Новости соловецкое восстание против церковной реформы

На церковном соборе 1666-1667 гг. один из предводителей соловецких раскольников Никандр избрал иную, чем Аввакум, линию поведения. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой.

Соловецкий бунт в 1668 году: чем были недовольны монахи

Здесь он прослужил семь лет и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки. «Соловецкое сидение», религиозное восстание или мятеж раскольников? Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица.

Там было представлено подробное обоснование готовности Соловецкого монастыря защищать, старую веру и приводились многочисленные доводы против реформы. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. Предводительствуемые Никанором и соловецким казначеем старцем Геронтием, они подняли церковное "восстание" против соборных преобразований. Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: вопрос и ответ теста.

Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?

С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Милорадович «Чёрный собор». В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости.

Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели.

Открытое возмущение монахов В 1667 г. Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы.

Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы». Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет. Долгая осада Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы. В 1673 г. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления.

Первые годы «Соловецкого сидения» осада велась вяло. Власти всё ещё надеялись на силу увещеваний и не принимали решительных мер. В самом монастыре тем временем изменили ход богослужения. В части молитвы за царя, где упоминались конкретные имена, появилась формулировка «о благоверных князьях». Как пишет историк Ольга Чумичева, в условиях восстания немоление за царя стало наиболее острой формой политического протеста монастырского старообрядчества. В сентябре 1673 года руководить осадой был призван воевода Иван Мещеринов. Терпение «тишайшего» царя и его надежда на мирный исход дела были исчерпаны. Монарх отдал приказ начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен обители из пушек, что до этого было запрещено. Часть воды из Святого озера была спущена, что привело к осушению монастырских колодцев и остановке работы мельниц. Стали подводиться подкопы, проводился обстрел монастыря из пушек с ближних рубежей. В январе монахи окончательно перестали молиться за царя-«ирода». Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Перед началом следующей зимы Мещеринов впервые решил не снимать осаду и не уходить на квартиры. Потери среди бунтовщиков привели к тому, что в монастыре стало не хватать защитников для обороны на протяжении всей её линии. Предательство В январе 1676 года в стане правительственных войск появился перебежчик — инок Феоктист. Он указал воеводе плохо заделанное окно в стене у Белой башни. В обитель вторглись основные силы Мещеринова. Восставшие были застигнуты врасплох. Монастырь пал.

Начало Соловецкого восстания отмечено в 1668 году, когда монахи Соловецкого монастыря отказались принять церковные реформы патриарха Никона, что привело к длительной осаде, известной как Соловецкое сидение. Этот период был ознаменован не только религиозным, но и социальным противостоянием, в корне меняющим взгляды на власть и церковь в России. Важно понимать, что Соловецкое восстание не было спонтанным актом; оно стало итогом долгих лет недовольства и разногласий. Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры.

«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история

Портрет патриарха Никона с клиром. Постепенно вокруг Алексея Михайловича сложился круг лиц преимущественно духовного звания, которые называли себя «ревнителями древнего благочестия». В эту группу входили: боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон 1605—1681 , протопоп Аввакум 1620—1682 и другие. Участники кружка так и не сумели достичь согласия между собой в вопросе реформирования церковной жизни. Аввакум считал, что России следует опираться на старые традиции, отказаться от иностранного влияния и изолироваться от остального мира. Никон, а также Алексей Михайлович и его приближённые, наоборот, придерживались мнения, что возвышения не достичь без опоры на знания и опыт других народов и государств. Протопоп Аввакум Реформа патриарха Никона Новгородский митрополит Никон, которому покровительствовал царь Алексей Михайлович, в 1652 г.

В 1653—1655 гг. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными, а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца. Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус. Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались. Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство, ведь греческая церковь запятнала себя в 1439 г.

Тем не менее Церковный собор, созванный в 1654 г. Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем испортились, так как царь не желал делить ни с кем свою власть. Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе. Самолюбивый Никон не мог стерпеть пренебрежительного отношения к себе, поэтому в 1658 г. Никон надеялся, что царь одумается, забудет о противоречиях и пригласит его обратно в Москву. Однако эти надежды не сбылись: напротив, Алексей Михайлович решил созвать Церковный собор, чтобы судить Никона за самовольное отречение от сана.

Церковный собор состоялся в 1666 г. На соборе был установлен приоритет светской власти над духовной — православные патриархи из других стран, присутствовавшие на суде, полностью поддержали Алексея Михайловича. Никон был признан виновным в самовольном оставлении церкви, поэтому по итогам суда его окончательно лишили сана и пожизненно заточили в Ферапонтовом монастыре.

Начало восстания По приказу правительства царский стряпчий Игнатий Волохов прибыл в Соловки с небольшим отрядом стрельцов. Именно тогда и началась осада. Как я уже отметила, Соловецкий монастырь представлял собой хорошо укреплённую крепость, имеющую необходимое вооружение и провиант. Достаточно долгое время Алексей Михайлович рассчитывал, что конфликт удастся решить миром. На зиму стрельцы удалялись в Сумской острог, а по весне снова возвращались к стенам монастыря. Такая ситуация продолжалась почти четыре года, однако затем инициатива перешла в руки воеводы Ивана Мещеринова. Он возглавил осаду, поклявшись: тех, кто решит добровольно сдаться, ждёт прощение.

Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Противостояние стрельцов и монахов В 1675 году число стрельцов, участвующих в осаде Соловецкого монастыря, уже достигло полутора тысяч. За одно только лето эта сторона потеряла 35 человек, а более 80 были ранены. Мещеринов настаивал на активизации военных действий. Стрельцы постепенно создавали подкопы к стенам монастыря. Как и в любых военных действиях ни одна из сторон не могла быть уверена в отсутствии предателей. В 1676 году к стрельцам пришёл один из перебежчиков, чернец Феоктист, что рассказал, как можно проникнуть в монастырь, используя ров у Онуфриевой церкви.

К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией Русско-шведская война 1656—1658. Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники 425 человек на 1657 год владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря Кемь, Сумский острог. Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Милорадович «Чёрный собор». В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов.

Церковный собор 1666-1667 гг. Вместо назначенца монахи избрали себе игуменом ссыльного Никанора. Он и казначей Геронтий подвигли монастырь на открытое неповиновение. Открытое возмущение монахов В 1667 г. Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы». Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет.

Соловецкий бунт: почему монахи восстали против царя Алексея Михайловича

После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе[ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд А. Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [5]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания.

Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.

Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14 [6]. В старообрядчестве она совершается по крайней мере с конца XVIII века, этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников [8]. Кондак , глас 2.

Соловецкое восстание в культуре[ править править код ] В первой серии советского многосерийного фильма « Михайло Ломоносов » рыбак-помор рассказывает юному Ломоносову историю восстания. Соловецкому восстанию посвящена песня Александра Городницкого «Соловки».

Постепенно накапливавшееся недовольство патриархом Никоном вылилось в 1657 году в решительный отказ монастыря во главе с его тогдашним архимандритом Ильей принять новопечатные богослужебные книги.

Неподчинение монастыря приобретало различные формы в следующие годы и в значительной мере определялось давлением снизу живших в монастыре мирян в первую очередь трудников и рядовых монахов. Последующие годы заполнены многочисленными событиями, во время которых монастырь, раздираемый внутренними противоречиями, в целом все же отказывался подчиниться не только церковной власти патриарха, но и светской власти царя». В ответных челобитных Собор, братия, «бельцы» и миряне во всем обещали покориться царской власти, но просили лишь «веры не переменять».

Но в монастыре все более заметны становились разногласия: основная масса братии, выступая против нововведений Никона, выражали и свое недовольство монастырским управлением, требуя устранения игумена Варфоломея. Опираясь на служилых и черных людей, они высказывали все более радикальные идеи сопротивления. Одновременно выделилась небольшая группа монастырской братии, которая склонялась к компромиссу с властью и принятию церковной реформы.

В октябре 1666 г. В феврале 1667 г. Вызванные старцы и монастырские слуги на допрос не явились.

В ответ неподчинению, 27 декабря 1667 г. Среди бельцев была привилегированная группа, примыкавшая к братии и к соборной верхушке. Это прислуга архимандрита и соборных старцев служки и низший состав духовенства: дьячки пономари, клирошане служебники.

Основную же массу бельцев составляли трудники и работные люди, обслуживавшие внутримонастырское и вотчинное хозяйство и эксплуатируемые духовным феодалом. Среди трудников, работавших «по найму» и «по обещанию», то есть бесплатно, дававших обет «богоугодным трудом искупить грехи свои и заслужить всепрощение», было много «гулящих», беглых людей: крестьян, горожан, стрельцов, казаков, ярыжек. Они-то и составили основное ядро восставших.

Хорошим «горючим материалом» оказались ссыльные и опальные, которых насчитывалось на острове до 40 человек. Кроме трудового люда, но под его воздействием и давлением к восстанию примкнула часть рядовой братии. Этому не приходится удивляться, ибо черные старцы по своему происхождению были «все крестьянскими детьми» или выходцами из посадов.

Однако по мере углубления восстания иноки, напуганные решительностью народа, порывали с восстанием. Важным резервом восставшей монастырской массы были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и иных промыслах, приходившие под защиту стен Соловецкого кремля». И стало у них за воровство и за капитонство, а не за веру стоять.

А в монастырь де в разиновщину пришли многие Капитоны чернцы и белцы из понизовых городов, те де их воров и от церкви и от отцов духовных отлучили. Да у них же де в монастыре собралось московских беглых стрелцов и донских казаков и боярских беглых холопей и розных государственных иноземцев... В распоряжении восставших было 990 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения».

На первом этапе вооруженной борьбы 1668 - 1671 гг. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов. В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать.

Борьба эксплуатируемых масс с правительством и церковью, подобно многим выступлениям эпохи средневековья, приняла религиозную оболочку, хотя на деле под лозунгом защиты «старой веры» демократические слои населения боролись против государственного и монастырского феодально-крепостнического угнетения. На эту особенность революционных выступлений задавленного темнотою крестьянства обращал внимание В. Он писал, что «...

Но блокада затягивалась, а в Поволжье и на юге России разгоралась крестьянская война под предводительством С. Началась вооруженная борьба соловчан с правительственными войсками. Начало Соловецкого восстания совпало с разгоравшейся в Поволжье крестьянской войной под предводительством С.

Оно было окончательно завершено под воздействием разинцев, которые стали прибывать в монастырь с осени 1671 года». К руководству восстанием пришли беглый боярский холоп Исачко Воронин, кемский житель Самко Васильев, разинские атаманы Ф. Кожевников и И.

Начался второй этап восстания 1671 - 1676 гг. Восстание принимает ярко выраженный антифеодальный и антиправительственный характер, становится продолжением крестьянской войны под предводительством С. Далекий Север России стал последним очагом крестьянской войны».

Тем же, кто упрекал их в грехопадении, отвечали: «мы де и без священников проживем». Новоисправленные богослужебные книги жгли, рвали, топили в море. Восставшие «отставили» богомолье за великого государя и его семью и слышать больше об этом не хотели, а иные из мятежников говорили про царя «такие слова, что не только написать, но и помыслить страшно».

В массе своей они порывают с движением и пытаются отвлечь трудовой народ от вооруженной борьбы, становятся на путь измены и организации заговоров против восстания и его руководителей. Только фанатичный сторонник «старой веры» ссыльный архимандрит Никанор с кучкой приверженцев до конца восстания надеялся с помощью оружия отменить никоновскую реформу. Народные вожаки решительно расправлялись с реакционно настроенными иноками, занимавшимися подрывной деятельностью: одних они сажали в тюрьмы, других выдворяли за стены крепости.

Население Поморья выражало сочувствие мятежному монастырю и оказывало ему постоянную поддержку людьми и продовольствием. Благодаря этой помощи восставшие не только успешно отражали приступы осаждавших, но и сами совершали смелые вылазки, которые деморализовали правительственных стрельцов и наносили им большой урон». Осажденные значительно укрепили остров.

Они вырубили лес вокруг пристани, чтобы никакое судно не могло подойти к берегу незамеченным и попало в зону обстрела крепостных орудий. Низкий участок стены между Никольскими воротами и Квасопаренной башней подняли деревянными террасами до высоты других участков ограды, надстроили низкую Квасопаренную башню, на Сушильной палате устроили деревянный помост раскат для установки орудий. Дворы вокруг монастыря, позволявшие неприятелю скрытно приближаться к кремлю и осложнявшие оборону города, были сожжены.

Вокруг монастыря стало «гладко и ровно». В местах возможного приступа положили доски с набитыми гвоздями и закрепили их. Была организована караульная служба.

На каждую башню посменно выставлялся караул из 30 человек, ворота охраняла команда из 20 человек. Значительно укрепили и подступы к монастырской ограде. Перед Никольской башней, где чаще всего приходилось отбивать атаки царских стрельцов, вырыли окопы и обнесли их земляным валом.

Здесь же установили орудия и устроили бойницы. Все это свидетельствовало о хорошей воинской подготовке руководителей восстания, их знакомстве с техникой оборонительных сооружений». Разина правительство перешло к решительным действиям против Соловецкого восстания.

Весной 1674 г. Под его начальство поступило до 1000 стрельцов, артиллерия. Осенью 1675 г.

Стрельцы провели подкопы под три башни: Белую, Никольскую и Квасопаренную. Под руководством опытных в военном деле беглых донских казаков Петра Запруды и Григория Кривонога в монастыре возводились укрепления. В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 гг.

В монастыре накануне его падения было, по словам перебежчиков, хлебных запасов на семь, по другим данным - на десять лет, коровьего масла на два года. Только в овощах и свежих продуктах чувствовался недостаток, что привело к вспышке цинги. От цинги и ран умерло 33 человека».

Его предали изменники-монахи. Монах-перебежчик Феоктист провел в монастырь тайным ходом отряд стрельцов. Через открытые ими башенные ворота в крепость хлынули главные силы И.

Восставшие были застигнуты врасплох. Началась расправа. Почти все защитники монастыря погибли в короткой схватке.

В живых осталось только 60 человек.

Мещеринов сумел добиться увеличение стрелецкого отряда до 1,5 тысяч человек и начал беспощадно бросать их в штурм на укрепления монастыря. На протяжении всего 1674 г. Сторонники царя были изгнаны из монастыря и силы осаждённых существенно сократились. К весне 1675 г. Соловецкий монастырь находился в полном окружении, а его защитнике подвергались постоянным обстрелам и штурмам стрелецких войск, которые выполняли свою задачу и постепенно изматывали осаждённых. К концу года он уже не видел возможности взять штурмом Соловки и именно в этот момент свою решающую роль сыграли изгнанные из монастыря монахи. Они пришли к воеводе на аудиенцию и сообщили ему о слабостях в укреплениях монастыря. Мещеринов воодушевился и начал готовить все свои стрелецкие отряды для решительного удара.

Финальный штурм начался в ночь с 1 на 2 февраля 1676 года и по его итогу Соловецкий монастырь был захвачен. Итоги и последствия Суд над монахами был проведён прямо на территории Соловецкого монастыря. Лидеры восставших и главные организаторы обороны монастыря были казнены. Остальных восставшие были разосланы по разным тюрьмам. Жестокое подавление восстания произвело тяжелое впечатление на остальных старообрядцев и вынудило их рассредоточиться по всей территории Руси.

Некоторые просто перебегали к ним, вливаясь в ряды обороняющихся, чье количество достигало 700 человек. По деревням и селениям зачитывали указ, отписывающий вотчины монастыря на царя, но крестьяне продолжали снабжать осажденных. Огромный духовный авторитет старинной обители, складывавшийся столетиями, уничтожить росчерком пера было невозможно. Сочувственно относилась к восставшим и часть царского войска, состоявшего на первых порах преимущественно из стрельцов — архангельских, холмогорских, кемских, вологодских — все они не отличались желанием воевать с монастырем. Продолжавшаяся в течение нескольких лет осада не приносила ощутимых результатов.

Соловецкий монастырь превращался в дестабилизирующий фактор для обширного северного региона. Оттуда потоком лилась пропаганда против церковных новшеств, раздавались призывы сжигать новые книги, ломать четырехконечные кресты, кои называли «латинским крыжем», уничтожать даже утварь с их изображением. Вместо царя и патриарха начали молиться за здравие православных архиепископов, то есть за тех, кто не принял реформу. Осажденные также впервые ввели не только религиозные, но и бытовые разграничения между «верными» и «неверными», вплоть до выделения последним особой посуды. Требовали перекрещивать греков и киевлян, а находившихся в монастыре ссыльных украинцев изолировали от остальных. Разочарование итогами Большого собора дало толчок к формированию беспоповской идеологии, превратившейся затем в ведущий народный религиозный тренд. Ее начала были разработаны одним из книжников Соловков Герасимом Фирсовым. В своем «Трактате о двуперстии» он заключил: если духовные наставники погрешат против веры и будут прельщать ересями, то это не пастыри, а лжеучителя, противопоставляющие себя христианским идеалам благолепия. Вину за смущение церкви Фирсов полностью возлагал на верховных иерархов, а также на тех священников, которые не проявили решимости в отторжении зла. Как установили специалисты, беспоповская практика постепенно утверждается в монастыре: чтение текстов перешло от священников к верующим, последовали изменения в исповеди, в погребальном обряде и т.

Несложно понять, что все происходящее вызывало у властей не только раздражение, но и серьезную тревогу. Соловецкий мятеж, учитывая поддержку населения, мог длиться долго. Поэтому ликвидация этого очага смуты превращается в неотложную задачу правительства. В сентябре 1673 года от командования осадой отстраняются воеводы Волохов, а затем Иевлев, чьи действия признаны неэффективными. На смену им приходит новое руководство в лице И. Мещеринова, хотя в действительности его фамилия была Мещерский. Этот персонаж был преисполнен решительности и жестокости по отношению к восставшим.

Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами?

Все началось в 1653 году, вследствие неожиданно обрушившейся в Великий пост церковной реформы, затеянной патриархом Никоном. Вместе с паломниками до монастырской братии дошел слух о том, будто в московских церквях стали креститься не двумя, а тремя перстами. А в 1657-м нововведения коснулись и самого монастыря: от патриарха пришли новые служебные книги. Но иноки, уже осведомленные о реформе и лично знавшие самого Никона, заперли еретические книги под замок, не читая.

Никон против Соловков Разногласия Никона с братией Соловецкого монастыря начались задолго до его патриаршества. Еще в 1639 году он был изгнан отсюда. А через десять лет, став митрополитом Новгородским и Великолукским, принялся всячески притеснять оказавшихся в его подчинении соловецких монахов.

Дошел он и до откровенного грабежа: мало того, что "одолжил" из монастырской библиотеки несколько книг, заплатив лишь за одну, и присвоил себе подаренную Симеоном Бекбулатовичем монастырю золотую запонку с яхонтом и изумрудом, так еще и вывез в Москву останки митрополита Филиппа. Архимандрит Никанор Главным идеологом восстания стал популярный среди монахов старец Никанор. С его личностью связан и конфликт царя с Соловецким монастырем.

Так совпало, что именно в 1653 году, когда появились первые признаки церковного раскола, скончался настоятель монастыря и в новые настоятели братия выбрала Никанора. Однако в Москве этого решения не утвердили, а навязали монастырю игумена Варфоломея. Об отношениях его с иноками свидетельствует хотя бы тот факт, что последние писали царю на него доносы, а в 1666 году подняли против него мятеж.

Никанор же в 1653-м был назначен архимандритом Звенигородского монастыря и стал духовником самого царя Алексея Михайловича. Но здесь он прослужил всего семь лет, и в 1660 году из-за того, что не скрывал своего резкого неприятия церковной реформы, был возвращен на Соловки.

Кто стоял во главе восстания Во главе Соловецкого восстания стоял архимандрит Авраамий. Он был ключевой фигурой в событиях, которые развернулись на Соловецких островах в 1668 году, когда монашеское сообщество Соловецкого монастыря вступило в открытое противостояние с церковными реформами патриарха Никона. Авраамий и его сторонники отказались признать нововведения, воспринимая их как измену основам православной веры. Это привело к длительной осаде монастыря, которая продолжалась несколько лет и вошла в историю как Соловецкое сидение. Причины восстания старообрядцев: глубинный анализ Соловецкое восстание причины его возникновения зародились задолго до событий 1668 года. Среди основных факторов, спровоцировавших конфликт, можно выделить: реформы патриарха Никона, это были радикальные изменения в церковных обрядах и текстах, которые многие восприняли как отступление от истинной веры; попытки централизованной власти укрепить свой контроль над церковью и обществом; социальное недовольство, которое было вызвано ростом обложений и налогов, а также усилением феодального гнета.

Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе. Самолюбивый Никон не мог стерпеть пренебрежительного отношения к себе, поэтому в 1658 г. Никон надеялся, что царь одумается, забудет о противоречиях и пригласит его обратно в Москву. Однако эти надежды не сбылись: напротив, Алексей Михайлович решил созвать Церковный собор, чтобы судить Никона за самовольное отречение от сана. Церковный собор состоялся в 1666 г. На соборе был установлен приоритет светской власти над духовной — православные патриархи из других стран, присутствовавшие на суде, полностью поддержали Алексея Михайловича. Никон был признан виновным в самовольном оставлении церкви, поэтому по итогам суда его окончательно лишили сана и пожизненно заточили в Ферапонтовом монастыре. Противников церковной реформы стали называть старообрядцами. Руководителям старообрядцев за неповиновение полагалась смерть на костре. Так начался раскол в Русской православной церкви. Хочу поступить в лучший вуз! Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее Скачать гайд Принимаю условия соглашения и даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях политики конфиденциальности Протопоп Аввакум и старообрядцы Лидером движения старообрядцев выступил протопоп Аввакум. Старообрядцы считали, что реформа Никона разрушает традиционную православную веру, поэтому различными способами выражали протест: бежали в леса, устраивали коллективное самосожжение, отказывались подчиняться царской власти и нести повинности, вступали в вооружённые столкновения с правительственными войсками. Среди старообрядцев оказались представители различных социальных слоёв: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Например, известной подвижницей старообрядчества была боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова. За взгляды её лишили имений, сослали и уморили голодом. Вскоре после смерти отца по указанию матери 17-летний Аввакум женился на обедневшей 14-летней Анастасии, дочери кузнеца. Будучи священником, Аввакум был известен своей строгостью нравов и убеждений. В этот период сформировались его взгляды, характерной чертой которых была склонность к аскетизму. За праведную жизнь и непреклонный суровый характер Аввакум получил сан протопопа. Аввакум настолько строго обличал грехи прихожан и пороки священников, что попал в немилость к населению. Около 1651 г.

Усолье состояло из нескольких варниц, амбаров для хранения соли, кузницы, изб, где жили работные люди, часовни или церкви. Бывали там и скотные дворы. Крупные усолья представляли собой целые слободы, например, в 1669 г. Мелкие усолья состояли из 4—5 изб. Как уже говорилось выше, обеспечение работников соляных промыслов лежало на монастыре. В 1590 г. Управляли усольями монахи-приказчики. Соль собиралась в рогожи мешки и с началом навигации сплавлялась по рекам в Турчасов, Каргополь, Устюг, Великий Новгород, Вологду, Кострому, Ярославль. Главным центром соловецкой соляной торговли была Вологда. Доставка туда огромного каравана с соляными рогожами представляла собой задачу особой сложности. Для перегрузки соли из амбаров на суда насады и дощанники нанимались сотни грузчиков. В 1603 г. Для его перегрузки были наняты в Устюге 314 человек. В Тотьме их количество увеличилось до 592 человек. В 1620 г. В 1638 г. В 1644 г. Если не удавалось продать всю соль в Вологде, её везли на возах в Москву. Часть соли поморские торговцы покупали на месте производства, на усольях. Соляной промысел Соловецкого монастыря в Поморье был огромной мануфактурой. В этой хозяйственной деятельности участвовали тысячи людей, крестьяне поморских сёл и деревень, торговцы Холмогор, Турчасова, Великого Новгорода, Устюга, Тотьмы, Вологды и других городов и слобод. Для Соловецкого монастыря соляной промысел был предметом особой гордости, очередным напоминанием, что эта обитель — особая, «не в образец» иным. Древнейшим монастырским промыслом было рыболовство. В основном ловили беломорскую сельдь, которая шла для внутреннего употребления и на продажу. Промысловые участки на побережье именовались «тонями». Здесь стояли избы для рыбаков, амбары для рыбы и хранения сетей. Тони мерялись неводами. Многие рыболовные тони монастырь сдавал в аренду местным крестьянам-рыбакам. На острове ловили рыбу в озёрах. Ещё при игумене Филиппе были устроены искусственные пруды для разведения рыбы. На Соловецких островах также промышляли нерпу, лахтака тюленя и белуху. Этот промысел именовался «мурманским». Из морского зверя топили сало для нужд монастырского хозяйства. На нерпу и тюленя охотились круглый год, били на льду и на берегу. Белое море в окрестностях Соловецкого монастыря. Автор фото Игорь Георгиевский, GeoPhoto. Русская слюда также шла на экспорт в Западную Европу. Крупнейшие месторождения слюды были в Керетской волости, здесь ежегодно добывали более четырёхсот пудов.

Соловецкое восстание (1668–1676)

Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Бунт против новшеств, внедрённых Никоном, особенно ярко проявляется в монашеской среде. С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о Соловецком восстании. Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. На реформе церкви и получении неограниченной власти над верующими Никон не остановился: он выдвинул идею о первенстве церковной власти над властью светской и стал претендовать на роль соправителя царя, как некогда Филарет фактически правил государством при Михаиле.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий