Новости ермоген святитель

Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

Церковь чтит память Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России чудотворца. И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Ермоген! 2 марта празднуется память святителя и чудотворца Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Святитель и чудотворец Ермоген. он не мог предать Православную веру.

«За молитву надо бороться»

Очень тщательно подготовились вместе к исповеди, и тетя покаялась за всю свою жизнь. Возвращаются они после службы в келью, а там такой грохот начался! Мать Евлогия, не понимая, что происходит, от ужаса чуть под кровать не залезла… А потом, когда шум прекратился, смотрит: а тетя-то уже нормальная, не беснуется — выздоровела! Исцеленная стала совершенно другим, глубоко верующим человеком, воцерковилась. Он даже иногда классифицировал, каким грехам какие недуги соответствуют. Очень переживал, что сейчас некоторые из мерзких грехов чуть ли не в норму возводятся: — Это смертный грех! Просто так этот грех не прощается. Отец Ермоген так рассуждал: не будешь нести какую-либо епитимью — тебе Господь Сам епитимью даст. Самой по себе современной жизни батюшка не гнушался. Все всегда расспрашивал: какие сейчас машины, какие самолеты?

Каковы у них технологические особенности? Он не считал, что раз он монах, то ему ничего больше знать не надо. Нет — он все эти знания потом использовал в беседах с людьми. Так, некто ни в какую не хотел к батюшке ехать: — Да неужто я буду какому-то старику свои грехи рассказывать?! А когда все-таки приехал, батюшка, это все провидев, не стал с ним ни о чем духовном говорить, а повел разговор по-иному: — У тебя машина какая-то хорошая... И так он расположился к батюшке, что стал его духовным чадом. Батюшка просто любил людей. Нравится этому человеку про машины говорить — про них и рассуждает в разговоре с ним, а сам молится за собеседника. Так он мог к каждому найти подход.

Отец Ермоген всегда заранее знал, кто и с чем к нему едет. Помню, думаю дорогой: «Интересно, кто-то батюшку Гермогеном называет, другие — Ермогеном... Как правильно? Только на порог, а он меня благословляет: — Пиши: Ермоген. Для меня эти слова как гром среди ясного неба! В последнее время, когда батюшка уже сильно болел, мы усиленно читали за него Псалтирь. Читаем — ему легче, заканчиваем — опять плохо. В этой молитвенной чреде, особенно в последние дни, а потом и по преставлении батюшки, мы все — его чада и просто знавшие его люди — так сроднились, что почувствовали: мы не брошены, батюшка всех нас своей любовью объединяет и покрывает. Отец Ермоген любил, чтобы между всеми была любовь.

Раньше, помню, он был построже — близко к себе никого особо не подпускал: если только к ручке приложиться — и все! А уже перед уходом точно блаженный стал: мог тебя уже и обнять, и поцеловать — столько теплоты и радости от него исходило! Я как-то раз батюшке так и сказала: — Батюшка, мне прям так и хочется взять вас на ручки, как ребенка, и носить... На меня зацыкали: мол, это уж слишком! Любовь всегда побеждает. Кто приходил? Отвлекать старца на нечто такое текущее не хотелось, но мысленно, хочешь не хочешь, а возвращаешься к тому, что свербит. И вот, помню, однажды сижу с батюшкой, улыбаюсь, пытаюсь слушать то, что он мне говорит, а взгляд у меня, видно, нет-нет, да отсутствовал... Он мне вдруг и говорит: — Почитай книжку, — и указывают, какую.

Он на минутку задумался и наугад называет страницу. Я сейчас не помню, какую точно, но допустим: — С 83-й! Я открываю, начинаю читать ответ на мой вопрос, который я даже не решался батюшке задать! Вот так просто, за чаем, он мог разрешить какую-то проблему. Точно так же он задолго предсказал мое служение — постоянно давал книги на военную тематику. Сам он, наверно, жития всех святых перечитал — буквально про каждого святого мог начать с ходу рассказывать, кто он, как подвизался, чем Богу угодил. Бывает, придешь к нему на исповедь, только начнешь говорить, а батюшка тебе уже сам все рассказывает про то, что у тебя дальше там по списку... Исповедоваться у батюшки всегда было очень легко. Накануне, помню, трясешься, переживаешь, семь потов с тебя сойдет, а как зайдешь к нему, сразу весь этот мандраж отпускает.

В ответ только и соглашаешься: — Да, батюшка! Все так! Вот это здесь ниже все написано, я просто дотуда еще не дошел... Выходишь после исповеди у него всегда так, будто крылья у тебя повырастали. Очень радовался, когда каялись те, которые вообще впервые к исповеди приступили. Когда у меня был первый прыжок с парашютом, батюшка перед этим мне чуть ли не генеральную исповедь устроил. Потом всегда перед ответственными моментами в жизни говорил: — Тебе надо причаститься. Однажды я осваивал новую парашютную систему, но закрутился в суете и не выполнил батюшкин наказ, не успел ко причастию подготовиться. Прыгнул с парашютом, и была внештатная ситуация...

Дивеево, ул.

Патриарх Гермоген в заточении в Чудовом монастыре. Васнецова В. После захвата Москвы польскими войсками возглавил патриотическое движение, рассылал грамоты в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир с призывом к восстанию против интервентов декабрь 1610 — январь 1611 [11]. Король Сигизмунд III не хотел утверждать договор, заключённый Жолкевским , и не хотел отдать своего сына Владислава на московское царство, желал самому быть русским царём, из-за этого произошли волнения в Рязани, Калуге и в других русских городах. В то время как московские бояре продолжали ждать приезд Владислава на московское царство, Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий подняли восстание и сформировали первое народное ополчение против поляков, находившихся в Москве.

Ходили слухи, что восстание городов произошло по совету патриарха Гермогена, однако сам патриарх отрицал это. Восстание было подавлено, в подстрекательстве к восстанию и ответственности за массовые убийства был обвинён Гермоген. Без Архиерейского собора Гермоген боярами был лишён патриаршества, с него было снято архиерейское облачение, и в качестве простого монаха Гермоген был заключён в Кремле в подземелье Чудова монастыря [23] [24] по другой версии — в подворье Кирилло-Белоезерского монастыря [13]. Вместо него бояре вывели из Чудова монастыря [13] прежнего патриарха Игнатия и посадили на патриаршем престоле. В Светлый понедельник 1611 года первое народное ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля , продолжавшуюся несколько месяцев. Осаждённые в Кремле поляки не раз посылали к патриарху Гермогену послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал: Что вы мне угрожаете?

Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру. Александр Новоскольцев. Высказываются разные мнения о причине смерти Гермогена: «по рассказу современников, уморили голодной смертью» [10] , был убит [11]. Похоронили его в соборе Чуда Архангела Михаила, а в 1652 году тело перенесли в гробницу в Успенском соборе Кремля [11]. Павел Чистяков. Музей Российской академии художеств , Санкт-Петербург Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати , и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче».

Святитель Гермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего в богатейшей библиотеке московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях Предстоятеля Русской церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени [6]. Церковная деятельность характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению. При нём были изданы: Евангелие , Минеи месячные за сентябрь 1607 , октябрь 1609 , ноябрь 1610 и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправностью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному память 30 ноября 13 декабря и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками [26].

Заботясь о соблюдении благочиния, Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». Среди его сочинений: Сказание о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 , послание патриарху Иову , содержащее сведения о казанских мучениках 1591 , сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения 1598 , патриотические грамоты и воззвания, обращённые к русскому народу 1606—1613 [26].

Он вложил неоценимый вклад в развитие письменности России. При нем были изданы Минеи, Евангелие. Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык. Мученическая кончина Когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью. Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога.

Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку. Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года. Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана. Прославление святого Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре.

Священномученик Ермоген

День памяти Ермогена Московского: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене.
Священномученик Ермоген – ПРАВОСЛАВИЕ чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его.
КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа.
ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ - Древо Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами.

Предыдущие выпуски

  • Ермоге́н Московский и всея Руси: житие, иконы, день памяти
  • Предыдущие выпуски
  • День памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
  • «Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене
  • Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси

Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

The Patriarchal Council on Culture and the Synodal Department for relations with society and the media endorsed its distribution. It is the story about faith and tenacity; how Russia has for many times teetered on the brink of destruction, but still managed to stand strong thanks to the courage of its citizens.

Российский трон занимали святотатцы: бесноватый царь Иоанн IV Грозный, среди многочисленных жертв которого был и священномученик митрополит Филипп, а затем — Борис Годунов, убийца святого ребенка, благоверного царевича Димитрия. Лесть и коварство, низость и жестокость господствовали при дворах этих самодержцев. Нечестие правителей заражало и развращало народ, разучившийся чтить земную власть и бояться Бога, обретший готовность к мятежам и неистовствам. И вот со смертью царя Бориса этот смрадный гнойник прорвался и затопил Россию, сделал ее игралищем самозванцев и изменников, жертвой властолюбия Польши и иезуитских интриг.

Святому Ермогену выпал страшный крест первосвятительства в погибающей стране с обезумевшим народом, и такая-то тягчайшая ноша оказалась по плечу несгибаемому угоднику Божию. Служение великого святителя началось в Казани — краю, дышавшем опасностями и угрозами, где просияли многие православные подвижники. Господь послал Ермолаю таково мирское имя Патриарха Ермогена замечательного наставника и духовного отца — им стал святитель Герман Казанский, впоследствии стяжавший мученический венец от рук опричников Иоанна Грозного. Еще в юности Ермолай вступил на поприще священства, и еще тогда современники отзывались о нем: Муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный. Знаком избранничества и милости Царицы Небесной к отцу Ермолаю была выпавшая ему честь — первым принять от земли обретенный в Казани чудотворный образ Божией Матери.

Явление Казанской иконы Богородицы знаменовало возрождение Казани из пепла страшного пожара 1579 года — и этот же чудотворный образ Пречистой, сопутствовавший ополчению Минина и Пожарского, соделался знамением воскрешения всей России из руин Смутного времени. И один из будущих спасителей Отечества, в ту пору — скромный священник Ермолай, сложил умилительный тропарь Казанскому образу Богородицы, который с тех времен и поныне знает наизусть и с любовью воспевает вся православная Россия: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим… Овдовев, отец Ермолай принял иночество с именем Ермоген и доблестно подвизался в подвигах поста и молитвы в московском Чудовом монастыре, на месте своего будущего мученичества. Духовная высота его жизни вызывала всеобщее изумление, и он был возведен на Казанскую митрополичью кафедру, стал преемником великих святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Когда в России возгорелась смута и в Москве воцарился Лжедмитрий I, орудие коварных иезуитов и властолюбивых поляков, — на защиту Православия восстали Казанский митрополит Ермоген и Коломенский епископ Иосиф. Еще не имея уверенности в том, что новый правитель — самозванец, да и не рассуждая об этом, святители не затрагивали политических вопросов.

Они отстаивали святыню веры, требуя, чтобы полячка Марина Мнишек, с которой Лжедмитрий I собирался вступить в брак, торжественно приняла Православие — Россия не должна иметь царицу-католичку. Точно так же — не о политике, а о вере — ревновал святитель Ермоген среди бурных потрясений российской смуты. Не о правах на престол второго самозванца, тушинского вора, говорил угодник Божий, но указывал на явное нечестие Лжедмитрия II. Святитель Ермоген благословил народ и на присягу польскому королевичу Владиславу, но при строжайшем условии, что тот примет Православие, прервет всякие сношения с Папой, выведет из Москвы поляков, явится защитником святынь русского народа. Лишь когда посягательства иноземцев и мятежников простирались на святую православную веру, святитель воспламенялся праведным гневом, делался непреклонен, огненным словом поднимал народ Божий на борьбу с врагами.

Русская история тех времен свидетельствует о тщетности и порочности любых политических расчетов, не сопряженных с попечением о духовности. Так, Борис Годунов до своего избрания на царство казался «идеальным правителем», самым умным политическим деятелем своего времени — на троне этот властолюбец, запятнанный убийством святого отрока, сделался мрачным тираном, приведшим страну на край пропасти.

Можно себе представить, что творилось в душе святителя. Враг в Кремле, бояре, образованная часть общества, — вместе с врагами. Где искать опору? От чего отталкиваться?

К каким идеалам призывать народ? Как вдохнуть в людей ревность о защите Отечества? Святитель Ермоген имел эту опору в вере своей, в верности Господу, в верности своей архиерейской присяге, в верности Патриаршему долгу. Из положения, казалось бы, совершенно безнадежного, будучи отвергнут своими же, предан теми, кто должен был защищать страну, он находит в себе силы отвергнуть всякие посулы врага и обратиться к народу своему, распространяя грамоты с призывом встать на защиту Отечества. На кого же опирался святитель Ермоген? Он опирался на Церковь, он повелел архиереям нести эти грамоты и в Казань, и в Рязань, и в другие города.

Он призывал архиереев Божиих вдохновить народ на борьбу. И все это совершилось. Церковь, движимая волей, исповеднической силой духа Патриарха Ермогена, вдохновила народ, и собралось воинство русское и двинулось на Москву.

Оккупанты требовали от святителя, чтобы он обратился к русскому народу с соответствующим воззванием, но он понимал, что его слова могут произвести непоправимый, неисцеляемый разрыв в русском народе, а значит, такое ослабление страны, в результате которого она бы осталась на долгие годы под контролем иноземной и иноверной силы. И святитель Ермоген находит в себе, пожилом человеке, изможденном голодом и холодом, силы отвергнуть все предложения и предателей, и оккупантов, и тем самым старец-Патриарх спасает Россию. Сейчас в наши учебники истории, может быть, внесены какие-то коррективы, но когда я учился, на уроках ни слова не говорилось об этом судьбоносном для страны подвиге святителя. Дай Бог, чтобы нынешнее молодое поколение воспитывалось в понимании того, какую судьбоносную роль сыграл Патриарх и какое значение его слова и его мужественная позиция, предопределившая его исповедническую кончину, имели для того, чтобы страна наша осталась независимой, сильной, чтобы сохранилась вера православная в народе нашем. Наверное, ни в каком другом месте мы не чувствуем всего того, что связано с личностью Святейшего Патриарха Ермогена, как здесь, в этом святом храме, у его гробницы. И потому Успенский собор Московского Кремля, главный храм Святой Руси, и есть то место, где мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем, о всей Руси, о преодолении расколов и разделений на Русской земле, о воссоединении народа нашего и укреплении единой Русской Православной Церкви, Матери всего многонационального народа нашего и даже тех, кто, может быть, не в полной мере причисляет себя к Православию, но через духовно-культурную традицию, созданную, вскормленную, охраняемую Церковью, получает то, что из любого другого источника получить невозможно.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

То, что произошло с нами в XVII веке, великий урок на все времена и урок для всех - для властей, для элит, для Церкви и для народа. Вот в чем великий смысл того события, которое мы торжественно вспоминали в минувшем году, - 400-летия освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Вот в чем причина нашей благоговейной памяти о священномученике Ермогене. В Русской церкви есть только три святых Патриарха - Иов, Ермоген и Тихон, и все они стали святыми по одной и той же причине. Иов не поддался искушениям Лжедмитрия, оставшись верным пониманию того, что есть для России государственная власть, и стал жертвой власть имущих. Гермоген, сохранивший верность своему народу, своей стране, пал жертвой власть имущих.

И Тихон, Патриарх Московский, который в тяжелейшие годы смуты XX века возвысил свой голос и говорил правду, пал жертвой сильных мира сего. Это ли не пример пророческого служения Русской православной церкви, которая на протяжении веков, сохраняя верность Христу, своему призванию, пастырской ответственности за весь народ, совершала свое служение во благо веры, Церкви и Отечества! Мы наследники наших великих пращуров, мы наследники Святителей Иова, Ермогена и Тихона. И в наше непростое время, опираясь на эти великие примеры истории, мы взываем ко Господу, чтобы Он и Церкви русской XXI века дал силу и разумение хранить верность Богу, любовь к народу, национальное самосознание, воспитывая в этом наш народ.

Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом.

Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда. Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом.

Эти исторические события оказали глубокое влияние на Ермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству. Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген.

Польский король Сигизмунд, с большой, хорошо вооруженной и организованной армией, вступил в пределы нашего Отечества и обложил город Смоленск, который три года держал осаду, не сдаваясь врагу. А в это время в Москве творились страшные деяния. Бояре, элита наша, как мы бы теперь сказали, интеллигенция, соблазненная возможностью лучшей жизни, предала страну и народ свой и открыла врагу врата Московского Кремля — и в прямом, и в переносном смысле. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые, конечно, таковыми себя не считали. Он предупреждал их о грозных опасностях, связанных с пришествием иноземцев, с восхождением на Московский престол неправославного царя. Из последних сил святитель старался остановить все то, что могло последовать вслед за этой изменой. Но не хватило у него сил, и, будучи отвержен боярами и заточен ими в подвал Чудова монастыря, он уже не мог воспрепятствовать пришествию в Москву врага. Но и там, пребывая в голоде и холоде, он не сломился. Он не ответил на просьбы и угрозы врага, который требовал от него воззвания к народу, чтобы тот принял клятву верности новым правителям и прекратил думать о каком-либо сопротивлении. Можно себе представить, что творилось в душе святителя. Враг в Кремле, бояре, образованная часть общества, — вместе с врагами. Где искать опору? От чего отталкиваться?

Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси

По благословению священноначалия Братство священномученика Ермогена начало принимать участие в строительстве храма в честь Патриарха Тихона в Тушине в Москве. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Ермогена в Гольяново прошла встреча настоятеля храма, о. Алексея Довгополого с участниками СВО.

Docudrama “The Hierarch” about the life of Holy Patriarch Patriarch Hermogenes

Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Святыни будут находиться в Свято-Георгиевском храме до 12-00 28 апреля. Первые достоверные известия о святителе Ермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов. Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов.

2 марта - день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Именно он, по благословению тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве. Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружен каменный храм. Тогда же святителем была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Митрополита Ермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова. Оставался сторонником Василия Шуйского и противился его свержению, был ярым противником семибоярщины. Несмотря ни на что, пытался организовать выборы нового царя из русского рода первым предложил эту должность Михаилу Романову.

В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете? В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…» Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.

Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью.

И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града.

Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений. А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом.

Вспоминая молитвенно эту великую святую и героическую личность, мы должны в каком-то смысле соотносить его пример с самими собой. Не в том смысле, что мы можем подъять и исполнить ту великую миссию, которую исполнил святитель, но в том, чтобы мы осознали, с какой силой духа он сопротивлялся врагам и с какой силой духа исповедовал свою веру и верность Церкви и Отечеству. Пусть замечательный пример великого подвижника, святителя, исповедника и мученика земли Русской будет вдохновлять нас, людей XXI века. Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов наших, но также и власти наши, и народ наш.

Минину и кн.

Пожарскому скульптора И. В письме Васнецова от 18 марта 1913 г. Дионисию Зобниновскому приводится описание монумента, к-рый не был сооружен В. Он представлял собой высокий пьедестал, завершавшийся монументальной фигурой вмч. Георгия Победоносца.

Ниже, на лицевой стороне, обращенной к храму Покрова Пресв. Богородицы на Рву, располагался крупный барельеф с изображением Е. Под барельефом надпись: «Святейшему Патриарху Гермогену за Россию живот свой положившему 1612 г. Дионисию принадлежал скульптору Н. Дионисий держит развернутый свиток-послание см.

Очерки рус. Мастерская Н. Сверчкова , первоначально сооруженном для ковчега с частицей ризы Господней. К 10 мая 1913 г. В 1913 г.

Работа выполнялась московской ювелирной фирмой И. Хлебникова Коварская С. Произведения моск. Изображение Е. Эскизы изображений для надгробия Е.

Дикарёв , Н. Емельянов , братья М. Чириковы и мастера Иконописной палаты. Художественной подкомиссией при Высочайше утвержденной Исполнительной комиссии по реставрации большого Успенского собора указывалось: «Изображение лика Святителя должно быть взято из Титулярника. Одежда и атрибуты: белый клобук [куколь] с воскрылиями, мантия темно-фиолетового или зеленого цвета с источниками [полосами] и скрижалями, под мантией епитрахиль, панагия.

Ручки Святителя сложены на груди, в правой руке крест, в левой - Евангелие» Там же. Сохранилась икона Е. Ермоген, с 4 клеймами жития. Иконописец П. ГММК Сщмч.

ГММК Серебряная позолоченная с жемчугом и драгоценными камнями 3-частная лампада 1912 г. Мишукова см. Мишуковы; Рус. Коварская, И. Костина, Е.

Спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, отче наш. Радуйся, заступниче Российския земли». Оловянишникова в 1914 г. На внешней стороне наклонной крышки раки-реликвария на цинковой пластине в центре - исполненное темперой поясное изображение благословляющего Е. Внутри - вставная модель деревянного гроба и оловянная доска с образом Е.

К прославлению Е. Широкое распространение получили выполненные в иконописной традиции поясные образы именословно благословляющего святителя с жезлом в левой руке, восходящие к Титулярникам и существовавшим до канонизации портретам Е. Особенно интересна икона, ориентированная на изображение в Титулярнике 1672 г. Образ помещен в дубовый киот стиля модерн с монограммой Иисуса Христа «ХР». Почитаемый образ Е.

Илии Обыденная. Поясные изображения, ориентированные на Титулярники, существовали в эмалях ЦМиАР , расходились в листах хромолитографий, напр. Морозова и И. Сытина в Москве, Е. Фесенко в Одессе РГБ , печатались в газетах.

Владиславу, Е. Большую известность приобрела икона Е. Согласно надписи, она была создана «усердием хоругвеносцев Большого Успенскаго собора и принесена в дар оному» Серафим Кузнецов , игум. Торжество Долга: Прославление свят. Патриарха-патриота Ермогена и майские торжества в 1913 г.

Кунгур, 1914. Успенского собора Николаем Любимовым, с ней совершались крестные ходы, что зафиксировано на фотографиях. Он стоит на площадке лестницы при спуске в подклет чудовского собора , за ним собор арх. Михаила Чудова мон-ря, слева виден кремлевский Успенский собор, справа вверху - Казанская икона Божией Матери, к-рую несут ангелы. Сохранилась акварель Васнецова 1913 г.

Апреля 20» Дом-музей В. Васнецова; впервые опубл. Характерные черты лика с большими живыми глазами и удлиненным носом с морщинами около них обнаруживают сходство с портретным изображением в Титулярнике 1672 г. Большие иконы Е. Рыбаковым в 1912 г.

Соколовым в 1913 г. Последняя, с мощевиком, исполнена «усердием богомольцев Чудова монастыря, членов братства святителя Алексия» и имеет клейма жития Е. Пашковых в Москве и вложенная в синодальную патриаршую ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле А. Воробьёвой ГММК.

В икону «усердием и иждивением архимандрита Арсения, синодального ризничего» вставлен мощевик с 8-конечным крестом на внешней пластине с частицей св. Образ с надписью внизу: «Викторъ Васнецовъ 1913 г. Апреля 20. Копiя» - находится в московской ц. Сюда он попал, вероятно, из находящегося неподалеку Троицкого храма - подворья ТСЛ, рядом с к-рым стоял дом Васнецова.

Очевидно, к этому произведению относится свидетельство художника в письме 1923 г. Рака для мощей сщмч. Проект худож. Вашкова Рака для мощей сщмч. Вашкова На фоне Чудова мон-ря Е.

Одна из них 1915 , согласно надписи на нижнем поле, «сооружена усердием прихожанина Илии Власовича Челышева и приложена ко храму Введения Б[огороди]цы села Черсева 1915-го года сен[тября] 26-го дня» Казанский собор на Красной пл. Нек-рые иконы вставлялись в красивые поля-рамы в стиле модерн с имитацией цветных эмалей ГМИР , как на иконе 10-х гг. Маркова, см. Астрахань: Иконы, коллекции, открытия. Астрахань, 2004.

Августину в день ангела. Иконы этого извода получили широкое распространение икона из кафедрального собора Сошествия Св. Духа в Минске. Этот образ, исполненный на бумаге углем, экспонировался на выставке картин художника в Историческом музее в 1912 г. Выставка картин В.

Васнецова: Ист. Сохранился подобный образ углем 1911 г. Образ Е. Он изображен в кафтане и белом клобуке, опирающимся на посох, с высоко поднятой в двуперстном благословении десницей. На чурбане - сноп пшеницы и длинный развернутый свиток со словами благословения Е.

Внизу надпись: «Святейшiй Гермогенъ Патрiархъ, всеа Россiи, въ заточенiи въ подземельи Чудова монастыря. Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. Александром Хотовицким Л.

Титовой , в фотокопиях Дом-музей В. Первый храм во имя Е. На зап. Устроенъ усердiемъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ ознаменованiе 300-летiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго царствованiя Госуд. Зодчiй Н.

Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Собранiя и Русск. Союза протоiерей Iоаннъ Восторговъ» Доклад Н. Яныченко «Храм в память Св.

Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в. Здесь находились новописаные иконы Е. Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. Богородицы на Рву, одно из них исполнено в 1913 г. Скворцова частное собрание.

Иногда фигура стоящего на орлеце Е. Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве. В 10-х гг. Ермолая предположительно тезоименитый святой Е. Редкий извод иконографии - на небольшой иконе в форме гробовой крышки с фигурой Е.

После прославления тиражировались и живописные композиции, цветные открытки худож. Зворыкин с изображением заключенного в темницу Е. К торжественному открытию в 1914 г. Николай II устроил на свое иждивение большую драгоценную серебряную раку, в ней находился кипарисовый гроб с серебряными чеканными ручками и крышкой на серебряных петлях, легко вынимавшийся для шествия во время крестных ходов Георгиевский. Проект раки принадлежал худож.

Вашкову, к-рый пользовался советами Васнецова. Наблюдение за исполнением работ было возложено на кн. Кипарисовый гроб и рака изготовлены фирмой Оловянишникова. Боковые стенки раки были обиты чеканным серебром и украшены драгоценными камнями. Мотивы вьющихся растительных орнаментов и характер вязи надписи текст тропаря на крышке: «Российския земли первопрестольниче…» напоминали панагию Е.

На боковой стенке раки в центре было изображение Голгофского креста, над ним на крышке располагалась серебряная пластина с поясным изображением в технике перегородчатой эмали благословляющего святителя с Евангелием в левой руке. Рака была изъята из Успенского собора Кремля в 1922 г. Местонахождение раки неизвестно скорее всего она была переплавлена , сохранилась пластина от ее крышки ГММК. Перед ракой стоял массивный подсвечник, изготовленный ок. Серебряная утварь моск.

Казанской иконы Божией Матери в Вырице Сщмч. Александры Феодоровны для св. На скрижалях мантии из серо-зеленого репса в традициях древнерус. Ермогена вместе со сщмч. Белый клобук с серебряными золочеными дробницами на воскрылиях повторял форму клобука патриарха Филарета Романова.

На очелье клобука Е. Александра Феодоровна Открытие мощей свт. Ермогена: 1914 г. На дробницах - резные изображения святых, тезоименитых мученикам царю Николаю II, царице Александре и их детям, а также ангела-хранителя. На бархатной епитрахили, шитой разноцветными шелками и золотными нитями с завитками из перламутра на фоне, выполнены изображения московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и 6 золоченых круглых дробниц с гравированными изображениями 6-крылых серафимов.

Внизу в 4 строки крупная надпись вязью: «Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы» и «Будите оубо мудри яко змия, и цели яко голубiе» Ин 10. Особое распространение получили небольшие иконы Е. На обороте одной из них, с поясным изображением благословляющего Е. Прикладывался к Мощам св. Ермогена, на которых освятил сию икону, ныне купленную» ЦМиАР.

Оптина Пустынь» 1913, Самарский епарх. Многие из них выполнены московскими или мстёрскими мастерами на золотом гравированном фоне с характерной миниатюрной моделировкой личного и «золотопробельным» письмом одежд 10-е гг.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Те испытания, которые ныне выпали на долю нашего Отечества, нередко сравнивают со Смутным временем. Но нет! Люди уступили свои жилища зверям. Граждане и земледельцы жили в дебрях, лесах и пещерах неведомых или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, — да будет Россия пустынею необитаемою. Подобные ужасы Россия вновь пережила только в гражданскую войну, последовавшую за большевистским переворотом. Наше же теперешнее положение в сравнении со страшными временами братоубийства представляется сущим благоденствием, хотя грех, тяготеющий ныне над нашим народом, ничуть не легче, чем в конце XVI или начале XX века. И если мы будем коснеть во грехе, останемся духовно бесплодными, долготерпение Господне иссякнет — и горе нам!

Память Небесного ходатая о Русской земле, священномученика Ермогена, мы празднуем во время Великого поста. Вспомним, как в 1611 году, поднимаясь на подвиг возрождения Отечества, постился весь русский народ: три дня опамятовавшиеся наши предки провели тогда в покаянных молитвах, без крошки хлеба и капли воды, даже грудных младенцев не кормили матери, даже домашним животным не давали пищи в эти дни всенародного покаяния перед Господом Правосудным. А нам, нынешним, кажется невыносимым и легкое бремя: на несколько великопостных недель отказаться от животной пищи и мирских увеселений. Так да побудит же нас хотя бы на малый этот подвиг воспоминание о священномученике Ермогене, ради верности Господу и любви к Отечеству претерпевшем не просто пост, но мучительную кончину от голода в сырой темнице. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Только будучи верны в малом мы сможем дерзать на большее — на действенную молитву о спасении и возрождении Отечества, на благие свершения во славу Господню. Верность церковным установлениям воспитывает в нас стойкость и мужество, терпение в испытаниях и постоянство в доброделании.

Достойно пройдя поприще Великого поста, обретем мы новые духовные силы и для временной жизни, и для устремления к блаженной вечности. Современные испытания кажутся легкими даже по сравнению с тем недавним временем, когда страна томилась под гнетом безбожной власти. Крепость нашей веры ныне испытывается лишь материальными затруднениями и мирскими соблазнами, а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько десятилетий назад достойных подражателей жития старинных подвижников, среди них — тезоименитого священномученику Ермогену замечательного архипастыря архиепископа Ермогена Голубева , чьим мужеством сохранен главный храм епархии — Свято-Успенский собор. За восстановление собора он был выслан из епархии, впоследствии его твердость в отстаивании интересов Церкви навлекла на него новые гонения, земные дни свои архиепископ Ермоген окончил в ссылке. Попечением этого достойного архипастыря в Ташкенте был создан и Свято-Ермогеновский храм, прихожане которого празднуют день памяти своего Небесного покровителя.

Граждане и земледельцы жили в дебрях, лесах и пещерах неведомых или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, — да будет Россия пустынею необитаемою. Подобные ужасы Россия вновь пережила только в гражданскую войну, последовавшую за большевистским переворотом. Наше же теперешнее положение в сравнении со страшными временами братоубийства представляется сущим благоденствием, хотя грех, тяготеющий ныне над нашим народом, ничуть не легче, чем в конце XVI или начале XX века. И если мы будем коснеть во грехе, останемся духовно бесплодными, долготерпение Господне иссякнет — и горе нам! Память Небесного ходатая о Русской земле, священномученика Ермогена, мы празднуем во время Великого поста. Вспомним, как в 1611 году, поднимаясь на подвиг возрождения Отечества, постился весь русский народ: три дня опамятовавшиеся наши предки провели тогда в покаянных молитвах, без крошки хлеба и капли воды, даже грудных младенцев не кормили матери, даже домашним животным не давали пищи в эти дни всенародного покаяния перед Господом Правосудным. А нам, нынешним, кажется невыносимым и легкое бремя: на несколько великопостных недель отказаться от животной пищи и мирских увеселений. Так да побудит же нас хотя бы на малый этот подвиг воспоминание о священномученике Ермогене, ради верности Господу и любви к Отечеству претерпевшем не просто пост, но мучительную кончину от голода в сырой темнице. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Только будучи верны в малом мы сможем дерзать на большее — на действенную молитву о спасении и возрождении Отечества, на благие свершения во славу Господню. Верность церковным установлениям воспитывает в нас стойкость и мужество, терпение в испытаниях и постоянство в доброделании. Достойно пройдя поприще Великого поста, обретем мы новые духовные силы и для временной жизни, и для устремления к блаженной вечности. Современные испытания кажутся легкими даже по сравнению с тем недавним временем, когда страна томилась под гнетом безбожной власти. Крепость нашей веры ныне испытывается лишь материальными затруднениями и мирскими соблазнами, а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько десятилетий назад достойных подражателей жития старинных подвижников, среди них — тезоименитого священномученику Ермогену замечательного архипастыря архиепископа Ермогена Голубева , чьим мужеством сохранен главный храм епархии — Свято-Успенский собор. За восстановление собора он был выслан из епархии, впоследствии его твердость в отстаивании интересов Церкви навлекла на него новые гонения, земные дни свои архиепископ Ермоген окончил в ссылке. Попечением этого достойного архипастыря в Ташкенте был создан и Свято-Ермогеновский храм, прихожане которого празднуют день памяти своего Небесного покровителя. Множество великих святых, просиявших в земле Российской, во Царствии Небесном молят Господа о спасении земного своего Отечества. Сильна их молитва, и помилует нас Всеблагой Небесный Отец, если мы будем всеми силами стремиться к тому, чтобы соделаться достойными святого этого предстательства. Ныне из Горнего Царствия доносится до нас, закосневших в маловерии и малодушии, призыв положившего за нас жизнь свою священномученика Ермогена: Познайте себя и обратитесь, обрадуйте всех нас, и мы станем молить за вас Бога.

Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества. И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града. Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений. А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом. Вспоминая молитвенно эту великую святую и героическую личность, мы должны в каком-то смысле соотносить его пример с самими собой. Не в том смысле, что мы можем подъять и исполнить ту великую миссию, которую исполнил святитель, но в том, чтобы мы осознали, с какой силой духа он сопротивлялся врагам и с какой силой духа исповедовал свою веру и верность Церкви и Отечеству. Пусть замечательный пример великого подвижника, святителя, исповедника и мученика земли Русской будет вдохновлять нас, людей XXI века.

И эконом был строгий — отец Варнава. Отца Нафанаила тоже помню — взгляд такой острый, жуть! Застал схиигумена Савву, был на его погребении в 1980 году. Большую пользу я получил от этих поездок в Печоры. Каждый год ездил и жил там по 2-3 недели, ожидая встречи с отцои Иоанном Крестьянкиным. Он предсказал мне, что я буду священником». Так и случилось. В последние годы, в 2012 году, отец Ермоген был пострижен в схиму, исполнял послушания духовника Новоспасского монастыря, в котором прожил более двадцати лет. Он пришел в эту обитель в 1994 году, уже опытным, крепко стоявшим на ногах человеком, много пережившим и много повидавшим. Первое свое послушание батюшка нес на просфорне. Но, по его словам, он «в этом делании не достиг значительных успехов». Потом трудился на разливе масла, был уставщиком — многое приходилось осваивать. На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. В одном из последних интервью, незадолго до своей болезни, он признавался, что Новоспасский монастырь стал ему родным домом, и вне его стен он чувствует себя неуютно. Он был тих, прост, всегда мог дать совет, не претендуя при этом на роль истины в последней инстанции. Не уходил от общения с людьми. О принятии схимы говорил: «Желания моего на это не было, но мне было открыто, что не стоит отказываться. Хотя, честно говоря, я не чувствовал себя достаточно сильным духовно, чтобы достигнуть такой степени монашества». А уже будучи опытным духовным наставником, смиренно говорил: «Я слабый духовник». Запомнился его вдумчивый открытый взгляд.

"Православный календарь": день памяти священномученика Ермогена

Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. Ермоген среди избранных святых. Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий