человека, который не хуже других в каком-либо отношении. Если говорить о значении этого устойчивого выражение, то оно в своем роде далеко не единственное. На первый взгляд, во фразеологизме «Не лыком шит» нет ничего примечательного.

Эта русская поговорка раньше означала совсем другое: так говорили про богачей

Для тех, кто читает с детьми народные сказки Главная→Домашнее хозяйство→Лыко – что это такое?
Войти на сайт Прежде дадим информацию о том, что же такое "лыко".
Telegram: Contact @ruslit Лыко используется в качестве материала для плетения корзин и других изделий, а также в качестве утеплителя.
Промысел заготовки лыка у башкир лыко что это такое.
Ярлык и лыко Охота на слова (Александр Ерошкин) / Проза.ру поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора.

Значение слова ЛЫКО в Словаре Даля

Что такое лыко и как оно использовалось в крестьянском хозяйстве кратко Лыко — википедия. что такое лыко.
Значение слова ЛЫК поговорка о человеке, не лишенном способностей, знаний, уменья (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940) В старой Руси «лык» - липовая кора.
ЛЫКО - что это такое? значение и описание Главная→Домашнее хозяйство→Лыко – что это такое?

7 сказочных слов, о которых мы не все знаем

Значение слова «Лыко» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. - Не всякое лыко в строку (погов.) — нельзя всякую ошибку ставить в вину, в упрек.
Лыко – Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Буква Л Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв.
Лыко это что такое простыми словами Что такое липовое лыко? Это, вероятно, один из первых видов растительного волокна, применение которых освоено человеком на заре цивилизации.

Лыко – что это такое? Изделия из лыка

Это жанр фольклора, который предполагает, что одна и та же сказка "закольцовывается", ее приходится повторять снова и снова, поскольку это требуется в самой последней строчке. Изготовление лыкового мочала — долгий, трудоемкий и монотонный процесс. Его поручали самым небогатым людям.

Это и есть лыко. Самое хорошее лыко получается из липы. Это самое лыко использовалось для плетения корзин, циновок, изготовления мочалок и кистей, но самое распространенное применение лыка было изготовление лаптей. Обувь в стародавние времена была дорогим удовольствием, крестьяне не могли ее себе позволить, поэтому плели лапти из лыка. Себестоимость такой обуви была минимальна, носили ее самые бедные слои населения.

Учитывая это, становится понятным значение выражения «не лыком шит» - то есть не из бедных, не из простых.

Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева , с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков [7]. Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней.

С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку [12]. Образ в фольклоре В марийском фольклоре герои добывают лыко для изготовления корзин и лаптей [13].

На то, на что с липы лыка дерут, ответ на вопрос: на что? Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка. Борода велика, а ума ни на лыко.

Хоть лыком шит, да мылом мыт. И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед.

Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется.

Лыковая мочалка для бани: свойства, заготовка, применение

Согласно многочисленным исследованиям, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. Существуют поговорки («лыка не вяжет», «не лыком шит», «лыком подпоясан», «не всякое лыко в строку», «по парче лыком не шьют»), в которых фигурирует понятие «лыко». «Не лыком шит»: что такое лыко и как появилась эта фраза? «Не лыком шит» – популярный фразеологизм в русском словаре, обозначающий хитрого, сообразительного человека.

Лыко - Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола. луб. Лыко -, лыка, мн. и, ср. 1. только ед. Волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола; луб. ЛЫКО, -а, ср. Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы), а также кусок, полоса такой коры (используется для изготовления веревок, корзин, плетения рогож и т. п.); луб.

Мочалка из лыка для бани своими руками: заготовка, свойства, применение

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Абрамова, М. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше лапти … Современная энциклопедия ЛЫКО — внутренняя лубяная часть коры молодых лиственных деревьев, чаще липы. Луб молодой липы, ивы и нек рых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. Драть л. Лапти из лыка. Не лыком шит кто прост. Главнейшее употребление Л. Из лыка плетут корзины, короба и другие изделия, раньше лапти. Применяется в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари[3][4].

Лапти, носок которых плетется из 5 лык. Дожить до лыка. Оказаться в безвыходном положении. ЯОС 4, 9. Дойти до лыка. Сильно похудеть. ЯОС 4, 10.

В это время дерево набирается весеннего сока, его кора нежная и мягкая.

Но при высыхании она грубеет, становится твёрдой и жёсткой. Поэтому, когда лыко нарезано, для большей мягкости и гибкости его вымачивают в воде. Затем полоски набирают в пучок, который можно связать — вот и получилась мочалка. Согласитесь, всё довольно просто… Где применяют лыко Лыко — это не только мочалки. Испокон веков из лыка плели лапти, домашнюю утварь, корзины, коробочки и так далее… Лыко настолько прочно вошло в жизнь русских крестьян, что без него сложно было бы представить их быт. С лыком связано довольно много пословиц и поговорок. Например, наша повседневная поговорка: «Лыка не вяжет». Это означает — человек пьян до такой степени, что не может справиться с обычным, несложным делом.

Обувь и предметы быта, изготовленные из лыка, считались признаком бедноты, простого происхождения. Когда про человека говорили: «Лыком подпоясан» или «Горе лыковое» — это означало, что человек живёт в нищете. Лыковая мочалка — одна из самых старинных. Именно такие мочала пришли на смену «одноразовым помывочным средствам». Про одноразовые мочалки Первоначально роль мочалки в бане выполнял пучок соломы или обычной травы. Траву или сено собирали в пучок, обдавали тёплой водой чтобы смыть возможные загрязнения и наипростейший банный атрибут готов к очищающим процедурам! Всё бы хорошо: и травушки полезны для кожи, и сено пахнет летом. Одноразовые мочалки индивидуальны, они не способны передавать инфекции и болезни другим посетителям банного царства.

А вот надёжности, жёсткости, долгой службы у таких мочалок нет. Вот и выручило лыко — мыло, тёрло на совесть и служило намного дольше одноразовых мочалок. Свойства лыковой мочалки Любые натуральные мочалки жёсткие! Они отлично справляются с задачей глубокой очистки пор. Фитонциды, которыми славится липовое лыко убивают всех микробов, которых только встретит на коже! У лыковой мочалки отличный эффект скраба, который держится до последних дней её службы, но есть и некоторые неудобства при её пользовании… Дело в том, что тонкие полоски физически не расположены к обильному пенообразованию. Часто производители не придают определённой формы мочалу и при покупке в пакете вас ожидает обычная связка тонких полосок связанная самой лыковой полосочкой. Чтобы мытьё в бане доставило удовольствие и в руках вы чувствовали не бесформенную паклю предлагаю из приобретённого лыкового материала самостоятельно смастерить мочалку.

Полоски можно связать, придав форму в виде косички либо же нашить их на кусочек ткани, а можно просто закрепить с двух сторон верёвочкой. Есть у лыковой мочалки ещё одно не очень приятное свойство — она вылезает. При трении, намыливании крошечные кусочки, волосинки осыпаются в большом количестве. Уборка в бане после использования мочалки будет просто необходима! Если вы решитесь использовать лыковую мочалку в домашних условиях в ванной комнате, то лыко может забить весь водосток. Будьте внимательны! И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде — тут для них рай!

От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими. Лыковая мочалка и нежная кожа Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья — эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга. Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты. Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи — не пользуйтесь лыковым мочалом — используйте пушистые мягкие губки. А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов — вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку! Для борьбы с вечной женской проблемой целлюлитом лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать.

Природная жёсткость — это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах. Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите — попробуйте сами! Удачи вам! Есть в России деревня, где живут люди редкой древней профессии — мочальники. Я стою на скользком помосте и стараюсь не вдыхать глубоко: пахнет гниющим деревом. Алексей, мужчина лет тридцати пяти, помогает мне выбраться, а сам остается в воде по пояс. Он достает из пруда притопленные под грузом свертки древесной коры, а затем расстилает их на земле, наподобие ковров.

Фотограф Марина Маковецкая фиксирует каждое движение Алексея. Мы с Мариной в Нижегородской области — в деревне Букалей с населением 43 человека. Алексей показывает нам, как добывает средства к существованию для семьи. Вот он руками сдирает внутренний слой «ковров» — белые древесные волокна — и развешивает их сушиться на заборах. Чем он занят? Еще век назад любой наш соотечественник сразу ответил бы на этот вопрос. Букалейцы — одни из последних людей, живущих древнейшим русским промыслом — мочальным. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет.

У китайцев был шелк, у англичан — шерсть, а у русских — мочало. Этот материал сыграл в судьбе России такую важную роль, что его без преувеличения можно было отнести к национальным символам наравне с собольим мехом. Но о мочале, как только необходимость в нем исчезла, позабыли. Сегодня даже значение этого слова известно в России не каждому. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры — луб он же лыко, или подкорье. Из него крестьяне в промышленных масштабах изготавливали десятки необходимых вещей: лапти, морские канаты, кисти для побелки, банные мочалки теперь понятно, почему они так называются , кровлю для крыши, сита для муки и рогожу — дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки. Рогожа, как самый ходовой товар, частично поставлялась на экспорт. Вплоть до начала XX века липовая кора «кормила» минимум половину крестьян в Центральной России — в основном жителей северного Поволжья.

Как сообщает перепись Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов, то есть 44 тысячи тонн мочала. В России оно было незаменимым материалом — таким же, как в наши дни ПВХ или полиэтилен. Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты — мясо и овощи, яйца и молоко. Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» — не просто слова из Толкового словаря Даля — это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее. Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками. В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян. Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева.

Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы. Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания. В предисловии автор — некто Пермяк — уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием. Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры. Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель. С молодых лип кору — зубами, по свидетельству Кеппена, — драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором.

Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы — с помощью веревок из того же мочала. Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди. В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам». Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские — одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две.

Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова — фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало — помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен. Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», — рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню. Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков. Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков».

С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей — место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации. Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня — продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому — здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея — Евдокия Федоровна Климакова. Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат — нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует — от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда — высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем.

Букалейцы производят из мочала два типа изделий — малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет — женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам. Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки — по высокой, к слову, цене — в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом — «восьмеркой». Настоящая русская мочалка готова. Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату — товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой.

За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен 140 рублей против 25. Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки — не менее двадцати в день.

Полный академический справочник» под ред. В основу правил переноса положен слоговой принцип. Однако в ряде случаев учитывается и членение слова на значимые части.

Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепочку, не содержащую гласной буквы. Не разрешается отделять от предшествующей согласной буквы ъ и ь. Не разрешается отделять переносом букву й от предшествующей гласной буквы.

В словаре Даля ср. Подкорье молодой липы, идущее у нас особ. Кричать, будто черт с него лыка дерет. Кликали черти с лыками, незваного гостя. На то, на что с липы лыка дерут, ответ на вопрос: на что? Их сам черт лычком вязал. Борода что помело, да ума ни лычка. Борода велика, а ума ни на лыко. Хоть лыком шит, да мылом мыт. И лычный, да не лишний. И лыком шит, да муж. Спутан из лычка, да набит ремешком. Хотя лыком шить, да начальники. Хоть лыком шит, да сосед. Хоть не стоит лыка, да ставь за велика. Возьмешь лычком, отдашь ремешком. Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. Лыко с ремешком не вяжись; порвется.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий