Для большинства верующих людей Великий пост — период духовного и физического очищения, во время которого питание должно быть максимально скромным.
Правила питания и примерное меню в строгий пост
страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Что можно есть в Великий пост. Можно в пост есть сколько хочешь, если пища постная? Узнайте, каким должно быть питание в Великий пост в 2023 году, что разрешает есть по дням календарь строгого поста, а также какие продукты можно включить в постное меню.
Великий пост 2024: календарь питания по дням, продукты, что можно и нельзя есть и делать
Это неудивительно, поскольку многие люди понимают пост исключительно как время гастрономических запретов и разрешений. Однако, пост — это не только гастрономия. Воздержание в пище — это одна из составляющих поста. Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. Пост — это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе.
Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную. Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения.
Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются.
Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т.
Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу.
Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях.
Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм.
В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста.
Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления.
Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения.
Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня.
Чего нельзя есть в Великий пост 2024 года Можно ли держать пост, не отказываясь от привычной еды? Нет, нужно соблюдать некоторые ограничения. Из рациона следует убрать много вредных продуктов. Список того, что нельзя есть во время Великого поста, состоит из шести продуктов: Мясо и изделия с ним в составе.
Из рациона нужно исключить любые виды сарделек, сосисок и даже колбасу. Продукты, при производстве которых использовалось молоко, в том числе творог и сыры. Рыба и морепродукты. Их можно есть только 7 и 28 апреля.
Плюс во время поста основная часть продуктов приходится на углеводы, и при неправильном расчете, наоборот, можно поправиться.
Важно уделять время самопознанию, чистоте и качестве речи, мыслей. Пост — своего рода аскеза: человек жертвует привычным удовольствием ради достижения цели и приобретения опыта. По этой же причине не рекомендуется самообманом, например, заменять животное мясо на растительное beyond meat. Если говорить о питании: постящиеся придерживаются жесткого меню со строгими ограничениями. При этом остается большое количество продуктов и блюд, которые можно включать в рацион.
В 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля. Неделя перед Страстной Седмицей называется вербной. Послабления в пище на этой неделе допускаются в субботу и воскресенье. В эти дни подают рыбу, морепродукты, горячую постную еду с растительным маслом и немного вина.
Кому нельзя соблюдать строгий пост Строгие правила поста предназначены не для всех. Резкое снижение белковой пищи может ослабить иммунитет и спровоцировать болезненное состояние у некоторых людей. В эту категорию входят: люди с ослабленным здоровьем, беременные женщины и кормящие матери, маленькие дети, подростки, пожилые люди и те, кто занят тяжелой физической работой. При желании эти люди могут придерживаться менее строгого поста.
В таком случае им надо проконсультироваться с духовным наставником и получить благословение на послабление. Как подготовиться к посту Чтобы не навредить организму резким отказом от непривычной пищи, Великому посту предшествуют три подготовительные недели. В это время из рациона постепенно убираются продукты животного происхождения. Первая неделя всеядная — можно есть всё, что пожелается и в любом количестве.
Вторая неделя мясопустная — отказ от мясных блюд. В среду и пятницу верующие уже постятся. Последний раз перед Великим постом можно есть мясо в воскресенье, предшествующее Масленице. В третью, масленичную сырную неделю — разрешается всё, кроме мяса.
Верующие стараются в эти дни нагуляться и навеселиться перед долгим ограничением. Последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — завершающий день, когда можно отведать молочные продукты, блины, рыбу. У родных и близких просят прощение и прощают сами, готовясь к очищению души и тела. Пример постного меню Примерное меню подходит для мирян со второй по шестую седмицу Понедельник Завтрак — смузи из миндального молока и сухофруктов.
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания
Представители разных народов в этот месяц также кушают лагман, дюшбару, шурпу и маставу. Хорошо справляются с этим травяной чай и компоты. Вместо привычных тортов и пирожных можно съесть творожную запеканку, пахлаву, халву, рахат-лукум или козинаки. Когда можно есть в Рамадан? Ураза в месяц Рамадан отпускается с момента захода солнца, после вечернего намаза магриба — точное время можно узнать по календарю Рамадана. Не рекомендуется откладывать ифтар на более позднее время. После разговения нужно подождать полчаса и выпить стакан воды или молока. Потребление еды в сухур желательно максимально приближать к рассвету.
Если мусульманин проспал сухур и не совершил его, то на его пост это никак не повлияет, хоть верующий и лишится части вознаграждений от Всевышнего. Так что, если есть возможность встать и покушать перед рассветом, то обязательно надо совершить это. Успешному Рамадану способствует отказ от быстро усваивающихся блюд. Чтобы не навредить своему организму во время поста и не вызывать приступы жажды, на 30 дней поста стоит ограничить потребление острой еды, продуктов с высоким содержанием сахара, соли и пряностей. Кроме того, не самый лучший выбор для ифтара или сухура и фастфуд, жареные блюда, обезжиренные продукты, острые или соленые блюда. Что касается напитков, то сладкую газировку, энергетики, кофе, фруктовые соки и смузи лучше отложить в сторону.
В пересчете на привычный нам счет дней, четвертый и шестой дни — как раз среда и пятница. Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже!
В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского.
Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями.
Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви.
Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно.
Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию.
И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни. Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное».
Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение. Если нет своего духовника, то необходимо обратиться к приходскому священнику. Если нет и такой возможности, то поступать надо по своему усмотрению, с учетом церковных правил и традиций, руководствуясь своей христианской совестью и знаниями. Примечания: [1] Монтанисты — последователи монтанизма, раннехристианской ереси. Основателем был бывший языческий жрец Монтан, обратившийся в христианство в 156 г. Монтанова или катафригийская ересь была осуждена Первым Вселенским Собором в Никее 325. Обратился к христианству около 190 г.
В своих трудах последовательно разоблачил ереси Маркиона и Ермогена. Будучи ревностным, прямолинейным, решительным и порывистым человеком, сопоставлял существующие в Церкви порядки, поведение её членов с собственными идеализированными представлениями, и находил между ними всё больше и больше несоответствий.
До сих пор местный монастырский устав допускает их употребление в те дни, когда можно есть масло.
Однако в России они являются непривычной едой, многие морепродукты стоят дорого даже кальмары и креветки, не говоря уже о мидиях, устрицах, других «морских гадах». Есть их в пост или отказаться — решайте самостоятельно или после разговора со священнослужителем. Принимая решение, учитывайте, насколько такая пища для вас доступна по цене, и относитесь вы к ней как к средству для подкрепления сил несколько раз в течение всего Поста или как к любимому деликатесу.
Молочные и кисломолочные продукты Есть молоко и всевозможные его «производные» в Пост нельзя, ведь его «производителями» тоже являются животные. Кроме того, в регионах, где проживали первые христиане, это были достаточно малораспространенные и дорогие продукты. Гораздо доступнее здесь была, к примеру, рыба, «морские гады».
К тому же, как и мясо, любая животная пища, в отличие от растительной, отягощает организм. А отказ от привычного молока и всего, что из него производят — действенная тренировка собственной выдержки, очень полезный опыт самоограничения, ведь обычно редкий прием пищи обходится без этих продуктов. Сливочные соусы Этот запрет легко объясняется тем, что в основа таких соусов как домашних, так и покупных — сливки, изготавливаемые из молока.
На них, как и на прочие молочные «производные», распространяется общее правило. Яйца Еще один продукт из категории скоромных. В Пост нельзя есть не только куриные, но и перепелиные, другие яйца в любом виде.
Запрет изначально формировался, исходя из тех же причин, что и запрет на молоко — дороговизна и, можно даже сказать, дефицитность на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. В пищевой промышленности, помимо обычных яиц, нередко используется яичный порошок иногда даже в товарах с отметкой «постное». Такую пищу нужно тоже исключать из рациона.
Спиртное Трудно представить что-то, больше не соответствующее духу Поста, чем алкоголь, особенно если это обильные возлияния, сопровождающие приемы гостей, вечеринки и прочие тусовки. Даже просто посещение кафе, баров, употребление спиртного в «рекреационных» целях никак не вяжется с идеями самоограничения и духовного роста. В состоянии опьянения даже окружающая действительность воспринимается искаженно, не говоря уже о «внутренней реальности».
Однако есть и нюанс. В Типиконе уставе для христиан, определяющем, в частности, правила совершения богослужений, церковных праздников, постов есть пункт, дозволяющий употребление красного сухого вина, разведенного водой в пропорции 1:2 или 1:3 в выходные за исключением первой и последней недель Поста , а также в те же дни, когда допустимо есть рыбу. Это обусловлено тем, что во времена формирования Типикона изначально он создавался для монастырей, а затем его распространили и на мирян разбавленное вино рассматривали не как вредное излишество, а как эффективное средство для утоления жажды и подкрепления сил.
К тому же, оно хорошо хранилось в условиях жаркого климата. Что касается ежедневной порции, она ограничивалась двумя красовулями. Это небольшая церковная чаша объемом примерно 125-150 мл.
В странах с холодным климатом, исключающим виноделие, вино в монастырях заменяли пивом.
Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. Другие морепродукты также не входят в число запретных.
Существует определенный церковный устав. В Великий пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: В первую и последнюю неделю Великого поста в 2024 году пост соблюдается с особой строгостью. Все продукты животного происхождения нельзя употреблять в пищу. Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньям можно исключить только утренний прием пищи.
В понедельник, среду и пятницу пищу едят только холодной, а по вторникам и четвергам горячая пища допускается без масла.
Когда и что есть в Рамадан: сухур и ифтар, как правильно держать пост?
Ураза – пост у мусульман, в какие дни и как ее держат | | Рекомендуется отдавать предпочтение тем хлебобулочным изделиям, которые были приготовлены вчера, то есть в последний день поста – в Страстную субботу. |
🍀 Что можно есть в пост — разрешенные и запрещенные продукты, примерное меню | Рыбу можно есть в пост не каждый день (внимательно изучаем рекомендации по питанию для каждого поста). Но это отличная возможность пополнить запасы животного белка и полиненасыщенных жирных кислот в организме. |
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах | При этом рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение (7 апреля) и в Вербное воскресенье (28 апреля). В Лазареву субботу (27 апреля) можно подать к столу рыбную икру. |
Пост и его достоинства в исламе | Что можно и что нельзя есть в Великий Пост – Разрешенные и запрещенные продукты по дням и неделям. |
Пост и его достоинства в исламе
Причем дело не только в трансжирах. Ольга Касымова: А все потому, что везде должна быть умеренность. И в пост, и не в пост. И Великий пост в этом смысле - время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Это во-первых. А во-вторых, важна сбалансированность питания. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит? Ольга Касымова: Легкие углеводы лучше ограничить. В черный список стоит включить и газированные напитки, сахар - чтобы не создавать излишнюю стрессовую нагрузку на поджелудочную железу.
Крупы, овощи - сырые и тушеные, паровые, бобовые, свежие фрукты - вот основной рацион, а разнообразить меню можно уже орехами, морепродуктами, грибами. Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма. Ольга Касымова: Конечно. Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает. И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим.
Есть по часам? Во сколько? Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Священники, давая рекомендации к Великому посту, советуют выходит из чатов и соцсетей, в которых, как мы знаем, часто кипят нешуточные страсти. А что на это скажет доктор? Ольга Касымова: Полностью с этим согласна. Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности. Сон в дни Великого поста должен быть полноценным.
Мой совет - если вы устали, чувствуете, что ваши силы истощены, найдите возможность, отдохните в течение дня, хоть чуть-чуть.
С этого дня можно не ограничивать себя в еде, и постепенно возвращаться к привычному образу жизни. Делать это нужно спокойно, включая в рацион сыры, нежирное мясо. Нельзя после поста перегружать желудок жирными блюдами, вареными яйцами. Также не стоит увлекаться спиртными напитками. Великий пост соблюдают истинные верующие.
Чтобы пройти все испытания, необходимо заранее узнать, что можно есть по дням недели, какие правила существуют для мирян, когда начнется и закончится пост в 2024 году.
Она начинается с так называемого «чистого понедельника». Особо рьяные христиане в этот день вообще ничего не едят и не пьют. Некоторые пьют воду, но не едят. Сейчас она не соблюдается, но по уставу первые четыре дня поста практикуется сухоядение. Что это такое? Это значит, что можно есть сырые овощи, фрукты, хлеб, мед, орехи, пить воду, чай.
Хотя особо рьяные постящиеся не пьют даже чай. Сухоядение — это сухая пища, которую не подвергали тепловой обработке. То есть сырые овощи, сырые фрукты, орехи, сухофрукты и так далее. В пятницу первой недели Великого поста в первый раз разрешается горячая растительная пища. Но без растительного масла. Это строгий пост. Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла.
В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется. Потому что это неделя торжества православия.
Чтобы Великий пост в 2024 году прошел в молитве, а не в мирских заботах, мы предлагаем уже составленный календарь питания по дням.
Великий пост по церковному уставу Четыредесятница первые 40 дней ; Лазарева Суббота 1 день — Вербная Суббота перед Вербным Воскресеньем ; Вход Господень в Иерусалим 1 день — Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи ; Страстная Неделя 6 дней — вся неделя с понедельника по субботу перед праздником Светлой Пасхи. Великий пост в 2024 году. Первая неделя 18.
Со вторника по пятницу разрешается употребление только сырых негорячих продуктов и не подогретого питья. Можно употреблять в пищу все виды фруктов и овощей, любые орехи, сухофрукты, мед и черный хлеб; 23. Вторая неделя 25.
Третья неделя 1.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Всем, кто находится в пути Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороге, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно Шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток. Физически больным людям Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её выполнения. Беременным Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан. Кормящим женщинам Матери, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами В менструальных период и во время послеродовых кровотечений мусульманки, согласно Шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться. Людям, находящимся без сознания Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы. В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося или выплачивать за это фидия-садака. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.
Желательный пост — это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет. Дни, когда желательно держать уразу: День Арафа — за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад с. День Ашура — постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха с. Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка с. Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа — об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» Ибн Маджа. Месяц Мухаррам — ураза в этот запретный месяц считается суннатом.
В период поста эти продукты можно заменить бобовыми нут, чечевица, горох, маш и производными из них, а также семенами и орехами отличным вариантом будут грецкие, чиа и кедровые. Для поддержания уровня белка в организме стоит добавить в рацион гречневую, перловую или пшенную каши или соевые продукты например тофу. Более того, в рацион можно добавить безлактозный вариант гидролизата или изолят протеина. Разнообразие продуктов из растительного молока — также полезная альтернатива. Однако важно обращать внимание на состав. Ореховый продукт будет в разы питательнее и полезнее для организма, нежели овсяные или гречневые варианты. Незаменимых молочных продуктов сегодня уже нет.
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Состоит из Четыредесятницы — 40 дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица — в память последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общая длительность Великого поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней. Церковный устав предписывает следующие правила: в первую и последнюю Страстную седмицу недели — особо строгий пост; полностью запрещается скоромное — продукты животного происхождения; в будние дни едят один раз в день, вечером; по субботам и воскресеньям два раза — в обед и вечером; в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла; во вторники и четверги — горячая пища без масла; по субботам и воскресеньям можно употреблять растительное масло и по желанию немного виноградного вина кроме субботы Страстной седмицы ; в Великую субботу многие верующие также не едят до наступления Пасхи. Светлый праздник Пасха: когда наступит и как ее правильно встретить Строго следовать церковному уставу обязаны лишь священнослужители, монахи и послушники.
Не навредят организму фаршированные овощи, тушеная курица, мясо с овощами. Следует обратить внимание и на рыбные блюда. Шашлыки или стейки в Рамадан не запрещены, но налегать на них не стоит. Каши и блюда из круп или бобов также расширят рацион питания постящегося в Рамадан. Отлично подойдут рис, булгур, гречка, пшеница, горох нут, орехи и манная крупа. Из них можно приготовить кус-кус, бирияни, хумус или просто каши из цельного зерна, которые считаются популярными блюдами у мусульман. Из первых блюд среди народов Северного Кавказа, в частности Дагестана, очень популярен калмыцкий чай с топленым маслом или сыром. Часто готовят в Рамадан горский суп и фасолевый суп с макаронами, нутом и чечевицей. Представители разных народов в этот месяц также кушают лагман, дюшбару, шурпу и маставу. Хорошо справляются с этим травяной чай и компоты. Вместо привычных тортов и пирожных можно съесть творожную запеканку, пахлаву, халву, рахат-лукум или козинаки. Когда можно есть в Рамадан? Ураза в месяц Рамадан отпускается с момента захода солнца, после вечернего намаза магриба — точное время можно узнать по календарю Рамадана. Не рекомендуется откладывать ифтар на более позднее время.
Рамазан-2024: что можно и нельзя делать во время поста
Что можно есть в Великий пост Фото: Shutterstock/FOTODOMЧто можно есть в Великий пост. Питание на 29 апреля — 4 мая. При этом рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение (7 апреля) и в Вербное воскресенье (28 апреля). В Лазареву субботу (27 апреля) можно подать к столу рыбную икру. Когда в пост можно есть рыбу. Во время Великого поста рыба и морепродукты допускаются два раза: 7 апреля на Благовещение и 25 апреля на Вербное воскресенье.
Пост и его достоинства в исламе
Великий пост был установлен в первые века христианства в память о том, как Иисус 40 дней голодал в пустыне перед выходом на проповедь. Как правильно держать пост. Перед тем как держать строгий пост, нужно настроиться психологически, ведь это тяжелое испытание длиною в 40 дней. Необходимо пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Когда в пост можно есть рыбу. Во время Великого поста рыба и морепродукты допускаются два раза: 7 апреля на Благовещение и 25 апреля на Вербное воскресенье. Смысл Великого поста прежде всего в очищении души и тела, приближении к духовному миру. Постное питание для меня сейчас проходит легко, поэтому я решила поделиться с вами, что можно есть и какие блюда я готовлю. Что можно кушать в пост перед Пасхой, сколько раз в день едят? Календарь Великого поста применяют православные россияне с 18 марта по 4 мая в 2024, чтобы составить меню на каждый день по Церковному Уставу. Во время Великого поста многих смущают ограничения в питании. Разбираемся, что можно есть в это время и зачем держать пост.
Питание в Великий пост в 2024 году по дням
Что можно и нельзя есть в Великий пост. Что можно есть в Великий пост Фото: Shutterstock/FOTODOMЧто можно есть в Великий пост. Питание на 29 апреля — 4 мая. Что можно есть в Великий пост. Великий пост считается самым сложным из четырех христианских постов. Что и когда можно есть во время Великого поста. Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньям можно исключить только утренний прием пищи.
Спасти душу и желудок. Как правильно питаться в Великий пост
Рацион постящегося должен включать орехи, семена подсолнечника и тыквы, разнообразные растительные масла оливковое, кунжутное, льняное, кедровое, тыквенное , которые покрывают потребность организма в жирах. Соевое масло, полученное из натуральных соевых бобов, является источником витаминов, лецитина. Они достаточно питательны и надолго насыщают, но из-за высокого содержания жиров могут плохо переноситься лицами с ферментативной недостаточностью поджелудочной железы. Самый строгий пост и длительный по времени — Великий пост.
Продолжительность его 40 дней, а со Страстной неделей — 48 дней. Не подготовленному человеку трудно будет выдержать строгие ограничения. Православное предписание рекомендует первые два и последний день обходиться без пищи, а затем чередовать дни сухоядения без растительного масла и дни с вареной пищей без масла.
В дни великого поста употребление растительного масла разрешается только по выходным дням вместе с вареной пищей, а рыбы — два раза за все время Вербное Воскресенье и Благовещение , в Лазареву субботу можно есть рыбную икру. Если вы решитесь строго придерживаться Великого поста, можно изучить православный календарь питания, в котором подробно расписаны продукты и способы их приготовления на 40 дней. Если рассмотреть его по дням, то по понедельникам, средам и пятницам предусмотрена сухая еда черный хлеб, сырые фрукты и овощи, компоты, вода.
По четвергам и вторникам разрешается горячая вареная пища без растительного масла каши, супы, тушеные овощи, бобовые. По воскресеньям и субботам — вареная пища на растительном масле. Выбрав такое питание, старайтесь хорошо пережевывать сырую пищу — это облегчит дальнейшее ее переваривание и избавит от дискомфорта в желудке и кишечнике.
Есть календарь питания на каждый день по послабленному меню, который больше подходит для мирян. В нем исключается сыроядение и все дни присутствует вареная пища супы, каши, тушеные и вареные овощи , которая по определенным дням готовится с маслом или без него. Если человек живет полноценной церковной жизнью и часто причащается, исполняет установленные посты, то нет необходимости налагать на него дополнительные посты перед исповедью с последующим причастием.
В канонах нет такого требования, они говорят только о посте по средам и пятницам. Тем не менее, по русскому обычаю есть традиция поститься три дня перед Причастием, тем более, когда оно бывает очень редко один-четыре раза в год. Тем, кто причащается реже двух раз в месяц или не соблюдает посты в среду и пятницу рекомендуют постится три дня перед причастием.
Это значит есть животную пищу, постную пищу есть в меру только для насыщения , не употреблять алкоголь. Кто каждое воскресенье прибегает к Причастию, можно поститься лишь в среду и пятницу, а в субботу не есть мясных блюд. За 12 часов перед причастием ничего не есть и не пить.
Перед исповедью без причастия оно не обязательно должно следовать после нее можно не держать пост. Исповедоваться можно в любое время, когда есть потребность исповедовать грехи и покаяться. В настоящее время пост часто рассматривается как разгрузочная диета или метод похудения.
И третья категория - скажем так, люди золотого возраста, особенно те, которые не могли себе позволить питаться сбалансированно. Если до этого у них были "пробелы" в аминокислотах, в правильности питания, сейчас пост может просто навредить и обострить хронические заболевания. И беременным женщинам, конечно, противопоказан пост. Вредно ли целый день не есть вообще? Ничего страшного от разовой истории не будет. Если у вас нет противопоказаний, проблем со здоровьем, тогда один день, в который вы не употребляете пищу, но пьете воду, вполне допустим.
Как подготовиться к посту? Это ответственное мероприятие, оно больше не про тело, а про очищение души. Как выходить из поста? Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста. Первыми на вашем столе должны появиться морепродукты и рыба. Затем постепенно вводите белковые продукты, белое мясо, курицу и красное мясо.
На третьем месте яйца. Самыми последними в рацион возвращаются молочные продукты. Очень важно на пасхальном столе не налегать сразу на еду, чтобы не нагружать желудочно-кишечный тракт.
Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма.
Ольга Касымова: Конечно. Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает.
И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько?
Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Священники, давая рекомендации к Великому посту, советуют выходит из чатов и соцсетей, в которых, как мы знаем, часто кипят нешуточные страсти. А что на это скажет доктор? Ольга Касымова: Полностью с этим согласна.
Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности. Сон в дни Великого поста должен быть полноценным. Мой совет - если вы устали, чувствуете, что ваши силы истощены, найдите возможность, отдохните в течение дня, хоть чуть-чуть. И вы увидите, что сил прибавилось, дела пошли веселей.
При этом мы, врачи, не советуем отказываться и от ежедневных физических нагрузок. Не надо их чрезмерно увеличивать, но те упражнения, та физзарядка, которую вы делали и до Великого поста, она должна быть сохранена. Подводя итог скажу: соблюдая пост, надо вводить ограничения постепенно. Ограничения в конкретных продуктах могут быть индивидуальны и зависеть от вашего состояния здоровья, от ваших заболеваний, в конце концов от тех лекарств, которые вы принимаете - и тут надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом.
Удивительно, но современная медицина в полном согласии со святыми нашей Церкви. Отец русского старчества преподобный Паисий Величковский объяснял: "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, - много или мало кто поститься; смотри, рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить". А еще было правило: "оставляй пищу, пока еще чувствуешь алкание", то есть не переедай. Ольга Александровна, и все же, есть ли категории больных, которым пост даже и в смягченном варианте противопоказан?
Ольга Касымова: Это онкологические больные, больные с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, люди после операций или с заболеваниями крови, беременные и кормящие матери...
Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т.
Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов.
Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками.
И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм.
В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья.
Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни.
В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?
В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок.
Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места.
И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.
Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня.
Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста?
Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно.
За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки.
Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино.
Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний.
Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста.
Спасти душу и желудок. Как правильно питаться в Великий пост
Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Какие правила существуют для монахов и мирян, какая еда в пост запрещена, а что допустимо употреблять в РИА Новости, 27.04.2024. Стол в дни поста вполне можно сделать не только полезным, но и разнообразным, и вкусным. Есть исключения в определенные дни поста Великого что можно кушать рыбу, но нельзя другие белковые продукты.