Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов. Кадры фильма рассказывают о восстании украинского народа в 1648 году, под предводительством Богдана Хмельницкого, и о воссоединении Украины с Россией в 1654 году.
Как Украина в Россию просилась
Как Украина в Россию просилась | Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. |
Внешняя политика России в XVII веке. Воссоединение Украины с Россией | Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией. |
Русская История 19Воссоединение Украины с Россией (Виталий Голышев) / Проза.ру | Воссоединение Украины с Россией[2] Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска. |
Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией | Крым был подарен Украине Хрущевым в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. |
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий - | В год 365-летия воссоединения России и Украины редакция "Родины" открывает рубрику, которая напомнит читателям об общем и славном прошлом двух братских народов. |
22.Воссоединение Украины с Россией.
Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. ** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века.
Восстание и хитрый план Хмельницкого
- Русская История 19Воссоединение Украины с Россией
- Воссоединение Украины | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Миф 1: Украина вошла в состав Московского царства насильственно
- Разделы Речи Посполитой
Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках: исторический обзор и ключевые события
По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Данное, условно говоря, голосование не было сфальсифицированным. В исторических документах говорится и о тех, кто оказался присягать. Но их число оказалось крайне незначительным. Украина вошла в состав России не в качестве «бедного родственника», а на равных правах. В Москву были отправлены послы с «Мартовскими статьями», в которых Хмельницкий в 11 пунктах сформулировал условия вхождения в Россию. То есть это был своего рода союзный договор.
В Москве послы добавили еще 12 пунктов. Практически все они были утверждены Земским собором. Левобережная Украина, включая Киев, получила широкую автономию. Гетман сохранял полноту административной власти. Количество «реестровых» казаков, состоявших в войске, возросло до 60 тыс. Горожане, купцы, духовенство, украинское дворянство получили значительные льготы.
Все доходы с городов и сел, весьма разумные и отнюдь не грабительские, оставались в гетманской казне. Они шли в основном на вооружение. Россия руку в казну не запускала. Более того, из Москвы периодически отпускались средства на поддержание крепостей в надлежащем порядке. Гетману было разрешено принимать иностранные посольства. Вскоре воссоединение принесло долгожданные плоды.
Из Левобережной Украины были вытеснены польские магнаты, завершились притеснения православных верующих. В то же время Правобережная Украина продолжала страдать от того же самого, от чего избавилась Левобережная. Ну, а Россия, в полной мере неся ответственность за благополучие присоединенного народа, была вынуждена вступить в войну с Речью Посполитой, которая продолжалась 13 лет. Точно такой же механизм ответственности сильного за благополучие слабого мы наблюдаем сейчас и в Крыму. К счастью, это не военная, а экономическая помощь жителям разграбленного полуострова. Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.
В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.
Но это уже не наши проблемы. Для меня тот раздрай, который происходит между Россией и Украиной, — личное горе. Потому что этнически мы родственники, да и культурно тоже. Надо искать пути решения, вести переговоры, собирать научные конференции.
И не надо, чтобы противоречия на уровне политических элит каким-то образом отразились на отношениях народов. Политические деятели уйдут, а народам жить дальше. Поэтому мы не имеем морального права нагромождать завалы на пути взаимного понимания. Есть такой курьез: в Киеве у нас Владимир Мономах считается украинским князем, а его сын Юрий Долгорукий и внук Андрей Боголюбский — это москали.
Понимаете, до чего мы доходим: членов одной семьи разделяют на части и противопоставляют. Говорят, что между ними была вековая вражда.
В 1654 г. Наконец, было принято решение взять Украину под свою защиту. В свою очередь, В 1654 г. Переяславле совр.
Киевская обл. На ней присутствовали гетман, полковники, дворяне, крестьяне. Все присутствующие целовали крест на верность московскому государю. Так, в 1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии.
Россия признавала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме тогдашних врагов России — Речи Посполитой и Османской империи. Гетман мог иметь свои войска до 60 тыс. Но налоги должны были поступать в царскую казну. Русско-польская война 1654 — 1667 гг.
Речь Посполитая не признавала решения Земского собора 1653 г. Тогда в 1654 г. Война ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; Б. Хмельницкий — Люблин, ряд городов в Галиции и на Волыни. Швеция прилагала все усилия, чтобы не допустить Россию к выходу в Балтийское море.
Видя победы русских войск, в 1655 г. Шведские войска продвинулись вглубь польской территории и заняли Варшаву, Краков. Тогда Алексей Михайлович летом 1656 г. С Польшей в 1656 г. Часть русских войск двинулась в Ингерманландию восточное побережье Финского залива , а главные силы двинулись от Полоцка к Риге. Русские войска захватили ряд крепостей на побережье Балтийского моря и осадили Ригу.
Но шведы усилили свое присутствие в Прибалтике, и русские войска, не имея поддержки с моря, вынуждены были отступить. В декабре 1658 г. Россия была вынуждена заключить со Швецией Валиесарский договор, а в 1661 г. Все завоевания в войне со Швецией были утрачены. Проблема выхода к морю оставалась нерешенной. Между тем Польша, получив мирную передышку и видя трудности России в войне со Швецией, отказалась признать воссоединение Украины с Россией.
Война с Польшей продолжилась, и в 1658-1663 гг. Положение России осложнили измены гетманов И. Выговского, сменившего умершего Б.
Из истории альманаха
Хмельницкий же не оставлял надежд на принятие казаков в русское подданство. Так, сын путивльского боярина И. Юденков осенью 1651 года писал, что Хмельницкий велел князю Семену Васильевичу Прозоровскому с товарищами передать царю Алексею Михайловичу следующее: «А будет де государь пожалует, велит их принять под свою государеву высокую руку в подданство, и они де ему, государю, тотчас крест поцелуют и служить ему, государю, ради». А 2 марта 1652 года гетман пишет новому путивльскому воеводе Ф. Хилкову письмо из Чигирина: «Так и теперь просим, чтобы его царское величество нас от службы своей царской не отвергал и от милости не отдалял и под крепкую руку свою принять велел…». Василий Лупул В этот период к полякам вновь переметнулся бывший некоторое время перед этим союзником казаков молдавский господарь Василий Лупул. Весной 1652 года войско Хмельницкого вместе с крымскими татарами отправилось в поход на Молдавию. Василий Лупул незамедлительно перешел обратно на сторону Хмельницкого. После этой победы освободительная война охватила всё Поднепровье.
Поражение польского войска под Батогом побудило Яна Казимира убедить сейм в необходимости собрать 50-тысячное войско, чтобы покончить с казаками раз и навсегда. Принимавший их боярин Г. Пушкин сообщал: «И посланники говорили: то де их делу начало и конец… бити челом, чтоб царское величество… над ними умилосердился, велел их принять под свою государеву высокую руку… и держал их от неприятелей в оборони». В начале марта 1653 года поляки решили полностью расправиться с казаками. На украинские земли было направлено 15-тысячное польское войско. Но казаки остановили поляков под Монастырищем. И вновь Богдан Хмельницкий шлет послов в Москву. На этот раз послы возвращались домой с благой вестью — казаки получили на свои многочисленные прошения положительный ответ.
Тем временем положение дел в союзной Молдавии обострилось. Правители соседних земель, валашский воевода Матвей Бессараб и семиградский князь Юрий Ракочи сместили Василия Лупула с престола. Хмельницкий послал на помощь союзнику казацкое войско, но оно было разгромлено. Молдавский поход вызвал недоумение и ропот среди казаков. Помощь Василию Лупулу они расценили как бессмысленную войну в чужой стране, а Хмельницкого обвинили в корысти. Казаки угрожали обратиться с просьбой о подданстве к русскому царю напрямую: «Идем к христианскому царю… с женами и детьми и со всем скарбом; будет христианский государь, его царское величество, не велит нас принять… лучше нам умерети у христиан, чем умерети у поганцев в неволе». Shakko Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкасы, 1648, 8 июня.
РГАДА Хмельницкий, которому уже было известно о возвращавшихся от Алексея Михайловича послах, заверил казаков в том, что его и их интересы едины: «Не токмо вы хотите к нему, государю, и я, кроме… его царского величества, никуды не мышлю». Наконец, 2 июля 1653 года царь Алексей Михайлович пишет Богдану Хмельницкому грамоту о принятии казаков в свое подданство: «И мы, великий государь, возревновав о бозе благою ревностию и возжелав по вас, чтобы християнская вера в вас не пресеклась, но паче преисполнялась и великого пастыря Христа Бога нашего стадо умножалось, яко же глаголет: и будет едино стадо и един пастырь, изволили вас принять под нашу царского величества высокую руку, яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение». И мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское иному неверному царю служити не хочем, только тебе, великому государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величество не оставлял нас». Через две недели Россия объявила войну Речи Посполитой. А 18 января 1654 года в старинном городе Переяславле состоялось большое собрание казаков — Рада. На Переяславскую раду прибыло посольство от русского царя во главе с боярином Василием Бутурлиным. На Раде представители казачества единогласно и радостно высказались за присоединение к России. Вот что писали об этом русские послы: «К сим словам весь народ возопил: волим под царя восточного православного… Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже!
Вечером в Успенском соборе Переяславля казаки принесли присягу московскому царю. Тогда же произошел инцидент с предложением «ответной присяги»: Хмельницкий попросил русских послов присягнуть от имени царя, что он «волности не нарушит… и кто… какие маетности у себя имел, и тому б всему быть по-прежнему». Просьбу подхватила казацкая старшина. Таким образом верхушка казачества хотела добиться особых гарантий по аналогии с гарантиями, которые польский король давал шляхте при вступлении на престол так называемые «Генриковы артикулы». На весьма экстравагантную просьбу присягнуть от имени царя русские послы ответили отказом. Как объяснил глава посольства Бутурлин Хмельницкому, русский царь-самодержец это не польский король, и их непристойно даже сравнивать: «Польские короли подданным своим чинят присягу, и того в образец ставить непристойно, потому что те короли неверные и не самодержцы… А у прежних великих государей благочестивых царей и великих князей, всея Руси самодержцев, также и у великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, того николи не бывало, что за них великих государей давать вера». После отказа русского посла вопрос сразу же был исчерпан. В тот же день Богдан Хмельницкий посылает из Переяславля царю Алексею Михайловичу письмо с благодарностью и с заверениями в верности: «Что ваше царское величество пожаловати под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих, приняти изволил, мы, Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и всё Войско Запорожское за милость неизреченную вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьем.
Решение Земского Собора от 1 октября 1653 Процесс воссоединения Левобережной Украины с Московским царством завершился во второй половине января 1654 года принесением присяги населения малороссийских земель русскому царю. Народ принимал присягу радостно. Вот как рассказывали об этом грек М. Константинов и его товарищи, проезжавшие через Украину как раз после долгожданного воссоединения: «Во всех городех и местех слышели, что везде православные християне благодарят бога о том, что пожаловал государь, позволил их принять под свою государскую высокую руку. И радуютца де все от мала и до велика великою радостию, что господь бог над ними умилосердился и дал им его, государя християнского благосчестивого царя». Переход части южнорусских земель под власть московского царя еще долго вызывал споры. Казацкая верхушка далеко не сразу оставила надежды отстоять свои особые «права и вольности» на украинских землях. Ради этого она неоднократно предавала Россию.
Раскол гетманщины, измены пропольских гетманов, лишь одним из которых был Мазепа, будоражили Украину. При этом рядовым казакам вовсе не хотелось оказаться под безграничной властью старшины. Простой народ куда лучше относился к царской власти, видя в ней источник порядка, управу на старшину. И эту управу Москва действительно осуществляла. Со времен Мазепы старшина последовательно закрепощала не только крестьян, но и казаков. Правда, у закрепощенных до некоторых пор еще оставалась возможность свободного перехода от одного помещика к другому. Как писал известный историк А. Лазаревский: «При той обширной власти, которою пользовались козацкие старшины в Малороссии, им не стоило особенного труда подчинить себе крестьян в подданных, а самим — из старшины поделаться панами.
Захватив поземельные права в свои руки, старшина стала стремиться затем к отнятию у посполитых права перехода…». И когда по инициативе старшины Генеральная войсковая канцелярия в 1739 году запретила свободные переходы, центральная власть этот запрет отменила. Тогда старшина установила порядок, согласно которому переходящий должен был оставлять своему помещику всё имущество. Также требовалось письменное разрешение от помещика на переход. Право крепостных пожаловаться местным властям было явно формальным. В 1783 году по просьбам старшины Екатерина II всего лишь закрепила его де-юре. При этом казацкая старшина обвиняла во всех бедах Украины Москву. И именно в этой среде был сформирован негативный миф о Переяславской раде.
Впервые он был открыто заявлен в «Истории Русов» — фальшивой исторической хронике казацкой Украины, написанной предположительно Г.
Летом 1655 г. Успехи Швеции обостряли ее отношения с Россией. В Москве считали, что это усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю. В августе 1656 г.
Вслед за этим Россия объявила воину Швеции. Военные действия на русско-шведском театре первоначально развивались успешно, но Речь Посполитая, получив передышку, сумела собраться с силами и возобновить военные действия против России. Одновременно вести войну против Речи Посполитой и Швеции у России возможности не было, и она 20 декабря 1658 г. По Кардисскому миру июнь1661 г. Россия вынуждена была возвратить Швеции все прибретения в Ливонии, в результате чего Россия осталась отрезанной от морских берегов.
По его условиям интересами крестьян, в том числе считавших себя казаками, пренебрегли. Богдан добился отмены унии и расширения реестра до 40 тыс. Фактически речь шла о передышке: война почти сразу же возобновилась, и скоро на ней Хмельницкий стал терпеть поражения. В этих условиях он и запросил покровительства у России. Две Переяславских рады вместо одной Официальное обращение от украинцев к русским с просьбой о помощи означало для России вовлечение в прямой конфликт с поляками и литовцами.
В 1653 году московское правительство сделало для себя вывод, что время выбрано удачно. С севера Речи Посполитой угрожало вторжение шведов. Варшаву можно было поставить перед угрозой войны на два фронта — так и случилось уже в 1655 году. Принимать ли Украину в состав России, решал представительный орган — Земский собор, созванный для этой цели весной 1653 года и проработавший до осени. После его решения "да" к Хмельницкому направили полномочную делегацию для проведения ответного голосования — в Переяславе и принесения присяги.
В первые месяцы 1654 года Украина сглаживала острые углы с Россией. В Киеве русских встретили на подъезде к городу и провели через Золотые ворота под гром салюта. И только трое казацких полковников испортили праздник, под разными предлогами уклонившись от клятвы. Но это было лишь начало. Последующие события показали, что раскол в казацкой элите пролегал глубже, чем казалось.
В Москве успели свести знакомство с Иваном Выговским, посланником Богдана Хмельницкого ко двору царя. В 1658 году измена Выговского, ставшего гетманом после смерти своего покровителя по легенде, Богдан выкупил Ивана у крымских татар за лошадь , оказалась настолько неожиданной, что царские чиновники долгое время не могли в нее поверить. Выговский выступал от лица казаков, желавших не отделения от Речи Посполитой, а повышения своего статуса внутри соединенного государства. В глазах этих украинцев Переяславская рада представляла собой лишь эффективный инструмент шантажа. Однако игра зашла слишком далеко.
Царские войска не только уже стояли на Украине, но и пользовались поддержкой показаченных крестьян, стремившихся избавиться от поляков-помещиков и опасности превращения в крепостных. Выговского разбили на поле боя, а казацкие лидеры и Москва заключили повторное соглашение в Переяславе в 1659 году, лишившее Украину части ее автономии. За ним последовал еще один, названный Московским, договор от 1665 года с гетманом Иваном Брюховецким. В первой из "11 статей" Богдана Хмельницкого упомянута обязанность Украины "доходы всякие денежные и хлебные" "отдавать в его государеву казну тем людем, которых царское величество пришлет", что лишало гетмана прав на финансовую самостоятельность, а значит, любых признаков суверенитета. Договор не предусматривал и возможности денонсации, поскольку заключался на вечные времена.
Принуждение и протест: 105 лет назад из Донецкой республики нажимом сделали часть Украины Переяславское соглашение представляло не что иное, как одностороннюю присягу. Представители царя объявили казакам, что примут клятву от украинцев, но не ответят им тем же. Так Москва с самого начала давала понять, что оставляет в отношениях с Киевом последнее слово за собой.
Всё это кончилось восстанием в 1648-м. Годом позднее после серии побед Богдана Хмельницкого польский король даровал части Украины автономию в составе Речи Посполитой. Эту автономную область со своими законами и некоторыми вольностями назвали гетманщиной. Возглавив автономию, Хмельницкий подал прошение к Алексею Михайловичу о воссоединении с Россией. Правила выборности гетмана, относительной независимости в сборе налогов и назначении должностей были закреплены в 23 пунктах мартовских статей в 1654 году. Однако уже в 1709 году все вольности и свободы были отозваны Петром Великим, а гетманство как институт независимого управления было уничтожено. Украинские власти любят обвинять Россию в нарушении договора, однако часто в этих разговорах упускают один важный факт — предательство гетмана Ивана Мазепы.
Иван Мазепа был не просто правителем украинской автономии. Он был близким другом императора Петра I. Мазепа сопровождал его в походах, давал политические и государственные советы.
Собор, воссоединивший Украину с Россией
Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам — россиянам. Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад. Он ослаблял Польшу. Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией. Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска.
Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон — Польши и Украины — царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением Украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами. Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны. Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину. В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру. Искра в посольском приказе заявил, что гетман и все войско запорожское желают, чтобы «царское величество принял их на свою сторону».
В декабре 1652-го и январе 1653 года в Москве проводил переговоры Самойло Зарудный с товарищами. Зарудный говорил, чтобы царь «велел их приняти под свою государеву Высокую руку». Царское правительство также отправляло послов к Богдану Хмельницкому, в частности в конце мая 1653-го выехали в Чигирин А. Матвеев и И. Воссоединение Украины с Россией в веке или присоединение, Воссоединение? Осложнение положения в Украине заставило царское правительство ускорить принятие решения.
Однако это не окончательное присоединение Украины к России. Важным было признание Россией Украины как свободной, независимой страны. Об этом в решении Земского собора говорилось так: «Чтоб их не отпустить в подданство Турецкому султану или крымскому хану, потому что они стали присягой королевскою вольные люди». Посольство, возглавляемое В. Бутурлиным, было торжественно встречено старшинами и простым людом. Украинские посольства еще несколько раз наведывались в Москву для обсуждений деталей добровольного вхождения Левобережной Украины под протекторат Российской империи.
Воссоединение Украины с Россией в 17 веке или присоединение Запорожская Сечь. К XVII в.
Каменные палаты начинают строить бояре. В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую декоративность. Стремление к внешней красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным узорочье. Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге.
В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др. В конце XVII в. Появляются церкви нового типа — центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле — московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. Несмотря на строгую церковную регламентацию тем и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон «Спас нерукотворный», «Вседержитель», «Троица». В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни , парсуна портретные изображения , пейзаж, служивший фоном для икон.
В 1672 г. Для столичной иконописи времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие т. Качество живописи контрастирует с некоторой грубоватостью ранней романовской архитектуры, также продолжающей «годуновские» традиции и ориентированной на сознательное воспроизведение прототипов конца XVI века. С середины 1630-х годов в архитектуре складывается направление, получившее название «узорочья» что отражает наполненность храмовых фасадов разнообразной мелкой кирпичной и изразцовой декорацией — его источниками стали раннеромановские постройки, по-своему интерпретирующие годуновское наследие и северо-европейские влияния, привнесенные иностранными мастерами, работавшими в 1620-е гг. К 1635-36 гг.
Отклонив эту просьбу из-за сложного внутреннего положения в стране и неподготовленности к войне с Польшей, правительство в то же время начало оказывать дипломатическую помощь, разрешило ввоз на Украину продовольствия и вооружения. Весной 1649 г. Польша возобновила военные действия против повстанцев, которые продолжались вплоть до 1653 г. В феврале 1651 г.
После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. По итогам русско-польской войны 1654-1667 гг. Но этому акту предшествовала длительная история. В «Дворцовых разрядах» указано, что 19 марта этого года «государь указал во все городы послать к воеводам и к приказным людем государевы грамоты» с вызовом стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов в Москву к 20 мая «со всею службою». Намечалось, что «на тот срок изволит их государь смотреть на Москве на конех». Срок прибытия определен тот же - 20 мая. Видно, что готовились два мероприятия: царский смотр лиц, служивших по «московскому списку», и земский собор - оба они были связаны с борьбой за Украину. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце 15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня , являются ориентирами при датировке этих заседаний.
Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые далеко не в полном составе земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня. Для суждения о майском соборе 1653 г.
К примеру десятилетний сын будущего украинского гетмана Богдана Хмельницкого был насмерть высечен старостой Чаплицким, не любившим Богдана. Обращаться в суд было бесполезно, там сидели такие же католики, как и Чаплицкий. Король Владислав ничем помочь не смог. Богдан Хмельницкий отправился в Запорожье, на восток Речи Посполитой. Там было сформировано отдельное и совершенно независимое от польской короны запорожское казачество. В Запорожье стекались со всей Украины энергичные, недовольные и обиженные польским владычеством люди. Прибыл сюда и Богдан Хмельницкий в середине 17 века. Он сразу проявил себя лидером, способным повести за собой запорожское казачество, дабы освободить Украину от польского ига. Он заявил запорожцам: «Хватит нам терпеть этих поляков, дайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Было принято решение идти войной на Польшу. Запорожцы с радостью приняли эту новость, так как их мечтой было сбросить с их родной земли польский гнёт. У многих из них была большая обида на поляков за те беды, которые они принесли им, их предкам, родственниам, друзьям, да и всему православному народу. К тому же казаки были очень энергичными людьми, им нужны были приключения, война была их "хлебом", да и на роль врага больше всего подходила католическая Речь Посполитая. Из Запорожья Хмельницкий отправился в Крым, где заручился обещанием от крымского хана. У Хмельницкого под рукой было семь тысяч воинов, силы поляков были несоизмеримо больше, но они были разбросаны по всей Польше, а организация у них была довольно слабой, собирались они медленно.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
Я хочу поговорить об одном из самых важных моментов нашей истории – Воссоединение России и Украины XVII века. Воссоединение Украины (особенно Левобережной) с Россией стало важным фактором укрепления российской государственности. Развитие городов Левобережной Украины после воссоединения с Россией (во второй половине XVII в.). Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. В результате, присоединение Украины к России стоило русским не только добрососедских отношений с Польшей, но и целой армии, которая была уничтожена из-за предательства Юрия Хмельницкого. Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией.
Как Украина в Россию просилась
На самом деле в XVII веке никакой Украины как государственно-политического образования не было. Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. Воссоединение Украины с Россией[2] Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Польши, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска. Значимость воссоединения Украины с Россией в разные времена оценивалась неодинаково как современниками, так и историками.
Вы точно человек?
История России (XVI‒XVII вв.). Это было воссоединение Украины с Россией или начало очень больших проблем? В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов. Ведомости СНД РФ и ВС РФ История принятия действующей Конституции РФ Конституции СССР и РСФСР (1918-1978) Список актов конституционного значения 1600-1918 гг. Научные работы. Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией. История России (XVI‒XVII вв.).
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа
Во-первых, отношение православных и униатов к вопросу присоединения к России было различным. Против Богдана Хмельницкого выступили церковные деятели, на которых оказывала влияние Польша. Во-вторых, присоединение Украины к России было неразрывно связано с социально-экономическими взаимоотношениями и влиянием политической власти. Богдан Хмельницкий и его сторонники боролись за русскую православную веру и присоединение Украины к Российскому государству. В результате множества битв и стечений обстоятельств они смогли одержать победу. В «малороссийский договор» от 2 июня 1654 года были заложены основы присоединения Украины к России. Третье Жигульское соборное собрание, состоявшееся в Январе-Феврале 1654 года, определило интересы и позицию украинской интеллигенции и духовенства. Они приняли решение о признании царской власти и присоединении Украины к России. В итоге официальное присоединение Украины к Российскому государству произошло только через более чем столетий. Перед этим процессом стояли многочисленные проблемы, между которыми главное место занимали интересы Польши и крымского ханства.
Религиозные аспекты воссоединения стали ключевым фактором в этом процессе, определяющим их ход и результаты. Эта территория, расположенная на полуострове Крым, служила важным ручьем для развития торговли между Украиной и Россией, а также для контактов между казаками и российскими войсками. Процесс интеграции Украины и России начался с решений и событий, которые происходили навстречу воссоединению. Одной из ключевых битв этого периода является битва под Конотопом, произошедшая в 1659 году, в которой русская армия одержала победу над силами польско-лихтенштейнской коалиции. Эта победа положила начало присоединению запорожской Сечи к России и реорганизации украинского гетманства под влиянием Москвы. Процесс присоединения Украины к России сопровождался притеснением и гонениями на украинский народ со стороны польского владычества. В 1654 году состоялась Переяславская Рада, на которой казацкая Сечь приняла решение о переходе под защиту русского царя. Это решение было вызвано проблемами, с которыми столкнулась Украина, и прошение Хмельницкого воссоединиться со своей родиной — Россией. В 1654 году Украина воссоединилась с Россией, а в 1656 году было заключено Виленское соглашение, которое узаконило вхождение Украины в состав Российского царства.
Вслед за этим было проведено множество соборов, на которых обсуждались вопросы об интеграции и присоединении. В 1659 году состоялся Нежинский собор, на котором было подтверждено воссоединение Украины с Россией и проведено разделение земель. Процесс интеграции Украины в состав России вызывал определенное сопротивление со стороны некоторых украинских властей и населения. В том числе, запорожская Сечь и казаки оказывали активное сопротивление, пытаясь сохранить свою независимость и отстоять свои права. Однако, в общей сложности, процесс интеграции Украины с Россией был успешным. В этом периоде Украина воссоединилась с Россией на высокую соборную реестровую землю, что позволило решить множество проблем, с которыми столкнулась страна в то время. Казаки, особенно во главе с Богданом Хмельницким, активно сопротивлялись попыткам Польши укрепить свое влияние на украинские земли. В ходе Крестьянской войны 1648-1654 годов, казаки под руководством Хмельницкого сумели объединить украинское население против польского господства. Следует отметить, что оппозиция к воссоединению проявлялась не только со стороны Польши, но и со стороны земских дум и помещиков.
Они не хотели терять власть и привилегии, которые имели на украинских землях. Польша также активно использовала свои политические и дипломатические инструменты для возмущения и ослабления украинского населения и казачества. Оппозиционные силы применяли различные методы, чтобы противостоять воссоединению. Кроме вооруженного сопротивления, они обращались к дипломатическим и политическим решениям. Например, в 1654 году, после Берестейской унии, национальный собор в Переяславе принял прошение к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой о защите от польских войск. Это был важный шаг в направлении воссоединения Украины с Россией. Однако, несмотря на все усилия оппозиции, воссоединение Украины с Россией в XVII веке стало неизбежным и неотвратимым.
Россия вынуждена была возвратить Швеции все прибретения в Ливонии, в результате чего Россия осталась отрезанной от морских берегов. Возобновленная же война с Речью Посполитой приняла затяжной характер. В 1661 г. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Россия приобрела также сроком два года Киев. И только по условиям Андрусовского перемирия 1686 г. Общая характеристика русской культуры XVII века. Россия в XVII в. Неудивительно поэтому, что XVII в. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске — она была сдана без боя польским войскам под предводительством «Димитрия» — человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства почти ровно через год начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее «междуцарствие» привели к невиданному ранее разорению страны. Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие. Сочетанием «старины и новизны» отмечены архитектура и изобразительное искусство. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в.
Гетманщина и третье прошение гетмана Хмельницкого о присоединении к России Подписанию договора о воссоединении Украины с Россией в 1654 году предшествовало государственное образование, которое вошло в историю под названием гетманщина. Это произошло в 1649 году, когда вольные казаки Запорожья освободили свои земли от поляков и объявили о независимости. Казаки одержали несколько побед над войсками Польши, не найдя поддержки у России, казаки гетмана Б. В августе 1649 года под городом Зборовом союзники разбили армию поляков. По итогам победы был заключен Зборовский договор. Запорожским казакам предоставлялась автономия. Но Польша, сильная в то время, не смирилась с этим, и военные действия велись вплоть до 1654 года. Стало понятно, что в одиночку с врагом казакам не справиться. В июне 1651 года казаки получили от поляков сокрушительное поражение под Берестечком. Осенью 1653 г. Хмельницкий третий раз обращается к московскому царю с челобитной о подданстве. Россия, хотя и не совсем окрепла после Смуты, но откликнулась на просьбу братского народа, тем более что с Речью Посполитой у нее были свои счеты. Утверждение Земским Собором После согласия царя Алексея Михайловича просьба запорожских казаков о воссоединении была рассмотрена Земским Собором. Положение осложнялось тем, что земли гетманщины формально входили в состав Польши, о чем был подписан Зборовский договор. Казаки официально давали присягу польскому королю. Нужна была веская причина, которая бы сделала присягу не действительной. Выход был найден. Это неисполнение пункта веротерпимости польской стороной, что также являлось нарушением договора и делало присягу казаков не действительной. Русское правительство принимало под свое покровительство вольных жителей. Переяславская Рада В начале января 1654 г. Хмельницким, и других слоев населения. Это была открытая Рада, на которой присутствовали казаки, жители городов всех сословий, крестьяне. На ней было зачитано решение Земского Собора, привезенное московским посольством во главе с Бутурлиным. Рада единогласно приняла встречное решение всего народа гетманщины о вхождении в подданство Российского государства и принимает присягу царю. После этого посольство объехало 177 городов и населенных пунктов, принимая присягу на верность русскому царю. Отказались принять ее 4 сотника казацких полков и несколько населенных пунктов. Подавляющее большинство жителей принесли присягу русскому царю. Договор между Россией и Украиной После принятия решения Радой казацкие старшины принялись за составление условий вхождения в состав государства Российского.
А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никово на то не попущати.
Присоединение Украины к России (причины и последствия)
Вопрос 22.Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией | Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде. |
Этапы значимого воссоединения Украины с Россией в контексте событий и перспектив истории | 11 октября 1653 г. земский собор в г. Москве, откликаясь на предложение Богдана Хмельницкого, принял решение о принятии Украины в состав России. |
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ | videolain | Принято считать, что Переяславская рада ознаменовала собой воссоединение Украины с Россией. |
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение / ИА REX | Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения (кроме крепостных, не имевших права голоса), представители которых собрались на соборе. |
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | Весь XVII век Украину сотрясали восстания казаков. |
Предыстория
- Воссоединение Украины с Россией - «Бунташный» XVII век
- Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
- видео, кино, история
- Итоги присоединения Украины
- Время восстаний
- Воссоединение Украины с Россией - презентация онлайн
Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)
освобождение Украины Левобережной и Правобережной от польского католического гнёта. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства. Большая часть Украины в первой половине XVII века входила в состав Речи Посполитой.