В России должность фрейлины, или статс-дамы, то есть женщины, находящейся при дворе, появилась в первой четверти 17-го века. Роль придворной дамы видоизменялась в течение столетий, но и по сей день та является поверенной и верной спутницей королевских особ. Кто же такие придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). Спутницы Королевы: кто такие фрейлины и какую роль они выполняют при дворе на самом деле. Кто же такие придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины).
ПРИДВОРНЫЕ ШЛЕЙФЫ
В образе Придворной Дамы 08.04.2012 Внимательные глаза, понимающий взгляд, поддерживающая улыбка все это днем. Придворные дамы не только занимаются личными делами королевы, но и являются обязательной свитой в королевских поездках и визитах. Придворный штат императрицы-королевы состоял в общем ведении обер-гофмейстерины; включал в себя придворных дам, лейб-медика и секретаря, не считая низших служителей и служительниц. Придворные дамы не только занимаются личными делами королевы, но и являются обязательной свитой в королевских поездках и визитах. Кто же такие придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). Придворная дама. Придворные дамы средневековья.
Фрейлины российского императорского двора
Главная придворная дама наделена правом hofmesterinde на датском языке, соответствуя английской Хозяйке названия Одежд. false Фрейлины – и прислуга, и участницы «пикантной» жизни особ императорского двора. это привилегированная дама во времена монархии, которая служила при дворе и принимала участие в общественных мероприятиях королевской.
Придворная дама этикета
- Что значит придворная дама
- Сообщить об опечатке
- Придворная дама Царицы наук — «Заволжская нива», новости Озинского района
- Члены королевской семьи
- Что делали фрейлины?
Монаршие нравы, или Почему королевы рожали прилюдно
Например, придворная дама Елизавета І победила повстанцев в Англии и стала первой. Быть придворной дамой означало иметь высокий социальный статус и находиться в кругу влиятельных и знатных людей. Придворная дама была одной из самых важных фигур во многих королевских и императорских дворах на протяжении истории. Подпишитесь и получайте новости первыми.
Значение словосочетания «придворная дама»
Триумфальное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 года. Гравюра, 1711 г. Неизвестный художник. Триумфальные «врата Синодальные» в Москве, возведенные в честь Ништадтского мира 1721. Акварель, 1720-е гг. Триумфальные ворота украшались статуями и аллегорическими изображениями, иллюстрирующими идеи политической теологии. Так «Врата Синодальные» венчает сам Христос, ниже расположены апостолы Петр и Павел, небесные покровители императора, на балюстраде и в нишах находятся ветхозаветные пророки и цари. В центре ворот изображен «город святого Петра» — новая столица империи, находящийся под небесным покровительством самого бога. Над вензелем императора восседает аллегория Победы с пальмовой ветвью в руке в окружении военных трофеев, символов наук и художеств.
Символическое значение фейерверков Петровские триумфы, как правило, заканчивались «огненными потехами» — фейерверками. Как известно, Петр очень любил жечь фейерверки — это было его любимое развлечение со времен Великого посольства, на иллюминацию то есть на освещение города во время высокоторжественных дней уходил значительный бюджет. Каждому подданному предписывалось поставить свечку на окно, чтобы город был парадно освещен. Иллюминации и фейерверки были целыми представлениями, которые также говорили со зрителями на языке символов: в них действовали аллегорические фигуры Ил. Например, во время фейерверка в 1709 году в небе появился огненный орел, который метал молнии в льва, сгоревшего на глазах зрителей. Орел — это символ России, лев — Швеции, фейерверк символически описывал свершившеюся победу. Чтобы объяснить, в чем смысл фейерверка, выпускались специальные описания. В первой русской газете «Ведомости», выходившей с 1703 года, много говорилось про церемонии, торжественные триумфы и фейерверки — все они имели политический смысл и были важным средством пропаганды «славных деяний» Петра.
Адриан Шхонебек. Фейерверк «Огни хитросделанные» в Москве 12 февраля 1697 г. Гравюра, 1697 г.
Аргунов, 1760 г.
Фото: romanovs-russia. Обычно фрейлинами становились девушки знатных фамилий, но иногда этого статуса удостаивалась особа из бедной семьи, которая считалась лучшей выпускницей Смольного института благородных девиц. Конечно же, за «место под солнцем» велись интриги, но при этом нужно было досконально знать придворный этикет: на сколько шагов приближаться к императрице, как при этом наклонять голову, держать руки. Можно подумать, что обязанности фрейлины состояли сплошь из балов и прогулок по дворцу.
На самом же деле эта служба была довольно тяжелой. Фрейлины заступали на дежурство на 24 часа. В это время они должны были тут же являться по звонку и выполнять любые приказы императрицы или другой царской особы, которой они служили. Все придворные фрейлины имели знаки отличия: вензеля той особы, которой они служили.
Они были украшены драгоценностями и крепились на бант из голубой ленты. Фото: storyfiles. Помимо отличительных лент, фрейлины имели наряды четко регламентированных цветов.
Кстати, что касается официального написания писем королевским особам: нашим читателям, несомненно, интересно будет узнать, что отправляют их ни в коем случае не на имя королевы, а на имя ее придворной дамы. Так гласит этикет... Почти подруги Придворные дамы, конечно же, принимают участие не только в официальных королевских событиях. Так как они идут по жизни рука об руку со своими доверенными им принцессами или королевами, они также являются неотъемлемой частью их личной жизни. Но тут важно не переступить зыбкую границу! Королева или принцесса может считать свою придворную даму подругой, но ни в коем случае не наоборот... Придворная дама при любых обстоятельствах должна оставаться с ней вежливой и учтивой.
Никогда не фамильярничать. Хотя роли придворной дамы не обучают, в настоящее время в королевских домах мира задействовано около 30 дам. Например, в Голландии их насчитывается целых семь! Как же их находят и отбирают? Оказывается, все зависит от того или иного королевского дома. Так в Монако принцесса Шарлен получила свою временную придворную даму «по наследству»: услужливая мадам Вирджиния Галлико когда-то еще была придворной дамой княгини Грейс. Потом она была придворной дамой принцессы Каролины и потом помогала её дочери принцессе Александре Ганноверской. Кстати, биография Вирджинии по-своему уникальна. Её первым мужем был известный аристократ, барон Эдуард Фальц-Фейн, который родился в Российской империи в Херсонской губернии в 1912 г, а умер совсем недавно в возрасте 106 лет в ноябре 2018 г, Вирджиния Кертис-Беннет, по своей девичьей фамилии, родила от барона дочь Людмилу, но брак распался.
Это ли не работа мечты? Какое "резюме" было необходимо для того, чтобы занять такую сладкую должность, и на что были готовы пойти конкурентки в борьбе за неё? Жёсткая иерархия "Постельные", "мамки", "нянюшки" и всевозможные помощницы у цариц и княжон были ещё со времён Рюриковичей, а то и раньше. Но официальные должности "придворные девки" получили при Петре I в 1722 году. Женские придворные должности были закреплены в "Табели о рангах" закон, где квалифицировались военные, гражданские и придворные чины. Виной тому "командировки" Петра в Европу — во Франции Пётр подсмотрел дамскую иерархию двора. В соответствии с "табелем" придворные дамы делились на: обер-гофмейстерин, жён действительных тайных советников, действительных статс-дам, действительных камер-девиц, гоф-дам, гоф-девиц, камер-девиц. Если гофмейстерины отвечали, например, за канцелярию императрицы, то камер-девицы могли заниматься в основном менее ответственными делами, но при этом имели доступ в покои государыни. При Петре I и его супруге Екатерине табель строго не соблюдался. Обер-гофмейстерина — заведовала придворным женским штатом и канцелярией императрицы, высшее звание Гофмейстерина — представляла государыне дам, явившихся на аудиенцию. В праздничные дни надевала бархатное верхнее платье малинового цвета и белую юбку с золотым шитьём Статс-дама — де-факто большую часть времени занималась маленькими детьми императора. Статс-дам можно было без проблем отличить в дни торжеств по бархатному зелёному платью с золотым шитьём и белой юбке Камер-фрейлина — старшая придворная должность для незамужних. В её обязанности входило обслуживание "различных потребностей" императриц. Ходила в наряде, подобном статс-даме Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто 1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам. Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние. Обязательным условием к концу столетия стало "быть девицей". Как только девушка выходила замуж — её повышали в звании или, наоборот, разжаловали. Историк Павел Карабанов упоминает даже о пятилетних фрейлинах, "получивших" должность за заслуги отцов. Средний возраст таких "специалистов" сложился в XIX веке и составил 15—18 лет. Императрицы могли сделать исключение на такой "минус в резюме", но редко. Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело. Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью не всегда это было равно красивой. При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать. Одним из требований было умение держать себя при дворе. Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево". Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств. К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу.
12 нюансов жизни фрейлин, о которых не каждый учитель истории знает
Горничная делает прическу своей госпоже Кто такие фрейлины С другой стороны, фрейлина является близким доверенным лицом и личным помощником чрезвычайно высокопоставленной женщины, обычно королевы, принцессы или знатной дамы. Эта должность является неоплачиваемой и церемониальной. При этом она чрезвычайно престижная. В современном мире фрейлинами королевы чаще всего становятся женщины-пэры, которым предоставляются комната и питание при исполнении служебных обязанностей. Роль фрейлины королевы имеет определенную степень публичной видимости. Фрейлины сопровождают монарха во время публичных выходов и оказывают королеве поддержку.
Например, они держат подарки и цветы, которые преподнесли Ее Величеству. Кроме того, они сопровождая ее в частном порядке, отвечают на письма, которые приходят королеве, а так же выполняют роль друга и доверенного лица. Некоторые из придворных дам королевы служат у нее уже несколько десятилетий.
Таким образом, придворные дамы на протяжении истории выполняли не только светские обязанности, но и были носительницами традиций и культуры. Их роль заключалась в поддержании и передаче знаний об этикете и правилах поведения, способствуя сохранению и развитию культурного наследия.
Образ придворной дамы в литературе и искусстве Многие известные произведения, как классической, так и современной литературы, посвящены жизни и образу придворных дам. В романах, пьесах и стихотворениях они могут быть изображены как загадочные и прекрасные леди, сильные и независимые женщины, а также добрые и благородные особы. Придворные дамы часто играют важные роли в исторических и романтических произведениях. Одна из таких известных фигур — придворная дама Германа в романе Александра Пушкина «Пиковая дама». Ее образ символизирует тайну и загадку, а также представляет одну из главных тем произведения — стремление к счастью и самоотверженной любви.
Другой известный образ придворной дамы — Офелия в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Ее легендарная фигура отражает целую гамму эмоций и состояний, от невинности и наивности до безумия и отчаяния. Образ Офелии стал одним из самых узнаваемых и символичных образов придворных дам в искусстве. Также придворные дамы были частой темой портретов и живописных работ. Многие художники изображали их с красивыми платьями, изысканными прическами и роскошными украшениями.
Они представляли собой символы красоты, утонченности и благородства, и в своей работе художники стремились передать все это великолепие и привлекательность. Образ придворной дамы имеет свое место не только в культуре и искусстве прошлого, но и в современном обществе. Он продолжает привлекать внимание и вдохновлять художников, писателей и драматургов своей многогранностью и загадочностью. Эволюция роли придворных дам в современном обществе Роль придворных дам в современном обществе претерпела значительные изменения по сравнению с ее историческими корнями. В прошлом придворные дамы были высокопоставленными женщинами, состоявшими на службе у королевы или других членов королевской семьи.
Их задачи включали ради украшения, развлечения и поддержания образа роскоши королевского двора. Они занимались организацией приемов, участвовали в торжественных мероприятиях и делились своими советами и мудростью с женскими членами семьи правителя. Быть придворной дамой был престижным и почетным статусом. Однако в современном обществе роль придворных дам изменилась. С течением времени монархии потеряли свою власть и значимость, а традиции королевских дворцов ослабли.
Вместе с этим изменениями, роль придворных дам стала менее формальной и ограниченной, их обязанности и влияние стали меньше. В настоящее время придворные дамы могут быть представительницами королевских семей, но и частные лица, которые по своему желанию выполняют роль сопровождающих, консультантов-стилистов или помощников женщин, занимающих высокие позиции в обществе. Они могут оказывать помощь в организации мероприятий, советовать по вопросам стиля и моды, а также выполнять другие задачи, связанные с управлением социальной жизнью и образом жизни высокопоставленных личностей. Несмотря на индивидуальную природу работы придворных дам в современном обществе, они могут все еще вносить свой вклад в поддержание традиций и культуры роскошного образа жизни. Их навыки в общении, этикете и моде могут быть ценными в любой социальной ситуации, где требуется особое внимание к деталям и элегантности.
Таким образом, роль придворной дамы в современном обществе представляет собой комбинацию старинных традиций и новых задач. Они по-прежнему играют важную роль в обществе, хотя и с измененными обязанностями. Быть придворной дамой сегодня означает быть не только символом изящества и красоты, но и быть индивидуальностью, способной приспосабливаться к изменяющимся требованиям и организовывать свою деятельность в соответствии с современными ценностями и нормами. Как стать придворной дамой: советы для желающих Образование и манеры.
Мастерская Н. Начало XX в. Оно состоит из очень узкого лифа на косточках, с круглым вырезом и откидными рукавами, сшитого из ярко-розового бархата; длинного трена того же бархата и юбки белого атласа с богатой отделкой. Юбка расшита золото-серебряными нитями и отделана таким же кружевом.
Края трена также отделаны золото-серебряным кружевом, в узоре - меандровый орнамент, цветы, побеги, листья. Аналогичная отделка на лифе и рукавах, края которых оторочены белым лебяжьим пухом. К платью полагалось надевать на голову сетку из лент того же бархата и кокошник серебристой парчи с жемчужными бусами по краям. Платье было сшито по моде 1860-х годов и было рассчитано на очень тоненькую, худенькую фигурку, которой обладала датская принцесса Дагмара, приехавшая в Россию в 1866 году, чтобы выйти замуж за наследника - цесаревича Александра Александровича, с 1881 года императора Александра III, и стать русской императрицей, матерью последнего российского царя Николая II. Россия Бархат, атлас, золото-серебряное кружево, вышивка, аппликация, лебяжий пух Платье женское придворное — лиф, юбка, шлейф из лилово-розового бархата и белого атласа, отделано золото-серебряным кружевом и вышивкой ручной работы в технике аппликации. Коллекция Государственного Исторического музея Приталенный и сильно обуженный лиф с круглым широким вырезом, откидными рукавами, края оторочены лебяжьим пухом, со шнуровкой в центре и шнипом внизу, сзади и впереди. Атласная юбка с вышивкой на подоле в виде пучков камышей, по диагонали отходящих от центра нижнего края юбки. Длинный пояс на талии.
Его края подбиты оборкой из белого атласа. Другое платье могло принадлежать придворной статс-даме или камер-фрейлине. Лиф, юбка, шлейф из зеленого бархата, белого атласа, отделано вышивкой золотными нитями, металлическими плашками, ажурными пуговицами желтого металла. Обуженный лиф на «косточках», с большим круглым вырезом и двойными рукавами: верхние откидные — тоже из зеленого бархата, нижние — узкие, длинные, из белого батиста. Атласная юбка с вышивкой впереди и продольной планкой с пуговицами в центре. Длинный полукруглый шлейф насборен под пояс на талии. Женские костюмы для спектакля создавались под руководством Надежды Петровны Ламановой. Обычно Ламанова создавала театральные костюмы по чужим эскизам А.
Головина, А. Бенуа и др. В фондах музея МХАТ эти шлейфы сохранились и в 2016 году были экспонированы на выставках «Модельер, которому верил Станиславский» в московском Музее Моды и в Литературном музее им. Горького в Нижнем Новгороде,а также на выставке «Гений в юбке» в Москве. Платье придворной графини Лидии Ивановны к спектаклю «Анна Каренина» Сцена «Парадные комнаты во дворце» Платье бархатное с белой атласной вставкой. Отделка аппликацией, шитьем из шнура.
Известно, что помощница сразу 4 жен английского короля Генриха VIII родила 11 детей, не оставляя своей активной деятельности при дворе. Королева считалась опекуном своих фрейлин В Викторианскую эпоху отношение к фрейлинам отличалось от современного: королева считалась полноценным опекуном своих незамужних помощниц. Глава государства была обязана обучать своих фрейлин ведению домашнего хозяйства, заниматься их воспитанием и образованием. Чтобы обеспечить достойное поведение, юных особ селили исключительно в самых отдаленных частях дворца. Придворные дамы работают без оплаты Дружеское общение с королевой — это едва ли не самая важная часть работы фрейлины. Из-за того что помощницы британских монархов, как правило, происходят из богатых семей, они работают совершенно бесплатно, довольствуясь лишь своим престижным статусом в обществе. Придворные дамы не всегда остаются в тени королев Королева Елизавета II и ее фрейлины. Хотя фрейлины чаще всего остаются неизвестными широкой публике, некоторым из них все-таки удается прославиться. Так, в 2020 году леди Энн Гленконнер, которая работала фрейлиной у принцессы Маргарет, издала книгу о своей жизни при дворе английской королевы. Ее коллега, фрейлина Джейн Шеффилд, стала известной благодаря своей внучке Каре Делевинь. Иногда фрейлинам приходится исполнять самые неожиданные поручения и пожелания монархов. Помощница принцессы Маргарет леди Энн Гленконнер признается , что порой во время визитов к экзотическим племенам ей приходилось ломать голову над тем, куда прикрепить медали на местных полуобнаженных правителей. Кроме того, фрейлину заставляли плавать по-собачьи боком, чтобы та имела возможность выслушать свою работодательницу и в бассейне.
Тренд, одобренный придворными дамами. Уже много лет они носят платья с этим изысканным узором
Платье фрейлин при Петре 1. Фрейлины российского Императорского двора. Должность помощницы высокопоставленной дамы существует до сих пор почти во всех современных монархиях, однако количество придворных фрейлин везде разнится. Придворные дамы также служили своеобразными послами, передавая сообщения между дворцами и помогая поддерживать дипломатические связи. это женщина, которая занимает высокий пост в кругах королевского двора.