Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» 1885. реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича. Причинами восстания стали: реформа церкви патриарха Никона. восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол.
Монастырь-крепость
- Причины восстания
- Предыстория
- Социальные сети
- Соловецкое восстание (1668–1676) — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"
- Соловки в огне: самое кровопролитное «сидение» в истории
- СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет
Социальные сети
Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось. Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол.
4. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1667—1676 гг.
Анатомия протеста | Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. |
Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами? | МИР ИСТОРИИ - WOH | Дзен | Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе. |
Раскол: религиозное и социальное явление - Русский Север | Монахи требовали отказа от церковной реформы. В 1681 году в Москве произошло крупное восстание старообрядцев против новой церкви. |
Соловецкий «бунт» | Выступления против реформ Против петровских начинаний выступали многие церковные иерархи и рядовые священники. |
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий.
Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие - монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая - по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско.
Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости.
Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Противостояние стрельцов и монахов В 1675 году число стрельцов, участвующих в осаде Соловецкого монастыря, уже достигло полутора тысяч. За одно только лето эта сторона потеряла 35 человек, а более 80 были ранены. Мещеринов настаивал на активизации военных действий. Стрельцы постепенно создавали подкопы к стенам монастыря. Как и в любых военных действиях ни одна из сторон не могла быть уверена в отсутствии предателей.
В 1676 году к стрельцам пришёл один из перебежчиков, чернец Феоктист, что рассказал, как можно проникнуть в монастырь, используя ров у Онуфриевой церкви. Поздней ночью группа из полусотни стрельцов вместе с Феоктистом отправилась к назначенном месту. По тайному проходу стрельцы попали в монастырь. Его насельники проснулись слишком поздно. Несмотря на вооружённое сопротивление, силы стрельцов превосходили ресурсы монахов. Царь Алексей Михайлович Романов Кровавая расправа Разбирательство с мятежниками происходило на месте. Лидеры Соловецкого восстания, Никанор и Сашко вместе с 26 своими соратниками были казнены, остальные монахи были отправлены в ссылку.
А ведь когда-то Мещеринов заверял монахов в том, что им даровано будет прощение.
Пятая, самая известная соловецкая челобитная, широко распространенная в старообрядческой книжности, носила уже скорее пропагандистский характер; не вполне ясно, была ли она сразу же получена царем[17]. Ответ последовал на четвертую челобитную. В указе предписывалось «Соловецкого монастыря вотчинные села, и деревни, и соляные и всякие промыслы, и на Москве и в городех дворы со всякими заводы и с запасы, и соль отписать на нас, великого государя, и из тех сел, и из деревень, и ото всяких промыслов денег, и хлебных всяких запасов, и соли, и всяких покупок с Москвы и из городов в тот монастырь пропускать не велели»[18].
Эти же предписания были повторены и в апреле 1668 г. Когда весной 1668 г. В ответ монастырь «заперся», что было началом его «сидения»[20]. По-видимому, в первый период царь Алексей Михайлович надеялся взять монастырь измором и устрашением, блокировав доставку продовольствия и других необходимых запасов, однако ее полному осуществлению препятствовали и природные условия, и связи монастыря с населением, оказывавшим поддержку прежде всего доставкой продовольствия.
Блокада затягивалась, разрушение хозяйственно-экономических связей приводило к уменьшению добычи соли, упадку других промыслов; казна терпела убытки. Стрелецкие начальники допускали всяческие злоупотребления, разоряли население незаконными поборами и повинностями, вели себя высокомерно, в том числе и по отношению к духовным властям, превышали свои полномочия, что отмечено в ряде царских указов. Позже, во время допросов бежавших или высланных из монастыря монахов и бельцов, одним из главных был вопрос о «заводчиках», т. В «роспросных речах» 1674 г.
А стрелба... Никанор, по башням ходит безпрестанно, и пушки кадит, и водою кропит, и им говорит: «Матушки-де мои галаночки, надежа-де у нас на вас; вы-де нас обороните»... Так же вел себя и послушник Геронтия старец Манассия. Иеромонах Павел повторил показания Митрофана, в том числе и слова Никанора о «пушечках-галаночках», а начало «бунта» и «мятежа» отнес ко времени приезда архимандрита Сергия, т.
Это подтверждается и показаниями стрельцов, сопровождавших архимандрита Сергия: они слышали, как в монастыре «мирские люди» говорили о том, что находящихся вне монастыря стрельцов надо захватить и каменьем побить[22]. Согласно новым данным, стрельцы сообщали, что среди мирских сторонников сопротивления были «ис тюрем утеклецы и от смертной казни беглецы», возможно, «московские бунтовщики», т. Все допрошенные выходцы из монастыря 1674 г. Среди этих же «роспросных речей» особенно интересны показания Геронтия, автора последних соловецких челобитных.
Он был среди тех, кого «мятежники» выпустили из тюрьмы и выслали из монастыря после «черного Собора» 16 сентября 1674 г. На вопрос об организаторах мятежа он ответил иначе, чем другие: мятеж учинился «от всей братьи и от служебников»; заявил, что «челобитную писал по братскому велению», братия и служебники ее одобрили. Если в показаниях других допрашиваемых он предстает как противник лишь «стрелбы», т. Геронтей, о стрелбе запрещал и в монастыре запираться не велел, и его...
Слова Геронтия о том, что он «не велел» не только стрелять, но и «в монастыре запираться», подтвердил «трудник» Василий Карпов сын Кириловщина. Эта позиция «непротивления», занятая в самом начале восстания группой сторонников Геронтия ее состав и количество неизвестны , отчетливо предстает и в той части показаний Геронтия, которая относится уже к 1674 г. Геронтий признал себя виновным «а перед великим государем он во всем виноват» , однако заявил, что в немолении не участвовал «и будучи в Соловецком монастыре, за него, великого государя, Бога молил, и ныне молит, и впредь молить должен» ; заявил о своей преданности Церкви «и соборной и апостольской Церкви по соборному и святых отец преданию последует». Однако он не отказался от прежних убеждений: «А новоисправленых печатных книг, без свидетелства с древними харатейными книгами, слушать ему и треми персты крест на себе воображати сумнительно, и боится Страшнаго суда Божия, и хочет он о тех новоисправленых книгах и о кресте достоверное уверение и свидетелство с древними харатейными книгами восприяти от преосвященнаго Иоакима, митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго»; митрополит якобы призывал к себе Геронтия, но его не отпустили из монастыря[24].
Геронтий, как и прежде, надеялся на мирное разрешение конфликта путем прений и переговоров, отказывался от сопротивления и призывал к тому других. Так же думали и многие другие священники монастыря. Рознь между двумя сторонами, отсутствие единства среди остававшихся в монастыре насельников, т. Так, в царском указе И.
Волохову 1 сентяря 1668 г. Предписывалось по возможности переправиться непосредственно к монастырю с Заяцкого острова, а также подробно узнавать у пришедших, задавать вопросы, «кто имяны в том монастыре ныне пущие непослушники и их советники, и которые в совете с ними быть не хотят, и по сколку их человек на обе стороны, и в чом меж ими рознь, и есть ли у них хлебные и иные какие съестные запасы, и сколко и на сколко им того будет, и от чего им чаять скудость и вскоре ль? В декабре 1668 г. Они оказались в Сумском остроге[26].
Новые документы дают еще больше свидетельств о существовании в монастыре значительного числа лиц, преимущественно рядовых монахов и священников, которые были против восстания и вооруженной борьбы О. Чумичева называет эту группу «умеренной», в отличие от «радикальной». Среди ссыльных также были противники восстания. По утверждению высланных, до трети монастырской братии и мирян не хотели воевать с царем и не одобряли расправу с книгами в монастыре было уничтожено большое количество новопечатных книг, среди них могли оказаться и древние рукописи; уставщики Геронтий и архимандрит Никанор были против этой акции.
Геронтий, согласно новым сведениям, находился в монастырской тюрьме уже с сентября 1668 г. Следовательно, глубокие разногласия имели место с самого начала восстания. Приводится новая, более ранняя дата введения «немоления» за царя и патриарха — весна—лето 1669 г. Келарь Азарий, казначей Симон и др.
Были проведены и другие преобразования. Однако в начале сентября 1669 г.
На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений.
Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить». Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича.
В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню». Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск.
Соловецкий бунт 1668 г.
Соловецкое восстание 1668-1676 В истории Соловков были два трагических периода, когда братию Соловецкого монастыря подвергали избиению и физическому уничтожению. Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Самым крупным актом борьбы старообрядцев можно назвать Соловецкое восстание 1668-1676 гг., которое сопровождалось вооруженными столкновениями и большим количеством жертв. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах.
Соловецкое восстание (1668–1676).
Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию.
Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя.
Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах.
Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции.
По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов.
В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение».
Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами».
Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу. Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ.
Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 - в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам.
Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы.
Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря.
Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И.
Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона.
Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды.
Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков.
Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота.
Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь.
Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания.
Причины Соловецкого восстания В начале XVII века Соловецкий монастырь становится не просто одним из центров духовенства на Руси, но и важнейшим форпостом в войне со шведами. Именно он не позволял продвигаться шведской экспансии. Он представлял собою прекрасно укреплённое здание, а многие монахи владели воинскими навыками, представляя серьёзную силу, готовую сопротивляться неприятелю и задержать его продвижение. Как вы понимаете, в монастыре находилось немало провизии, которая пригодилась бы при осаде. Основными поставщиками продуктов были поморы, что постоянно поддерживали связь с насельниками. Повесть о Соловецком восстании. Рукописный кодекс.
В 1657 году в Соловецкий монастырь были присланы новые церковные книги, в соответствии с которыми следовало совершать богослужение. Он требовал креститься так, как делали в Европе тремя пальцами , для церковных текстов и икон использовать греческие книги, а не старославянские тексты и придерживаться новых требований в проведении церковных обрядов. Подобные реформы проводились крайне неразумно, нередко с использованием грубой силы, а сам Никон не пользовался авторитетом среди духовенства хотя и получил поддержку царя Алексея. Алексей Кившенко «Церковный cобор. Начало раскола» Сопротивление власти Но после появления новых книг в Соловецком монастыре священнослужители не спешили использовать их. По решению совета соборных старцев присланные тексты были запечатаны в казённой палате, а богослужение продолжалось по старым обрядам. С 1666 года монахи стали писать челобитные царю, где просили позволить использовать для церковной службы старые книги Они приводили немало аргументов, объясняя, что прежние обряды поддерживают веру предков и продолжают традицию в отличие от нововведений Никона.
Кроме того, из монастырской библиотеки изъяли некоторые книги и ценности, что породило резкое недовольство.
Репутация Никона среди многочисленной братии, мягко говоря, оставляла желать лучшего, а потому неприятие преобразований, провозглашенных под его эгидой, легло на хорошо подготовленную почву. Было решено проигнорировать московские указания, ничего не изменяя в богослужебной практике. Кроме того, монастырь вскоре посетил Иван Неронов, превратившийся в одного из главных оппонентов церковной реформы: ему устроили торжественную встречу, что не осталось незамеченным в столице. Первые новопечатные книги служебники, скрижали и др. Последовавшее вскоре удаление Никона восприняли как хороший знак, тем более что власти решили действовать осмотрительно и не оказывать прямого давления на монастырь. Был выбран другой путь: в это время скончался прежний настоятель обители и на его место утвердили избранного братией архимандрита Варфоломея. Перед ним и поставили задачу аккуратно, постепенно перейти на исправленные книги. Варфоломей взялся это реализовывать, чем быстро нажил немало врагов: тем не менее он сумел сколотить небольшую так называемую промосковскую партию, изъявлявшую готовность развернуться в сторону новых обрядов.
Время до Большого собора 1666—1667 годов протекло в позиционной борьбе между враждовавшими группами. Во всяком случае, отправившегося туда настоятеля снабдили соответствующей челобитной, где обстоятельно изложили все доводы в пользу старой практики. Однако, тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве. И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий. Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита. В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется. Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой.
Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давала: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы. К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя. В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру.
Социальные сети
Подобные реформы проводились крайне неразумно, нередко с использованием грубой силы, а сам Никон не пользовался авторитетом среди духовенства хотя и получил поддержку царя Алексея. Алексей Кившенко «Церковный cобор. Начало раскола» Сопротивление власти Но после появления новых книг в Соловецком монастыре священнослужители не спешили использовать их. По решению совета соборных старцев присланные тексты были запечатаны в казённой палате, а богослужение продолжалось по старым обрядам. С 1666 года монахи стали писать челобитные царю, где просили позволить использовать для церковной службы старые книги Они приводили немало аргументов, объясняя, что прежние обряды поддерживают веру предков и продолжают традицию в отличие от нововведений Никона. Увы, все эти просьбы не были услышаны.
В 1667 году старые обряды приравнивались к анафеме, как было решено Большим Московским собором. Многие старообрядцы подверглись преследованию, а настоятелем Соловецкого монастыря был назначен отец Иосиф, являвшийся сторонником реформ Никона. Правда, появившись в монастыре, новый настоятель не получил поддержки монахов. Отец Иосиф был изгнан, после чего неподчинение властям со стороны насельников было воспринято как бунт. Начало восстания По приказу правительства царский стряпчий Игнатий Волохов прибыл в Соловки с небольшим отрядом стрельцов.
Именно тогда и началась осада. Как я уже отметила, Соловецкий монастырь представлял собой хорошо укреплённую крепость, имеющую необходимое вооружение и провиант. Достаточно долгое время Алексей Михайлович рассчитывал, что конфликт удастся решить миром.
Никон ввёл крещение тремя перстами вместо двух, заменил земные поклоны поясными, установил троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного, укоренил движение верующих в храме мимо алтаря не по солнцу, а против него. Большой редакции подверглись и тексты Священного Писания.
Появление непривычных обрядовых нововведений, поспешность реформ, их резкость и непродуманность стали причиной яростного недовольства среди значительной части духовенства и мирян. Верующие, для которых обрядовая сторона православия имела едва ли не первостепенное значение, восприняли реформы Никона, как покушение на незыблемость ортодоксального канона. Противники Никона — «старообрядцы» — категорически отказались признавать проведённые им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 годов они были преданы анафеме и сосланы. Их жестокое преследование продолжилось.
Соловецкий монастырь всё это время жил по старым книгам и никакие новшества не принимал. В 1667 году настоятелем монастыря был назначен приверженец реформ архимандрит Иосиф. Однако монахи отказались признавать его настоятелем и выгнали из обители. Не раз служители монастыря отправляли царю челобитные с просьбой позволить им сохранить у себя старые порядки. В пятой из них говорилось: «Не вели, государь, больши того к нам учителей присылать напрасно… а вели, государь, на нас свой мечь прислать царьской и от сего мятежнаго жития преселити нас в оное безмятежное и вечное житие».
В ответ Алексей Михайлович приказал отобрать соловецкие вотчины в казну и лишить мужскую обитель снабжения хлебными припасами. Неповиновение Соловецкого монастыря решению соборов восприняли как бунт. Обитель было решено подчинить силой. Осада обители 3 мая 1668 года на Соловки двинулось стрелецкое войско под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Не имея достаточно сил для взятия монастыря, Волохов отступил и занял осаду.
По данным воеводских отчётов царю, в осаждённом монастыре находились около 700 человек. У бунтовщиков было 90 пушек, расставленных на башнях и стенах, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также значительная поддержка местного населения.
Ответом на прошение стал царский указ, согласно которому имения и промыслы монастыря на побережье были конфискованы. Ход восстания В 1668 году события начали стремительно развиваться. В этот день на остров высадилось войско лучников под командованием стряпчего Игнатия Волохова. Началась осада монастыря, продолжавшаяся восемь лет. Архимандрит Никанор стал предводителем восставших. Количество осажденных в 1674 году составляло более четырехсот монахов и мирян. Кроме того, повстанцев поддержали жители Поморья, которые доставляли в монастырь припасы.
Сначала Волохов отправил гонца к монахам, но переговоры не увенчались успехом. Когда он попытался силой проникнуть в монастырь, его встретили артиллерийским огнем. В первые годы осада была неполной, поскольку власти надеялись на мирное разрешение конфликта.
Тяжело было Царю пустить в ход оружие против монастыря. Осада длилась 8 лет. В 1670г. Не все из братии были согласны на войну. Царские войска,не стреляли.
Блокада тянулась. Мятежники утомлялись. В 1673г. Поставлено:"За Государя богомолье оставить". Иеромонахи и священники отказались это делать. Их бросили в тюрьму. Началось внутреннее разложение. Стали увеличиваться перебежчики.
От Царя пришёл приказ:"Искоренить мятеж". Мещерский приступил к обложению. Перебежчик старец Феоктист,указал воеводе секретный ход. Войско проникло 22 января 1676г. Военная победа не изменила духовной атмосферы севера. Побежденные монахи прославлялись,как "новые страстотерпцы,преподомученики". Раскол в обществе усилился. Белый Ветер с приходом на Русь всякой чужеродной нечисти в круги власти началось истребление славян и продолжают до сих пор.
Сергей Так уничтожили настоящую Веру Руси! Крестоносцы нас победили. Теперь они сидят в наших храмах и мы руки им целуем. Прочитайте сайт Вячеслава Куланова: Академия храм. Там всё подробно написано об этом.