13. Менделеева Анна Ивановна Портрет Д. И. Менделеева 1906 холст, масло 103,0 × 86,0 см Санкт-Петербургский государственный университет. Вас ждут стоковые изображения в HD по запросу «Дмитрий иванович менделеев» и миллионы других стоковых фотографий, трехмерных объектов. Портрет еева в мантии доктора права Эдинбургского университета.
Дмитрий Иванович Менделеев
Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д. Менделеева не была полностью опубликована — в сокращённом виде она была представлена в 1864 году в четвёртом выпуске «Технической энциклопедии», посвящённой стекольному производству. Через взаимосвязь освещаемых в работе вопросов Д. Менделеев последовательно приближался к постановке и решению наиболее существенных в его научном творчестве проблем: выявлению закономерностей при классификации элементов, построению системы, характеризующей соединения через их состав, строение и свойства, создание предпосылок формирования зрелой теории растворов [13].
Весы, сконструированные Д. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ В первой части этого труда Д. Менделеева — детального критического анализа литературы, посвящённой вопросу, им высказана оригинальная мысль о связи молекулярного веса и объёма газообразных тел.
Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара. Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д.
Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро , так как гипотеза , в виде которой закон был сначала сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…» [63]. Опираясь на колоссальный [47] фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению.
Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г. Копп , И. Шрёдер и др.
Менделеев ищет не формальные количественные закономерности в объёмах, а старается установить связь между количественными соотношениями объёмов и совокупностью качественных характеристик вещества. Таким образом он приходит к выводу, что объём, подобно кристаллической форме, является критерием сходства и различия элементов и образуемых ими соединений, и делает шаг в направлении создания системы элементов, прямо указывая на то, что изучение объёмов «может служить на пользу естественной классификации минеральных и органических тел». Особый интерес представляет часть, именуемая «О составе кремнезёмных соединений».
С исключительной глубиной и обстоятельностью Д. Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния [13].
Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д. Менделеева в науке. Возможно, именно этот факт сыграл определяющую роль в его выборе, во всяком случае, данная тема, непосредственно связанная с химией силикатов, в той или иной форме закономерно соприкасается со многими другими его изысканиями [62].
Место силикатов в природе лаконично, но с исчерпывающей ясностью определено Д. Менделеевым [64] : Как органическая материя обуславливается присутствием углерода и им изобилует, так и минеральное царство изобилует кремнезёмистыми соединениями [65]. Эта фраза указывает и на понимание учёным первостепенного утилитарного значения силикатных материалов, древнейших и самых распространённых в практике, и на сложность химии силикатов; поэтому интерес учёного к данному классу веществ, помимо известного практического значения, был связан с развитием важнейшего понятия химии — химическое соединение, с созданием систематики соединений, с решением вопроса о соотношении понятий: химическое соединение определённое и неопределённое — раствор.
Чтобы осознать важность и научное значения самой постановки вопроса, актуальность его и по прошествии более чем столетия, достаточно привести слова одного из специалистов в области химии силикатов, академика Михаила Михайловича Шульца , сказанные им на XIII Менделеевском съезде , прошедшем в дни 150-летнего юбилея Д. Изучение стекла помогло Д. Менделееву глубже понять природу кремнекислых соединений и на этом своеобразном веществе увидеть некоторые важные особенности химического соединения вообще [62].
Темам стеклоделия, химии силикатов и стеклообразного состояния Д. Менделеевым посвящено около 30 работ. Опыт химической концепции мирового эфира.
Нью-Йорк — Лондон — Бомбей. Попытка химического понимания мирового эфира. Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности.
Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды. Концепция « мирового эфира » имела в XIX веке большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию.
Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». Одна из гипотез Д. Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий газ с очень малым весом.
Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир!
Мероприятие приурочено к 180-летию со дня рождения Дмитрия Менделеева. При этом мало кто знает о его участии в становлении Томского политеха. Дмитрий Менделеев входил в состав комитетов, разрабатывавших проекты строительства вуза, помогал оснащать лаборатории и кабинеты Томского технологического института новейшим оборудованием, подбирал профессиональные научные кадры. За что и стал в 1904 году Почётным членом института.
Репин написал два портрета Менделеева. На картине 1885 года он запечатлел Дмитрия Ивановича в мантии доктора Эдинбургского университета.
Эта почетная степень была присуждена ученому в 1884 году, когда он участвовал в торжествах по случаю 300-летия университета. Менделеев Дмитрий Иванович 1834 — 1907 , российский ученый, педагог, общественный деятель. Открыл 1869 периодический закон. Оставил свыше 500 печатных трудов. Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» 1861 год.
Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 г. С 1892 г. Скончался 2 февраля 1907 г. Other albums.
Замечательные люди. Менделеев Дмитрий Иванович.Пси-портрет
Словесный портрет Менделеева, написанный художником Яковом Минченковым, выглядит так: «Разговор вел простой. Д. И. Менделеев в мантии доктора прав Эдинбургского университета. Акварельный портрет работы И. Е. Репина. Спустя годы Менделеев выпустил фундаментальный труд «Исследование водных растворов по удельному весу», который начал со слов благодарности матери. Мы видим портрет Д.И. Менделеева в профиль. Изображение погрудное, обращено влево. Главная → Репин Илья → Картины → Портрет Менделеева в мантии профессора. Словесный портрет Менделеева, написанный художником Яковом Минченковым, выглядит так: «Разговор вел простой.
Центр города украсил портрет Дмитрия Менделеева
Мария Дмитриевна, оставшись к тому времени с двумя детьми, Дмитрием и Елизаветой остальные разъехались кто куда , отправилась с ними в Москву, надеясь определить своего младшенького «последыша» в университет. По правилам того времени Менделеев мог поступить только в Казанский университет, т. Мария Дмитриевна надеялась, что помогут связи ее брата, но этого не произошло. От предложения устроить сына в канцелярию губернатора Мария Дмитриевна категорически отказалась — не для того она его на последние деньги привезла в первопрестольную, — поэтому весной 1850 г. Менделеевы выехали в Петербург. Сколько-нибудь определенного призвания он в себе еще не чувствовал и в конце концов оказался в педагогическом институте хотел было пойти в медицинскую академию, да в анатомическом театре при вскрытии ему стало дурно. Менделеев Главный педагогический институт имел с Петербургским университетом не только общую крышу оба располагались в здании петровских Двенадцати коллегий , но и — что особенно важно — общую профессуру, в которую входили такие известные ученые, как физик Э. Ленц, биолог Ф. Брандт, математик М. Остроградский, химик А.
Как позже признается ученый, он «обязан Главному педагогическому институту всем своим развитием» Менделеев, 1995, с. В сентябре того же года умерла Мария Дмитриевна, весной 1852 г. Юный студент, оставшись один в чужом и холодном Петербурге, много болел, у него началось кровохарканье, институтский доктор даже считал, что это конец. Но, к счастью, чахотка его миновала и дела пошли на поправку. По мере выздоровления Дмитрий все больше времени отдавал учебе. Студенческие рефераты, доклады и первые самостоятельные исследования Менделеева поразительно разнообразны по тематике: «Описание Тобольска в историческом отношении», «О школьном образовании в Китае», «Об ископаемых растениях», «О телесном воспитании детей от рождения до семилетнего возраста», «Опыт исследования о грызунах Петербургской губернии», «Химический анализ ортита из Финляндии» и т. Уже в этих студенческих работах проявились такие важнейшие особенности творчества Менделеева, как политематичность и нацеленность на самые трудные, глобальные проблемы. В своих двух диссертациях — кандидатской «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу», 1855 г. Но для него, как натурфилософа, важно было даже не дойти до цели, но как можно больше увидеть по дороге к ней.
Менделееву представилась возможность за казенный счет отправиться на стажировку в Германию. Он выбрал Гейдельбергский университет, где преподавали такие знаменитости немецкой науки, как Р. Бунзен, Г. Кирхгоф, Э. Однако работать в лаборатории «папаши Бунзена» Менделеев не смог. Как он объяснил в письме своему другу и соратнику Л. Шишкову, «ничего-то мне там необходимого нет в этой лаборатории, даже весы и те куды как плоховаты, а главное нет чистого, покойного уголка, где можно было бы заниматься... Все интересы этой лаборатории, увы, самые школьные: масса работающих — начинающие. Я решился устроить все у себя дома» Младенцев, Тищенко, 1938, с.
Из двух лет, проведенных Менделеевым за границей, почти полгода ушло у него на путешествия по Европе. Часть поездок он совершил вместе с И. Сеченовым и А. Бородиным — молодыми учеными, с которыми очень сблизился в Гейдельберге. Цели поездок были самые разнообразные: купить приборов и реактивов в Париже «там у меня дела были, там и повеселились», — сдержанно сообщал он своей будущей жене , принять участие в Первом международном химическом конгрессе в Карлсруэ 1860 , просто полюбоваться видами Швейцарии и Италии. Много лет спустя, отвечая на вопрос, почему по возвращении в Россию он взял себе много работы, Менделеев высказался как всегда просто и откровенно: «когда я жил за границей, у меня была интрижка, а от нее плод, за который и пришлось расплачиваться» там же, с. Пришлось «молодому отцу» занять 1000 руб. Вышнеградского, знакомого по педагогическому институту, ставшего впоследствии министром финансов России. История эта, надо сказать, доставила Дмитрию Ивановичу много переживаний: «Все мои беды от того, что не единственно направление моей воли, то она уму повинуется...
Что касается «деликатных опытов», то исследования явления капиллярности, проведенные Менделеевым в Германии, хотя и дали некоторые интересные результаты, но главный вопрос — о связи между поверхностным натяжением жидкости, ее плотностью, молекулярной массой и химическим составом — так и остался без ответа. Осознав теоретическую бесперспективность дальнейших исследований, Менделеев воодушевился новой, еще более грандиозной целью: «... Полное решение вопроса очень сложно. Трудно сказать, куда бы завела Дмитрия Ивановича намеченная им программа исследований, заведомо не обещавшая «желаемого результата», но тут ему несказанно «повезло» — в январе 1861 г. Пришлось ему возвращаться на родину. Менделеев А там положение молодых ученых было совсем иным, нежели за рубежом, о чем он вскоре откровенно и жестко написал попечителю Петербургского учебного округа: «... Все они в два-три года пребывания за границей успели много сделать для науки... Сравнительно с этим коротким временем — долго живут они в России, но производительность их мала, несмотря на то, что желания и интерес к науке остались часто те же или еще более развились. Причин на то много.
Главные, конечно, две: недостаток во времени и недостаток в пособиях, необходимых для занятий. Именно так и случилось. Несмотря на ходатайство физико-математического факультета, Совет университета отклонил его кандидатуру по причине недостатка средств. А может, сказалось непонимание целей и стремлений Менделеева со стороны некоторых профессоров университета, о чем упоминал в своем письме Ильин: «Ленц... Так, обширным научным планам Менделеева не суждено было сбыться. Прав оказался Сеченов, годом ранее вернувшийся на родину: «Пробыл всю святую в Москве, signore miei Менделеев и Бородин, и потому запоздал немного ответом... Неурядица на святой Руси страшная. Петербургская публика к науке охладела... Хандре моей не дивитесь — посмотрю я, что сами запоете, когда вернетесь» там же, с.
Пришлось Дмитрию Ивановичу по возвращении на родину не планы научные строить, а искать средства к существованию. Однако такое грубое вмешательство социального фактора в когнитивную историю имело, как показали дальнейшие события, свои плюсы. Уже через неделю после приезда Менделеев договорился с издательством «Общественная польза» о своем участии в переводе руководства профессора технологии Вюрцбургского университета И. По мере работы над текстом выяснилось, что приходится «во многих местах... В период с 1862 по 1869 г. Мысль о пользе и значении технической энциклопедии меня преследует и до сих пор, но сделать это дело выгодным — я не мастер» Архив Д. Менделеева, 1951, с. С началом учебного года Дмитрий Иванович много времени стал уделять педагогической деятельности, отчасти вынужденной. Начиная с осени 1861 г.
Но оно и хорошо — ведь учишься излагать, видишь, где не хватает» Менделеев, 1951, с. Мнения современников о Менделееве как лекторе и преподавателе очень разнились. По мнению физика Б. Вейнберга, в его лекциях завлекала «неизменно сопутствующая им подпочва, философская основа его научных мировоззрений», частые экскурсы в разные области «механики, физики, астрономии, астрофизики, космогонии, метеорологии, геологии, физиологии животных и растений, агрономии, а также в сторону различных видов техники до воздухоплавания и артиллерии включительно» Д. Менделеев в воспоминаниях современников, 1973. Грум-Гржимайло, брат известного географа и зоолога, слушавший у Менделеева лекцию о воде, отмечал, что он «передавал своим ученикам свое умение наблюдать и мыслить, чего не дает ни одна книга. Когда Д. Менделеев учил химически думать, он делал не только свою работу, не только работу всего цикла химических наук, но работу всего естественного факультета» там же, с. А вот мнение биолога А.
Никольского о Менделееве: «Грешным делом он мне не нравился, ни как профессор, ни как человек. Речь состояла в сообщении довольно элементарных сведений... Но под конец он сделал такое сравнение золота с водородом: как водород, говорил он, имеет свойство улетучиваться из герметически запертых сосудов, так и золото имеет свойство улетучиваться из запертых сундуков. Гром аплодисментов раздался по окончании этой речи. Стоявший рядом со мной Н.
Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев». Но это только одна из версий. Возможно, соседский помещик имел отношение к семье, и по другой версии он был крестным отцом Ивану Павловичу, что и сказалось при выборе фамилии. Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было. Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел. Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Эта идея была претворена в жизнь уже в советское время. Рабочий кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1875 году он предложил проект стратостата объемом около 3600 кубических метров с герметической гондолой, предполагая использовать его для подъема в стратосферу. Эта идея была осуществлена лишь в 1924 году, но в 1878 году, находясь во Франции, Менделеев поднимался на привязанном аэростате Жиффара, а в 1887 году совершил подъем на воздушном шаре близ Клина. Он поднялся на высоту три километра и пролетел 100 километров. Его монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» имела большое значение и для кораблестроения. Кстати, именно Менделеев первый предложил использовать Северный морской путь и обосновал его экономическую целесообразность. Он же и принял участие в проектировании первого в мире ледокола арктического класса. Судно получило имя «Ермак», было построено на верфи британского подрядчика к 1898 году, прошло Первую мировую и Великую Отечественную войны и водило караваны по Севморпути вплоть до начала 1960-х годов. Еще одним увлечением ученого, помимо науки, можно назвать изготовление чемоданов. Заниматься он начал этим еще в молодости: когда из-за войны в Симферополе была закрыта гимназия, Менделеев начал делать чемоданы. Это его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович делал дорожные сумки.
Вы здесь И. Репин 1844-1930. Портрет Д. Заглавие с экрана. Электронная репродукция почтовой карточки: И. М 002033. Тираж 5000 экз.
Каждый раз, когда хаос и суета нарушали его до предела насыщенную делами, внутренне напряженную, но в своих бытовых устоях «ровную, сложившуюся окончательно жизнь» — психологическое, а с ним зачастую и физическое состояние Дмитрия Ивановича резко ухудшалось. Разумеется, речь шла не о покое как безделье, а о возможности пусть напряженно, но спокойно и сосредоточенно трудиться. Дмитрий Иванович полностью перестроил имение: возвел скотный двор, конюшни, закупил сельскохозяйственные машины; стал активно участвовать в работе Вольного экономического общества ВЭО — первой в России общественной организации, учрежденной еще Екатериной II с целью распространения полезных для сельского хозяйства сведений. В декабре 1868 г. Менделеев вместе с Н. Верещагиным, братом известного художника, совершил поездку в Бежецкий уезд Тверской губернии для изучения производства молочных продуктов, посетил образцовое хозяйство Н. Интерес ученого к проблемам сельского хозяйства оказался настолько глубоким, что не ослабевал даже в период открытия Периодического закона и разработки учения о периодичности. Получив с утра письмо от А. Ходнева секретаря ВЭО в связи с предполагаемой поездкой, он потом в течение дня работал над составлением таблицы «Опыт системы элементов... До конца месяца ученый занимался статьей «Соотношение свойств с атомным весом элементов», которую потом передал Н. Меншуткину для публикации в «Журнале Русского химического общества» и для сообщения на предстоящем заседании РХО. Сам же 1 марта, разослав отечественным и зарубежным химикам отпечатанные в типографии листки с таблицей, выехал из Петербурга для обследования сыроварен Добротин и др. Случай беспрецедентный! Автор крупнейшего в истории науки открытия, будучи в полном здравии и вполне сознавая значимость достигнутого им, поручает выступить с первым публичным сообщением в профессиональной аудитории коллег-химиков своему другу. Может быть, вернувшись из поездки, Менделеев, не откладывая, выступил с сообщением о своем открытии? Действительно, 20 марта и 10 апреля он сделал доклад, но... Более того, выступая в августе 1869 г. Менделеев Сказанное, разумеется, не означает, что в эти месяцы он вовсе не занимался Периодическим законом. Наоборот, с марта 1869 г. Менделеев разработал все важнейшие аспекты учения о периодичности и определил направление будущих исследований в этой области подробнее об этом см. И тем не менее его работы, посвященные Периодическому закону, настолько тесно переплелись с другими, нехимическими исследованиями, что иногда трудно сказать, какое направление для него было главным. Однако Менделеев в декабре 1871 г. Он обращается к исследованиям в области физики газов, находящихся при низких давлениях, поскольку здесь он видит путь к разрешению таких «капитальных вопросов науки», как определение границ земной атмосферы, пределы применимости понятия об идеальном газе и — по-видимому, главного для него вопроса — существование и физико-химические свойства «мирового эфира». Поначалу менделеевские исследования газов носили характер «кабинетных занятий», но после того, как с ними познакомился председатель Императорского Русского Технического общества РТО П. Кочубей, перед Менделеевым открылись новые перспективы. Была также создана специальная Комиссия под председательством акад. Гадолина для содействия этим работам. С самого начала было оговорено, что Менделеев будет изучать поведение газов не только при очень низких, но и — что особенно интересовало военных — при высоких давлениях. Казалось бы, все прекрасно. Но вскоре начались «недоразумения». Зинин представил Физико-математическому отделению Петербургской академии наук заметку Менделеева и М. Кирпичева об упругости разреженного воздуха. Отделение постановило передать рукопись на рецензию академикам Зинину и Г. Вильду, которые, внимательно изучив изложенные в ней результаты главный состоял в том, что при низких давлениях имеют место отклонения от закона Бойля-Мариотта и осмотрев аппаратуру, на которой эти результаты были получены, заявили, что они не в состоянии вынести определенное суждение о справедливости приведенных в статье выводов, а потому предлагают напечатать заметку Менделеева и Кирпичева в «Бюллетене» Академии «под ответственность авторов за ее содержание». Дальнейшие исследования полностью подтвердили сомнения Зинина и Вильда: все якобы наблюдавшиеся «отклонения» от закона Бойля-Мариотта не превосходили погрешностей измерения. В 2011 г. В трех комнатах бывшей квартиры ученого разместилась его библиотека, часть архива и обстановка домашнего кабинета в Главной палате мер и весов, которые ученики и друзья Менделеева приобрели в 1911 г. Кабинет расположен в той комнате, в которой он был при жизни ученого. При восстановлении обстановки были использованы фотографии, сделанные сотрудником Менделеева Ф. В центре кабинета стоит письменный стол с вещами, которыми пользовался ученый во время работы: перо, очки, пресс-папье, линейки Вильд был первоклассным конструктором тонких научных приборов, и его наметанный глаз сразу уловил несовершенство менделеевской методики. Тонкую и точную характеристику Менделееву-экспериментатору дал впоследствии акад. Вальден: «У него было слишком много идей; его живой ум увлекал его все к новым проблемам; его научная фантазия была неисчерпаема, но для узко ограниченных вопросов у него не хватало выдержки, а может быть и школы тренировки , так как в свое время он отказался от представлявшейся возможности пройти эту школу у старого маэстро Бунзена. Как экспериментатор он был, как говорят американцы, selfmademan, самоучка, со всеми его достоинствами и недостатками; он видел трудности там, где их не было, при этом мог игнорировать действительные ошибки. И тем не менее он был на редкость точный и осторожный наблюдатель... В марте 1875 г. Менделеев представил в РТО первую часть отчета о своих экспериментах по физике газов, после чего он «стал получать напоминания о скорейшем представлении дальнейших отчетов, указания на желательность исследования, в первую очередь, упругости газов при больших давлениях, что интересовало морское и военное ведомства, а не при малых, которыми очень заинтересовался сам Д. Менделеева малые давления интересовали в связи с поисками мирового эфира подробнее об этом см. В результате лица, формально взявшие на себя ответственность перед правительством за проведение исследований газов Кочубей, Гадолин и секретарь РТО Ф. Львов , оказались в весьма неприятной ситуации, тем более, что тон ответов Менделеева становился все более резким и в апреле 1878 г. В своем письме Ф. Львову он написал: «... А в этом деле мой покой и мое «лучше» я считаю важнее и существеннее не только приличий или огорчения… других, но даже и того обстоятельства, что Вы сочтете мое письмо и мой отказ за повод к какому-либо недоразумению. Впрочем, настойчивость РТО и военных ведомств, обеспокоенных — не вылетели ли выделенные ими деньги «в мировой эфир» — понять можно. В 1877—1878 гг. Правительственные ассигнования на все гражданские нужды были урезаны до минимума. Последствия войны в том числе и финансовые продолжали сказываться еще многие годы. И в это время «вольный казак» Менделеев, вопреки своим обещаниям и договоренностям, изволил заниматься не вопросами, интересовавшими военных, но поисками мирового эфира, потому что таковы были его личные научные интересы. В субъективном плане работы по физике газов сыграли очень важную роль в творчестве Менделеева, ибо они были так или иначе связаны с его трудами по физике жидкостей, с исследованиями в области метеорологии, метрологии, сопротивления среды, воздухоплавания и т. Но объективно его многолетние и трудоемкие исследования по упругости газов не привели к ожидаемым существенным результатам и не могли сравниться с такими научными достижениями, как Периодический закон и учение о растворах. К научным и жизненным трудностям Менделеева на рубеже 1870—1880-х гг. Кроме того, работе Менделеева препятствовали и иные обстоятельства «во внешней обстановке дела»: загруженность другими занятиями преподавание в университете, напряженный труд по выпуску второго и третьего изданий его учебника «Основы химии», изучение «нефтяных дел», ведение сельскохозяйственных опытов по поручению ВЭО и т. Все эти обстоятельства привели в итоге на рубеже 1870—1880-х гг. Попова, вторая жена Менделеева, — сказывалось в его работах и разговорах. Он написал завещание, собрал все письма за 4 года, писанные ко мне. Дальше передаю с его слов. Этого он, конечно, никому не сказал, но Бекетов и другие сами заметили его состояние» Тищенко, Младенцев, 1993, с. Но если ограничиться чисто научной стороной ситуации, то следует сказать, что провал широко задуманной исследовательской программы по физике газов стал для Менделеева сильным ударом. Положение усугублялось тем, что в эти годы физическая химия, к которой он с молодости питал особый интерес, заметно изменила свой характер. Серьезные изменения намечались и в физике. Все это в целом было непривычно, а подчас и чуждо Менделееву, который корил современную ему научную мысль за то, что она «запуталась в ионах и электронах». И более всего ему были чужды даже не отдельные идеи и теории многие из которых он критиковал вполне заслуженно , но сам стиль и строй физико-химических работ новой волны. В результате он оказался в оппозиции многим крупным открытиям в естествознании второй половины XIX в. Открыв Периодический закон и встав в конце 1871 г. Триумф Периодической системы стал прологом трагического одиночества ее создателя: «я опять очутился один». Его интересы, однако, заметно изменились. Все большее место в его трудах занимают экономические и технологические проблемы, причем доминирующими становятся исследования по технологии и экономике нефтяной промышленности, а с 1882 г. Такая переориентация многих удивляла. Мой голос, я вижу и слышу, созвучит согласно с многими иными русскими» Менделеев, 1897, с.
Портрет Менделеева в мантии профессора
Фотография Менделеева в зрелом возрасте, где видны следы года и мудрости, но при этом сохраняется благородство и уверенность в себе. Все эти фотографии Менделеева позволяют нам лучше понять его личность и вклад в науку, а также оценить его значимость для мировой научной общественности.
Выпуски выходили в печать каждый месяц, кроме летних, то есть девять раз в год. Дмитрий Менделеев добился всемирного призвания еще при жизни, в его научный титул входило более ста наименований. Он имел огромный авторитет в научной области, являлся почетным доктором многих университетов и почетным членом академий наук и научных обществ ведущих стран мира.
В 1880 году за «славную ученую деятельность» Дмитрий Менделеев был избран почетным членом Московского университета и Императорского Московского технического училища сегодня — Московский государственный технический университет имени Н. Ученого не стало в начале 1907 года. В его память Русское физико-химическое общество при Санкт-Петербургском университете организовало первый Менделеевский съезд по общей и прикладной химии.
Благодатный южный климат позволил Менделееву уже в следующем году вернуться в Петербург. Он защитил магистерскую диссертацию и приступил к чтению лекций по органической химии в Петербургском университете. В 1859—1861 гг. В 1865 г. Менделеев защитил докторскую диссертацию, заложившую основы учения о растворах.
В 1869 г.
Он вывел уравнение, связывающее плотность спирто-водных растворов с концентрацией и температурой, и нашел состав, отвечающий наибольшему сжатию и остающийся постоянным при изменении температуры. Этот менделеевский состав водки и был запатентован в 1894 году правительством России, как русская национальная водка — «Московская особая» первоначально «Московская особенная». Тесно связаны с вопросами технологии перегонки и первые работы Менделеева по переработке нефти. В 1863 году он посетил нефтеперегонные предприятия в Сураханах вблизи Баку, где в те годы применялась технология, сходная с перегонкой древесины, дал ряд важных рекомендаций, касающихся условий транспортировки нефти и конструкции тары. Результатом нескольких поездок на юг России с целью изучения нефтяных месторождений явилось предложение Д. Менделеева о расширении районов промышленного освоения район Кубани, Закаспийский край и др. После поездки в США в 1877 г. Весной и летом 1880 г.
Менделеев работал на Константиновском нефтеперегонном заводе близ Ярославля. Здесь он не только реализовал ряд своих технических усовершенствований, но и провел новые исследования нефти. Так, Д. Менделеев установил оптимальный режим перегонки нефти с получением керосина, смазочных масел и других продуктов. Там же, под наблюдением Менделеева был изготовлен специальный аппарат, с помощью которого ученый проводил испытания по непрерывной перегонке нефти. Много внимания уделял Д. Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов.
Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г. Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля. Позже, в 1899 г. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей. Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха.
Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы. При выборе состава нитрующей смеси Д. Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности.
Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д. Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве.
Дом в имении Боблово, где Д. Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты. Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д. Менделееву принадлежит безусловный приоритет. Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России.
Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы. Огромное значение Д. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья. Много сил и времени отдал Д. Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, читал лекции о земледельческой химии. Менделеева по сельскому хозяйству. Педагогическая деятельность Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения.
В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство». Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 гг. В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития. Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство. В работах Д.
Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С. Последний период научной деятельности Работы в области промышленности Портрет Д. Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России. Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей.
Обосновывая программу промышленного развития России, Д. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота.
Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г.
Фото Менделеева
Значительные открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, повлиявшие на развитие химической науки по всему миру, навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных. Портрет Менделеева Дмитрия Ивановича изготавливается на бумаге плотностью 150 гр. или натуральном холсте. Главная» Новости» Портрет менделеев. это коллекция изображений, посвященных выдающемуся русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. В областном центре на трансформаторной будке в центре города появился красивый портрет Дмитрия Ивановича Менделеева. Портрет Д.И. Менделеева работы И. Е. Репина, 1885 г.
В Менделеевске многоэтажный дом украсил мурал с портретом Менделеева
Главная → Репин Илья → Картины → Портрет Менделеева в мантии профессора. Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева теперь украшает стену здания Новгородского химико-индустриального техникума на улице Кочетова. Живописный портрет Менделеева Дмитрия Ивановича, исполненный неизвестным художником. Смотреть фото Менделеев портрет вектор в количестве 31 фотографий в хорошем качестве бесплатно. Менделеев очень быстро втянулся в учебу, привык и к институтскому распорядку, довольно суровому поперву.
НЕИЗВЕСТНЫЙ МЕНДЕЛЕЕВ
Она также очень ответственно относилась к воспитанию и образованию детей — читала им вслух, играла на фортепиано, с четырех лет обучала грамоте. Именно она привила Мите страсть к науке и предопределила его судьбу. Родители Дмитрия Менделеева В их доме царила атмосфера любви, теплоты и доверия, часто бывали ссыльные декабристы. На формирование личности будущего ученого повлиял также дядя Василий, проживавший в Москве. Подросток не раз гостил у него и встречался с посещавшими его дом представителями российской науки и культуры, включая Евгения Баратынского, Михаила Погодина, Николая Гоголя.
Когда Мите исполнилось 13 лет, и он учился в гимназии, умер от туберкулеза его отец. В 1849 юноша получил среднее образование и вместе с сестрой Лизанькой и матерью остальные дети к тому времени уже «вылетели из гнезда» отправился в столицу, намереваясь продолжить обучение в Московском университете. Однако выпускникам Тобольской гимназии предписывалось поступать в Казанском учебном округе, поэтому попытки стать студентом столичного вуза и спустя год — Медико-хирургической академии в городе на Неве оказались безуспешными. Вскоре, благодаря поддержке друга покойного отца, профессора математики Дмитрия Чижова, преподававшего в пединституте, он был принят на отделение естественных наук физмата этого учебного заведения.
Мать добилась для сына казенного обеспечения, но спустя несколько недель после его поступления, как будто исполнив свое жизненное предназначение, скончалась в возрасте 57 лет. В 1852 чахотка унесла также жизнь его сестры Елизаветы. Научная деятельность В 1855 Менделеев с отличием завершил обучение и стал учительствовать вначале в гимназии Симферополя, затем — Одессы на юг его отправили для поправки здоровья по ходатайству вуза перед министерством образования. Спустя год в университете города на Неве он защитил магистерскую диссертацию, в 1857 представил очередную квалификационную работу и в качестве доцента начал читать студентам лекции по химии.
Молодой учёный Дмитрий Менделеев Спустя два года молодой исследователь был отправлен в немецкий Гейдельберг, где занимался вопросами физхимии и познакомился со многими выдающимися просветителями, включая Германа Гельмгольца, Александра Бородина, Ивана Сеченова. В 1860 он присутствовал на съезде в городе Карлсруэ, спустя год издал знаменитый труд «Органическая химия», высоко оцененный Климентом Тимирязевым и заслуживший присвоения АН престижной Демидовской премии. В 1864 г. Кроме этого, он участвовал в создании университетского устава, физико-химического общества, боролся с попытками ограничения прав студентов.
В 1869 году ученый представил закон и свою знаменитую таблицу, систематизировав элементы.
Эти портреты позволяют увидеть его в различных ракурсах и передать его индивидуальность и вклад в науку. Фото Менделеева в молодости, где он предстает перед нами в своей первозданной энергии и стремлении к знаниям.
Спустя годы Менделеев выпустил фундаментальный труд «Исследование водных растворов по удельному весу», который начал со слов благодарности матери.
Оставшись совершенно один, Менделеев ушел в науку, посвящая ей все свободное время. В возрасте 21 года он с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге и сразу же стал преподавателем. Ученый занимался вопросами сельского хозяйства, воздухоплавания и освоения Крайнего Севера. Именно Менделеев изобрел пироколлодийный порох , предложил наилучшие конструкции коромысла, принимал участие в строительстве первого в мире арктического ледокола.
А в возрасте 53 лет исследователь, для того чтобы изучить явление полного солнечного затмения, в одиночку совершил полет на воздушном шаре. Чем однозначно удивил общественность. Менделеев совершил полет для наблюдения полного солнечного затмения. Изобретатель, к слову, страшно обижался , когда ему говорили, что свою знаменитую периодическую таблицу он увидел во сне.
Когда очередной репортер, разговаривая с Менделеевым, упомянул эту байку, тот в сердцах воскликнул : «Я над ней, может, 25 лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку — и готово! Его производство в России было налажено, когда будущий химик был еще ребенком. Менделеев же просто защищал диссертацию на тему «О соединении спирта с водой». По натуре Дмитрий Иванович был человеком страстным и увлекающимся, что в глазах общественности никак не вязалось с образом рассудительного ученого.
Первый раз ученый женился на Феозве Лещевой, падчерице писателя Ершова, того самого автора «Конька-Горбунка». В браке у них родилось 3 детей. Феозва была неглупой женщиной, но никак не могла подстроиться под вздорный характер супруга. Любые мелочи, отвлекающие ученого от занятий наукой, оборачивались скандалом.
Менделеев кричал на домашних, метал в стену вещи и мог впасть в ярость даже из-за недостаточно горячего чая. Поругавшись с женой, он уходил в лес и залезал в дупло, чтобы поработать в абсолютной тишине. Там у него была оборудована своеобразная лаборатория, в которой помещались стул и небольшой столик. Наличие жены и детей не помешало Менделееву сделать предложение гувернантке своей дочери.
Воспылавшая взаимными чувствами девушка все же отказалась, поскольку не хотела быть причиной крушения семьи. Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева.
Новые муралы — один из совместных проектов с градообразующим предприятием — АО «Аммоний», которое оказывает поддержку району в реализации социально ориентированных проектов. Ранее «Татар-информ» сообщал, что художник-самоучка из Агрыза Радик Ибрашев нарисовал граффити в память о Юрии Шатунове. Фото: пресс-служба Менделеевского района РТ.
Человек своеобычный
До этого, в 1864 г. В 1865 г. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил, что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких лет отдельными выпусками.
Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 г. Но, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович Менделеев хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева.
То, что некоторые химические элементы проявляют черты явного сходства, для химиков тех лет не было секретом. Сходство между литием, натрием и калием, между хлором, бромом и йодом или между кальцием, стронцием и барием бросалось в глаза. В 1857 г. Были сделаны даже попытки составить таблицы элементов.
В библиотеке Менделеева хранилась книга немецкого химика Гмелина, который опубликовал такую таблицу в 1843 г. Однако ни одна из предложенных систем не охватывала всю совокупность известных химических элементов. Хотя существование отдельных групп и отдельных семейств можно было считать установленным фактом, связь этих групп между собой оставалась непонятной. Менделееву удалось найти ее, расположив все элементы в порядке возрастания их атомной массы.
Установление периодической закономерности потребовало от него огромного напряжения мысли. Написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, Менделеев стал раскладывать их в разнообразных комбинациях, переставляя и меняя местами. Дело осложнялось тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Тем не менее искомая закономерность вскоре была обнаружена.
Сам Менделеев таким образом рассказывал об открытии им Периодического закона: «Заподозрив о существовании взаимосвязи между элементами еще в студенческие годы, я не уставал обдумывать эту проблему со всех сторон, собирал материалы, сравнивал и сопоставлял цифры. Наконец настало время, когда проблема созрела, когда решение, казалось, вот-вот готово было сложиться в голове. Как это всегда бывало в моей жизни, предчувствие близкого разрешения мучившего меня вопроса привело меня в возбужденное состояние. В течение нескольких недель я спал урывками, пытаясь найти тот магический принцип, который сразу привел бы в порядок всю груду накопленного за 15 лет материала.
И вот в одно прекрасное утро, проведя бессонную ночь и отчаявшись найти решение, я, не раздеваясь, прилег на диван в кабинете и заснул. И во сне мне совершенно явственно представилась таблица. Я тут же проснулся и набросал увиденную во сне таблицу на первом же подвернувшемся под руку клочке бумаги». Таким образом, легенду, будто бы Периодическая таблица приснилась ему во сне, Менделеев придумал сам, для настырных поклонников науки, не понимающих, что такое озарение.
Менделеев, будучи химиком, за основу своей системы взял химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, при этом соблюдая принцип возрастания атомных весов. Ничего не вышло! Тогда ученый просто взял и произвольно изменил атомные веса нескольких элементов например, он присвоил урану атомный вес 240 вместо принятого 60, т. Опубликовав в 1869 г.
Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы. В своей таблице он оставил незаполненные клеточки, однако предсказал атомный вес и химические свойства предполагаемых элементов. Он также поправил ряд неточно определенных атомных масс элементов, и дальнейшие исследования полностью подтвердили его правоту.
Первый, еще несовершенный набросок таблицы в следующие годы подвергся переконструированию. Уже в 1869 г. Менделеев поместил галогены и щелочные металлы не в центре таблицы, как раньше, а по ее краям как это делается теперь. В следующие годы Менделеев исправил атомные веса одиннадцати элементов и изменил местоположение двадцати.
В итоге в 1871 г. Статья была переведена на немецкий язык и оттиски ее были разосланы многим известным европейским химикам. Но, увы, никто не оценил важности сделанного открытия. Отношение к Периодическому закону изменилось только в 1875 г.
Лекокде Буабодран открыл новый элемент — галлий, свойства которого поразительно совпадали с предсказаниями Менделеева он назвал этот неизвестный еще элемент экаалюминием. Новым триумфом Менделеева стало открытие в 1879 г. До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Открытия в 1890-х явления радиоактивности и благородных газов поставили периодическую систему перед серьезными трудностями.
Проблема размещения в таблице гелия, аргона и их аналогов успешно разрешилась лишь в 1900 г. Дальнейшие открытия помогли связать со структурой системы обилие радиоэлементов.
В 1862 г. В этом браке у него родилось трое детей, но одна дочь умерла в младенчестве. В 1865 г. Лещева с детьми большую часть времени проживала именно там. В 1864-1866 гг.
Менделеев был профессором Петербургского технологического института. Преподавал Менделеев и в других высших учебных заведениях. Принимал активное участие в общественной жизни, выступая в печати с требованиями о разрешении чтений публичных лекций, протестовал против циркуляров, ограничивающих права студентов, обсуждал новый университетский устав. Открытие Менделеевым периодического закона датируется 1 марта 1869 г. Оно явилось результатом долголетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на её основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства ещё неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно.
Но после открытия предсказанных им элементов галлий, германий, скандий , периодический закон стал получать признание. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области.
Говорили, что Менделеев сам покупает все необходимое для работы.
Ходила такая история: Однажды Дмитрий Иванович приобретал нужные материалы в Гостином дворе и услышал рядом диалог: - Кто этот почтенный господин? Репин, 1885 г.
Настолько разносторонними были его интересы и обширными познания. Химик, физик, геолог, метеоролог, экономист, технолог, приборостроитель и педагог: все это о Менделееве. Дмитрий Менделеев, внук священника, родился в Тобольске, в семье директора местной гимназии. Он был семнадцатым младшим ребенком. В те трудные времена не каждый ребенок доживал до зрелого возраста, восемь его братьев и сестер умерли в младенчестве, еще до того, как им успели дать имена, а одна из сестер скончалась в 15 лет.
Мать Менделеева была выдающейся женщиной, из старого купеческого рода просветителей и меценатов, владельцы Сибирских стекольных заводов что сыграло важную роль в биографии Дмитрия Менделеева. Будучи поздним ребенком, он недолго жил с отцом. Иван Менделеев потерял зрение из-за катаракты, операция не принесла значимого облечение, а впоследствии он скончался, когда младшему сыну исполнилось всего 13 лет. Мария Менделеева, мать ученого, проявила решительность и стала управляющей стекольной фабрики, чтобы прокормить семью. Это был смелый шаг для матери и вдовы. Она задалась целью дать детям достойное образование и особенно ее заботил одаренный младший ребенок. Мария Менделеева хотела, чтобы Дмитрий учился в Московском университете, но он мог поступить лишь в Казанский, так как абитуриенты были «привязаны» к определенному региону.
Тогда его решили отправить в Санкт-Петербург, где он стал студентом Главного педагогического университета. Юность Менделеева Словно выполнив свою миссию, в том же году Мария Менделеева скончалась. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование.